11.06.1935 Елена Рерих Рихарду Рудзитису
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Wikipedia python library) |
|||
(10 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | <p class=fromto style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">Елена Рерих Рихарду Рудзитису</p> | ||
- | <p | + | {{LetterInfo|Елена Рерих |Рихарду Рудзитису|11.06.1935|Лотаць, 2000||}}<p style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">Елена Рерих Рихарду Рудзитису</p> |
- | <p | + | <p align=right>11-6-35</p> |
+ | |||
+ | <p>Родной Рихард Яковлевич, на | ||
днях получила чудесные главы Вашего труда о Н.К. на русском языке, а затем | днях получила чудесные главы Вашего труда о Н.К. на русском языке, а затем | ||
подошла и сама книга. Сердечное Вам спасибо за это прекрасное приношение. Сама | подошла и сама книга. Сердечное Вам спасибо за это прекрасное приношение. Сама | ||
Строка 16: | Строка 17: | ||
определение: «Из мировой красоты собирает он священную росу духа в своём | определение: «Из мировой красоты собирает он священную росу духа в своём | ||
сердце, чтобы оно постепенно возгорелось Чашей Грааля». Именно, Н.К. «Носитель | сердце, чтобы оно постепенно возгорелось Чашей Грааля». Именно, Н.К. «Носитель | ||
- | Чаши Грааля», или сердечного подвига во имя Истины и Красоты. Также <i | + | Чаши Грааля», или сердечного подвига во имя Истины и Красоты. Также <i>тонко </i>отмечены Вами его качества – |
- | + | ||
«приветствовать в каждом человеке положительные творческие стремления, | «приветствовать в каждом человеке положительные творческие стремления, | ||
- | утвердить в нём каждую искру света и оберечь и раздуть её ещё ярче». | + | утвердить в нём каждую искру света и оберечь и раздуть её ещё ярче».</p> |
- | <p | + | <p>Истинно, «глаз добрый» |
полагается им в основу его отношений к людям в стремлении дать всем надежду на | полагается им в основу его отношений к людям в стремлении дать всем надежду на | ||
преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю | преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его | всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его | ||
постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его | постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его | ||
- | неисчерпаемым в проявлении своём. | + | неисчерпаемым в проявлении своём.</p> |
- | <p | + | <p>Также сердце моё радовалось, |
видя, насколько творчество Ваше пропитано духом Учения. Именно, подобная | видя, насколько творчество Ваше пропитано духом Учения. Именно, подобная | ||
ассимиляция Учения так ценна и, увы, так редко встречается. Знаю многолетних | ассимиляция Учения так ценна и, увы, так редко встречается. Знаю многолетних | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
красоту тончайших нюансов, часто недоступных многим из-за глубины и краткости | красоту тончайших нюансов, часто недоступных многим из-за глубины и краткости | ||
формулы. Итак, творите, изливайте существо Ваше в радости творчества – в этом | формулы. Итак, творите, изливайте существо Ваше в радости творчества – в этом | ||
- | едином <i | + | едином <i><span style='text-transform:uppercase'>смысле |
- | </span></i>нашего бытия. | + | </span></i>нашего бытия.</p> |
- | <p | + | <p>Дала сделать копии с этих |
- | глав и разослала друзьям. Многим будет радость. | + | глав и разослала друзьям. Многим будет радость.</p> |
- | <p | + | <p>Теперь Ваши вопросы о духе и |
- | душе. Вопрос этот вследствие <i | + | душе. Вопрос этот вследствие <i><span |
style='text-transform:uppercase'>неполных </span></i>объяснений является | style='text-transform:uppercase'>неполных </span></i>объяснений является | ||
- | сложным и <i | + | сложным и <i><span style='text-transform: |
uppercase'>запутанным </span></i>в теософской литературе. Также и в разных | uppercase'>запутанным </span></i>в теософской литературе. Также и в разных | ||
Восточных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в | Восточных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в | ||
определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно | определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно | ||
совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются | совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются | ||
- | лишь <i | + | лишь <i><span style='text-transform:uppercase'>различными |
качествами единой </span>основной <span style='text-transform:uppercase'>энергии, | качествами единой </span>основной <span style='text-transform:uppercase'>энергии, | ||
</span></i>проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники. | </span></i>проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники. | ||
Так, во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на | Так, во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на | ||
три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В | три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В | ||
- | Восточных Учениях эти три основных начала расширяются <i | + | Восточных Учениях эти три основных начала расширяются <i>для <span style='text-transform:uppercase'>специальных целей, </span></i>и |
- | + | ||
мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным | мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным | ||
- | подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в <i | + | подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в <i>Тайной Доктрине. </i>Так, высший или |
- | + | основной <i><span style='text-transform: | |
- | основной <i | + | |
uppercase'>синтетический </span></i>принцип есть огненная энергия жизни или | uppercase'>синтетический </span></i>принцип есть огненная энергия жизни или | ||
духа, разлитая во всём Космосе, требующая для своего фокусирования шестой | духа, разлитая во всём Космосе, требующая для своего фокусирования шестой | ||
Строка 74: | Строка 72: | ||
триаду или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в | триаду или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в | ||
Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу, | Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу, | ||
- | или, как говорят восточники, его <i | + | или, как говорят восточники, его <i><span |
style='text-transform:uppercase'>низшее </span>Эго. </i>Так, в Учении именно | style='text-transform:uppercase'>низшее </span>Эго. </i>Так, в Учении именно | ||
это высшее Эго, эта триада часто обозначается как дух или духовное начало, не | это высшее Эго, эта триада часто обозначается как дух или духовное начало, не | ||
- | имеющее самостоятельного <i | + | имеющее самостоятельного <i><span |
style='text-transform:uppercase'>непосредственного </span></i>проявления на | style='text-transform:uppercase'>непосредственного </span></i>проявления на | ||
земле. Для проявления эта триада нуждается в четвёртом принципе. Так, | земле. Для проявления эта триада нуждается в четвёртом принципе. Так, | ||
Строка 84: | Строка 82: | ||
двух аспектах, как Кама-Манас (ментальность или низший ум, интеллект, или в | двух аспектах, как Кама-Манас (ментальность или низший ум, интеллект, или в | ||
буквальном переводе ум желаний) и Форма (субъективная, форма ментальных и | буквальном переводе ум желаний) и Форма (субъективная, форма ментальных и | ||
- | физических желаний и мыслей). <i | + | физических желаний и мыслей). <i>Это <span |
style='text-transform:uppercase'>есть мыслитель </span>в <span | style='text-transform:uppercase'>есть мыслитель </span>в <span | ||
style='text-transform:uppercase'>действии; </span></i>в связи с Манасом | style='text-transform:uppercase'>действии; </span></i>в связи с Манасом | ||
(высшим) и Буддхи образующий высшее тонкое тело<ref> Астральное тело, в отличие от эфирного двойника, | (высшим) и Буддхи образующий высшее тонкое тело<ref> Астральное тело, в отличие от эфирного двойника, | ||
- | часто называемого низшим астралом. – <i | + | часто называемого низшим астралом. – <i>Пометка |
- | Е.И. Рерих.</i></ref> или <i | + | Е.И. Рерих.</i></ref> или <i><span style='text-transform:uppercase'>духовную |
- | + | ||
душу</span></i> духовно развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы | душу</span></i> духовно развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы | ||
мостом, соединяющим высший Манас с Кама-Рупой – соединяя, таким образом, Манас | мостом, соединяющим высший Манас с Кама-Рупой – соединяя, таким образом, Манас | ||
- | и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом или же <i | + | и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом или же <i><span style='text-transform:uppercase'>человеческой душой. </span></i>Именно, |
- | + | ||
когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом Кама-Манасом состоялся, то | когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом Кама-Манасом состоялся, то | ||
есть когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, | есть когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, | ||
Строка 100: | Строка 96: | ||
бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для | бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для | ||
сохранения сознания на всех четырёх планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно | сохранения сознания на всех четырёх планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно | ||
- | именно в физическом теле соединить <i | + | именно в физическом теле соединить <i>4, 5 и |
7-й </i>принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества | 7-й </i>принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества | ||
основной энергии, трансмутированные её огнём, должны сгармонизироваться и | основной энергии, трансмутированные её огнём, должны сгармонизироваться и | ||
- | вылиться в её высшем качестве высокой психической энергии. | + | вылиться в её высшем качестве высокой психической энергии.</p> |
- | <p | + | <p>На ВоСтокс способ сообщения |
между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по | между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по | ||
этой тропе низшее Эго в свою очередь также передаёт высшему Эго все те | этой тропе низшее Эго в свою очередь также передаёт высшему Эго все те | ||
впечатления и мысли, которые по природе своей могут быть ассимилированы | впечатления и мысли, которые по природе своей могут быть ассимилированы | ||
неумирающей нашей сущностью, таким образом, тоже становясь бессмертными или | неумирающей нашей сущностью, таким образом, тоже становясь бессмертными или | ||
- | теми накоплениями, которые хранятся в «чаше». | + | теми накоплениями, которые хранятся в «чаше».</p> |
- | <p | + | <p>Таким образом, истинная |
индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной | индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной | ||
- | душе, тогда как низшая душа – в его <i | + | душе, тогда как низшая душа – в его <i>личности |
- | </i>или в сменяющихся земных проявлениях, отсюда ясно, что душа есть понятие <i | + | </i>или в сменяющихся земных проявлениях, отсюда ясно, что душа есть понятие <i><span style='text-transform:uppercase'>растущее |
- | + | ||
</span>и <span style='text-transform:uppercase'>подлежащее изменению. </span></i>В | </span>и <span style='text-transform:uppercase'>подлежащее изменению. </span></i>В | ||
- | связи с этим пересылаю Вам выдержки из моей книги <i | + | связи с этим пересылаю Вам выдержки из моей книги <i>Основы буддизма. </i>Я послала Вам её в английском переводе, но у меня |
- | + | ||
остался неполный оригинал её, потому и посылаю Вам несколько страничек, | остался неполный оригинал её, потому и посылаю Вам несколько страничек, | ||
- | затрагивающих понятие души. | + | затрагивающих понятие души.</p> |
- | <p | + | <p>Так, личное или низшее Эго, |
или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как дух, или высшее | или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как дух, или высшее | ||
Эго, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из | Эго, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из | ||
- | седьмого, шестого и пятого принципов. | + | седьмого, шестого и пятого принципов.</p> |
- | <p | + | <p>Конечно, значение личности в |
развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь | развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь | ||
это проявление, в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях, даёт нам | это проявление, в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях, даёт нам | ||
Строка 143: | Строка 137: | ||
накопленной «чашей» легко понимает сущность вещей. Именно про них можно | накопленной «чашей» легко понимает сущность вещей. Именно про них можно | ||
сказать, что они вкушают плоды, тогда как другие пересчитывают листья, которые | сказать, что они вкушают плоды, тогда как другие пересчитывают листья, которые | ||
- | сменяются каждою осенью. | + | сменяются каждою осенью.</p> |
- | <p | + | <p>Человек приносит с собою в |
новое воплощение те накопления, которые можно определить в нём как характер или | новое воплощение те накопления, которые можно определить в нём как характер или | ||
наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто | наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто | ||
Строка 163: | Строка 157: | ||
нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства | нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства | ||
заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего | заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего | ||
- | паспорта. | + | паспорта.</p> |
- | <p | + | <p>Да, конечно, закон кармы |
очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его | очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его | ||
действия. Ведь, в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Всё | действия. Ведь, в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Всё | ||
Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причём последние, в свою | Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причём последние, в свою | ||
- | очередь, становятся причинами последующих следствий и так далее. | + | очередь, становятся причинами последующих следствий и так далее.</p> |
- | <p | + | <p>Человек кончает свою карму на |
этой планете, чтобы продолжить её в других мирах. Окончание одного цикла кармы | этой планете, чтобы продолжить её в других мирах. Окончание одного цикла кармы | ||
наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его | наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его | ||
- | существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты. | + | существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты.</p> |
- | <p | + | <p>Ещё выдержка из <i>Основ буддизма.</i></p> |
- | + | ||
- | <p | + | <p>«Современные научные данные поддерживают теорию |
кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение | кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение | ||
людей является наследником отличительных особенностей предыдущих поколений, и | людей является наследником отличительных особенностей предыдущих поколений, и | ||
не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.</p> | не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.</p> | ||
- | <p | + | <p>Психология находит себе |
полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял | полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял | ||
мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая | мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая | ||
мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в | мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в | ||
- | буддизме тесно связываются с физиологией. | + | буддизме тесно связываются с физиологией.</p> |
- | <p | + | <p>Философию буддизма можно |
назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании | назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании | ||
определённого индивидуального потока. Индивидуальный поток слагается и питается | определённого индивидуального потока. Индивидуальный поток слагается и питается | ||
Строка 196: | Строка 189: | ||
Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растёт возможностями, | Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растёт возможностями, | ||
видоизменяется, оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность, | видоизменяется, оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность, | ||
- | истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного <i | + | истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного <i>Я, </i>сложенного бесчисленными сочетаниями |
- | + | ||
проявлений. Человек в буддизме не несчастный пигмей, каким он является в представлении | проявлений. Человек в буддизме не несчастный пигмей, каким он является в представлении | ||
западного мышления, но владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он, | западного мышления, но владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он, | ||
- | подобно ему, безграничен в своих возможностях». | + | подобно ему, безграничен в своих возможностях».</p> |
- | <p | + | <p>Следует иметь в виду, что |
часто утверждается, что седьмой и шестой принципы находятся вне нашего | часто утверждается, что седьмой и шестой принципы находятся вне нашего | ||
физического тела, и это до известной степени так, ибо, истинно, эти принципы | физического тела, и это до известной степени так, ибо, истинно, эти принципы | ||
или энергии выявляются в излучениях нашего электромагнитного поля, или ауры. | или энергии выявляются в излучениях нашего электромагнитного поля, или ауры. | ||
- | Истинно, можно измерить величие духа по ширине излучаемой им ауры. | + | Истинно, можно измерить величие духа по ширине излучаемой им ауры.</p> |
- | <p | + | <p>Всегда рада ответить на Ваши |
- | вопросы. | + | вопросы.</p> |
- | <p | + | <p>Послала Ваши две главы Н.К. в |
- | пустыню. Когда он получит их, трудно сказать, ибо почта очень нерегулярна. | + | пустыню. Когда он получит их, трудно сказать, ибо почта очень нерегулярна.</p> |
- | <p | + | <p>Шлю Вам и семье Вашей всего |
- | самого светлого и радостного. Прилагаю веточку моруа. | + | самого светлого и радостного. Прилагаю веточку моруа.</p> |
- | <p | + | <p align=center>Духом с Вами,</p> |
- | <p | + | <p align=right>Елена Рерих</p> |
- | <p | + | <p style="margin-top:6.0pt;">Послала |
- | <i | + | <i>Основы буддизма </i>и Александру |
Ивановичу Клизовскому. Думаю, ему трудно будет справиться с английским текстом, | Ивановичу Клизовскому. Думаю, ему трудно будет справиться с английским текстом, | ||
потому, может быть, Вы не откажете дать ему прочесть приведённые выдержки | потому, может быть, Вы не откажете дать ему прочесть приведённые выдержки | ||
- | по-русски. | + | по-русски.</p> |
- | <p | + | <p>Идея личного бога, спасающего |
человечество, являлась для буддистов неприемлемой, несовместимой с законом | человечество, являлась для буддистов неприемлемой, несовместимой с законом | ||
кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего | кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего | ||
- | освобождения. | + | освобождения.</p> |
- | <p | + | <p>«Если существует Бог, какую |
надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки, | надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки, | ||
совершённые тобою, есть поступки этого высшего существа. Если Бог делает и всё | совершённые тобою, есть поступки этого высшего существа. Если Бог делает и всё | ||
Строка 239: | Строка 231: | ||
творение Бога. Мощь Бога должна быть основана на законе или же быть подчинена | творение Бога. Мощь Бога должна быть основана на законе или же быть подчинена | ||
другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы | другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы | ||
- | должны назвать её рабством, а не владычеством». | + | должны назвать её рабством, а не владычеством».</p> |
- | <p | + | <p>Если вечно изменяющееся |
существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и | существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и | ||
Вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или | Вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или | ||
- | даже возможности вводить в неё существо неизменяемое и вечное. | + | даже возможности вводить в неё существо неизменяемое и вечное.</p> |
- | <p | + | <p>Две доктрины, особенно |
осуждавшиеся Буддою. 1) Утверждение вечной, неизменной души. 2) Уничтожение | осуждавшиеся Буддою. 1) Утверждение вечной, неизменной души. 2) Уничтожение | ||
души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного | души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного | ||
зарождения, устанавливающего, что все дхармы, в одно и то же время, являются | зарождения, устанавливающего, что все дхармы, в одно и то же время, являются | ||
- | причинами и последствиями. | + | причинами и последствиями.</p> |
- | <p | + | <p>Будда отрицал существование <i><span style='text-transform:uppercase'>неизменной |
- | + | ||
</span>души </i>в человеке и во всём, ибо в человеке и во всей Вселенной он | </span>души </i>в человеке и во всём, ибо в человеке и во всей Вселенной он | ||
- | видел лишь непостоянство и преходящее. | + | видел лишь непостоянство и преходящее.</p> |
- | <p | + | <p>Тезис – <i><span style='text-transform:uppercase'>беспрерывность потока феноменов </span></i>и |
- | + | формула – <i><span style='text-transform: | |
- | формула – <i | + | |
uppercase'>причинность зарождения </span></i>исключают существование вечной, | uppercase'>причинность зарождения </span></i>исключают существование вечной, | ||
- | неизменной души, как индивидуальной, так и мировой. | + | неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.</p> |
- | <p | + | <p>Понятие, связанное со |
- | + | словом <неизменная> <i>душа, </i>совершенно неприемлемо для | |
- | + | ||
буддиста, ибо представление, что человек может быть сущностью, отделённой от | буддиста, ибо представление, что человек может быть сущностью, отделённой от | ||
всех других сущностей и бытия всей Вселенной, не может быть доказано ни | всех других сущностей и бытия всей Вселенной, не может быть доказано ни | ||
логикой, ни поддержано наукой. «В этом мире никто не независим. Всё, что | логикой, ни поддержано наукой. «В этом мире никто не независим. Всё, что | ||
существует, зависит от причин и условий». «Всякая вещь в зависимости от другой, | существует, зависит от причин и условий». «Всякая вещь в зависимости от другой, | ||
- | и вещь, от которой она зависит, в свою очередь, не независима» <i | + | и вещь, от которой она зависит, в свою очередь, не независима» <i>(Бодхтарьяватара, </i>26–31).</p> |
- | + | ||
- | <p | + | <p>Будда постоянно учил, что |
самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет | самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет | ||
самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – всё лишь неразрывные | самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – всё лишь неразрывные | ||
корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать – моё то или другое, | корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать – моё то или другое, | ||
- | и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности. | + | и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.</p> |
- | <p | + | <p>Если понятие постоянной и |
самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в | самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в | ||
человеке, что даёт ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет | человеке, что даёт ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет | ||
– тришна, или неудовлетворённое желание бытия. Существо, породившее причины, за | – тришна, или неудовлетворённое желание бытия. Существо, породившее причины, за | ||
которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение, | которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение, | ||
- | согласно своей карме. | + | согласно своей карме.</p> |
- | <p | + | <p>Рождается новое соединение |
- | сканд – элементов <i | + | сканд – элементов <i>одного и того же </i>комплекса |
элементов или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность, и после | элементов или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность, и после | ||
определённого промежутка времени – в виде другой, третьей, четвёртой и т. д. в | определённого промежутка времени – в виде другой, третьей, четвёртой и т. д. в | ||
- | бесконечность. Происходит не трансмиграция, а <i | + | бесконечность. Происходит не трансмиграция, а <i><span style='text-transform:uppercase'>бесконечная трансформация |
- | + | комплекса дхарм </span></i>или элементов, иначе говоря, <i><span style='text-transform:uppercase'>перегруппировка | |
- | комплекса дхарм </span></i>или элементов, иначе говоря, <i | + | элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.</span></i></p> |
- | + | ||
- | элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.</span></i | + | |
- | <p | + | <p>На качество нового соединения |
сканд – элементов новой личности оказывает большое влияние последнее, | сканд – элементов новой личности оказывает большое влияние последнее, | ||
предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление | предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление | ||
- | освобождающемуся потоку. | + | освобождающемуся потоку.</p> |
- | <p | + | <p>Человек рассматривается в |
- | буддизме как <i | + | буддизме как <i><span style='text-transform: |
uppercase'>индивидуальность, </span></i>сложенная многочисленными | uppercase'>индивидуальность, </span></i>сложенная многочисленными | ||
- | существованиями, но лишь <i | + | существованиями, но лишь <i><span |
style='text-transform:uppercase'>частично проявленная в каждом новом</span> <span | style='text-transform:uppercase'>частично проявленная в каждом новом</span> <span | ||
- | style='text-transform:uppercase'>появлении на земном плане.</span></i | + | style='text-transform:uppercase'>появлении на земном плане.</span></i></p> |
- | <p | + | <p>Индивидуальное существование, |
состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и | состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и | ||
оканчиваются, чтоб снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом | оканчиваются, чтоб снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом | ||
Строка 315: | Строка 301: | ||
Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. «Колесо благого Закона | Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. «Колесо благого Закона | ||
в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого | в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого | ||
- | зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение её сердца». | + | зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение её сердца».</p> |
- | <p | + | <p>Все эти смены форм или бытия |
ведут к одной цели – достижению Нирваны, т. е. полного развития всех | ведут к одной цели – достижению Нирваны, т. е. полного развития всех | ||
возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и | возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и | ||
Строка 328: | Строка 314: | ||
достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли | достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли | ||
о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая | о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая | ||
- | жизнь есть наивеличайшая. | + | жизнь есть наивеличайшая.</p> |
- | <p | + | <p>Состояние Нирваны может быть |
- | достигнуто человеком в его земной жизни. | + | достигнуто человеком в его земной жизни.</p> |
- | <p | + | <p>Буддизм не делает различия |
между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям | между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям | ||
мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими | мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими | ||
- | чувствами. | + | чувствами.</p> |
- | <p | + | <p>Буддизм рассматривает все |
существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти | существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти | ||
феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы | феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы | ||
соприкасаемся лишь с дхармами, ибо в нас и вне нас существуют лишь дхармы. | соприкасаемся лишь с дхармами, ибо в нас и вне нас существуют лишь дхармы. | ||
- | Слово <i | + | Слово <i>дхарма </i>одно из наиболее |
значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии. Дхарма | значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии. Дхарма | ||
есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью | есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью | ||
Строка 349: | Строка 335: | ||
интеллектуальные процессы, прежде всего, дхармы. Для нашего сознания дхармы то | интеллектуальные процессы, прежде всего, дхармы. Для нашего сознания дхармы то | ||
же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим | же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим | ||
- | воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего». | + | воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего».</p> |
- | <p | + | <p>Само учение Будды принято |
- | называть Дхарма, ибо <i | + | называть Дхарма, ибо <i>дхарма </i>также |
- | обозначает <i | + | обозначает <i>закон, </i><долг>.</p> |
- | <p | + | <p>Субъективные или же объективные |
феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо | феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо | ||
всё, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются в один | всё, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются в один | ||
момент, чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей | момент, чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей | ||
была настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже | была настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже | ||
- | наименование «Теория моментального разрушения». | + | наименование «Теория моментального разрушения».</p> |
- | <p | + | <p>Дхармы <i><span style='text-transform:uppercase'>(трансцендентальные носители |
- | + | ||
определенного качества) </span></i>вовлечены в поток вечного изменения. | определенного качества) </span></i>вовлечены в поток вечного изменения. | ||
Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь | Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь | ||
то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, | то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, | ||
которое не было составным, условным и было вечно<ref> В представлении определённого цикла, но не в | которое не было составным, условным и было вечно<ref> В представлении определённого цикла, но не в | ||
- | Беспредельности. – <i | + | Беспредельности. – <i>Пометка Е.И. Рерих.</i></ref>, – это |
- | Нирвана. | + | Нирвана.</p> |
- | <p | + | <p>Каждая дхарма является |
причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща | причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща | ||
сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как | сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как | ||
- | непосредственная причина феноменов, <i | + | непосредственная причина феноменов, <i><span |
style='text-transform:uppercase'>внутренно она изменяет породившего ее</span> </i>и | style='text-transform:uppercase'>внутренно она изменяет породившего ее</span> </i>и | ||
заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далёком | заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далёком | ||
- | будущем. | + | будущем.</p> |
- | <p | + | <p>Если взять человека, мы |
найдём, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти | найдём, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти | ||
групп агрегатов – сканд, которые подразделяются на физические качества, форму – | групп агрегатов – сканд, которые подразделяются на физические качества, форму – | ||
рупа; чувствования – ведана; представления – санжна; силы – самскара; сознание | рупа; чувствования – ведана; представления – санжна; силы – самскара; сознание | ||
- | – вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и <i | + | – вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и <i><span |
style='text-transform:uppercase'>двойственны. </span></i>Самскара суть | style='text-transform:uppercase'>двойственны. </span></i>Самскара суть | ||
наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими | наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими | ||
- | дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего. | + | дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.</p> |
- | <p | + | <p><span style="text-transform:uppercase;">«<i>самскара – </i></span>накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и |
- | + | сообщающие <i><span style='text-transform: | |
- | + | ||
- | сообщающие <i | + | |
uppercase'>аромат </span></i>будущим чувствованиям». Из этого определения | uppercase'>аромат </span></i>будущим чувствованиям». Из этого определения | ||
самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как бы впитывающей в | самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как бы впитывающей в | ||
себя все особенности прочих сканд. Сканда вижнана и отчасти санжна дают окраску | себя все особенности прочих сканд. Сканда вижнана и отчасти санжна дают окраску | ||
или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной, определяющей | или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной, определяющей | ||
- | последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей. | + | последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.</p> |
- | <p | + | <p>Ни один элемент из одного |
существования не переходит в другое, но ни один не достигает нового | существования не переходит в другое, но ни один не достигает нового | ||
существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание | существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание | ||
Строка 404: | Строка 387: | ||
существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого | существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого | ||
сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано | сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано | ||
- | причинам, заложенным в предыдущем бытии. | + | причинам, заложенным в предыдущем бытии.</p> |
- | <p | + | <p>От одной жизни к другой нет |
- | передачи, но как бы отсвет, солидарность. | + | передачи, но как бы отсвет, солидарность.</p> |
- | <p | + | <p>«Человек посеявший – не тот |
- | самый, который жнёт, но он и не другой». | + | самый, который жнёт, но он и не другой».</p> |
- | <p | + | <p>Содержание сознания состоит |
из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента | из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента | ||
или органа чувств, ибо с момента, как о вещи подумали, она уже существует. | или органа чувств, ибо с момента, как о вещи подумали, она уже существует. | ||
Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется | Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется | ||
- | числом и характером частиц, которые его составляют. <i | + | числом и характером частиц, которые его составляют. <i><span style='text-transform:uppercase'>каждое изменение в его |
- | + | ||
сочетаниях делает из него новое существо. </span></i>Но это изменение не | сочетаниях делает из него новое существо. </span></i>Но это изменение не | ||
исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне | исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне | ||
Строка 424: | Строка 406: | ||
определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей | определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей | ||
причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и | причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и | ||
- | закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании. | + | закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании.</p> |
- | <p | + | <p>Человек есть комплекс |
сочетаний и, в то же время, он – звено. Он – комплекс, ибо в каждый момент он | сочетаний и, в то же время, он – звено. Он – комплекс, ибо в каждый момент он | ||
содержит большое число сканд; он представляет из себя звено, ибо между двумя | содержит большое число сканд; он представляет из себя звено, ибо между двумя | ||
последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не | последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не | ||
было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы | было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы | ||
- | солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу». | + | солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу».</p> |
- | <p | + | <p>Поясним ещё примером. |
Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и | Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и | ||
тогда как человек А в сорок лет совершенно тождествен с восемнадцатилетним | тогда как человек А в сорок лет совершенно тождествен с восемнадцатилетним | ||
Строка 442: | Строка 424: | ||
индивидуальностью, но в изменённой форме, в новом соединении сканд-элементов, | индивидуальностью, но в изменённой форме, в новом соединении сканд-элементов, | ||
справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих | справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих | ||
- | существованиях. | + | существованиях.</p> |
- | <p | + | <p>Сознание и его вечно |
изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного «я», которое оставалось бы | изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного «я», которое оставалось бы | ||
неизменным». «Нужно, чтоб эмбрион умер, для того чтоб родился ребёнок, нужна | неизменным». «Нужно, чтоб эмбрион умер, для того чтоб родился ребёнок, нужна | ||
- | смерть ребёнка, чтоб родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу» <i | + | смерть ребёнка, чтоб родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу» <i>(Шикшасамуччая, </i>стр. 358).</p> |
- | + | ||
- | <p | + | <p>Принято эволюцию человеческого |
существа сравнивать с ожерельем, каждая буса которого – одно из физических | существа сравнивать с ожерельем, каждая буса которого – одно из физических | ||
- | проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту как <i | + | проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту как <i><span style='text-transform:uppercase'>сложную настойку, </span></i>в |
- | + | ||
которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый | которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый | ||
- | ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав. | + | ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.</p> |
- | <p | + | <p>Каждое новое проявление |
- | ограничивается физическими элементами – сканда-рупа. | + | ограничивается физическими элементами – сканда-рупа.</p> |
- | <p | + | <p>Энергия, стремящаяся создать |
- | новое существо и направляемая кармой, называется <i | + | новое существо и направляемая кармой, называется <i><span style='text-transform:uppercase'>тришна – </span></i>стимул, |
- | + | жажда бытия.</p> | |
- | жажда бытия. | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | <p align=center style="text-align:center;text-indent:0cm;">_______</p> | ||
== {{PrimText}} == | == {{PrimText}} == | ||
- | <references/> | ||
{{PerevodStroki}} | {{PerevodStroki}} | ||
- | {{LetterPostEdit|14.05.1935 Рихард Рудзитис | + | |
+ | <references/>{{LetterPostEdit|14.05.1935 Рихард Рудзитис Елене Рерих|Письма с Гор т.1, Оглавление|05.08.1935 Рихард Рудзитис Елене Рерих}} | ||
[[Категория:Источники]] | [[Категория:Источники]] |
Текущая версия
Информация о письме |
---|
|
Елена Рерих Рихарду Рудзитису
11-6-35
Родной Рихард Яковлевич, на днях получила чудесные главы Вашего труда о Н.К. на русском языке, а затем подошла и сама книга. Сердечное Вам спасибо за это прекрасное приношение. Сама книга даёт радость глазам. Присланные же главы прочла с большой радостью, которая возрастала по мере чтения, что есть знак превосходный. Сердце именно горело радостью, ибо оно звучало на тонкие струны сердца поэта. Осознание и чувство красоты есть такое высокое и редчайшее чувство! Как дорожить должны мы людьми, посылающими эти тончайшие вибрации в пространство! Истинно, лишь прикоснувшийся к искусству может оценить все тончайшие нюансы человеческой души. Дорого мне, что Вы ярко подчеркнули универсальность личности Н.К. и ввели творчество его в ритм космического строительства. Как правильно, как превосходно Ваше определение: «Из мировой красоты собирает он священную росу духа в своём сердце, чтобы оно постепенно возгорелось Чашей Грааля». Именно, Н.К. «Носитель Чаши Грааля», или сердечного подвига во имя Истины и Красоты. Также тонко отмечены Вами его качества – «приветствовать в каждом человеке положительные творческие стремления, утвердить в нём каждую искру света и оберечь и раздуть её ещё ярче».
Истинно, «глаз добрый» полагается им в основу его отношений к людям в стремлении дать всем надежду на преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю Красоту Творчества Жизни и претворять её в той простоте и ясности, чуждой всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его неисчерпаемым в проявлении своём.
Также сердце моё радовалось, видя, насколько творчество Ваше пропитано духом Учения. Именно, подобная ассимиляция Учения так ценна и, увы, так редко встречается. Знаю многолетних читателей книг Учения, в писаниях которых не найти претворения великих мыслей. Можно повторять мысли, но важно не повторение их, но претворение их в своём сознании, пропускание через свою призму. Но, конечно, для этого нужно быть поэтом и нужно уметь самостоятельно мыслить, а многие ли умеют это? Потому, дорогой Рихард Яковлевич, мне так хочется, чтобы именно Вы писали на темы Учения. Ваше сердце передаст их в красоте. Ваше сердце, взяв тему, создаст из неё целую прекраснозвучную симфонию. Струны Вашей Лиры могут передать всю красоту тончайших нюансов, часто недоступных многим из-за глубины и краткости формулы. Итак, творите, изливайте существо Ваше в радости творчества – в этом едином смысле нашего бытия.
Дала сделать копии с этих глав и разослала друзьям. Многим будет радость.
Теперь Ваши вопросы о духе и душе. Вопрос этот вследствие неполных объяснений является сложным и запутанным в теософской литературе. Также и в разных Восточных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники. Так, во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В Восточных Учениях эти три основных начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в Тайной Доктрине. Так, высший или основной синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всём Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый духовной душой, в отличие от человеческой – животной души), образуя таким образом монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Эго. Далее следует пятый принцип Манас – самосознание или мыслитель (высший разум), и эти три принципа составляют высшую триаду или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу, или, как говорят восточники, его низшее Эго. Так, в Учении именно это высшее Эго, эта триада часто обозначается как дух или духовное начало, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвёртом принципе. Так, человеческая душа должна включать четвёртый принцип, называемый Кама, через который проявляется желание, в двух аспектах, как Кама-Манас (ментальность или низший ум, интеллект, или в буквальном переводе ум желаний) и Форма (субъективная, форма ментальных и физических желаний и мыслей). Это есть мыслитель в действии; в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образующий высшее тонкое тело[1] или духовную душу духовно развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим высший Манас с Кама-Рупой – соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом Кама-Манасом состоялся, то есть когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком и он начинает приближаться к бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырёх планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно именно в физическом теле соединить 4, 5 и 7-й принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные её огнём, должны сгармонизироваться и вылиться в её высшем качестве высокой психической энергии.
На ВоСтокс способ сообщения между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по этой тропе низшее Эго в свою очередь также передаёт высшему Эго все те впечатления и мысли, которые по природе своей могут быть ассимилированы неумирающей нашей сущностью, таким образом, тоже становясь бессмертными или теми накоплениями, которые хранятся в «чаше».
Таким образом, истинная индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как низшая душа – в его личности или в сменяющихся земных проявлениях, отсюда ясно, что душа есть понятие растущее и подлежащее изменению. В связи с этим пересылаю Вам выдержки из моей книги Основы буддизма. Я послала Вам её в английском переводе, но у меня остался неполный оригинал её, потому и посылаю Вам несколько страничек, затрагивающих понятие души.
Так, личное или низшее Эго, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как дух, или высшее Эго, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципов.
Конечно, значение личности в развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь это проявление, в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях, даёт нам возможность развить и утончить, и сгармонизировать все наши энергии или принципы через деятельность наших нервных центров. Так, четвёртый принцип играет огромную роль, ибо в нём заложено желание, этот стимул к жизни, который, успешно проходя через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить, что-то добавить в «чашу» накоплений, собирающую нам Амриту. Сравнительно не так трудно для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с малым багажом можно часто встретить среди узких специалистов. Дух с накопленной «чашей» легко понимает сущность вещей. Именно про них можно сказать, что они вкушают плоды, тогда как другие пересчитывают листья, которые сменяются каждою осенью.
Человек приносит с собою в новое воплощение те накопления, которые можно определить в нём как характер или наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим следствием. Случается, что дух с большими накоплениями в силу кармы, даже не так личной, как групповой или даже целого народа, попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное им, не отвечает размаху его духа, и тогда такое несоответствие выражается иногда в идиосинкразиях, которые ввергают окружающих в недоумение. Даже в детях можно замечать иногда странные явления, например, беспричинный крик или плач, всё это можно объяснить несоответствием духа с полученной оболочкой. Ведь оболочка человека творится коллективными усилиями человечества, и, конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как трудно высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот почему так важно всячески подымать общий уровень человечества, чтобы дать возможность высоким духам проявить себя в возможно полной мере. Конечно, это обстоятельство и делает таким трудным распознавание истинной ценности человека. Вот почему так нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего паспорта.
Да, конечно, закон кармы очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия. Ведь, в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Всё Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причём последние, в свою очередь, становятся причинами последующих следствий и так далее.
Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить её в других мирах. Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты.
Ещё выдержка из Основ буддизма.
«Современные научные данные поддерживают теорию кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение людей является наследником отличительных особенностей предыдущих поколений, и не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.
Психология находит себе полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в буддизме тесно связываются с физиологией.
Философию буддизма можно назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании определённого индивидуального потока. Индивидуальный поток слагается и питается бесчисленными проявлениями человека на земле, в других планах и других мирах. Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растёт возможностями, видоизменяется, оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность, истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного Я, сложенного бесчисленными сочетаниями проявлений. Человек в буддизме не несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях».
Следует иметь в виду, что часто утверждается, что седьмой и шестой принципы находятся вне нашего физического тела, и это до известной степени так, ибо, истинно, эти принципы или энергии выявляются в излучениях нашего электромагнитного поля, или ауры. Истинно, можно измерить величие духа по ширине излучаемой им ауры.
Всегда рада ответить на Ваши вопросы.
Послала Ваши две главы Н.К. в пустыню. Когда он получит их, трудно сказать, ибо почта очень нерегулярна.
Шлю Вам и семье Вашей всего самого светлого и радостного. Прилагаю веточку моруа.
Духом с Вами,
Елена Рерих
Послала Основы буддизма и Александру Ивановичу Клизовскому. Думаю, ему трудно будет справиться с английским текстом, потому, может быть, Вы не откажете дать ему прочесть приведённые выдержки по-русски.
Идея личного бога, спасающего человечество, являлась для буддистов неприемлемой, несовместимой с законом кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего освобождения.
«Если существует Бог, какую надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки, совершённые тобою, есть поступки этого высшего существа. Если Бог делает и всё то, что худо, какую заслугу видишь в нём для твоего почитания? Если, ненавидя зло, Он не способен выявлять зло, то нелепо говорить, что всё сущее есть творение Бога. Мощь Бога должна быть основана на законе или же быть подчинена другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы должны назвать её рабством, а не владычеством».
Если вечно изменяющееся существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и Вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или даже возможности вводить в неё существо неизменяемое и вечное.
Две доктрины, особенно осуждавшиеся Буддою. 1) Утверждение вечной, неизменной души. 2) Уничтожение души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного зарождения, устанавливающего, что все дхармы, в одно и то же время, являются причинами и последствиями.
Будда отрицал существование неизменной души в человеке и во всём, ибо в человеке и во всей Вселенной он видел лишь непостоянство и преходящее.
Тезис – беспрерывность потока феноменов и формула – причинность зарождения исключают существование вечной, неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.
Понятие, связанное со словом <неизменная> душа, совершенно неприемлемо для буддиста, ибо представление, что человек может быть сущностью, отделённой от всех других сущностей и бытия всей Вселенной, не может быть доказано ни логикой, ни поддержано наукой. «В этом мире никто не независим. Всё, что существует, зависит от причин и условий». «Всякая вещь в зависимости от другой, и вещь, от которой она зависит, в свою очередь, не независима» (Бодхтарьяватара, 26–31).
Будда постоянно учил, что самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – всё лишь неразрывные корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать – моё то или другое, и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.
Если понятие постоянной и самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в человеке, что даёт ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет – тришна, или неудовлетворённое желание бытия. Существо, породившее причины, за которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение, согласно своей карме.
Рождается новое соединение сканд – элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность, и после определённого промежутка времени – в виде другой, третьей, четвёртой и т. д. в бесконечность. Происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм или элементов, иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.
На качество нового соединения сканд – элементов новой личности оказывает большое влияние последнее, предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление освобождающемуся потоку.
Человек рассматривается в буддизме как индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями, но лишь частично проявленная в каждом новом появлении на земном плане.
Индивидуальное существование, состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтоб снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или годом с 12-ю месяцами, неизменно повторяющимися. Самая цепь 12-и нидан становится уже не цепью, но колесом жизни с 12-ю спицами. Колесо жизни, колесо Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. «Колесо благого Закона в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение её сердца».
Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели – достижению Нирваны, т. е. полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо в противном случае это было бы абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осуждён на разочарование; как сказано, Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея ни малейшего представления об истинной её сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести указанную дисциплинированную жизнь для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая.
Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его земной жизни.
Буддизм не делает различия между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.
Буддизм рассматривает все существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы соприкасаемся лишь с дхармами, ибо в нас и вне нас существуют лишь дхармы. Слово дхарма одно из наиболее значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии. Дхарма есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью определённого выявления. Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы, прежде всего, дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего».
Само учение Будды принято называть Дхарма, ибо дхарма также обозначает закон, <долг>.
Субъективные или же объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо всё, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются в один момент, чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже наименование «Теория моментального разрушения».
Дхармы (трансцендентальные носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечно[1], – это Нирвана.
Каждая дхарма является причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как непосредственная причина феноменов, внутренно она изменяет породившего ее и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далёком будущем.
Если взять человека, мы найдём, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти групп агрегатов – сканд, которые подразделяются на физические качества, форму – рупа; чувствования – ведана; представления – санжна; силы – самскара; сознание – вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и двойственны. Самскара суть наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.
«самскара – накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям». Из этого определения самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд. Сканда вижнана и отчасти санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной, определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.
Ни один элемент из одного существования не переходит в другое, но ни один не достигает нового существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание перестаёт существовать – это смерть. Когда сознание возвращается к существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано причинам, заложенным в предыдущем бытии.
От одной жизни к другой нет передачи, но как бы отсвет, солидарность.
«Человек посеявший – не тот самый, который жнёт, но он и не другой».
Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента или органа чувств, ибо с момента, как о вещи подумали, она уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне закона. Вовлечённые в вечный прилив и отлив агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании.
Человек есть комплекс сочетаний и, в то же время, он – звено. Он – комплекс, ибо в каждый момент он содержит большое число сканд; он представляет из себя звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу».
Поясним ещё примером. Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и тогда как человек А в сорок лет совершенно тождествен с восемнадцатилетним юношей А, всё же, благодаря постоянному разрушению и восстановлению его тела и изменениям в уме и характере, он другое существо. Человек в старости является точным следствием мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни. Подобным образом новое человеческое существо, будучи предыдущей индивидуальностью, но в изменённой форме, в новом соединении сканд-элементов, справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих существованиях.
Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного «я», которое оставалось бы неизменным». «Нужно, чтоб эмбрион умер, для того чтоб родился ребёнок, нужна смерть ребёнка, чтоб родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу» (Шикшасамуччая, стр. 358).
Принято эволюцию человеческого существа сравнивать с ожерельем, каждая буса которого – одно из физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.
Каждое новое проявление ограничивается физическими элементами – сканда-рупа.
Энергия, стремящаяся создать новое существо и направляемая кармой, называется тришна – стимул, жажда бытия.
_______
Примечания