11.11.1935 МЕМОРАНДУМ №4 (Рерих Е.И. Письма. Том IV)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 72: Строка 72:
<p>Николай Рерих</p>
<p>Николай Рерих</p>
-
[[Изображение:Museum-Gift-1.jpg|thumb|right|160px|Музей Рериха. MINUTES от 24.07.1929 г.]]
+
[[Изображение:Museum-Gift-1.jpg|thumb|left|160px|Музей Рериха. MINUTES от 24.07.1929 г.]]
 +
[[Изображение:Museum-Gift-2.jpg|thumb|left|160px|Президенту США. 25.03.1924 г.]]
 +
[[Изображение:Museum-Gift-3.jpg|thumb|left|160px|Музей Рериха. Письмо без даты.]]
 +
[[Изображение:Museum-Gift-4.jpg|thumb|left|160px|Музей Рериха. Письмо от 24.07.1929 г.]]
 +
 

Версия 12:21, 13 марта 2015

Информация о письме
  • Дата : 11.11.1935
  • Издание: МЦР, 2002

МЕМОРАНДУМ №4

11 ноября 1935 г.
«Урусвати», Наггар

Восстановив в памяти тысячи документов и писем, невольно приходишь к заключению, что и характерные выписки из всего этого множества материала представят из себя также тысячи цитат и могут, в свою очередь, загромождать основные вопросы. Поэтому прежде всего следует знать: везде ли в порядке находятся копии Журналов и всевозможных других копий и писем за тринадцать лет? На это соображение и хотелось бы получить ответ. Все обстоятельства Учреждений чрезвычайно ясны: г-н Хорш определенно высказывается о том, что финансовая часть находится всецело в его руках. Постановление о пожизненности членов Совета совершенно определенно. Декларация о принадлежности нации содержания Музея остается в полной силе. Ведь эта Декларация основным образом имеет в виду картины Музея. Статус всех картин моих, находящихся в Нью-Йорке, совершенно ясен. Так же ясно, что Учреждение в лице своего Президента приобретало картины для Музея. И потому вся трансакция за картины является не личным, частным делом г-на Хорша, но частью деятельности Учреждений. Наши заботы об экономии и Бондхолдерах совершенно ясны из документов архива. Жизненность начинаний оправдана многими существующими в той же Америке примерами. Вымыслы г-на Хорша о моей экстравагантности опрокидываются не только всем образом моей жизни и содержанием всех моих книг в течение более сорокалетней деятельности, но также опровергаются и всеми моими предложениями, в которых я заботился и о возможной большей гласности ведения дел, а также и о бережном отношении. Словом, на все решительно зложелательные обвинения г-на Хорша и тех двух лиц, за которых он, по его словам, говорит, имеются в тех же многочисленных документах полнейшие ответы. Остается лишь глубоко пожалеть, что действия означенных трех лиц направлены ко вреду всего нашего культурного Учреждения, а тем самым к конечному вреду г. Бондхолдеров. Общеизвестно, что в 1921 году Школа Объединенных Искусств была основана мною, Е.И., М. и З.Лихтман. В процессе основания я с М.Лихтманом посетили Олбани. С тех пор, благодаря Школе и Музею, Учреждение пользовалось частичным освобождением от налогов. Г-н Хорш подошел к Учреждениям уже в 1922 году, и с тех пор финансовая часть находилась в его руках.

Таким образом, основными Учредителями Учреждения были, кроме меня и Е.И., Морис и Зинаида Лихтманы и Франсис Грант. Иначе говоря, именно та группа, против которой злоумышляют Луис и Нетти Хорш и также впоследствии подошедшая Эстер Лихтман. Не упоминаю здесь о С.Ньюбергере, ибо он подошел по моему приглашению уже значительно позднее и, занятый своею службою, вообще не мог уделять время Учреждению. Не будем более возвращаться к вопросу о выражениях взаимной признательности, о чем г-н Хорш так озабочивался в отношении себя. Всякими такими признательностями переполнены и резолюции Заседаний, и многотомная переписка. Все мы работаем и всегда работали не ради словесных и письменных признательностей, но ради культурного дела просвещения. Это обстоятельство я и Е.И., а также Морис и Зина Лихтманы и Франсис Грант могут доказать деятельностью всей нашей жизни. И потому не будем касаться более чем странного вопроса в культурной деятельности о формальных признательностях.

По-прежнему для каждого непредубежденного наблюдателя останется более чем подозрительным неожиданный вольт-фас г-на Хорша и двух его сообщниц, когда в половине текущего года вдруг вся тринадцатилетняя деятельность для каких-то мрачных поползновений была объявлена ими недостойной. При таком обвинении г-н Хорш прежде всего обвиняет себя самого, ибо никакой взрослый и здоровый человек не может сказать, что он тринадцать лет действовал неосновательно и неискренно. Подчеркнув это обстоятельство, закроем и этот вопрос, ибо слишком многочисленные подписи и выражения самого г-на Хорша являются лучшим опровержением его теперешних вымыслов. Хотелось бы знать, у всех ли лиц первоначальной группы основателей находятся в полном порядке документы о пожизненности их членства Совета, о Декларации 29-го года и тому подобные основные акты? Основная группа Учредителей таковой и остается, и это историческое обстоятельство никто не в силах опровергнуть. Тем самым за этой группой остается неотъемлемое право твердо стоять как на защите Учреждений, так и на защите своих прав. Не могу не скорбеть, что действия г-на Хорша и его двух сообщниц заставляют меня оставлять в архивах культурных Учреждений скорбные записи, но история требует фактов и справедливости.

Николай Рерих

Музей Рериха. MINUTES от 24.07.1929 г.
Музей Рериха. MINUTES от 24.07.1929 г.
Президенту США. 25.03.1924 г.
Президенту США. 25.03.1924 г.
Музей Рериха. Письмо без даты.
Музей Рериха. Письмо без даты.
Музей Рериха. Письмо от 24.07.1929 г.
Музей Рериха. Письмо от 24.07.1929 г.


 



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно