11.12.1934 Е.И.Рерих Н.П.Серафининой

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Н.П.Серафининой
  • Дата : 11.12.1934
  • Издание: МЦР, 2000

Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой

11 декабря 1934 г.

Дорогая Надежда Павловна, на днях получила Ваше первое письмо. О Вашей полезной и самоотверженной деятельности я уже слышала от наших общих друзей, потому облик Ваш не совсем чужд мне. Вы пишете о трудности пути, но, конечно, всем носителям Учения Света не может быть легко, потому лишь сильные духи могут принять на себя эту тяжелую, но прекрасную Ношу. Препятствия вырастают на пути по мере нашего продвижения, иногда они кажутся почти непреодолимыми, но непреодолимость эта именно кажущаяся. Точно и мудро следуя указаниям, ученики знают, что они не должны устрашаться никакими чудовищами и пропастями, открывающимися перед ними, ибо если явлены полная преданность и точное выполнение Указов, то Высокая Помощь придет, но приходит она всегда в последний час, когда все способности и усилия наши достигли своего высшего напряжения, когда явлена вся находчивость в применении их. Ибо лишь в величайшем напряжении могут трансмутироваться наши энергии в высшие огни, и преображение это и есть цель всего нашего существования. Потому будем радоваться трудностям, ибо на чем другом испробуем мы силы свои и закалим клинок духа своего? Ведь без этого закала не можем мы стать сотрудниками Великого Братства. Так, мы и ближайшие сотрудники наши привыкли ходить по краю пропасти. Потому, дорогая Надежда Павловна, не зазывайте никого на путь Учения и подходящих предупреждайте, что жизнь их от этого не станет легче. Правда, для сильных духов она украшается всею радугой Высших Радостей, но для этого нужно обладать благороднейшим и редчайшим качеством ПРЕДАННОСТИ. Именно это качество является лучшим свидетельством прежних духовных накоплений, потому оно так редко встречается. Большинство приходит с целью облегчения своего бремени и желанием возложиться. Очень редки стремящиеся к истинному познанию и принесению своих сил на строительство Общего Блага. Потому не огорчайтесь малым числом верных последователей. Если со временем у Вас создастся спаянная группа в семь человек, то это будет большим достижением. Количество никогда и ни в чем не было залогом успеха. Помните Завет – не количество, но качество. Очень настаивайте на необходимости бесповоротного избрания Учителя. Укажите все, что сказано в Учении по этому поводу. Привожу Вам параграф, который, может быть, Вы не имеете: «Утвердиться сердцем на Владыке есть первое условие на пути к Миру Огненному. Невозможно прийти к вратам завещанным без этого огненного условия. Ведь Руководство должно быть осознано духом и сердцем, ибо только принятие Руки Владыки недостаточно без отдачи сердца Владыки. Нужно понять тот закон, который связывает Учителя с учеником, ибо без явления полного примыкания к Владыке не происходит связи. Полное принятие Руководства требует сознательного отношения, ибо нужно понять и почувствовать в сердце тепло, которое исходит из недр духа. Нужно особенно чуять и научиться распознавать то, чем связана сущность Владыки с сущностью ученика. Так, нужно помнить, что вибрация и карма являются звеньями к Миру Огненному»[1]. Очень опасно разбрасываться и гнаться за несколькими Учителями, это ни к чему не приведет. Помните, как сказано в Агни Йоге об этих шатаниях. Об ушедших не печалуйтесь, они все равно рано или поздно ушли бы, а, может быть, даже и предали бы Вас. Уход от Высшего к низшему указывает на полное молчание чувствознания, на полную неготовность духа.

Ввиду того что лишь всесторонне просвещенное сознание может охватить космическую всевмещаемость Учения, идущего от Древнейших Истоков Света, мы всегда советуем сначала образовать культурно-просветительную ячейку, где читались бы лекции на самые разнообразные темы, интересующие членов, и давались бы концерты, выставки и даже по возможности учреждались курсы по всем отраслям знания и искусств. Но, конечно, все это по возможностям, можно начать и в одной комнате и с двумя членами, что даже предпочтительнее, ибо только то начинание прочно, которое развилось из твердого зерна. Из собранных членов мы отбираем лучший материал, с которым и ведутся беседы на темы Живой Этики. Но мы никогда не оповещаем широко Учения и не даем его любопытствующим, ибо больше вреда получится, нежели пользы, если сознание невосприимчиво. Следует избегать всякого миссионерства. Вы спрашиваете диаграмму наших Обществ. Напишу в Америку, чтобы они прислали Вам, и по возможности программы их деятельности в Нью-Йорке. Все эти Общества заняты только культурно-просветительными заданиями, и каждое исключительно в пределах своей национальности. Они все собираются по национальностям. Так, в Америке имеются Общества имени Рериха – Французское, Немецкое, Финское, Южно-Американское, Польское, Китайское, Японское, недавно начат Русский Институт для изучения русской культуры и Общество Преподобного Сергия. Все общества эти объединяются лишь на таких общих культурных выступлениях, как, например, продвижение Знамени Мира. Но Учение Живой Этики в них не преподается. Феликс Денисович занялся этим в Риге, и наши Югославские друзья стараются в этом направлении, но я еще не знаю, насколько последние тверды в своих новых убеждениях, как бы ни случилось у некоторых из них обратного и стремительного бегства под сень Церкви. В Америке лишь с этого года начались несколько отдельных групп, изучающих Живую Этику. Конечно, немало лиц и даже оккультных школ (не связанных с Адиаром), изучающих и разбирающих Учение, но русских читателей и последователей очень, очень мало. Интеллигентность и богоискательство в большинстве случаев оказались миражом. Богоискательство очень быстро приводит нас обратно в ограду узкой церковности, а богоносительство превращается в нетерпимость и ханжество. Да, мы очень бойко умеем все критиковать, все опорочивать и разрушать, но признаков к строительству пока что мало. Нужно искать новых среди детей и даже, может быть, среди младенцев, которые и будут строить Новую Страну.

Теперь к Вашим вопросам. Вас интересует книга Ледбитера. Я уже высказывала мое мнение о ней нашим общим друзьям. Скажу и Вам, что книга эта – образец безвкусия и сознательной лжи г-на Ледбитера. Конечно, в ней есть настоящие жемчужины, так, например, все выдержки из статей и трудов Е.П.Блаватской, из «Ламрина» и описание встречи Рамасвами с Владыкой М., взятое из «Пяти лет Теософии», так же как нельзя говорить против изложения правил для пути ученичества, разве что следует их пополнить и осветить данными из книг Учения. Но все описания сцен Посвящения являют собою бездарный осколок с масонских ритуалов, и, конечно, такой гротеск в действительности не имеет места. Так же как и все описания им Учителей далеки от истины. Он нисколько не стесняется расчленить Один Великий Облик на несколько и расселить их по отдельным Ашрамам, причем все эти Аспекты часто одного Эго в сценах Посвящения говорят между собою и тут же исполняют различные обязанности!!! Забавно, если бы не было так печально, ибо именно подобные измышления отталкивают многих серьезных людей, которые могли бы заинтересоваться Учением. На основании Книг Учения и «Тайной Доктрины» Вы уже можете интуитивно чуять, что Учитель Учителей, Великий Ману нашего человечества, Владыка Мориа, Владыка Шамбалы, или Владыка Мира, и Владыка Майтрейя есть аспекты одного и того же Высочайшего Эго. Также следует знать, что никогда не может быть выдано ни точное географическое местонахождение, ни даже точная видимость не только главной Твердыни, но даже отдельных Ашрамов. Точно так же, как и все имеющиеся портреты Великих Учителей имеют лишь приблизительное сходство или большею частью никакого с истинными Обликами Владык. Г-н Ледбитер был назван Великим Владыкой М. «вреднейшим». Можно ли после этого допустить, чтобы он посещал в своем тонком теле или даже приближался к священным Ашрамам? Могу утверждать это на основании Указаний Самого Владыки М. Именно, все описания Великих Учителей и Владык не соответствуют истине. Забавно читать, как Учитель К.Х. по его описанию погружается в Самадхи, а прохожие тибетцы заглядывают в окно и знают, что Великого Учителя нельзя при этом тревожить!!! Не знаешь, чему больше удивляться – великому невежеству или же сознательной бесчестной лжи! Да, много сознательной и бессознательной лжи в видениях недисциплинированных и нечестных психиков. (Область психизма – такая сложная и такая опасная и таит много сюрпризов для самоявленных адептов типа г-на Ледбитера.) Потому Владыка так против всякого психизма. Ведь психизм и медиумизм есть два антипода духовного развития. Подвижники Великого Служения не имеют психизма, ибо они устремлены духом к Иерархии и сердце их звучит на боль Мира. Великое служение – в развитии чувствознания, Глаза Дангмы, но не в психизме, который есть окно в иллюзии Тонкого Мира. Причем слабые духовно психики являются нередко лакомым блюдом для сатанистов. Также нужно помнить, как в древней Индии факиры или медиумы не допускались в Святая Святых храмов. Также и Иерофанты Египта не принимали в ученики психиков и медиумов и даже избегали слуг-лимфатиков. Духовное достижение – в накоплении и развитии чувствознания. И на этом нужно очень настаивать, ибо вступающие на путь, прочтя несколько вредных книжек к пробуждению и развитию в себе часто спящих медиумистических особенностей, прежде всего устремляются к психизму, принимая это за великое достижение. Но нет большего заблуждения. Истинное достижение есть огненная трансмутация наших центров, которая достигается лишь очищением и расширением сознания. Нужно понять, что медиумизм не имеет ничего общего с открытием центров. Помните, как медиумизм приравнивается к постоялому двору для развоплощенных лжецов. Также и психизм далек от огненной трансмутации центров. Частичное открытие центров не есть огненная трансмутация. Так, медиумизм и низший психизм приравниваются в Учении к капле грязной воды в чаше Огненной Йоги.

Медиумизм есть страшная вещь, ибо это и есть одержание. Потому так опасны все теософические книги, указующие на способы выделения астрала и открытия центров посредством усиленной пранаямы и других механических упражнений. Причем всякое развитие сил путем механических упражнений непрочно и едва продолжается на одну жизнь, тогда как все достигнутое путем духовным никогда не может быть утеряно. Все скрытые силы развиваются в человеке постепенно, по мере овладения им низшими проявлениями его природы в целом ряде прошлых жизней. Потому у некоторых приближающихся к Учению сравнительно скоро начинают появляться указанные в книгах Учения знаки этого развития и без насильственных упражнений, как, например, звезды или искры разной величины, цвета и яркости, причем они имеют определенные значения, как предостерегающие, указующие и успокаивающие; также световые образования и вспышки света в себе или около себя в виде пламени и других образований, также видение цветов и прекрасных пейзажей и т.д. и, наконец, услышание голоса Учителя. Конечно, и тут придется проявить величайшее распознавание, ибо могут вторгаться голоса из Астрального Мира. Но, повторяю, все насильственные упражнения губительны и никогда не приводят к цели. Сами мы избегаем прикасаться к медиумам и психикам и приближаем лишь тех, кто идут путем действенного горения сердца, путем Учения Живой Этики, постепенно расширяя сознание и утончая свои мысли и чувствования на опытах жизни каждого дня. К сожалению, большинство теософских и западных оккультных школ забыло основные Заветы своих Основателей – нести подвиг в жизни каждого дня и действовать на Общее Благо – и предались развитию явлений низшего порядка, именно, увлекались явлениями низшего психизма, являющегося открытой дверью для всякого рода одержания. Потому и главный Центр разваливается и нет светлых истинных вождей среди членов. Так, дорогая Надежда Павловна, Вы будете предупреждать всех подходящих к Вам о механических упражнениях. Сердечное Общение с Иерархией не нуждается ни в тантрах, ни в магии. И сами прекрасно делаете, что противитесь выходу астрала. Ибо какую цену имеет выделение астрала, когда любой грубый и невежественный медиум выделяет его с необычайной легкостью? Нужно сначала очистить и укрепить духовные центры тонкого тела, насытить их огнем через трансмутацию всех наших чувствований или энергий; и разъединение всех трех тел придет в свое время и не на границе сна. Кроме того, Великие Учителя не ценят действия астрала, гораздо важнее проявление ментала. Привожу Вам страничку из неопубликованного Учения: «Укрепление тонкого тела так соответствует каждому возвышенному порыву. Тонкое тело заключает в себе все духовные центры. Сознательное питание их может дать большие возможности. Сущность тонкого тела зависит от этих духовных насыщений. Польза от этих питаний может быть великая для физического тела. Каждый порыв духа укрепляет центры тонкого тела, и, наоборот, каждый центр физического тела, который насыщается низшими энергиями, разрушает огненные центры. Тонкое тело нуждается в этом питании. Постоянная связь между телами может таким образом утвердить сознательный обмен энергиями»[1]. Так, на пути духовного восхождения нужна не погоня за низшими сиддхами, которыми владеют жалкие факиры или медиумы, но именно высокое питание огненных центров. Вопрос этот краеугольный в Учении, и нужно его освещать со всех сторон. Многим корреспондентам моим я привела и сильные строки из «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, не поленюсь переписать их и Вам: «Истинно, то, что называется пранаяма, или "смерть дыхания", всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической весьма часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, по счастью для него самого, губительная деятельность его была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме».

Привожу два параграфа из третьей части «Мира Огненного». «Уже много сказано о психизме, но все-таки недостаточно понят этот бич человечества. Психизм притупляет каждое устремление, и высшее достижение остается недоступным. Сфера деятельности такого человека, поглощенного психизмом, образует вокруг себя заколдованный круг, в котором находят себе место все задерживающие рост духа энергии. Психизм заключает в себе явление самых низких энергий, и огни центров потухают от этих наслоений. С психизмом неизбежно расстройство нервной системы, кроме того, отрыв от жизненных действий закрывает путь к самоусовершенствованию. Творчество притупляется, и утверждается пассивное состояние, делающее человека оружием наплыва разных сил. В силу ослабления воли контроль ослабевает, и этим усиливается притяжение разных низших сущностей. Желающий приблизиться к Миру Огненному должен бороться с этими силами зла»[1]. Почти все психики почитают себя привилегированными существами, постигшими высшие тайны, – это самое страшное самоограничение, ибо в ту минуту, когда мы признаем себя уже постигшими, мы, истинно, умираем для будущего.

Еще один параграф. «Огненные энергии, напрягаемые каким-то одним центром, могут часто являть усиление действия энергии этого центра. Частичное воздействие энергии дает силу центру проявляться частично. Эти напряжения ведут к тем частичным проявлениям, которые так вводят в заблуждение малораспознающее сознание. Правильно указать на те явления, вызываемые напряжением одного центра, ведущие к психизму. Ведь каждое раскрытие, насыщение или раздражение центра дает резкое направление огненной энергии, ибо лишь соответствие между организмом и духовным прозрением дает, как неминуемое следствие, раскрытие центров в высшем напряжении. Частичное нагнетение дает частичное достижение, которое может оказаться очень опасным явлением. На пути к Миру Огненному устремимся познать высшее нагнетение огненной энергии»[1].

Очень мало тех, кто понимают, что высшее достижение не в психизме, не в астральных видениях, но в духовном синтезе, в развитии своих способностей, что достигается добросовестным исполнением своего долга, или, как бы сказали восточники, дхармы. Деятельное и, по мере сил, совершенное исполнение своей земной задачи обусловит истинный прогресс внутреннего человека. Как говорит Кришна в «Бхагавад Гите»: «Человек достигает совершенства, упорно выполняя свою дхарму (долг)».

Нападение черных сил типично, и особенно сильны и опасны они для всех упражняющихся в механическом развитии. Нужна большая сила духа, чтобы противостоять им. Лучшее средство для рассеивания всех этих сущностей – это молниеносное сердечное объединение с Учителем. Одно семикратное произнесение Имени Майтрейи оградит от всяких нападений. Величайшая опасность – в проявлении страха перед ними, ибо страх ослабляет и нарушает заградительную сеть и, таким образом, мы отдаем себя во власть их воздействий. Вообще, страх все разрушает и закрывает перед нами двери всех достижений. Потому среди первых правил заповедано бесстрашие, и, конечно, прежде всего на земном плане.

Что думаю я о Кришнамурти? Скажу – он жертва величайшего заблуждения г-жи Безант и Ледбитера[1]. Великое Пришествие, предуказанное всеми Древнейшими Писаниями и которое, конечно, произойдет не в физическом теле и не в обычных физических условиях, было кощунственно приурочено и применено ими к несчастному мальчику. Перечтите Евангелие от Матфея, глава 24, стих 27–42. Приведу начало: «Итак, если скажут вам: вот Он в пустыне – не выходите; вот Он в потаенных комнатах – не верьте, ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет Пришествие Сына Человеческого...» Уже из этого первого стиха ясно, что Пришествие будет сопровождаться великими катаклизмами, подобно уничтожившим в свое время Лемурию и Атлантиду. Потому так ложна и кощунственна теория г-на Ледбитера и Безант о занятии Великими Учителями готовых тел Их учеников. Истинно, такое одержание противно космическому закону. Также кощунственно и другое утверждение их, а именно, что ученик Иисус, когда пришло время учительства и мученической смерти, предоставил свое тело Высшему Духу, настоящему Христу!! Великий Дух родился, как рождаются все люди, учил и принял мученическую смерть в своем собственном теле. Если бы это не было так, то попран был бы великий закон, на котором зиждется вся эволюция человеческого духа, именно, что все должно быть совершено руками и ногами человеческими. Вот почему г-н Ледбитер назван был вреднейшим. Много извращений и искажений самых основ Учения пришло от г-на Ледбитера и его последователей. Истинно, он был злым гением г-жи Безант и несчастного Кришнамурти. Можно представить себе те нездоровые, противоестественные и нелепые условия, в которых рос Кришнамурти. Можно легко представить себе драму этой души, когда указанное время пришло и несчастный юноша, чувствовавший на себе ответственность за ожидания тысяч восторженных душ, остался при своем теле и даже без всякого внутреннего преображения или просветления!! Не отличаясь по природе большим умом, он, конечно, должен был утратить равновесие, и отсюда ряд самых противоречивых поступков. Сейчас он, по слухам, отказался от олицетворения грядущего Спасителя и Мирового Учителя, но все же пытается создать свое новое учение. И как все, не имеющие большего потенциала, пытается взять оригинальностью и ответить на требование толп. Так, Учение его, построенное на разъединении с Высшей Иерархией, есть антипод Учения Великого Белого Братства. Как индус, он должен был бы знать, что Учитель, который отказывается от Иерархического Начала, от основ прежних Учений, рассматривался всегда, как древо, лишенное корней, и такого Учителя никто в Индии не слушает и не уважает. Вот почему в Индии он и мало проявляется, большинство его поклонников, вернее, поклонниц – из западных стран, где именно так силен дух восстания против всякого авторитета и всякой духовной дисциплины. Отрицая авторитет, отрицая Иерархию, он подделывается под всеразлагающий дух нашего времени, и потому его можно назвать одним из тех лжеучителей и лжепророков, которые восстанут перед истинным Пришествием. Но, повторяю, мне искренно жаль его, ибо по природе он был недурным духом. Он жил и воспитывался в Париже в семье наших знакомых, и я много слышала о той ненормальной атмосфере, которую создали вокруг него его погубители. Великий грех приняли они на себя.

Теперь, о какой новой книге пишете Вы, откуда ожидаете Вы ее? Ибо никаких введений к своим Книгам Владыка М. не дает. «Агни Йога» на русском языке почти что распродана, ибо остаются всего несколько экземпляров, которые я хочу приберечь. Конечно, следовало бы ее выпустить вторым изданием, но сейчас она только что выпущена вторым изданием на английском и первым изданием на французском и латышском языках. Наши соотечественники-эмигранты не очень интересуются вопросами духовными, и потому книги эти туго продаются и, конечно, это не дает нам сейчас возможности печатать так скоро и так много, как мы хотели бы. Гораздо больше спроса на английские издания. Явление духовной темноты в России было причиной дикой революции и сейчас их непрекращающегося самоедства.

Конечно, одержимых можно лечить. Но лечение это сопряжено с опасностью для врачующего, ибо лечение это заключается в изгнании одержателя через внушение. Но если сам врачующий неустойчив, если защитная сеть его непрочна, то одержатель может наброситься на него. Вот почему в древние времена все изгоняющие бесов отличались силою духа и чистотою жизни и здоровья. Малейшая слабость и неустойчивость в мыслях может кончиться плохо для врачующего. Одержание крайне заразительно. Как часто доктора-психиатры заболевают сами этою страшной болезнью. Можно без преувеличения сказать, что сейчас более половины всего человечества заражены в той или иной степени одержанием. Обычно одержимых лучше оставлять в покое и не спорить с ними, и лишь советуя им упорный труд. Одержатели ничто так не любят и не боятся, как усиленного труда. Конечно, все меры хороши в первой стадии одержания. Есть стадия, когда высшие центры настолько парализованы, что ничто не может помочь. Валериан и мускус – чудесные средства, ибо дают равновесие. Уравновешенный человек не может подвергнуться одержанию. Теперь о гомеопатии. Ничего против нее сказать не могу. Но зачем ограничивать себя одной гомеопатией? При длительных затяжных заболеваниях малые дозы предпочтительнее, но в начале заболевания, когда больной еще силен, иногда лучше принимать меры посильнее, которые могут остановить развитие болезни. Поздно гнаться за болезнью, когда сердце уже ослаблено многочисленными, хотя и средними приемами лекарств. Деятельность доктора – одна из самых благородных и, если есть возможность, почему не заняться ею? Хорошо всегда придерживаться самых простых и даже народных средств, не прибегая к ядам, помогающим от одной болезни и развивающим другую, еще худшую. Конечно, как всегда, психическая энергия врача и правильный уход играют первенствующую роль. Ищите славу доктора не в его лекарствах, но в его личном воздействии. Важно всегда установить психическое состояние заболевшего и соответственно успокаивающе воздействовать на него.

Для того чтобы точно ответить на Ваш вопрос, что означает уплотнение Тонкого Мира, мне нужно было бы знать параграф Учения, где это понятие упоминается, так как это может относиться к уплотнению низших и средних слоев Астрального Мира духами, перешедшими с земли, ибо ничтожен процент подымающихся в высшие слои; или же к опыту уплотнения астрального тела. Потому на будущее буду просить Вас всегда указывать мне номер параграфа.

Также необходимо вводить сознание подходящих к Учению к пониманию исключительности переживаемого нами времени, времени Великой Битвы Света и тьмы, предуказанной во всех Древнейших Писаниях. И как необходимо бесповоротно решить – идем ли мы со Светом или с тьмою. «Истинно, планета совершает круг, который приводит все к завершению. Приходит время, когда каждое начало должно выявить весь свой потенциал. Эти круги рассматриваются в истории как падение или расцвет. Но нужно принять эти ритмы именно как торжество Света или тьмы. Настало время, когда планета приближается к такому кругу завершения, и лишь самое насыщенное напряжение потенциала даст победу. Круг завершения пробуждает все энергии, ибо в окончательной битве будут принимать участие все силы Света и тьмы от самого Высшего и до отбросов. Чуткие духи знают, почему проявляется столько Высшего наряду с преступным и косным. В бою перед кругом завершения будут состязания всех пространственных, земных и надземных сил. На пути к Миру Огненному сотрудники должны помнить Веление Космоса»[1].

«Мир переживает те стадии, которыми знаменовались все решительные моменты в истории человечества. Стадии разрушения предшествуют строительству. Творчество, напрягаясь, вызывает к жизни все энергии. Та эпоха, в которой находится человечество, неминуемо выявит все потенциалы сил, ибо эта эпоха есть решающая и поворот в истории наступает. Ведь состояние планеты не является случайным, и каждое напряжение свидетельствует о том потоке, который захватывает все сферы. Если борьба будет неумолима, то и победа будет решительная, ибо все силы и сферы участвуют в этой Космической Битве. На пути к Миру Огненному нужно принять Меч Света для построения Новой Эпохи»[1].

Конечно, в такое время особенно усиляются все нападения тьмы, все преступления, все клеветнические и разъединяющие и прочие разрушительные действия, но зато и возрастают знаки Света. Сам Величайший из Величайших дает непрестанно Свое Учение и ведет доверившихся Ему по линии Света и Радости великой. Пусть сознание это поддерживает на избранном Вами пути Служения Свету.

В заключение еще раз советую Вам, дорогая Надежда Павловна, кроме легкой пранаямы без особого задерживания дыхания и не более пяти минут, не делать никаких механических упражнений. Могу заверить Вас, что наши ближайшие сотрудники не делают даже пятиминутной пранаямы, ибо все так перегружены работою, что у них не остается на это времени, но духовное их развитие возрастает, и при напряжении высших способностей прекрасные проявления становятся естественно доступными. И сама я, прошедшая огненный опыт, никогда никаких упражнений не делала, не занималась даже малой пранаямой. Правда, что особо огненное время я провела на высотах в 16 тысяч футов; но когда приходит время для такой огненной трансмутации, то и обстоятельства слагаются соответственно.

Потому, дорогая Надежда Павловна, отдайте Ваше сердце Величайшему Облику и доверьтесь Его мудрости, стараясь прилагать Учение к жизни каждого дня, и все придет без затрат времени и усилий. Ткань любви есть самая мощная и священная ткань.

Шлю Вам мои лучшие пожелания в Вашей светлой и созидательной работе и всегда рада буду ответить на Ваши вопросы в связи с Учением.

Всего светлого и прекрасного,

Е.И.Рерих.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно