11.08.1934 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : А.И.Клизовскому
  • Дата : 11.08.1934
  • Издание: МЦР, 2000

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

11 августа 1934 г.
«Урусвати»

Дорогой Друг, Ваше письмо от 5.VII получила и спешу отослать Вам последнюю главу Вашего труда с одним возражением.

Не согласна с Вами, что «заслуга Инквизиции заключалась в том, что, сжегши на кострах около десяти миллионов ведьм и колдунов, она удержала многие миллионы от повального увлечения черной магией, от ночных оргий в честь сатаны и т.д. ...». Именно наоборот. Инквизиция, насильственно прекращая жизнь миллионов своих жертв, порождала страшное бедствие одержания. Ибо из Учения мы знаем, что именно духи, ввергнутые в Тонкий Мир до истечения нормального срока своей жизни и еще полные не истощившегося запаса силы магнитного притяжения, привязывающей их к Земле, часто, не будучи в состоянии воспринять токов высшего напряжения в силу низкого развития сознания, жаждут прикоснуться через все доступные им провода к этой жизненной земной мощи. И злоба и месть притягивали эти жертвы к их палачам, и путем одержания понуждали их совершать еще большие преступления и даже кончать самоубийством, чтобы впитать и насладиться эманациями крови, которые давали им, хотя и на короткий срок, иллюзию жизни.

Нет, Инквизиция – самое страшное несмываемое пятно на златотканых одеждах Христианской Церкви. Ведь Инквизиция была установлена, конечно, не для преследования жалких ведьм, большей частью – медиумов, но для уничтожения всех инакомыслящих, всех личных врагов представителей Церкви, стоявших у кормила власти, для утверждения своего могущества. И среди этих врагов прежде всего насчитывались все просвещенные люди, все служители Общего Блага и истинные последователи Христа. Легче всего было уничтожить врага, заклеймив его сношением с Дьяволом. Ведь эту дьявольскую психологию «блюстители чистоты» Учения Христа всеми способами старались вкоренить в сознание темных масс, потому и все видения монахов того времени носили на себе печать Сатаны, были полны образами дьявольскими и всякого рода искушениями.

Преследование жалких ведьм и колдунов, или медиумов и одержимых, явилось лишь густой ширмой, чтобы беспрепятственно властвовать над несчастным запуганным населением, истребляя и грабя всех стремившихся внести просвет в страшную тьму средневековья, всех слишком самостоятельных, всех осмелившихся говорить об Общем Благе и противившихся этому Царству Дьявола в образе представителей Церкви и Инквизиции. Учреждение Инквизиции было страшной карикатурой на Суд Божий, внушенной Князем Мира сего для растления и подрыва веры на все времена в чистоту, благость и справедливость Церкви. Именно стоит вспомнить о временах Инквизиции и всю историю Папства и Церкви вообще и Церковных Соборов, чтобы всякое уважение к Церкви и ее догмам испарилось, оставив лишь возмущение и ужас перед непревзойденными преступлениями чудовищного своекорыстия, властолюбия, алчности и невежества, совершавшимися якобы во Имя Того, Кто восставал против всякого насилия и завещал любить ближнего, как самого себя!

Вспомним все те великие имена, которые пострадали от Инквизиции или должны были скрывать свои светлые знания под печатью юродства или под сложнейшими символами, ключ к которым, к великому ущербу человечества, почти что утерян.

Вспомним все те горы уничтоженных величайших Трудов, полных Света и Блага, невозвратимая утрата которых справедливо оплакивалась и рассматривалась лучшими умами всех эпох как величайшее бедствие!

Принято возмущаться пожаром Александрийской Библиотеки, но те же лицемеры будут замалчивать многовековые зарева кострищ Инквизиции, сжигавшие перлы человеческого гения!

Долог список преступлений, совершенных против блага человечества, долог лист мучеников Знания и Света, но такие светлые имена, как Джордано Бруно, Галилей, Иоганн Гус и Иоанна Д'Арк, навсегда останутся в памяти человечества, как огненные свидетели Царства Дьявола в века Инквизиции!

Назидательно читать жития святых Католической Церкви, написанные самими священнослужителями. История религий – одна из самых кровавых страниц в истории человечества. Также советую очень перечесть «Великого Инквизитора» Достоевского!

Очень хорошо делаете, остерегая против увлечения спиритизмом. Должна добавить, что все магические приемы, ритуалы и действия всегда были в большом почете и пользовании именно среди представителей Инквизиции, так же как пользуются ими сейчас их наследники и преемники, особенно в западных странах. Вспомним знаменитые «Гримуары»[1] Папы Гонория и др. Много черных лож раскинуто сейчас по всему Миру, и может ли быть иначе, когда мы переживаем, находимся в самом центре Великой Битвы, предуказанной всеми древнейшими пророчествами в Писаниях всех народов, и приближаемся к конечному столкновению Воинств Светлых Сил под Водительством Архангела Михаила с Князем Мира сего, ко дню Великого Суда Божьего, когда вся армия Гога (то есть антихриста, или безбожников) должна быть истреблена. И конечно, все исчадие Ада воплотилось сейчас на поверхности Земли. Но непреложен закон Света, и тьма будет побеждена.

Вы правильно называете спиритизм и все занятия магией духовным развратом, ибо спиритизм есть насилие, есть открывание дверей темным сущностям из низших слоев Тонкого Мира и, конечно, так же как и магия, не может входить в эволюцию.

Интересно отметить, что многие читающие теософскую литературу и книги Учения прежде всего набрасываются на все, что так или иначе затрагивает область психизма, указывает на возможность приобретения разных психических явлений. Но почти никто не задумывается, что есть истинное духовное развитие. Как пробудить в себе то чувствознание, которое одно лишь может дать достижение истинных духовных прозрений.

Теперь о Вашем недоумении относительно ученичества. Вы пишете: «В связи с Вашим пояснением, что в словах Учения: «Имейте каждый Учителя на Земле» под Учителем не нужно понимать обязательно Небожителя, но земного учителя, для меня неясно наше положение. Мы все надеемся, конечно, достигнуть когда-нибудь высокого положения быть принятыми учениками общего всем нам Учителя, но до принятия нас в ученики нужно ли нам иметь земного Учителя? Иногда я полагаю, что да, но иногда думаю, что нет...»

Мне казалось, что я достаточно ясно изложила это в добавлении к моему письму от 26 мая. (И именно это добавление было особенно одобрено Владыкой.) Ибо ничто так мало не понимается, как Цепь Иерархии. Так, Вы пишете, что Вам «неясно наше (то есть, должно быть, всех членов Общества) положение». Но неужели Вы даже на минуту могли думать, что такие члены, как г-н Алексеев, с такой легкостью принявший нового учителя из Астрального Мира, или г-жа Биссек, несчастная жертва самоутвержденного учителя хатха-йоги, могут или могли когда-нибудь рассматриваться как кандидаты в ученики? Увы, многие думают, что достаточно почитать книги Учения и выразить желание стать учеником Высшего Учителя, чтобы быть уже готовыми к такому принятию. Мало кто задумывается над тем, что сделали они в своей жизни, чтобы заслужить, чтобы быть достойными такой величайшей привилегии? Именно величайшей, и нужно понимать, в чем она заключается. Будем понимать, что много подготовительных ступеней ученичества, ведущих к желанной цели, и все они должны быть пройдены, ни одна не может быть обойдена. Ведь все ныне принятые ученики много веков и тысячелетий самоотверженно трудились на Общее Благо. И все они принимали сердцем великий закон Иерархии.

Вы пишете, что каждый надеется стать принятым учеником, это очень хорошо, но надежду эту нужно трансмутировать в огненное устремление, в пламенную любовь к Учителю и самоотверженному подвигу на Общее Благо. Когда такое устремление утвердится, то приложение Учения на самом себе и в жизни каждого дня станет радостью, и тогда достижение Цели несомненно. Но следует спросить себя и дать ответ со всею искренностью: действительно ли имеется такое огненное устремление и самоотвержение и не сокрыто ли в глубинах нашего существа эгоистическое желание достижения больших знаний прежде всего для своего личного возвеличивания? Если малейшие признаки такого желания налицо, оно явится самым большим препятствием на пути духовного продвижения. Для принятия в ученики прежде всего нужно понимание и принятие и несение Подвига в жизни. Именно над этим понятием несения подвига, как непременным условием, следует очень задуматься. Именно, большинство даже не задаются мыслью, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать принятым в ученики, и какие качества закрывают перед ним эту возможность. Глубоко продуманное уяснение этих качеств чрезвычайно важно. Ведь многие в наивности своей убеждены, что Великие Учителя мучительно ищут себе учеников и готовы принять каждого выразившего желание. Нет, Великие Учителя не ищут учеников, ибо основное Правило гласит, что именно ученик должен искать и найти. Но Великие Учителя действительно ищут каждую возможность пролить Помощь на Общее Благо через разные каналы. Потому мы иногда встречаем прекрасные книжечки, написанные автоматическим путем через психиков, и часто эти психики после написания книжечки иногда больше не слышат об Авторе, давшем им эту жемчужину, даже не знают настоящего Имени Его, так же как не проходят они определенной дисциплины, которой подлежат принятые ученики. Главным непреложным признаком близости к Учителю будет получение непрестанно даваемого Океана Учения, при полном знании Источника, получение Указов, знание будущего и сроков и, конечно, самый характер и образ жизни ученика.

Вам, пишущему о карме, следует в связи с вопросом ученичества всесторонне задуматься над законами кармы. Не может человек, отягощенный кармой, стать признанным учеником. Лишь те, карма которых на изжитии, могут быть приняты в ближайшие ученики. Ведь мало кто отдает себе отчет или даже может понять, какую страшную тяготу возлагает на себя Учитель принятием ученика! Потому Великие Учителя, стоящие на Дозоре Мира, направляющие мировые процессы для удержания равновесия и ведущие величайшие Космические Битвы, могут приближать лишь тех, в ком Они уже не сомневаются; кто прошли и очистились через многие огненные испытания и в этой жизни снова доказали свою самоотверженность и готовность и преданность не в условиях благополучия, но на краю пропасти. Отсюда то ничтожное число принятых учеников.

Вы спросите: но в чем же состоит тягота Учителя? Скажу – она ужасна, и весь размер этого напряжения, не зная оккультных законов, невозможно даже представить себе! Приняв ученика, Учитель устанавливает с ним незримую, но действенную связь, принимает его в Свое Сознание, то есть с этого момента Учитель знает в любую минуту, что происходит с учеником, знает каждую его хотя бы мимолетную мысль и чувствование и направляет его соответственно. Потому можно понять, как тяжелы, как нестерпимы должны быть для высокого Сознания Учителя дисгармонические вибрации сознания ученика, как недопустимы неизжитые вожделения его при такой тесной оккультной связи с Учителем. Каждая дисгармоническая вибрация обрывает ток связи и при повторности может совершенно прекратить ее. Но каждое обрывание нити оккультно обоюдно очень болезненно и несет свои последствия. Но это только часть тяготы, о другой сейчас говорить не приходится. Вот почему принятие в ученики производится с величайшей бережностью и есть величайшая привилегия. И для ученика с момента принятия начинается совершенно новая и тоже нелегкая, в силу страшного напряжения внутреннего и внешнего, жизнь. Пробуждаются не только все спящие энергии его (они пробуждаются и на подготовительном пути), но наступает ускоренное развитие и трансмутация их. На него направляется целая батарея незримых, но мощных лучей, которые по мере роста устремления и расширения сознания ученика и утончения всего организма его становятся все более и более ощутимыми, и все они направлены к единой цели, именно к трансмутации внутреннего человека и к утончению и разъединению его трех тел для самостоятельной деятельности на соответствующих планах. Велико напряжение ученика, и, конечно, физические силы его временно слабеют и он должен придерживаться известного режима, не выходя из жизни. Конечно, все эти лучи могут быть восприняты лишь при высшем устремлении ученика. Во всем нужна взаимность, соответствие или согласованность.

Эту согласованность Великие Учителя находят прежде всего в так называемых сужденных учениках. Так мы называем тех, кто были учениками или же были связаны нитями преданности и любви в своих предыдущих жизнях с Высокими Духами. Такой ученик в этом настоящем своем воплощении уже с самого рождения находится под высшим наблюдением Учителя, и самые условия рождения его определяются Учителем, и нужные способности его выявляются в соответствии с назначенной ему миссией. Такой ученик несет полную чашу и от ранних лет уже знает Учителя, знает Облик Его, потому такие духи не могут уже отклониться, и события жизни их, как неудержимый поток, несут их к назначенным берегам. Потому благословим нашу карму, если она в прошлых жизнях наших связала нас нитями преданности и любви хотя бы с Одним из Высоких Духов или с ближайшими учениками Их, ибо такая карма есть кратчайший путь к намеченной Цели. Вот почему так священна Иерархическая Цепь.

В утешение и для придачи бодрости скажу, что хотя долог путь подготовительного ученичества и много препятствий приходится одолевать и много испытаний лежат на пути, но каждое одоление несет свою радость, и приближение, и свое откровение. Также следует иметь в виду, что испытания эти не есть нечто удуманное или подстроенное, но на самом деле испытание ученика заключается в том внутреннем отношении его и находчивости, которые будут проявлены им при всех встречаемых затруднениях и обстоятельствах жизни. В теософской литературе обычно упоминается семь лет, как период испытания. Но этот период может быть уменьшен или продлен до бесконечности. Все зависит от кармы ученика и от его внутреннего развития.

Также очень часто лица, имеющие психические явления, считают себя особо продвинувшимися на пути. Нет большего заблуждения. Ибо психизм и истинное духовное развитие идут обратно пропорционально. Сильное проявление психизма задерживает рост духовного развития. Именно все похваляющиеся психическими проявлениями должны быть очень осторожны, ибо, как сказано в Учении: «Психизм не есть духовное развитие. И ученик Света, служитель Иерархии не имеет психизма, его духовное развитие совершается на высших планах, недоступных психизму, и он идет, водимый побуждениями чувствознания. Слабые духовно психисты являются нередко лакомым блюдом для сатанистов»[1].

Теперь Вы спрашиваете: до принятия в ближайшие ученики нужно ли иметь земного Учителя? Отвечу: но ведь и Вы учреждаете особые группы и устанавливаете руководителей. Почему поступаете Вы так? Не для лучшего ли усвоения Учения и, следовательно, дальнейшего продвижения? И как назовете Вы этих руководителей? Не будут ли они именно такими земными Учителями? И не были ли в свое время Сами Великие Владыки именно земными Учителями? И не также ли люди восставали тогда против признания Их? Теперь же все Они возведены в Божественных Аватаров теми же самыми противниками.

Не приходила ли Вам мысль, почему среди Великой Общины, среди членов ее, мы встречаем, за редчайшими исключениями, только восточников по национальности, как в предыдущих своих жизнях, так и в настоящих воплощениях? Нет ли объяснения этому в самом характере восточных национальностей, заключающем в себе особые для этого качества? Именно так. И первые из этих качеств, тысячелетиями внедряемых в сознание Востока, были именно качества преданности к своему Гуру. Связь ученика с его Гуру считалась и считается посейчас на Востоке самой священной, превыше всех связей кровных. И оккультно оно так и есть, ибо Гуру создает сознание настоящего человека, носителя кармы, и тем самым берет на себя ответственность и как бы часть кармы ученика. Потому как избрание учеников, так и выбор Учителя должны быть произведены с большей вдумчивостью и осторожностью.

Но тех, кто далеки от священного понимания ученичества, не следует насиловать, пусть идут своим путем. Ведь кратчайший путь, путь сердца, мало кому доступен, вернее, мало кем избирается, ибо требует великого качества преданности, этого редчайшего благородства, которое в наш век, отмеченный всякого рода суррогатами, заменено преданностью Золотому Тельцу!

Вы спрашиваете: почему многие светлые начинания не получают должного развития? Отвечу: ибо Иерархическая Цепь была нарушена. Почему не развивается Центр в Калифорнии? Потому что Основатели не получили должного почитания. Закон Иерархии непреложен, ибо он закон Космический. Никто не может перескочить через Звено, установленное Космическим законом. Пусть слепцы временно одурачивают себя, но горько будет пробуждение их. (Так, все стремившиеся обойти и перескочить через Е.П. Блаватскую теперь скромно бродят в Тонком Мире среди теософических групп, тщетно ожидая призыва от Великих Учителей, но сама Е.П. Блаватская в новом молодом физическом теле уже десять лет как присоединилась к Общине Великих Учителей. Благо тем, кто были ей верны, ибо она столько может помочь им! Но число таких меньше меньшего.) Потому будем чтить каждого приносящего нам Свет Учения. Приведу один яркий пример заслуги преданности. В Великой Общине находится Один Великий Брат, бывший известным химиком в XVII столетии. Во время своей земной жизни Он имел слугу, преданного Ему душой и телом, который почти всю свою жизнь провел с Ним, работая при Его лаборатории, и вот этот слуга, несмотря на свое сравнительно малое интеллектуальное развитие, но благодаря глубокой преданности к своему Господину после своей смерти мог быть привлечен в Общину и снабжен уплотненным астралом и сейчас по-прежнему помогает своему Господину и Гуру в Его работах. Именно преданность творит чудеса, она есть первое качество, определяющее духовность. Духовность немыслима без этого качества. После таких определений преданности, может быть, станет яснее, почему так указывается на значение Учителя и Иерархической Цепи. На этом закончу мои пояснения, указав еще раз, что все искренне старающиеся приложить Учение в жизни, конечно, находятся под Лучом Великого Учителя или Его ближайших Доверенных, и только от них самих, от их прошлой кармы зависит срок принятия их в ближайшие ученики. Потому воспрянем духом и светло устремимся к высокой Цели, я скажу: самой высокой и самой великой, ибо, вступив на путь действенного Служения Иерархии Света, мы исполняем назначение Бытия и Веление Космоса.

Теперь перейду к присланной Вами главе. Там, где Вы говорите, что на Высших Мирах нет зла, я добавила бы, что на Высших Мирах нет сознательного, активного проявления зла, но есть Светотень, ибо Светотень есть великое Равновесие Мира.

К сожалению, должна огорчить Вас, но Великий Владыка не дает Разрешения поместить Его Слова в книге в виде предисловия. До сих пор это никогда не делалось.

Вы удачно заканчиваете Ваш Труд защитою Светлого Учения, набросав в кратких чертах несостоятельность и лживость доктрины Штейнера и коснувшись прискорбного заблуждения г-жи Безант. Это очень полезно, ибо нельзя допускать, чтобы ошибки свихнувшихся адептов полагались к порогу Учения Света.

Теперь, когда столь полезный и своевременный труд Ваш закончен, я желаю ему всякого успеха. Надеюсь, что явится возможность издать его. Делайте попытки к этому, стучитесь и не падайте духом при первых неудачах, помощь придет, когда подойдет срок, но, как всегда, должны быть приложены мысли, руки и ноги человеческие.

Надеюсь, что переписка наша на этом не закончится и Вы будете делиться со мною Вашими дальнейшими планами и работами и соображениями по вопросам Учения. Также не откажите сообщить о своей деятельности в Обществе. Также, если у Ф.И. Бунз[1] явятся какие-либо вопросы, я всегда готова ответить по мере возможности.

Еще раз поздравляю Вас с окончанием интересного труда и шлю Вам бодрость и радость для новых достижений.

Всего светлого и радостного.

Высылаю Вам «Символизм» Е.П. Блаватской.

В связи с инцидентом с г-жою Биссек, привожу и Вам строки из писаний Блаватской: «Истинно, то, что называется пранаяма – "смерть дыхания" – всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической весьма часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер, другие стали почти идиотами, и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме».

Сильнее сказать трудно, потому будем остерегаться всяких самоутвержденных йогов и гуру.

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно