11.06.1935 Елена Рерих Рихарду Рудзитису

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Текущая версия (20:51, 10 февраля 2011) (править) (отменить)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Елена Рерих |Рихарду Рудзитису|11.06.1935|Лотаць, 2000||}}Елена Рерих Рихарду Рудзитису
+
{{LetterInfo|Елена Рерих |Рихарду Рудзитису|11.06.1935|Лотаць, 2000||}}<p style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">Елена Рерих Рихарду Рудзитису</p>
-
<span quot; style="quot;">11-6-35</span>
+
<p align=right>11-6-35</p>
-
<span quot; style="quot;">Родной Рихард Яковлевич, на днях получила чудесные главы Вашего труда о Н.К. на русском языке, а затем подошла и сама книга. Сердечное Вам спасибо за это прекрасное приношение. Сама книга даёт радость глазам. Присланные же главы прочла с большой радостью, которая возрастала по мере чтения, что есть знак превосходный. Сердце именно горело радостью, ибо оно звучало на тонкие струны сердца поэта. Осознание и чувство красоты есть такое высокое и редчайшее чувство! Как дорожить должны мы людьми, посылающими эти тончайшие вибрации в пространство! Истинно, лишь прикоснувшийся к искусству может оценить все тончайшие нюансы человеческой души. Дорого мне, что Вы ярко подчеркнули универсальность личности Н.К. и ввели творчество его в ритм космического строительства. Как правильно, как превосходно Ваше определение: «Из мировой красоты собирает он священную росу духа в своём сердце, чтобы оно постепенно возгорелось Чашей Грааля». Именно, Н.К. «Носитель Чаши Грааля», или сердечного подвига во имя Истины и Красоты. Также ''тонко ''отмечены Вами его качества – «приветствовать в каждом человеке положительные творческие стремления, утвердить в нём каждую искру света и оберечь и раздуть её ещё ярче».</span>
+
<p>Родной Рихард Яковлевич, на
 +
днях получила чудесные главы Вашего труда о Н.К. на русском языке, а затем
 +
подошла и сама книга. Сердечное Вам спасибо за это прекрасное приношение. Сама
 +
книга даёт радость глазам. Присланные же главы прочла с большой радостью,
 +
которая возрастала по мере чтения, что есть знак превосходный. Сердце именно
 +
горело радостью, ибо оно звучало на тонкие струны сердца поэта. Осознание и чувство
 +
красоты есть такое высокое и редчайшее чувство! Как дорожить должны мы людьми,
 +
посылающими эти тончайшие вибрации в пространство! Истинно, лишь прикоснувшийся
 +
к искусству может оценить все тончайшие нюансы человеческой души. Дорого мне,
 +
что Вы ярко подчеркнули универсальность личности Н.К. и ввели творчество его в
 +
ритм космического строительства. Как правильно, как превосходно Ваше
 +
определение: «Из мировой красоты собирает он священную росу духа в своём
 +
сердце, чтобы оно постепенно возгорелось Чашей Грааля». Именно, Н.К. «Носитель
 +
Чаши Грааля», или сердечного подвига во имя Истины и Красоты. Также <i>тонко </i>отмечены Вами его качества –
 +
«приветствовать в каждом человеке положительные творческие стремления,
 +
утвердить в нём каждую искру света и оберечь и раздуть её ещё ярче».</p>
-
<span quot; style="quot;">Истинно, «глаз добрый» полагается им в основу его отношений к людям в стремлении дать всем надежду на преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю Красоту Творчества Жизни и претворять её в той простоте и ясности, чуждой всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его неисчерпаемым в проявлении своём.</span>
+
<p>Истинно, «глаз добрый»
 +
полагается им в основу его отношений к людям в стремлении дать всем надежду на
 +
преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю
 +
Красоту Творчества Жизни и претворять её в той простоте и ясности, чуждой
 +
всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его
 +
постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его
 +
неисчерпаемым в проявлении своём.</p>
-
<span quot; style="quot;">Также сердце моё радовалось, видя, насколько творчество Ваше пропитано духом Учения. Именно, подобная ассимиляция Учения так ценна и, увы, так редко встречается. Знаю многолетних читателей книг Учения, в писаниях которых не найти претворения великих мыслей. Можно повторять мысли, но важно не повторение их, но претворение их в своём сознании, пропускание через свою призму. Но, конечно, для этого нужно быть поэтом и нужно уметь самостоятельно мыслить, а многие ли умеют это? Потому, дорогой Рихард Яковлевич, мне так хочется, чтобы именно Вы писали на темы Учения. Ваше сердце передаст их в красоте. Ваше сердце, взяв тему, создаст из неё целую прекраснозвучную симфонию. Струны Вашей Лиры могут передать всю красоту тончайших нюансов, часто недоступных многим из-за глубины и краткости формулы. Итак, творите, изливайте существо Ваше в радости творчества – в этом едином ''<span style="text-transform: uppercase">смысле </span>''нашего бытия.</span>
+
<p>Также сердце моё радовалось,
 +
видя, насколько творчество Ваше пропитано духом Учения. Именно, подобная
 +
ассимиляция Учения так ценна и, увы, так редко встречается. Знаю многолетних
 +
читателей книг Учения, в писаниях которых не найти претворения великих мыслей.
 +
Можно повторять мысли, но важно не повторение их, но претворение их в своём
 +
сознании, пропускание через свою призму. Но, конечно, для этого нужно быть
 +
поэтом и нужно уметь самостоятельно мыслить, а многие ли умеют это? Потому,
 +
дорогой Рихард Яковлевич, мне так хочется, чтобы именно Вы писали на темы
 +
Учения. Ваше сердце передаст их в красоте. Ваше сердце, взяв тему, создаст из
 +
неё целую прекраснозвучную симфонию. Струны Вашей Лиры могут передать всю
 +
красоту тончайших нюансов, часто недоступных многим из-за глубины и краткости
 +
формулы. Итак, творите, изливайте существо Ваше в радости творчества – в этом
 +
едином <i><span style='text-transform:uppercase'>смысле
 +
</span></i>нашего бытия.</p>
-
<span quot; style="quot;">Дала сделать копии с этих глав и разослала друзьям. Многим будет радость.</span>
+
<p>Дала сделать копии с этих
 +
глав и разослала друзьям. Многим будет радость.</p>
-
<span quot; style="quot;">Теперь Ваши вопросы о духе и душе. Вопрос этот вследствие ''<span style="text-transform: uppercase">неполных </span>''объяснений является сложным и ''<span style="text-transform: uppercase">запутанным </span>''в теософской литературе. Также и в разных Восточных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются лишь ''<span style="text-transform: uppercase">различными качествами единой </span>основной <span style="text-transform: uppercase">энергии, </span>''проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники. Так, во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В Восточных Учениях эти три основных начала расширяются ''для <span style="text-transform: uppercase">специальных целей, </span>''и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в ''Тайной Доктрине. ''Так, высший или основной ''<span style="text-transform: uppercase">синтетический </span>''принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всём Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый духовной душой, в отличие от человеческой – животной души), образуя таким образом монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Эго. Далее следует пятый принцип Манас – самосознание или мыслитель (высший разум), и эти три принципа составляют высшую триаду или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу, или, как говорят восточники, его ''<span style="text-transform: uppercase">низшее </span>Эго. ''Так, в Учении именно это высшее Эго, эта триада часто обозначается как дух или духовное начало, не имеющее самостоятельного ''<span style="text-transform: uppercase">непосредственного </span>''проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвёртом принципе. Так, человеческая душа должна включать четвёртый принцип, называемый Кама, через который проявляется <span style="text-transform: uppercase">желание</span>, в двух аспектах, как Кама-Манас (ментальность или низший ум, интеллект, или в буквальном переводе ум желаний) и Форма (субъективная, форма ментальных и физических желаний и мыслей). ''Это <span style="text-transform: uppercase">есть мыслитель </span>в <span style="text-transform: uppercase">действии; </span>''в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образующий высшее тонкое тело<ref> Астральное тело, в отличие от эфирного двойника, часто называемого низшим астралом. – <i>Пометка Е.И. Рерих.</i></ref> или "<span style="text-transform: uppercase;">духовную душу</span>" духовно развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим высший Манас с Кама-Рупой – соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом или же ''<span style="text-transform: uppercase">человеческой душой. </span>''Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом Кама-Манасом состоялся, то есть когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком и он начинает приближаться к бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырёх планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно именно в физическом теле соединить ''4, 5 и 7-й ''принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные её огнём, должны сгармонизироваться и вылиться в её высшем качестве высокой психической энергии.</span>
+
<p>Теперь Ваши вопросы о духе и
 +
душе. Вопрос этот вследствие <i><span
 +
style='text-transform:uppercase'>неполных </span></i>объяснений является
 +
сложным и <i><span style='text-transform:
 +
uppercase'>запутанным </span></i>в теософской литературе. Также и в разных
 +
Восточных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в
 +
определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно
 +
совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются
 +
лишь <i><span style='text-transform:uppercase'>различными
 +
качествами единой </span>основной <span style='text-transform:uppercase'>энергии,
 +
</span></i>проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники.
 +
Так, во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на
 +
три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В
 +
Восточных Учениях эти три основных начала расширяются <i>для <span style='text-transform:uppercase'>специальных целей, </span></i>и
 +
мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным
 +
подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в <i>Тайной Доктрине. </i>Так, высший или
 +
основной <i><span style='text-transform:
 +
uppercase'>синтетический </span></i>принцип есть огненная энергия жизни или
 +
духа, разлитая во всём Космосе, требующая для своего фокусирования шестой
 +
принцип, или Буддхи (часто называемый духовной душой, в отличие от человеческой
 +
– животной души), образуя таким образом монаду, которая является первичным,
 +
несознательным воплощающимся Эго. Далее следует пятый принцип Манас –
 +
самосознание или мыслитель (высший разум), и эти три принципа составляют высшую
 +
триаду или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в
 +
Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу,
 +
или, как говорят восточники, его <i><span
 +
style='text-transform:uppercase'>низшее </span>Эго. </i>Так, в Учении именно
 +
это высшее Эго, эта триада часто обозначается как дух или духовное начало, не
 +
имеющее самостоятельного <i><span
 +
style='text-transform:uppercase'>непосредственного </span></i>проявления на
 +
земле. Для проявления эта триада нуждается в четвёртом принципе. Так,
 +
человеческая душа должна включать четвёртый принцип, называемый Кама, через
 +
который проявляется <span style='text-transform:uppercase'>желание</span>, в
 +
двух аспектах, как Кама-Манас (ментальность или низший ум, интеллект, или в
 +
буквальном переводе ум желаний) и Форма (субъективная, форма ментальных и
 +
физических желаний и мыслей). <i>Это <span
 +
style='text-transform:uppercase'>есть мыслитель </span>в <span
 +
style='text-transform:uppercase'>действии; </span></i>в связи с Манасом
 +
(высшим) и Буддхи образующий высшее тонкое тело<ref> Астральное тело, в отличие от эфирного двойника,
 +
часто называемого низшим астралом. – <i>Пометка
 +
Е.И. Рерих.</i></ref> или <i><span style='text-transform:uppercase'>духовную
 +
душу</span></i> духовно развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы
 +
мостом, соединяющим высший Манас с Кама-Рупой – соединяя, таким образом, Манас
 +
и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом или же <i><span style='text-transform:uppercase'>человеческой душой. </span></i>Именно,
 +
когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом Кама-Манасом состоялся, то
 +
есть когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса,
 +
можно его назвать духовно развитым человеком и он начинает приближаться к
 +
бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для
 +
сохранения сознания на всех четырёх планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно
 +
именно в физическом теле соединить <i>4, 5 и
 +
7-й </i>принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества
 +
основной энергии, трансмутированные её огнём, должны сгармонизироваться и
 +
вылиться в её высшем качестве высокой психической энергии.</p>
-
<span quot; style="quot;">На Востоке способ сообщения между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по этой тропе низшее Эго в свою очередь также передаёт высшему Эго все те впечатления и мысли, которые по природе своей могут быть ассимилированы неумирающей нашей сущностью, таким образом, тоже становясь бессмертными или теми накоплениями, которые хранятся в «чаше».</span>
+
<p>На ВоСтокс способ сообщения
 +
между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по
 +
этой тропе низшее Эго в свою очередь также передаёт высшему Эго все те
 +
впечатления и мысли, которые по природе своей могут быть ассимилированы
 +
неумирающей нашей сущностью, таким образом, тоже становясь бессмертными или
 +
теми накоплениями, которые хранятся в «чаше».</p>
-
<span quot; style="quot;">Таким образом, истинная индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как низшая душа – в его ''личности ''или в сменяющихся земных проявлениях, отсюда ясно, что душа есть понятие ''<span style="text-transform: uppercase">растущее </span>и <span style="text-transform: uppercase">подлежащее изменению. </span>''В связи с этим пересылаю Вам выдержки из моей книги ''Основы буддизма. ''Я послала Вам её в английском переводе, но у меня остался неполный оригинал её, потому и посылаю Вам несколько страничек, затрагивающих понятие души.</span>
+
<p>Таким образом, истинная
 +
индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной
 +
душе, тогда как низшая душа – в его <i>личности
 +
</i>или в сменяющихся земных проявлениях, отсюда ясно, что душа есть понятие <i><span style='text-transform:uppercase'>растущее
 +
</span>и <span style='text-transform:uppercase'>подлежащее изменению. </span></i>В
 +
связи с этим пересылаю Вам выдержки из моей книги <i>Основы буддизма. </i>Я послала Вам её в английском переводе, но у меня
 +
остался неполный оригинал её, потому и посылаю Вам несколько страничек,
 +
затрагивающих понятие души.</p>
-
<span quot; style="quot;">Так, личное или низшее Эго, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как дух, или высшее Эго, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципов.</span>
+
<p>Так, личное или низшее Эго,
 +
или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как дух, или высшее
 +
Эго, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из
 +
седьмого, шестого и пятого принципов.</p>
-
<span quot; style="quot;">Конечно, значение личности в развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь это проявление, в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях, даёт нам возможность развить и утончить, и сгармонизировать все наши энергии или принципы через деятельность наших нервных центров. Так, четвёртый принцип играет огромную роль, ибо в нём заложено желание, этот стимул к жизни, который, успешно проходя через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить, что-то добавить в «чашу» накоплений, собирающую нам Амриту. Сравнительно не так трудно для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с малым багажом можно часто встретить среди узких специалистов. Дух с накопленной «чашей» легко понимает сущность вещей. Именно про них можно сказать, что они вкушают плоды, тогда как другие пересчитывают листья, которые сменяются каждою осенью.</span>
+
<p>Конечно, значение личности в
 +
развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь
 +
это проявление, в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях, даёт нам
 +
возможность развить и утончить, и сгармонизировать все наши энергии или
 +
принципы через деятельность наших нервных центров. Так, четвёртый принцип
 +
играет огромную роль, ибо в нём заложено желание, этот стимул к жизни, который,
 +
успешно проходя через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное
 +
устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем
 +
ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить,
 +
что-то добавить в «чашу» накоплений, собирающую нам Амриту. Сравнительно не так
 +
трудно для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так,
 +
богатая индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как
 +
духов с малым багажом можно часто встретить среди узких специалистов. Дух с
 +
накопленной «чашей» легко понимает сущность вещей. Именно про них можно
 +
сказать, что они вкушают плоды, тогда как другие пересчитывают листья, которые
 +
сменяются каждою осенью.</p>
-
<span quot; style="quot;">Человек приносит с собою в новое воплощение те накопления, которые можно определить в нём как характер или наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим следствием. Случается, что дух с большими накоплениями в силу кармы, даже не так личной, как групповой или даже целого народа, попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное им, не отвечает размаху его духа, и тогда такое несоответствие выражается иногда в идиосинкразиях, которые ввергают окружающих в недоумение. Даже в детях можно замечать иногда странные явления, например, беспричинный крик или плач, всё это можно объяснить несоответствием духа с полученной оболочкой. Ведь оболочка человека творится коллективными усилиями человечества, и, конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как трудно высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот почему так важно всячески подымать общий уровень человечества, чтобы дать возможность высоким духам проявить себя в возможно полной мере. Конечно, это обстоятельство и делает таким трудным распознавание истинной ценности человека. Вот почему так нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего паспорта.</span>
+
<p>Человек приносит с собою в
 +
новое воплощение те накопления, которые можно определить в нём как характер или
 +
наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто
 +
зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим следствием. Случается,
 +
что дух с большими накоплениями в силу кармы, даже не так личной, как групповой
 +
или даже целого народа, попадает в несоответствующие условия, то есть тело,
 +
полученное им, не отвечает размаху его духа, и тогда такое несоответствие
 +
выражается иногда в идиосинкразиях, которые ввергают окружающих в недоумение.
 +
Даже в детях можно замечать иногда странные явления, например, беспричинный
 +
крик или плач, всё это можно объяснить несоответствием духа с полученной
 +
оболочкой. Ведь оболочка человека творится коллективными усилиями человечества,
 +
и, конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как трудно
 +
высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот почему так важно
 +
всячески подымать общий уровень человечества, чтобы дать возможность высоким
 +
духам проявить себя в возможно полной мере. Конечно, это обстоятельство и
 +
делает таким трудным распознавание истинной ценности человека. Вот почему так
 +
нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства
 +
заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего
 +
паспорта.</p>
-
<span quot; style="quot;">Да, конечно, закон кармы очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия. Ведь, в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Всё Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причём последние, в свою очередь, становятся причинами последующих следствий и так далее.</span>
+
<p>Да, конечно, закон кармы
 +
очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его
 +
действия. Ведь, в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Всё
 +
Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причём последние, в свою
 +
очередь, становятся причинами последующих следствий и так далее.</p>
-
<span quot; style="quot;">Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить её в других мирах. Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты.</span>
+
<p>Человек кончает свою карму на
 +
этой планете, чтобы продолжить её в других мирах. Окончание одного цикла кармы
 +
наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его
 +
существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты.</p>
-
<span quot; style="quot;">Ещё выдержка из ''Основ буддизма.''</span>
+
<p>Ещё выдержка из <i>Основ буддизма.</i></p>
-
«Современные научные данные поддерживают теорию кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение людей является наследником отличительных особенностей предыдущих поколений, и не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.
+
<p>«Современные научные данные поддерживают теорию
 +
кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение
 +
людей является наследником отличительных особенностей предыдущих поколений, и
 +
не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.</p>
-
<span quot; style="quot;">Психология находит себе полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в буддизме тесно связываются с физиологией.</span>
+
<p>Психология находит себе
 +
полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял
 +
мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая
 +
мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в
 +
буддизме тесно связываются с физиологией.</p>
-
<span quot; style="quot;">Философию буддизма можно назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании определённого индивидуального потока. Индивидуальный поток слагается и питается бесчисленными проявлениями человека на земле, в других планах и других мирах. Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растёт возможностями, видоизменяется, оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность, истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного ''Я, ''сложенного бесчисленными сочетаниями проявлений. Человек в буддизме не несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях».</span>
+
<p>Философию буддизма можно
 +
назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании
 +
определённого индивидуального потока. Индивидуальный поток слагается и питается
 +
бесчисленными проявлениями человека на земле, в других планах и других мирах.
 +
Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растёт возможностями,
 +
видоизменяется, оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность,
 +
истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного <i>Я, </i>сложенного бесчисленными сочетаниями
 +
проявлений. Человек в буддизме не несчастный пигмей, каким он является в представлении
 +
западного мышления, но владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он,
 +
подобно ему, безграничен в своих возможностях».</p>
-
<span quot; style="quot;">Следует иметь в виду, что часто утверждается, что седьмой и шестой принципы находятся вне нашего физического тела, и это до известной степени так, ибо, истинно, эти принципы или энергии выявляются в излучениях нашего электромагнитного поля, или ауры. Истинно, можно измерить величие духа по ширине излучаемой им ауры.</span>
+
<p>Следует иметь в виду, что
 +
часто утверждается, что седьмой и шестой принципы находятся вне нашего
 +
физического тела, и это до известной степени так, ибо, истинно, эти принципы
 +
или энергии выявляются в излучениях нашего электромагнитного поля, или ауры.
 +
Истинно, можно измерить величие духа по ширине излучаемой им ауры.</p>
-
<span quot; style="quot;">Всегда рада ответить на Ваши вопросы.</span>
+
<p>Всегда рада ответить на Ваши
 +
вопросы.</p>
-
<span quot; style="quot;">Послала Ваши две главы Н.К. в пустыню. Когда он получит их, трудно сказать, ибо почта очень нерегулярна.</span>
+
<p>Послала Ваши две главы Н.К. в
 +
пустыню. Когда он получит их, трудно сказать, ибо почта очень нерегулярна.</p>
-
<span quot; style="quot;">Шлю Вам и семье Вашей всего самого светлого и радостного. Прилагаю веточку моруа.</span>
+
<p>Шлю Вам и семье Вашей всего
 +
самого светлого и радостного. Прилагаю веточку моруа.</p>
-
<span quot; style="quot;">Духом с Вами,</span>
+
<p align=center>Духом с Вами,</p>
-
<span quot; style="quot;">Елена Рерих</span>
+
<p align=right>Елена Рерих</p>
-
<span quot; style="quot;">Послала ''Основы буддизма ''и Александру Ивановичу Клизовскому. Думаю, ему трудно будет справиться с английским текстом, потому, может быть, Вы не откажете дать ему прочесть приведённые выдержки по-русски.</span>
+
<p style="margin-top:6.0pt;">Послала
 +
<i>Основы буддизма </i>и Александру
 +
Ивановичу Клизовскому. Думаю, ему трудно будет справиться с английским текстом,
 +
потому, может быть, Вы не откажете дать ему прочесть приведённые выдержки
 +
по-русски.</p>
-
<span quot; style="quot;">Идея личного бога, спасающего человечество, являлась для буддистов неприемлемой, несовместимой с законом кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего освобождения.</span>
+
<p>Идея личного бога, спасающего
 +
человечество, являлась для буддистов неприемлемой, несовместимой с законом
 +
кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего
 +
освобождения.</p>
-
<span quot; style="quot;">«Если существует Бог, какую надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки, совершённые тобою, есть поступки этого высшего существа. Если Бог делает и всё то, что худо, какую заслугу видишь в нём для твоего почитания? Если, ненавидя зло, Он не способен выявлять зло, то нелепо говорить, что всё сущее есть творение Бога. Мощь Бога должна быть основана на законе или же быть подчинена другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы должны назвать её рабством, а не владычеством».</span>
+
<p>«Если существует Бог, какую
 +
надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки,
 +
совершённые тобою, есть поступки этого высшего существа. Если Бог делает и всё
 +
то, что худо, какую заслугу видишь в нём для твоего почитания? Если, ненавидя
 +
зло, Он не способен выявлять зло, то нелепо говорить, что всё сущее есть
 +
творение Бога. Мощь Бога должна быть основана на законе или же быть подчинена
 +
другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы
 +
должны назвать её рабством, а не владычеством».</p>
-
<span quot; style="quot;">Если вечно изменяющееся существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и Вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или даже возможности вводить в неё существо неизменяемое и вечное.</span>
+
<p>Если вечно изменяющееся
 +
существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и
 +
Вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или
 +
даже возможности вводить в неё существо неизменяемое и вечное.</p>
-
<span quot; style="quot;">Две доктрины, особенно осуждавшиеся Буддою. 1) Утверждение вечной, неизменной души. 2) Уничтожение души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного зарождения, устанавливающего, что все дхармы, в одно и то же время, являются причинами и последствиями.</span>
+
<p>Две доктрины, особенно
 +
осуждавшиеся Буддою. 1) Утверждение вечной, неизменной души. 2) Уничтожение
 +
души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного
 +
зарождения, устанавливающего, что все дхармы, в одно и то же время, являются
 +
причинами и последствиями.</p>
-
<span quot; style="quot;">Будда отрицал существование ''<span style="text-transform: uppercase">неизменной </span>души ''в человеке и во всём, ибо в человеке и во всей Вселенной он видел лишь непостоянство и преходящее.</span>
+
<p>Будда отрицал существование <i><span style='text-transform:uppercase'>неизменной
 +
</span>души </i>в человеке и во всём, ибо в человеке и во всей Вселенной он
 +
видел лишь непостоянство и преходящее.</p>
-
<span quot; style="quot;">Тезис – ''<span style="text-transform: uppercase">беспрерывность потока феноменов </span>''и формула – ''<span style="text-transform: uppercase">причинность зарождения </span>''исключают существование вечной, неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.</span>
+
<p>Тезис – <i><span style='text-transform:uppercase'>беспрерывность потока феноменов </span></i>и
 +
формула – <i><span style='text-transform:
 +
uppercase'>причинность зарождения </span></i>исключают существование вечной,
 +
неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.</p>
-
<span quot; style="quot;">Понятие, связанное со словом<span quot; style="quot;">&nbsp; </span>неизменная ''душа, '' совершенно неприемлемо для буддиста, ибо представление, что человек может быть сущностью, отделённой от всех других сущностей и бытия всей Вселенной, не может быть доказано ни логикой, ни поддержано наукой. «В этом мире никто не независим. Всё, что существует, зависит от причин и условий». «Всякая вещь в зависимости от другой, и вещь, от которой она зависит, в свою очередь, не независима» ''(Бодхтарьяватара, ''26–31).</span>
+
<p>Понятие, связанное со
 +
словом  <неизменная> <i>душа, </i>совершенно неприемлемо для
 +
буддиста, ибо представление, что человек может быть сущностью, отделённой от
 +
всех других сущностей и бытия всей Вселенной, не может быть доказано ни
 +
логикой, ни поддержано наукой. «В этом мире никто не независим. Всё, что
 +
существует, зависит от причин и условий». «Всякая вещь в зависимости от другой,
 +
и вещь, от которой она зависит, в свою очередь, не независима» <i>(Бодхтарьяватара, </i>26–31).</p>
-
<span quot; style="quot;">Будда постоянно учил, что самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – всё лишь неразрывные корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать – моё то или другое, и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.</span>
+
<p>Будда постоянно учил, что
 +
самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет
 +
самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – всё лишь неразрывные
 +
корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать – моё то или другое,
 +
и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.</p>
-
<span quot; style="quot;">Если понятие постоянной и самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в человеке, что даёт ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет – тришна, или неудовлетворённое желание бытия. Существо, породившее причины, за которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение, согласно своей карме.</span>
+
<p>Если понятие постоянной и
 +
самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в
 +
человеке, что даёт ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет
 +
– тришна, или неудовлетворённое желание бытия. Существо, породившее причины, за
 +
которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение,
 +
согласно своей карме.</p>
-
<span quot; style="quot;">Рождается новое соединение сканд – элементов ''одного и того же ''комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность, и после определённого промежутка времени – в виде другой, третьей, четвёртой и т. д. в бесконечность. Происходит не трансмиграция, а ''<span style="text-transform: uppercase">бесконечная трансформация комплекса дхарм </span>''или элементов, иначе говоря, ''<span style="text-transform: uppercase">перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.</span>''</span>
+
<p>Рождается новое соединение
 +
сканд – элементов <i>одного и того же </i>комплекса
 +
элементов или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность, и после
 +
определённого промежутка времени – в виде другой, третьей, четвёртой и т. д. в
 +
бесконечность. Происходит не трансмиграция, а <i><span style='text-transform:uppercase'>бесконечная трансформация
 +
комплекса дхарм </span></i>или элементов, иначе говоря, <i><span style='text-transform:uppercase'>перегруппировка
 +
элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.</span></i></p>
-
<span quot; style="quot;">На качество нового соединения сканд – элементов новой личности оказывает большое влияние последнее, предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление освобождающемуся потоку.</span>
+
<p>На качество нового соединения
 +
сканд – элементов новой личности оказывает большое влияние последнее,
 +
предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление
 +
освобождающемуся потоку.</p>
-
<span quot; style="quot;">Человек рассматривается в буддизме как ''<span style="text-transform: uppercase">индивидуальность, </span>''сложенная многочисленными существованиями, но лишь ''<span style="text-transform: uppercase">частично проявленная в каждом новом</span> <span style="text-transform: uppercase">появлении на земном плане.</span>''</span>
+
<p>Человек рассматривается в
 +
буддизме как <i><span style='text-transform:
 +
uppercase'>индивидуальность, </span></i>сложенная многочисленными
 +
существованиями, но лишь <i><span
 +
style='text-transform:uppercase'>частично проявленная в каждом новом</span> <span
 +
style='text-transform:uppercase'>появлении на земном плане.</span></i></p>
-
<span quot; style="quot;">Индивидуальное существование, состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтоб снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или годом с 12-ю месяцами, неизменно повторяющимися. Самая цепь 12-и нидан становится уже не цепью, но колесом жизни с 12-ю спицами. Колесо жизни, колесо Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. «Колесо благого Закона в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение её сердца».</span>
+
<p>Индивидуальное существование,
 +
состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и
 +
оканчиваются, чтоб снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом
 +
или годом с 12-ю месяцами, неизменно повторяющимися. Самая цепь 12-и нидан
 +
становится уже не цепью, но колесом жизни с 12-ю спицами. Колесо жизни, колесо
 +
Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. «Колесо благого Закона
 +
в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого
 +
зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение её сердца».</p>
-
<span quot; style="quot;">Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели – достижению Нирваны, т. е. полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо в противном случае это было бы абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осуждён на разочарование; как сказано, Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея ни малейшего представления об истинной её сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести указанную дисциплинированную жизнь для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая.</span>
+
<p>Все эти смены форм или бытия
 +
ведут к одной цели – достижению Нирваны, т. е. полного развития всех
 +
возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и
 +
творить благо независимо от этой цели, ибо в противном случае это было бы
 +
абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осуждён на разочарование;
 +
как сказано, Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во
 +
имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея ни
 +
малейшего представления об истинной её сущности. Творить добро с целью
 +
получения результатов или же вести указанную дисциплинированную жизнь для
 +
достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли
 +
о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая
 +
жизнь есть наивеличайшая.</p>
-
<span quot; style="quot;">Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его земной жизни.</span>
+
<p>Состояние Нирваны может быть
 +
достигнуто человеком в его земной жизни.</p>
-
<span quot; style="quot;">Буддизм не делает различия между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.</span>
+
<p>Буддизм не делает различия
 +
между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям
 +
мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими
 +
чувствами.</p>
-
<span quot; style="quot;">Буддизм рассматривает все существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы соприкасаемся лишь с дхармами, ибо в нас и вне нас существуют лишь дхармы. Слово ''дхарма ''одно из наиболее значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии. Дхарма есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью определённого выявления. Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы, прежде всего, дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего».</span>
+
<p>Буддизм рассматривает все
 +
существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти
 +
феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы
 +
соприкасаемся лишь с дхармами, ибо в нас и вне нас существуют лишь дхармы.
 +
Слово <i>дхарма </i>одно из наиболее
 +
значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии. Дхарма
 +
есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью
 +
определённого выявления. Наши органы доставляют нам чувствования, которые
 +
обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все
 +
интеллектуальные процессы, прежде всего, дхармы. Для нашего сознания дхармы то
 +
же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим
 +
воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего».</p>
-
<span quot; style="quot;">Само учение Будды принято называть Дхарма, ибо ''дхарма ''также обозначает ''закон, ''долг.</span>
+
<p>Само учение Будды принято
 +
называть Дхарма, ибо <i>дхарма </i>также
 +
обозначает <i>закон, </i><долг>.</p>
-
<span quot; style="quot;">Субъективные или же объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо всё, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются в один момент, чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже наименование «Теория моментального разрушения».</span>
+
<p>Субъективные или же объективные
 +
феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо
 +
всё, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются в один
 +
момент, чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей
 +
была настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже
 +
наименование «Теория моментального разрушения».</p>
-
<span quot; style="quot;">Дхармы ''<span style="text-transform: uppercase">(трансцендентальные носители определенного качества) </span>''вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечно<ref> В представлении определённого цикла, но не в Беспредельности. – <i>Пометка Е.И. Рерих.</i></ref>, – это Нирвана.</span>
+
<p>Дхармы <i><span style='text-transform:uppercase'>(трансцендентальные носители
 +
определенного качества) </span></i>вовлечены в поток вечного изменения.
 +
Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь
 +
то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие,
 +
которое не было составным, условным и было вечно<ref> В представлении определённого цикла, но не в
 +
Беспредельности. – <i>Пометка Е.И. Рерих.</i></ref>, – это
 +
Нирвана.</p>
-
<span quot; style="quot;">Каждая дхарма является причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как непосредственная причина феноменов, ''<span style="text-transform: uppercase">внутренно она изменяет породившего ее</span> ''и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далёком будущем.</span>
+
<p>Каждая дхарма является
 +
причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща
 +
сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как
 +
непосредственная причина феноменов, <i><span
 +
style='text-transform:uppercase'>внутренно она изменяет породившего ее</span> </i>и
 +
заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далёком
 +
будущем.</p>
-
<span quot; style="quot;">Если взять человека, мы найдём, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти групп агрегатов – сканд, которые подразделяются на физические качества, форму – рупа; чувствования – ведана; представления – санжна; силы – самскара; сознание – вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и ''<span style="text-transform: uppercase">двойственны. </span>''Самскара суть наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.</span>
+
<p>Если взять человека, мы
 +
найдём, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти
 +
групп агрегатов – сканд, которые подразделяются на физические качества, форму –
 +
рупа; чувствования – ведана; представления – санжна; силы – самскара; сознание
 +
– вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и <i><span
 +
style='text-transform:uppercase'>двойственны. </span></i>Самскара суть
 +
наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими
 +
дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.</p>
-
<span quot; style="quot;text-transform: uppercase;">«''самскара – ''</span><span quot; style="quot;">накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие ''<span style="text-transform: uppercase">аромат </span>''будущим чувствованиям». Из этого определения самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд. Сканда вижнана и отчасти санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной, определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.</span>
+
<p><span style="text-transform:uppercase;">«<i>самскара – </i></span>накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и
 +
сообщающие <i><span style='text-transform:
 +
uppercase'>аромат </span></i>будущим чувствованиям». Из этого определения
 +
самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как бы впитывающей в
 +
себя все особенности прочих сканд. Сканда вижнана и отчасти санжна дают окраску
 +
или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной, определяющей
 +
последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.</p>
-
<span quot; style="quot;">Ни один элемент из одного существования не переходит в другое, но ни один не достигает нового существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание перестаёт существовать – это смерть. Когда сознание возвращается к существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано причинам, заложенным в предыдущем бытии.</span>
+
<p>Ни один элемент из одного
 +
существования не переходит в другое, но ни один не достигает нового
 +
существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание
 +
перестаёт существовать – это смерть. Когда сознание возвращается к
 +
существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого
 +
сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано
 +
причинам, заложенным в предыдущем бытии.</p>
-
<span quot; style="quot;">От одной жизни к другой нет передачи, но как бы отсвет, солидарность.</span>
+
<p>От одной жизни к другой нет
 +
передачи, но как бы отсвет, солидарность.</p>
-
<span quot; style="quot;">«Человек посеявший – не тот самый, который жнёт, но он и не другой».</span>
+
<p>«Человек посеявший – не тот
 +
самый, который жнёт, но он и не другой».</p>
-
<span quot; style="quot;">Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента или органа чувств, ибо с момента, как о вещи подумали, она уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. ''<span style="text-transform: uppercase">каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. </span>''Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне закона. Вовлечённые в вечный прилив и отлив агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании.</span>
+
<p>Содержание сознания состоит
 +
из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента
 +
или органа чувств, ибо с момента, как о вещи подумали, она уже существует.
 +
Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется
 +
числом и характером частиц, которые его составляют. <i><span style='text-transform:uppercase'>каждое изменение в его
 +
сочетаниях делает из него новое существо. </span></i>Но это изменение не
 +
исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне
 +
закона. Вовлечённые в вечный прилив и отлив агрегаты изменяются в одном
 +
направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания
 +
определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей
 +
причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и
 +
закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании.</p>
-
<span quot; style="quot;">Человек есть комплекс сочетаний и, в то же время, он – звено. Он – комплекс, ибо в каждый момент он содержит большое число сканд; он представляет из себя звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу».</span>
+
<p>Человек есть комплекс
 +
сочетаний и, в то же время, он – звено. Он – комплекс, ибо в каждый момент он
 +
содержит большое число сканд; он представляет из себя звено, ибо между двумя
 +
последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не
 +
было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы
 +
солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу».</p>
-
<span quot; style="quot;">Поясним ещё примером. Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и тогда как человек А в сорок лет совершенно тождествен с восемнадцатилетним юношей А, всё же, благодаря постоянному разрушению и восстановлению его тела и изменениям в уме и характере, он другое существо. Человек в старости является точным следствием мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни. Подобным образом новое человеческое существо, будучи предыдущей индивидуальностью, но в изменённой форме, в новом соединении сканд-элементов, справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих существованиях.</span>
+
<p>Поясним ещё примером.
 +
Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и
 +
тогда как человек А в сорок лет совершенно тождествен с восемнадцатилетним
 +
юношей А, всё же, благодаря постоянному разрушению и восстановлению его тела и
 +
изменениям в уме и характере, он другое существо. Человек в старости является
 +
точным следствием мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни.
 +
Подобным образом новое человеческое существо, будучи предыдущей
 +
индивидуальностью, но в изменённой форме, в новом соединении сканд-элементов,
 +
справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих
 +
существованиях.</p>
-
<span quot; style="quot;">Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного «я», которое оставалось бы неизменным». «Нужно, чтоб эмбрион умер, для того чтоб родился ребёнок, нужна смерть ребёнка, чтоб родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу» ''(Шикшасамуччая, ''стр. 358).</span>
+
<p>Сознание и его вечно
 +
изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного «я», которое оставалось бы
 +
неизменным». «Нужно, чтоб эмбрион умер, для того чтоб родился ребёнок, нужна
 +
смерть ребёнка, чтоб родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу» <i>(Шикшасамуччая, </i>стр. 358).</p>
-
<span quot; style="quot;">Принято эволюцию человеческого существа сравнивать с ожерельем, каждая буса которого – одно из физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту как ''<span style="text-transform: uppercase">сложную настойку, </span>''в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.</span>
+
<p>Принято эволюцию человеческого
 +
существа сравнивать с ожерельем, каждая буса которого – одно из физических
 +
проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту как <i><span style='text-transform:uppercase'>сложную настойку, </span></i>в
 +
которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый
 +
ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.</p>
-
<span quot; style="quot;">Каждое новое проявление ограничивается физическими элементами – сканда-рупа.</span>
+
<p>Каждое новое проявление
 +
ограничивается физическими элементами – сканда-рупа.</p>
-
<span quot; style="quot;">Энергия, стремящаяся создать новое существо и направляемая кармой, называется ''<span style="text-transform: uppercase">тришна – </span>''стимул, жажда бытия.</span>
+
<p>Энергия, стремящаяся создать
 +
новое существо и направляемая кармой, называется <i><span style='text-transform:uppercase'>тришна – </span></i>стимул,
 +
жажда бытия.</p>
-
<br>
+
<p align=center style="text-align:center;text-indent:0cm;">_______</p>
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
- 
-
<references />
 
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : Рихарду Рудзитису
  • Дата : 11.06.1935
  • Издание: Лотаць, 2000

Елена Рерих Рихарду Рудзитису

11-6-35

Родной Рихард Яковлевич, на днях получила чудесные главы Вашего труда о Н.К. на русском языке, а затем подошла и сама книга. Сердечное Вам спасибо за это прекрасное приношение. Сама книга даёт радость глазам. Присланные же главы прочла с большой радостью, которая возрастала по мере чтения, что есть знак превосходный. Сердце именно горело радостью, ибо оно звучало на тонкие струны сердца поэта. Осознание и чувство красоты есть такое высокое и редчайшее чувство! Как дорожить должны мы людьми, посылающими эти тончайшие вибрации в пространство! Истинно, лишь прикоснувшийся к искусству может оценить все тончайшие нюансы человеческой души. Дорого мне, что Вы ярко подчеркнули универсальность личности Н.К. и ввели творчество его в ритм космического строительства. Как правильно, как превосходно Ваше определение: «Из мировой красоты собирает он священную росу духа в своём сердце, чтобы оно постепенно возгорелось Чашей Грааля». Именно, Н.К. «Носитель Чаши Грааля», или сердечного подвига во имя Истины и Красоты. Также тонко отмечены Вами его качества – «приветствовать в каждом человеке положительные творческие стремления, утвердить в нём каждую искру света и оберечь и раздуть её ещё ярче».

Истинно, «глаз добрый» полагается им в основу его отношений к людям в стремлении дать всем надежду на преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю Красоту Творчества Жизни и претворять её в той простоте и ясности, чуждой всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его неисчерпаемым в проявлении своём.

Также сердце моё радовалось, видя, насколько творчество Ваше пропитано духом Учения. Именно, подобная ассимиляция Учения так ценна и, увы, так редко встречается. Знаю многолетних читателей книг Учения, в писаниях которых не найти претворения великих мыслей. Можно повторять мысли, но важно не повторение их, но претворение их в своём сознании, пропускание через свою призму. Но, конечно, для этого нужно быть поэтом и нужно уметь самостоятельно мыслить, а многие ли умеют это? Потому, дорогой Рихард Яковлевич, мне так хочется, чтобы именно Вы писали на темы Учения. Ваше сердце передаст их в красоте. Ваше сердце, взяв тему, создаст из неё целую прекраснозвучную симфонию. Струны Вашей Лиры могут передать всю красоту тончайших нюансов, часто недоступных многим из-за глубины и краткости формулы. Итак, творите, изливайте существо Ваше в радости творчества – в этом едином смысле нашего бытия.

Дала сделать копии с этих глав и разослала друзьям. Многим будет радость.

Теперь Ваши вопросы о духе и душе. Вопрос этот вследствие неполных объяснений является сложным и запутанным в теософской литературе. Также и в разных Восточных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники. Так, во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В Восточных Учениях эти три основных начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в Тайной Доктрине. Так, высший или основной синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всём Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый духовной душой, в отличие от человеческой – животной души), образуя таким образом монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Эго. Далее следует пятый принцип Манас – самосознание или мыслитель (высший разум), и эти три принципа составляют высшую триаду или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу, или, как говорят восточники, его низшее Эго. Так, в Учении именно это высшее Эго, эта триада часто обозначается как дух или духовное начало, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвёртом принципе. Так, человеческая душа должна включать четвёртый принцип, называемый Кама, через который проявляется желание, в двух аспектах, как Кама-Манас (ментальность или низший ум, интеллект, или в буквальном переводе ум желаний) и Форма (субъективная, форма ментальных и физических желаний и мыслей). Это есть мыслитель в действии; в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образующий высшее тонкое тело[1] или духовную душу духовно развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим высший Манас с Кама-Рупой – соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом Кама-Манасом состоялся, то есть когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком и он начинает приближаться к бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырёх планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно именно в физическом теле соединить 4, 5 и 7-й принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные её огнём, должны сгармонизироваться и вылиться в её высшем качестве высокой психической энергии.

На ВоСтокс способ сообщения между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по этой тропе низшее Эго в свою очередь также передаёт высшему Эго все те впечатления и мысли, которые по природе своей могут быть ассимилированы неумирающей нашей сущностью, таким образом, тоже становясь бессмертными или теми накоплениями, которые хранятся в «чаше».

Таким образом, истинная индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как низшая душа – в его личности или в сменяющихся земных проявлениях, отсюда ясно, что душа есть понятие растущее и подлежащее изменению. В связи с этим пересылаю Вам выдержки из моей книги Основы буддизма. Я послала Вам её в английском переводе, но у меня остался неполный оригинал её, потому и посылаю Вам несколько страничек, затрагивающих понятие души.

Так, личное или низшее Эго, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как дух, или высшее Эго, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципов.

Конечно, значение личности в развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь это проявление, в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях, даёт нам возможность развить и утончить, и сгармонизировать все наши энергии или принципы через деятельность наших нервных центров. Так, четвёртый принцип играет огромную роль, ибо в нём заложено желание, этот стимул к жизни, который, успешно проходя через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить, что-то добавить в «чашу» накоплений, собирающую нам Амриту. Сравнительно не так трудно для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с малым багажом можно часто встретить среди узких специалистов. Дух с накопленной «чашей» легко понимает сущность вещей. Именно про них можно сказать, что они вкушают плоды, тогда как другие пересчитывают листья, которые сменяются каждою осенью.

Человек приносит с собою в новое воплощение те накопления, которые можно определить в нём как характер или наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим следствием. Случается, что дух с большими накоплениями в силу кармы, даже не так личной, как групповой или даже целого народа, попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное им, не отвечает размаху его духа, и тогда такое несоответствие выражается иногда в идиосинкразиях, которые ввергают окружающих в недоумение. Даже в детях можно замечать иногда странные явления, например, беспричинный крик или плач, всё это можно объяснить несоответствием духа с полученной оболочкой. Ведь оболочка человека творится коллективными усилиями человечества, и, конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как трудно высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот почему так важно всячески подымать общий уровень человечества, чтобы дать возможность высоким духам проявить себя в возможно полной мере. Конечно, это обстоятельство и делает таким трудным распознавание истинной ценности человека. Вот почему так нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего паспорта.

Да, конечно, закон кармы очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия. Ведь, в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Всё Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причём последние, в свою очередь, становятся причинами последующих следствий и так далее.

Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить её в других мирах. Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты.

Ещё выдержка из Основ буддизма.

«Современные научные данные поддерживают теорию кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение людей является наследником отличительных особенностей предыдущих поколений, и не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.

Психология находит себе полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в буддизме тесно связываются с физиологией.

Философию буддизма можно назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании определённого индивидуального потока. Индивидуальный поток слагается и питается бесчисленными проявлениями человека на земле, в других планах и других мирах. Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растёт возможностями, видоизменяется, оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность, истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного Я, сложенного бесчисленными сочетаниями проявлений. Человек в буддизме не несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях».

Следует иметь в виду, что часто утверждается, что седьмой и шестой принципы находятся вне нашего физического тела, и это до известной степени так, ибо, истинно, эти принципы или энергии выявляются в излучениях нашего электромагнитного поля, или ауры. Истинно, можно измерить величие духа по ширине излучаемой им ауры.

Всегда рада ответить на Ваши вопросы.

Послала Ваши две главы Н.К. в пустыню. Когда он получит их, трудно сказать, ибо почта очень нерегулярна.

Шлю Вам и семье Вашей всего самого светлого и радостного. Прилагаю веточку моруа.

Духом с Вами,

Елена Рерих

Послала Основы буддизма и Александру Ивановичу Клизовскому. Думаю, ему трудно будет справиться с английским текстом, потому, может быть, Вы не откажете дать ему прочесть приведённые выдержки по-русски.

Идея личного бога, спасающего человечество, являлась для буддистов неприемлемой, несовместимой с законом кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего освобождения.

«Если существует Бог, какую надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки, совершённые тобою, есть поступки этого высшего существа. Если Бог делает и всё то, что худо, какую заслугу видишь в нём для твоего почитания? Если, ненавидя зло, Он не способен выявлять зло, то нелепо говорить, что всё сущее есть творение Бога. Мощь Бога должна быть основана на законе или же быть подчинена другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы должны назвать её рабством, а не владычеством».

Если вечно изменяющееся существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и Вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или даже возможности вводить в неё существо неизменяемое и вечное.

Две доктрины, особенно осуждавшиеся Буддою. 1) Утверждение вечной, неизменной души. 2) Уничтожение души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного зарождения, устанавливающего, что все дхармы, в одно и то же время, являются причинами и последствиями.

Будда отрицал существование неизменной души в человеке и во всём, ибо в человеке и во всей Вселенной он видел лишь непостоянство и преходящее.

Тезис – беспрерывность потока феноменов и формула – причинность зарождения исключают существование вечной, неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.

Понятие, связанное со словом  <неизменная> душа, совершенно неприемлемо для буддиста, ибо представление, что человек может быть сущностью, отделённой от всех других сущностей и бытия всей Вселенной, не может быть доказано ни логикой, ни поддержано наукой. «В этом мире никто не независим. Всё, что существует, зависит от причин и условий». «Всякая вещь в зависимости от другой, и вещь, от которой она зависит, в свою очередь, не независима» (Бодхтарьяватара, 26–31).

Будда постоянно учил, что самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – всё лишь неразрывные корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать – моё то или другое, и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.

Если понятие постоянной и самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в человеке, что даёт ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет – тришна, или неудовлетворённое желание бытия. Существо, породившее причины, за которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение, согласно своей карме.

Рождается новое соединение сканд – элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность, и после определённого промежутка времени – в виде другой, третьей, четвёртой и т. д. в бесконечность. Происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм или элементов, иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.

На качество нового соединения сканд – элементов новой личности оказывает большое влияние последнее, предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление освобождающемуся потоку.

Человек рассматривается в буддизме как индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями, но лишь частично проявленная в каждом новом появлении на земном плане.

Индивидуальное существование, состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтоб снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или годом с 12-ю месяцами, неизменно повторяющимися. Самая цепь 12-и нидан становится уже не цепью, но колесом жизни с 12-ю спицами. Колесо жизни, колесо Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. «Колесо благого Закона в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение её сердца».

Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели – достижению Нирваны, т. е. полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо в противном случае это было бы абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осуждён на разочарование; как сказано, Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея ни малейшего представления об истинной её сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести указанную дисциплинированную жизнь для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая.

Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его земной жизни.

Буддизм не делает различия между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.

Буддизм рассматривает все существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы соприкасаемся лишь с дхармами, ибо в нас и вне нас существуют лишь дхармы. Слово дхарма одно из наиболее значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии. Дхарма есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью определённого выявления. Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы, прежде всего, дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего».

Само учение Будды принято называть Дхарма, ибо дхарма также обозначает закон, <долг>.

Субъективные или же объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо всё, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются в один момент, чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже наименование «Теория моментального разрушения».

Дхармы (трансцендентальные носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечно[1], – это Нирвана.

Каждая дхарма является причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как непосредственная причина феноменов, внутренно она изменяет породившего ее и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далёком будущем.

Если взять человека, мы найдём, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти групп агрегатов – сканд, которые подразделяются на физические качества, форму – рупа; чувствования – ведана; представления – санжна; силы – самскара; сознание – вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и двойственны. Самскара суть наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.

«самскара – накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям». Из этого определения самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд. Сканда вижнана и отчасти санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной, определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.

Ни один элемент из одного существования не переходит в другое, но ни один не достигает нового существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание перестаёт существовать – это смерть. Когда сознание возвращается к существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано причинам, заложенным в предыдущем бытии.

От одной жизни к другой нет передачи, но как бы отсвет, солидарность.

«Человек посеявший – не тот самый, который жнёт, но он и не другой».

Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента или органа чувств, ибо с момента, как о вещи подумали, она уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне закона. Вовлечённые в вечный прилив и отлив агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании.

Человек есть комплекс сочетаний и, в то же время, он – звено. Он – комплекс, ибо в каждый момент он содержит большое число сканд; он представляет из себя звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу».

Поясним ещё примером. Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и тогда как человек А в сорок лет совершенно тождествен с восемнадцатилетним юношей А, всё же, благодаря постоянному разрушению и восстановлению его тела и изменениям в уме и характере, он другое существо. Человек в старости является точным следствием мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни. Подобным образом новое человеческое существо, будучи предыдущей индивидуальностью, но в изменённой форме, в новом соединении сканд-элементов, справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих существованиях.

Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного «я», которое оставалось бы неизменным». «Нужно, чтоб эмбрион умер, для того чтоб родился ребёнок, нужна смерть ребёнка, чтоб родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу» (Шикшасамуччая, стр. 358).

Принято эволюцию человеческого существа сравнивать с ожерельем, каждая буса которого – одно из физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.

Каждое новое проявление ограничивается физическими элементами – сканда-рупа.

Энергия, стремящаяся создать новое существо и направляемая кармой, называется тришна – стимул, жажда бытия.

_______

Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно