08.11.1945 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • Дата : 08.11.1945
  • Издание: Сфера

8.XI.45.

Пришло письмо от нашей родной Зиночки, помеченное 17-ым окт[ября]; сколько в нем тоски и боли за отсутствие не только настоящего сотрудничества в нашей с Вами работе на утверждение в сознании людей необходимости усвоения значения Культуры во всей жизни, но, увы, даже небольшой, но систематической помощи от сочувствующих милых душ. Остро знаем, глубоко прочувствована эта боль за почти повсеместное безлюдье! Весь мир разлагается из-за отсутствия солидарности и сотрудничества среди так называемых симпатичных людей, иначе говоря, “тепляков”. Многими веками цементируется пространство великими истинами, но насущность таковых до сих пор остается неусвоенной. Человечество в массе своей все еще стоит на таком низком уровне сознания, что добро и эволюция могут утверждаться лишь тактикой адверза. Нужны величайшие потрясения, катастрофы, преступления и кровавые жертвы, чтобы добро стало, наконец, таким же упорным и воинствующим, как и зло. Добро из-за утраты в нем деятельного противодействующего начала стало бездарным почти во всех своих проявлениях. Конечно, добро не может призывать к насилию, но оно обязано защищаться, оно должно бороться и противостоять злу, иначе зло затопит мир. Вся Природа является ареной борьбы, без которой нет жизни, но лишь разрушение. Неучислимый вред принесли проповеди о “непротивлении злу”, и самое страшное — что малые затуманенные сознания пытались и пытаются вложить эту формулу в уста Того, Чья вся Жизнь и Учение были проникнуты самым великим противодействием злу. Так, речение о подставлении левой щеки, если ударят в правую, осталось непонятым и искаженным. Ведь если понять это речение буквально, то получится бессмыслица, но все Учения всегда имели в виду основу духовную, потому и в этом речении предпосылалось удержание равновесия духовного. Если мы получаем удар судьбы с одной стороны, мы должны найти в себе мужество быть готовым принять его и с другой, именно, не пасть духом и удержаться на пути духовного продвижения. Но ограниченное, рабское сознание уявило и рабское понимание приниженности вместо уявления духовного мужества.

Отсутствие сотрудничества в ВОКСе, конечно, прежде всего объясняется разрухой и тем же безлюдьем и отсутствием культурности, но где же почерпнуть ее! Утонченность не создается в одночасье или по заказу. Где то окружение, которое могло бы уявить им понимание значения столь непонятных и ненужных им выявлений высших дарований человека! Ведь даже многие предметы цивилизации принимаются ими весьма своеобразно. Много терпимости и доброжелательства придется уявлять в дальнейшей работе, но все же есть места, где почва уже вспахана для новых семян. Именно там найдете лучшие всходы и радость новому строительству, потому уявим терпимость и доброжелательство.

Родная моя Зиночка, уявив радость возможностям, открываемым деятельностью Комитета Пакта Знамени Мира, и понимание срочности возобновления его, — глубоко права. Но не следует огорчаться некоторыми возражениями и недоумениями, высказанными новыми друзьями. В одном они правы, это что Вам сейчас нельзя развернуть широкую деятельность Комитета, но утвердить состав его из ближайших друзей и заявить о существовании его никого не может обременить.

Вы знаете, что В[еликие] Уч[ителя] всегда начинают с малого и дают время на сживание с идеей, положенной на сердце. Так и сейчас, В[еликий] Вл[адыка] не желает взваливать новую тягость, но хочет, чтобы эта мысль теплилась, как лампада, до определенного срока. Для этого следует только избрать из ближайших друзей Комитет, и если новые друзья пожелают присоединиться к нему, то просить их постепенно ознакомиться с историей Пакта и Знамени, со всем имеющимся у нас по этому вопросу материалом. Может быть, кто-нибудь сможет на основании Зиночкиных слов записать несколько полезных дополнений о торжественном подписании Пакта в Белом Доме в присутствии Президента Рузвельта, а также о предательстве этой идеи бывшим почетным председателем Комитета Пакта и его пособниками и о прекращении деятельности Комитета. Такие дополнительные данные могли бы вноситься во время заседаний Комитета и храниться с историей Пакта. Причем заседания могли бы собираться два-три раза в течение всего сезона. Деятельность же его членов может проявляться на любом общем собрании, при любой беседе, при каждой встрече с новыми друзьями. Сеять благие мысли всегда полезно и есть одна из незаметных, но весьма важная деятельность, мало учитываемая людьми. Идея Знамени Мира имеет прежде всего нравственное и воспитательное значение, потому особенно полезно в школах, в клубах, при чтении лекций на просветительные темы, вносить предложение присутствующей молодежи об организации группы друзей Пакта и Знамени Мира среди них. Они могли бы уявить собирание некоторого материала, который потом мог быть предоставлен ими в Комитет. Именно, самое важное — это широкое привлечение молодежи к новой оценке творческой самодеятельности. Такие мысли должны быть бросаемы среди самых малых тружеников. Никогда не знаете, где идея найдет оплот и возможность приложения. Все приходит с людьми и через людей! Так, конечно, Н.К. прав, говоря о невозможности отдать Идею Знамени Мира в чужие руки и в чужие foundation’сы; именно, все будет искажено. Основа и сущность этого движения принадлежат и зависят от В[еликого] Вл[адыки], потому будем хранить доверенное нам.

Теперь для Вашего осведомления привожу страницы, написанные мною по этому же поводу нашей милой сотруднице, отъезжавшей в Прагу — В.Дутко.

“Мне очень было бы дорого, если бы Вы зажглись определенной миссией, именно, ознакомлением молодежи с деятельностью, связанной с именем основателя Знамени Мира. Уявились бы провозвестницей истинного просвещения и Культуры под знаком Знамени Мира. Сейчас наступило время, когда это Знамя Культуры должно быть снова поднято. Я уже писала нашей Зиночке о необходимости воскрешения заброшенного Комитета Знамени Мира, но, конечно, с новыми членами и на самом широком допущении всякой кооперации. Несомненно, это явится как бы расширением деятельности АРКА, но нужно оявить и Знамя Мира с именем его основателя. Из-за предательства некоторых сотрудников, а затем и военного времени Комитет Знамени Мира прекратил свое существование, но сейчас Знамя Мира и Культуры должно снова быть поднято и развеваться по всему Миру. Конечно, придется начать с краснокрестной работы по Культуре; много всяких увечий понесла она по всему Миру. Нужно будет приступить и к составлению Инвентаря Культурных Сокровищ. Кроме описи всего уничтоженного, частично разрушенного, нужен и инвентарь всего еще сохранного.

Именно, необходимо самое широкое осведомление, в каком состоянии находится Мировая культура. Ведь достижения Культуры принадлежат всему человечеству, потому такая деятельность не может ограничиваться одной страной, нужны связи и ознакомление со всем Миром. В каждой стране многочисленные кадры молодежи могли бы зажечься такой истинно просветительской работой. Сколько новых прекрасных культурных начинаний могут зародиться под знаменем Культуры. Ведь Знамя Мира и есть Знамя Культуры Общества, и Правительства должны бы явить содействие такой деятельности, имеющей первостепенное значение для всего человечества. Наступит время, когда все факторы, способствующие поднятию и возвышению сознания в человечестве, будут иметь первенствующее значение в умах правителей. Никакое Переустройство Мира не может оявиться успешным без осознания и насаждения великих основ Культуры, Живой Этики и Эстетики! Без забот и охраны Культуры новое поколение окажется просто цивилизованными дикарями, и для такого нового вида дикаря атомная бомба может оявиться верхом достижения!

С пароходной почтой высылаем Вам несколько полезных брошюрок об истории Знамени Мира. Вы могли бы составить из них небольшие заметки и помещать в газетах и журналах, где возможно. Для полной истории возникновения Знамени и Пакта Мира теперь следовало бы присоединить и главу о происшедшем вандализме с Музеем основателя Пакта Мира и всеми основанными им просветительными учреждениями, и о прекращении деятельности Комитета в связи с предательством некоторых сотрудников и его бывшего почетного председателя. Во всяком случае, такую главу хорошо уже иметь наготове. Она будет нужна для ознакомления членов содружества под Знаменем Мира с истинной причиной прекращения деятельности Комитета Зн[амени] Мира. Материал о предательстве, конечно, имеется у нашей Зиночки, постепенно можно будет собрать его. Когда Вы прочтете имена лиц, которые высказались за Пакт, Вы увидите, что они были среди самых выдающихся умов.

Конечно, все будет развиваться постепенно: и самый инвентарь, и маленькие бюллетени, посвященные охранению культуры с осведомлением о новых достижениях и культ[урных] очагах, — все это сложится именно постепенно, без чрезмерного обременения. Но необходимы мысли о такой деятельности и предварительный посев полезных зерен. В урочный час придет и урожай. При обмене мыслей с друзьями оявятся и новые ценные сотрудники. Тема эта огромная, и потому сети должны быть раскинуты широко, вернее, шире широкого. Без мыслей люди не откликнутся. Нужно цементировать мыслями пространство. Каждое слово, каждая мысль принесут свое эхо. Все вандализмы, происшедшие за эту войну, лишь подтвердили своевременность Знамени и Пакта Мира. Итак, если Вам это близко, то питайте, растите эти мысли в себе и бросайте их в пространство. Ячейки Содружества Знамени Мира могут быть и должны быть в разных местах...”

Прошу Зиночку вписать в члены Комитета Илью Муромцева, также и его девочек. Зиночка будет знать, что нам нужно зафиксировать существование Комитета и место его нахождения, развитие деятельности придет в свое время.

Теперь об “Агни-Й[оге]”. Родные мои, когда будете заказывать новый запас бумаги для циркулярных писем, не помещайте почетного комитета. Не следует повторять те же имена. Достаточно одного комитета. Имя почет[ного] предс[едателя] можно не помещать вообще — это для внутреннего знания. Просмотрела присланный Вами перевод первой части “Листов [Сада] М[ории]”. Зачеркнула числа и месяцы, поставила параграфы. Впоследствии можно будет и русскую копию подогнать к англ[ийскому] переводу. Прочту еще раз и отошлю Вам. Родные мои, не отягощайтесь огорчениями. Сейте добрые мысли, но не ждите немедленного всхода. Очень, очень ценим Вашу с Дедлеем жертвенность, Вы трудитесь на общее Благо, и такой труд не пропадает, но приносит великие плоды, если не на физическом плане, не в желаемое нами время, то в Надземном — безотлагательно усиляя наши возможности в следующем воплощении. Мы с Вами не боимся новых воплощений, наоборот, будем приветствовать их, ибо понимаем, что только так можем совершенствоваться. Не задержимся в девакхане, но поспешим на помощь оставшимся друзьям. Может быть, и совсем минуем его, если силы наши не будут нуждаться в особом укреплении. Приступим к работе с Вел[иким] Вл[адыкой] и снова примем жертвенный труд на общее Благо. Люди полагают, что Вел[икие] Духи редко приходят на Землю, но если бы они знали, какой неимоверный труд и напряжение несли эти Духи и в каких умаленных Обликах приходили Они на Землю, чтобы сдвинуть сознание с мертвой точки!! Истинно, Они — Великие Мученики за несовершенные мысли человечества!*

В параграфе 279 “моруа” есть название местного растения, прекрасно дезинфицирующего атмосферу, потому поместите это название полностью. Если пакет с письмами окажется не слишком тяжелым, пошлю Вам веточку этого растения. Растет пышным кустом, и запах напоминает вербену.

Посылаем Вам бумагу о заместительстве в Painting Corporation, но мы не уверены в точности титула. Если эта Corporation называется иначе, то, пожалуйста, сообщите точный титул, и мы пришлем другую бумагу.

Святослав и его жена были очень тронуты Вашим поздравлением и пожеланиями. У нас имеются фотографии его жены, но все слишком большого размера. Как только достанем поменьше, пошлем Вам. Она очень миловидна и вообще мила во всем. Детство и юность провела в Европе, и, конечно, это наложило известный отпечаток, индусские бытовые привычки или обычаи совершенно сгладились, и она близко подошла к нашему домашнему укладу. Уже почти два месяца как она с нами, и должна сказать, она никому не в тягость, наоборот, моя “молодежь” даже повеселела. Ее муж и она были первыми пионерами индусских фильм[ов]. После его смерти она продолжала его дело и завоевала себе общее уважение. Она, несомненно, лучшая среди индусских артисток, самая любимая и глубоко почитаемая за прекрасное ведение дела. По настоянию Святослава, она вышла сейчас из дела и не будет больше выступать, может быть, это и лучше, она ушла на вершине славы и популярности. Н.К. и мне она пришлась очень, очень по душе, дай Бог им счастье.

Очень прошу Зиночку, если она будет читать мое письмо ближайшим друзьям, то не переводить фразу об отсутствии систематической помощи от ближ[айших] друзей и о “тепляках”; могут принять на свой счет, и вред получится непоправимый. Радовались письму Джина о посланной ему Помощи. Укрепив нервную систему, Жанет забудет о своем сердце, оно уявится на полном здоровье. Пусть только не утруждает себя усиленной физической работой. При спокойной жизни долголетие ей обеспечено.

Всем сердцем сочувствуем нашему родному Дедлею, еще немного терпения — придет облегчение. Самые близкие несут самую большую тягость, но это их привилегия. Подойдут кармические сроки, и тягости обратятся в радость. Шлю ему любовь и бодрость. Сердечный привет С[офье] М[ихайловне]. Нежность Катрин и привет сердца Инге. Всем сердцем обнимаю мою родную Зиночку, знаю, как ей трудно, подвиг не бывает легким, но все же в сердце должна жить радость несения его во имя В[еликого] Вл[адыки].

Духом, сердцем с Вами,

Е. Рерих.



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно