11.06.1935 Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=a0>Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису</p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|Р.Я.Рудзитису|11.06.1935|МЦР, 2001||}}<p>Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">11 июня 1935 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">11 июня 1935 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Родной Рихард Яковлевич<ref><span
+
<p>Родной Рихард Яковлевич<ref> Сверху написано: «Дорогой Друг».</ref>,
-
style='mso-no-proof:yes'> Сверху написано: «Дорогой Друг».</span></ref>,
+
на днях получила чудесные главы Вашего труда (о Н.К.) на русском языке, а затем
на днях получила чудесные главы Вашего труда (о Н.К.) на русском языке, а затем
подошла и сама книга. Сердечное Вам спасибо за это прекрасное приношение. Сама
подошла и сама книга. Сердечное Вам спасибо за это прекрасное приношение. Сама
Строка 20: Строка 19:
Также тонко отмечены Вами его качества – «приветствовать в каждом человеке
Также тонко отмечены Вами его качества – «приветствовать в каждом человеке
положительные творческие стремления, утвердить в нем каждую искру света и
положительные творческие стремления, утвердить в нем каждую искру света и
-
оберечь и раздуть ее еще ярче».</span></p>
+
оберечь и раздуть ее еще ярче».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Истинно, «глаз добрый»
+
<p>Истинно, «глаз добрый»
полагается им в основу его отношений к людям, в стремлении дать всем надежду на
полагается им в основу его отношений к людям, в стремлении дать всем надежду на
преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю
преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю
Строка 28: Строка 27:
всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его
всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его
постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его
постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его
-
неисчерпаемым в проявлении своем.</span></p>
+
неисчерпаемым в проявлении своем.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также сердце мое радовалось,
+
<p>Также сердце мое радовалось,
видя, насколько творчество Ваше пропитано духом Учения. Именно подобная
видя, насколько творчество Ваше пропитано духом Учения. Именно подобная
ассимиляция Учения так ценна и, увы, так редко встречается. Знаю многолетних
ассимиляция Учения так ценна и, увы, так редко встречается. Знаю многолетних
Строка 40: Строка 39:
Учения. Ваше сердце передаст их в красоте. Ваше сердце, взяв тему, создаст из
Учения. Ваше сердце передаст их в красоте. Ваше сердце, взяв тему, создаст из
нее целую прекраснозвучную симфонию. Струны Вашей Лиры могут передать всю
нее целую прекраснозвучную симфонию. Струны Вашей Лиры могут передать всю
-
красоту тончайших нюансов<ref><span
+
красоту тончайших нюансов<ref> Сверху от руки написано: «оттенков».</ref>,
-
style='mso-no-proof:yes'> Сверху от руки написано: «оттенков».</span></ref>,
+
часто недоступных многим из-за глубины и краткости формулы. Итак, творите,
часто недоступных многим из-за глубины и краткости формулы. Итак, творите,
изливайте существо Ваше в радости творчества, в этом едином <i>смысле</i>
изливайте существо Ваше в радости творчества, в этом едином <i>смысле</i>
нашего бытия. Дала сделать копии с этих глав и разослала друзьям. Многим будет
нашего бытия. Дала сделать копии с этих глав и разослала друзьям. Многим будет
-
радость.</span></p>
+
радость.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь Ваши вопросы о духе и
+
<p>Теперь Ваши вопросы о духе и
душе. Вопрос этот вследствие <i>неполных </i>объяснений является сложным и <i>запутанным</i>
душе. Вопрос этот вследствие <i>неполных </i>объяснений является сложным и <i>запутанным</i>
в оккультной литературе. Также и в разных восточных Учениях число принципов,
в оккультной литературе. Также и в разных восточных Учениях число принципов,
Строка 76: Строка 74:
желаний») и Форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и
желаний») и Форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и
мыслей). <i>Это есть мыслитель в действии,</i> который в связи с Манасом
мыслей). <i>Это есть мыслитель в действии,</i> который в связи с Манасом
-
(высшим) и Буддхи образует высшее тонкое тело<ref><span
+
(высшим) и Буддхи образует высшее тонкое тело<ref> Астральное тело в отличие от эфирного двойника, часто
-
style='mso-no-proof:yes'> Астральное тело в отличие от эфирного двойника, часто
+
называемого низшим Астралом. <i>(Примеч. Е.И.Рерих.)</i></ref>,
-
называемого низшим Астралом. <i>(Примеч. Е.И.Рерих.)</i></span></ref>,
+
или <i>духовную душу,</i> духовного, развитого человека. Так, Кама-Манас
или <i>духовную душу,</i> духовного, развитого человека. Так, Кама-Манас
является как бы мостом, соединяющим Высший Манас с Кама-Рупа – соединяя таким
является как бы мостом, соединяющим Высший Манас с Кама-Рупа – соединяя таким
Строка 90: Строка 87:
принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной
принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной
энергии, трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее
энергии, трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее
-
высшем качестве Высокой Психической Энергии.</span></p>
+
высшем качестве Высокой Психической Энергии.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На Востоке способ сообщения
+
<p>На Востоке способ сообщения
между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по
между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по
этой тропе низшее Эго с свою очередь также передает Высшему Эго все те
этой тропе низшее Эго с свою очередь также передает Высшему Эго все те
впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе своей с
впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе своей с
неумирающей нашей сущностью, таким образом тоже становясь бессмертными, или
неумирающей нашей сущностью, таким образом тоже становясь бессмертными, или
-
теми накоплениями, которые хранятся в чаше.</span></p>
+
теми накоплениями, которые хранятся в чаше.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Таким образом, истинная
+
<p>Таким образом, истинная
Индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной
Индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной
душе, тогда как низшая душа – в его <i>личности</i> или в сменяющихся земных
душе, тогда как низшая душа – в его <i>личности</i> или в сменяющихся земных
Строка 106: Строка 103:
Буддизма». Я послала Вам ее в английском переводе, но у меня остался неполный
Буддизма». Я послала Вам ее в английском переводе, но у меня остался неполный
оригинал ее, потому и посылаю Вам несколько страничек, затрагивающих понятие
оригинал ее, потому и посылаю Вам несколько страничек, затрагивающих понятие
-
души.)</span></p>
+
души.)</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так, личное или низшее Эго,
+
<p>Так, личное или низшее Эго,
или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как Дух, или Высшее
или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как Дух, или Высшее
Эго, или истинная Индивидуальность, или Духовная Душа, являет триаду из
Эго, или истинная Индивидуальность, или Духовная Душа, являет триаду из
-
седьмого, шестого и пятого принципов.</span></p>
+
седьмого, шестого и пятого принципов.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Конечно, значение личности в
+
<p>Конечно, значение личности в
развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь
развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь
это проявление в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях дает нам
это проявление в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях дает нам
Строка 128: Строка 125:
накопленной чашей легко понимает сущность вещей. Именно про них можно сказать,
накопленной чашей легко понимает сущность вещей. Именно про них можно сказать,
что они вкушают плоды деревьев, тогда как другие пересчитывают их листья,
что они вкушают плоды деревьев, тогда как другие пересчитывают их листья,
-
которые сменяются каждою осенью.</span></p>
+
которые сменяются каждою осенью.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Человек приносит с собою в
+
<p>Человек приносит с собою в
новое воплощение те накопления, которые можно определить в нем как характер или
новое воплощение те накопления, которые можно определить в нем как характер или
наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто
наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто
Строка 148: Строка 145:
нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства
нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства
заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего
заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего
-
паспорта.</span></p>
+
паспорта.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Да, конечно, закон кармы
+
<p>Да, конечно, закон кармы
очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его
очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его
действия. Ведь в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Все
действия. Ведь в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Все
Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние в свою
Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние в свою
-
очередь становятся причинами последующих следствий, и так ad infinitum<ref><span
+
очередь становятся причинами последующих следствий, и так ad infinitum<ref> До бесконечности (лат.).</ref>.
-
style='mso-no-proof:yes'> До бесконечности (лат.).</span></ref>.
+
Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить ее в других мирах.
Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить ее в других мирах.
Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или
Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или
энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного
энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного
-
для этой планеты.</span></p>
+
для этой планеты.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Следует иметь в виду, что
+
<p>Следует иметь в виду, что
часто утверждается, что седьмой и шестой принципы находятся вне нашего
часто утверждается, что седьмой и шестой принципы находятся вне нашего
физического тела, и это до известной степени так, ибо, истинно, эти принципы
физического тела, и это до известной степени так, ибо, истинно, эти принципы
или энергии выявляются в излучениях нашего электромагнитного поля, или ауры.
или энергии выявляются в излучениях нашего электромагнитного поля, или ауры.
-
Истинно, можно измерить величие духа по ширине излучаемой им ауры.</span></p>
+
Истинно, можно измерить величие духа по ширине излучаемой им ауры.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Еще выдержка из <i>«Основ
+
<p>Еще выдержка из <i>«Основ
Буддизма».</i> «Современные научные данные поддерживают теорию кармы,
Буддизма».</i> «Современные научные данные поддерживают теорию кармы,
изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение людей
изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение людей
являются наследниками отличительных особенностей предыдущих поколений, и не
являются наследниками отличительных особенностей предыдущих поколений, и не
-
только в массе, но в каждом индивидуальном случае.</span></p>
+
только в массе, но в каждом индивидуальном случае.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Психология находит себе
+
<p>Психология находит себе
полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял
полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял
мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая
мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая
мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в
мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в
-
буддизме тесно связываются с физиологией.</span></p>
+
буддизме тесно связываются с физиологией.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Философию буддизма можно
+
<p>Философию буддизма можно
назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании
назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании
определенного индивидуального потока. Индивидуальный поток слагается и питается
определенного индивидуального потока. Индивидуальный поток слагается и питается
Строка 188: Строка 184:
сочетаниями проявлений. Человек в буддизме – не несчастный пигмей, каким он
сочетаниями проявлений. Человек в буддизме – не несчастный пигмей, каким он
является в представлении западного мышления, но владыка миров; будучи частью и
является в представлении западного мышления, но владыка миров; будучи частью и
-
отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях».</span></p>
+
отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Всегда рада ответить на Ваши
+
<p>Всегда рада ответить на Ваши
-
вопросы.</span></p>
+
вопросы.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Послала Ваши две главы Н.К. в
+
<p>Послала Ваши две главы Н.К. в
-
пустыню. Когда он получит их, трудно сказать, ибо почта очень нерегулярна.</span></p>
+
пустыню. Когда он получит их, трудно сказать, ибо почта очень нерегулярна.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Шлю Вам и семье Вашей всего
+
<p>Шлю Вам и семье Вашей всего
-
самого светлого и радостного. Прилагаю веточку Моруа.</span></p>
+
самого светлого и радостного. Прилагаю веточку Моруа.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Духом с Вами.</span></p>
+
<p>Духом с Вами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>&nbsp;</span></p>
+
<p>&nbsp;</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Послала «Основы Буддизма» и
+
<p>Послала «Основы Буддизма» и
Александру Ивановичу Клизовскому. Думаю, ему трудно будет справиться с
Александру Ивановичу Клизовскому. Думаю, ему трудно будет справиться с
английским текстом, потому, может быть, Вы не откажете дать ему прочесть
английским текстом, потому, может быть, Вы не откажете дать ему прочесть
-
приведенные выдержки по-русски.</span></p>
+
приведенные выдержки по-русски.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Идея личного бога, спасающего
+
<p>Идея личного бога, спасающего
человечество, являлась для буддистов неприемлемой, несовместимой с законом
человечество, являлась для буддистов неприемлемой, несовместимой с законом
кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего
кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего
-
освобождения.</span></p>
+
освобождения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Если существует бог, какую
+
<p>«Если существует бог, какую
надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки,
надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки,
совершенные тобою, есть поступки этого высшего существа. Если бог делает и все
совершенные тобою, есть поступки этого высшего существа. Если бог делает и все
Строка 220: Строка 216:
творение бога. Мощь бога должна быть основана на законе или же быть подчинена
творение бога. Мощь бога должна быть основана на законе или же быть подчинена
другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы
другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы
-
должны назвать ее рабством, а не владычеством».</span></p>
+
должны назвать ее рабством, а не владычеством».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Если вечно изменяющееся
+
<p>Если вечно изменяющееся
существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и
существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и
Вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или
Вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или
-
даже возможности вводить в нее существо неизменяемое и вечное.</span></p>
+
даже возможности вводить в нее существо неизменяемое и вечное.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Две доктрины, особенно
+
<p>Две доктрины, особенно
осуждавшиеся Буддою: 1. Утверждение вечной, неизменной души. 2. Уничтожение
осуждавшиеся Буддою: 1. Утверждение вечной, неизменной души. 2. Уничтожение
души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного
души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного
зарождения, устанавливающего, что все дхармы в одно и то же время являются
зарождения, устанавливающего, что все дхармы в одно и то же время являются
-
причинами и последствиями.</span></p>
+
причинами и последствиями.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Будда отрицал существование
+
<p>Будда отрицал существование
неизменной души в человеке и во всем, ибо в человеке и во всей Вселенной он
неизменной души в человеке и во всем, ибо в человеке и во всей Вселенной он
-
видел лишь непостоянство и преходящее.</span></p>
+
видел лишь непостоянство и преходящее.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Тезис «беспрерывность потока
+
<p>Тезис «беспрерывность потока
феноменов» и формула «причинность зарождения» исключают существование вечной,
феноменов» и формула «причинность зарождения» исключают существование вечной,
-
неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.</span></p>
+
неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Понятие, связанное со словом
+
<p>Понятие, связанное со словом
«душа», совершенно неприемлемо для буддиста, ибо представление, что человек
«душа», совершенно неприемлемо для буддиста, ибо представление, что человек
может быть сущностью, отделенной от всех других сущностей и бытия всей
может быть сущностью, отделенной от всех других сущностей и бытия всей
Строка 247: Строка 243:
мире никто не независим. Все, что существует, зависит от причин и условий». «Всякая
мире никто не независим. Все, что существует, зависит от причин и условий». «Всякая
вещь в зависимости от другой, и вещь, от которой она зависит, в свою очередь не
вещь в зависимости от другой, и вещь, от которой она зависит, в свою очередь не
-
независима» (Бодхичарьяватара. 26–31).</span></p>
+
независима» (Бодхичарьяватара. 26–31).</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Будда постоянно учил, что
+
<p>Будда постоянно учил, что
самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет
самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет
самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – все лишь неразрывные
самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – все лишь неразрывные
корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать: мое то или другое, и
корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать: мое то или другое, и
-
этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.</span></p>
+
этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Если понятие постоянной и
+
<p>Если понятие постоянной и
самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в
самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в
человеке, что дает ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет
человеке, что дает ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет
– тришна, или неудовлетворенное желание бытия. Существо, породившее причины,<b>
– тришна, или неудовлетворенное желание бытия. Существо, породившее причины,<b>
</b>за<b> </b>которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое
</b>за<b> </b>которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое
-
рождение, согласно своей карме.</span></p>
+
рождение, согласно своей карме.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Рождается новое соединение
+
<p>Рождается новое соединение
сканд, элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся
сканд, элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся
в данное время как одна личность и после определенного промежутка времени в
в данное время как одна личность и после определенного промежутка времени в
виде другой, третьей, четвертой и т.д. в бесконечность. Происходит не
виде другой, третьей, четвертой и т.д. в бесконечность. Происходит не
трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм или элементов, иначе
трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм или элементов, иначе
-
говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.</span></p>
+
говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На качество нового соединения
+
<p>На качество нового соединения
сканд – элементов новой личности – оказывает большое влияние последнее,
сканд – элементов новой личности – оказывает большое влияние последнее,
предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление
предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление
-
освобождающемуся потоку.</span></p>
+
освобождающемуся потоку.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Человек рассматривается в
+
<p>Человек рассматривается в
буддизме как индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями, но
буддизме как индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями, но
-
лишь частично проявленная в каждом новом появлении на земном плане.</span></p>
+
лишь частично проявленная в каждом новом появлении на земном плане.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Индивидуальное существование,
+
<p>Индивидуальное существование,
состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и
состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и
оканчиваются, чтоб снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом
оканчиваются, чтоб снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом
Строка 285: Строка 281:
Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. Колесо благого закона в
Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. Колесо благого закона в
неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого
неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого
-
зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение ее сердца.</span></p>
+
зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение ее сердца.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Все эти смены форм или бытия
+
<p>Все эти смены форм или бытия
ведут к одной цели – достижению Нирваны, то есть полного развития всех
ведут к одной цели – достижению Нирваны, то есть полного развития всех
возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и
возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и
Строка 298: Строка 294:
достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли
достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли
о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая
о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая
-
жизнь есть наивеличайшая.</span></p>
+
жизнь есть наивеличайшая.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Состояние Нирваны может быть
+
<p>Состояние Нирваны может быть
-
достигнуто человеком в его земной жизни.</span></p>
+
достигнуто человеком в его земной жизни.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Буддизм не делает различия
+
<p>Буддизм не делает различия
между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям
между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям
мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими
мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими
-
чувствами.</span></p>
+
чувствами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Буддизм рассматривает все
+
<p>Буддизм рассматривает все
существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти
существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти
феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы
феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы
Строка 319: Строка 315:
нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы
нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы
существуют для нас своим воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы
существуют для нас своим воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы
-
получаем ощущение синего».</span></p>
+
получаем ощущение синего».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Само учение Будды принято
+
<p>Само учение Будды принято
-
называть Дхарма, ибо дхарма также обозначает закон.</span></p>
+
называть Дхарма, ибо дхарма также обозначает закон.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Субъективные или же объективные
+
<p>Субъективные или же объективные
феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо
феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо
все, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются один момент,
все, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются один момент,
чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была
чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была
настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже наименование
настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже наименование
-
«Теория моментального разрушения».</span></p>
+
«Теория моментального разрушения».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дхармы (трансцендентальные
+
<p>Дхармы (трансцендентальные
носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания
носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания
их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что
их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что
находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не
находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не
-
было составным, условным и было вечно, – это Нирвана.</span></p>
+
было составным, условным и было вечно, – это Нирвана.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Каждая дхарма является
+
<p>Каждая дхарма является
причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному
причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному
существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как непосредственная
существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как непосредственная
причина феноменов, внутренне она заменяет породившего ее и заключает в себе
причина феноменов, внутренне она заменяет породившего ее и заключает в себе
-
последствия, обнаруживающиеся в более или менее далеком будущем.</span></p>
+
последствия, обнаруживающиеся в более или менее далеком будущем.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Если взять человека, мы
+
<p>Если взять человека, мы
найдем, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти
найдем, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти
групп агрегатов-сканд, которые подразделяются на физические качества, форму –
групп агрегатов-сканд, которые подразделяются на физические качества, форму –
Строка 349: Строка 345:
– вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и двойственны. Самскара суть
– вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и двойственны. Самскара суть
наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими
наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими
-
дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.</span></p>
+
дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Самскара – накопления,
+
<p>«Самскара – накопления,
оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям».
оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям».
Из этого определения самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как
Из этого определения самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как
бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд. Сканда-вижнана и отчасти
бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд. Сканда-вижнана и отчасти
санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной,
санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной,
-
определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.</span></p>
+
определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Ни один элемент из одного
+
<p>Ни один элемент из одного
существования не переходит в другой, но ни один не достигает нового
существования не переходит в другой, но ни один не достигает нового
существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание
существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание
Строка 365: Строка 361:
сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано
сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано
причинам, заложенным в предыдущем бытии. От одной жизни к другой нет передачи,
причинам, заложенным в предыдущем бытии. От одной жизни к другой нет передачи,
-
но как бы отсвет, солидарность.</span></p>
+
но как бы отсвет, солидарность.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Человек посеявший – не тот
+
<p>«Человек посеявший – не тот
-
самый, который жнет, но он и не другой».</span></p>
+
самый, который жнет, но он и не другой».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Содержание сознания состоит
+
<p>Содержание сознания состоит
из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента
из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента
или органа чувств, ибо с момента, как вещь подумана, она уже существует.
или органа чувств, ибо с момента, как вещь подумана, она уже существует.
Строка 381: Строка 377:
причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое
причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое
последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя,
последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя,
-
которое оплодотворится в будущем сочетании.</span></p>
+
которое оплодотворится в будущем сочетании.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Человек есть комплекс
+
<p>Человек есть комплекс
сочетаний, и в то же время он – звено.<b> </b>Он<b> – </b>комплекс, ибо в
сочетаний, и в то же время он – звено.<b> </b>Он<b> – </b>комплекс, ибо в
каждый момент он содержит большое число сканд; он представляет из себя звено,
каждый момент он содержит большое число сканд; он представляет из себя звено,
Строка 389: Строка 385:
солидарность. «Если не было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу.
солидарность. «Если не было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу.
И если не было бы солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь
И если не было бы солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь
-
простоквашу».</span></p>
+
простоквашу».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Поясним еще примером.
+
<p>Поясним еще примером.
Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и,
Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и,
тогда как человек А. в сорок лет совершенно тождествен с восемнадцатилетним
тогда как человек А. в сорок лет совершенно тождествен с восемнадцатилетним
Строка 400: Строка 396:
индивидуальностью, но в измененной форме, в новом соединении сканд элементов
индивидуальностью, но в измененной форме, в новом соединении сканд элементов
справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих
справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих
-
существованиях.</span></p>
+
существованиях.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Сознание и его вечно
+
<p>Сознание и его вечно
-
изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного &quot;я&quot;, которое
+
изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного "я", которое
оставалось бы неизмененным». «Нужно, чтоб эмбрион умер для того, чтоб родился
оставалось бы неизмененным». «Нужно, чтоб эмбрион умер для того, чтоб родился
ребенок, нужна смерть ребенка, чтоб родился мальчик, и смерть мальчика выявляет
ребенок, нужна смерть ребенка, чтоб родился мальчик, и смерть мальчика выявляет
-
юношу» (Шикшасамуччая, стр. 358).</span></p>
+
юношу» (Шикшасамуччая, стр. 358).</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Принято эволюцию человеческого
+
<p>Принято эволюцию человеческого
существа сравнивать с ожерельем: каждая буса – одно из физических проявлений.
существа сравнивать с ожерельем: каждая буса – одно из физических проявлений.
Но ближе представить себе эволюцию эту, как сложную настойку, в которую с
Но ближе представить себе эволюцию эту, как сложную настойку, в которую с
каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент,
каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент,
-
который, конечно, изменяет весь состав.</span></p>
+
который, конечно, изменяет весь состав.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Каждое новое проявление
+
<p>Каждое новое проявление
-
ограничивается физическими элементами – сканда-рупа.</span></p>
+
ограничивается физическими элементами – сканда-рупа.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Энергия, стремящаяся создать
+
<p>Энергия, стремящаяся создать
новое существо и направляемая кармой, называется «Тришна» – стимул, жажда
новое существо и направляемая кармой, называется «Тришна» – стимул, жажда
-
бытия.</span></p>
+
бытия.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>&nbsp;</span></p>
+
<p>&nbsp;</p>
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
-
<references/>
 
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
-
{{LetterPostEdit|06.06.1935 Е.И.Рерих В.К.Рериху|Рерих Е.И. Письма. Том III, Оглавление|12.06.1935 Е.И.Рерих Э.Лихтман, Л. и Н. Хоршам}}
 
-
[[Категория:Письма Е.И.]]
+
<references/>{{LetterPostEdit|06.06.1935 Е.И.Рерих В.К.Рериху|Рерих Е.И. Письма. Том III, Оглавление|12.06.1935 Е.И.Рерих Э.Лихтман, Л. и Н. Хоршам}}
 +
 
 +
[[Категория:Источники]]
 +
[[Категория:Письма семьи Рерих]]
 +
[[Категория:1935]]
 +
[[Категория:Письма Е.И.Рерих]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. Том III]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. Том III]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Р.Я.Рудзитису
  • Дата : 11.06.1935
  • Издание: МЦР, 2001

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

11 июня 1935 г.

Родной Рихард Яковлевич[1], на днях получила чудесные главы Вашего труда (о Н.К.) на русском языке, а затем подошла и сама книга. Сердечное Вам спасибо за это прекрасное приношение. Сама книга дает радость глазам. Присланные же главы прочла с большой радостью, которая возрастала по мере чтения, что есть знак превосходный. Сердце именно горело радостью, ибо оно звучало на тонкие струны сердца поэта. Осознание и чувство красоты есть такое высокое и редчайшее чувство! Как дорожить должны мы людьми, посылающими эти тончайшие вибрации в пространство! Истинно, лишь прикоснувшийся к искусству может оценить все тончайшие нюансы человеческой души. Дорого мне, что Вы так ярко подчеркнули универсальность личности Н.К. и ввели творчество его в ритм Космического строительства. Как правильно, как превосходно Ваше определение: «Из мировой красоты собирает он священную росу духа в своем сердце, чтобы оно постепенно возгорелось Чашей Грааля». Именно Н.К. – Носитель Чаши Грааля, или сердечного подвига во имя Истины и Красоты. Также тонко отмечены Вами его качества – «приветствовать в каждом человеке положительные творческие стремления, утвердить в нем каждую искру света и оберечь и раздуть ее еще ярче».

Истинно, «глаз добрый» полагается им в основу его отношений к людям, в стремлении дать всем надежду на преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю Красоту Творчества Жизни и претворять ее в той простоте и ясности, чуждой всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его неисчерпаемым в проявлении своем.

Также сердце мое радовалось, видя, насколько творчество Ваше пропитано духом Учения. Именно подобная ассимиляция Учения так ценна и, увы, так редко встречается. Знаю многолетних читателей книг Учения, в писаниях которых не найти претворения великих мыслей. Можно повторять мысли, но важно не повторение их, но претворение их в своем сознании, пропускание через свою призму. Но, конечно, для этого нужно быть поэтом и нужно уметь самостоятельно мыслить, а многие ли умеют это? Потому, дорогой Рихард Яковлевич, мне так хочется, чтобы именно Вы писали на темы Учения. Ваше сердце передаст их в красоте. Ваше сердце, взяв тему, создаст из нее целую прекраснозвучную симфонию. Струны Вашей Лиры могут передать всю красоту тончайших нюансов[1], часто недоступных многим из-за глубины и краткости формулы. Итак, творите, изливайте существо Ваше в радости творчества, в этом едином смысле нашего бытия. Дала сделать копии с этих глав и разослала друзьям. Многим будет радость.

Теперь Ваши вопросы о духе и душе. Вопрос этот вследствие неполных объяснений является сложным и запутанным в оккультной литературе. Также и в разных восточных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники. Так во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала: духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В Восточных Учениях эти три основные начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в «Тайной Доктрине». Так, высший, или основной синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый Духовной Душой в отличие от человеческой-животной души), образуя таким образом Монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Эго. Далее следует пятый принцип, Манас – самоосознание или мыслитель (Высший Разум), и эти три принципа составляют высшую триаду, или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу, или, как говорят восточники, его низшее Эго. Так в Учении именно это высшее Эго, эта триада часто обозначается как Дух, или духовное начало, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвертом принципе. Так, человеческая душа должна включать четвертый принцип, называемый Кама, через который проявляется ЖЕЛАНИЕ в двух аспектах – как Кама-Манас (ментальность, или низший ум – интеллект, или в буквальном переводе «ум желаний») и Форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей). Это есть мыслитель в действии, который в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образует высшее тонкое тело[1], или духовную душу, духовного, развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим Высший Манас с Кама-Рупа – соединяя таким образом Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом, или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом – Кама-Манасом – состоялся, то есть когда человек начинает получать запечатления от Высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырех планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно именно в физическом теле соединить 4, 5 и 7-й принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее высшем качестве Высокой Психической Энергии.

На Востоке способ сообщения между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по этой тропе низшее Эго с свою очередь также передает Высшему Эго все те впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе своей с неумирающей нашей сущностью, таким образом тоже становясь бессмертными, или теми накоплениями, которые хранятся в чаше.

Таким образом, истинная Индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как низшая душа – в его личности или в сменяющихся земных проявлениях, отсюда ясно, что душа есть понятие растущее и подлежащее изменению. (В связи с этим пересылаю Вам выдержки из моей книги «Основы Буддизма». Я послала Вам ее в английском переводе, но у меня остался неполный оригинал ее, потому и посылаю Вам несколько страничек, затрагивающих понятие души.)

Так, личное или низшее Эго, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как Дух, или Высшее Эго, или истинная Индивидуальность, или Духовная Душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципов.

Конечно, значение личности в развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь это проявление в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях дает нам возможность развить и утончить и сгармонизировать все наши энергии или принципы через деятельность наших нервных центров. Так, четвертый принцип играет огромную роль, ибо в нем заложено желание, этот стимул к жизни, который, успешно проходя через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить, что-то добавить в чашу накоплений, собирающую нам Амриту. Сравнительно не так трудно для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с малым багажом можно часто встретить среди узких специалистов. Дух с накопленной чашей легко понимает сущность вещей. Именно про них можно сказать, что они вкушают плоды деревьев, тогда как другие пересчитывают их листья, которые сменяются каждою осенью.

Человек приносит с собою в новое воплощение те накопления, которые можно определить в нем как характер или наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим следствием. Случается, что дух с большими накоплениями в силу кармы, даже не так личной, как групповой или даже целого народа, попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное им, не отвечает размаху его духа, и тогда такое несоответствие выражается иногда в идиосинкразиях, которые ввергают окружающих в недоумение. Даже в детях можно замечать иногда странные явления, например, беспричинный крик или плач, все это можно объяснить несоответствием духа с полученной оболочкой. Ведь оболочка человека творится коллективными усилиями человечества, и, конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как трудно высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот почему так важно всячески подымать общий уровень человечества, чтобы дать возможность высоким духам проявить себя в возможно полной мере. Конечно, это обстоятельство и делает таким трудным распознавание истинной ценности человека. Вот почему так нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего паспорта.

Да, конечно, закон кармы очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия. Ведь в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Все Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние в свою очередь становятся причинами последующих следствий, и так ad infinitum[1]. Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить ее в других мирах. Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты.

Следует иметь в виду, что часто утверждается, что седьмой и шестой принципы находятся вне нашего физического тела, и это до известной степени так, ибо, истинно, эти принципы или энергии выявляются в излучениях нашего электромагнитного поля, или ауры. Истинно, можно измерить величие духа по ширине излучаемой им ауры.

Еще выдержка из «Основ Буддизма». «Современные научные данные поддерживают теорию кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение людей являются наследниками отличительных особенностей предыдущих поколений, и не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.

Психология находит себе полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в буддизме тесно связываются с физиологией.

Философию буддизма можно назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании определенного индивидуального потока. Индивидуальный поток слагается и питается бесчисленными проявлениями человека на земле, в других планах и других мирах. Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растет возможностями, видоизменяется, оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность, истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного «Я», сложенного бесчисленными сочетаниями проявлений. Человек в буддизме – не несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров; будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях».

Всегда рада ответить на Ваши вопросы.

Послала Ваши две главы Н.К. в пустыню. Когда он получит их, трудно сказать, ибо почта очень нерегулярна.

Шлю Вам и семье Вашей всего самого светлого и радостного. Прилагаю веточку Моруа.

Духом с Вами.

 

Послала «Основы Буддизма» и Александру Ивановичу Клизовскому. Думаю, ему трудно будет справиться с английским текстом, потому, может быть, Вы не откажете дать ему прочесть приведенные выдержки по-русски.

Идея личного бога, спасающего человечество, являлась для буддистов неприемлемой, несовместимой с законом кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего освобождения.

«Если существует бог, какую надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки, совершенные тобою, есть поступки этого высшего существа. Если бог делает и все то, что худо, какую заслугу видишь в нем для твоего почитания? Если, ненавидя зло, он не способен выявлять зло, то нелепо говорить, что все сущее есть творение бога. Мощь бога должна быть основана на законе или же быть подчинена другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы должны назвать ее рабством, а не владычеством».

Если вечно изменяющееся существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и Вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или даже возможности вводить в нее существо неизменяемое и вечное.

Две доктрины, особенно осуждавшиеся Буддою: 1. Утверждение вечной, неизменной души. 2. Уничтожение души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного зарождения, устанавливающего, что все дхармы в одно и то же время являются причинами и последствиями.

Будда отрицал существование неизменной души в человеке и во всем, ибо в человеке и во всей Вселенной он видел лишь непостоянство и преходящее.

Тезис «беспрерывность потока феноменов» и формула «причинность зарождения» исключают существование вечной, неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.

Понятие, связанное со словом «душа», совершенно неприемлемо для буддиста, ибо представление, что человек может быть сущностью, отделенной от всех других сущностей и бытия всей Вселенной, не может быть доказано ни логикой, ни поддержано наукой. «В этом мире никто не независим. Все, что существует, зависит от причин и условий». «Всякая вещь в зависимости от другой, и вещь, от которой она зависит, в свою очередь не независима» (Бодхичарьяватара. 26–31).

Будда постоянно учил, что самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – все лишь неразрывные корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать: мое то или другое, и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.

Если понятие постоянной и самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в человеке, что дает ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет – тришна, или неудовлетворенное желание бытия. Существо, породившее причины, за которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение, согласно своей карме.

Рождается новое соединение сканд, элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность и после определенного промежутка времени в виде другой, третьей, четвертой и т.д. в бесконечность. Происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм или элементов, иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.

На качество нового соединения сканд – элементов новой личности – оказывает большое влияние последнее, предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление освобождающемуся потоку.

Человек рассматривается в буддизме как индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями, но лишь частично проявленная в каждом новом появлении на земном плане.

Индивидуальное существование, состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтоб снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или годом с 12 месяцами, неизменно повторяющимися. Самая цепь 12 Нидан становится уже не цепью, но колесом жизни с 12 спицами. Колесо Жизни, колесо Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. Колесо благого закона в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение ее сердца.

Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели – достижению Нирваны, то есть полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо в противном случае это было бы абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осужден на разочарование; как сказано, Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея ни малейшего представления об истинной ее сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести указанную дисциплинированную жизнь для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая.

Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его земной жизни.

Буддизм не делает различия между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.

Буддизм рассматривает все существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы соприкасаемся лишь с дхармами, потому что в нас и вне нас существуют лишь дхармы. Слово «дхарма» – одно из наиболее значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии. Дхарма есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью определенного выявления. Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы, прежде всего, дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего».

Само учение Будды принято называть Дхарма, ибо дхарма также обозначает закон.

Субъективные или же объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо все, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются один момент, чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже наименование «Теория моментального разрушения».

Дхармы (трансцендентальные носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечно, – это Нирвана.

Каждая дхарма является причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как непосредственная причина феноменов, внутренне она заменяет породившего ее и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далеком будущем.

Если взять человека, мы найдем, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти групп агрегатов-сканд, которые подразделяются на физические качества, форму – рупа; чувствования – ведана; представления – санжна; силы – самскара; сознание – вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и двойственны. Самскара суть наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.

«Самскара – накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям». Из этого определения самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд. Сканда-вижнана и отчасти санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной, определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.

Ни один элемент из одного существования не переходит в другой, но ни один не достигает нового существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание перестает существовать – это смерть. Когда сознание возвращается к существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано причинам, заложенным в предыдущем бытии. От одной жизни к другой нет передачи, но как бы отсвет, солидарность.

«Человек посеявший – не тот самый, который жнет, но он и не другой».

Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента или органа чувств, ибо с момента, как вещь подумана, она уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. Каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне закона. Вовлеченные в вечный прилив и отлив агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании.

Человек есть комплекс сочетаний, и в то же время он – звено. Онкомплекс, ибо в каждый момент он содержит большое число сканд; он представляет из себя звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу».

Поясним еще примером. Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и, тогда как человек А. в сорок лет совершенно тождествен с восемнадцатилетним юношей А., все же благодаря постоянному разрушению и восстановлению его тела и изменениям в уме и характере он – другое существо. Человек в старости является точным следствием мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни. Подобным образом новое человеческое существо, будучи предыдущей индивидуальностью, но в измененной форме, в новом соединении сканд элементов справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих существованиях.

Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного "я", которое оставалось бы неизмененным». «Нужно, чтоб эмбрион умер для того, чтоб родился ребенок, нужна смерть ребенка, чтоб родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу» (Шикшасамуччая, стр. 358).

Принято эволюцию человеческого существа сравнивать с ожерельем: каждая буса – одно из физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту, как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.

Каждое новое проявление ограничивается физическими элементами – сканда-рупа.

Энергия, стремящаяся создать новое существо и направляемая кармой, называется «Тришна» – стимул, жажда бытия.

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно