06.06.1935 Е.И.Рерих В.К.Рериху

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|В.К.Рериху|06.06.1935|МЦР, 2001||}}<p class=a0>Е.И.Рерих – В.К.Рериху</p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|В.К.Рериху|06.06.1935|МЦР, 2001||}}<p>Е.И.Рерих – В.К.Рериху</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">6 июня 1935 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">6 июня 1935 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Володя, получила Ваше
+
<p>Дорогой Володя, получила Ваше
письмо от 30 апреля. Вы высказываете надежду, что я буду писать «не с такими
письмо от 30 апреля. Вы высказываете надежду, что я буду писать «не с такими
большими перерывами», но, откровенно говоря, опасаюсь, как бы мои письма не
большими перерывами», но, откровенно говоря, опасаюсь, как бы мои письма не
Строка 11: Строка 11:
перекрестке уготовлено по вороньему чучелу. Впрочем, Вы, вероятно, и <i>не</i>
перекрестке уготовлено по вороньему чучелу. Впрочем, Вы, вероятно, и <i>не</i>
прочтете мое послание <i>подобным</i> обывателям. Всегда нужно говорить по
прочтете мое послание <i>подобным</i> обывателям. Всегда нужно говорить по
-
сознанию.</span></p>
+
сознанию.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы сетуете на неполучение
+
<p>Вы сетуете на неполучение
почты из Америки, в этом, конечно, винить только наших сотрудников нельзя, ибо
почты из Америки, в этом, конечно, винить только наших сотрудников нельзя, ибо
они в свое время тоже не получали сведений от Вас. Это положение, созданное
они в свое время тоже не получали сведений от Вас. Это положение, созданное
Строка 21: Строка 21:
задержки в отсылке семян! Ведь семена дошли лишь в самую последнюю минуту, еще
задержки в отсылке семян! Ведь семена дошли лишь в самую последнюю минуту, еще
неделя, и они опоздали бы к последнему посеву! Очень вредна была такая
неделя, и они опоздали бы к последнему посеву! Очень вредна была такая
-
задержка!</span></p>
+
задержка!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также не могу согласиться с
+
<p>Также не могу согласиться с
Вами, что «со стороны Харбинских церковников была проявлена полнейшая
Вами, что «со стороны Харбинских церковников была проявлена полнейшая
терпимость, и никаких открытых выступлений со стороны их не было». Имею как раз
терпимость, и никаких открытых выступлений со стороны их не было». Имею как раз
Строка 49: Строка 49:
проявленной во всей Красоте в Великих Носителях Света! Никто из сотрудников
проявленной во всей Красоте в Великих Носителях Света! Никто из сотрудников
наших никогда не будет разрушать храмов, но в каждом затеплит свою свечу. Но,
наших никогда не будет разрушать храмов, но в каждом затеплит свою свечу. Но,
-
конечно, изуверы и ханжи не могут быть попутчиками светлому сознанию.</span></p>
+
конечно, изуверы и ханжи не могут быть попутчиками светлому сознанию.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь перехожу к следующему
+
<p>Теперь перехожу к следующему
Вашему утверждению, что Н.К. и Юрий плохо разбираются в людях. Это утверждение
Вашему утверждению, что Н.К. и Юрий плохо разбираются в людях. Это утверждение
крайне <i>непродуманное</i> и <i>несправедливое.</i> Неужели, Володя, из памяти
крайне <i>непродуманное</i> и <i>несправедливое.</i> Неужели, Володя, из памяти
Строка 95: Строка 95:
или изуверства. Читала про Тихона, и многое в облике его указывает, что он
или изуверства. Читала про Тихона, и многое в облике его указывает, что он
понимал, что «Новое Небо и Новая Земля идут на смену старым», и в сердце его
понимал, что «Новое Небо и Новая Земля идут на смену старым», и в сердце его
-
Христос был живым.</span></p>
+
Христос был живым.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь относительно основной
+
<p>Теперь относительно основной
чепухи, порожденной американским блефом. Выступать против помещения портрета в
чепухи, порожденной американским блефом. Выступать против помещения портрета в
искаженном виде, конечно, можно было бы, но неужели в угоду облаявшим невеждам?
искаженном виде, конечно, можно было бы, но неужели в угоду облаявшим невеждам?
Строка 170: Строка 170:
между сектантами и православными. Слово Света может звучать всюду и при всех
между сектантами и православными. Слово Света может звучать всюду и при всех
обстоятельствах.</i> Пусть г-н Лукин и присные останутся в народной памяти в
обстоятельствах.</i> Пусть г-н Лукин и присные останутся в народной памяти в
-
рядах своих предшественников, посылавших на костры всех инакомыслящих.</span></p>
+
рядах своих предшественников, посылавших на костры всех инакомыслящих.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь очень хотела бы знать,
+
<p>Теперь очень хотела бы знать,
как обстоит дело с книгой «Священный Дозор»? Думаю, явится возможность печатать
как обстоит дело с книгой «Священный Дозор»? Думаю, явится возможность печатать
ее в иной стране. Пикантно будет указать, что книга эта не была разрешена
ее в иной стране. Пикантно будет указать, что книга эта не была разрешена
Строка 202: Строка 202:
совершенны, как совершенен Отец ваш небесный»), но естество это проявляется в
совершенны, как совершенен Отец ваш небесный»), но естество это проявляется в
нем, лишь когда он оживил в сердце своем Христа, как говорили и учили первые
нем, лишь когда он оживил в сердце своем Христа, как говорили и учили первые
-
Отцы Христианства<ref><span
+
Отцы Христианства<ref> Сверху от руки написано: «Или когда проснулся в них
-
style='mso-no-proof:yes'> Сверху от руки написано: «Или когда проснулся в них
+
дух».</ref>.</p>
-
дух».</span></ref>.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Грязь Харбинских и
+
<p>Грязь Харбинских и
Тяньцзиньских писак просочилась и в Прибалтийские страны, и некий Шмидт, взяв
Тяньцзиньских писак просочилась и в Прибалтийские страны, и некий Шмидт, взяв
псевдоним «Махатма», припечатал эту грязь в местной газете. Конечно, друзья
псевдоним «Махатма», припечатал эту грязь в местной газете. Конечно, друзья
Строка 216: Строка 215:
Учреждениях и всей культурной деятельности Н.К. Так, именно темные подбрасывают
Учреждениях и всей культурной деятельности Н.К. Так, именно темные подбрасывают
поленья в пламя подвига, и искры этого усиленного возгорания залетают в самые
поленья в пламя подвига, и искры этого усиленного возгорания залетают в самые
-
далекие и неожиданные уголки, зажигая новые устремления, новые очаги духа.</span></p>
+
далекие и неожиданные уголки, зажигая новые устремления, новые очаги духа.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь тем, кто обвиняют Н.К.
+
<p>Теперь тем, кто обвиняют Н.К.
в исправлении веры отцов, я хотела бы спросить их собственно, которую веру и
в исправлении веры отцов, я хотела бы спросить их собственно, которую веру и
какие догматы нашей церкви должны считать мы незыблемыми? Так, мы знаем, что на
какие догматы нашей церкви должны считать мы незыблемыми? Так, мы знаем, что на
Строка 225: Строка 224:
Христом. Потому не следует ли обратить этот упрек в неоднократном исправлении
Христом. Потому не следует ли обратить этот упрек в неоднократном исправлении
веры отцов, прежде всего, на самих «просвещенных» отцов церкви? Но, вероятно,
веры отцов, прежде всего, на самих «просвещенных» отцов церкви? Но, вероятно,
-
они придерживаются мнения: «Quod licet Jovi, non licet bovi»<ref><span
+
они придерживаются мнения: «Quod licet Jovi, non licet bovi»<ref> Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку (лат.).</ref>.
-
style='mso-no-proof:yes'> Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку (лат.).</span></ref>.
+
Но и на это самомнение могла бы привести им немало примеров обратного в
Но и на это самомнение могла бы привести им немало примеров обратного в
поучениях Великого Антония, если бы не боялась слишком утяжелить мое послание.
поучениях Великого Антония, если бы не боялась слишком утяжелить мое послание.
Но все же не могу удержаться, чтобы не привести место из жизни Св. Великого
Но все же не могу удержаться, чтобы не привести место из жизни Св. Великого
-
Антония в первом томе «Добротолюбия», но приложу его отдельным листом.</span></p>
+
Антония в первом томе «Добротолюбия», но приложу его отдельным листом.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так, дорогой Володя, надеюсь,
+
<p>Так, дорогой Володя, надеюсь,
что мои слова найдут <i>отклик</i> в сердце Вашем. Пишу все это с великою болью
что мои слова найдут <i>отклик</i> в сердце Вашем. Пишу все это с великою болью
в сердце, ибо люблю свою Родину и скорблю за язвы и все наросты ее. Много было
в сердце, ибо люблю свою Родину и скорблю за язвы и все наросты ее. Много было
Строка 246: Строка 244:
обвинения на себя, на хранителей духовного богатства, завещанного им
обвинения на себя, на хранителей духовного богатства, завещанного им
Преподобным Сергием. Где тот дух мужества и сурового воздержания и чистоты,
Преподобным Сергием. Где тот дух мужества и сурового воздержания и чистоты,
-
которым отличались все истинные ученики Преподобного Сергия?</span></p>
+
которым отличались все истинные ученики Преподобного Сергия?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Что теперь выиграла Западная
+
<p>Что теперь выиграла Западная
Церковь продажею индульгенций и установлением Инквизиции, кроме клейма царства
Церковь продажею индульгенций и установлением Инквизиции, кроме клейма царства
Дьявольского? Каким венцом невежества увенчала себя осуждением Галилея и прочих
Дьявольского? Каким венцом невежества увенчала себя осуждением Галилея и прочих
мучеников за Знание и Свет? Чем украсила себя сжиганием на костре Джордано
мучеников за Знание и Свет? Чем украсила себя сжиганием на костре Джордано
Бруно, Иогана Гуса, попа Аввакума и Иоанны Д'Арк, которую теперь же сама она
Бруно, Иогана Гуса, попа Аввакума и Иоанны Д'Арк, которую теперь же сама она
-
возвела в святые! Будем ли настаивать на непогрешимости Церкви?!</span></p>
+
возвела в святые! Будем ли настаивать на непогрешимости Церкви?!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Велики преступления Церкви
+
<p>Велики преступления Церкви
против Заветов Христа, пора бы просмотреть все кровавые страницы правдивой
против Заветов Христа, пора бы просмотреть все кровавые страницы правдивой
истории и, возмутившись в духе, обрести мужество и отбросить все наслоения
истории и, возмутившись в духе, обрести мужество и отбросить все наслоения
Строка 263: Строка 261:
раззолоченные суррогаты не соблазнят его измученную и испытанную великими
раззолоченные суррогаты не соблазнят его измученную и испытанную великими
страданиями душу. Народ потребует истинного Света Христова, истинного Подвига
страданиями душу. Народ потребует истинного Света Христова, истинного Подвига
-
во Христе, во всей суровости, чистоте и простоте!</span></p>
+
во Христе, во всей суровости, чистоте и простоте!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так, Володя, пусть сородичи
+
<p>Так, Володя, пусть сородичи
воскреснут духом и некоторые среди них пусть устыдятся нравственного падения
воскреснут духом и некоторые среди них пусть устыдятся нравственного падения
своего. Пусть все воскрешенные соберутся под Знаменем Преподобного Сергия, от
своего. Пусть все воскрешенные соберутся под Знаменем Преподобного Сергия, от
Строка 272: Строка 270:
точности. </i>Вот почему говорю: Грозный Час наступил, пора объединиться духом,
точности. </i>Вот почему говорю: Грозный Час наступил, пора объединиться духом,
иначе вместо леса одни щепки останутся, и первый вихрь, нанеся искру, обратит
иначе вместо леса одни щепки останутся, и первый вихрь, нанеся искру, обратит
-
их в пепел.</span></p>
+
их в пепел.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Володя, прошу Вас, вдумайтесь
+
<p>Володя, прошу Вас, вдумайтесь
глубже в происходящее, усмотрите Руку Водящую. Примем участие в Великом
глубже в происходящее, усмотрите Руку Водящую. Примем участие в Великом
Суждением Воскресении Духа. <i>Ведь Великое Ручательство</i> дано за Победу
Суждением Воскресении Духа. <i>Ведь Великое Ручательство</i> дано за Победу
Света над тьмою. Год великого сражения Архангела Михаила со Змием наступает.
Света над тьмою. Год великого сражения Архангела Михаила со Змием наступает.
Пусть все воины Света объединятся под указанным Знаменем. Великое Ручательство
Пусть все воины Света объединятся под указанным Знаменем. Великое Ручательство
-
дано за победу.</span></p>
+
дано за победу.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Посылаю Вам медленной почтою
+
<p>Посылаю Вам медленной почтою
чудесные главы из новой монографии Н.К., написанной поэтом Рихардом Яковлевичем
чудесные главы из новой монографии Н.К., написанной поэтом Рихардом Яковлевичем
Рудзитисом. Если бы русские поучились и тонкости, и чистоте сердечного аккорда
Рудзитисом. Если бы русские поучились и тонкости, и чистоте сердечного аккорда
Строка 287: Строка 285:
замохнатились, и лексикон их снизился до уровня дворницких. И такие имена, как
замохнатились, и лексикон их снизился до уровня дворницких. И такие имена, как
имена Альфреда Хейдока, Всеволода Иванова и еще некоторых других, выступают,
имена Альфреда Хейдока, Всеволода Иванова и еще некоторых других, выступают,
-
как яркие алмазы в куче осколков стекла. Почему у нас столько куч?</span></p>
+
как яркие алмазы в куче осколков стекла. Почему у нас столько куч?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Прошу Вас прочесть статью
+
<p>Прошу Вас прочесть статью
Рудзитиса друзьям. Надеюсь на днях получить и русскую брошюру о Н.К. и
Рудзитиса друзьям. Надеюсь на днях получить и русскую брошюру о Н.К. и
немедленно вышлю ее Вам. Так, Володя, держите имя брата высоко, только так
немедленно вышлю ее Вам. Так, Володя, держите имя брата высоко, только так
Строка 298: Строка 296:
краю пропасти! И только Чудесное Знамя может пронести и поставить в преддверии
краю пропасти! И только Чудесное Знамя может пронести и поставить в преддверии
к Чертогу Небывалому. Не отвернемся от Сужденного! Примем Идущую к нам
к Чертогу Небывалому. Не отвернемся от Сужденного! Примем Идущую к нам
-
Благодать! Отче Сергие, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!</span></p>
+
Благодать! Отче Сергие, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так, еще раз прошу Вас,
+
<p>Так, еще раз прошу Вас,
Володя, не сетуйте на это письмо, <i>мы любим Вас</i> и хотели бы <i>дружно и
Володя, не сетуйте на это письмо, <i>мы любим Вас</i> и хотели бы <i>дружно и
успешно работать вместе,</i> но для этого необходимо известное объединение
успешно работать вместе,</i> но для этого необходимо известное объединение
Строка 331: Строка 329:
истинные лики. Явлю вредные организации. Нужно знать». Как видите, и Н.К.
истинные лики. Явлю вредные организации. Нужно знать». Как видите, и Н.К.
заранее был предупрежден, с чем ему придется встретиться. <i>Потому не
заранее был предупрежден, с чем ему придется встретиться. <i>Потому не
-
обвиняйте в незнании, но поищите иную причину.</i></span></p>
+
обвиняйте в незнании, но поищите иную причину.</i></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так, дорогой Володя, успех
+
<p>Так, дорогой Володя, успех
будет сопутствовать Вашему брату. Так суждено. Имеем Ручательство этому. Не
будет сопутствовать Вашему брату. Так суждено. Имеем Ручательство этому. Не
знаю, говорил ли Вам Н.К. о всех тех знамениях, которые окружают жизнь нашу.
знаю, говорил ли Вам Н.К. о всех тех знамениях, которые окружают жизнь нашу.
Велики и Высоки эти Знаки! Так, еще раз скажем: «Отче Сергие, Дивный, с Тобою
Велики и Высоки эти Знаки! Так, еще раз скажем: «Отче Сергие, Дивный, с Тобою
-
идем, с Тобою победим!»</span></p>
+
идем, с Тобою победим!»</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Шлю Вам все горение сердца
+
<p>Шлю Вам все горение сердца
-
моего к пониманию Часа Настоящего и Грядущего.</span></p>
+
моего к пониманию Часа Настоящего и Грядущего.</p>
-
<p class=MsoSignature><span style='mso-no-proof:yes'>Е.Р.</span></p>
+
<p>Е.Р.</p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : В.К.Рериху
  • Дата : 06.06.1935
  • Издание: МЦР, 2001

Е.И.Рерих – В.К.Рериху

6 июня 1935 г.

Дорогой Володя, получила Ваше письмо от 30 апреля. Вы высказываете надежду, что я буду писать «не с такими большими перерывами», но, откровенно говоря, опасаюсь, как бы мои письма не смутили чей-либо покой, ибо я не очень-то считаюсь с куриной очевидностью, но следую Указанной мне действительности; потому, может быть, мои определения и неожиданные заключения не будут приняты теми, для кого на каждом повороте и перекрестке уготовлено по вороньему чучелу. Впрочем, Вы, вероятно, и не прочтете мое послание подобным обывателям. Всегда нужно говорить по сознанию.

Вы сетуете на неполучение почты из Америки, в этом, конечно, винить только наших сотрудников нельзя, ибо они в свое время тоже не получали сведений от Вас. Это положение, созданное многими привходящими обстоятельствами, нужно просто терпеливо пережить. Ведь и Н.К. очень сетовал в своих письмах, не получая от Вас регулярных писем, как было условлено. А сколько волнений было у них, и в Америке, и у меня вследствие задержки в отсылке семян! Ведь семена дошли лишь в самую последнюю минуту, еще неделя, и они опоздали бы к последнему посеву! Очень вредна была такая задержка!

Также не могу согласиться с Вами, что «со стороны Харбинских церковников была проявлена полнейшая терпимость, и никаких открытых выступлений со стороны их не было». Имею как раз обратные сведения. Разве не отец Виктор грозил анафемой пришедшим к нему за благословением членам Содружества во Имя Преподобного Сергия? Это запечатлено и засвидетельствовано. Разве не сам этот «достойный» пастырь признался, что именно он дал в газету сведения, породившие смуту в обывательских умах? И разве не сам он на вопрос – с какой целью он это сделал? – ответил – лишь для осведомления. И этот же «достойный и правдивый» пастырь, встречаясь с Н.К., открыто лобызал его. Нет, Володя, проявление такой терпимости в нашем словаре обозначается другим определением. Могла бы привести еще несколько фактов, но, вероятно, Вы знаете их лучше меня. Потому оставим в стороне отцов Церкви, тем более что под церковниками я подразумеваю не исключительно духовных пастырей, но всех ханжей и изуверов, прикрывающих свои темные делишки каждением, и коленопреклонением, и крестным целованием, типов вроде Лукина и тому подобных. Как Вы, может быть, помните, я всегда держалась довольно далеко от церкви и ее представителей именно из желания охранить в своих сыновьях уважение к своей религии до тех пор, пока сознание их достаточно окрепнет и они уже вполне зрело смогут оценить все то прекрасное, что заключается в ней, и в то же время спокойно смотреть на отрицательные проявления ее; именно без того, чтобы последние пагубно отразились на их отношении к религии вообще. И считаю, что в этом и преуспела, ибо оба мои сына глубоко религиозны и носят в духе свою Церковь. Так, Светик постоянно читает книги «Добротолюбия», Евангелие и все прочие Религии и Учения, находя во всех Единый Великий Источник Любви, проявленной во всей Красоте в Великих Носителях Света! Никто из сотрудников наших никогда не будет разрушать храмов, но в каждом затеплит свою свечу. Но, конечно, изуверы и ханжи не могут быть попутчиками светлому сознанию.

Теперь перехожу к следующему Вашему утверждению, что Н.К. и Юрий плохо разбираются в людях. Это утверждение крайне непродуманное и несправедливое. Неужели, Володя, из памяти Вашей совершенно исчезла вся прошлая строительная деятельность Н.К. на Родине? Когда он в несколько лет из разрушавшейся тогда Школы создал огромное Учреждение, поставив его по качеству преподавателей и уровню учеников превыше всех существовавших тогда у нас Академий и Школ! Разве можете Вы отрицать это? И кажется, нигде не было такого разнообразия среди служащих и участвующих в Советах и Комитетах, как в этом Учреждении, так же как и среди учащихся, где можно было встретить рабочего рядом с представителем высшей аристократии? Именно мудрость и знание природы людей и понимание обстоятельств помогали Н.К. держать столь разнообразные элементы в полной солидарности и гармонии. Вспомните все формулы, которые можно было так часто слышать: «Рерих знает», «Рерих найдет решение всему», «Рерих выведет из труднейшего положения» и «с Рерихом Удача!» Не потому ли его всюду избирали Председателем? Также неужели, по-вашему, незнание людей помогло ему в дальнейшем создать среди труднейших обстоятельств огромные Учреждения в Америке и многочисленные центры и Общества в разных странах? Неужели же все то же незнание людей и обстоятельств помогает ему проводить успешно свои Идеи, несмотря на страшную оппозицию мощных врагов? Ведь все действия совершаются согласно его указаниям. Ни один камень не заложен без его участия. Думается мне, Володя, если Вы без предубеждения припомните все прошлое и охватите мировой размах деятельности Н.К. настоящего периода, то примитивная справедливость подскажет Вам, как мудро проложил и пролагает путь к прекрасному строительству во Благо Признания Культуры Ваш трижды великий Брат, как Художник, как Мыслитель, как Строитель Жизни! Так не будем легкомысленно обвинять его в нераспознавании людей. Дела сложенные ярко доказывают, что мы умеем собирать пригодных людей. Потому, Володя, нужно искать другую причину в приближении некоторых, по-Вашему, нежелательных лиц. Причина эта часто лежит в необходимости выявить истинные лики людей и обстоятельств, косвенно связанных с отрицательными типами. Строитель должен знать весь материал, предлагаемый ему для построения. На языке Мудрых выявление истинных ликов называется очищением пространства! Да, Володя, наступило время грозное, очень грозное, и великий отбор происходит. Сдвиг в сознании народов совершился. Проснулось стремление к переустройству жизни на новых началах и по большим мерилам. Народы сознают, что «жизнь бесталанна без героя», и всюду можно видеть искания утвердиться на мощных личностях вождей как в культуре, так и в общественно-государственной жизни. Неужели русская эмиграция проспит светлую Зарю, занятая самоедством и предательством своих ценностей духа. Да, еще хочу сказать, что Живой Церковью я называю церковь, следующую истинным Заветам Христа во всетерпимости их, церковь, устремленную к объединению, а не разъединению. Именно, где любовь Христова положена в основу. Но нет Христа там, где проявлена хотя бы тень нетерпимости или изуверства. Читала про Тихона, и многое в облике его указывает, что он понимал, что «Новое Небо и Новая Земля идут на смену старым», и в сердце его Христос был живым.

Теперь относительно основной чепухи, порожденной американским блефом. Выступать против помещения портрета в искаженном виде, конечно, можно было бы, но неужели в угоду облаявшим невеждам? И протест Святослава написан и был отослан Президенту Учреждений. Но для Вашего сведения скажу Вам мое мнение совершенно откровенно. Хотя в принципе я не одобряю такое самовольное добавление к художественному произведению, считаю даже недоступным, все же, ознакомившись с содержанием нескольких номеров этого журнала, должна сказать, что ничего вредного в них не нашла. Во всяком случае, моральный и научный уровень статей, помещаемых в нем, настолько выше тех писак, которые облаяли Н.К., что, считаю, было бы вопиющей несправедливостью преследовать их за то, что они сделали не от злобы, но от желания выразить свое глубокое уважение к личности и деятельности Н.К. Кроме того, все знаки, окружающие портрет, относятся к символам, заключающим в себе самые высокие понятия. Лишь тьма невежества может облаять эти великие символы. Задумались ли Вы, почему Церковь так обрушивается на все Общества, подобные Розенкрейцерам, Масонам и др.? Именно, чтобы не обнаружилась истина, что все символы нашей Христианской Церкви являются точной копией символов, принятых этими Обществами, и идут дальше, в глубь веков так называемого язычества. Наиболее просвещенные из западных Отцов Церкви прекрасно знают это. Но шила в мешке долго не утаить, и истина начинает громко заявлять себя. Недавно я видела в газетах изображение греческого Патриарха в полном облачении и с посохом в руке. Посох этот является копией Кадуцея Меркурия, изображая двуглавого змия на одном стволе. Спрашивается, каким образом изображение змия, этого символа Сатаны и Обольстителя, согласно христианским догматам, оказалось на посохе Патриарха Греческой Церкви? Конечно, если бы я не знала истины, я в невежестве своем подумала бы, что кто-то кощунственно исказил портрет святейшего Патриарха! Так оставим в стороне невежественность и лучше обратим внимание на справедливое освещение фактов. Именно спросим себя, кто достоин большего порицания – тот, кто по своему убеждению решил окружить почитаемое им Лицо своими лучшими символами, или тот, кто в невежестве и злобе своей не только облил грязью ни в чем не повинного Н.К., но произнес хулу и на высокие символы, значения которых ему и не снились? Кто-то еще возмущен тем, что Н.К. назван Легатом Белого Братства! А разве в этом тоже есть нечто позорное, разве лучше быть легатом черного братства, изрыгающего хулу на каждое светлое начинание? Разве все, работающие на внесение света, знания, на поднятие нравственного уровня и Культуры, не являются братьями и сестрами Великого Братства Человечества? Истинно, Н.К. и я называем каждого свет несущего братом и сестрой по Завету Самого Христа. В Индии тоже принято приветствовать каждого незнакомого встречного словом «брат»! Это так прекрасно. Чтобы дать маленькое успокоение Вам, еще раз повторяю, что не одобряю никаких добавлений к художественному произведению без ведома автора. Также знаю, что сам глава этого Ордена склонен, и даже очень, к так называемому американскому блефу, и это настолько вошло в природу его, что он допускает даже перестановки и вставки в статьи и письма, адресованные к нему. Его репутация довольно прочно установлена в этом смысле, но до сих пор его блефы никогда никого не умаляли, и, наоборот, он только старался по-своему приукрасить и возвеличить. Этим объясняется в общем добродушное к нему отношение в Америке, несмотря на эту слабость его. Проводя в своем журнале идеалы высокой нравственности, он заслуживает, по моему мнению, в данном случае гораздо более снисхождения, нежели хулители – наши невежественные сородичи. Истинно, нигде на страницах его журнала Вы не найдете той позорной ругани, невежества и мещанского суждения, с которыми мне пришлось ознакомиться в присланных мне статьях из Харбинских и Тяньцзиньских газет. Истинно, я краснела перед иностранными сотрудниками, которые, прочтя эти извержения, писали мне, что они не представляли себе, что русская эмиграция еще так невежественна и груба, и невольно начинаешь верить рассказам, что русские казаки едят сальные свечи и на улицах городов можно еще встретить медведя и т.д. Пора лучшим умам понять, что сознание всего мира расширилось и гигантскими шагами идет к новым переустройствам. Не войти в Новый Мир со вчерашней рухлядью! Прекрасно будущее, но нужно уметь принять его. Новая Эпоха несет на Знамени своем великое Сотрудничество Народов, на основе истинного знания и терпимости. Никакое Сотрудничество невозможно при невежестве и изуверстве. Будете ли Вы продолжать называть носителями терпимости тех обывателей, которые обрушились на безобидное обрамление портрета? Или неужели назовете поборниками Правды тех, кто назвал меня Теософской Мадонной и еврейкой Лихтман? Думается, что последние искажения правды более очевидны, нежели простое обрамление портрета по своему личному вкусу, да еще лучшими знаками? Также именно я разрешила д-ру Асееву поместить в его журнале выдержки из моего письма к нему, также появятся там еще другие выдержки из моих писем, нисколько не боюсь я г. Лукиных и присных. Также я послала и посылаю статьи Н.К. всем, кто тянется за словом Света, не делая различия между язычниками и христианами, между сектантами и православными. Слово Света может звучать всюду и при всех обстоятельствах. Пусть г-н Лукин и присные останутся в народной памяти в рядах своих предшественников, посылавших на костры всех инакомыслящих.

Теперь очень хотела бы знать, как обстоит дело с книгой «Священный Дозор»? Думаю, явится возможность печатать ее в иной стране. Пикантно будет указать, что книга эта не была разрешена Харбинской цензурой? Будьте добры указать мне, какие именно статьи пугают цензоров. Любопытно очень! Вот тебе и век Просвещения! Нет, Володя, мы живем не в век просвещения, но в век изысканной Инквизиции и безответственного шпионажа, в век, когда рабы духа превращаются в истинных роботов, которыми скоро каждая обезьяна будет командовать! Понять нужно, где отлетел дух мужества и на его место утвердились непротивление злу, малодушие и страх, там не может быть воскресения. Глубокая мудрость заложена в пословице «лишь смелым Бог владеет!». И не против американского журнала и его издателя нужно яриться, но против тех сородичей, которые преступно предают свою национальную гордость, у которых не нашлось слова защиты! Я знаю, о какой газете Вы говорите и которая хотела выступить в защиту; жалею, что это было остановлено из-за соображения, что она не русская. Может быть, в этом была бы особая пикантность еще раз показать сородичам, что именно только в их среде во всей силе остаются слова Иисуса: «Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (от Марка, 6 гл., 4 ст.). Также не могу не припомнить прекрасную восточную притчу в связи с распознаванием высочайших духов. Так, однажды великого Риши, или святого мудреца, спросили ученики, как отличают люди Аватаров – божественные воплощения? И он ответил: «Одному торговцу овощей принесли на продажу прекрасный алмаз, он осмотрел его и сказал: "Даю за него 10 фунтов баклажанов, и ни четвертушки больше"». Харбинские обыватели вроде Лукиных и Васек Ивановых и т.д. показали себя даже хуже этого торговца баклажанами. Уже вижу, как кто-то обвиняет меня в том, что я хочу намекнуть, что Н.К. есть божественное воплощение. Таким двуногим я скажу, что, истинно, по сравнению с ними Н.К. есть такое воплощение. Ибо хотя каждый человек по природе своей есть божественное воплощение («итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный»), но естество это проявляется в нем, лишь когда он оживил в сердце своем Христа, как говорили и учили первые Отцы Христианства[1].

Грязь Харбинских и Тяньцзиньских писак просочилась и в Прибалтийские страны, и некий Шмидт, взяв псевдоним «Махатма», припечатал эту грязь в местной газете. Конечно, друзья наши тотчас же дали твердый отпор этому газетному «махатме». И он тут же расписался, что он признает Н.К. как великого художника и только хотел сказать, что художнику не подобает исправлять веру отцов, а теперь прекращает полемику. Конечно, и тут тактика Адверза восторжествовала, и сразу поднялся спрос на книги Н.К. и о нем; появился ряд статей в местных газетах и журналах о Пакте, Учреждениях и всей культурной деятельности Н.К. Так, именно темные подбрасывают поленья в пламя подвига, и искры этого усиленного возгорания залетают в самые далекие и неожиданные уголки, зажигая новые устремления, новые очаги духа.

Теперь тем, кто обвиняют Н.К. в исправлении веры отцов, я хотела бы спросить их собственно, которую веру и какие догматы нашей церкви должны считать мы незыблемыми? Так, мы знаем, что на Втором Константинопольском Соборе в 553 году была отменена догма о перевоплощении, догма, принятая всеми первыми Соборами и исповедуемая Самим Христом. Потому не следует ли обратить этот упрек в неоднократном исправлении веры отцов, прежде всего, на самих «просвещенных» отцов церкви? Но, вероятно, они придерживаются мнения: «Quod licet Jovi, non licet bovi»[1]. Но и на это самомнение могла бы привести им немало примеров обратного в поучениях Великого Антония, если бы не боялась слишком утяжелить мое послание. Но все же не могу удержаться, чтобы не привести место из жизни Св. Великого Антония в первом томе «Добротолюбия», но приложу его отдельным листом.

Так, дорогой Володя, надеюсь, что мои слова найдут отклик в сердце Вашем. Пишу все это с великою болью в сердце, ибо люблю свою Родину и скорблю за язвы и все наросты ее. Много было дано русскому народу, по праву назывался он народом-Богоносцем. Ибо не в его ли среде появился такой Светоч Духа, как Преподобный Сергий Радонежский, заложивший основание не только Государству Русскому, но сложивший весь характер народа. Не Его ли трудами, не магнитом ли Духа Его и сподвижников Его заложены и зажжены были очаги Духовного Света, на протяжении веков питавшие народное сознание! Но расточили наследники завещанное Им Богатство, отвратились от данного им Богом Воеводы, забыли Его Иерархическое Начало, и оскудело сознание потомства, ввергнув народ в неисчислимые бедствия! Пусть не винят Отцы духовные в падении Церкви только светских и ученых людей, но, прежде всего, обратят обвинения на себя, на хранителей духовного богатства, завещанного им Преподобным Сергием. Где тот дух мужества и сурового воздержания и чистоты, которым отличались все истинные ученики Преподобного Сергия?

Что теперь выиграла Западная Церковь продажею индульгенций и установлением Инквизиции, кроме клейма царства Дьявольского? Каким венцом невежества увенчала себя осуждением Галилея и прочих мучеников за Знание и Свет? Чем украсила себя сжиганием на костре Джордано Бруно, Иогана Гуса, попа Аввакума и Иоанны Д'Арк, которую теперь же сама она возвела в святые! Будем ли настаивать на непогрешимости Церкви?!

Велики преступления Церкви против Заветов Христа, пора бы просмотреть все кровавые страницы правдивой истории и, возмутившись в духе, обрести мужество и отбросить все наслоения невежества и корыстолюбия, чтобы снова вернуться к чистоте жизни первых Отцов Христианства. И беспредельна будет мощь духа таких подвижников, и велико будет уважение к ним народа, ибо народ ищет Света, ищет Водительства Духа. Но никакие раззолоченные суррогаты не соблазнят его измученную и испытанную великими страданиями душу. Народ потребует истинного Света Христова, истинного Подвига во Христе, во всей суровости, чистоте и простоте!

Так, Володя, пусть сородичи воскреснут духом и некоторые среди них пусть устыдятся нравственного падения своего. Пусть все воскрешенные соберутся под Знаменем Преподобного Сергия, от Бога Данного Воеводы Земли Русской. Только в этом спасение, так пророчествую и так утверждаю! Все провидения, данные мне, исполнились и исполнятся в точности. Вот почему говорю: Грозный Час наступил, пора объединиться духом, иначе вместо леса одни щепки останутся, и первый вихрь, нанеся искру, обратит их в пепел.

Володя, прошу Вас, вдумайтесь глубже в происходящее, усмотрите Руку Водящую. Примем участие в Великом Суждением Воскресении Духа. Ведь Великое Ручательство дано за Победу Света над тьмою. Год великого сражения Архангела Михаила со Змием наступает. Пусть все воины Света объединятся под указанным Знаменем. Великое Ручательство дано за победу.

Посылаю Вам медленной почтою чудесные главы из новой монографии Н.К., написанной поэтом Рихардом Яковлевичем Рудзитисом. Если бы русские поучились и тонкости, и чистоте сердечного аккорда этого писателя, так звучащего на светлый образ Н.К.!! Но, увы, сердца многих замохнатились, и лексикон их снизился до уровня дворницких. И такие имена, как имена Альфреда Хейдока, Всеволода Иванова и еще некоторых других, выступают, как яркие алмазы в куче осколков стекла. Почему у нас столько куч?

Прошу Вас прочесть статью Рудзитиса друзьям. Надеюсь на днях получить и русскую брошюру о Н.К. и немедленно вышлю ее Вам. Так, Володя, держите имя брата высоко, только так преуспеете! Это тоже пророчество. Так пусть сородичи научатся ценить каждого талантливого труженика, пора прекратить это безумное расточительство людьми, этими фокусами высших энергий, в которых заключается весь смысл эволюции и, следовательно, жизненность нации и страны. Пора одуматься, ведь стоим на краю пропасти! И только Чудесное Знамя может пронести и поставить в преддверии к Чертогу Небывалому. Не отвернемся от Сужденного! Примем Идущую к нам Благодать! Отче Сергие, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!

Так, еще раз прошу Вас, Володя, не сетуйте на это письмо, мы любим Вас и хотели бы дружно и успешно работать вместе, но для этого необходимо известное объединение сознаний, потому и высказываю Вам мое credo. Поймите светлый облик Вашего брата, и не осуждайте его, и не обвиняйте в незнании. Истинно, он знает и видит то, что сокрыто от глаз многих. Советую Вам чаще перечитывать статью Гребенщикова «Протестую». Помните: «Русский Рерих, за которым идут его сотрудники всевозможных наций, вер и положений, готовые на всякую жертву, чтобы только выполнить его всегда прекрасный зов к чему-то светлому, – неужели этот самый Рерих не заслуживает того, чтобы русские люди, все, без различия веры и местопребывания, постарались отвернуться от клеветников и остановить заражающее атмосферу злошептание?..» «Рерих – наша гордость, наше достояние, один из современных светочей культуры и один из немногих устоявших на высоте своего высокого положения, духовного и культурного». Так пишет большой русский талант и свидетель трудов Н.К. Вот еще другое свидетельство – большого поэта Рихарда Рудзитиса: «Николай Рерих известен не только как художник, но и как культурный водитель и личность, чье имя произносится с уважением как в западных, так и в восточных культурных кругах, не только среди белых, но и желтых рас. Интеллигентности его духа присуща, истинно, универсальная амплитуда, поле его деятельности и идей изумительно широко и благозвучно. Нас в личности Рериха особенно привлекает то, что он не является просто мыслителем-проповедником или мечтателем, он не провозгласил ни одной идеи, которую невозможно было бы реализовать и для осуществления которой он уже не клал бы первые непоколебимые основы. Он создал множество мощных начинаний, культурных учреждений и единений, которые своим монументальным строением заставляют нас вспоминать великих исторических строителей». Так пишут близкие свидетели деятельности Н.К. Конечно, трудно сразу охватить планетарный размах личности Н.К., но все же я надеялась, что в Харбине найдутся светлые умы и мужественные воины. Хотя перед отъездом наших я слышала Голос: «Явлю многие и истинные лики. Явлю вредные организации. Нужно знать». Как видите, и Н.К. заранее был предупрежден, с чем ему придется встретиться. Потому не обвиняйте в незнании, но поищите иную причину.

Так, дорогой Володя, успех будет сопутствовать Вашему брату. Так суждено. Имеем Ручательство этому. Не знаю, говорил ли Вам Н.К. о всех тех знамениях, которые окружают жизнь нашу. Велики и Высоки эти Знаки! Так, еще раз скажем: «Отче Сергие, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!»

Шлю Вам все горение сердца моего к пониманию Часа Настоящего и Грядущего.

Е.Р.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно