06.05.1934 Елена Рерих Александру Асееву

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
(Wikipedia python library)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=fromto style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">Елена Рерих Рихарду Рудзитису</p>
+
<p class=fromto style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">Елена Рерих Александру Асееву</p>
<p class=MsoDate align=right style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;page-break-after:auto;
<p class=MsoDate align=right style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;page-break-after:auto;
mso-outline-level:body-text'><span style='mso-no-proof:yes'>«Урусвати»</span></p>
mso-outline-level:body-text'><span style='mso-no-proof:yes'>«Урусвати»</span></p>
-
<p class=MsoDate align=right><span style='mso-no-proof:yes'>17-5-34</span></p>
+
<p class=MsoDate align=right><span style='mso-no-proof:yes'>6 мая 1934</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Родной Рихард Яковлевич, буду
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Сотрудник,</span></p>
-
так обращаться к Вам, ибо Вы любили и духовно были близки нашему родному
+
-
Феликсу Денисовичу. Вы правильно пишете, что всем членам Общества предстоит
+
-
большое испытание. Но я не сомневаюсь, что испытание это будет пройдено
+
-
успешно. Разве Ф.Д. не оставил духовных наследников (к ним я прежде всего
+
-
причисляю Вас), которые, несмотря ни на что, будут продолжать начатое великое и
+
-
светлое дело?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Конечно, Ф.Д. был прав, что
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Письмо Ваше от 4 апреля лежит
-
Лига Культуры может существовать независимо от Общества друзей Рериха. Важно
+
передо мною, разберу его и отвечу насколько возможно исчерпывающе. Начнём с
-
лишь, чтобы сохранено было имя Н.К. как инициатора этой идеи, как почётного
+
Вашего утверждения, что Вы принадлежите к типу людей, называемых «однолюбами».
-
Председателя, ибо это даст ей большие связи и возможности развития, особенно в
+
Это, несомненно, первое качество для каждого серьёзного ученика, но для
-
будущем. Также совершенно необходимо, чтобы в неё вошли некоторые члены
+
действительного успеха необходимо, чтобы это однолюбие к предмету простиралось
-
Общества друзей Рериха, но действовать и выступать она может совершенно
+
бы главным образом на Учителя. Есть несколько Учителей Великого Братства,
-
самостоятельно, лишь объединяя и координируя иногда свои выступления с прочими
+
принимающих учеников и руководящих ими, и для каждого, вступающего на ступень
-
Отделениями, когда это касается защиты Культуры, как, например, при выступлениях
+
ученичества, а не просто изучающего <i style='mso-bidi-font-style:normal'>книжный
-
за принятие Знамени Мира и т. д.</span></p>
+
</i>оккультизм, совершенно необходимо бесповоротно решить в глубине сердца
 +
своего, который из Учителей Великого Братства ему ближе, и затем отдать себя
 +
всецело, без всяких ограничений и условий, этому Высокому Руководству. Обычно
 +
вопрос выбора Учителя довольно прост – Учитель, который ближе по карме,
 +
посылает тем или иным способом Свою Весть или Учение тому, кто связан
 +
кармически с Ним или с Его ближайшими Доверенными. Но очень часты случаи, когда
 +
человек, стремящийся и позванный, в своём желании немедленного приближения и
 +
ещё большего знания бросается на поиски других Учений и другого Великого
 +
Учителя и, в своём раздвоении и даже растроении, теряет своё место на лестнице
 +
восхождения. Припомните всё, что сказано в Учении об избрании Учителя.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень своевременно это
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Привожу ещё слова Владыки:
-
объединение Культурных сил, и на первых порах пусть оно произойдёт на основах
+
«Утвердиться сердцем на Владыке есть первое условие на пути к Миру Огненному.
-
чисто творческих выявлений и интересов в разных областях жизни. Конечно, крайне
+
Невозможно прийти к Вратам завещанным без этого огненного условия. Ведь
-
желательно, чтобы члены этой Лиги оказались действительно культурными людьми, в
+
Руководство должно быть осознано духом и сердцем, ибо только принятие Руки Владыки
-
том смысле, как понимаем это определительное мы, а не в силу только носимого
+
недостаточно без отдачи сердца Владыке. Нужно понять тот закон, который
-
ими ярлыка «образованных» людей. Но последнее условие гораздо труднее, потому,
+
связывает Учителя с учеником, ибо без явления полного примыкания к Владыке не
-
если такая Лига осуществится, придётся проявить большую <i style='mso-bidi-font-style:
+
происходит связи. Полное принятие Руководства требует сознательного отношения,
-
normal'><span style='text-transform:uppercase'>терпимость, </span></i>стараясь
+
ибо нужно понять и почувствовать в сердце тепло, которое исходит из недр духа.
-
объединить тех, кого можно. <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
Нужно особенно чуять и научиться распознавать то, чем связана сущность Владыки
-
style='text-transform:uppercase'>время </span></i>и обмен мыслей отберут
+
с сущностью ученика. Так, нужно помнить, что вибрации и карма являются звеньями
-
полезных сотрудников, которые смогут подойти ближе и воспринять Основы Живой
+
к Миру Огненному».</span></p>
-
Этики, излагаемые в Учении.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Прав был Ф.Д., говоря и о
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Да, страшно опасно разбрасываться
-
подвижности Плана. Основной План остаётся незыблемым, но подробности его должны
+
на первых порах. Не забывайте о годах испытания и подготовления организма,
-
быть <i style='mso-bidi-font-style:normal'>подвижны. </i>Ведь в Космосе всё
+
через которые неминуемо должны пройти все серьёзно вступившие на Путь Служения
-
живёт, всё движется, всё волнуется. Как говорят буддисты – ни один предмет не
+
и которым подвергаются и очень высокие духи. Конечно, всё сказанное не
-
остаётся тем же самым в два последующих мгновения. Мы должны приспособляться к
+
относится к книжным оккультистам, но, как я понимаю, Вы хотели бы быть принятым
-
встающим обстоятельствам, если хотим охранить основной План. Это и есть та
+
в число учеников, ибо Вы говорите о Вашем единственном желании встретиться с
-
великая Целесообразность, которая правит Космосом. Помните, что сказано о
+
Учителем и работать под Его Руководством. Прежде всего на это я отвечу, что ещё
-
непреложности и подвижности Плана. Между прочим, слышали ли Вы от Ф.Д. о
+
не встречала такого человека, который, ознакомившись даже только поверхностно с
-
тактике Адверза?</span></p>
+
Учением (именно такие прежде всего хотят проникнуть в Великое Братство), не
 +
желал бы, главным образом, встретиться с Учителем и, бросив все тяготы земные,
 +
удалиться в Их Общину. Причём совершенно не представляя себе, сможет ли его
 +
физическое тело выдержать страшное нагнетение атмосферы, окружающее эту
 +
Твердыню. Нужно помнить, что трансмутация организма, нервных центров должна
 +
происходить здесь, на Земле, среди борений духа, среди всех тягот и трудностей
 +
жизни, среди всех раздражающих мелочей обихода. Лишь это борение вызывает
 +
нужные энергии для трансмутации и изжития всех отягощающих дух наш отложений,
 +
привычек и привязанностей. Земная жизнь есть именно чистилище, и, не пройдя
 +
через него, нельзя вступить в Рай – Братство. Огни высших энергий опалят
 +
отягощённую ауру. Община Братства слишком удалена от земных условий, чтобы
 +
явиться тем нужным пробным камнем.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь относительно
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Кроме того, Владыки никогда
-
выступлений в печати со статьями на темы, затронутые в Учении. Это никогда не
+
не вторгаются в карму человека и потому не делают никаких исключений. Лишь
-
возбранялось, но даже поощрялось. Конечно, желательно, чтобы Учение толковалось
+
карма может привести человека в Их Общину. И если такая карма налицо, то никто
-
в правильном освещении. Писать можно и под псевдонимом. Между прочим, я очень
+
и ничто, кроме самого человека, не сможет воспрепятствовать осуществлению её.
-
не люблю слово <i style='mso-bidi-font-style:normal'>оккультизм, </i>оно так
+
Пусть это последнее соображение окрылит Вас. Приложите все Ваши устремления как
-
опошлено, и невежественные массы склонны подразумевать под ним всякое
+
можно лучше провести в жизни всё данное Учением и предоставьте остальное карме
-
чернокнижие, всякое разрушение. Я предпочла бы называть даваемое Учение так,
+
и Великому Знанию Владык.</span></p>
-
как называет его Сам Владыка, именно Основами Живой Этики. Кто может что
+
-
сказать против этого высокого понятия?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень отрадно было слышать о
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Не всегда великие Духи,
-
мудром водительстве Ф.Д., и, конечно, желательно, чтобы работа тесного кружка
+
несущие Поручение, посещали Братство во время своего земного Пути. Так,
-
продолжалась по программе, намеченной Феликсом Денисовичем. Рефераты, задание
+
например, Аполлоний Тианский был позван в Братство, но Он же в своём воплощении
-
письменных работ по Учению и совместные обсуждения крайне полезны. Именно, многим
+
как Ориген, приняв тяжкое поручение охранить чистоту Учения в христианстве,
-
нужно научиться мыслить, и концентрировать свои мысли иногда легче с пером в
+
вместо радостного свидания и работы в Братстве, томился в тюрьме.</span></p>
-
руках. И книжечки для детей с изложением основ Живой Этики тоже очень нужны.
+
-
Можно наполнить их такими жизненными ответами на все насущные вопросы, не
+
-
опрокидывая ничего, но лишь расширяя в свете Учения каждое понятие и указывая
+
-
новые пути в связи с Живой Этикой и достижениями науки. Расширенное сознание
+
-
изберёт свой путь.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Издание журнала – мысль
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Если же Вы подразумеваете наш
-
прекрасная, и содержание намеченное правильно. Конечно, можно будет давать
+
Гималайский Ашрам, то это, конечно, много осуществимее. Здесь лишь нужно
-
статьи о Живой Этике, широко пользуясь данными Учения. Также и статьи с
+
Указание, Разрешение на это Владыки и исполнение некоторых сроков. Пожалуйста,
-
«оккультной окраской», как Вы выражаетесь, тоже привлекают читателей. Из этой
+
не ожидайте конца мира на 1936 год. Ничего подобного не случится, но произойдут
-
области Таинственного можно было бы привести массу интересного и поучительного.
+
другие важные события. Во всяком случае, будьте уверены, что всем, сердцем
-
Ведь знаки из Тонких Миров очень просачиваются сейчас на Землю. Вы спрашиваете,
+
устремляющимся к Владыке, не грозит опасность взлететь на воздух и раствориться
-
от чьего имени издавать журнал? В этом полагаюсь на Вас и Карла Ивановича.
+
в синеве небес или быть поглощёнными разверзнувшейся бездной. Мощный Колокол
-
Важен успех, потому и пользуйтесь тем именем, которое Вам кажется удачнее для
+
соберёт растерянных путников не на Гималаях непременно, есть и другие, не менее
-
этого. Если Вы будете редактором его, то не сомневаюсь, что с Вашим
+
важные места. Сроки пускать в пространство не следует, но всегда хорошо быть
-
литературным талантом и вкусом можно достичь большого успеха. Если есть
+
духом на отлёте; устремление в будущее есть лучшее упражнение в отрыве, но тем
-
возможность, начните с небольшого. Но повторяю, делайте всё в пределах
+
с большей добросовестностью следует выполнять наши обязанности каждого дня.
-
возможностей, <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:
+
Скажу, что все принявшие сердцем Учение близки нам и никто не будет забыт.</span></p>
-
uppercase'>не перетягивайте струн.</span></i></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы, конечно, имеете уже
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о Вашей второй книге<ref> Речь идёт о втором номере альманаха <i
-
сборник д-ра Асеева <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Оккультизм и Йога. </i>Он
+
style='mso-bidi-font-style:normal'>Оккультизм и Йога.</i></ref>. Конечно,
-
просил меня написать ему моё суждение о сборнике и комментировать его личную
+
сборник интересен, содержателен и хорош внешностью. Ваши личные статьи
-
статью, что я и сделала, ибо в ней встречается ложное освещение Учения. И так
+
существенны и полезны, с одним лишь я не согласна, Вы слишком преувеличиваете
-
как этот сборник, несомненно, проникнет и в Рижское общество и подошедшие к
+
достижения Хатха-Йоги, говоря, что «адепты её подобно раджа-йогам пробуждают
-
Учению могут вынести на основании этой статьи некоторые ложные представления,
+
кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства и освобождения от оков
-
то я и посылаю Вам выдержки из моего письма к д-ру Асееву. Владыка указал мне
+
физической материи...». Это не совсем так. Степень блаженства, достигаемого
-
послать эти выдержки и в другие группы. Конечно, письмо это я пересылаю Вам <i
+
подобными адептами, очень относительна, но никакого освобождения от оков
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>конфиденциально,
+
физической материи, в том смысле, как это понимается Учителями Оккультизма,
-
</span></i>и, комментируя неправильность суждения д-ра Асеева по некоторым
+
посредством Хатха-Йоги не достигается.</span></p>
-
вопросам, Вы не будете ссылаться на получение Вами этого моего письма к нему.
+
-
Пусть это идёт от Вас.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень благодарна Вам за
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Как сказано в Учении: «Мы не
-
присылку мне страницы из статьи Ф.Д., по прочтении верну её Вам немедленно.</span></p>
+
знаем никого, достигшего путём Хатха-Йоги». Даже то развитие низших сиддх,
 +
которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений
 +
(западная литература не знает и половины этих ужасов), непрочно, и в следующих
 +
своих воплощениях все эти сиддхи могут быть <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
 +
style='text-transform:uppercase'>утеряны. </span></i>Ценны и прочны лишь те
 +
достижения, которые приходят <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
 +
style='text-transform:uppercase'>естественно, </span></i>ибо тогда они являются
 +
проявлением внутреннего <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
 +
style='text-transform:uppercase'>духовного развития </span></i>и никогда не
 +
могут <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>быть
 +
утрачены; </span></i>и при таком духовном развитии можно достичь
 +
всеисчерпывающих явлений. Упражнения в Хатха-йоге, именно, только самая лёгкая
 +
пранаяма, производимая с большою осторожностью, <i style='mso-bidi-font-style:
 +
normal'><span style='text-transform:uppercase'>могут </span></i>укрепить
 +
здоровье, в обратном случае <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
 +
style='text-transform:uppercase'>они приведут </span></i>к медиумизму,
 +
одержанию, так называемому сумасшествию.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о медицинских записях
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Совершенно справедливо индусы
-
Феликса Денисовича. Конечно, если сын Ф.Д. найдёт возможным переслать одну
+
высокого духовного развития с большим неодобрением взирают на Хатха-йогу и
-
копию их для хранения в Институте <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Урусвати</i><ref> Имеется в виду Институт гималайских исследований,
+
говорят, что в лучшем случае Хатха-Йога годится лишь «для тучных и для больных».
-
основанный семьёй Рерих в Кулу. Издавал журнал на английском языке: <i
+
Также и часто упоминаемый и цитируемый в Вашем сборнике Свами Вивекананда был
-
style='mso-bidi-font-style:normal'>Journal of Urusvati Himalayan Research
+
очень против погони за так называемыми сиддхами и чудесами и приводил в пример,
-
Institute (Урусвати).</i></ref>, мы будем очень
+
как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые
-
благодарны ему. И он может быть уверен, что лишь научный интерес и уважение к
+
большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом. Потому
-
памяти нашего родного Ф.Д. руководит нами в желании иметь эти записи. Мы не
+
главный пробный камень для всех духовных учителей лежит <i style='mso-bidi-font-style:
-
заинтересованы ни в каких финансовых соображениях.</span></p>
+
normal'><span style='text-transform:uppercase'>не </span></iчудесах, но в их
 +
<i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>магните
 +
сердца, </span></i>в их оккультной способности <i style='mso-bidi-font-style:
 +
normal'><span style='text-transform:uppercase'>духовно трансмутировать </span></i>окружающую
 +
их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого
 +
требуются не низшие сиддхи хатха-йога, <i style='mso-bidi-font-style:normal'>но
 +
<span style='text-transform:uppercase'>огненный синтетический луч, </span></i>присущий
 +
открытым центрам. Никакая пранаяма не даст Вам необходимого очищения и высоких
 +
следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы
 +
Йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме, каждый
 +
средний индус ежедневно проделывает её, но как далеки они от духовных
 +
достижений! Потому не полагайтесь на одну пранаяму.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь большая личная просьба
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Высшее достижение йога есть
-
к Вам, родной Рихард Яковлевич. Среди книг Ф.Д. должно быть несколько копий
+
открытие Глаза Дангмы, и это не есть то, что мы называем ясновидением, но
-
книги <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Община</i><ref> Речь идёт о первом монгольском издании (1927 г.). <i
+
именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается,
-
style='mso-bidi-font-style:normal'>— Г. P.</i></ref>, очень прошу
+
но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и
-
Вас сохранить эти книги у себя и никому до времени не выдавать их и даже не
+
самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в
-
говорить об их существовании. Будут сделаны многие попытки получить именно эту
+
«чаше». Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен
-
книгу.</span></p>
+
стремиться каждый <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:
 +
uppercase'>некнижный </span></i>оккультист.</span></p>
-
<p class=MsoBodyTextIndent>Может быть, первый натиск придёт из Парижа от г-на
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также неправильно Ваше
-
Шклявера. Скажите ему, что такой книги в продаже не имелось и не имеется.</p>
+
утверждение, что «тайноведение никогда не обладало бы точным знанием
 +
астрального плана, которое стало ему доступно благодаря самоотверженным трудам
 +
хатха-йогов...». Это утверждение равносильно высказыванию, что основы физики и
 +
химии стали известны Румкорфу и Круксу благодаря трудам студентов первого
 +
курса, изучающих эти основы; или что почвовед знает меньше о земле, нежели
 +
простой землепашец.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о сокровенном
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Затем, разница между
-
Портрете. Думаю, он должен храниться в Обществе. Может быть, можно будет
+
Хатха-Йогой и Раджа-Йогой именно <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
-
сделать маленький шкап-киот, в котором держались бы этот Портрет и другие
+
style='text-transform:uppercase'>качественная, </span></i>а не количественная,
-
сокровенные памятные вещи. Конечно, шкап этот должен обычно быть закрыт, и лишь
+
как Вы пишете. Хатха-Йога далее низших психических явлений <i style='mso-bidi-font-style:
-
при собраниях тесного кружка можно иногда открывать его. Если это
+
normal'><span style='text-transform:uppercase'>никогда </span></i>подняться не
-
затруднительно, то я хотела бы, чтобы Портрет этот был передан <b
+
может. И никогда ещё не было случая, чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их
-
style='mso-bidi-font-weight:normal'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
совершенно различны, и «полновесные Жемчужины», которыми, по Вашему мнению,
-
style='text-transform:uppercase'>вам. </span></i></b>Книги, принадлежавшие
+
может наградить нас хатха-йог, относятся к Жемчужинам Раджа-, Жнана-, Бхакти- и
-
Ф.Д., тоже могли бы храниться при Обществе, так же как и наша переписка. Если
+
Агни-Йога так, как искусственные изготовления этих перлов к живым жемчужинам.
-
же это почему-либо неудобно, не откажите сохранить её у себя. Делайте, как
+
На этой же странице, в этих же строках, мне не ясна Ваша мысль, привожу её: «Но
-
удобнее, как проще, как легче. Важно лишь охранить всё <i style='mso-bidi-font-style:
+
тем не менее и Хатха-йога дарит своим адептам полновесные Жемчужины Высшей
-
normal'><span style='text-transform:uppercase'>сокровенное </span></i>от<span
+
Жизни, и поэтому каждый оккультист должен рассматривать агни-йогические
-
style='text-transform:uppercase'> </span>праздных любопытствующих.</span></p>
+
достижения как огромную победу духа над материей...» Здесь Вы как будто ставите
 +
Агни-Йогу на одну доску с Хатха-йогой, тогда как именно эти две Йоги <i
 +
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>диаметрально
 +
</span></i>противоположны друг другу. Как Сказано: «Именно Агни-Йога не имеет <i
 +
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>ничего
 +
общего </span>с <span style='text-transform:uppercase'>хатха-йогой – </span></i>это
 +
нужно очень понять». Агни-Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной
 +
трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими
 +
механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого
 +
Учителя. Высокие степени её доступны лишь духу, имеющему многовековые духовные
 +
отложения в центре «чаши». Тогда как для хатха-йога последнее условие не
 +
является непременным. Кроме того, Агни-Йога отличается ещё тем, что подвиг её
 +
должен явиться в жизни, тогда как прочие Йоги (кроме Карма-Йоги) слишком
 +
отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию. Также нельзя
 +
каждого вступившего на стезю одной из Йог сразу называть йогом. Йога, или
 +
связь, достигается упорным <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
 +
style='text-transform:uppercase'>непрестанным </span></i>духовным трудом, и
 +
путь её ускорен лишь, как сказано уже, кармическими накоплениями. Потому, когда
 +
Вы пишете, что «раджа-йог становится порой изувером, и жнана-йог увлекается
 +
умственными спекуляциями, и бхакти-йог упивается смертными муками еретиков...»,
 +
правильнее было бы сказать – «имеющий в себе задатки стать в следующих своих
 +
жизнях раджа-, или жнана-, или бхакти-йогом, может проявляться сначала как
 +
изувер, умственный спекулянт, ханжа»... Раз достигнута высокая ступень
 +
истинного йога – раджа, жнана или бхакти, не может быть таких страшных уклонений.
 +
Царь Духа не может стать «изувером», и Жнана – Мудрец, обладающий Глазом
 +
Дангмы, не может вдаться в невежественные умствования, так же как Бхакти –
 +
Владыка Космического Магнита, всевмещающего сердца, не может «упиваться
 +
смертными муками».</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Кажется, ответила на все Ваши
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В Учении, когда говорится,
-
вопросы. Не обременяйтесь слишком большим чтением теософических книг. Если
+
что в несносном атлете можно усмотреть будущего хатха-йога или в ханже –
-
можно, придерживайтесь книг Блаватской, <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Писем
+
будущего бхакти и в изувере – раджа-йога и т. д., именно, имеются в виду
-
Махатм </i>и даваемого Учения. В них дано широко и нет заблуждений. К
+
характерные задатки, которые, будучи трансмутированы огнём духовности, могут
-
прискорбию, нельзя сказать того же об обильной теософической литературе. Очень
+
дать определённые формы Йоги. Но нельзя это брать в обратном построении.</span></p>
-
опасны именно комментарии на Учение, потому очень просматривайте статьи, которые
+
-
будут Вам вручаться для помещения в Сборник. Если возникнет какое сомнение в
+
-
вопросах об Учении, всегда буду рада Вам осветить их при помощи Владыки.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Примите также мой совет и
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также для Вашего сведения
-
берегите здоровье. Также скажите это и всем тем, кто со слишком большим рвением
+
добавлю, что Хатха-Йога ещё тем опасна, что она, своеобразно укрепляя
-
отдаются некоторым (иногда не вполне понятым) указаниям, встречаемым ими на
+
астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и
-
страницах Учения. Всё насильственное не допускается в Учении, ибо это не может
+
тем самым задерживает эволюцию духа. Также при храмах Индии держали и ещё
-
дать благих результатов. Равновесие духа и тела необходимо. Если будет нужно
+
держат иногда хатха-йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими
-
усиленное напряжение, оно и будет указано. Берегите здоровье!</span></p>
+
для некоторых низших нужд, но никогда ни один хатха-йог не мог быть истинно
 +
Посвящённым. И раз такой хатха-йог покидал храм, больше вернуться в него он не
 +
мог, ибо, имея лёгкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишённый высшего
 +
контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и даже орудием
 +
самых тёмных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже
 +
избегали слуг с медиумической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни
 +
один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным Агаи-йогом.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Всего светлого и радостного.</span></p>
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Владыки очень опечалены
 +
развитием низших степеней психизма в ущерб истинной духовности. Без понимания и
 +
приложения в жизни Живой Этики и духовного понимания, лишённые равновесия, эти
 +
явления часто приводят к печальным результатам. Потому для того, чтобы стать
 +
действительно оккультным учеником, следует прежде всего работать над
 +
нравственной, духовной стороной жизни путём применения Учения в жизни, что даст
 +
неминуемое расширение сознания и необходимое равновесие. Учение, прежде всего,
 +
прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления
 +
псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному Ученичеству. Чтобы
 +
наполнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные
 +
вибрации. Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению.</span></p>
-
<p class=a align=center><span style='mso-no-proof:yes'>Духом и сердцем с Вами,</span></p>
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Потому в Вашем сборнике
 +
хорошо бы подчеркнуть большое значение Живой Этики. Великая миссия – зажигать
 +
сознание людей подвигом, который преобразит их сущность. Может быть, никогда
 +
так не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас! Какое прекрасное слово –
 +
подвиг! Как оно выразительно, и, заметьте, оно не имеет себе эквивалента ни в
 +
одном западном языке. Итак, будем помнить, что связь с Учителем устанавливается
 +
через очищенное мышление, в сердце, и долгим упорным трудом над собою.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь хочу предупредить Вас,
 +
как опасен книжный оккультизм. Масса вреднейших книг выпущена на книжный рынок.
 +
Одни книги г-на Ледбитера, за исключением его труда <i style='mso-bidi-font-style:
 +
normal'>Inner Life</i><ref> <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Внутренняя
 +
жизнь (англ.).</i></ref>, когда его
 +
мышление отражало ещё мысли Е.П.Б., являются таким материалом. Впрочем, может
 +
быть, по счастью, они не все переведены на русский язык. Как сказано, «много
 +
творений рук, лишённых красоты, знания и честности». И Вы напрасно думаете, что
 +
уход Ледбитера большая утрата для Теософского общества. Именно Ледбитер явился
 +
злым гением этого движения. Именно он нанёс вред всему движению. Как сказано
 +
Великим Учителем: «одна Блаватская знала», и наша задача в будущем будет
 +
поставить на должную высоту почитание этой великой <i style='mso-bidi-font-style:
 +
normal'><span style='text-transform:uppercase'>женщины-мученицы. </span></i>Если
 +
бы Вы знали всю литературу о Блаватской и все поступки и предательства её
 +
ближайших сотрудников. Вы ужаснулись бы бездне человеческой неблагодарности,
 +
мерзости и невежества; конечно, именно из последнего вытекают все гнусности.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Спасибо за желание прислать
 +
мне переведённые извлечения из <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Тайной
 +
Доктрины, </i>но перевод её уже мною закончен, лишь второй том ждёт
 +
окончательной подчистки. Указ о переводе исходит от Самого Владыки, кроме того,
 +
Владыка Сам даст Предисловие к этому переводу. Много воды утечёт, и многое
 +
изменится, потому запреты не страшны. Некоторые главы из второй части первого
 +
тома о символизме у меня имеются, и должна сказать, что перевод их очень хорош.
 +
Но, к сожалению, мы достали их, когда перевод уже был сделан. Также выписала я
 +
и перевод первой части, и должна Вас предупредить, что это не есть перевод <i
 +
style='mso-bidi-font-style:normal'>Тайной Доктрины </i>Е.П.Блаватской, но лишь
 +
сокращённый перевод <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
 +
style='text-transform:uppercase'>сокращённого </span></i>же изложения <i
 +
style='mso-bidi-font-style:normal'>Тайной Доктрины </i>Блаватской, сделанный
 +
г-жою Екатериной Хиллард, причём встречаются явные искажения смысла. Мне
 +
кажется, что сокращение <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Тайной Доктрины, </i>когда
 +
она полностью ещё не переведена, есть великое кощунство.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>К моему большому сожалению,
 +
не могу исполнить сейчас Вашу просьбу о книге Грюнведеля. Книга эта находится в
 +
библиотеке моего старшего сына в Америке, и за отсутствием его она заперта. Что
 +
же касается до фельетонов д-ра Лаодзина, то судьба наших копий тождественна с
 +
Вашими; перед уходом в пустыню я отослала все записи в Америку. Могу сказать,
 +
что Владыка подтвердил факт этого посещения, но добавил, что доктор видел
 +
только то, что ему было показано, причём свои заключения он делал сам, и они не
 +
совсем сходятся с истиной.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о биографии Франчиа Ла
 +
Дью. У меня нет никаких материалов о ней, и сама я никогда не встречалась с
 +
нею, она всегда жила в Калифорнии и умерла через год после нашего приезда в
 +
Америку. Но мисс Э. Лихтман, которая сейчас приехала в наш Ашрам, послала
 +
запрос г-ну Доуэру, прося его прислать все имеющиеся у них данные о Франчиа Ла
 +
Дью и об основании их Общества. По получении пошлю их Вам, и, если хотите,
 +
постараемся даже перевести их для Вас. Но, конечно, ждать этого скоро нельзя,
 +
ибо в лучшем случае я смогу получить это в середине июля, и, значит, Вы можете
 +
рассчитывать иметь этот материал лишь в половине августа. Конечно, как всегда,
 +
после смерти главной пружины духовная жизнь Общества, несмотря на рост внешний,
 +
затруднилась. Наследники не всегда следуют по стопам основателей. Со следующей
 +
почтой вышлю Вам книгу Учения <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Темпль
 +
Артизан, </i>или, как она называется, <i style='mso-bidi-font-style:normal'>From
 +
the Mountain Top<ref> Речь идёт об обществе <i style='mso-bidi-font-style:
 +
normal'>Temple of the People (Храм Человечества), </i>основанном Франчиа Ла Дью
 +
в Сиракузах, штат Нью-Йорк, в 1898 году. Общество издавало журнал <i
 +
style='mso-bidi-font-style:normal'>Temple Artisan, </i>где печатались Послания
 +
Учителя Иллариона. Затем они были собраны членами Общества и опубликованы в
 +
книгах: <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Teachings of the Temple (Учение
 +
Храма), From the Mountain Top (С Горной Вершины), Temple Messages (Храмовые
 +
Послания), </i>куда вошли также и Послания Учителя Мории.</ref>.</i></span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень тяжела для нас утрата
 +
Ф.Д.Лукина. Это был наипреданнейший друг и сотрудник, умел принять Учение
 +
сердцем и проводить его в жизнь. Среди его наследников есть несколько очень
 +
ценных работников, и они будут продолжать начатые им светлые дела. Очень ценны
 +
оставленные им медицинские записи. Многие Указания шли из Высокого Источника.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь ещё о Вашем сборнике.
 +
Не думаете ли Вы, что следовало бы уделить больше места статьям об Основах
 +
Миропонимания? Ведь Теософский журнал<ref> <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Вестник
 +
Теософии, </i>выходивший в России в 1908–1918 гг.</ref><span
 +
style='mso-spacerun:yes'>  </span>прекратился, если я не ошибаюсь, незадолго до
 +
революции, потому уже целое новое поколение ничего не слышало, ничего не знает
 +
об основных Законах в свете Великого Учения. <i style='mso-bidi-font-style:
 +
normal'>Вестник</i><ref> Журнал Российского Теософского общества в зарубежье,
 +
издавался в Женеве.</ref> издаваемый
 +
г-жою Каменской, не может напитать. Сейчас сотрудник Латвийского общества
 +
Александр Иванович Клизовский пишет книгу в этом направлении и присылает мне
 +
отдельными главами на просмотр, с помощью Владыки я могу дополнять, и там, где
 +
нужно, исправить. Труд его очень ценный, он даёт то, что сейчас так неотложно
 +
нужно, именно Основы нового Миропонимания, причём мысль его работает чётко и он
 +
широко и умело пользуется книгами Учения. Он мог бы Вам дать что-нибудь для
 +
Вашей книги. Также и Рихард Яковлевич Рудзитис, прекрасный поэт и писатель,
 +
недавно прислал мне свою превосходную статью <i style='mso-bidi-font-style:
 +
normal'>О влиянии Красоты.</i></span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы спрашиваете – не написали
 +
ли Вы чего лишнего в статье о Знамени Мира? По этому поводу я уже писала мои
 +
соображения Н.К. и потому отвечу Вам приблизительно теми же словами: «Многими
 +
запрещениями можно запутать и потушить устремление, да иногда и так называемые
 +
допущенные неосторожности, сделанные с благим намерением, принесут больше
 +
пользы, нежели вреда». <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
 +
style='text-transform:uppercase'>конечно, не выводите из этого правила.
 +
осторожность и всякая бережность есть главные качества ученика, </span></i>ибо
 +
он знает, к каким энергиям он прикоснулся.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы правы, статья Нины
 +
Рудниковой <i style='mso-bidi-font-style:normal'>В недрах Космоса </i>превосходна,
 +
так же я всем сердцем чувствую статью М. Никитина. Г-ну Миллеру послана копия <i
 +
style='mso-bidi-font-style:normal'>Агш-Йоги. </i>Теперь о посылке перстня. Конечно,
 +
это знак доверия со стороны Н.К. и всегда очень ценится всеми получающими его.
 +
Больше сказать не могу, ибо это его посылка. Ваше письмо от 22 февраля
 +
переслано Н.К., но не знаю, где оно его настигнет. У него большие переезды.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы правы, что <i
 +
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>не
 +
следует, </span></i>чтобы сборник <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Оккультизм
 +
и Йога </i>считался агни-йогическим официозом. У нас существует Комитет для
 +
издания <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>исключительно
 +
книг учения, </span></i>и ничто другое не должно быть связано с этими книгами.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь по желанию Владыки
 +
пересылаю Вам страницу Учения: «О последних часах пребывания на Земле следует
 +
очень заботиться. Часто последнее устремление может предопределить последующую
 +
жизнь, также и слои, в которых будет дух пребывать. Конечно, недопустимо звать
 +
в земные сферы, когда дух уже оторвался. Ткани, которые уже освободились от
 +
земного притяжения, напрягаются в страшном усилии, чтобы опять ассимилироваться
 +
с земною атмосферою. Нужно приучаться мыслить при уходе так же, как и при
 +
рождении, и нужно уметь согласовать приёмы. Так же, как вредны задержки при
 +
рождении (в Америке, чтобы не беспокоить ночью персонал, родильницам дают
 +
задерживающие средства), вредны задержки при смерти (всякие вспрыскивания).
 +
Тонкое образование нового тела должно быть принято во внимание. Раны,
 +
причинённые уходящему, приходится лечить в Тонком Мире. Самое жестокое
 +
обращение являют с уходящими. Можно сказать – не смерть мучает, но живые люди.
 +
Все приблизившиеся к огненному Учению должны знать об этом. На пути к Миру
 +
Огненному запомним о законе, утверждающем последние минуты перехода». Эта беседа
 +
была дана в связи с уходом Ф.Д. Лукина. Когда дух его уже отрывался, ему был
 +
вспрыснут кофеин, что причинило ему ненужные страдания. Конечно, родные думали
 +
сделать лучше, но как ужасно это невежество! Конечно, это последнее сведение
 +
лишь для Вас, и мы не обсуждаем его с близкими Ф.Д. – семья далека от Учения.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Почему Вы думаете, что у меня
 +
создалось впечатление о Вас как об очень пожилом человеке, и т. д.? Я знала,
 +
что Вы молоды, и радовалась этому. Вы одних лет с моим старшим сыном Юрием,
 +
который сейчас в отъезде, сопутствует своему отцу.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень прошу Вас не сетовать
 +
на мои замечания и слова. Я знаю, что Вы мужественны и можете стать серьёзным
 +
учеником и сотрудником, потому и беседую с Вами без всякой сентиментальности и
 +
захваливания. Ведь и Учитель говорит: «Учение не есть орешки в сахаре...», лишь
 +
сильный духом может дойти и быть принят в ученики. Запомните, что Наш Владыка –
 +
Тот, Кого называют иногда «Учитель Учителей» (The Master of Masters), потому
 +
Учение Его так прекрасно в своей жизненности, суровости и краткости чётких
 +
формул. Будьте уверены, что на всё, что касается до освещения Учения, я всегда
 +
готова и даже рада буду ответить.</span></p>
 +
 
 +
<p class=a align=center><span style='mso-no-proof:yes'>Всего Вам светлого,</span></p>
<p class=MsoSignature align=right><span style='mso-no-proof:yes'>Елена Рерих</span></p>
<p class=MsoSignature align=right><span style='mso-no-proof:yes'>Елена Рерих</span></p>
-
<p class=MsoBodyTextIndent style='margin-top:6.0pt'>Широкая терпимость,
+
<p class=MsoNormal style='margin-top:6.0pt'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
-
великодушие и устремление в будущее – завет Н.К.</p>
+
style='mso-no-proof:yes'>P. S. </span></i><span style='mso-no-proof:yes'>Имею
 +
две-три темы предложить Вам по Вашей специальности в связи с Учением. Может быть,
 +
загоритесь ими и напишете ценный труд.</span></p>
<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;text-indent:0cm'><span
<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;text-indent:0cm'><span
Строка 167: Строка 403:
<references/>
<references/>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
-
{{LetterPostEdit|19.06.1933 Елена Рерих Феликсу Лукину|Письма с Гор т.1, Оглавление|06.05.1934 Елена Рерих Александру Асееву}}
+
{{LetterPostEdit|17.05.1934 Елена Рерих Рихарду Рудзитису|Письма с Гор т.1, Оглавление|14.06.1934 Рихард Рудзитис Елене Рерих}}
[[Категория:Письма Е.И.]]
[[Категория:Письма Е.И.]]
[[Категория:Письма с Гор т.1]]
[[Категория:Письма с Гор т.1]]

Версия 14:30, 6 марта 2007

Елена Рерих Александру Асееву

«Урусвати»

6 мая 1934

Дорогой Сотрудник,

Письмо Ваше от 4 апреля лежит передо мною, разберу его и отвечу насколько возможно исчерпывающе. Начнём с Вашего утверждения, что Вы принадлежите к типу людей, называемых «однолюбами». Это, несомненно, первое качество для каждого серьёзного ученика, но для действительного успеха необходимо, чтобы это однолюбие к предмету простиралось бы главным образом на Учителя. Есть несколько Учителей Великого Братства, принимающих учеников и руководящих ими, и для каждого, вступающего на ступень ученичества, а не просто изучающего книжный оккультизм, совершенно необходимо бесповоротно решить в глубине сердца своего, который из Учителей Великого Братства ему ближе, и затем отдать себя всецело, без всяких ограничений и условий, этому Высокому Руководству. Обычно вопрос выбора Учителя довольно прост – Учитель, который ближе по карме, посылает тем или иным способом Свою Весть или Учение тому, кто связан кармически с Ним или с Его ближайшими Доверенными. Но очень часты случаи, когда человек, стремящийся и позванный, в своём желании немедленного приближения и ещё большего знания бросается на поиски других Учений и другого Великого Учителя и, в своём раздвоении и даже растроении, теряет своё место на лестнице восхождения. Припомните всё, что сказано в Учении об избрании Учителя.

Привожу ещё слова Владыки: «Утвердиться сердцем на Владыке есть первое условие на пути к Миру Огненному. Невозможно прийти к Вратам завещанным без этого огненного условия. Ведь Руководство должно быть осознано духом и сердцем, ибо только принятие Руки Владыки недостаточно без отдачи сердца Владыке. Нужно понять тот закон, который связывает Учителя с учеником, ибо без явления полного примыкания к Владыке не происходит связи. Полное принятие Руководства требует сознательного отношения, ибо нужно понять и почувствовать в сердце тепло, которое исходит из недр духа. Нужно особенно чуять и научиться распознавать то, чем связана сущность Владыки с сущностью ученика. Так, нужно помнить, что вибрации и карма являются звеньями к Миру Огненному».

Да, страшно опасно разбрасываться на первых порах. Не забывайте о годах испытания и подготовления организма, через которые неминуемо должны пройти все серьёзно вступившие на Путь Служения и которым подвергаются и очень высокие духи. Конечно, всё сказанное не относится к книжным оккультистам, но, как я понимаю, Вы хотели бы быть принятым в число учеников, ибо Вы говорите о Вашем единственном желании встретиться с Учителем и работать под Его Руководством. Прежде всего на это я отвечу, что ещё не встречала такого человека, который, ознакомившись даже только поверхностно с Учением (именно такие прежде всего хотят проникнуть в Великое Братство), не желал бы, главным образом, встретиться с Учителем и, бросив все тяготы земные, удалиться в Их Общину. Причём совершенно не представляя себе, сможет ли его физическое тело выдержать страшное нагнетение атмосферы, окружающее эту Твердыню. Нужно помнить, что трансмутация организма, нервных центров должна происходить здесь, на Земле, среди борений духа, среди всех тягот и трудностей жизни, среди всех раздражающих мелочей обихода. Лишь это борение вызывает нужные энергии для трансмутации и изжития всех отягощающих дух наш отложений, привычек и привязанностей. Земная жизнь есть именно чистилище, и, не пройдя через него, нельзя вступить в Рай – Братство. Огни высших энергий опалят отягощённую ауру. Община Братства слишком удалена от земных условий, чтобы явиться тем нужным пробным камнем.

Кроме того, Владыки никогда не вторгаются в карму человека и потому не делают никаких исключений. Лишь карма может привести человека в Их Общину. И если такая карма налицо, то никто и ничто, кроме самого человека, не сможет воспрепятствовать осуществлению её. Пусть это последнее соображение окрылит Вас. Приложите все Ваши устремления как можно лучше провести в жизни всё данное Учением и предоставьте остальное карме и Великому Знанию Владык.

Не всегда великие Духи, несущие Поручение, посещали Братство во время своего земного Пути. Так, например, Аполлоний Тианский был позван в Братство, но Он же в своём воплощении как Ориген, приняв тяжкое поручение охранить чистоту Учения в христианстве, вместо радостного свидания и работы в Братстве, томился в тюрьме.

Если же Вы подразумеваете наш Гималайский Ашрам, то это, конечно, много осуществимее. Здесь лишь нужно Указание, Разрешение на это Владыки и исполнение некоторых сроков. Пожалуйста, не ожидайте конца мира на 1936 год. Ничего подобного не случится, но произойдут другие важные события. Во всяком случае, будьте уверены, что всем, сердцем устремляющимся к Владыке, не грозит опасность взлететь на воздух и раствориться в синеве небес или быть поглощёнными разверзнувшейся бездной. Мощный Колокол соберёт растерянных путников не на Гималаях непременно, есть и другие, не менее важные места. Сроки пускать в пространство не следует, но всегда хорошо быть духом на отлёте; устремление в будущее есть лучшее упражнение в отрыве, но тем с большей добросовестностью следует выполнять наши обязанности каждого дня. Скажу, что все принявшие сердцем Учение близки нам и никто не будет забыт.

Теперь о Вашей второй книге[1]. Конечно, сборник интересен, содержателен и хорош внешностью. Ваши личные статьи существенны и полезны, с одним лишь я не согласна, Вы слишком преувеличиваете достижения Хатха-Йоги, говоря, что «адепты её подобно раджа-йогам пробуждают кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства и освобождения от оков физической материи...». Это не совсем так. Степень блаженства, достигаемого подобными адептами, очень относительна, но никакого освобождения от оков физической материи, в том смысле, как это понимается Учителями Оккультизма, посредством Хатха-Йоги не достигается.

Как сказано в Учении: «Мы не знаем никого, достигшего путём Хатха-Йоги». Даже то развитие низших сиддх, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половины этих ужасов), непрочно, и в следующих своих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены; и при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в Хатха-йоге, именно, только самая лёгкая пранаяма, производимая с большою осторожностью, могут укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так называемому сумасшествию.

Совершенно справедливо индусы высокого духовного развития с большим неодобрением взирают на Хатха-йогу и говорят, что в лучшем случае Хатха-Йога годится лишь «для тучных и для больных». Также и часто упоминаемый и цитируемый в Вашем сборнике Свами Вивекананда был очень против погони за так называемыми сиддхами и чудесами и приводил в пример, как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом. Потому главный пробный камень для всех духовных учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в их оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого требуются не низшие сиддхи хатха-йога, но огненный синтетический луч, присущий открытым центрам. Никакая пранаяма не даст Вам необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы Йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме, каждый средний индус ежедневно проделывает её, но как далеки они от духовных достижений! Потому не полагайтесь на одну пранаяму.

Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангмы, и это не есть то, что мы называем ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в «чаше». Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый некнижный оккультист.

Также неправильно Ваше утверждение, что «тайноведение никогда не обладало бы точным знанием астрального плана, которое стало ему доступно благодаря самоотверженным трудам хатха-йогов...». Это утверждение равносильно высказыванию, что основы физики и химии стали известны Румкорфу и Круксу благодаря трудам студентов первого курса, изучающих эти основы; или что почвовед знает меньше о земле, нежели простой землепашец.

Затем, разница между Хатха-Йогой и Раджа-Йогой именно качественная, а не количественная, как Вы пишете. Хатха-Йога далее низших психических явлений никогда подняться не может. И никогда ещё не было случая, чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их совершенно различны, и «полновесные Жемчужины», которыми, по Вашему мнению, может наградить нас хатха-йог, относятся к Жемчужинам Раджа-, Жнана-, Бхакти- и Агни-Йога так, как искусственные изготовления этих перлов к живым жемчужинам. На этой же странице, в этих же строках, мне не ясна Ваша мысль, привожу её: «Но тем не менее и Хатха-йога дарит своим адептам полновесные Жемчужины Высшей Жизни, и поэтому каждый оккультист должен рассматривать агни-йогические достижения как огромную победу духа над материей...» Здесь Вы как будто ставите Агни-Йогу на одну доску с Хатха-йогой, тогда как именно эти две Йоги диаметрально противоположны друг другу. Как Сказано: «Именно Агни-Йога не имеет ничего общего с хатха-йогой – это нужно очень понять». Агни-Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого Учителя. Высокие степени её доступны лишь духу, имеющему многовековые духовные отложения в центре «чаши». Тогда как для хатха-йога последнее условие не является непременным. Кроме того, Агни-Йога отличается ещё тем, что подвиг её должен явиться в жизни, тогда как прочие Йоги (кроме Карма-Йоги) слишком отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию. Также нельзя каждого вступившего на стезю одной из Йог сразу называть йогом. Йога, или связь, достигается упорным непрестанным духовным трудом, и путь её ускорен лишь, как сказано уже, кармическими накоплениями. Потому, когда Вы пишете, что «раджа-йог становится порой изувером, и жнана-йог увлекается умственными спекуляциями, и бхакти-йог упивается смертными муками еретиков...», правильнее было бы сказать – «имеющий в себе задатки стать в следующих своих жизнях раджа-, или жнана-, или бхакти-йогом, может проявляться сначала как изувер, умственный спекулянт, ханжа»... Раз достигнута высокая ступень истинного йога – раджа, жнана или бхакти, не может быть таких страшных уклонений. Царь Духа не может стать «изувером», и Жнана – Мудрец, обладающий Глазом Дангмы, не может вдаться в невежественные умствования, так же как Бхакти – Владыка Космического Магнита, всевмещающего сердца, не может «упиваться смертными муками».

В Учении, когда говорится, что в несносном атлете можно усмотреть будущего хатха-йога или в ханже – будущего бхакти и в изувере – раджа-йога и т. д., именно, имеются в виду характерные задатки, которые, будучи трансмутированы огнём духовности, могут дать определённые формы Йоги. Но нельзя это брать в обратном построении.

Также для Вашего сведения добавлю, что Хатха-Йога ещё тем опасна, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. Также при храмах Индии держали и ещё держат иногда хатха-йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими для некоторых низших нужд, но никогда ни один хатха-йог не мог быть истинно Посвящённым. И раз такой хатха-йог покидал храм, больше вернуться в него он не мог, ибо, имея лёгкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишённый высшего контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и даже орудием самых тёмных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с медиумической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным Агаи-йогом.

Владыки очень опечалены развитием низших степеней психизма в ущерб истинной духовности. Без понимания и приложения в жизни Живой Этики и духовного понимания, лишённые равновесия, эти явления часто приводят к печальным результатам. Потому для того, чтобы стать действительно оккультным учеником, следует прежде всего работать над нравственной, духовной стороной жизни путём применения Учения в жизни, что даст неминуемое расширение сознания и необходимое равновесие. Учение, прежде всего, прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному Ученичеству. Чтобы наполнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные вибрации. Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению.

Потому в Вашем сборнике хорошо бы подчеркнуть большое значение Живой Этики. Великая миссия – зажигать сознание людей подвигом, который преобразит их сущность. Может быть, никогда так не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас! Какое прекрасное слово – подвиг! Как оно выразительно, и, заметьте, оно не имеет себе эквивалента ни в одном западном языке. Итак, будем помнить, что связь с Учителем устанавливается через очищенное мышление, в сердце, и долгим упорным трудом над собою.

Теперь хочу предупредить Вас, как опасен книжный оккультизм. Масса вреднейших книг выпущена на книжный рынок. Одни книги г-на Ледбитера, за исключением его труда Inner Life[1], когда его мышление отражало ещё мысли Е.П.Б., являются таким материалом. Впрочем, может быть, по счастью, они не все переведены на русский язык. Как сказано, «много творений рук, лишённых красоты, знания и честности». И Вы напрасно думаете, что уход Ледбитера большая утрата для Теософского общества. Именно Ледбитер явился злым гением этого движения. Именно он нанёс вред всему движению. Как сказано Великим Учителем: «одна Блаватская знала», и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блаватской и все поступки и предательства её ближайших сотрудников. Вы ужаснулись бы бездне человеческой неблагодарности, мерзости и невежества; конечно, именно из последнего вытекают все гнусности.

Спасибо за желание прислать мне переведённые извлечения из Тайной Доктрины, но перевод её уже мною закончен, лишь второй том ждёт окончательной подчистки. Указ о переводе исходит от Самого Владыки, кроме того, Владыка Сам даст Предисловие к этому переводу. Много воды утечёт, и многое изменится, потому запреты не страшны. Некоторые главы из второй части первого тома о символизме у меня имеются, и должна сказать, что перевод их очень хорош. Но, к сожалению, мы достали их, когда перевод уже был сделан. Также выписала я и перевод первой части, и должна Вас предупредить, что это не есть перевод Тайной Доктрины Е.П.Блаватской, но лишь сокращённый перевод сокращённого же изложения Тайной Доктрины Блаватской, сделанный г-жою Екатериной Хиллард, причём встречаются явные искажения смысла. Мне кажется, что сокращение Тайной Доктрины, когда она полностью ещё не переведена, есть великое кощунство.

К моему большому сожалению, не могу исполнить сейчас Вашу просьбу о книге Грюнведеля. Книга эта находится в библиотеке моего старшего сына в Америке, и за отсутствием его она заперта. Что же касается до фельетонов д-ра Лаодзина, то судьба наших копий тождественна с Вашими; перед уходом в пустыню я отослала все записи в Америку. Могу сказать, что Владыка подтвердил факт этого посещения, но добавил, что доктор видел только то, что ему было показано, причём свои заключения он делал сам, и они не совсем сходятся с истиной.

Теперь о биографии Франчиа Ла Дью. У меня нет никаких материалов о ней, и сама я никогда не встречалась с нею, она всегда жила в Калифорнии и умерла через год после нашего приезда в Америку. Но мисс Э. Лихтман, которая сейчас приехала в наш Ашрам, послала запрос г-ну Доуэру, прося его прислать все имеющиеся у них данные о Франчиа Ла Дью и об основании их Общества. По получении пошлю их Вам, и, если хотите, постараемся даже перевести их для Вас. Но, конечно, ждать этого скоро нельзя, ибо в лучшем случае я смогу получить это в середине июля, и, значит, Вы можете рассчитывать иметь этот материал лишь в половине августа. Конечно, как всегда, после смерти главной пружины духовная жизнь Общества, несмотря на рост внешний, затруднилась. Наследники не всегда следуют по стопам основателей. Со следующей почтой вышлю Вам книгу Учения Темпль Артизан, или, как она называется, From the Mountain Top[1].

Очень тяжела для нас утрата Ф.Д.Лукина. Это был наипреданнейший друг и сотрудник, умел принять Учение сердцем и проводить его в жизнь. Среди его наследников есть несколько очень ценных работников, и они будут продолжать начатые им светлые дела. Очень ценны оставленные им медицинские записи. Многие Указания шли из Высокого Источника.

Теперь ещё о Вашем сборнике. Не думаете ли Вы, что следовало бы уделить больше места статьям об Основах Миропонимания? Ведь Теософский журнал[1]  прекратился, если я не ошибаюсь, незадолго до революции, потому уже целое новое поколение ничего не слышало, ничего не знает об основных Законах в свете Великого Учения. Вестник[1] издаваемый г-жою Каменской, не может напитать. Сейчас сотрудник Латвийского общества Александр Иванович Клизовский пишет книгу в этом направлении и присылает мне отдельными главами на просмотр, с помощью Владыки я могу дополнять, и там, где нужно, исправить. Труд его очень ценный, он даёт то, что сейчас так неотложно нужно, именно Основы нового Миропонимания, причём мысль его работает чётко и он широко и умело пользуется книгами Учения. Он мог бы Вам дать что-нибудь для Вашей книги. Также и Рихард Яковлевич Рудзитис, прекрасный поэт и писатель, недавно прислал мне свою превосходную статью О влиянии Красоты.

Вы спрашиваете – не написали ли Вы чего лишнего в статье о Знамени Мира? По этому поводу я уже писала мои соображения Н.К. и потому отвечу Вам приблизительно теми же словами: «Многими запрещениями можно запутать и потушить устремление, да иногда и так называемые допущенные неосторожности, сделанные с благим намерением, принесут больше пользы, нежели вреда». конечно, не выводите из этого правила. осторожность и всякая бережность есть главные качества ученика, ибо он знает, к каким энергиям он прикоснулся.

Вы правы, статья Нины Рудниковой В недрах Космоса превосходна, так же я всем сердцем чувствую статью М. Никитина. Г-ну Миллеру послана копия Агш-Йоги. Теперь о посылке перстня. Конечно, это знак доверия со стороны Н.К. и всегда очень ценится всеми получающими его. Больше сказать не могу, ибо это его посылка. Ваше письмо от 22 февраля переслано Н.К., но не знаю, где оно его настигнет. У него большие переезды.

Вы правы, что не следует, чтобы сборник Оккультизм и Йога считался агни-йогическим официозом. У нас существует Комитет для издания исключительно книг учения, и ничто другое не должно быть связано с этими книгами.

Теперь по желанию Владыки пересылаю Вам страницу Учения: «О последних часах пребывания на Земле следует очень заботиться. Часто последнее устремление может предопределить последующую жизнь, также и слои, в которых будет дух пребывать. Конечно, недопустимо звать в земные сферы, когда дух уже оторвался. Ткани, которые уже освободились от земного притяжения, напрягаются в страшном усилии, чтобы опять ассимилироваться с земною атмосферою. Нужно приучаться мыслить при уходе так же, как и при рождении, и нужно уметь согласовать приёмы. Так же, как вредны задержки при рождении (в Америке, чтобы не беспокоить ночью персонал, родильницам дают задерживающие средства), вредны задержки при смерти (всякие вспрыскивания). Тонкое образование нового тела должно быть принято во внимание. Раны, причинённые уходящему, приходится лечить в Тонком Мире. Самое жестокое обращение являют с уходящими. Можно сказать – не смерть мучает, но живые люди. Все приблизившиеся к огненному Учению должны знать об этом. На пути к Миру Огненному запомним о законе, утверждающем последние минуты перехода». Эта беседа была дана в связи с уходом Ф.Д. Лукина. Когда дух его уже отрывался, ему был вспрыснут кофеин, что причинило ему ненужные страдания. Конечно, родные думали сделать лучше, но как ужасно это невежество! Конечно, это последнее сведение лишь для Вас, и мы не обсуждаем его с близкими Ф.Д. – семья далека от Учения.

Почему Вы думаете, что у меня создалось впечатление о Вас как об очень пожилом человеке, и т. д.? Я знала, что Вы молоды, и радовалась этому. Вы одних лет с моим старшим сыном Юрием, который сейчас в отъезде, сопутствует своему отцу.

Очень прошу Вас не сетовать на мои замечания и слова. Я знаю, что Вы мужественны и можете стать серьёзным учеником и сотрудником, потому и беседую с Вами без всякой сентиментальности и захваливания. Ведь и Учитель говорит: «Учение не есть орешки в сахаре...», лишь сильный духом может дойти и быть принят в ученики. Запомните, что Наш Владыка – Тот, Кого называют иногда «Учитель Учителей» (The Master of Masters), потому Учение Его так прекрасно в своей жизненности, суровости и краткости чётких формул. Будьте уверены, что на всё, что касается до освещения Учения, я всегда готова и даже рада буду ответить.

Всего Вам светлого,

Елена Рерих

P. S. Имею две-три темы предложить Вам по Вашей специальности в связи с Учением. Может быть, загоритесь ими и напишете ценный труд.

_______


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно