10.09.1938 Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=a0>Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису</p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|Р.Я.Рудзитису|10.09.1938|МЦР, 2006||}}<p>Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">10 сентября 1938 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">10 сентября 1938 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Рихард Яковлевич, так
+
<p>Дорогой Рихард Яковлевич, так
радовались, прочтя в письме Гаральда Феликсовича, что Ваша поездка в Таллинн
радовались, прочтя в письме Гаральда Феликсовича, что Ваша поездка в Таллинн
оказалась столь удачной. Но, видимо, поездкой в Вену Вы желаете еще лучше
оказалась столь удачной. Но, видимо, поездкой в Вену Вы желаете еще лучше
закрепить достигнутые результаты. От всего сердца посылаем Вам лучшие утверждения
закрепить достигнутые результаты. От всего сердца посылаем Вам лучшие утверждения
-
полного выздоровления.</span></p>
+
полного выздоровления.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Относительно Тагора должна
+
<p>Относительно Тагора должна
сказать, что я очень люблю его облик и большинство его литературных
сказать, что я очень люблю его облик и большинство его литературных
произведений, но как отобразителя индусской религиозно-философской мысли я
произведений, но как отобразителя индусской религиозно-философской мысли я
Строка 16: Строка 16:
его – высокий тенор – представляет удивительный контраст с его патриархальной
его – высокий тенор – представляет удивительный контраст с его патриархальной
внешностью. Может быть, в этом следует искать ключ к некоторой двойственности,
внешностью. Может быть, в этом следует искать ключ к некоторой двойственности,
-
присущей ему.</span></p>
+
присущей ему.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Думаю, что Тагор отстаивает
+
<p>Думаю, что Тагор отстаивает
воззрение «искусство ради искусства» под влиянием Запада. Сама формула
воззрение «искусство ради искусства» под влиянием Запада. Сама формула
«искусство ради искусства» не лишена глубины, ибо в конце концов все сводится к
«искусство ради искусства» не лишена глубины, ибо в конце концов все сводится к
Строка 32: Строка 32:
большую пользу. Но, как всегда, и эта полезная ступень с течением времени
большую пользу. Но, как всегда, и эта полезная ступень с течением времени
выродилась среди посредственностей в самые нелепые формы до изображения так
выродилась среди посредственностей в самые нелепые формы до изображения так
-
называемых «абстрактных» картин, на которых ничего нельзя разобрать.</span></p>
+
называемых «абстрактных» картин, на которых ничего нельзя разобрать.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Но теперь подходит новая
+
<p>Но теперь подходит новая
ступень, ступень синтеза, и нужно уметь сочетать чисто художественные задачи с
ступень, ступень синтеза, и нужно уметь сочетать чисто художественные задачи с
творческою мыслью и прекрасною формою. Эстетическое наслаждение наше должно
творческою мыслью и прекрасною формою. Эстетическое наслаждение наше должно
Строка 40: Строка 40:
Все Музы должны быть призваны к участию над единым произведением искусства.
Все Музы должны быть призваны к участию над единым произведением искусства.
Каждый творец должен впитать основы всех искусств, чтобы на них создавать свое
Каждый творец должен впитать основы всех искусств, чтобы на них создавать свое
-
произведение.</span></p>
+
произведение.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Именно искусство должно
+
<p>Именно искусство должно
служить возвышению сознания человечества, но ставить ему какие-либо ограничения
служить возвышению сознания человечества, но ставить ему какие-либо ограничения
в способе выражения его – невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое
в способе выражения его – невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое
-
безобразие, и потому <i>красота остается </i>единственным <i>мерилом </i>его.</span></p>
+
безобразие, и потому <i>красота остается </i>единственным <i>мерилом </i>его.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Но, кажется, сам Тагор уже
+
<p>Но, кажется, сам Тагор уже
больше не исключает возможности выражения абстрактностей в картинах, ибо он
больше не исключает возможности выражения абстрактностей в картинах, ибо он
занялся художеством, и эти его попытки иначе как «абстрактностями» назвать
занялся художеством, и эти его попытки иначе как «абстрактностями» назвать
нельзя. Тагор – чудеснейшая душа и, прежде всего, душа тонкого поэта, потому
нельзя. Тагор – чудеснейшая душа и, прежде всего, душа тонкого поэта, потому
-
принесем ему наше почитание.</span></p>
+
принесем ему наше почитание.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь относительно
+
<p>Теперь относительно
многоликости поэта в его представлениях Божества. Поэт, обращаясь к Высшему
многоликости поэта в его представлениях Божества. Поэт, обращаясь к Высшему
Существу, духом подымается к высшему образу красоты проявленной, и где же
Существу, духом подымается к высшему образу красоты проявленной, и где же
Строка 62: Строка 62:
основе своей синтетично и привыкло все объединять и <i>вмещать. </i>Потому оно
основе своей синтетично и привыкло все объединять и <i>вмещать. </i>Потому оно
чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все Аспекты и все Пути
чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все Аспекты и все Пути
-
принадлежат Ему.</span></p>
+
принадлежат Ему.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В Упанишадах сказано: «Высшее
+
<p>В Упанишадах сказано: «Высшее
Существо все проникает собою, стало быть, оно прирожденное достояние каждого».
Существо все проникает собою, стало быть, оно прирожденное достояние каждого».
И каждый индус впитывал это понятие с молоком матери. Восточное сознание,
И каждый индус впитывал это понятие с молоком матери. Восточное сознание,
Строка 71: Строка 71:
вмещает все формы таких проявлений. Он знает, что сам он есть лишь отображение
вмещает все формы таких проявлений. Он знает, что сам он есть лишь отображение
Высшего Существа, которое находится в постоянном процессе раскрывания своей
Высшего Существа, которое находится в постоянном процессе раскрывания своей
-
беспредельной сущности.</span></p>
+
беспредельной сущности.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Риши Индии, в глубокой
+
<p>Риши Индии, в глубокой
мудрости своей, знали об эволюции или раскрывании единой беспредельной жизни и
мудрости своей, знали об эволюции или раскрывании единой беспредельной жизни и
понимали, что человеческое сознание может восходить к Истине лишь привычными
понимали, что человеческое сознание может восходить к Истине лишь привычными
Строка 80: Строка 80:
воспитать в нем всю гамму тончайших оттенков чувств, представлений и мыслей.
воспитать в нем всю гамму тончайших оттенков чувств, представлений и мыслей.
Потому представление о Высшем Существе всегда вполне соответствует той ступени
Потому представление о Высшем Существе всегда вполне соответствует той ступени
-
развития, на которой находится человек.</span></p>
+
развития, на которой находится человек.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Великая красота заключается в
+
<p>Великая красота заключается в
осознании беспредельной жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в
осознании беспредельной жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в
многообразии всего сущего и, следовательно, основного равенства. Но не меньшая
многообразии всего сущего и, следовательно, основного равенства. Но не меньшая
Строка 90: Строка 90:
доступных ему образах и представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти
доступных ему образах и представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти
выразители творческой мысли, должны находить в глубинах своего существа те
выразители творческой мысли, должны находить в глубинах своего существа те
-
символы, которые наиболее отвечают струнам сердца.</span></p>
+
символы, которые наиболее отвечают струнам сердца.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Умение отобразить в своем
+
<p>Умение отобразить в своем
творчестве всю шкалу тончайших чувств, образов и мыслей будет великим
творчестве всю шкалу тончайших чувств, образов и мыслей будет великим
вмещением. Потому не будем ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во
вмещением. Потому не будем ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во
-
всем многообразии открытых им звучаний и видений.</span></p>
+
всем многообразии открытых им звучаний и видений.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Восток говорит: «Не
+
<p>Восток говорит: «Не
поклоняются Богу как человеку два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой
поклоняются Богу как человеку два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой
религии, и освобожденная душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и
религии, и освобожденная душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и
перешедшая за пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу как Он
перешедшая за пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу как Он
-
есть».</span></p>
+
есть».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Высшее Существо в
+
<p>Высшее Существо в
представлении Тагора вмещает в себе все любимейшие им, все наипрекраснейшие
представлении Тагора вмещает в себе все любимейшие им, все наипрекраснейшие
Облики, которые живут в его сердце поэта. Каждое прикасание вызывает огонь
Облики, которые живут в его сердце поэта. Каждое прикасание вызывает огонь
мыслетворчества, и каждая струна сердца будет звучать по-своему на затронутые
мыслетворчества, и каждая струна сердца будет звучать по-своему на затронутые
-
глубины сознания.</span></p>
+
глубины сознания.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Судя по приведенной выдержке
+
<p>Судя по приведенной выдержке
из статьи «Poet's Religion», Тагор хочет подчеркнуть беспредельность эволюции и
из статьи «Poet's Religion», Тагор хочет подчеркнуть беспредельность эволюции и
познания. Ведь в действительности существует лишь единая Истина – Истина
познания. Ведь в действительности существует лишь единая Истина – Истина
Строка 115: Строка 115:
беспредельность Бытия выражается в вечном движении циклов или в сменах
беспредельность Бытия выражается в вечном движении циклов или в сменах
состояний. Каждая из этих смен, или, как их называют иногда, [[Манвантара|манвантар]]
состояний. Каждая из этих смен, или, как их называют иногда, [[Манвантара|манвантар]]
-
([[Манвантара|манвантара]] Вселенной, миров и человеческой жизни), имеет целью выявить и отшлифовать новые грани в Алмазе беспредельного Познания.</span></p>
+
([[Манвантара|манвантара]] Вселенной, миров и человеческой жизни), имеет целью выявить и отшлифовать новые грани в Алмазе беспредельного Познания.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вдумайтесь также, насколько
+
<p>Вдумайтесь также, насколько
разнообразно творчество Великих Хранителей Знания. Сколько разных аспектов
разнообразно творчество Великих Хранителей Знания. Сколько разных аспектов
истины Им приходится одновременно насаждать и утверждать, чтобы человечество
истины Им приходится одновременно насаждать и утверждать, чтобы человечество
Строка 128: Строка 128:
восхождение становится возможным. Великие Учителя человечества действовали как
восхождение становится возможным. Великие Учителя человечества действовали как
целители духа и тела, но последователи Их не понимали Их бережных касаний и
целители духа и тела, но последователи Их не понимали Их бережных касаний и
-
вместо луча врача вбивали гробовой гвоздь.</span></p>
+
вместо луча врача вбивали гробовой гвоздь.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так примем все выражения
+
<p>Так примем все выражения
истины и будем оценивать их лишь по их красоте. Конечно, нового я ничего не
истины и будем оценивать их лишь по их красоте. Конечно, нового я ничего не
сказала, но просто хотела еще раз запечатлеть свое кредо в свободу выражения
сказала, но просто хотела еще раз запечатлеть свое кредо в свободу выражения
-
творчества, конечно, устремленного к красоте.</span></p>
+
творчества, конечно, устремленного к красоте.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь совершенно
+
<p>Теперь совершенно
доверительно пересылаю Вам копии писем Карла Ивановича, полученные мною <i>этим
доверительно пересылаю Вам копии писем Карла Ивановича, полученные мною <i>этим
</i>летом, в июле месяце и при письме от 5 июня. Содержание этих писем явилось
</i>летом, в июле месяце и при письме от 5 июня. Содержание этих писем явилось
Строка 160: Строка 160:
Жизни. Мне казалось, что он вполне понимает, как священно нужно оберегать
Жизни. Мне казалось, что он вполне понимает, как священно нужно оберегать
Высшие Понятия. Кроме того, я просила его не вступать ни в какие диспуты с
Высшие Понятия. Кроме того, я просила его не вступать ни в какие диспуты с
-
представителями духовенства, ибо это вредно и абсолютно бесполезно.</span></p>
+
представителями духовенства, ибо это вредно и абсолютно бесполезно.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>По получении этих копий
+
<p>По получении этих копий
собиралась Вам тотчас же написать, но занемогла и пришлось отложить. Но сейчас
собиралась Вам тотчас же написать, но занемогла и пришлось отложить. Но сейчас
пришло письмо от Александра Ивановича, в котором он пишет, что намеревается к
пришло письмо от Александра Ивановича, в котором он пишет, что намеревается к
Строка 170: Строка 170:
писал письма президенту государства, посвящая его в наши идеи, и копии его
писал письма президенту государства, посвящая его в наши идеи, и копии его
писем имеются якобы у Вас. Если это так, в чем сомневаться я не имею никаких
писем имеются якобы у Вас. Если это так, в чем сомневаться я не имею никаких
-
оснований, то, может быть, и мой подарок не будет неуместен?»</span></p>
+
оснований, то, может быть, и мой подарок не будет неуместен?»</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь, дорогой Рихард
+
<p>Теперь, дорогой Рихард
Яковлевич, Вам будет ясно, почему Карл Иванович вдруг решил послать мне копии
Яковлевич, Вам будет ясно, почему Карл Иванович вдруг решил послать мне копии
своих давнишних писем. Самому Карлу Ивановичу я еще не писала, когда соберусь,
своих давнишних писем. Самому Карлу Ивановичу я еще не писала, когда соберусь,
Строка 192: Строка 192:
Живой Этики нежелательное соперничество и критику. Несколько тому
Живой Этики нежелательное соперничество и критику. Несколько тому
способствовала и книга Клизовского, которую духовная цензура едва не
способствовала и книга Клизовского, которую духовная цензура едва не
-
запретила".</span></p>
+
запретила".</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Потому считаю, что сейчас до
+
<p>Потому считаю, что сейчас до
перерегистрации нужно проявить максимум бережности. Может быть, лучше не
перерегистрации нужно проявить максимум бережности. Может быть, лучше не
-
передавать сейчас и Ваших книг. Время покажет наиболее удачный момент...»</span></p>
+
передавать сейчас и Ваших книг. Время покажет наиболее удачный момент...»</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Как видите, я не
+
<p>Как видите, я не
комментировала инцидент с таким запоздалым ознакомлением нас с содержанием
комментировала инцидент с таким запоздалым ознакомлением нас с содержанием
официального обращения, ибо, как я понимаю, Александр Иванович находится в
официального обращения, ибо, как я понимаю, Александр Иванович находится в
Строка 208: Строка 208:
общекультурная широкая работа, направленная к поддержанию высшего морального и
общекультурная широкая работа, направленная к поддержанию высшего морального и
культурного стандарта среди его членов в полной лояльности к государству и
культурного стандарта среди его членов в полной лояльности к государству и
-
народу его. <...><ref><span
+
народу его. <...><ref> Окончание письма отсутствует.</ref></p>
-
style='mso-no-proof:yes'> </span><span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
-
mso-no-proof:yes'>Окончание письма отсутствует.</span><span style='mso-no-proof:
+
-
yes'></span></ref></span></p>
+
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
-
<references/>{{LetterPostEdit|10.09.1938 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому|Рерих Е.И. Письма. Том VI, Оглавление|14.09.1938 Е.И.Рерих Я.М.Шаховскому}}
+
<references/>{{LetterPostEdit|10.09.1938 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому|Рерих Е.И. Письма. Том VI, Оглавление|14.09.1938 Е.И.Рерих Я.М.Шаховскому}}
[[Категория:Источники]]
[[Категория:Источники]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Р.Я.Рудзитису
  • Дата : 10.09.1938
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

10 сентября 1938 г.

Дорогой Рихард Яковлевич, так радовались, прочтя в письме Гаральда Феликсовича, что Ваша поездка в Таллинн оказалась столь удачной. Но, видимо, поездкой в Вену Вы желаете еще лучше закрепить достигнутые результаты. От всего сердца посылаем Вам лучшие утверждения полного выздоровления.

Относительно Тагора должна сказать, что я очень люблю его облик и большинство его литературных произведений, но как отобразителя индусской религиозно-философской мысли я предпочитаю Вивекананду. В Тагоре нет той огненности, той динамичности, которая так характерна была для Вивекананды. Тагор – воплощенная мягкость, и сам голос его – высокий тенор – представляет удивительный контраст с его патриархальной внешностью. Может быть, в этом следует искать ключ к некоторой двойственности, присущей ему.

Думаю, что Тагор отстаивает воззрение «искусство ради искусства» под влиянием Запада. Сама формула «искусство ради искусства» не лишена глубины, ибо в конце концов все сводится к искусству. Искусство ведь есть искание и выражение высшего совершенства во всем. Потому каждое устремление, каждое действие человека, совершенствуясь в выражении своем, приближается уже тем самым к области искусства. Сама Природа есть выражение высшего искусства в постоянном творчестве. Потому эту формулу можно было бы перефразировать – «совершенство ради совершенства». В конце прошлого столетия среди художников поднялся очередной протест против чрезмерно доминировавшего тогда значения сюжетности в картине. Сюжет картины ставился на первое место, и чисто художественные задачи отходили на второй план. Тогда на Западе и возникла эта формула – «искусство ради искусства», и она оказала большую пользу. Но, как всегда, и эта полезная ступень с течением времени выродилась среди посредственностей в самые нелепые формы до изображения так называемых «абстрактных» картин, на которых ничего нельзя разобрать.

Но теперь подходит новая ступень, ступень синтеза, и нужно уметь сочетать чисто художественные задачи с творческою мыслью и прекрасною формою. Эстетическое наслаждение наше должно тоже соответственно расшириться, чтобы вместить искусство во всей его полноте. Все Музы должны быть призваны к участию над единым произведением искусства. Каждый творец должен впитать основы всех искусств, чтобы на них создавать свое произведение.

Именно искусство должно служить возвышению сознания человечества, но ставить ему какие-либо ограничения в способе выражения его – невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие, и потому красота остается единственным мерилом его.

Но, кажется, сам Тагор уже больше не исключает возможности выражения абстрактностей в картинах, ибо он занялся художеством, и эти его попытки иначе как «абстрактностями» назвать нельзя. Тагор – чудеснейшая душа и, прежде всего, душа тонкого поэта, потому принесем ему наше почитание.

Теперь относительно многоликости поэта в его представлениях Божества. Поэт, обращаясь к Высшему Существу, духом подымается к высшему образу красоты проявленной, и где же искать эту красоту, как не в высшем для нас символе, в облике венца Творения? Но Высшее Существо восточного сознания бесконечно разнится от Высшего Существа в представлении Запада, его Высшее Существо неотделимо от своего Творения. Его Творение и есть Он Сам. Восточное Сознание в противоположность западному в основе своей синтетично и привыкло все объединять и вмещать. Потому оно чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все Аспекты и все Пути принадлежат Ему.

В Упанишадах сказано: «Высшее Существо все проникает собою, стало быть, оно прирожденное достояние каждого». И каждый индус впитывал это понятие с молоком матери. Восточное сознание, привыкшее рассматривать себя как частицу единой беспредельной жизни, проявляющейся в бесконечной фантасмагории сменяющихся миров и тварей, легко вмещает все формы таких проявлений. Он знает, что сам он есть лишь отображение Высшего Существа, которое находится в постоянном процессе раскрывания своей беспредельной сущности.

Риши Индии, в глубокой мудрости своей, знали об эволюции или раскрывании единой беспредельной жизни и понимали, что человеческое сознание может восходить к Истине лишь привычными ему символами, потому, наряду с высшим представлением Несказуемой Тайны Бытия, они дали ему величественную скалу прекраснейших Образов, чтобы вызвать и воспитать в нем всю гамму тончайших оттенков чувств, представлений и мыслей. Потому представление о Высшем Существе всегда вполне соответствует той ступени развития, на которой находится человек.

Великая красота заключается в осознании беспредельной жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в многообразии всего сущего и, следовательно, основного равенства. Но не меньшая красота и в представлении беспредельной мощи человеческого ума и его мыслетворчества. Высшая Жизнь проявляется в неисчислимом разнообразии проявлений Природы, и человек, ее создание, в свою очередь, призван творить в доступных ему образах и представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти выразители творческой мысли, должны находить в глубинах своего существа те символы, которые наиболее отвечают струнам сердца.

Умение отобразить в своем творчестве всю шкалу тончайших чувств, образов и мыслей будет великим вмещением. Потому не будем ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во всем многообразии открытых им звучаний и видений.

Восток говорит: «Не поклоняются Богу как человеку два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу как Он есть».

Высшее Существо в представлении Тагора вмещает в себе все любимейшие им, все наипрекраснейшие Облики, которые живут в его сердце поэта. Каждое прикасание вызывает огонь мыслетворчества, и каждая струна сердца будет звучать по-своему на затронутые глубины сознания.

Судя по приведенной выдержке из статьи «Poet's Religion», Тагор хочет подчеркнуть беспредельность эволюции и познания. Ведь в действительности существует лишь единая Истина – Истина беспредельности Бытия, а следовательно, и Познания. В мире проявленном эта беспредельность Бытия выражается в вечном движении циклов или в сменах состояний. Каждая из этих смен, или, как их называют иногда, манвантар (манвантара Вселенной, миров и человеческой жизни), имеет целью выявить и отшлифовать новые грани в Алмазе беспредельного Познания.

Вдумайтесь также, насколько разнообразно творчество Великих Хранителей Знания. Сколько разных аспектов истины Им приходится одновременно насаждать и утверждать, чтобы человечество могло продвигаться. Слишком большой Свет ослепляет, слишком малый отемняет, потому осторожными касаниями возводится человеческое сознание в сужденный ему Чертог Прекрасный под Куполом Всевмещающим. Но бывают периоды, когда сознание заходит как бы в тупик и без особой помощи не может выйти из него, тогда приходит очищение, выражающееся в революциях, в низвергании старых догм и ценностей. Тяжки эти периоды, но они приносят и оздоровление, и дальнейшее восхождение становится возможным. Великие Учителя человечества действовали как целители духа и тела, но последователи Их не понимали Их бережных касаний и вместо луча врача вбивали гробовой гвоздь.

Так примем все выражения истины и будем оценивать их лишь по их красоте. Конечно, нового я ничего не сказала, но просто хотела еще раз запечатлеть свое кредо в свободу выражения творчества, конечно, устремленного к красоте.

Теперь совершенно доверительно пересылаю Вам копии писем Карла Ивановича, полученные мною этим летом, в июле месяце и при письме от 5 июня. Содержание этих писем явилось для меня полною неожиданностью, ибо в свое время Карл Иванович не сообщал мне их содержания, но лишь кратко извещал постфактум о своем обращении к упомянутым лицам. Так, его первое официальное обращение датировано 28 августа 34 года, меня же он известил о нем лишь 22 сентября в следующей краткой форме: «Соответствующее письмо о деятельности и значении нашего общества я написал главе нашего правительства, приведя и Вашу характеристику переворота, напомнив о переданном ему в свое время письме Н.К. и о прежнем моем сотрудничестве с теперешним вождем латвийского народа». Точно так же и о всех его последующих обращениях я узнавала лишь постфактум и без ознакомления с их содержанием. Теперь можете себе представить, как мы были поражены, получив в июле сего года копии этих обращений! Скажу откровенно: содержание их нас очень огорчило. Почему тогда винить Тарабильду или даже Паскевича и Кавка, когда такой, казалось бы, опытный педагог и чиновник допустил ту же нескромность. Может быть, некоторое странное отношение в чиновных кругах и явилось следствием такой нескромности. Конечно, мне и в голову не могло прийти, что в официальном обращении будет упомянуто Высшее Руководство. Есть, конечно, и другие странности, но перечислять их не буду, Вы сами увидите их. Настолько я не допускала мысли, что можно говорить с незнакомыми людьми о Высшем Руководстве, что даже книги серии «Агни Йога» предложила Карлу Ивановичу, чтобы не раздражать чей-то слух, называть Учением Живой Этики или Учением Новой Жизни. Мне казалось, что он вполне понимает, как священно нужно оберегать Высшие Понятия. Кроме того, я просила его не вступать ни в какие диспуты с представителями духовенства, ибо это вредно и абсолютно бесполезно.

По получении этих копий собиралась Вам тотчас же написать, но занемогла и пришлось отложить. Но сейчас пришло письмо от Александра Ивановича, в котором он пишет, что намеревается к 18 ноября преподнести президенту государства свои три книги с соответствующей надписью и спрашивает меня: «Как Вы находите мой проект? Стоит ли приводить его в исполнение? У меня как-то недавно был Карл Иванович. Он мне рассказал, что писал письма президенту государства, посвящая его в наши идеи, и копии его писем имеются якобы у Вас. Если это так, в чем сомневаться я не имею никаких оснований, то, может быть, и мой подарок не будет неуместен?»

Теперь, дорогой Рихард Яковлевич, Вам будет ясно, почему Карл Иванович вдруг решил послать мне копии своих давнишних писем. Самому Карлу Ивановичу я еще не писала, когда соберусь, пришлю Вам копию письма. Но не скрою, трудно будет ответить так, чтобы он не обиделся. Но Александру Ивановичу я ответила следующее: «По-видимому, сообщение Карла Ивановича о том, что он писал упомянутому Вами лицу, посвящая его в наши идеи, и что копии его писем якобы находятся у меня, не было Вами вполне понято. Копии этих давнишних писем получены мною лишь этим летом в июле месяце при письме от 5 июня 38 года. В 34 году Карл Иванович в своем письме от 22 сентября сообщил мне следующее: "Соответствующее письмо о деятельности и значении нашего общества я написал главе нашего правительства, приведя и Вашу характеристику переворота, напомнив о переданном ему в свое время письме Н.К. и о прежнем моем сотрудничестве с теперешним вождем латвийского народа", и это все. Н.К. никогда не обращался к упомянутому лицу, и, вероятно, имеется в виду письмо Н.К. к предшественнику в связи с передачей знака от культурных учреждений. Просматривая письма Карла Ивановича, я нашла следующую фразу в письме от 23 апреля 35 года: "Не только лютеранское духовенство, но, кажется, вообще все местные христианские церкви видят в распространении Учения Живой Этики нежелательное соперничество и критику. Несколько тому способствовала и книга Клизовского, которую духовная цензура едва не запретила".

Потому считаю, что сейчас до перерегистрации нужно проявить максимум бережности. Может быть, лучше не передавать сейчас и Ваших книг. Время покажет наиболее удачный момент...»

Как видите, я не комментировала инцидент с таким запоздалым ознакомлением нас с содержанием официального обращения, ибо, как я понимаю, Александр Иванович находится в дружественных отношениях с Карлом Ивановичем и, конечно, по дружбе не удержался бы и сообщил ему о нашем огорчении и тем самим, может быть, осложнил отношения Карла Ивановича к Обществу. Что сделано, то сделано, и теперь нужно постараться тактично обратить все это на пользу. Хорошо, что хоть сейчас мы это узнали, и теперь нужно занять твердую позицию. Вся деятельность Общества есть общекультурная широкая работа, направленная к поддержанию высшего морального и культурного стандарта среди его членов в полной лояльности к государству и народу его. <...>[1]


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно