11.06.35 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Елена Рерих||11.06.35|ПРАМЕБ, 1992||}}<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;"><span style='mso-no-proof:yes'>11.06.35</span></p>
+
{{LetterInfo|Елена Рерих||11.06.35|ПРАМЕБ, 1992||}}<p style="text-align: right; font-weight: bold;">11.06.35</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Отвечаю на вопрос о духе и
+
<p>Отвечаю на вопрос о духе и
душе. Вопрос этот вследствие <i>неполных </i>объяснений является сложным и
душе. Вопрос этот вследствие <i>неполных </i>объяснений является сложным и
запутанным в окк. литературе. Также и в разных восточных Учениях число
запутанным в окк. литературе. Также и в разных восточных Учениях число
Строка 30: Строка 30:
субъективная, форма ментальных и физических желаний и мыслей]. <i>Это есть
субъективная, форма ментальных и физических желаний и мыслей]. <i>Это есть
мыслитель в действии, </i>в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образует высшее
мыслитель в действии, </i>в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образует высшее
-
тонкое тело<ref><span style='mso-no-proof:yes'> Астральное тело (в
+
тонкое тело<ref> Астральное тело (в
-
отличие от эфирного двойника, часто называемого низшим Астралом).</span></ref>, или <i>духовную душу </i>духовного,
+
отличие от эфирного двойника, часто называемого низшим Астралом).</ref>, или <i>духовную душу </i>духовного,
развитого человека. Так Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим высший
развитого человека. Так Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим высший
Манас с Кама-Рупа – соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются
Манас с Кама-Рупа – соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются
Строка 43: Строка 43:
в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии,
в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии,
трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее высшем
трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее высшем
-
качестве высокой психической энергии.</span></p>
+
качестве высокой психической энергии.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На Востоке способ сообщения
+
<p>На Востоке способ сообщения
между низшим и высшим Манасом называется Антакарана, или мост, или тропа, и по
между низшим и высшим Манасом называется Антакарана, или мост, или тропа, и по
этой тропе низшее Ego, в свою очередь, также передает высшему Ego все те
этой тропе низшее Ego, в свою очередь, также передает высшему Ego все те
впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе своей с
впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе своей с
неумирающей нашей сущностью, таким образом, тоже становясь бессмертными, или
неумирающей нашей сущностью, таким образом, тоже становясь бессмертными, или
-
теми накоплениями, которые хранятся в «чаше».</span></p>
+
теми накоплениями, которые хранятся в «чаше».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Таким образом, истинная
+
<p>Таким образом, истинная
индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной
индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной
душе, тогда как низшая душа – в его <i>личности </i>или в сменяющихся земных
душе, тогда как низшая душа – в его <i>личности </i>или в сменяющихся земных
проявлениях; отсюда ясно, что душа есть понятие <i>растущее и подлежащее
проявлениях; отсюда ясно, что душа есть понятие <i>растущее и подлежащее
изменению. </i>В связи с этим пересылаю Вам выдержки из книги «Основы
изменению. </i>В связи с этим пересылаю Вам выдержки из книги «Основы
-
Буддизма», затрагивающие понятие души.</span></p>
+
Буддизма», затрагивающие понятие души.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так личное, или низшее Ego,
+
<p>Так личное, или низшее Ego,
или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как дух, или высшее
или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как дух, или высшее
Ego, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из
Ego, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из
-
седьмого, шестого и пятого принципа.</span></p>
+
седьмого, шестого и пятого принципа.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Конечно, значение личности в
+
<p>Конечно, значение личности в
развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь
развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь
это проявление, в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях, дает нам
это проявление, в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях, дает нам
Строка 73: Строка 73:
устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем
устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем
ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить,
ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить,
-
что-то добавить в чашу накоплений, собирающую нам Амриту.</span></p>
+
что-то добавить в чашу накоплений, собирающую нам Амриту.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Сравнительно не так трудно
+
<p>Сравнительно не так трудно
для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая
для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая
индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с
индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с
Строка 81: Строка 81:
чашей легко понимает сущность вещей. Именно, про них можно сказать, что они
чашей легко понимает сущность вещей. Именно, про них можно сказать, что они
вкушают плоды, тогда как другие пересчитывают их листья, которые сменяются
вкушают плоды, тогда как другие пересчитывают их листья, которые сменяются
-
каждою осенью.</span></p>
+
каждою осенью.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Человек приносит с собою в
+
<p>Человек приносит с собою в
новое воплощение те накопления, которые можно определить в нем как характер или
новое воплощение те накопления, которые можно определить в нем как характер или
наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто
наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто
Строка 101: Строка 101:
снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства
снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства
заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего
заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего
-
паспорта.</span></p>
+
паспорта.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Да, конечно, закон кармы очень
+
<p>Да, конечно, закон кармы очень
сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия.
сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия.
Ведь, в сущности говоря, ничего кроме кармы не существует. Все Бытие есть лишь
Ведь, в сущности говоря, ничего кроме кармы не существует. Все Бытие есть лишь
Строка 111: Строка 111:
одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии,
одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии,
входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой
входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой
-
планеты.</span></p>
+
планеты.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Привожу выдержки из «Основ
+
<p>Привожу выдержки из «Основ
Буддизма»: «Идея личного Бога, спасающего человечество, являлась для буддистов
Буддизма»: «Идея личного Бога, спасающего человечество, являлась для буддистов
неприемлемой, несовместимой с законами кармы и с пониманием необходимости
неприемлемой, несовместимой с законами кармы и с пониманием необходимости
-
совершенно личных усилий для своего освобождения».</span></p>
+
совершенно личных усилий для своего освобождения».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Если существует Бог, какую
+
<p>«Если существует Бог, какую
надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки,
надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки,
совершенные тобою, есть поступки этого высшего существа... Если Бог делает и
совершенные тобою, есть поступки этого высшего существа... Если Бог делает и
Строка 125: Строка 125:
есть творение Бога. Мощь Бога должна быть основана на законе или же быть
есть творение Бога. Мощь Бога должна быть основана на законе или же быть
подчинена другой причине. В первом случае она является следствием закона, во
подчинена другой причине. В первом случае она является следствием закона, во
-
втором мы должны назвать ее рабством, а не владычеством».</span></p>
+
втором мы должны назвать ее рабством, а не владычеством».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Если вечно изменяющееся
+
<p>Если вечно изменяющееся
существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и
существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и
вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или
вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или
-
даже возможности вводить в нее существо неизменяемое и вечное.</span></p>
+
даже возможности вводить в нее существо неизменяемое и вечное.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Две доктрины, особенно
+
<p>Две доктрины, особенно
осуждавшиеся Буддою: 1) Утверждение вечной, неизменной души. 2) Уничтожение
осуждавшиеся Буддою: 1) Утверждение вечной, неизменной души. 2) Уничтожение
души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного
души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного
зарождения, устанавливающего, что все дхармы, в одно и то же время, являются
зарождения, устанавливающего, что все дхармы, в одно и то же время, являются
-
причинами и последствиями.</span></p>
+
причинами и последствиями.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Будда отрицал существование
+
<p>Будда отрицал существование
неизменной души в человеке и во всем, ибо в человеке и во всей вселенной он
неизменной души в человеке и во всем, ибо в человеке и во всей вселенной он
-
видел лишь непостоянство и преходящее.</span></p>
+
видел лишь непостоянство и преходящее.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Тезис – беспрерывность потока
+
<p>Тезис – беспрерывность потока
феноменов – и формула – причинность зарождения – исключают существование
феноменов – и формула – причинность зарождения – исключают существование
-
вечной, неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.</span></p>
+
вечной, неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Понятие, связанное со словом
+
<p>Понятие, связанное со словом
«душа», совершенно неприемлемо для буддиста, ибо представление, что человек
«душа», совершенно неприемлемо для буддиста, ибо представление, что человек
может быть сущностью, отделенной от всех других сущностей и бытия всей
может быть сущностью, отделенной от всех других сущностей и бытия всей
Строка 152: Строка 152:
мире никто не независим. Все, что существует, зависит от причин и условий». –
мире никто не независим. Все, что существует, зависит от причин и условий». –
«Всякая вещь находится в зависимости от другой, и вещь, от которой она зависит,
«Всякая вещь находится в зависимости от другой, и вещь, от которой она зависит,
-
в свою очередь не независима» (Бодхичарьяватара, 26–31).</span></p>
+
в свою очередь не независима» (Бодхичарьяватара, 26–31).</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Будда постоянно учил, что
+
<p>Будда постоянно учил, что
самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет
самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет
самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – все лишь неразрывные
самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – все лишь неразрывные
корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать – мое то или другое,
корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать – мое то или другое,
-
и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.</span></p>
+
и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Если понятие постоянной и
+
<p>Если понятие постоянной и
самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в
самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в
человеке, что дает ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет
человеке, что дает ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет
– тришна, или неудовлетворенное желание бытия. Существо, породившее причины, за
– тришна, или неудовлетворенное желание бытия. Существо, породившее причины, за
которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение, в
которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение, в
-
соответствии со своей кармой.</span></p>
+
соответствии со своей кармой.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Рождается новое соединение
+
<p>Рождается новое соединение
сканд-элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в
сканд-элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в
данное время как одна личность, и после определенного промежутка времени в виде
данное время как одна личность, и после определенного промежутка времени в виде
Строка 173: Строка 173:
трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм, или элементов,
трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм, или элементов,
иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую
иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую
-
личность.</span></p>
+
личность.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На качество нового соединения
+
<p>На качество нового соединения
сканд-элементов новой личности оказывает большое влияние последнее,
сканд-элементов новой личности оказывает большое влияние последнее,
предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление
предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление
-
освобождающемуся потоку.</span></p>
+
освобождающемуся потоку.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Человек рассматривается в
+
<p>Человек рассматривается в
буддизме как индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями, но
буддизме как индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями, но
-
лишь частично проявленная в каждом новом рождении на земном плане.</span></p>
+
лишь частично проявленная в каждом новом рождении на земном плане.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Индивидуальное существование,
+
<p>Индивидуальное существование,
состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и
состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и
оканчиваются, чтоб снова начать, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или
оканчиваются, чтоб снова начать, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или
Строка 192: Строка 192:
Закона в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от
Закона в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от
золотого зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение ее
золотого зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение ее
-
сердца».</span></p>
+
сердца».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Все эти смены форм или бытия
+
<p>Все эти смены форм или бытия
ведут к одной цели – достижению Нирваны, т. е. полного развития всех
ведут к одной цели – достижению Нирваны, т. е. полного развития всех
возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и
возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и
Строка 204: Строка 204:
результатов или же вести указанную жизнь для достижения освобождения не есть
результатов или же вести указанную жизнь для достижения освобождения не есть
благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и
благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и
-
достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая».</span></p>
+
достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Состояние Нирваны может быть
+
<p>Состояние Нирваны может быть
-
достигнуто человеком в его земной жизни.</span></p>
+
достигнуто человеком в его земной жизни.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Буддизм не делает различия
+
<p>Буддизм не делает различия
между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действию мысли,
между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действию мысли,
-
того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.</span></p>
+
того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Буддизм рассматривает все
+
<p>Буддизм рассматривает все
существующие феномены как единственную реальность, физически и психически эти
существующие феномены как единственную реальность, физически и психически эти
феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы
феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы
соприкасаемся лишь с дхармами, потому что в нас и вне нас существуют лишь
соприкасаемся лишь с дхармами, потому что в нас и вне нас существуют лишь
-
дхармы.</span></p>
+
дхармы.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Слово «дхарма» одно из
+
<p>Слово «дхарма» одно из
наиболее значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии.
наиболее значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии.
Дхарма есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью
Дхарма есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью
Строка 229: Строка 228:
интеллектуальные процессы – прежде всего дхармы. Для нашего сознания дхармы то
интеллектуальные процессы – прежде всего дхармы. Для нашего сознания дхармы то
же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим
же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим
-
воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего».</span></p>
+
воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Само учение Будды принято
+
<p>Само учение Будды принято
-
называть Дхарма, ибо дхарма также обозначает закон.</span></p>
+
называть Дхарма, ибо дхарма также обозначает закон.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Субъективные или объективные
+
<p>Субъективные или объективные
феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо
феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо
все, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются один момент,
все, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются один момент,
чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была
чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была
настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже наименование
настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже наименование
-
«теории моментального разрушения».</span></p>
+
«теории моментального разрушения».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дхармы (трансцендентальные
+
<p>Дхармы (трансцендентальные
носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания
носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания
их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что
их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что
находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не
находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не
-
было составным, условным и было вечно – это Нирвана.</span></p>
+
было составным, условным и было вечно – это Нирвана.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Каждая дхарма является
+
<p>Каждая дхарма является
причиной, ибо каждая дхарма есть энергия [вибрация]. Если эта энергия присуща
причиной, ибо каждая дхарма есть энергия [вибрация]. Если эта энергия присуща
сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как
сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как
непосредственная причина феноменов, внутренне она изменяет породившего ее и
непосредственная причина феноменов, внутренне она изменяет породившего ее и
заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далеком
заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далеком
-
будущем.</span></p>
+
будущем.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Если взять человека, мы
+
<p>Если взять человека, мы
найдем, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти
найдем, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти
групп агрегатов – сканд, которые подразделяются на физические качества: форму –
групп агрегатов – сканд, которые подразделяются на физические качества: форму –
Строка 260: Строка 259:
– вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и двойственны. Самскара суть
– вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и двойственны. Самскара суть
наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими
наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими
-
дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.</span></p>
+
дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Самскара – накопления,
+
<p>«Самскара – накопления,
оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям».
оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям».
Из этого определения Самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как
Из этого определения Самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как
бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд. Сканда вижнана и отчасти
бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд. Сканда вижнана и отчасти
санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной,
санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной,
-
определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.</span></p>
+
определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Ни один элемент из одного
+
<p>Ни один элемент из одного
существования не переходит в другое, но ни один не достигает нового
существования не переходит в другое, но ни один не достигает нового
существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание
существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание
Строка 275: Строка 274:
существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого
существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого
сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано
сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано
-
причинам, заложенным в предыдущем бытии.</span></p>
+
причинам, заложенным в предыдущем бытии.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>От одной жизни к другой нет
+
<p>От одной жизни к другой нет
-
передачи, но как бы отсвет, солидарность.</span></p>
+
передачи, но как бы отсвет, солидарность.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Человек посеявший не тот
+
<p>«Человек посеявший не тот
-
самый, который жнет, но он и не другой».</span></p>
+
самый, который жнет, но он и не другой».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Содержание сознания состоит
+
<p>Содержание сознания состоит
из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента
из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента
или органа чувств, ибо с момента, как вещь подумана, она уже существует.
или органа чувств, ибо с момента, как вещь подумана, она уже существует.
Строка 294: Строка 293:
причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое
причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое
последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя,
последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя,
-
которое оплодотворится в будущем сочетании.</span></p>
+
которое оплодотворится в будущем сочетании.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Человек есть комплекс
+
<p>Человек есть комплекс
сочетаний, и в то же время он – звено. Он – комплекс, ибо в каждый момент он
сочетаний, и в то же время он – звено. Он – комплекс, ибо в каждый момент он
содержит большое число сканд; он представляет собой звено, ибо между двумя
содержит большое число сканд; он представляет собой звено, ибо между двумя
последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не
последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не
было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы солидарности,
было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы солидарности,
-
не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу».</span></p>
+
не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Поясним еще примером.
+
<p>Поясним еще примером.
Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и
Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и
тогда как человек А. в сорок лет совершенно тождественен с восемнадцатилетним
тогда как человек А. в сорок лет совершенно тождественен с восемнадцатилетним
Строка 312: Строка 311:
индивидуальностью, но в измененной форме, в новом соединении сканд-элементов,
индивидуальностью, но в измененной форме, в новом соединении сканд-элементов,
справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих
справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих
-
существованиях.</span></p>
+
существованиях.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Сознание и его вечно
+
<p>Сознание и его вечно
изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного я, которое оставалось бы
изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного я, которое оставалось бы
неизмененным». «Нужно, чтоб эмбрион умер для того, чтобы родился ребенок, нужна
неизмененным». «Нужно, чтоб эмбрион умер для того, чтобы родился ребенок, нужна
смерть ребенка, чтобы родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу»
смерть ребенка, чтобы родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу»
-
(Шикшасамуччая, стр. 358).</span></p>
+
(Шикшасамуччая, стр. 358).</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Принято эволюцию
+
<p>Принято эволюцию
человеческого существа сравнивать с ожерельем – каждая буса которого одно из
человеческого существа сравнивать с ожерельем – каждая буса которого одно из
физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту как сложную
физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту как сложную
настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется
настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется
-
новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.</span></p>
+
новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Каждое новое проявление
+
<p>Каждое новое проявление
ограничивается физическими элементами – сканда-рупа. Энергия, стремящаяся
ограничивается физическими элементами – сканда-рупа. Энергия, стремящаяся
создать новое существо и направляемая кармой, называется «Тришна» – стимул,
создать новое существо и направляемая кармой, называется «Тришна» – стимул,
-
жажда бытия.</span></p>
+
жажда бытия.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Современные научные данные
+
<p>Современные научные данные
поддерживают теорию кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что
поддерживают теорию кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что
каждое поколение людей является наследником отличительных особенностей
каждое поколение людей является наследником отличительных особенностей
-
предыдущих поколений и не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.</span></p>
+
предыдущих поколений и не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Психология находит себе
+
<p>Психология находит себе
полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял
полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял
мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая
мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая
мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в
мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в
-
буддизме тесно связываются с физиологией.</span></p>
+
буддизме тесно связываются с физиологией.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Философию буддизма можно
+
<p>«Философию буддизма можно
назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании
назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании
определенного индивидуального потока». Индивидуальный поток слагается и
определенного индивидуального потока». Индивидуальный поток слагается и
Строка 355: Строка 353:
несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но
несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но
владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему,
владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему,
-
безграничен в своих возможностях.</span></p>
+
безграничен в своих возможностях.</p>
-
<p class=MsoNormal></p>
+
<p></p>

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Дата : 11.06.35
  • Издание: ПРАМЕБ, 1992

11.06.35

Отвечаю на вопрос о духе и душе. Вопрос этот вследствие неполных объяснений является сложным и запутанным в окк. литературе. Также и в разных восточных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения, по существу, являются лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющейся на разных планах и через разные нервные центры или проводники. Так во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В восточных Учениях эти три основных начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятиричным, шестиричным и семиричным подразделением; последнее подразделение было принято Махатмами в «Тайной Доктрине». Так высший, или основной, синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи [часто называемый духовной душой, в отличие от человеческой-животной души], образуя, таким образом, монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Ego. Далее следует пятый принцип Манас – самоосознание, или мыслитель [высший разум], и эти три принципа составляют высшую триаду, или уже сознательное бессмертное Ego человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или, как говорят восточники, его низшее Ego. Так в Учении именно это высшее Ego, эта триада часто обозначается как зерно духа, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвертом принципе. Так человеческая душа должна включать четвертый принцип, называемый Кама, через который проявляется ЖЕЛАНИЕ в двух аспектах, как Кама-Манас [или низший ум, интеллект, или, в буквальном переводе, ум желаний] и Кама-Рупа [форма субъективная, форма ментальных и физических желаний и мыслей]. Это есть мыслитель в действии, в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образует высшее тонкое тело[1], или духовную душу духовного, развитого человека. Так Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим высший Манас с Кама-Рупа – соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом, или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом, Кама-Манасом, состоялся, то есть, когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию. Так для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырех планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно, именно, в физическом теле соединить 4, 5 и 7 принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее высшем качестве высокой психической энергии.

На Востоке способ сообщения между низшим и высшим Манасом называется Антакарана, или мост, или тропа, и по этой тропе низшее Ego, в свою очередь, также передает высшему Ego все те впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе своей с неумирающей нашей сущностью, таким образом, тоже становясь бессмертными, или теми накоплениями, которые хранятся в «чаше».

Таким образом, истинная индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как низшая душа – в его личности или в сменяющихся земных проявлениях; отсюда ясно, что душа есть понятие растущее и подлежащее изменению. В связи с этим пересылаю Вам выдержки из книги «Основы Буддизма», затрагивающие понятие души.

Так личное, или низшее Ego, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как дух, или высшее Ego, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципа.

Конечно, значение личности в развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь это проявление, в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях, дает нам возможность развить и утончить и сгармонизировать все наши энергии или принципы через деятельность наших нервных центров. Так, четвертый принцип играет огромную роль, ибо в нем заложено желание, этот стимул к жизни, который, проходя успешно через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить, что-то добавить в чашу накоплений, собирающую нам Амриту.

Сравнительно не так трудно для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с малым багажом можно часто встретить среди узких специалистов. Дух с накопленной чашей легко понимает сущность вещей. Именно, про них можно сказать, что они вкушают плоды, тогда как другие пересчитывают их листья, которые сменяются каждою осенью.

Человек приносит с собою в новое воплощение те накопления, которые можно определить в нем как характер или наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим следствием. Случается, что дух с большими накоплениями, в силу кармы, даже не так личной, как групповой или даже целого народа, попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное им, не отвечает размаху его духа, и тогда такое несоответствие выражается иногда в идиосинкразиях, которые ввергают окружающих в недоумение. Даже в детях можно замечать иногда странные явления, например беспричинный крик или плач, все это можно объяснить несоответствием духа с полученной оболочкой. Ведь оболочка человека творится коллективными усилиями человечества, и, конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как трудно высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот почему так важно всячески подымать общий уровень человечества, чтобы дать возможность высоким духам проявить себя в возможно полной мере. Конечно, это обстоятельство и делает таким трудным распознавание истинной ценности человека. Вот почему так нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего паспорта.

Да, конечно, закон кармы очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия. Ведь, в сущности говоря, ничего кроме кармы не существует. Все Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние в свою очередь становятся причинами последующих следствий и так ad infinitum. Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить ее в других мирах. Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты.

Привожу выдержки из «Основ Буддизма»: «Идея личного Бога, спасающего человечество, являлась для буддистов неприемлемой, несовместимой с законами кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего освобождения».

«Если существует Бог, какую надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки, совершенные тобою, есть поступки этого высшего существа... Если Бог делает и все то, что худо, какую заслугу видишь в нем для твоего почитания? Если, ненавидя зло, Он неспособен выявлять зло, то нелепо говорить, что все сущее есть творение Бога. Мощь Бога должна быть основана на законе или же быть подчинена другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы должны назвать ее рабством, а не владычеством».

Если вечно изменяющееся существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или даже возможности вводить в нее существо неизменяемое и вечное.

Две доктрины, особенно осуждавшиеся Буддою: 1) Утверждение вечной, неизменной души. 2) Уничтожение души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного зарождения, устанавливающего, что все дхармы, в одно и то же время, являются причинами и последствиями.

Будда отрицал существование неизменной души в человеке и во всем, ибо в человеке и во всей вселенной он видел лишь непостоянство и преходящее.

Тезис – беспрерывность потока феноменов – и формула – причинность зарождения – исключают существование вечной, неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.

Понятие, связанное со словом «душа», совершенно неприемлемо для буддиста, ибо представление, что человек может быть сущностью, отделенной от всех других сущностей и бытия всей вселенной, не может быть доказано ни логикой, ни поддержано наукой. «В этом мире никто не независим. Все, что существует, зависит от причин и условий». – «Всякая вещь находится в зависимости от другой, и вещь, от которой она зависит, в свою очередь не независима» (Бодхичарьяватара, 26–31).

Будда постоянно учил, что самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – все лишь неразрывные корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать – мое то или другое, и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.

Если понятие постоянной и самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в человеке, что дает ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет – тришна, или неудовлетворенное желание бытия. Существо, породившее причины, за которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение, в соответствии со своей кармой.

Рождается новое соединение сканд-элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность, и после определенного промежутка времени в виде другой, третьей, четвертой и т. д. в бесконечность. Происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм, или элементов, иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.

На качество нового соединения сканд-элементов новой личности оказывает большое влияние последнее, предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление освобождающемуся потоку.

Человек рассматривается в буддизме как индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями, но лишь частично проявленная в каждом новом рождении на земном плане.

Индивидуальное существование, состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтоб снова начать, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или годом с 12-ю месяцами, неизменно повторяющимися. Самая цепь 12-ти Нидан становится уже не цепью, но колесом жизни с 12-тью спицами. Колесо жизни, колесо Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. «Колесо благого Закона в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение ее сердца».

Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели – достижению Нирваны, т. е. полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо, в противном случае, это было бы абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осужден на разочарование, как сказано: «Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея ни малейшего представления об истинной ее сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести указанную жизнь для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая».

Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его земной жизни.

__________

Буддизм не делает различия между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действию мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.

Буддизм рассматривает все существующие феномены как единственную реальность, физически и психически эти феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы соприкасаемся лишь с дхармами, потому что в нас и вне нас существуют лишь дхармы.

Слово «дхарма» одно из наиболее значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии. Дхарма есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью определенного выявления. Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы – прежде всего дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего».

Само учение Будды принято называть Дхарма, ибо дхарма также обозначает закон.

Субъективные или объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо все, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются один момент, чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже наименование «теории моментального разрушения».

Дхармы (трансцендентальные носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечно – это Нирвана.

Каждая дхарма является причиной, ибо каждая дхарма есть энергия [вибрация]. Если эта энергия присуща сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как непосредственная причина феноменов, внутренне она изменяет породившего ее и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далеком будущем.

Если взять человека, мы найдем, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти групп агрегатов – сканд, которые подразделяются на физические качества: форму – рупа; чувствования – ведана; представления – санжна; силы – самскара; сознание – вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и двойственны. Самскара суть наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.

«Самскара – накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям». Из этого определения Самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд. Сканда вижнана и отчасти санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной, определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.

Ни один элемент из одного существования не переходит в другое, но ни один не достигает нового существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание перестает существовать – это смерть. Когда сознание возвращается к существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано причинам, заложенным в предыдущем бытии.

От одной жизни к другой нет передачи, но как бы отсвет, солидарность.

«Человек посеявший не тот самый, который жнет, но он и не другой».

Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента или органа чувств, ибо с момента, как вещь подумана, она уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. Каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне закона. Вовлеченные в вечный прилив и отлив, агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании.

Человек есть комплекс сочетаний, и в то же время он – звено. Он – комплекс, ибо в каждый момент он содержит большое число сканд; он представляет собой звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу».

Поясним еще примером. Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и тогда как человек А. в сорок лет совершенно тождественен с восемнадцатилетним юношей А., все же, благодаря постоянному разрушению и восстановлению его тела и изменениям в уме и характере, он другое существо. Человек в старости является точным следствием мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни. Подобным образом, новое человеческое существо, будучи предыдущей индивидуальностью, но в измененной форме, в новом соединении сканд-элементов, справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих существованиях.

Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного я, которое оставалось бы неизмененным». «Нужно, чтоб эмбрион умер для того, чтобы родился ребенок, нужна смерть ребенка, чтобы родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу» (Шикшасамуччая, стр. 358).

Принято эволюцию человеческого существа сравнивать с ожерельем – каждая буса которого одно из физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.

Каждое новое проявление ограничивается физическими элементами – сканда-рупа. Энергия, стремящаяся создать новое существо и направляемая кармой, называется «Тришна» – стимул, жажда бытия.

__________

Современные научные данные поддерживают теорию кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение людей является наследником отличительных особенностей предыдущих поколений и не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.

Психология находит себе полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в буддизме тесно связываются с физиологией.

«Философию буддизма можно назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании определенного индивидуального потока». Индивидуальный поток слагается и питается бесчисленными проявлениями человека на земле, в других планах и других мирах. Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растет возможностями, видоизменяется, оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность, истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного «Я», сложенного бесчисленными сочетаниями проявлений. Человек в буддизме – не несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях.


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно