12.02.1935 Е.И.Рерих В.М.Сеплевенко

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=a0>Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко</p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|В.М.Сеплевенко|12.02.1935|МЦР, 2001||}}<p>Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">12 февраля 1935 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">12 февраля 1935 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>...Так, Вы пишете, что в
+
<p>...Так, Вы пишете, что в
«Чаше Востока» Вы нашли полное отрицание Бога не только личного, но и
«Чаше Востока» Вы нашли полное отрицание Бога не только личного, но и
безличного. Это утверждение не совсем справедливо. Ибо нигде, ни в Учении, ни в
безличного. Это утверждение не совсем справедливо. Ибо нигде, ни в Учении, ни в
Строка 47: Строка 47:
Космический, вернее, сам Космос во всей его Видимости и Невидимости. Именно,
Космический, вернее, сам Космос во всей его Видимости и Невидимости. Именно,
«все в нем движется, и дышит, и имеет бытие». Также и в «Агни Йоге» сказано:
«все в нем движется, и дышит, и имеет бытие». Также и в «Агни Йоге» сказано:
-
«Люди не понимают, что означает Бог и Бодхисаттва»<span
+
«Люди не понимают, что означает Бог и Бодхисаттва»<ref> Агни Йога, 2.</ref>.
-
class=MsoFootnoteReference><span style='mso-special-character:footnote'><span
+
-
class=MsoFootnoteReference><span style='font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";
+
-
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
+
-
RU;mso-bidi-language:AR-SA;mso-no-proof:yes'><ref><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'> Агни Йога, 2.<o:p></o:p></span></ref></span></span></span></span>.
+
Истинно, они не понимают, и мы можем сказать словами великого Оригена: «Наш ум
Истинно, они не понимают, и мы можем сказать словами великого Оригена: «Наш ум
своими силами не может постичь самого Бога, но познает Отца всех тварей из
своими силами не может постичь самого Бога, но познает Отца всех тварей из
Строка 59: Строка 54:
вещей, этом Вселенском Законе, истинно справедливом Начале, дающем каждой
вещей, этом Вселенском Законе, истинно справедливом Начале, дающем каждой
искре, исшедшей от Него, все свойства Свои, предоставляя ей следовать свободному
искре, исшедшей от Него, все свойства Свои, предоставляя ей следовать свободному
-
выбору в применении их на строительство или разрушение.</span></p>
+
выбору в применении их на строительство или разрушение.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Не забудем также, что все
+
<p>Не забудем также, что все
древние религии, без исключения, делились на эзотерическую для избранных и на
древние религии, без исключения, делились на эзотерическую для избранных и на
экзотерическую для народа. Именно многое осложнилось в нашей христианской
экзотерическую для народа. Именно многое осложнилось в нашей христианской
религии из-за того, что священнослужители утратили, вернее, отвергли ключ к
религии из-за того, что священнослужители утратили, вернее, отвергли ключ к
пониманию Учения Христа, полного эзотеризма, о чем в Евангелии имеются
пониманию Учения Христа, полного эзотеризма, о чем в Евангелии имеются
-
неоднократные подтверждения в словах самого Христа.</span></p>
+
неоднократные подтверждения в словах самого Христа.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Возвращаясь к термину
+
<p>Возвращаясь к термину
«безличный Бог», должна добавить, что, вкладывая в понятие Бога то понимание,
«безличный Бог», должна добавить, что, вкладывая в понятие Бога то понимание,
которое связано с представлением этого понятия в умах масс, определение такого
которое связано с представлением этого понятия в умах масс, определение такого
Строка 78: Строка 73:
конечным? Потому лишь представление Бога как Божественного, Неизменного,
конечным? Потому лишь представление Бога как Божественного, Неизменного,
Непреложного, Вездесущего и Беспредельного и Непознаваемого Принципа может
Непреложного, Вездесущего и Беспредельного и Непознаваемого Принципа может
-
действительно ответить всем запросам и пояснить многие недоумения.</span></p>
+
действительно ответить всем запросам и пояснить многие недоумения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Задумайтесь, насколько
+
<p>Задумайтесь, насколько
понятие Бога разнится в представлении сознаний, стоящих на разных ступенях
понятие Бога разнится в представлении сознаний, стоящих на разных ступенях
человеческой эволюции. Оно растет и ширится по мере роста сознания, но люди
человеческой эволюции. Оно растет и ширится по мере роста сознания, но люди
Строка 87: Строка 82:
«Бхагавад Гите»: «Я та нить, на которую нанизаны все эти идеи, из которых
«Бхагавад Гите»: «Я та нить, на которую нанизаны все эти идеи, из которых
каждая подобна жемчужине». Истинно, можно сказать: сколько сознаний, столько и
каждая подобна жемчужине». Истинно, можно сказать: сколько сознаний, столько и
-
представлений о Боге.</span></p>
+
представлений о Боге.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Ведь если допустить
+
<p>Ведь если допустить
существование Всемогущего, Вездесущего, Вселюбящего, Всемилосердного и
существование Всемогущего, Вездесущего, Вселюбящего, Всемилосердного и
Всеведающего Бога в облике Существа, то мы должны запросить Его – почему
Всеведающего Бога в облике Существа, то мы должны запросить Его – почему
Строка 98: Строка 93:
человек, довольствующийся лишь материальными благами, то еще несчастнее судьба
человек, довольствующийся лишь материальными благами, то еще несчастнее судьба
человека, осмеливающегося выступать и требовать справедливости и чего-то
человека, осмеливающегося выступать и требовать справедливости и чего-то
-
высшего, нежели животные, материальные наслаждения?</span></p>
+
высшего, нежели животные, материальные наслаждения?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Разве не видит Всевидящий
+
<p>Разве не видит Всевидящий
Бог, как погибают миллионы миллионов его созданий, в образе людей и прочих
Бог, как погибают миллионы миллионов его созданий, в образе людей и прочих
тварей? Можем ли мы вдохнуть или сделать шаг, чтобы не уничтожить тысячи
тварей? Можем ли мы вдохнуть или сделать шаг, чтобы не уничтожить тысячи
Строка 133: Строка 128:
частица Единого Целого заключает в себе потенциал всех свойств этого Целого, то
частица Единого Целого заключает в себе потенциал всех свойств этого Целого, то
мы можем постепенно раскрывать в себе этот потенциал на протяжении бесчисленных
мы можем постепенно раскрывать в себе этот потенциал на протяжении бесчисленных
-
воплощений и тысячелетий, уходящих в Беспредельность.</span></p>
+
воплощений и тысячелетий, уходящих в Беспредельность.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Веды говорят: «Он – Сущность
+
<p>Веды говорят: «Он – Сущность
твоей Души. Он – Истина; Он – Я; Ты – Тот». Просмотрев все понятия о Боге, не
твоей Души. Он – Истина; Он – Я; Ты – Тот». Просмотрев все понятия о Боге, не
скажем ли мы, что проявленным Богом может быть лишь само человечество. Но в
скажем ли мы, что проявленным Богом может быть лишь само человечество. Но в
-
своей настоящей стадии оно ближе к тени Бога, к облику Сатаны.</span></p>
+
своей настоящей стадии оно ближе к тени Бога, к облику Сатаны.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также Вы, вероятно, укажете
+
<p>Также Вы, вероятно, укажете
мне, что Махатмы в «Чаше Востока» утверждают, что Они верят лишь в материю. Но
мне, что Махатмы в «Чаше Востока» утверждают, что Они верят лишь в материю. Но
во всех древних Эзотерических Учениях Востока Материя и Дух Едины, ибо одно не
во всех древних Эзотерических Учениях Востока Материя и Дух Едины, ибо одно не
Строка 152: Строка 147:
тончайшей материи в движении. На всех планах, во всех действиях и мышлении мы
тончайшей материи в движении. На всех планах, во всех действиях и мышлении мы
отделиться не можем от материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам той
отделиться не можем от материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам той
-
же материи.</span></p>
+
же материи.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В «Агни Пуране» говорится о
+
<p>В «Агни Пуране» говорится о
Субъективном Элементе (Боге), находящемся в потенциальном состоянии в недрах
Субъективном Элементе (Боге), находящемся в потенциальном состоянии в недрах
Космической Природы, так же как огонь, сокрытый в куске сухого дерева, и так же
Космической Природы, так же как огонь, сокрытый в куске сухого дерева, и так же
Строка 164: Строка 159:
в себе все эмбрионы и основные свойства всех веществ и материи, которые должны
в себе все эмбрионы и основные свойства всех веществ и материи, которые должны
последовательно развиться из этого сочетания Космической Природы и ее супруга
последовательно развиться из этого сочетания Космической Природы и ее супруга
-
Пумана (Духа, Субъективного Элемента, Бога).</span></p>
+
Пумана (Духа, Субъективного Элемента, Бога).</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Современная наука быстрыми
+
<p>Современная наука быстрыми
шагами идет навстречу всем великим Истинам, изложенным в Восточной философии и
шагами идет навстречу всем великим Истинам, изложенным в Восточной философии и
религиях, и скоро, очень скоро они встретятся и протянут друг другу руку. Будем
религиях, и скоро, очень скоро они встретятся и протянут друг другу руку. Будем
Строка 174: Строка 169:
Начала. Также уже начинают отдавать должное силе мысли и даже запечатлевать ее
Начала. Также уже начинают отдавать должное силе мысли и даже запечатлевать ее
физически, так духовное сливается с материальным. И как может быть иначе, когда
физически, так духовное сливается с материальным. И как может быть иначе, когда
-
Материя есть лишь качество Духа.</span></p>
+
Материя есть лишь качество Духа.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Далее, Вы пишете о
+
<p>Далее, Вы пишете о
Космическом Разуме. Именно весь «Суммум Бонум» разума, находящегося в
Космическом Разуме. Именно весь «Суммум Бонум» разума, находящегося в
свернутом, или инволюированном, состоянии в Непроявленной Вселенной, мы можем
свернутом, или инволюированном, состоянии в Непроявленной Вселенной, мы можем
Строка 184: Строка 179:
Востока» и в книгах Учения, есть именно Коллективный Разум и Сердце Великой
Востока» и в книгах Учения, есть именно Коллективный Разум и Сердце Великой
Иерархии Сил Света. Именно Разум и Сердце этих величайших Духов, завершивших
Иерархии Сил Света. Именно Разум и Сердце этих величайших Духов, завершивших
-
свою человеческую эволюцию на эту Манвантару здесь или на иных мирах и даже
+
свою человеческую эволюцию на эту [[Манвантара|Манвантару]] здесь или на иных мирах и даже Солнечных системах, руководят силами низшими, им подчиненными, и судьбами
-
Солнечных системах, руководят силами низшими, им подчиненными, и судьбами
+
разных человечеств в разных мирах. Не вмешиваясь в карму человечества, Они все
разных человечеств в разных мирах. Не вмешиваясь в карму человечества, Они все
же дают ему основу сознания и эволюционное направление, ибо без этого
же дают ему основу сознания и эволюционное направление, ибо без этого
Водительства человеческая эволюция не только задержалась бы на миллионы
Водительства человеческая эволюция не только задержалась бы на миллионы
-
миллионов лет, но явила бы не раз полное крушение.</span></p>
+
миллионов лет, но явила бы не раз полное крушение.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Мне приходилось уже писать
+
<p>Мне приходилось уже писать
корреспондентам, так же, как и Вы, возмущавшимся утверждениям в книге «Чаша
корреспондентам, так же, как и Вы, возмущавшимся утверждениям в книге «Чаша
Востока», потому приведу Вам отрывки из одного письма, заключающего и страницы
Востока», потому приведу Вам отрывки из одного письма, заключающего и страницы
-
неизданного Учения:</span></p>
+
неизданного Учения:</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Будем помнить, что сознание
+
<p>«Будем помнить, что сознание
масс всегда требует Личности для почитания и творит Образ Высший по подобию
масс всегда требует Личности для почитания и творит Образ Высший по подобию
своему, тогда как высшие сознания стремятся во всех проявлениях к Принципу.
своему, тогда как высшие сознания стремятся во всех проявлениях к Принципу.
-
Так, привожу Вам параграфы из третьей части &quot;Мира Огненного&quot;.</span></p>
+
Так, привожу Вам параграфы из третьей части "Мира Огненного".</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>&quot;Человечество придает
+
<p>"Человечество придает
значение лишь тем понятиям, которые укладываются в сознание посредственности, ибо
значение лишь тем понятиям, которые укладываются в сознание посредственности, ибо
оно облекает в своем сознании каждую форму соответственно. Почему же не
оно облекает в своем сознании каждую форму соответственно. Почему же не
Строка 210: Строка 204:
низводить Высшее, но подымать. Потому первым условием будет творить Образ Божий
низводить Высшее, но подымать. Потому первым условием будет творить Образ Божий
<i>по Божественному.</i> Когда человеческое сознание перестанет изображать
<i>по Божественному.</i> Когда человеческое сознание перестанет изображать
-
Божественность по-человечески, тогда достижения духа будут огненными&quot;<ref><span
+
Божественность по-человечески, тогда достижения духа будут огненными"<ref> Мир Огненный. Ч. III, 266.</ref>.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'> Мир Огненный. Ч. III, 266.</span></ref>.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Еще: &quot;Именно самое
+
<p>Еще: "Именно самое
высокое стремится к Огненному Принципу, тогда как сознание низшее творит Образ
высокое стремится к Огненному Принципу, тогда как сознание низшее творит Образ
высший по подобию своему. Вместимость малого сознания будет соответствовать
высший по подобию своему. Вместимость малого сознания будет соответствовать
Строка 225: Строка 218:
Это животворящее Начало строит жизнь на Фохате. Так запомним, что лишь малое
Это животворящее Начало строит жизнь на Фохате. Так запомним, что лишь малое
сознание отрицает, но дух огненный всеобъемлет. На пути к Миру Огненному
сознание отрицает, но дух огненный всеобъемлет. На пути к Миру Огненному
-
запомним о Великом Принципе&quot;<ref><span
+
запомним о Великом Принципе"<ref> Мир Огненный. Ч. III, 269.</ref>.
-
style='mso-no-proof:yes'> Мир Огненный. Ч. III, 269.</span></ref>.
+
– Так люди служат Богу своего отображения и почитают его своими пороками. Но
– Так люди служат Богу своего отображения и почитают его своими пороками. Но
Махатмы служат Божественному, Неизреченному Началу, почитают Его чистотою своей
Махатмы служат Божественному, Неизреченному Началу, почитают Его чистотою своей
жизни и самоотверженными подвигами во благо всего Мира. Потому в неведении
жизни и самоотверженными подвигами во благо всего Мира. Потому в неведении
нашем не будем обвинять в атеизме Тех, Кто Духом так неизмеримо высоки, чья Сущность,
нашем не будем обвинять в атеизме Тех, Кто Духом так неизмеримо высоки, чья Сущность,
-
сублимированная чистым Огнем, есть, истинно, Божественное проявление.</span></p>
+
сублимированная чистым Огнем, есть, истинно, Божественное проявление.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Все великие умы всегда
+
<p>Все великие умы всегда
придерживались высоких безличных идей,<b> </b>но<b> </b>нет особого вреда, если
придерживались высоких безличных идей,<b> </b>но<b> </b>нет особого вреда, если
степень восходящего сознания нуждается в представлении Бога как Личного
степень восходящего сознания нуждается в представлении Бога как Личного
Строка 240: Строка 232:
оправданы, признавая высшего Иерарха на Лестнице Иакова своим Богом. Истинно,
оправданы, признавая высшего Иерарха на Лестнице Иакова своим Богом. Истинно,
Стоящий во главе Цепи Иерархии нашего Мира в Мощи Своей не только может быть,
Стоящий во главе Цепи Иерархии нашего Мира в Мощи Своей не только может быть,
-
но и есть проявленный для нас Бог.</span></p>
+
но и есть проявленный для нас Бог.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вспомним и прекрасные строки
+
<p>Вспомним и прекрасные строки
-
из бессмертной &quot;Бхагавад Гиты&quot; (данной Нашим Великим Владыкою и
+
из бессмертной "Бхагавад Гиты" (данной Нашим Великим Владыкою и
-
Учителем): &quot;Человечество приходит ко Мне разными Путями, но каким бы путем
+
Учителем): "Человечество приходит ко Мне разными Путями, но каким бы путем
человек ни приближался<b> </b>ко<b> </b>Мне, на этом Пути Я приветствую
человек ни приближался<b> </b>ко<b> </b>Мне, на этом Пути Я приветствую
-
его&quot;. – Так, опять видим, что форма не имеет значения, но существенна лишь
+
его". – Так, опять видим, что форма не имеет значения, но существенна лишь
сама Идея высшего Устремления. Многие твердят формулу, ставшую аксиомой, –
сама Идея высшего Устремления. Многие твердят формулу, ставшую аксиомой, –
-
&quot;Макрокосм и микрокосм тождественны&quot;, – но как ничтожно число понимающих
+
"Макрокосм и микрокосм тождественны", – но как ничтожно число понимающих
-
все глубокое значение ее!</span></p>
+
все глубокое значение ее!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Итак, слова Учения,
+
<p>Итак, слова Учения,
-
приводимые Вами – &quot;Без Бога нет пути&quot;, – вполне точны. Ибо Бог есть
+
приводимые Вами – "Без Бога нет пути", – вполне точны. Ибо Бог есть
первопричина, духовная основа всей жизни, и, отрицая эту высшую Мощь в нас, мы,
первопричина, духовная основа всей жизни, и, отрицая эту высшую Мощь в нас, мы,
истинно, произносим хулу на Духа Святого, и утрачиваем путь и связь с Высшим
истинно, произносим хулу на Духа Святого, и утрачиваем путь и связь с Высшим
Ведущим Началом, и ввергаемся в Бездну Хаоса, служа отбросами для космической
Ведущим Началом, и ввергаемся в Бездну Хаоса, служа отбросами для космической
-
переработки.</span></p>
+
переработки.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>...Возвращаясь к Вашим
+
<p>...Возвращаясь к Вашим
вопросам, должна сказать, что ошибки в переводе нет, но есть просто неполное
вопросам, должна сказать, что ошибки в переводе нет, но есть просто неполное
изложение. Во-первых, потому, что письма эти предназначались разным людям на
изложение. Во-первых, потому, что письма эти предназначались разным людям на
разных ступенях сознания, во-вторых, потому, что они являлись в большинстве
разных ступенях сознания, во-вторых, потому, что они являлись в большинстве
-
случаев ответами на вопросы, а не исчерпывающими трактатами.</span></p>
+
случаев ответами на вопросы, а не исчерпывающими трактатами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также, конечно, книга эта
+
<p>Также, конечно, книга эта
никакого особого испытания не имеет в виду. Но можно утверждать, что любая
никакого особого испытания не имеет в виду. Но можно утверждать, что любая
книга может быть испытанием уровня сознания читателя. Потому так полезно по
книга может быть испытанием уровня сознания читателя. Потому так полезно по
прошествии трех<b> </b>или<b> </b>больше лет вновь прочесть уже прочитанные
прошествии трех<b> </b>или<b> </b>больше лет вновь прочесть уже прочитанные
книги и убедиться, насколько изменилось с тех пор наше сознание и наше
книги и убедиться, насколько изменилось с тех пор наше сознание и наше
-
понимание их.</span></p>
+
понимание их.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также принятая Вами аналогия
+
<p>Также принятая Вами аналогия
разрешения вопроса неплоха. Но я добавила бы: именно комплекс, руководящий всем
разрешения вопроса неплоха. Но я добавила бы: именно комплекс, руководящий всем
организмом, будет являть собою Иерархию Сил проявленных, но неизреченным
организмом, будет являть собою Иерархию Сил проявленных, но неизреченным
Началом в нем будет тот Высший Огненный Принцип, который дает жизнь и основу
Началом в нем будет тот Высший Огненный Принцип, который дает жизнь и основу
-
всем проявлениям и объединяет весь комплекс со всем зримым и незримым Космосом.</span></p>
+
всем проявлениям и объединяет весь комплекс со всем зримым и незримым Космосом.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Итак, не горюйте об утрате
+
<p>Итак, не горюйте об утрате
антропоморфического Бога. Вместо Одного Недосягаемого и Непознаваемого Образа,
антропоморфического Бога. Вместо Одного Недосягаемого и Непознаваемого Образа,
-
ибо &quot;Бога никто никогда не видел&quot;, перед Вами встает грандиозная Цепь
+
ибо "Бога никто никогда не видел", перед Вами встает грандиозная Цепь
Иерархии Сил Света, непосредственно заботящаяся и направляющая ко Благу все
Иерархии Сил Света, непосредственно заботящаяся и направляющая ко Благу все
человечество... И еще хочу напомнить Вам, что наша Церковь, сделав из Иисуса
человечество... И еще хочу напомнить Вам, что наша Церковь, сделав из Иисуса
Строка 288: Строка 280:
поражающего дракона. Почему же мы, принявшие свою религию от евреев, принявшие
поражающего дракона. Почему же мы, принявшие свою религию от евреев, принявшие
Библию, Пророков и Заповеди Моисеевы, забыли о многих замечательных местах и
Библию, Пророков и Заповеди Моисеевы, забыли о многих замечательных местах и
-
подробностях в их древнейших Писаниях? Сам Христос говорил: &quot;Не думайте,
+
подробностях в их древнейших Писаниях? Сам Христос говорил: "Не думайте,
что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить.
что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить.
Ибо, истинно, говорю Вам, пока не прейдет небо и земля, ни одна йота или черта
Ибо, истинно, говорю Вам, пока не прейдет небо и земля, ни одна йота или черта
-
не прейдет из закона, пока не исполнится все&quot;. Христос говорил как истинно
+
не прейдет из закона, пока не исполнится все". Христос говорил как истинно
Посвященный, знающий о едином законе, данном на заре нашего земного физического
Посвященный, знающий о едином законе, данном на заре нашего земного физического
человечества величайшими Духами, пришедшими из других Высших Миров и даже
человечества величайшими Духами, пришедшими из других Высших Миров и даже
Строка 298: Строка 290:
Отображение Бога на Земле. В радости служения великому Благу и эволюции
Отображение Бога на Земле. В радости служения великому Благу и эволюции
человечества отдадим все наши помыслы и устремления сердца нашему избранному
человечества отдадим все наши помыслы и устремления сердца нашему избранному
-
Иерарху.</span></p>
+
Иерарху.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В утешение скажу, что тот же
+
<p>В утешение скажу, что тот же
-
Восток утверждает, что &quot;не поклоняются Богу как человеку, два рода людей:
+
Восток утверждает, что "не поклоняются Богу как человеку, два рода людей:
человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная Душа, поднявшаяся
человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная Душа, поднявшаяся
выше человеческих слабостей и перешедшая за тесные пределы своей природы.
выше человеческих слабостей и перешедшая за тесные пределы своей природы.
-
Только она может поклоняться Богу как Он есть&quot;. Как всегда, крайности
+
Только она может поклоняться Богу как Он есть". Как всегда, крайности
встречаются. Отсюда и то великое почитание индусами духовного Гуру. Они видят в
встречаются. Отсюда и то великое почитание индусами духовного Гуру. Они видят в
нем Проявление Высшего Начала, именно, в этом Венце Творения, в человеке,
нем Проявление Высшего Начала, именно, в этом Венце Творения, в человеке,
Строка 310: Строка 302:
Потенциала Познания. Уподобимся же им в этом благородном качестве почитания и
Потенциала Познания. Уподобимся же им в этом благородном качестве почитания и
преданности и, найдя своего Гуру, принесем ему свое пылающее благоговение и
преданности и, найдя своего Гуру, принесем ему свое пылающее благоговение и
-
преданность сердца.</span></p>
+
преданность сердца.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Закончу словами Учения:
+
<p>Закончу словами Учения:
-
&quot;Величие Космоса так мало осознано! В лучшем случае люди говорят о теплоте
+
"Величие Космоса так мало осознано! В лучшем случае люди говорят о теплоте
-
Солнца, но ведь Солнечная система в Космосе, как Атом в Солнце!&quot; Когда
+
Солнца, но ведь Солнечная система в Космосе, как Атом в Солнце!" Когда
наука с каждым днем открывает биллионы миров и целых систем, превосходящих
наука с каждым днем открывает биллионы миров и целых систем, превосходящих
размерами нашу Солнечную систему, и уже за пределами Млечного Пути, то можно ли
размерами нашу Солнечную систему, и уже за пределами Млечного Пути, то можно ли
вместить это Необъятное Величие в какие-либо пределы? Задумайтесь над принципом
вместить это Необъятное Величие в какие-либо пределы? Задумайтесь над принципом
-
Беспредельности и Необъятности...»</span></p>
+
Беспредельности и Необъятности...»</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы правы, Виктор Михайлович,
+
<p>Вы правы, Виктор Михайлович,
что тонкость восточного метафизического представления трудно усваивается
что тонкость восточного метафизического представления трудно усваивается
-
западными умами.</span></p>
+
западными умами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так, Восток знает или верит в
+
<p>Так, Восток знает или верит в
Божественный Принцип, Неизреченный и Вечнопостигаемый (что равносильно
Божественный Принцип, Неизреченный и Вечнопостигаемый (что равносильно
Непостижимому), в Единый Элемент, вечно раскрывающийся в видимую и невидимую
Непостижимому), в Единый Элемент, вечно раскрывающийся в видимую и невидимую
Строка 331: Строка 323:
действительности есть лишь его дифференциация, или КАЧЕСТВО. Чистый Дух может
действительности есть лишь его дифференциация, или КАЧЕСТВО. Чистый Дух может
проявляться или постигаться лишь через покров Материи, потому и говорится, что
проявляться или постигаться лишь через покров Материи, потому и говорится, что
-
вне МАТЕРИИ чистый Дух – НИЧТО.</span></p>
+
вне МАТЕРИИ чистый Дух – НИЧТО.</p>
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Тайна дифференциации и
+
-
слияния воедино есть величайшая МИСТЕРИЯ и КРАСОТА БЫТИЯ.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>&nbsp;</span></p>
+
-
 
+
 +
<p>Тайна дифференциации и
 +
слияния воедино есть величайшая МИСТЕРИЯ и КРАСОТА БЫТИЯ.</p>
 +
{{PerevodStroki}}
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
-
== {{PrimText}} ==
+
<references/>{{LetterPostEdit|12.02.1935 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу|Рерих Е.И. Письма. Том III, Оглавление|15.02.1935 Е.И.Рерих Н.К. и Ю.Н. Рерихам}}
-
<references/>
+
-
{{PerevodStroki}}
+
-
{{LetterPostEdit|12.02.1935 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу|Рерих Е.И. Письма. Том III, Оглавление|15.02.1935 Е.И.Рерих Н.К. и Ю.Н. Рерихам}}
+
[[Категория:Источники]]
[[Категория:Источники]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : В.М.Сеплевенко
  • Дата : 12.02.1935
  • Издание: МЦР, 2001

Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко

12 февраля 1935 г.

...Так, Вы пишете, что в «Чаше Востока» Вы нашли полное отрицание Бога не только личного, но и безличного. Это утверждение не совсем справедливо. Ибо нигде, ни в Учении, ни в Письмах Великих Учителей, Вы не найдете отрицания безличного Бога. Возможно, что недоразумение это возникло просто из-за неправильного наименования. Ибо что есть этот безличный Бог? Не является ли Он тем божественным, неизменным и беспредельным Принципом или Непознаваемой Причиной всего Сущего, который словами Апостолов Иоанна и Павла и в трудах первых Отцов Христианства определен как «Бог Невидимый и Непознаваемый». Не читаем ли мы в Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 18); «Бога не видел никто никогда», и те же самые слова, повторенные в Послании его (гл. 4, ст. 12)? Много указаний в Библии на «Бога Неведомого» и на огненную природу этого Бога. Так, во Второзаконии (гл. 4, ст. 24) Моисей говорит: «Бог есть Огонь поядающий». Очень советую Вам прочесть труды великого Оригена, этого Светоча истинного Учения Христова. Между прочим, Западная Церковь принялась за изучение его трудов, ибо наиболее просвещенные церковники поняли, что они зашли в тупик со своими мертвящими догмами и не удержать им своего влияния под напором нового сознания широких масс, требующего, прежде всего, логичности и жизненности законов. Так, Ориген в своем труде «О Началах» утверждает: «Итак, Бога нельзя считать каким-либо телом или пребывающим в теле, но Он есть простая Духовная Природа, не допускающая в себе никакой сложности. Он есть ум и в то же время Источник, от которого получает начало всякая разумная природа и ум. Бога, который служит началом всего, не должно считать сложным, иначе окажется, что элементы, из которых слагается все то, что называется сложным, существовали раньше самого Начала». Разве возможно яснее утвердить понятие Бога как чистейшего однородного Принципа или Начала всего, нежели это выражено в словах великого греческого философа и отца Христианской Церкви?! Также разве не сказано, что Бог вездесущ, всеведущ и всемогущ и что «все в Нем движется, и дышит, и имеет Бытие»? Все это имеется в Библии. Потому, если мы отбросим мертвую букву Писаний, часто искаженных неверным переводом, и предвзятость суждения, сложенного рабством мысли, на протяжении веков находящейся в тисках христианских догм, то мы увидим, насколько все религии, все Учения древности полагали в основу Мироздания величественную, вечно-непознаваемую Причину всего Сущего и поклонялись этому Единому Божественному Началу под разными наименованиями, соответствующими каждому народу, каждой стране. Христианский мир для Высшего Понятия избрал слово «Бог», потому зачем искать новое определительное для этого Величественного Понятия? Ведь с этим словом христианский мир веками связывал все самое Высокое, все самое Прекрасное, доступное его сознанию, потому и в книгах Учения этот Непознаваемый и Беспредельный Принцип или Начало часто обозначается словом «Бог». Ведь сказано: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе». Также сказано: «Отец Мой и Отец ваш». Именно это Божественное Начало, Непостижимое и Незримое, духовно пребывает в нас и вокруг нас. Потому и Бог Махатм есть Бог Космический, вернее, сам Космос во всей его Видимости и Невидимости. Именно, «все в нем движется, и дышит, и имеет бытие». Также и в «Агни Йоге» сказано: «Люди не понимают, что означает Бог и Бодхисаттва»[1]. Истинно, они не понимают, и мы можем сказать словами великого Оригена: «Наш ум своими силами не может постичь самого Бога, но познает Отца всех тварей из красот дел и великолепия Вселенной». Лучше сказать нельзя. Да, величественно было представление великих умов древности об этом Непостижимом Начале всех вещей, этом Вселенском Законе, истинно справедливом Начале, дающем каждой искре, исшедшей от Него, все свойства Свои, предоставляя ей следовать свободному выбору в применении их на строительство или разрушение.

Не забудем также, что все древние религии, без исключения, делились на эзотерическую для избранных и на экзотерическую для народа. Именно многое осложнилось в нашей христианской религии из-за того, что священнослужители утратили, вернее, отвергли ключ к пониманию Учения Христа, полного эзотеризма, о чем в Евангелии имеются неоднократные подтверждения в словах самого Христа.

Возвращаясь к термину «безличный Бог», должна добавить, что, вкладывая в понятие Бога то понимание, которое связано с представлением этого понятия в умах масс, определение такого Бога как безличного будет, попросту говоря, чудовищной нелепостью, полною непродуманностью. Потому, лишь принимая Бога за Непостижимое Начало, за Единый Закон всякого существования, мы можем говорить о Его безличии. Также, если сказано, что Бог Беспределен, то возможно ли, чтобы нечто беспредельное имело форму или облик? Как Бог, будучи беспредельным, может стать предельным и конечным? Потому лишь представление Бога как Божественного, Неизменного, Непреложного, Вездесущего и Беспредельного и Непознаваемого Принципа может действительно ответить всем запросам и пояснить многие недоумения.

Задумайтесь, насколько понятие Бога разнится в представлении сознаний, стоящих на разных ступенях человеческой эволюции. Оно растет и ширится по мере роста сознания, но люди обычно упускают из виду эволюцию этого Понятия. Ибо косное большинство всегда плетется в хвосте и следует раз установленным догмам. Как прекрасно изречение в «Бхагавад Гите»: «Я та нить, на которую нанизаны все эти идеи, из которых каждая подобна жемчужине». Истинно, можно сказать: сколько сознаний, столько и представлений о Боге.

Ведь если допустить существование Всемогущего, Вездесущего, Вселюбящего, Всемилосердного и Всеведающего Бога в облике Существа, то мы должны запросить Его – почему Всемогущий и Вселюбящий Правитель всей Вселенной допускает столько вопиющей жестокости и несправедливости? Почему вся Природа существует поеданием друг друга? Ведь никто не станет отрицать, что мир, как он сейчас, отвратителен, именно и есть самый настоящий ад? Не будем скрывать от себя, что если несчастен человек, довольствующийся лишь материальными благами, то еще несчастнее судьба человека, осмеливающегося выступать и требовать справедливости и чего-то высшего, нежели животные, материальные наслаждения?

Разве не видит Всевидящий Бог, как погибают миллионы миллионов его созданий, в образе людей и прочих тварей? Можем ли мы вдохнуть или сделать шаг, чтобы не уничтожить тысячи малейших жизней? Каждый момент нашей жизни, каждое дыхание наше несет смерть миллионам. Почему должны они умирать? Почему нужна их смерть? Несомненно, найдутся люди, которые станут уверять, что все это создано Богом для нашего испытания и что зло ведет к добру, но все это неудовлетворительно. Ибо мы видим, как зло заразительно, и если бы не отдельные высшие сознания, то давно волна зла затопила бы мир. Неужели ради этих нескольких сознаний, оказавшихся победителями в этой жестокой и непрекращающейся борьбе, Бог захотел видеть неисчислимые страдания биллионов людей на протяжении нескончаемых веков? Почему такая несправедливость в условиях рождения, налагающих свою печать на всю последующую жизнь нашу? Где же Всемилосердие, Всеведение и Всемогущество? Разве не мог Он в силу этих своих свойств создать более высокую и совершенную Природу? Зачем понадобилось Ему созерцание этого неустанного самоистребления и выживания наиболее приспособленного и сильного? Нет, невозможно примирить существующее положение вещей с Провидением Всемилосердного, Всеведущего и Всемогущего Бога, преподанного нам церковью. Потому нужно очень просмотреть все понятия о Боге. Потому пора обратиться к Учениям Востока и Умам, их давшим, и признать в них наших Учителей. Именно Восток от «Монотеистического Бога, Правителя всей Вселенной, пришел к высшим идеям о Божестве, и в Непостигаемом Абсолюте найдено было объединение всей Вселенной». Ибо Абсолют этот вмешает в себе все конечное и бесконечное, все проявленное и непроявленное, и дальше этого всеобъединяющего Понятия ум человеческий подняться не может. Потому все величайшие Учителя человечества никогда не поощряли прений о Непознаваемой Причине. Она принималась как Величайшая Тайна, навсегда непостижимая. Ибо, если мы начнем ограничивать Абсолют нашими представлениями, он перестанет быть Абсолютом и станет ограниченным. Потому Абсолют непостижим. Ведь Абсолют вмещает Беспредельность. Но кто задумывается над этим грандиозным и страшным понятием Беспредельности? Потому мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Абсолюта. Но так как все мы частицы этого Абсолюта и каждая частица Единого Целого заключает в себе потенциал всех свойств этого Целого, то мы можем постепенно раскрывать в себе этот потенциал на протяжении бесчисленных воплощений и тысячелетий, уходящих в Беспредельность.

Веды говорят: «Он – Сущность твоей Души. Он – Истина; Он – Я; Ты – Тот». Просмотрев все понятия о Боге, не скажем ли мы, что проявленным Богом может быть лишь само человечество. Но в своей настоящей стадии оно ближе к тени Бога, к облику Сатаны.

Также Вы, вероятно, укажете мне, что Махатмы в «Чаше Востока» утверждают, что Они верят лишь в материю. Но во всех древних Эзотерических Учениях Востока Материя и Дух Едины, ибо одно не может существовать без другого. Потому и все экзотерические Боги их имеют своих супруг, олицетворяющих материю и Мощь их. Так, Парабрахман (Дух) непостижим и не имеет проявления без наброшенного на него тончайшего покрова Мулапракрити, или материи. Но, конечно, материя эта настолько сублимирована, что она недоступна нашим грубым чувствам. Существует, как Вы знаете, определение, что материя есть кристаллизованный дух. Ведь дух есть энергия, но мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне материи. Сам видимый нами Свет есть вид тончайшей материи в движении. На всех планах, во всех действиях и мышлении мы отделиться не можем от материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам той же материи.

В «Агни Пуране» говорится о Субъективном Элементе (Боге), находящемся в потенциальном состоянии в недрах Космической Природы, так же как огонь, сокрытый в куске сухого дерева, и так же как масло потенциально существует в сердце кунжутного дерева. Этот Субъективный Элемент лежит сокрытый в Природе, как психический свидетель или духовное начало, совершенно нейтральное и лишенное каких бы то ни было действий. Это сочетание Субъективного Элемента и Космической Природы объединяется силою, которая известна как энергия (Фохат, или Космическое Электричество), содержащая в себе все эмбрионы и основные свойства всех веществ и материи, которые должны последовательно развиться из этого сочетания Космической Природы и ее супруга Пумана (Духа, Субъективного Элемента, Бога).

Современная наука быстрыми шагами идет навстречу всем великим Истинам, изложенным в Восточной философии и религиях, и скоро, очень скоро они встретятся и протянут друг другу руку. Будем надеяться, что и наша Церковь просияет новым сознанием и не останется заштатным зрителем этого нового союза. Так, наука уже поняла, что материи нет, но есть лишь энергия, и обратно. Таким образом, она подошла к одухотворению Единого Начала. Также уже начинают отдавать должное силе мысли и даже запечатлевать ее физически, так духовное сливается с материальным. И как может быть иначе, когда Материя есть лишь качество Духа.

Далее, Вы пишете о Космическом Разуме. Именно весь «Суммум Бонум» разума, находящегося в свернутом, или инволюированном, состоянии в Непроявленной Вселенной, мы можем назвать Богом. Но нужно делать различие между Космической Основой, или Потенциалом, Разума, беспредельного в своем Абсолютизме, и Космическим Проявленным Разумом. Так, Высший Разум и Великое Сердце, о которых говорится в «Чаше Востока» и в книгах Учения, есть именно Коллективный Разум и Сердце Великой Иерархии Сил Света. Именно Разум и Сердце этих величайших Духов, завершивших свою человеческую эволюцию на эту Манвантару здесь или на иных мирах и даже Солнечных системах, руководят силами низшими, им подчиненными, и судьбами разных человечеств в разных мирах. Не вмешиваясь в карму человечества, Они все же дают ему основу сознания и эволюционное направление, ибо без этого Водительства человеческая эволюция не только задержалась бы на миллионы миллионов лет, но явила бы не раз полное крушение.

Мне приходилось уже писать корреспондентам, так же, как и Вы, возмущавшимся утверждениям в книге «Чаша Востока», потому приведу Вам отрывки из одного письма, заключающего и страницы неизданного Учения:

«Будем помнить, что сознание масс всегда требует Личности для почитания и творит Образ Высший по подобию своему, тогда как высшие сознания стремятся во всех проявлениях к Принципу. Так, привожу Вам параграфы из третьей части "Мира Огненного".

"Человечество придает значение лишь тем понятиям, которые укладываются в сознание посредственности, ибо оно облекает в своем сознании каждую форму соответственно. Почему же не привились высшие Понятия? Почему же столько исканий? Почему же так много умалений? Ибо, истинно, дух человеческих исканий и устремлений обращен вниз. Но задача Нового Мира – пробудить сознание и вернуть Миру предназначенный Облик Красоты. Творчество духа должно напрячься именно к восхождению, именно не низводить Высшее, но подымать. Потому первым условием будет творить Образ Божий по Божественному. Когда человеческое сознание перестанет изображать Божественность по-человечески, тогда достижения духа будут огненными"[1].

Еще: "Именно самое высокое стремится к Огненному Принципу, тогда как сознание низшее творит Образ высший по подобию своему. Вместимость малого сознания будет соответствовать созданному Облику, потому и столько явленных извращений! Как можно малое сознание наполнить Всеобъемлющим понятием, когда Всеобъемлемость приводит дух в исступление! Скажу – тяжко человеческое мышление! Пространственный горизонт доступен лишь тому, кто знает Всеобъемлемость Принципа, ибо Царственный дух может слиться с Высшим Принципом, точно так же, как Макрокосм слит с Микрокосмом. Потому дух малый не может слиться с Огненным Принципом. Мощь огненная открывает все Горнило явленное тому, кто ощущает Пульс Мира Огненного. Это животворящее Начало строит жизнь на Фохате. Так запомним, что лишь малое сознание отрицает, но дух огненный всеобъемлет. На пути к Миру Огненному запомним о Великом Принципе"[1]. – Так люди служат Богу своего отображения и почитают его своими пороками. Но Махатмы служат Божественному, Неизреченному Началу, почитают Его чистотою своей жизни и самоотверженными подвигами во благо всего Мира. Потому в неведении нашем не будем обвинять в атеизме Тех, Кто Духом так неизмеримо высоки, чья Сущность, сублимированная чистым Огнем, есть, истинно, Божественное проявление.

Все великие умы всегда придерживались высоких безличных идей, но нет особого вреда, если степень восходящего сознания нуждается в представлении Бога как Личного Существа. Лишь бы Существо это не явилось отображением его самого, но было бы истинным Подобием Высшего Иерарха на Лестнице Света. И Вы будете совершенно оправданы, признавая высшего Иерарха на Лестнице Иакова своим Богом. Истинно, Стоящий во главе Цепи Иерархии нашего Мира в Мощи Своей не только может быть, но и есть проявленный для нас Бог.

Вспомним и прекрасные строки из бессмертной "Бхагавад Гиты" (данной Нашим Великим Владыкою и Учителем): "Человечество приходит ко Мне разными Путями, но каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом Пути Я приветствую его". – Так, опять видим, что форма не имеет значения, но существенна лишь сама Идея высшего Устремления. Многие твердят формулу, ставшую аксиомой, – "Макрокосм и микрокосм тождественны", – но как ничтожно число понимающих все глубокое значение ее!

Итак, слова Учения, приводимые Вами – "Без Бога нет пути", – вполне точны. Ибо Бог есть первопричина, духовная основа всей жизни, и, отрицая эту высшую Мощь в нас, мы, истинно, произносим хулу на Духа Святого, и утрачиваем путь и связь с Высшим Ведущим Началом, и ввергаемся в Бездну Хаоса, служа отбросами для космической переработки.

...Возвращаясь к Вашим вопросам, должна сказать, что ошибки в переводе нет, но есть просто неполное изложение. Во-первых, потому, что письма эти предназначались разным людям на разных ступенях сознания, во-вторых, потому, что они являлись в большинстве случаев ответами на вопросы, а не исчерпывающими трактатами.

Также, конечно, книга эта никакого особого испытания не имеет в виду. Но можно утверждать, что любая книга может быть испытанием уровня сознания читателя. Потому так полезно по прошествии трех или больше лет вновь прочесть уже прочитанные книги и убедиться, насколько изменилось с тех пор наше сознание и наше понимание их.

Также принятая Вами аналогия разрешения вопроса неплоха. Но я добавила бы: именно комплекс, руководящий всем организмом, будет являть собою Иерархию Сил проявленных, но неизреченным Началом в нем будет тот Высший Огненный Принцип, который дает жизнь и основу всем проявлениям и объединяет весь комплекс со всем зримым и незримым Космосом.

Итак, не горюйте об утрате антропоморфического Бога. Вместо Одного Недосягаемого и Непознаваемого Образа, ибо "Бога никто никогда не видел", перед Вами встает грандиозная Цепь Иерархии Сил Света, непосредственно заботящаяся и направляющая ко Благу все человечество... И еще хочу напомнить Вам, что наша Церковь, сделав из Иисуса Бога, признала величайшим после этого Бога Архистратига Михаила, Водителя всеми Небесными Воинствами. Более того, в древнейших еврейских Писаниях Архистратиг Михаил назван Богоподобным, Отображением Бога и даже Богом, а Сатана – Противником Его, Тенью Его. Отсюда и изображение Михаила Архистратига, поражающего дракона. Почему же мы, принявшие свою религию от евреев, принявшие Библию, Пророков и Заповеди Моисеевы, забыли о многих замечательных местах и подробностях в их древнейших Писаниях? Сам Христос говорил: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо, истинно, говорю Вам, пока не прейдет небо и земля, ни одна йота или черта не прейдет из закона, пока не исполнится все". Христос говорил как истинно Посвященный, знающий о едином законе, данном на заре нашего земного физического человечества величайшими Духами, пришедшими из других Высших Миров и даже планет. Итак, изберите себе Светлого Иерарха, который ближе всего Вам по духу, и отдайте себя Его Водительству, ибо, истинно, каждый Великий Иерарх Света есть Отображение Бога на Земле. В радости служения великому Благу и эволюции человечества отдадим все наши помыслы и устремления сердца нашему избранному Иерарху.

В утешение скажу, что тот же Восток утверждает, что "не поклоняются Богу как человеку, два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная Душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за тесные пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу как Он есть". Как всегда, крайности встречаются. Отсюда и то великое почитание индусами духовного Гуру. Они видят в нем Проявление Высшего Начала, именно, в этом Венце Творения, в человеке, достигшем высшего совершенства раскрытием заложенного в нем Божественного Потенциала Познания. Уподобимся же им в этом благородном качестве почитания и преданности и, найдя своего Гуру, принесем ему свое пылающее благоговение и преданность сердца.

Закончу словами Учения: "Величие Космоса так мало осознано! В лучшем случае люди говорят о теплоте Солнца, но ведь Солнечная система в Космосе, как Атом в Солнце!" Когда наука с каждым днем открывает биллионы миров и целых систем, превосходящих размерами нашу Солнечную систему, и уже за пределами Млечного Пути, то можно ли вместить это Необъятное Величие в какие-либо пределы? Задумайтесь над принципом Беспредельности и Необъятности...»

Вы правы, Виктор Михайлович, что тонкость восточного метафизического представления трудно усваивается западными умами.

Так, Восток знает или верит в Божественный Принцип, Неизреченный и Вечнопостигаемый (что равносильно Непостижимому), в Единый Элемент, вечно раскрывающийся в видимую и невидимую проявленную Вселенную. Элемент этот именуется также Абсолютом, как содержащий в себе ВСЕ. В проявленном виде он есть ДУХО-МАТЕРИЯ, ибо МАТЕРИЯ в действительности есть лишь его дифференциация, или КАЧЕСТВО. Чистый Дух может проявляться или постигаться лишь через покров Материи, потому и говорится, что вне МАТЕРИИ чистый Дух – НИЧТО.

Тайна дифференциации и слияния воедино есть величайшая МИСТЕРИЯ и КРАСОТА БЫТИЯ.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно