08.09.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
(Wikipedia python library)
Строка 390: Строка 390:
 +
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
<references/>
<references/>
Строка 395: Строка 396:
{{LetterPostEdit|29.08.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1, Оглавление|12.09.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1}}
{{LetterPostEdit|29.08.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1, Оглавление|12.09.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1}}
-
[[Категория:Письма Е.И.]]
+
[[Категория:Источники]]
 +
[[Категория:Письма семьи Рерих]]
 +
[[Категория:1934]]
 +
[[Категория:Письма Е.И.Рерих]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1]]

Версия 14:58, 29 апреля 2007

08.09.34

Мы никогда не зазываем и никому не навязываем книг Учения. Все наши общества являются прежде всего культурно-просветительными учреждениями, где читаются лекции на всевозможные темы, интересующие членов, также даются концерты, и, по возможности, учреждаются курсы по различным отраслям искусства, религий и наук. Ведь именно, просвещенное сознание помогает восприятию истин Учения «Живой Этики». Не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум охватить и понять космическую всеобъемлемость Учения, идущего от древнейших времен, от самых Истоков Знания и Света. Учение Живой Этики вмещает в себе всю жизнь, все области ее, имеет в виду все усовершенствования, потому, кроме постоянного нравственного совершенствования, каждый человек должен изучать и располагать хотя бы одним мастерством и ремеслом. Так идея миссии женщин была моей мечтой с детских лет, она жила у меня под именем «Общины сестер-подвижниц», и я видела этих сестер носительницами света и радости в тяжелые условия нашей родины. Все отрасли жизни находили себе отражение в этой Общине. Потому одни сестры посвящали себя медицине, другие должны были знать основы агрикультуры, третьи быть учительницами вообще или талантливыми лекторами по различным отраслям знания и общественного устроения в доступном для масс изложении. Конечно, занятия искусствами и преподавание их занимали выдающееся место в Общине так же, как изучение цвета, и звука, и аромата, и воздействия их на самочувствие человека, а внесение основ «Живой Этики» должно было украсить всю благую деятельность сестер-подвижниц. Таковы были мечты, которые, конечно, росли по мере расширения моего сознания. И сейчас мы должны думать о близком будущем и стремиться вербовать такие чистые души, которые самоотверженно пойдут на эту работу. Ведь целая армия таких сестер и работниц понадобится, чтобы насытить голод масс. Уже время собирать кадры способных наставниц. Потому, если бы из этой программы что-либо осуществилось в Вашей группе, это было бы полезно во многих отношениях. В книгах Учения так красиво сказано об этих Сестрах: «Пусть они станут родными народу. Пусть говорят: "Родная пришла на село"».

Ведь в группе, изучающей Учение Живой Этики, прежде всего должно быть указано на понятие подвига и самоотверженного служения ближнему, общему благу. Всякий псевдооккультизм, всякие упражнения для развития психизма строго возбраняются. Ученик должен стремиться развиваться духовно, пробуждать свое чувствование, что возможно лишь при очищении сердца и мышления от всяких предрассудков и предвзятых понятий, именно, при расширении сознания и горении сердца к принесению подвига. Конечно, эта программа доступна только меньшинству, ибо мало кто понимает и ценит истинную красоту и ее спутницу – простоту. Большинство любит лишь загромождать свое сознание малопонятными им формулами и превыше всего ценит различные психические проявления, не принимая во внимание того, что всякий психизм без Высшего Руководителя является препятствием на пути истинного духовного развития. Об опасностях психизма я уже писала и еще вернусь к ним в связи с Вашим странным состоянием, объяснение которому Вы спрашиваете, а теперь продолжу о миссии женщин.

Ввиду описанных Вами трудностей, я именно выделила бы из миссии женщин особую группу, приняв в нее только действительно твердых в мышлении и понимающих, что есть преданность, это редчайшее качество. Эта группа могла бы продолжать изучение книг «Живой Этики», остальным можно было бы предложить сначала подготовить свое сознание более широким осведомлением и просвещением, путем тех лекций и занятий, которые могли бы наладиться при миссии женщин, согласно предложенной программе. Также не думаю, что можно было бы ожидать что-либо продуктивное и даже полезное от религиозного кружка, в который вошли бы церковно настроенные. Ведь, именно, узкая церковность расшатала все заветы Христа и так далека от эволюции будущего! Я полагала, что Ваш духовный пастырь был из тех светлых и, увы, столь редких душ, которые осознали, что с мертвой догматикой не войти в поток эволюции. Лично мы были счастливы встретить нескольких очень просвещенных духовных служителей. Но с узкоцерковными наставниками у Вас, несомненно, рано или поздно произойдет конфликт. Потому, ввиду стольких шатающихся и двоемыслящих, я не создавала бы особого религиозного кружка. Но группу, изучающую Живую Этику, я выделила бы и допускала бы в нее с большим выбором. Не стремитесь к количеству, но лишь к качеству! Нужно всегда принимать во внимание сознание человека. Ведь даже вступившие на путь ученичества и считающие себя уже продвинувшимися при первом показанном им новом аспекте Истины возмущаются и даже начинают кощунствовать. Вот почему принятие в ученики есть явление редчайшее и, как говорится, – пальцев на руке слишком много для числа их. Вступающие на путь ученичества должны пройти множество испытаний, прежде чем быть допущенными в кандидаты на признанных учеников.

Мертвая догматика убила светлое Учение Христа, потому церковь с такой легкостью разрушилась в нашей стране. Тяжелое время переживает она и в прочих странах. Разница лишь в том, что представители церкви там много просвещеннее и понимают, что они должны идти с законом эволюции, с запросами времени. Потому некоторые священнослужители Западной церкви уже отходят от средневекового мышления и даже начинают признавать закон перевоплощения; так недавно было собрание епископов, на котором постановлено изучать труды великого Оригена, этого столпа истинного христианства и мученика невежества своих современников. Да, большой грех лежит на церкви за держание мышления доверенных ей масс в невежестве и тьме средневековья. Но достаточно непредубежденному уму, не запуганному вечным проклятием [как это вяжется с «Всемилосердием» их Бога!], прочесть историю церковных соборов, историю Папства, чтобы всякое уважение к большинству ее представителей пропало навсегда. Вспомним века инквизиции! Припомним все великие умы, пострадавшие от нее! Не забудем и ужасы Варфоломеевской ночи! Прочтем биографии святых, написанные священниками и описывающие преступления глав церкви! Ведь сохранились подлинные документы посланий святых к главам церкви, сурово обличающие эти кровавые преступления. Но Вы, конечно, возразите мне, что так поступала западная церковь, но не наша православная. Тогда я напомню Вам хотя бы времена патриарха Никона, вводившего трехперстное знамение пытками и сжиганием на кострах всех, придерживавшихся двуперстного, которым осенял себя и истинный последователь заветов Христа, великий Основатель Святой Руси, всего духовного просвещения и монашества ее, Строитель Русского Государства, Преподобный Сергий Радонежский. Неужели Он был еретик? Внимательно перечтем соборы церковные и увидим много интересного, свидетельствующего об уровне сознания тех служителей, которые продиктовали ныне существующие догмы. Так мы увидим, что закон перевоплощения был отменен лишь на Константинопольском Соборе в шестом веке по Рожд. Хр., тогда как само Евангелие полно слов Христа о законе перевоплощения. Вот если бы люди дали себе труд в зрелые годы, действительно, изучить Учение Христово, да еще на основном языке этих Евангелий, а не удовлетворялись бы школьными учебниками, то новый смысл слов и подлинный, величавый облик Христа встал бы перед их духовным зрением. Как давно было сказано всеми великими Учителями, что невежество есть самое страшное преступление, так оно и есть. Что же как не тьма невежества породила Инквизицию? Ведь Инквизиция – самое страшное, несмываемое пятно на златотканных одеждах христианской церкви. Инквизиция была страшной карикатурой на Суд Божий, внушенная князем тьмы для растления и подрыва веры на все времена в чистоту, благость и справедливость церкви.

Вспомним все те великие имена, которые пострадали от Инквизиции или должны были скрывать свое светлое знание под печатью юродства или под сложнейшими символами, ключ к которым, к великому ущербу человечества, почти что утерян. Вспомним и все те горы величайших трудов, полных света и блага, невозвратимая утрата которых справедливо оплакивалась и рассматривалась лучшими умами всех эпох как величайшее бедствие. Принято возмущаться пожаром Александрийской Библиотеки, но те же лицемеры будут замалчивать многовековые зарева кострищ Инквизиции, сжигавшие перлы человеческого гения!

Долог список преступлений против блага человечества, долог список мучеников знания и света, и списки эти, к стыду человечества, продолжают пополняться и в наш «просвещенный» век.

В Учении сказано, что в каждой реторте алхимика церковники видели рога дьявола! И сейчас ими же в книгах Учения Света усматривается печать Антихриста. Истинно, каждый видит свое собственное отображение.

Потому откроем и очистим свое сознание путем большего просвещения. Конечно, беда в том, что все свет-несущее предавалось у нас анафеме. Так и наша великая соотечественница должна была принести свет Учения в Америку и Европу, ибо сознание русского общества не было готово.

Мировое правительство, упоминаемое в книгах, есть Великая Иерархия Света, и для нас, христиан, заимствовавших нашу религию от евреев, конечно, это Лестница Иакова, которая упоминается, именно, во второй книге «Листы Сада М.». Для Востока же это есть Великая Шамбала, или Шабистан, или Гора Меру; есть и другие наименования, ибо они варьируются в соответствии с народом и страною. О масонстве скажу, что когда-то это было великое и светлое начинание, нередко возглавлявшееся великими Духами, и тогда, именно, оно подвергалось жестокому гонению со стороны представителей церкви.

Но как церковь отошла от чистого Учения Христа, так и масонство сейчас отошло от когда-то своих великих заветов. Как в том, так и в другом случае, за редким исключением, осталась лишь оболочка, мертвые догмы и ритуалы. Потому на смену этому упадку должна прийти возрожденная церковь первых дней христианства, в свете очищенного Учения Христа. Именно, должно прийти очищение заветов Христа.

Можно было бы спросить глав церкви, почему они, представители светлого Учения, допускают также обоюдные поношения и раздоры? Каждый из них исключает другого. Каждая церковь исключает другую. А кому другому, как не им, следовало бы сейчас объединиться и выказать великую просвещенность, планетарную просвещенность, сказала бы я, отсюда бы пришла и великая терпимость, вмещающая в себе все многообразные аспекты и проявления Всемогущего и Всепроникающего, Вездесущего, Всезнающего Божества, не исключающего из объятий своих ни единого мира, ни единого сына, ни единого явления.

Так Учение «Живой Этики» ничего не разрушает, никого не свергает, но зовет к очищению сердца и мышления. Но, конечно, невежество, будучи от тьмы, всегда с пеною у рта борется против Света. Ведь первый импульс дикаря – уничтожить или убить все непонятное ему. Нетерпимость есть клеймо невежества. Вмещение есть венец Великого Знания. По этим знакам и определяйте удельный вес Ваших собеседников!

Теперь отвечу по порядку на Ваши вопросы.

1) Вы спрашиваете, как понять – «Отойди, Пламенный... отчего, Пламенный, Лик Свой отвращаешь?»... Слова эти можно, именно, приложить к приведенным Вами случаям. Разве не боятся эти люди пламенности Того, Кто приносит Свет? Разве не говорят они: «Отойди, Пламенный, не заступи Врат Небесных!» И дальше ответ Пламенного Вестника: «Мой взор боль тебе причиняет, твоим крыльям еще не свободно». – Именно тяжки тенеты суеверия и предрассудков, этих порождений невежества, опутавших крылья духа. Жутко душе, не ведающей пути Света, не могущей разобраться в сумерках, окружающих ее. Именно – «приходит знание не скоро, если дух волнуется». Много таких болеющих душ. И никто не может помочь им, ибо оздоровление должно прийти из недр сердца и духа. Но пусть в последний раз прочтут о предательстве и кощунстве в книгах Учения, а затем идут своим путем.

Теперь о состоянии, Вами описанном. Конечно, световые образования указывают на начальные проявления некоторых центров. Совет быть очень осторожной, малая, краткая пранаяма, без удержания дыхания, не может повредить, но не так, как это делается некоторыми, ознакомившимися с книгами разных псевдойогов, да еще при гимнастике; это может привести неожиданно к самым печальным результатам! Потому очень прошу Вас, будьте осторожны. Я никогда не делала никаких упражнений, даже простой пранаямы. По правде сказать, у меня инстинктивное отвращение ко всем искусственным насилиям там, где мы касаемся сокровенных огней сердца. Ведь усиленная пранаяма развивает низший психизм и медиумизм, эти два антипода истинного духовного развития. Чтобы утвердить Вас во вредности всех насильственных упражнений, приведу слова Е. П. Бл. из третьего тома «Тайной Доктрины».

«Истинно, то, что называется пранаямой или смертью дыхания, всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда – и физической часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям Хатха Йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и еще один покончил самоубийством, и другой развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме».

Потому не преувеличивайте значения пранаямы. Наука о дыхании, которой занимаются истинные Раджа Йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние Раджа Йоги понимали это как дыхание ментальное, ибо только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и к восстановлению функции третьего глаза и к истинным достижениям Раджа Йоги.

Вы знаете, как Вел. Учителя не одобряют развития психизма, потому во второй части «Мира Огнен.» сказано: «В то время, когда один полагает душу за мир, другой сидит на воде. Когда один посылает сердце свое во спасение ближних, другой утопает в явлениях тонкого мира. Подвижники великого служения не имеют психизма, ибо они устремлены духом к Иерархии, и сердце их звучит на боль мира».

«Психизм есть окно в тонкий мир, но Учитель скажет школьнику – не оборачивайся часто к окну, но смотри в книгу Жизни».

«Часто психизм оказывается расслабляющим явлением, ибо великое служение в чувствознании. Потому Мы остерегаем от психизма, от устремленного взора назад без определенной задачи на будущее. Слабые духовно психики являются нередко лакомым блюдом для сатанистов. Именно, среди служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой «чаше», ибо не может быть кратчайшего пути без испития ее. Устремленное к Иерархии сердце чует, как нужна и спасительна чаша возношения. Кому она только предмет насмешки и осуждения, но кому-то она драгоценная сокровищница. У Нас большое желание, чтобы истинное чувствознание развивалось».

«Область психизма такая сложная, такая страшная и таит в себе много сюрпризов для самоявленных адептов. Много сознательной и еще больше бессознательной лжи в видениях медиумов и недисциплинированных психиков. Без Высшего Руководства нельзя безопасно погружаться в эту область. Разбираться в видениях может лишь ученик, находящийся под непосредственным наблюдением Вел. Учителей, чтобы видеть и понимать, нужно научиться управлять низшим манасом и не допускать вторжения его. Есть много примеров видений, когда высший Манас являл великую истину, но затронутая самость пробуждала низший аспект его, который, вторгаясь, не только вносил свои добавления, но искажал весь смысл явленной истины».

Итак, всегда следует указывать на весь вред психических явлений. Именно, в древней Индии факиры или медиумы не допускались в Святая Святых храмов. Также и иерофанты Египта не принимали в ученики психиков и медиумов и даже избегали слуг лимфатиков. Духовное достижение – в накоплении и развитии чувствознания, об этом я уже писала, но вопрос этот настолько основной, что его следует всесторонне пояснить и часто возвращаться к нему. Нужно понять, что медиумизм не имеет ничего общего с открытием центров. Помните, как медиумизм приравнивается к постоялому двору для развоплощенных лжецов. Также и психизм далек от огненной трансмутации центров.

Потому будем стремиться к истинному ученичеству и служению, выражающемуся в несении подвига жизни, в самоотверженной работе на благо, и все приложится в лучшее время, без насильственных мер, которые могут надолго задержать истинное духовное развитие наше.

Вы так трогательно сердцем писали о Вашем тяготении к понятию Матери. Вот потому я хочу поговорить с Вами, именно, как с дочерью и потому так беспокоюсь, чтобы Вы в устремлении Вашем, по неведению, не причинили себе непоправимого вреда. Сердечное устремление к Великому Образу превыше всех физических упражнений. Приложим все наши усилия не к искусственным гимнастикам, но к действенному служению Огненному Сердцу Того, Кто в кровавом поту стоит на несменном Дозоре и сейчас стоит во Главе Светлых Сил, сражающихся против Тьмы. Ведь Армагеддон – больше уже не далекое видение, но грозная, страшная действительность. Потому так преступны все работающие на разъединение. Неужели люди окончательно ослепли и оглохли и не видят всех угрожающих вестников Великой Битвы!

Также не следует считать труд Сент-Ив Д'Алвейдера «Агарта» замечательным и правдивым рекордом. В действительности, он посещал Агарту своего собственного воображения и нагромождений тонкого мира. Сент-Ив был типичным психиком и медиумом. Потому описания его так расходятся с истиной. Именно, его Агарта ничего общего с Б. Бр. не имеет. Обманчива область психизма. В тонком мире много любителей персонифицировать Вел. Образы.

Также должна сказать, что очень огорчили меня присланные строки о Е. П. Блаватской. Я уловила в них отзвук недостойных мнений, присущих лицам известного типа... Скажу, именно Е. П. Бл. была огненной посланницей Белого Братства. Именно, она была носительницей доверенного ей знания. Именно из всех теософов лишь Е. П. Бл. имела счастье получить учение непосредственно от Вел. Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тенетах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно, только через Е. П. Бл. можно было приблизиться к Б. Бр., ибо она была звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые окружавшие ее настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своем полагали достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили ее, все им давшую, все им открывшую. Конечно, все эти самообольщенные гордецы ничего не достигли. Ибо закон Иерархии непреложен. Для пользы дел, Махатмы переписывались с некоторыми из ее сотрудников, но ни одного не допустили до ученичества. В писаниях Е. П. Бл. и в «Письмах Махатм» Вы можете найти это утверждение. Е. П. Бл. была тем иерархическим звеном, обойти и пренебречь которым означало осудить себя на полную неудачу. И теперь, когда самообольщенные пребывают в слоях тонкого мира, окруженные своими почитателями, но, м. б., еще дальше от Твердыни Б. Бр., нежели раньше, наша великая соотечественница в своем огненном устремлении, почти сейчас же после смерти воплотившаяся в Венгрии, уже десять лет как прибыла в физическом теле в главную Твердыню и сейчас под именем Брата Х. работает на спасение мира. Так действует Космическая Справедливость. Е. П. Бл. была великой мученицей, в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили ее, и труд ее остался незаконченным. Последний, заключительный том «Тайной Доктрины» не состоялся. Так люди лишают себя самого высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е. П. Бл., истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!

__________

О «Чаше Востока» я уже писала. Знаете ли Вы, что Махатма на Востоке означает Великая Душа, Душа, завершившая свой земной путь и работающая на пользу Мира. Потому неуместно утверждать, что Махатма не любит христиан, ибо Махатма, вмещающий в себе все знание, не будет сектантом.

Также, если Вы внимательно и без предвзятости прочтете «Письмо о Боге», Вы увидите, что Махатма отрицает и говорит против кощунственного человеческого представления Личного Бога, жестокого и несправедливого, карающего вечным проклятием якобы еретиков и оправдывающего все злодеяния, совершаемые в прославление Его. Такого Бога Махатмы, истинно, не ведают и не почитают. Но назвать книгу эту атеистической нельзя, ибо как могут Они, провозглашающие Бессмертие Духа и Сами достигшие Его, иметь что-либо общее с мертвящим атеизмом! Но Вы правы, книга эта не по сознанию еще. Но укажите, чтобы – не произносилось осуждения Махатмам. Велико будет изумление и, скажу, огорчение многих, когда они узнают, Кто, в действительности, есть Старший Махатма. Великие Облики имеют много Аспектов и Имен.

В заключение прошу Вас, не сетуйте на мое послание, оно может быть и суровое, но сердце мое так наболело, видя, как мало число тех, кто понимает те грозные времена, через которые мы проходим, не понимают они, что, истинно, пришел час, последний для многих, и продолжают ползти во мраке невежества, находя противоречия там, где их нет, видя всюду рога дьявола и печать антихриста, ибо сознание их не может оторваться от пут земных, не может мыслить самостоятельно, но слепо толчется в ограде, созданной призраком угрозы Вечного Проклятия «Милосердным» Богом!! Истинно, как сказано, «не отмыть водами Урдара и Урувеллы всех пятен на одеждах Христа и Будды от кощунственных прикосновений!» Поверьте, дух Инквизиции еще силен, и если бы Христос появился сейчас на Земле, то Ему не миновать было бы если и не распятия или костра, то пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста. Перечтите «Инквизитора» Достоевского.

__________

264[1]. «Человечество придает значение лишь тем понятиям, которые укладываются в сознании посредственности, ибо оно облекает в своем сознании каждую форму соответственно. Почему же не привились все высшие понятия? Почему же столько искажений? Почему же так много умалений? Ибо, истинно, дух человеческих исканий и устремлений обращен вниз. Но задача нового мира пробудить сознание и вернуть миру предназначенный облик Красоты. Творчество духа должно напрягаться к восхождению. Именно, не низводить Высшее, но подымать. Потому первым условием будет творить Образ Божий по Божественному. Когда человеческое сознание перестанет изображать Божественность по-человечески, тогда достижения духа будут огненны».

Пусть сотрудницы хранят, как сокровище, огонек признательности к Вам, указавшей им путь и приобщившей их к Учению Света, давшему полет и радость духу их. Преданность есть редчайшее качество и скорее всего приведет к цели. Пусть укрепляются в Учении Света, и если у них есть какие сомнения и недоумения, я с радостью постараюсь разъяснить их; так важно рассеивать их в самом начале появления их. И если духу близко великое понятие преданности, они должны выписать из книг Учения все, что сказано об этом царственном качестве, и, часто перечитывая эти строки, они еще больше укрепятся в этом проявлении истинной духовности. Сказано в Учении: «преданность есть основа духовности...»

Я звала готовиться к принесению всех своих способностей и сил прежде всего на служение народу. Ибо время не за горами, а за плечами, когда каждая интеллигентная помощь будет так необходима. Так важно вкоренить в народ уважение к знанию, к каждому учителю как носителю света и успеха в жизни.


Примечания

Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно