07.12.1935 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Версия от 13:49, 3 апреля 2010; Zero (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : А.М.Асеев
  • Дата : 07.12.1935
  • Издание: Сфера

7.XII.35

Дорогой Александр Михайлович, получила Ваше письмо от 30.10. Давно уже чуяла я истинное положение вещей в Белгр[адском] Общ[естве]. Благодарю Вас за неприкрашенное описание грустной действительности. Не знаешь, чему больше удивляться, крайнему ли невежеству или же духовному лицемерию? Хорошо, что, по-видимому, Вы не лишены известной доли юмора, эта черточка помогает переносить многие безобразные стороны жизни.

Вся описанная Вами обстановка некоего жилища более напоминает логово ведьмы с Лысой горы, нежели помещение людей, посвятивших себя Учению Света. Упомянутые Вами "теурго-магические" операции в присутствии кошек и собак (хотя бы и за дверью), истинно, есть самое страшное вызывание темных сил. Ведь кошачьи испражнения являются средством для самых низших вызываний! Приближение к Свету требует от нас не только чистоты моральной, но и физической чистоплотности. Именно, на известных ступенях духа совершенно необходима физическая гигиена. Так, никакие животные не допускаются в жилые комнаты. Даже птицы не могут находиться в спальне. Все низшее привлекает низшее.

В связи с этим привожу Вам параграф из третьей части "Мира Огн[енного]": "Явления могут быть или тонкие, или соединенные с плотным миром. Нередко темные сущности из Тонкого Мира усиливают себя присутствием плотных тварей, которых они привлекают. Так могут появляться какие-то бродячие собаки, или кошки, или мыши, или навязчивые насекомые. Сущности усиливают свою субстанцию из животных. Учение не раз указывало на участие животного мира в явлениях тонких и низших. Иногда они без участия животных не могут проявиться. Но для мужественного духа все такие проявления ничто. Не советую иметь в спальнях животных. Некоторые люди сами чувствуют разумность такого жизненного условия, но другие, наоборот, стремятся как бы привлечь невидимых гостей. Для науки очень важно знать эти соединения животных с Тонким Миром". Если собаки и птицы не хороши, то что же сказать о кошках, которые вообще рассматриваются как сущности, определенно принадлежащие к темным группировкам! Следует любить и жалеть животных, но отвратительно наблюдать проявляемую к ним извращенную сентиментальность среди некоторых типов людей.

То, что Вы пишете о М[ихаиле] Льв[овиче] Н[икитине], очень прискорбно. Мне уже писала В[ера] А[лександровна] о безрассудном жирировании им векселей всем просящим. В свое время на это я осторожно намекала В[ере] А[лександровне], приводя места из Учения: "Кто сказал, что надо раздавать безумно? Безумием так и останется..." Разве не безумие лицемерия отдать все, а потом возложиться на других, и если будет отказано, то возненавидеть земною ненавистью, как обычно и бывает. Ведь, к сожалению, часто такая отдача делается с тайной надеждой на то, что все будет возвращено сторицею. Забывая, что сторицею возвращается тому, кто меньше всего думает о получении. Так не может стать истинным последователем Учения Света, кто не понимает великого Завета Равновесия, или соизмеримости и целесообразности. Вы пишете, что письмо о Боге все еще продолжает возмущать кого-то. Истинно, можно удивляться, насколько люди не понимают и отрицают смысл даже принятых ими писаний и религий! Так, слова "Бога никто же и нигде, никогда не видел" и "Бог есть Огонь" и посейчас остаются мертвой буквой для них.

То, что Вы пишете о В[ере] А[лександровне], откровенно говоря, огорчает меня не меньше. И Вы, конечно, правы, что следует этому Общ[еству] дать умереть своею смертью. На мое последнее к ней письмо от 22.7.35. В[ера] А[лександровна] так и не ответила. Знаю, что именно в нем ей не понравилось. Пишу Вам об этом доверительно – дело в том, что еще до отъезда Н.К. в экспедицию В.А. прислала нам сильно замусоленный портрет Учит[еля] М. из книги Гартманна ("Унтер ден Адептен") с просьбою, чтобы Вл[адыка] М. подписал его, причем прилагалось и письмо к Вл[адыке] на французском языке (?!). Конечно, Вл[адыка] отказал в своем Автографе и указал Н.К. написать ей, что в лице моем Он дает ей наставницу. И вот в своем последнем письме ко мне от 19-го июня В.А. пишет: "С нетерпением и с надеждой жду того часа, когда я узнаю, что Уч[итель] передает мне". Затем идут утверждения и устрашения, что "ей нужно передать мне нечто важное и страшное, но только с глазу на глаз и из уст в уста"...

На что я послала ей ответ, копию которого теперь пересылаю Вам доверительно, чтобы Вы могли убедиться, как искаженно истолковала она мои слова. Так, в конце третьей страницы и на четвертой я, именно, отвечаю на высказанное ею желание получить Автограф Вл[адыки] М. Как Вы увидите, я говорю ей откровенно, что я знаю, о чем она писала и просила Вл[адыку] М., "ибо Вл[адыка] через меня передавал и передает Свои Указания". Насколько умею, постаралась деликатно сообщить ей, что Вел[икие] Учит[еля] прекратили раздачу Своих Подписей и Собственноручных Писем, объяснив это исключительно тяжелыми условиями Армагеддона. Тогда как на самом деле прежде всего именно ее личные условия не допускают такой возможности. Конечно, Вел[икий] Учит[ель] никогда не писал и не пишет Сам Учение, но диктует его, и я принимаю его яснослышанием. Не понимаю откуда, из каких-таких слов моих могла она заключить, что я не состою в прямом контакте с Вл[адыкой]?! Именно в самом прямом, ибо огненный провод яснослышания считается самым прямым, самым ближайшим и сокровенным. Только невежда в оккультизме может считать, что письма, переданные хотя бы и по оккультной почте, доказывают больший контакт, нежели непосредственный огненный провод яснослышания, которым пользуются между собою все Бел[ые] Бр[атья]! Все книги Учения указуют на этот прямой контакт. Неужели опыт Агни-Йоги мог быть пройден и проходим без прямого контакта с Уч[ителем]? Ведь все книги даны и даются Вл[адыкой] на основании этого опыта. Конечно, может быть, я сделала ошибку, что где могла вычеркивала в книгах свое имя, что даже породило некоторые нежелательные заблуждения. Но Вам скажу, что все огненные явления, описанные в книгах Учения, были пережиты мною. Также можете смело утверждать, что Н.К. и я состоим не только в прямом контакте с Б[елым] Бр[атством], но в ближайшем и в теснейшем, на что имеются сокровеннейшие доказательства, известные истинным Посвященным. Когда встретимся с Вами, и Вы узнаете о них.

Очень благодарю Вас, что Вы сообщаете мне о бывшей деятельности В[еры] А[лександровны]. Интриги недалеки от предательства, потому явим осторожность. Возможно, что она больше не будет писать мне, но во всяком случае, будьте уверены, что я ни словом не обмолвлюсь ей о сообщенном мне Вами. Очень, очень ценю Ваш правдивый отчет. Распознавание есть первое качество на пути ученичества, и оно дается нелегко. Ученик должен быть вооружен против всех случаев жизни. Как же иначе выполнит он свое великое назначение строителя Космоса!

Понимаю, что мои письма, утверждающие красоту суровой самодисциплины и подвига в жизни, многим не по вкусу, не по сознанию. Но я считаю преступным поддерживать сентиментальность, основанную на ложных данных. Насколько умела, я старалась поддержать их дух, но делать это, преподнося им сусальные видения в стиле Ледб[итера], конечно, я не могла. Да, дорогой Александр Михайлович, большинство людей выявляют себя великими лицемерами, утверждая, что они хотят знать правду и только правду. Именно, всегда и во всем они больше всего боятся правды.

Вместо сурового строения жизни люди жаждут убаюкивающих их сладких грез и легких достижений в обстановке магов Крыжановской. Но венец Архата достигается лишь сильнейшими, лишь в суровом напряжении подвига, лишь мощным непоколебимым устремлением сердца, омытого кровавыми слезами страданий на протяжении многих и многих жизней. Сердце Архата должно познать все радости, но и все страдания, все горе земного пути, испить полную чашу яда. Истинно, труден путь восхождения, и особенно на последних ступенях. Его можно уподобить всходу по отвесной базальтовой скале во тьме, когда рука тщетно ищет выступа, за который ухватиться. Но для устремленного духа уготовлены поручни, и в последнюю минуту изнеможения, перед срывом, заботливая Рука подопрет спину. Так было показано мне в видении, и сердце мое почти разрывалось от испытываемого неслыханного напряжения при таком всходе. Да, много символов тяжкого восхождения было явлено. Так же как неизбежно и испитие полной чаши яда при завершении пути. Но при всем этом, когда дух уже прикоснулся к высшим радостям, знает красоту высших миров, то все эти трудности не пугают, но даже приносят свою радость, ибо они означают приближение окончания пути. Так и Иуда должен показаться, чтобы ярче подчеркнуть свет пути. Пишу все это Вам, ибо чую в Вас твердую основу, необходимую для истинного воина Света.

Теперь Ваши вопросы. 1) Имейте в виду, что нельзя доверять всем видам мускуса разных животных. Лишь мускусный баран имеет полезную пищу, дающую ему уравновешивающее вещество. Потому мускус циветты хуже, ибо он не содержит такого уравновешивающего вещества. Он может возбудить, но он не укрепляет. Струя бобровая несколько лучше, но не пригодна для долгого употребления. Из птиц доступны рябчики. Но не имеет смысла родить из них вещество, ибо его так мало. Нужно разводить мускусных баранов. Конечно, все виды мускуса должны рассматриваться лишь с медицинской стороны. Для парфюмерии уже найден суррогат его мусккэтон, и благодаря этому открытию можно надеяться, что ценнейшее животное не будет окончательно истреблено. В нашей долине запрещена охота за этим бараном, но хищников много. Все же стало трудно доставать хороший мускус, и недавно я должна была отослать обратно в Калькутту (откуда мы выписывали) весь заказанный мускус. Жду новой присылки.

2) Если бы нашлись жертвователи или достаточное количество подписчиков, то, конечно, очень желательно было бы выпустить "Агни-Йогу" вторым изданием. Но сейчас мы должны изыскивать средства для печатания третьей части "Мира Огненного".

3) Считаю все антиафродиаст[ические] препараты безусловно вредными. В половой энергии заключена мощная сила, основа жизнеспособности и творчества, потому можно лишь заботиться об уравновешивании и правильном направлении ее, но всякое искусственное подавление недопустимо. В некоторых случаях усиленная физическая работа дает прекрасные результаты. Все Учения древности указывают на то, что мы должны стремиться не подавлять наши чувства, или, как их называют, страсти, но уравновешивать и утончать их качества. Перечтите в связи с этим 12 на странице 199 во второй части "Л[истов] Сада М[ории]".

4) Очень тронута Вашей готовностью выступить на защиту Н.К., но думаю, что не следует возражать Вас[илию] Иванову. Репутация его хорошо известна во многих эмигрантских кругах. Он ведь открыто читает лекции в Х[арбине] о желательности японской гегемонии в Сибири, а книги его выпускаются немецким издательством. Иностранные газеты и журналы открыто пишут о существующем договоре немцев с японцами против России. Потому и проводится грубая, но систематическая дискредитация всех выдающихся русских деятелей. Тем, кто попадаются на такую удочку, цена не велика, и участвовать в новом строительстве они не могут. В самом Харб[ине] брошюрка Иван[ова] не покупается, и она переброшена за границу. Так происходит широкое выявление ликов.

5) Теперь о сыне Горбачевского. С болью в сердце ничего особо утешительного сказать не могу. Вы сообщите Горбач[евскому] то, что можно. Приведу Вам Слова Вл[адыки] М.: "Утешить не могу, но для ослабления диабета принимают соду. Растительная пища полезна, особенно апельсины. Мускус не для диабета, но полезен для равновесия. Можно лечить начало диабета внушением, если сила воздействия достаточна. Конечно, горячее невскипевшее молоко с содою всегда полезно. Не полезны кофе и чай, также все, развивающее внутренний алкоголь. Явление этой болезни часто наследственное через поколение, потому нельзя предусмотреть заболевание". Теперь мальчику можно давать соду четыре раза в день по 1/4 чайной ложки. Моя мать тоже страдала короткое время от диабета, но совершенно излечилась от него, после того как она прошла курс лечения в одном немецком курорте на Рейне, где ее заставляли есть кислую капусту и, если не ошибаюсь, в моченом виде. Я всегда слышала, что диабет в детском возрасте почти неизлечим. От всего сердца жалею несчастного отца. Пошлите ему указанную диету и ободрите, насколько возможно. На его недоумения отвечу через Вас в конце письма.

6) Печатание книги Евген[ия] Алекс[андровича] Зильберсд[орфа][1] всецело зависит от него самого. Со своей стороны, считаю ее очень полезным вкладом в нашу небогатую литературу по духовным вопросам. Относительно денег, причитающихся Вам из Латвии, мы, может быть, могли бы сделать с Вами обмен, если Вы предпочитаете иметь деньги. Я хотела послать в Ригу некоторую сумму за 25 книг, но сейчас еще не знаю, во что она выльется. Может быть, Евг[ений] Александр[ович] мог бы перевести должную Вам сумму в 50 лат в наше Общ[ество] в Ригу на имя Рихарда Як[овлевича] Рудзитис[а], я же отсюда выслала бы Вам эквивалент в рупиях.

Пересылаю Вам интересную газетную заметку, подтверждающую доктрину перевоплощения. Может быть, она пригодится Вам для Вашего журнала.

Также интересный случай рекордирован в Австрии, где одна девочка, после тяжелой болезни, не только вспомнила свою предыдущую жизнь в Мадриде, где она, по ее утверждениям, была торговкой, но к ней вернулась способность говорить на испанском яз[ыке]. Да, сближение двух миров происходит на наших глазах.

Письмо Горбачевского очень трогательно, Вы сделаете благое дело, поддержав его в горе и на пути Света. Теперь, чтобы помочь ему с его недоумениями, отвечу на них Вам. Слова Учения – " для пользы говорю: поминайте чаще Мое Имя". Конечно, здесь подразумевается повторение умное или сердечное, как же иначе образуется связь с избр[анным] Уч[ителем]? Такое повторение или памятование всегда рекомендуется во всех Учениях, так же как осуждается повторение Имени ВСУЕ, когда люди среди самой неподходящей обстановки пересыпают свои речи упоминанием священных Имен. Так обычно бывает со всеми новичками или же вообще с непонимающими сокровенности Святынь. "Как звучит это Имя?" - Много имен у В[ладыки] М., и каждый избирает то, которое ему ближе. Если выбирать по времени, то, конечно, имя Майтрейи ближе.

Стран[ица] 119 (вт[орая] часть "Л[истов] С[ада] М."): "Для сроков космических применяются сосуды явленные..." – Вся жизнь слагается именно сроками космическими. Сроки эти обозначаются совпадением назревшей Кармы того или иного народа или даже народов с определенными сочетаниями Светил, результатом чего являются новые повороты в историческом ходе народов или в жизни Планеты.

"Какие сосуды?" – Во всех Учениях именно человек приравнивается с сосуду, вмещающему в себе Божественный Огонь. Для выполнения определенной миссии в космические сроки посылаются на Землю испытанные на протяжении тысячелетий служители Света, или, как их иногда называют, сосуды явленные. Они избирают себе сотрудников из тех, которых Карма приводит к ним, и, если эти избранные ими сотрудники с течением времени окажутся не на высоте или же вредными для дела, то они могут заменить их другими. Конечно, Вы знаете, что длительное сотрудничество устанавливает известную оккультную связь, которую не так легко прервать без болезненных последствий для обеих сторон, потому при такой замене сотрудников необходимо вмешательство Учителя, и избранные старшие, или явленные сосуды, могут обратиться к Вл[адыке], прося Его освободить их от последствий ауры удаленных.

Стран[ица] 120: "Так закончим о жизненности сроков и зеркал будущего..." – Вышесказанное о космических сроках поясняет и жизненность их, что же касается до зеркал, то это относится к прогнозу будущего на основании имеющихся данных. Причем зеркала эти, или видения, особым процессом вызываемые на полированной металлической поверхности, верны лишь от данного момента и поскольку дух человека, связанный с этим прогнозом, тверд и непоколебим в своем устремлении. Если же он шаток, то и зеркало будущего будет меняться соответственно этим шатаниям духа. Вот почему во всех Учениях заповедуется такая непоколебимость и твердость духа. Только при наличии такой твердости можно строить и быть охраненным на всех путях. Луч может охранять лишь того, кто твердо следует начертанному свету и не выпадает из него. Потому для космических сроков и назначаются или посылаются сосуды, испытанные в твердости своего устремления. Поймите фразу в Евангелии от Матфея (глава 5, стих 17): "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить".

Приведу Вам параграф из книги Учения: "Почему нахождение знаков будущего подобно тканью? В ткацкой работе основа определенного цвета, и группы нитей распределены по краскам. Легко определить основу, легко можно найти группу нитей, но рисунок этой группы позволяет различные сочетания в зависимости от тысячи текущих обстоятельств. Конечно, внутреннее отношение самого субъекта будет главным обстоятельством. Но если его аура будет слишком колебаться, то прогноз будет относительным. Тогда это будет походить на известную игру, где по нескольким разбросанным точкам нужно найти определенную фигуру.

Теперь, где же лучший фермент, скрепляющий колебание ауры? Лучший фермент есть устремление. Тело устремленное нельзя уколоть или разбить. Устремление в движении достигает законности, и, становясь законом, оно делается неостанавливаемым, ибо входит в ритм Космоса.

Так идите в малом и великом, и ткань Ваша будет неповторенно кристально космичной, короче говоря – прекрасной.

Ничто другое, кроме устремления, не дает одоления стихий, ибо основное качество стихий – устремление. И в этом состоянии вы координируете стихии с высшим творчеством духа, или являетесь держателем молнии. Придет человек – держатель молнии. Поверьте, только устремлением победите.

Устремление – ладья Архата. Устремление – единорог явленный. Устремление – ключ от всех пещер. Устремление – крыло орла. Устремление – луч солнца. Устремление – кольчуга сердца. Устремление – цветок лотоса. Устремление – книга будущего. Устремление – мир явленный. Устремление – число звезд.

Так, дорогой Ал[ександр] Мих[айлович], храните устремление, ибо оно движет всеми системами познавания. Устремление – ключ к замку.

Теперь о зеркале – выдумка диавола, сказано в "Криптограммах Востока", но, конечно, это следует понимать иносказательно. Зеркало диавола есть символ привязанности человека к своей личности или самости. Тогда как божественный микрокосм должен отображать Макрокосм, диавольское зеркало отображает лишь свою самость.

Кажется, ответила на первые недоумения. Надеюсь, что мои разъяснения ясны. Если нет, пусть г-н Горбачевский укажет, где неясность, постараюсь объяснить еще подробнее.

Ждем выхода Вашего следующего сборника. Приветствуем Вашу твердость. Не огорчайтесь раскрытием ликов и неизбежным одиночеством. Раскрытие ликов есть великая школа жизни, и на последней ступени встречают вас предательства. Во всех Учениях запечатлен символ испития чаши яда всеми носителями Света. Красота подвига именно подчеркивается этими проявлениями тьмы. Так, предательство, о котором я Вам намекала, принимает огромные размеры, много энергии приходится затрачивать на пресечение зла. Наши верные друзья действуют, и мы знаем о сужденной яркой победе. Так удары тьмы нужны для высечения искр Света. К событиям особого значения происходят и чудовищные предательства. Так и Вы будьте мужественны и тверды и не смущайтесь никакими чудовищами. Как Сказано: "Надо учиться на примерах нападения".

Н.К. и я шлем Вам сердечный привет, бодрость и новое понимание к грядущему великому году.

Да будет Вам светло,

Елена Рерих.

[Приложение]

Письмо к читателям VI кн[иги] "Окк[ультизм] и Йога" (7.XII.1935)

Дорогие друзья! Знаю, что мои письма, утверждающие красоту суровой самодисциплины, не нравятся многим; но я считаю преступным поддерживать сентиментальность, основанную на ложных данных. Насколько умею, стараюсь я поддерживать мужество Вашего духа, но делать это, преподнося сусальные видения в стиле Ледбитера, я не могу. Большинство людей выявляет себя великими лицемерами, утверждая, что они хотят знать правду и только правду. Именно всегда и во всем они больше всего боятся правды. Вместо сурового строения жизни люди жаждут убаюкивающих их сладких грез и легких достижений в обстановке магов Крыжановской. Но Венец Архата достигается лишь сильнейшим, огромным напряжением сердца, омытого кровавыми слезами страдания на протяжении многих и многих жизней. Сердце Архата должно познать все радости и все страдания, все горе земного пути, испить полную чашу яда. Истинно труден путь восхождения, и особенно на последних ступенях. Его можно уподобить восхождению по отвесной базальтовой скале, в полном мраке, когда руки тщетно ищут выступа, за который можно было бы ухватиться. Но для устремленного духа уготованы поручни, и в последнюю минуту изнеможенья, перед срывом, заботливая рука подопрет спину. Много символов тяжкого восхождения явлено во всех Учениях, также как и неизбежное испитие полной чаши яда при завершении Пути. Но когда дух уже прикоснулся к высшим радостям, когда познал он красоту высших миров, то все эти трудности не пугают, а радуют, ибо они означают приближение окончания Пути. Так и Иуда должен покаяться, чтобы ярче подчеркнуть Свет Пути. Пишу Вам это потому, что чувствую в вас твердую основу, необходимую для истинных воинов Света. Будьте мужественны и тверды, не огорчайтесь раскрытием ликов и неизбежным одиночеством. Раскрытие ликов есть великая школа жизни, и на последней ступени должно встретить вам предательства.

Во всех Учениях запечатлен символ испития чаши яда всеми Носителями Света. Красота подвига подчеркивается этим проявлением тьмы. Удары тьмы нужны для высечения искр Света. Будьте мужественны, будьте тверды, друзья мои! Не смущайтесь никакими чудовищами, ибо сказано: "Надо учиться на примерах нападения".

Е.Р.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно