12.12.1952 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.4)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • Дата : 12.12.1952
  • Издание: Сфера

12.XII.52

Родные и любимые, долетело Ваше письмо от 25 ноября. Оно где-то залежалось, и мыши успели его проесть, но не двуногие мыши. Такие случаи здесь вполне возможны. Письмо осталось лежать из-за недосмотра в неподходящем помещении. Оно шло около двух недель вместо обычных семи дней. Юрий огорчен пропажею его писем, вероятно, опять начали таскать марки. Ведь можно получить полторы рупии с каждого письма! Это тоже практиковалось широко, но после нашего заявления были приняты меры и пропажа прекратилась. Сейчас все наши письма и письма к нам доходили в полной исправности.

Но, родные. Совет проявить некоторую осторожность и в письмах не высказывать недовольства действиями правительства] и т.д. Да и к чему критиковать, когда все ясно и разыгрывается как по-писаному. Остается лишь спокойно наблюдать, зная, что ничто Вам не угрожает. Можно лишь принять все меры, указанные заранее, в заботе о сотрудниках и ничем не тревожиться.

Самое главное сейчас - это сохранить лучшее сотрудничество с Друзьями. Они нам нужны, но и мы нужны им, и еще больше, если они понимают закон Иерархического Начала. Итак, сотрудничество и терпимость пусть будут ведущим Началом в трудные дни. Люди так разнятся в своей психологии, и каждый понимает и принимает только со своей привычной ему точки зрения. Самое трудное - это выйти из обычной колеи мышления, действия и даже каждодневного уклада. Потому прежде чем порицать, следует присмотреться к обиходу человека, и многое станет понятным.

Обычно чем меньше кругозор людей, тем легче они обижаются. Потому маленькие люди - самые обидчивые существа, и это нужно иметь в виду при подходе к ним. Также Вы правы, сетуя на малую отзывчивость людей, казалось бы, интеллигентных, к наиболее нужному, к расширению

сознания, к поддержанию всего способствующего этому Подвигу. Малыми подачками они стараются успокоить голос пробуждающегося духа. Но истина остается - "в юже меру мерите, в ту же отмерится и вам".

Следует с самых ранних лет усвоить страстное желание к познанию и устремление к совершенствованию, начиная с качеств любого труда. Необходимо полюбить самый процесс совершенствования, в этом заложена тайна преуспеяния в любой области познания и подход к Высшей Йоге.

Родные, в моем предыдущем письме я ответила утвердительно на все Ваши вопросы относительно издания первой Книги и о желательности репродукции "Матери Мира" в журнале наших Друзей.

Радуюсь, что "Письма Мои" дают пищу сознанию читающих их. Милая Валентина Д[утко] занята сейчас переводом их и уже переслала мне половину первого тома. Как только будет закончен перевод, мне очень хотелось бы посоветоваться с Дедлеем относительно самого перевода. Мне кажется, что перевод хорош, но, конечно, я не судья, что касается до литературного стиля и т.д. Но сделать это надо очень тактично, чтобы не обидеть переводчиков Валентину Д[утко] и Роберта Х[орна]. "Письма" эти будут нужны, иначе В[еликий] Вл[адыка] не торопил бы с их переводом. Можно напечатать сначала первый том, ибо второй том выйдет уже после моего ухода.

Думается, что деньги для этого найдутся. Буду просить и Катрин пожертвовать некоторую сумму на них. Может быть, и Уид и Болл[инг] тоже внесут свою лепту, кроме того, и члены [Общества] А[гни]-Й[оги] могли бы тоже внести на нужные им экземпляры, когда книга будет уже совсем готова к напечатанию.

В[еликий] Вл[адыка] торопил меня с переводом их, но я не могла насиловать мою милую сотрудницу, выразившую желание перевести их, у нее были свои трудности. Она начала переводить, когда мы жили еще в Наггаре. Пожалуй, лет семь тому назад, а м[ожет] б[ыть], и больше.

Родная Зиночка, поблагодарите милую сотрудницу, приславшую Мне выписки о Матери Агни-Йоги. Очень тронута таким ее трудом.

В[еликий] Вл[адыка] очень одобряет ее труд и просит ее продолжать делать такие выписки. "Труд ее пригодится в будущем при собирании жизнеописания о Моей Доверенной и Многовековой Сотруднице в Моих трудах на спасение нашей планеты и человечества ее. Ярая может выписать все сказанное о Женщине. О ярой Эпохе Женщины и мудром Водительстве ее. Пусть выпишет с помощью Зины и параграф о Моей Доверенной из кн[иги] "Беспредельность". Книга эта самая новая, и сотрудница Моя имеет самую огненную связь с нею".

Итак, обнимите и согрейте ее Одобрением В[еликого] Вл[адыки] и передайте ей мою сердечную признательность. Имею прекрасное письмо от Магдалены. Прислала мне описание своих снов. Она правильно делает, записывая их. Особенно понравился мне сон с лестницей и Две Руки, которые поддерживали лестницу и давали ей устойчивость, когда Магдалена спускалась по ней. Это очень характерный символ для передачи и запечатления в физическом мозгу сознания Высшего Покровительства. Если она видела это, значит, она заслужила это Покровительство и может спокойно и радостно следовать по Пути, указанному ей Учением, стараясь как можно лучше и шире понять все Данное и Даваемое. Расширение нашего сознания - наша самая главная и первая забота. Также пусть не забывает, что В[еликий] Вл[адыка] любит действие, и потому пусть проявит сотрудничество везде, где только творится благое действие во имя Служения.

Копия *

Напрасно думаете Вы, что Христос, приближая Иуду, не знал, куда приведет свободная воля этого ученика. Нет, Он знал. Он знал и конец

свой, ибо Иуда не впервые приближался к Нему. Христос знал, кто прятался под обликом Иуды. Иуда был давнишним предателем, и уже не раз он предал Христа. Но давно уже Сказано, что именно джины строят храмы. Распятием Христа Иуда дал миру нового Бога.

Также и другие высокие Духи знали, когда к ним приближался тот или иной предатель. Законы кармы сложны, и часто предатель приближается не по нашей личной карме, но при карме групповой или даже народа. Каждое предательство для предаваемого есть светлое возношение, но ужас бездны для предателя и попустительствующим ему.

И в нашем деле, с самого начала подхода апостатов, был дан ряд предупреждений, но настолько, чтобы, не нарушая кармы, мы могли строить с ними. Затем, в начале 25-го года, уже было Сказано, что основа гниет, а в 27-м году - что в течение грядущих десяти-одиннадцати лет можно ожидать самых утонченных предательств. Тогда же было Указано о предстоящих нам двух длительных процессах. Содержание моих писем к апостатам за все эти годы есть сплошной вопль о сохранении единения, принципа Иерархии, терпимости, великодушия и честности и т.д. и т.д. В этих письмах отражено все внутреннее духовное состояние апостатов, раздираемых самыми недостойными чувствами.

Конечно, люди, никогда не слыхавшие о законе кармы, или же люди, знающие о ней, но никогда не вникавшие в сложнейшие переплетения этого закона, захватывающего в свое плетение множества участников и даже целые народы, никогда не поймут, как действует этот непреложный закон. Точно так же не поймут они и утверждения, что джины строят храмы. Не поймут, что именно в силу несовершенства человечества происходит подобный парадокс.

Только обыватель, привыкший верить во Всеблагостного и Всемилосердного Отца Небесного, в наивности своей думает, что лишь друзья помогают возносить человека и что там, где Свет, там ничто злое не может приблизиться. Никогда такой обыватель не поднимется до осознания, что лишь антиподы возносят друг друга. Теплые последователи, как аморфная масса, остаются ни при чем, и именно они по апокалипсическому речению извергаются из уст... времен.

Трудно обывателю дорасти и до понимания, что лишь препятствиями мы растем.

Конечно, никто не может утверждать о всеведении Христа во время его земного прохождения. Но что Он знал главные этапы своего Пути и знал сущность подходивших к Нему людей, - это несомненно. Ибо гораздо меньшие личности знают это безошибочно своим накопленным чувствознанием.

Карма приводит на их путь определенных лиц, с которыми им суждено строить. Моральное состояние человечества делает этот выбор тяжким, трудным. Но сроки некоторых событий подходят, и приходится избирать из малого числа. Кроме того, часто выбор обусловлен и участием других сотрудников. Мало кто задумывается над ужасным моральным состоянием человечества, и сколько имеется людей, добрых и милых, но которые совершенно не в состоянии принять на себя ношу действенного подвига или даже хотя бы помочь такому подвигу. Страх, боязнь показаться смешными парализует лучшие намерения их. Ярых во зле много, но ярых в добре очень мало. И такие добрые, но трусливые по природе люди увеличивают собою кадры непротивленцев злу, предоставляя джинам лучшие возможности, они усиливают бедствия и страдания человечества. Но для достижений мужество необходимо, но мужество при совмещении разумной бережности и осторожности.

Также не бывает туманных пророчеств, идущих из Высшего Источника. Перечтите в кн[иге] "Община" параграфы 24 и 25. Сужденные исполнители пророчеств знают смысл и значение их. Потому не будем думать, что

Христос, этот Великий Дух, не знал Ему сужденного. Каждому носителю подвига предлагается чаша, и он сам избирает, хочет ли он принять ее всю или только часть ее. По закону антитез - самое худшее приносит самое лучшее. Кто же из мужественных подвижников не примет всю чашу? И в Учении советуется принять всю чашу - и мы не отступим от этого Совета.

Всем поносителям мы скажем словами одного великого Мыслителя: "Тот, кто считается со мнением множеств, тот никогда не поднимется над толпою". Не знаю худшей доли, как остаться среди толп! Потому мы спокойно относимся ко всем злотолкованиям. Есть люди, которые стремятся к золотым венцам, но другие все устремление свое полагают на достижение венца нерукотворного и потому вечного.

Привожу выдержку из одной беседы: "Именно толпы своими криками вели великого Учителя под особые страдания. Толпы, те же самые толпы кричали о царстве, и они же торопили на казнь. Так они своеобразно способствовали исполнению пророчеств. Невозможно представить, какая карма ложилась на множества безумцев! Могут теперь многие помнить события, которые легли на плечи многих поколений. Когда советую воздерживаться от неразумных слов и мыслей, тем самым прошу подумать о будущем. Учитель мог пройти Путь подвига и без рычаний толп, но именно исцеленные Им наполняли пространство угрозами и проклятиями. Такое проявление свободной воли можно назвать многими именами, но все же оно останется свободной волей. Правильно считать свободную волю высшим даром, но как разумно нужно пользоваться этим драгоценным сокровищем!".

Неосторожное слово, даже само по себе благое, но сказанное не к месту и не по сознанию слушателей, увеличивает ряды врагов. Потому так важно воздержание от выдачи сокровенного. Истинно знающий понимает все значение слов и умеет хранить доверенное.

Меморандум

Школа Объединенных Искусств была основана Н.К. и Е.И.Рерих, М[орисом] и З[инаидой] Лихтман в 1921 году. Затем к Школе присоединилось Фр[ансис] Грант. Осенью 1922 года присоединились Л[уис] и Н[етти] Хорши, причем Л.Хорш был избран казначеем по предложению Н.К.Рериха, бывшего тогда Президентом Учреждения. Тогда же всеми упомянутыми семью trustees было решено наименовать существующую школу "Master Institute of United Arts". При этом обратим внимание, что Л.Хорш действовал по изменению названия не самолично, но по уполномочию со стороны всех trustee.

8 мая 1923 года Н.К.Рерих и Е.И.Рерих отбыли в экспедицию, финансированную Master Institute of United Arts и Международным Художественным Центром (Корона Мунди), который был основан в 1922 году в Нью-Йорке. Перед отъездом по предложению Н.К.Рериха Л.Хорш был избран Президентом Учрежд[ений]. Сам Н.К. остался Почетным Президентом. Обратим внимание на то, что личные финансовые отношения между Н.К.Рерихом и Л.Хоршем ограничились приобретением Хоршем двух картин Н.К.Рериха весною 1922 года. Все же остальные финансирования экспедиции производились двумя вышеозначенными Учреждениями, в которых среди жертвователей главное участие принимал Л.Хорш. Очень важно отметить, что Хорш не был единственным жертвователем за все время. В ноябре 1924 года

Н.К.Рерих с сыном С.Н.Рерихом прибыл по делам Учреждений в Нью-Йорк. 8 декабря, накануне обратного отъезда к экспедиции, Л.Хорш для каких-то технических нужд настойчиво потребовал, чтобы Н.К.Рерих подписал векселя одновременно на экспедиционные суммы; хотя Н.К.Рерих был глубоко удивлен таким требованием Л.Хорша, но полагая, что это делается лишь ради какой-то проформы, объяснять которую Хорш считал слишком долгим накануне отъезда, Н.К. был вынужден исполнить эту проформу, тем более, что Хорш с 1923 года был полным доверенным

Н.К.Рериха и казначеем Учреждений. Все остальные trustees были чрезвычайно удивлены тою проформою для экспедиционных сумм, на которой Л.Х[орш] настаивал. После обмена мнений Л.Хорш сказал тогда же, что он уничтожил помянутые векселя, и тут же выдал письмо к Н.К., в котором он сообщал 8 дек[абря], что all loans were liquidated*. При этом во всех изданиях и в прессе определенно сообщалось, что экспедиция эта финансирована америк[анскими] Учреждениями.

В течение экспедиции М[орис] и З[инаида] Лихтманы дважды приезжали как в Сибирь, так и в Монголию, и видели, как расходовались экспедиционные суммы, которые переводились через местные банки. В конце мая 1928 года экспедиция прибыла из Тибета в Дарджилинг, и тогда же в августе З[инаида] Лихтман и Фр[ансис] Грант, а также и Св[ятослав] Рерих прибыли в Дарджилинг. Не забудем, что во время экспедиции два существовавших Учреждения - Мастер Институт и Корона Мунди - основали Музей Рериха, и таким образом приехавшие trustees были не только trustees двух первоначальных Учреждений, но и Музея. Фр[ансис] Грант привезла с собой проект письма, которое Л.Хорш просил ему выдать для безопасности картин, уже находившихся в Музее, и которое было нужно ему опять-таки для каких-то технических соображений. Твердо зная, что все экспедиционные суммы идут от Учреждений, а те суммы, которые жертвовал Л.Хорш учреждениям, именно идут не от него лично, но от Учреждений, Н.К.Рерих по предложению Фр[ансис] Грант подписал просимое письмо, опять-таки зная, что оно было потребовано лишь для безопасности картин.

В 1929 году Н.Рерих с сыновьями Юрием и Свят[ославом] прибыли в Нью-Йорк, причем Л.Хорш как поверенный Н.К.Рериха заверил, что все дела находятся в абсолютном порядке. А так как при следующем выезде Н.К.Рериха вопрос о таксах [налогах] не возникал, то это являлось еще большим доказательством, что и этот вопрос, как и ранее, был урегулирован полностью Л.Хоршем как доверенным Н.К. Не забудем, что все экспедиционные суммы находились в полном ведении Л.Хорша. В 1929 году - декларация, подписанная и Хоршем. В 1928 году была основана "Painting Corporation". Основание ее произошло еще в отсутствие Н.К.Рериха, и единственной причиной ее основания была опять-таки безопасность картин, особенно же ввиду производившейся постройки нового здания. Во время пребывания Н.К.Рериха в Нью-Йорке в 1929 году Совет Учреждений постановил приобрести последнюю присланную из Индии партию картин за сумму 200 000 долларов. Ввиду невозможности выплатить эту сумму было постановлено выплачивать с нее по четыре процента годовых. Очень важно отметить, что в течение первых полутора лет таковые проценты уже выплачивались. Затем Совет Trustees постановил выплатить Н.К.Рериху 15 000 долларов за его расходы по этому приезду из Индии в Нью-Йорк. Впоследствии Совет Trustees приобрел следующую группу картин ("Madonna Laboris" и пр.). А Н.К.Рерих отдельными суммами, как лоан, передал Учреждениям 4000 долл[аров]. Прилагаем здесь расчет по всем этим суммам.

Л.Хорш продолжал оставаться доверенным Н.К.Рериха и в 1934 году, когда Н.К.Рерих с сыном Юрием были в Нью-Йорке перед второй экспедицией в Монголию и Китай от Правительства С[евероамериканских] С[оединенных] Шт[атов] -Л.Хорш опятьтаки заверил, что все обстоит благополучно, он следит за всеми делами и представил документы по платежу такс. Затем, в начале июля 1935 года, без всяких причин со стороны Н.К.Рериха, Хорш сделал полный вольт-фас и посредством целого ряда махинаций, достаточно освещенных во всем последующем процессе, захватил Учреждения со всем их имуществом и изъял всех trustees, провозгласив себя единоличным владельцем Учреждений, которые были, как всему миру было известно, общественными Учреждениями.

В августе 1935 года Л.Хорш, еще оставаясь доверенным Н.К.Рериха, донес Правительству о якобы неплатеже налогов с экспедиционных сумм за 26-й и 27-й год, именно за те годы, когда Н.К.Рерих был с экспедицией в горах Тибета вне всяких сообщений. В то же время всем известно, что с экспедиционных сумм никакие налоги не взимаются. Если же эти суммы не

были экспедиционными, то спрашивается, на какие же суммы была произведена шестилетняя экспедиция? (250 000 долл[аров]) Если же мы сравним эту сумму с суммами экспедиций Свен Гедина и Андрьюса, то увидим, что помянутая сумма вовсе не была чрезмерной.

Не буду останавливаться на всех подробностях процесса, протекающего уже почти три года, за это время достаточно выяснилось, что все действия Л.Хорша с самого начала, с 1922 года, были действиями преднамеренными с конечной целью захвата Учреждений со всем имуществом. Не забудем, что Хорш в официальных отчетах своих в Олбани указывал на свое пожертвование в размере 1 117 000 долл[аров]. В той же цифре находились и все экспедиционные суммы. Весьма характерно, что в 1932 году во время ресивера Хоршем был организован большой митинг протеста, и при этом всякая опасность для существования Музея Рериха называлась национальным несчастьем. Но тогда это была лишь опасность. А теперь сам Хорш произвел неслыханный вандализм, самовольно уничтожив Музей, существовавший уже 15 лет как общественное учреждение.

Также не нужно забыть, что Хорш в течение тридцать первого до тридцать третьего года организовал ряд сборов общественных сумм на Учреждения. Но если теперь Хорш объявляет Учреждения своею собственностью, то выходит, что и эти сборы были произведены на частную собственность Хорша, - допустимо ли это? Также является вопросом, в каком положении сейчас оказались все прочие жертвователи, все почетные советники Музея и все сотрудники, которые в течение семнадцати лет трудились, зная, что они работают для общественного Учреждения, а вовсе не для частной аферы Хорша?

За время процесса выяснились некоторые непонятные обстоятельства. Так, например, мое письмо, выданное по предложению Фр[ансис] Грант в Дарджилинге и по просьбе Хорша заслушивается, в то время как совершенно ясное письмо Хорша к Н.К.Рериху от 8 декабря 1924 года почему-то игнорируется. Точно так же подстроенная копия с несуществующего документа о передаче будто бы всеми trustees шер и прав Л.Хоршу принимается как подлинный документ, а в то же время повсюду каждая незаверенная домашняя копия не должна быть принимаема.

Вообще, если мы сопоставим все странности этого процесса, то можно лишь удивиться, как долго и как ловко Л.Хорш вводил общественное мнение в заблуждение.

Когда остальные пять trustees показывают, что они своих прав Л.Хоршу не передавали, то почему-то дается вера одному Хоршу, т.е. тому человеку, который именно и стремился захватить все идеи, все Учреждения, все их имущество и многолетний труд trustees в свое полное единоличное владение, выбросив долголетних тружеников буквально на улицу и опорочив их доброе имя. Казалось бы, что вред, принесенный профессиональному имени, представляет огромный иск.

Если не все истцы могли быть по разным причинам в Нью-Йорке, то ведь могут быть взяты affidavits и depositions по месту их жительства, через местных магистратов. Breach of trust и совершенный Хоршем вандализм представляет собою мрачную страницу истории культуры!

Примечания

Стр. 9. ...из указанного чудесного уголка. - Вероятно речь идет об усадьбе Мориах.

Стр. 14. ...дара Камня... - имеется в виду получение Рерихами в 1923 году в Париже фрагмента Чинтамани - Сокровища Братьев Человечества.

Стр. 20. "Темпль" - речь идет об основанной Франчиа Ла Дью под руководством Учителя Иллариона общине Храм Человечества (Temple of the People).

Стр.     27. ...Пасик и мальчики мои... - обращение к мужу и сыновьям,

находившимся в Нью-Йорке.

Тара (санскр., букв. спасительница) - в буддийской мифологии бодхисатва, один из наиболее популярных женских образов, воплощающий в себе беспредельное сострадание.

Стр.     35. Иеровоам - один из исторических деятелей библейской эпохи. В

юности добился особого расположения со стороны царя Соломона, но позднее выступил против него. Став первым царем десяти колен израилевых, пытался реформировать религию в сторону идолопоклонства. (III Цар., XI, 17-48; XII, 28; XIII, 20; XIV, 1-18). Рерихами было получено сообщение, что Иеровоам - одно из прошлых воплощений З.Г.Фосдик.

Стр.     61. Все зависит от приезда Ам[оса]. - Амос - ветхозаветный

пророк, автор одной из книг Библии. По сообщению Махатмы Мории, одно из прошлых воплощений Н.К.Рериха.

Звенигород - "Город Знания", основание которого, согласно Указаниям Учителя, планировалось Рерихами в Горном Алтае.

Стр.     70. Император - здесь, глава "розенкрейцерского" _ ордена Аморк

(США, Калифорния).

Стр.     79. "Father said it" (англ.) - Отец так сказал.

"I will write to Father or Mother" (англ.) - я напишу об этом Отцу или Матери.

Стр.     85. ...от Володи... - Речь идет о В.К.Рерихе.

Стр.     91. ...мощного тока К[онрада]... - Конрад Принц (наст. фам.

Рыбаков), малоизвестный писатель русского зарубежья; автор нескольких весьма слабых романов и повестей мистического содержания. После неудачной попытки духовно сблизиться с Н.К.Рерихом стал его активным противником.

Стр.     95. Каприкорн - созвездие Козерога.

Стр. 109. "Когда Небеса ... недостатки". - В оригинале Е.И.Рерих приводит эту цитату по-английски. Перевод редактора.

Стр. 135. Аренсбург - официальное название г. Куресаарс (Кингисепп, на о. Сааремаа) в Эстонии до 1917 г.

Стр. 137. Бом-бенге - многокомпонентная мазь, предназначенная для местного разогрева и анестезии при суставных и мышечных болях.

Стр. 259. Свипера (англ., sweepers) - уборщики нечистот в Индии.

Стр. 294. . ..из текущих событий. - Цитата из "Разоблаченной Изиды" приводится в переводе с английского языка.

Стр. 303. Вина (санскр.) - индийский семиструнный щипковый музыкальный инструмент.

Стр. 307. Black-mail (англ., букв. черная почта) - шантаж.

Стр. 328. ...люблю книгу Купер-Оукли "Дневник мадам д'Адемар". ­По-видимому, речь идет об известной книге И.Купер-Оукли "Граф де Сен-Жермен". которая в значительной степени опирается на материалы упомянутого дневника.

Стр. 437. Питье из ячменя - ячменный напиток, или так называемый ячменный кофе.

 

Стр. 440. ...у меня в комнате 84 гр[адуса] - здесь температура дана по шкале Фаренгейта, что соответствует примерно 29°С.

Стр. 457. Копия - в своей интенсивной переписке с многочисленными корреспондентами Е.И.Рерих, отвечая на однотипные вопросы, неоднократно использовала фрагменты писем, предназначенных другим адресатам, содержащие ответы на аналогичные вопросы. Данное письмо скопировано Е.И.Рерих и надписано ее рукой.

Стр. 462. ...all loans were liquidated (англ.) - все векселя были уничтожены.

Словарь английских слов и выражений



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно