13.08.1938 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|Е.А.Зильберсдорфу|13.08.1938|МЦР, 2006||}}<p class=a0><span style='letter-spacing:-.05pt'>Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу</span></p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|Е.А.Зильберсдорфу|13.08.1938|МЦР, 2006||}}<p>Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;"><span style='letter-spacing:-.05pt'>13
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">13
-
августа 1938 г.</span></p>
+
августа 1938 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Евгений
+
<p>Дорогой Евгений
Александрович, имею Ваше письмо от 12 июля и рукопись последней главы Вашего
Александрович, имею Ваше письмо от 12 июля и рукопись последней главы Вашего
нового труда. Должна признаться, что сейчас мне трудно уже представить себе
нового труда. Должна признаться, что сейчас мне трудно уже представить себе
Строка 10: Строка 10:
несколько месяцев. Кроме того, Вы вносили добавления и вставки. Но думаю, что
несколько месяцев. Кроме того, Вы вносили добавления и вставки. Но думаю, что
Вы поступаете правильно, не отягощая Вашу книгу трудными местами из «Тайной
Вы поступаете правильно, не отягощая Вашу книгу трудными местами из «Тайной
-
Доктрины».</span></p>
+
Доктрины».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Согласна с Вами, что то, что
+
<p>Согласна с Вами, что то, что
напечатано, не может уже рассматриваться как нечто подлежащее сокрытию, но все
напечатано, не может уже рассматриваться как нечто подлежащее сокрытию, но все
же чуткость или соизмеримость должны подсказать, когда и где уместно то или
же чуткость или соизмеримость должны подсказать, когда и где уместно то или
Строка 22: Строка 22:
осторожность судима, то болтливость уже осуждена. Всегда лучше не доделать,
осторожность судима, то болтливость уже осуждена. Всегда лучше не доделать,
нежели переделать. Вспомните, сколько сказано в Учении о вреде не к месту
нежели переделать. Вспомните, сколько сказано в Учении о вреде не к месту
-
сказанного. «Даже Архат не уничтожит последствий необдуманно сказанного слова»<ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
сказанного. «Даже Архат не уничтожит последствий необдуманно сказанного слова»<ref> Агни Йога, 50 (опубликовано в другой редакции).</ref>. И как часто
-
mso-no-proof:yes'>Агни Йога, 50 (опубликовано в другой редакции).</span></ref>. И как часто
+
жизнь человеческая висит на конце такого слова!</p>
-
жизнь человеческая висит на конце такого слова!</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Многое уродливо преломляется
+
<p>Многое уродливо преломляется
в ограниченных сознаниях, и вред получается огромнейший. Лишь редчайшие единицы
в ограниченных сознаниях, и вред получается огромнейший. Лишь редчайшие единицы
людей могут подняться над планом нашей действительности и понять те законы,
людей могут подняться над планом нашей действительности и понять те законы,
Строка 34: Строка 33:
обстоятельствами. Отступление от этого мудрого завета кончалось рушением многих
обстоятельствами. Отступление от этого мудрого завета кончалось рушением многих
светлых начинаний и гибелью человеческих жизней. Приложу копии выдержек из
светлых начинаний и гибелью человеческих жизней. Приложу копии выдержек из
-
моего письма к одной сотруднице.</span></p>
+
моего письма к одной сотруднице.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На замечание, что Вы
+
<p>На замечание, что Вы
затрудняетесь сказать, «в чем было сделано больше ошибок со времени Христа – в
затрудняетесь сказать, «в чем было сделано больше ошибок со времени Христа – в
излишне поведанном или в излишне умолченном», отвечу, что во всем, что касается
излишне поведанном или в излишне умолченном», отвечу, что во всем, что касается
Строка 46: Строка 45:
Учениях, это будет полезно, но если хотите быть понятым большим числом
Учениях, это будет полезно, но если хотите быть понятым большим числом
слушателей, то не слишком вдавайтесь в сокровенные данные, приводимые в «Тайной
слушателей, то не слишком вдавайтесь в сокровенные данные, приводимые в «Тайной
-
Доктрине».</span></p>
+
Доктрине».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Именно, очень удачны
+
<p>Именно, очень удачны
приведенные в Вашей главе параллелизмы между Учениями. Конечно, в буддизме их
приведенные в Вашей главе параллелизмы между Учениями. Конечно, в буддизме их
тоже немало. Сейчас этим занялся пастор Артур Мэсси и в маленьком местном
тоже немало. Сейчас этим занялся пастор Артур Мэсси и в маленьком местном
Строка 54: Строка 53:
журнальчик, может быть, найдется, кто переведет их Вам. Так и «Основы Буддизма»
журнальчик, может быть, найдется, кто переведет их Вам. Так и «Основы Буддизма»
пошлю Вам на будущей неделе. Конечно, в «Основы Буддизма» вошла лишь небольшая
пошлю Вам на будущей неделе. Конечно, в «Основы Буддизма» вошла лишь небольшая
-
часть речений Будды, которых очень много.</span></p>
+
часть речений Будды, которых очень много.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь несколько советов. На
+
<p>Теперь несколько советов. На
странице 228 Вашей рукописи я заменила выражение «открытые центры» словами
странице 228 Вашей рукописи я заменила выражение «открытые центры» словами
«более тонким организмом», ибо и представителям Шестой расы придется немало
«более тонким организмом», ибо и представителям Шестой расы придется немало
поработать духовно над собою, чтобы открыть нервные центры, но при следующей
поработать духовно над собою, чтобы открыть нервные центры, но при следующей
стадии утонченности организма этот процесс будет значительно облегчен и
стадии утонченности организма этот процесс будет значительно облегчен и
-
ускорен.</span></p>
+
ускорен.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='letter-spacing:-.05pt;mso-no-proof:yes'>Затем,
+
<p>Затем,
-
где возможно, следует заменить слово «Господь», «Бог», «Тво</span><span
+
где возможно, следует заменить слово «Господь», «Бог», «Творец» – «Божественным Началом», ибо слишком уже
-
style='mso-no-proof:yes'>рец» – «Божественным Началом», ибо слишком уже
+
вкоренилось в сознании масс антропоморфическое представление со словом «Бог».
вкоренилось в сознании масс антропоморфическое представление со словом «Бог».
Хотелось бы продвинуть немного мышление людей в направлении осознания
Хотелось бы продвинуть немного мышление людей в направлении осознания
Строка 71: Строка 69:
ответственности как носителей этого принципа. Люди говорят о Несказуемости и
ответственности как носителей этого принципа. Люди говорят о Несказуемости и
Непостижимости и Незримости Его и в то же время наделяют эту Непостижимость
Непостижимости и Незримости Его и в то же время наделяют эту Непостижимость
-
всеми антропоморфическими качествами, чувствами и действиями.</span></p>
+
всеми антропоморфическими качествами, чувствами и действиями.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На странице 228 на последней
+
<p>На странице 228 на последней
строке Вы говорите: «И смерть духа в конце». Но так как дух бессмертен, то
строке Вы говорите: «И смерть духа в конце». Но так как дух бессмертен, то
лучше сказать: «Распад и, в конечном итоге, низвержение как отбросы в
лучше сказать: «Распад и, в конечном итоге, низвержение как отбросы в
космическую переработку». Пояснять же на страницах этого труда [не только] о
космическую переработку». Пояснять же на страницах этого труда [не только] о
возможном уничтожении личности, но о бессмертии индивидуальности слишком далеко
возможном уничтожении личности, но о бессмертии индивидуальности слишком далеко
-
уведет от Вашего основного задания.</span></p>
+
уведет от Вашего основного задания.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На странице 229 фразу: «Ведь
+
<p>На странице 229 фразу: «Ведь
это тоже погибшие овцы дома арийцев, которые не приняли Учения своего
это тоже погибшие овцы дома арийцев, которые не приняли Учения своего
верховного духовного Руководителя Кришны, данного в начале рождения этой расы»
верховного духовного Руководителя Кришны, данного в начале рождения этой расы»
Строка 88: Строка 86:
заблуждение читателей, незнакомых с индусским эпосом и мифологией. Потому перед
заблуждение читателей, незнакомых с индусским эпосом и мифологией. Потому перед
глаголом «не хотят» я поставила бы: «Представители его (христианства) не хотят
глаголом «не хотят» я поставила бы: «Представители его (христианства) не хотят
-
принять Учения Христа, забытого в главной части его...»</span></p>
+
принять Учения Христа, забытого в главной части его...»</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также на странице 230 я
+
<p>Также на странице 230 я
вычеркнула бы следующую фразу: «Пять тысяч лет – немалый срок, и, вероятно,
вычеркнула бы следующую фразу: «Пять тысяч лет – немалый срок, и, вероятно,
нужна была сугубая осторожность заменить это слово общим характером Учения».
нужна была сугубая осторожность заменить это слово общим характером Учения».
Строка 110: Строка 108:
эгоистического чувства. Любовь к человечеству требует полного самоотречения и
эгоистического чувства. Любовь к человечеству требует полного самоотречения и
самоотвержения, ибо если любовь к Возлюбленному приносит и ответ Возлюбленного,
самоотвержения, ибо если любовь к Возлюбленному приносит и ответ Возлюбленного,
-
то любовь к человечеству венчается терновым венцом.</span></p>
+
то любовь к человечеству венчается терновым венцом.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Для облегчения подвига общего
+
<p>Для облегчения подвига общего
блага все Учения Востока указывают нам на пробуждение в себе любви к Иерархии
блага все Учения Востока указывают нам на пробуждение в себе любви к Иерархии
Света, к избранному Гуру, на устремление к великому Служению. Учения Востока,
Света, к избранному Гуру, на устремление к великому Служению. Учения Востока,
Строка 119: Строка 117:
к Иерархии есть величайшая радость и восхищение духа, но одна форма любви без
к Иерархии есть величайшая радость и восхищение духа, но одна форма любви без
другой несовершенна, потому благо тому, кто может вместить их все в своем
другой несовершенна, потому благо тому, кто может вместить их все в своем
-
сердце.</span></p>
+
сердце.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На странице 237 неправильно
+
<p>На странице 237 неправильно
сказать, что Жанна Д'Арк и Джордано Бруно воспринимали посылки бессознательно,
сказать, что Жанна Д'Арк и Джордано Бруно воспринимали посылки бессознательно,
не зная Источника. Невозможно ставить Жанну Д'Арк и Джордано Бруно на одну доску
не зная Источника. Невозможно ставить Жанну Д'Арк и Джордано Бруно на одну доску
-
с Лютером. Джордано Бруно был воплощением Великого Учителя ...<ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
с Лютером. Джордано Бруно был воплощением Великого Учителя ...<ref> В тексте пропуск.</ref> Но оставьте
-
mso-no-proof:yes'>В тексте пропуск.</span></ref> Но оставьте
+
это сведение для себя, ибо теософы ложно приписывают это воплощение Анни
это сведение для себя, ибо теософы ложно приписывают это воплощение Анни
Безант. Анни Безант была крупным духом, но все же зачем приписывать ей чужие
Безант. Анни Безант была крупным духом, но все же зачем приписывать ей чужие
-
воплощения?</span></p>
+
воплощения?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Центр Азии никогда не был
+
<p>Центр Азии никогда не был
затронут ни одним катаклизмом и потому всегда существовал и будет существовать
затронут ни одним катаклизмом и потому всегда существовал и будет существовать
-
до самого конца нашей [[Манвантара|Манвантары]].</span></p>
+
до самого конца нашей [[Манвантара|Манвантары]].</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На странице 236 Вам непонятна
+
<p>На странице 236 Вам непонятна
фраза: «Но читать их будут не более, нежели пальцев Ваших». Добавлю несколько
фраза: «Но читать их будут не более, нежели пальцев Ваших». Добавлю несколько
слов к ней для ясности: «Но читать их (беседы) будут люди, численность которых
слов к ней для ясности: «Но читать их (беседы) будут люди, численность которых
-
не будет превышать число пальцев Ваших».</span></p>
+
не будет превышать число пальцев Ваших».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь Ваше представление о
+
<p>Теперь Ваше представление о
зарождении человечества на нашей планете. Прежде всего необходимо усвоить, что
зарождении человечества на нашей планете. Прежде всего необходимо усвоить, что
лунная эволюция была значительно ниже земной и обитатели Луны не обладали
лунная эволюция была значительно ниже земной и обитатели Луны не обладали
Строка 155: Строка 152:
необходимо было получить импульс или искру от Духов, обладавших уже высоким
необходимо было получить импульс или искру от Духов, обладавших уже высоким
разумением, вполне оформленной ментальной оболочкой, или, как их называют,
разумением, вполне оформленной ментальной оболочкой, или, как их называют,
-
Агнишваттами, или Кумарами, Архангелами т.д. и т.д.</span></p>
+
Агнишваттами, или Кумарами, Архангелами т.д. и т.д.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Разнообразие видов природы
+
<p>Разнообразие видов природы
зависит именно от духов, привлеченных из других миров и даже систем. Ибо при
зависит именно от духов, привлеченных из других миров и даже систем. Ибо при
взрывах того или иного мира астральная сфера ее притягивается иногда к орбите
взрывах того или иного мира астральная сфера ее притягивается иногда к орбите
-
планеты, находящейся в другой системе.</span></p>
+
планеты, находящейся в другой системе.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так поэты, воображение
+
<p>Так поэты, воображение
которых рисовало им прекрасные воздушные образы лунных обитателей, содрогнулись
которых рисовало им прекрасные воздушные образы лунных обитателей, содрогнулись
бы при виде некоторых настоящих лунных обитателей, покрытых волосами, и еще при
бы при виде некоторых настоящих лунных обитателей, покрытых волосами, и еще при
Строка 171: Строка 168:
развития, и этот разум при гармонии с Руководящими Силами может вознести
развития, и этот разум при гармонии с Руководящими Силами может вознести
планету до великого расцвета, и он же, в противном случае, способствует ее
планету до великого расцвета, и он же, в противном случае, способствует ее
-
скорейшему распадению или гибели.</span></p>
+
скорейшему распадению или гибели.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Итак, следует всегда помнить,
+
<p>Итак, следует всегда помнить,
во-первых, все многообразие эволюции Беспредельности и, во-вторых, основную
во-первых, все многообразие эволюции Беспредельности и, во-вторых, основную
схему. Именно низшие сущности проходят через низшие царства планеты, чтобы
схему. Именно низшие сущности проходят через низшие царства планеты, чтобы
Строка 180: Строка 177:
называемой человеческой, разумной эволюции, то Строители, или Иерархия Духов
называемой человеческой, разумной эволюции, то Строители, или Иерархия Духов
высших эволюций с других миров, жертвуют своим естеством для облачения монад в
высших эволюций с других миров, жертвуют своим естеством для облачения монад в
-
человеческую оболочку и даже сами в разные периоды воплощаются в эти оболочки.</span></p>
+
человеческую оболочку и даже сами в разные периоды воплощаются в эти оболочки.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Думаю, что в случае
+
<p>Думаю, что в случае
благополучного завершения нашей планетою положенного для нее цикла духи земного
благополучного завершения нашей планетою положенного для нее цикла духи земного
человечества смогут выполнить на новой планете роль Бархишадов и наиболее
человечества смогут выполнить на новой планете роль Бархишадов и наиболее
Строка 190: Строка 187:
взорвется раньше срока, то, конечно, человечество наше, в своем большинстве,
взорвется раньше срока, то, конечно, человечество наше, в своем большинстве,
может очутиться и на низшей планете и снова будет проходить через низшие
может очутиться и на низшей планете и снова будет проходить через низшие
-
царства ее. Великое соответствие и целесообразность царствуют в Космосе.</span></p>
+
царства ее. Великое соответствие и целесообразность царствуют в Космосе.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Сказано, что на высших
+
<p>Сказано, что на высших
планетах меньше животных и они гораздо совершеннее. Так, на Венере совсем нет
планетах меньше животных и они гораздо совершеннее. Так, на Венере совсем нет
насекомых и хищников. Там настоящее царство полетов, летают люди, летают птицы
насекомых и хищников. Там настоящее царство полетов, летают люди, летают птицы
Строка 199: Строка 196:
прошу Вас не включать их в книгу. Великий Владыка не разрешает пока оповещать в
прошу Вас не включать их в книгу. Великий Владыка не разрешает пока оповещать в
печати. Люди должны сначала переварить «Тайную Доктрину», которая для многих
печати. Люди должны сначала переварить «Тайную Доктрину», которая для многих
-
еще совершенно неприемлема.</span></p>
+
еще совершенно неприемлема.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Привожу Вам полезную беседу:
+
<p>Привожу Вам полезную беседу:
«Вы знаете, насколько трудно принимают люди разнообразие эволюции. Они, прежде
«Вы знаете, насколько трудно принимают люди разнообразие эволюции. Они, прежде
всего, скажут о едином законе, каждый напомнит те отрывки о миросозидании,
всего, скажут о едином законе, каждый напомнит те отрывки о миросозидании,
Строка 225: Строка 222:
ограничения. Пусть сперва пробуют ощутить себя в Беспредельности, затем
ограничения. Пусть сперва пробуют ощутить себя в Беспредельности, затем
укрепятся сознанием у дальних миров. Так придут к мысли о разнообразии
укрепятся сознанием у дальних миров. Так придут к мысли о разнообразии
-
эволюции»<ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
эволюции»<ref> Надземное, 279 (опубликовано в другой редакции).</ref>.</p>
-
mso-no-proof:yes'>Надземное, 279 (опубликовано в другой редакции).</span></ref>.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о чистилище, или
+
<p>Теперь о чистилище, или
средних сферах Тонкого Мира. Низшие уже близки к описанию ада. Именно от самого
средних сферах Тонкого Мира. Низшие уже близки к описанию ада. Именно от самого
человека зависит использовать как можно полезнее для себя и других свое
человека зависит использовать как можно полезнее для себя и других свое
Строка 245: Строка 241:
высшие сферы, где царствует творчество мысли. Теплота, безразличие и лень –
высшие сферы, где царствует творчество мысли. Теплота, безразличие и лень –
наши самые страшные палачи. Они – пожиратели психической энергии, которая одна
наши самые страшные палачи. Они – пожиратели психической энергии, которая одна
-
делает нас сознательными и бессмертными.</span></p>
+
делает нас сознательными и бессмертными.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Изжить пороки в Тонком Мире
+
<p>Изжить пороки в Тонком Мире
невозможно, они должны быть изжиты на земле, ибо лишь на земле можем мы
невозможно, они должны быть изжиты на земле, ибо лишь на земле можем мы
преобразить, или трансмутировать, наши энергии в более высокие проявления их.
преобразить, или трансмутировать, наши энергии в более высокие проявления их.
Строка 254: Строка 250:
при новом земном нарождении уже легче будет преодолевать влечения к тому или иному
при новом земном нарождении уже легче будет преодолевать влечения к тому или иному
пороку. Если бы мы могли изжить пороки в Тонком Мире, то к чему были бы земные
пороку. Если бы мы могли изжить пороки в Тонком Мире, то к чему были бы земные
-
воплощения?</span></p>
+
воплощения?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Самое прекрасное пребывание в
+
<p>Самое прекрасное пребывание в
Тонком Мире имеют души великих тружеников мысли и творчества, полагавшие свой
Тонком Мире имеют души великих тружеников мысли и творчества, полагавшие свой
труд во благо человечества. Они найдут там безграничные возможности применения
труд во благо человечества. Они найдут там безграничные возможности применения
всех своих способностей и устремлений. Можно позавидовать существованию Маркони
всех своих способностей и устремлений. Можно позавидовать существованию Маркони
-
и Фламмариона в тонких сферах.</span></p>
+
и Фламмариона в тонких сферах.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Ярые злобные души и души,
+
<p>Ярые злобные души и души,
жившие лишь чувственными наслаждениями, очень страдают из-за невозможности
жившие лишь чувственными наслаждениями, очень страдают из-за невозможности
утолить свою злобу и страсти. Они буквально горят в пламени этих страстей.
утолить свою злобу и страсти. Они буквально горят в пламени этих страстей.
Строка 271: Строка 267:
превышает телесные страдания. Ужасы низших слоев Тонкого Мира не поддаются
превышает телесные страдания. Ужасы низших слоев Тонкого Мира не поддаются
описанию, но лучше не останавливаться на них, чтобы не усилять их и не
описанию, но лучше не останавливаться на них, чтобы не усилять их и не
-
отяжелять себя подобными мыслеобразами.</span></p>
+
отяжелять себя подобными мыслеобразами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень посмеялась Вашему
+
<p>Очень посмеялась Вашему
житейски мудрому толкованию слов молитвы: «И не введи нас в искушение...»
житейски мудрому толкованию слов молитвы: «И не введи нас в искушение...»
Вспоминаю нашу экономку, которая всегда запирала на ключ все продукты, чтобы не
Вспоминаю нашу экономку, которая всегда запирала на ключ все продукты, чтобы не
Строка 287: Строка 283:
предпочитаю сказать: «Благословенны препятствия, ибо ими мы растем». Конечно,
предпочитаю сказать: «Благословенны препятствия, ибо ими мы растем». Конечно,
из этого нельзя делать выводы, что следует оставлять велосипед на улице без
из этого нельзя делать выводы, что следует оставлять велосипед на улице без
-
присмотра или же кассу не запертой. Все хорошо на своем месте.</span></p>
+
присмотра или же кассу не запертой. Все хорошо на своем месте.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Большое спасибо Вам за
+
<p>Большое спасибо Вам за
присланную книгу. Я еще не успела ее всю прочесть. Много в ней любопытного. Но
присланную книгу. Я еще не успела ее всю прочесть. Много в ней любопытного. Но
думаю, что она была «обработана» уже в Румынии, и потому в нее было включено
думаю, что она была «обработана» уже в Румынии, и потому в нее было включено
Строка 306: Строка 302:
Его физическая сила не тратится больше на грубый грязный труд, она переродилась
Его физическая сила не тратится больше на грубый грязный труд, она переродилась
в духовную, и вся мощь ее направлена к исследованию тех основных вопросов
в духовную, и вся мощь ее направлена к исследованию тех основных вопросов
-
бытия, над решением которых издревле безуспешно бьется мысль».</span></p>
+
бытия, над решением которых издревле безуспешно бьется мысль».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Прочтя их, должна сказать,
+
<p>Прочтя их, должна сказать,
что каждый разумный человек, стремящийся к прогрессу, к общему благу, конечно,
что каждый разумный человек, стремящийся к прогрессу, к общему благу, конечно,
разделяет эти чаяния большого писателя. Обратите внимание, как Млынов, этот
разделяет эти чаяния большого писателя. Обратите внимание, как Млынов, этот
Строка 326: Строка 322:
в последнем Круге нашей Земли, если она доживет до этого срока. Только
в последнем Круге нашей Земли, если она доживет до этого срока. Только
окостеневшее сердце не будет стремиться к общему благу, но лишь думать о
окостеневшее сердце не будет стремиться к общему благу, но лишь думать о
-
спасении собственной души.</span></p>
+
спасении собственной души.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Не о спасении своем думать
+
<p>Не о спасении своем думать
нужно, но о приношении подвига жизненного на общее благо. Многие думавшие об
нужно, но о приношении подвига жизненного на общее благо. Многие думавшие об
общем благе и ради него жертвовавшие своею жизнью были ближе к Богу, нежели
общем благе и ради него жертвовавшие своею жизнью были ближе к Богу, нежели
твердящие устами имя Его и думающие лишь о спасении своей души. «Любящий душу
твердящие устами имя Его и думающие лишь о спасении своей души. «Любящий душу
свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь
свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь
-
вечную».</span></p>
+
вечную».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Много выдержек из научных
+
<p>Много выдержек из научных
трудов философов и писателей привел Млынов, но много не продумал или не
трудов философов и писателей привел Млынов, но много не продумал или не
дочитал. Потому остается у него немало нелепых утверждений, вроде того, что
дочитал. Потому остается у него немало нелепых утверждений, вроде того, что
Строка 343: Строка 339:
Христова. В «Тайной Доктрине» упоминаются эти раскопки. Рассуждения Афанасия
Христова. В «Тайной Доктрине» упоминаются эти раскопки. Рассуждения Афанасия
Петрова гораздо жизненнее, новее и искреннее в своей непосредственности, потому
Петрова гораздо жизненнее, новее и искреннее в своей непосредственности, потому
-
и убедительнее.</span></p>
+
и убедительнее.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В заключение скажу: очень
+
<p>В заключение скажу: очень
сочувствую Вашей оценке значения деятельности Л.Толстого. Читали ли Вы чудесную
сочувствую Вашей оценке значения деятельности Л.Толстого. Читали ли Вы чудесную
-
книжечку Валентина Булгакова «Толстой – Моралист»? Советую очень ее приобрести.</span></p>
+
книжечку Валентина Булгакова «Толстой – Моралист»? Советую очень ее приобрести.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вышлю Вам «Основы Буддизма»
+
<p>Вышлю Вам «Основы Буддизма»
-
на будущей неделе.</span></p>
+
на будущей неделе.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В рукописи некоторые места я
+
<p>В рукописи некоторые места я
поставила в скобки. Просмотрите, не лучше ли их изъять? Мне очень хотелось бы,
поставила в скобки. Просмотрите, не лучше ли их изъять? Мне очень хотелось бы,
чтобы Вы не торопились с изданием этого Вашего труда. Могут подойти новые
чтобы Вы не торопились с изданием этого Вашего труда. Могут подойти новые
интересные материалы. Кроме того, необходимо правильно оценить местные
интересные материалы. Кроме того, необходимо правильно оценить местные
-
настроения и обстоятельства. Всегда хорошо выждать удачные сроки.</span></p>
+
настроения и обстоятельства. Всегда хорошо выждать удачные сроки.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Шлю Вам бодрость и мужество,
+
<p>Шлю Вам бодрость и мужество,
ибо влияние солнечных пятен и пространственных вихрей в грядущем году будет
ибо влияние солнечных пятен и пространственных вихрей в грядущем году будет
велико. Можно сказать, что тучи сгущаются, но там, где поднят Щит Иерархии, там
велико. Можно сказать, что тучи сгущаются, но там, где поднят Щит Иерархии, там
свет все разгорается. Храните здоровье, это очень нужно сейчас, советуйте и
свет все разгорается. Храните здоровье, это очень нужно сейчас, советуйте и
-
друзьям следить за самочувствием.</span></p>
+
друзьям следить за самочувствием.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Сердечный привет и от Н.К.</span></p>
+
<p>Сердечный привет и от Н.К.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Духом с Вами.</span></p>
+
<p>Духом с Вами.</p>
-
<p class=MsoSignature style='margin-top:0cm'>Е.Р.</p>
+
<p style="margin-top:0cm;">Е.Р.</p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Е.А.Зильберсдорфу
  • Дата : 13.08.1938
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу

13 августа 1938 г.

Дорогой Евгений Александрович, имею Ваше письмо от 12 июля и рукопись последней главы Вашего нового труда. Должна признаться, что сейчас мне трудно уже представить себе Вашу книгу целиком, ибо между чтением отдельных глав ее проходило иногда несколько месяцев. Кроме того, Вы вносили добавления и вставки. Но думаю, что Вы поступаете правильно, не отягощая Вашу книгу трудными местами из «Тайной Доктрины».

Согласна с Вами, что то, что напечатано, не может уже рассматриваться как нечто подлежащее сокрытию, но все же чуткость или соизмеримость должны подсказать, когда и где уместно то или иное упоминание или же умолчание. Многое зависит от того, как передать, как осветить и при каких обстоятельствах привести то или иное понятие. Иногда даже простое упоминание о духе будет неуместно и вызовет лишь кощунство и страшный антагонизм. Потому не могу согласиться с Вашим суждением, что излишняя осторожность так же вредна, как и излишняя болтливость. Скажу – если излишняя осторожность судима, то болтливость уже осуждена. Всегда лучше не доделать, нежели переделать. Вспомните, сколько сказано в Учении о вреде не к месту сказанного. «Даже Архат не уничтожит последствий необдуманно сказанного слова»[1]. И как часто жизнь человеческая висит на конце такого слова!

Многое уродливо преломляется в ограниченных сознаниях, и вред получается огромнейший. Лишь редчайшие единицы людей могут подняться над планом нашей действительности и понять те законы, которые движут событиями, следовательно, людьми. Большое знание не прощается и вызывает злобный антагонизм толпы и средняков. Потому во все века Великие Учителя заповедали говорить по сознанию слушателей и в соизмеримости с обстоятельствами. Отступление от этого мудрого завета кончалось рушением многих светлых начинаний и гибелью человеческих жизней. Приложу копии выдержек из моего письма к одной сотруднице.

На замечание, что Вы затрудняетесь сказать, «в чем было сделано больше ошибок со времени Христа – в излишне поведанном или в излишне умолченном», отвечу, что во всем, что касается до Христа и Его Учения, можно сказать, что не излишне поведанное или излишне умолченное, но именно невежественное и корысти ради искажение Его простых речений и заветов принесло столько вреда. Очень был бы полезен труд, поясняющий Евангелия в свете синтеза всех духовных Учений. Потому, если Вы будете разъяснять Евангелия, пользуясь основами Живой Этики и параллелизмами в других Учениях, это будет полезно, но если хотите быть понятым большим числом слушателей, то не слишком вдавайтесь в сокровенные данные, приводимые в «Тайной Доктрине».

Именно, очень удачны приведенные в Вашей главе параллелизмы между Учениями. Конечно, в буддизме их тоже немало. Сейчас этим занялся пастор Артур Мэсси и в маленьком местном журнальчике «Визион» печатает их. У меня нет времени перевести их, но пошлю Вам журнальчик, может быть, найдется, кто переведет их Вам. Так и «Основы Буддизма» пошлю Вам на будущей неделе. Конечно, в «Основы Буддизма» вошла лишь небольшая часть речений Будды, которых очень много.

Теперь несколько советов. На странице 228 Вашей рукописи я заменила выражение «открытые центры» словами «более тонким организмом», ибо и представителям Шестой расы придется немало поработать духовно над собою, чтобы открыть нервные центры, но при следующей стадии утонченности организма этот процесс будет значительно облегчен и ускорен.

Затем, где возможно, следует заменить слово «Господь», «Бог», «Творец» – «Божественным Началом», ибо слишком уже вкоренилось в сознании масс антропоморфическое представление со словом «Бог». Хотелось бы продвинуть немного мышление людей в направлении осознания величественного и беспредельного Принципа всего сущего и в понимании своей ответственности как носителей этого принципа. Люди говорят о Несказуемости и Непостижимости и Незримости Его и в то же время наделяют эту Непостижимость всеми антропоморфическими качествами, чувствами и действиями.

На странице 228 на последней строке Вы говорите: «И смерть духа в конце». Но так как дух бессмертен, то лучше сказать: «Распад и, в конечном итоге, низвержение как отбросы в космическую переработку». Пояснять же на страницах этого труда [не только] о возможном уничтожении личности, но о бессмертии индивидуальности слишком далеко уведет от Вашего основного задания.

На странице 229 фразу: «Ведь это тоже погибшие овцы дома арийцев, которые не приняли Учения своего верховного духовного Руководителя Кришны, данного в начале рождения этой расы» лучше изъять. В такой форме это утверждение неверно. Арийская раса зародилась миллион лет тому назад, еще в Атлантиде, тогда как рождение Кришны индусы относят за три тысячелетия до нашей христианской эры. Эта фраза введет в заблуждение читателей, незнакомых с индусским эпосом и мифологией. Потому перед глаголом «не хотят» я поставила бы: «Представители его (христианства) не хотят принять Учения Христа, забытого в главной части его...»

Также на странице 230 я вычеркнула бы следующую фразу: «Пять тысяч лет – немалый срок, и, вероятно, нужна была сугубая осторожность заменить это слово общим характером Учения». Она тоже может ввести в заблуждение. Вы говорите, что Вам «приходится часто слышать упрек учению Востока за отсутствие в нем Учения любви, каковое имеется в Евангелии». Этот упрек крайне несправедлив, и упрекающие обнаруживают свое невежество. Именно на Востоке существует величайший культ Любви. Все их учения, вся их мифология, весь их эпос, вся поэзия и народные сказания превозносят это великое чувство, которым все создано, все живет и движется. Именно нигде так, как на Востоке, не воспета Любовь во всех ее тончайших нюансах и качествах. Все йоги имеют в основании своем именно любовь или преданность к избранному идеалу. Самый высокий вид йоги называется йогой Любви. При этой йоге Божественное Начало принимает аспект Возлюбленного или Возлюбленной, ибо самая мощная форма любви выражается в любви двух начал. Именно вся индусская литература есть единый гимн любви к Божественному Началу под всеми Его Аспектами от Непознаваемого и Несказуемого до образа личного Бога, Гуру, Матери, Возлюбленной и Возлюбленного... Так и Учение Живой Этики есть призыв к Любви, к служению общему благу, что есть высшая форма любви, ибо она лишена эгоистического чувства. Любовь к человечеству требует полного самоотречения и самоотвержения, ибо если любовь к Возлюбленному приносит и ответ Возлюбленного, то любовь к человечеству венчается терновым венцом.

Для облегчения подвига общего блага все Учения Востока указывают нам на пробуждение в себе любви к Иерархии Света, к избранному Гуру, на устремление к великому Служению. Учения Востока, так же как и Учение Живой Этики, утверждают воспитание сердца для восприятия высшей формы любви. Любовь к человечеству есть действенный подвиг любви, любовь к Иерархии есть величайшая радость и восхищение духа, но одна форма любви без другой несовершенна, потому благо тому, кто может вместить их все в своем сердце.

На странице 237 неправильно сказать, что Жанна Д'Арк и Джордано Бруно воспринимали посылки бессознательно, не зная Источника. Невозможно ставить Жанну Д'Арк и Джордано Бруно на одну доску с Лютером. Джордано Бруно был воплощением Великого Учителя ...[1] Но оставьте это сведение для себя, ибо теософы ложно приписывают это воплощение Анни Безант. Анни Безант была крупным духом, но все же зачем приписывать ей чужие воплощения?

Центр Азии никогда не был затронут ни одним катаклизмом и потому всегда существовал и будет существовать до самого конца нашей Манвантары.

На странице 236 Вам непонятна фраза: «Но читать их будут не более, нежели пальцев Ваших». Добавлю несколько слов к ней для ясности: «Но читать их (беседы) будут люди, численность которых не будет превышать число пальцев Ваших».

Теперь Ваше представление о зарождении человечества на нашей планете. Прежде всего необходимо усвоить, что лунная эволюция была значительно ниже земной и обитатели Луны не обладали рассудком, или так называемым интеллектом. При завершении ими лунной эволюции ум их не превышал инстинкта высших животных, но ведь и сейчас немало земных жителей, ум которых недалек от инстинкта животных, именно, многие еще живут инстинктом. Потому, конечно, лунные монады должны были начать свою новую эволюцию на Земле с растительного и животного царства, чтобы примениться к условиям новой планеты. Бархишады – эволюция других, более высоких миров, но тоже далеко не совершенных, и, конечно, среди них тоже были монады разного развития. Они способствовали облачению лунной монады в человеческие оболочки. В связи с этим прочтите в «Чаше Востока» страницу 128 – «Добавочные Записи». Именно Бархишады основали первую расу людей на нашей Земле. Но и они могли дать лишь астральную оболочку с ее животными инстинктами. Потому для пробуждения зачатков разума необходимо было получить импульс или искру от Духов, обладавших уже высоким разумением, вполне оформленной ментальной оболочкой, или, как их называют, Агнишваттами, или Кумарами, Архангелами т.д. и т.д.

Разнообразие видов природы зависит именно от духов, привлеченных из других миров и даже систем. Ибо при взрывах того или иного мира астральная сфера ее притягивается иногда к орбите планеты, находящейся в другой системе.

Так поэты, воображение которых рисовало им прекрасные воздушные образы лунных обитателей, содрогнулись бы при виде некоторых настоящих лунных обитателей, покрытых волосами, и еще при других особенностях. Ведь и внутреннее их строение отличалось от нашего. Так и зрение было иное, они могли видеть спереди и сзади. Мы должны привыкать к мыслям о бесконечном разнообразии творений и о медлительности эволюции на ее первых ступенях. Лишь с зарождением разума эволюция вступает в ускоренный процесс развития, и этот разум при гармонии с Руководящими Силами может вознести планету до великого расцвета, и он же, в противном случае, способствует ее скорейшему распадению или гибели.

Итак, следует всегда помнить, во-первых, все многообразие эволюции Беспредельности и, во-вторых, основную схему. Именно низшие сущности проходят через низшие царства планеты, чтобы приспособиться к ее условиям и развить низшие оболочки. Но когда достигнуто завершение в наиболее высоком животном типе и наступает возможность так называемой человеческой, разумной эволюции, то Строители, или Иерархия Духов высших эволюций с других миров, жертвуют своим естеством для облачения монад в человеческую оболочку и даже сами в разные периоды воплощаются в эти оболочки.

Думаю, что в случае благополучного завершения нашей планетою положенного для нее цикла духи земного человечества смогут выполнить на новой планете роль Бархишадов и наиболее высокие монады среди них смогут даже стать пробудителями огня разума, ибо разве не сказано в «Тайной Доктрине», что в конце Седьмого Круга многие люди станут сынами беспорочных родителей и Буддами. Если же наша планета не выдержит и взорвется раньше срока, то, конечно, человечество наше, в своем большинстве, может очутиться и на низшей планете и снова будет проходить через низшие царства ее. Великое соответствие и целесообразность царствуют в Космосе.

Сказано, что на высших планетах меньше животных и они гораздо совершеннее. Так, на Венере совсем нет насекомых и хищников. Там настоящее царство полетов, летают люди, летают птицы и даже рыбы. Причем птицы понимают человеческую речь. Краски птиц и рыб достигают изумительной красоты и разнообразия. Вот Вам несколько намеков, но прошу Вас не включать их в книгу. Великий Владыка не разрешает пока оповещать в печати. Люди должны сначала переварить «Тайную Доктрину», которая для многих еще совершенно неприемлема.

Привожу Вам полезную беседу: «Вы знаете, насколько трудно принимают люди разнообразие эволюции. Они, прежде всего, скажут о едином законе, каждый напомнит те отрывки о миросозидании, которые ему пришлось узнать. При этом будут найдены многие противоречия, и люди не замедлят упрекнуть кого-то в неточности. Споры и недоумения возникают, но большей частью от невмещения Беспредельности. По земному разумению трудно представить схему, которая пребудет неприкосновенной, тоже нелегко вообразить все ветви того же закона, но все-таки нужно привыкать к космическому многообразию. Наша планета с ее тонкими сферами может испытать самые неожиданные воздействия из дальних миров. Не следует полагать, что наша Солнечная система представляет нечто обособленное, наоборот, все миры находятся в тончайшем взаимодействии, таким образом, закон основной незыблем. Но каждое небесное тело может создать вокруг себя индивидуальные особенности. На Земле могут ужиться представители самых дальних эволюций с людьми Шестой расы. Также можно видеть, что мировоззрение колеблется от примитивного до разумения озаренности. Но не только среди природы проявленной замечаются непримиримые крайности, они еще более поражают в мире Тонком. Можно представить, как могут вторгаться воздействия самых отдаленных систем. Такие воздействия могут быть подобны взрывам и смерчам. Они вносят своего рода революции, потому не следует представлять себе Тонкий Мир как нечто мертвоузаконенное. Могут быть и в высоких сферах столкновения психических сил. К таким представлениям нужно привыкать. Только ясное сознание о великом разнообразии может оберечь от пагубы ограничения. Пусть сперва пробуют ощутить себя в Беспредельности, затем укрепятся сознанием у дальних миров. Так придут к мысли о разнообразии эволюции»[1].

Теперь о чистилище, или средних сферах Тонкого Мира. Низшие уже близки к описанию ада. Именно от самого человека зависит использовать как можно полезнее для себя и других свое пребывание в средних сферах. По мере нашего очищения и более высокие сферы становятся нам доступны, и перед погружением в состояние Девачана мы сбрасываем уже изношенную астральную оболочку, которая тем быстрее разлагается, чем она чище. У высоких духов при помощи Великих Учителей астральная оболочка после использования ее предается пространственному огню. Но не все духи идут в Девачан, есть сильные духи, которые не нуждаются в этой остановке и спешат продолжить свой земной путь. Если бы человек стремился к осознанию в Тонком Мире своих ошибок, вся эволюция значительно ускорилась бы. Но трудность в том, что обычно люди среднего уровня, не хорошие и не худые, без устремлений и ярко выраженных способностей, попадая в соответствующую им безразличную и серую сферу Тонкого Мира, влачат в ней тягостное, унылое существование: их малое, неразвитое мышление и сознание не позволяют им воспрянуть духом и подняться в высшие сферы, где царствует творчество мысли. Теплота, безразличие и лень – наши самые страшные палачи. Они – пожиратели психической энергии, которая одна делает нас сознательными и бессмертными.

Изжить пороки в Тонком Мире невозможно, они должны быть изжиты на земле, ибо лишь на земле можем мы преобразить, или трансмутировать, наши энергии в более высокие проявления их. Но в Тонком Мире при помощи Руководителей можно осознать губительность неизжитых страстей и настолько запечатлеть это сознание в тонких центрах, что при новом земном нарождении уже легче будет преодолевать влечения к тому или иному пороку. Если бы мы могли изжить пороки в Тонком Мире, то к чему были бы земные воплощения?

Самое прекрасное пребывание в Тонком Мире имеют души великих тружеников мысли и творчества, полагавшие свой труд во благо человечества. Они найдут там безграничные возможности применения всех своих способностей и устремлений. Можно позавидовать существованию Маркони и Фламмариона в тонких сферах.

Ярые злобные души и души, жившие лишь чувственными наслаждениями, очень страдают из-за невозможности утолить свою злобу и страсти. Они буквально горят в пламени этих страстей. Именно они являются большею частью одержателями и ночными шептунами. Они не могут подняться в более высокие сферы, ибо одно приближение к ним такого обитателя причиняет им страдания и ткани их начинают разлагаться от прикосновения более чистых флюидов. И мучительность таких ожогов тонкого тела превышает телесные страдания. Ужасы низших слоев Тонкого Мира не поддаются описанию, но лучше не останавливаться на них, чтобы не усилять их и не отяжелять себя подобными мыслеобразами.

Очень посмеялась Вашему житейски мудрому толкованию слов молитвы: «И не введи нас в искушение...» Вспоминаю нашу экономку, которая всегда запирала на ключ все продукты, чтобы не вводить слуг в соблазн, но стоило ей случайно забыть эту меру предосторожности, как запас продуктов исчезал вне всяких пропорций. Думается мне, что если Бог будет всегда заботиться, чтобы не ввести нас в искушение, то мы ничему и не научимся. Закаляется дух наш на испытаниях, и сущность человека познается только через искушения. Словесные наставления и предупреждения малодействительны, только по делам познается человек. Представление Бога в роли искусителя, конечно, несовместимо с Божественным принципом, потому остается предположить, что в этих словах молитвы подразумевается обращение слабого духа к своему Руководителю, или Высшему Я, чтобы Он или Оно удержало его от проступка. Я предпочитаю сказать: «Благословенны препятствия, ибо ими мы растем». Конечно, из этого нельзя делать выводы, что следует оставлять велосипед на улице без присмотра или же кассу не запертой. Все хорошо на своем месте.

Большое спасибо Вам за присланную книгу. Я еще не успела ее всю прочесть. Много в ней любопытного. Но думаю, что она была «обработана» уже в Румынии, и потому в нее было включено много такого, что не могло быть произнесено в условиях, при которых протекал диспут, и это, конечно, сильно ослабляет ее интерес. Кроме того, объяснения Млыновым таинств воскрешения и искупления и его утверждение о воскрешении людей в теле очень неубедительны и только вновь возвращают мышление к вековым заблуждениям. Несправедливы и его нападки на некоторых социалистических мыслителей и писателей. Так, напрасно нападает он на Горького, слова которого он тут же приводит: «Предо мною развертывается грандиозная картина земли, изящно ограненной трудом свободного человечества в гигантский изумруд. Все люди разумны, и каждому свойственно чувство личной ответственности за все творящееся им и вокруг него. Повсюду – города, сады – вместилища величественных зданий, везде работают на человека покоренные и организованные его разумом силы природы, а сам он, наконец, действительный властелин стихий. Его физическая сила не тратится больше на грубый грязный труд, она переродилась в духовную, и вся мощь ее направлена к исследованию тех основных вопросов бытия, над решением которых издревле безуспешно бьется мысль».

Прочтя их, должна сказать, что каждый разумный человек, стремящийся к прогрессу, к общему благу, конечно, разделяет эти чаяния большого писателя. Обратите внимание, как Млынов, этот защитник Бога и духа, глумится над словами Горького, что «силы природы будут покорены и организованы разумом человека, и сама физическая энергия переродится в духовную». И ему – богослову-начетнику – кажется нелепым, что можно направить энергию к исследованию вопросов бытия! Он сожалеет, что Горький, несмотря на все богатство своей фантазии, не мог придумать людям никакого дела, как только занятие богословскими исследованиями (?!!) Но разве исследование основ бытия должно приводить лишь к богословским прениям? Разве исследование этих вопросов не составляет предмет всех важнейших наук? Разве исследование это не раскрывает перед нами все новые законы и тайны видимой и невидимой Природы, дальних миров и всего Мироздания во всей их беспредельности? Обвинение г-ном Млыновым Горького в скудости воображения – не по адресу. Картина, начертанная Горьким, мерещится каждому мыслящему человеку, и многие понимают, что осуществление ее возможно в далеком, очень далеком будущем, может быть, только в последнем Круге нашей Земли, если она доживет до этого срока. Только окостеневшее сердце не будет стремиться к общему благу, но лишь думать о спасении собственной души.

Не о спасении своем думать нужно, но о приношении подвига жизненного на общее благо. Многие думавшие об общем благе и ради него жертвовавшие своею жизнью были ближе к Богу, нежели твердящие устами имя Его и думающие лишь о спасении своей души. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную».

Много выдержек из научных трудов философов и писателей привел Млынов, но много не продумал или не дочитал. Потому остается у него немало нелепых утверждений, вроде того, что после потопа протекло почти шесть тысяч лет!!! И это тогда, когда уже 60 или 70 лет тому назад были сделаны раскопки в Месопотамии, обнаружившие развалины огромного города, существовавшего уже за шесть [тысяч] лет до рождества Христова. В «Тайной Доктрине» упоминаются эти раскопки. Рассуждения Афанасия Петрова гораздо жизненнее, новее и искреннее в своей непосредственности, потому и убедительнее.

В заключение скажу: очень сочувствую Вашей оценке значения деятельности Л.Толстого. Читали ли Вы чудесную книжечку Валентина Булгакова «Толстой – Моралист»? Советую очень ее приобрести.

Вышлю Вам «Основы Буддизма» на будущей неделе.

В рукописи некоторые места я поставила в скобки. Просмотрите, не лучше ли их изъять? Мне очень хотелось бы, чтобы Вы не торопились с изданием этого Вашего труда. Могут подойти новые интересные материалы. Кроме того, необходимо правильно оценить местные настроения и обстоятельства. Всегда хорошо выждать удачные сроки.

Шлю Вам бодрость и мужество, ибо влияние солнечных пятен и пространственных вихрей в грядущем году будет велико. Можно сказать, что тучи сгущаются, но там, где поднят Щит Иерархии, там свет все разгорается. Храните здоровье, это очень нужно сейчас, советуйте и друзьям следить за самочувствием.

Сердечный привет и от Н.К.

Духом с Вами.

Е.Р.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно