15.04.1939 Е.И.Рерих Э.Р.Рудзите и Р.Я.Рудзитису

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=a0>Е.И.Рерих – Э.Р.Рудзите и Р.Я.Рудзитису</p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|Э.Р.Рудзите и Р.Я.Рудзитису|15.04.1939|МЦР, 2006||}}<p>Е.И.Рерих – Э.Р.Рудзите и Р.Я.Рудзитису</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">15 апреля 1939 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">15 апреля 1939 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогие наши Элла
+
<p>Дорогие наши Элла
Рейнгольдовна и Рихард Яковлевич, от всего сердца приветствую появление новой
Рейнгольдовна и Рихард Яковлевич, от всего сердца приветствую появление новой
воительницы во имя Матери Мира и Общего Блага. Все, что касается Вашей семьи,
воительницы во имя Матери Мира и Общего Блага. Все, что касается Вашей семьи,
Строка 11: Строка 11:
маленькой слушательницей. И я храню, как лучшее воспоминание моего раннего
маленькой слушательницей. И я храню, как лучшее воспоминание моего раннего
детства, мудрые изречения моего отца, которые позднее охранили меня от легкомыслии
детства, мудрые изречения моего отца, которые позднее охранили меня от легкомыслии
-
и соблазнов той среды, в которой я росла.</span></p>
+
и соблазнов той среды, в которой я росла.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Друзья, Гаральд Феликсович и
+
<p>Друзья, Гаральд Феликсович и
Иван Георгиевич, писали нам о том возвышенном впечатлении, которое произвел на
Иван Георгиевич, писали нам о том возвышенном впечатлении, которое произвел на
слушателей Ваш реферат о Граале. Конечно, для меня будет огромною радостью
слушателей Ваш реферат о Граале. Конечно, для меня будет огромною радостью
Строка 20: Строка 20:
языке. Вот уже и Пантеизм начинает признаваться, и такие поэты, как Гёте, так
языке. Вот уже и Пантеизм начинает признаваться, и такие поэты, как Гёте, так
же как и философии Спинозы, Джордано Бруно и еще другие, находят одобрение в
же как и философии Спинозы, Джордано Бруно и еще другие, находят одобрение в
-
правительственных кругах. Храмина Духа утвердится.</span></p>
+
правительственных кругах. Храмина Духа утвердится.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Прежде чем ответить на Ваши
+
<p>Прежде чем ответить на Ваши
вопросы в письме от 14 февраля, хочу еще раз выразить Вам и всем друзьям
вопросы в письме от 14 февраля, хочу еще раз выразить Вам и всем друзьям
сердечную признательность за все высказанные добрые чувства и мысли ко дню
сердечную признательность за все высказанные добрые чувства и мысли ко дню
Строка 28: Строка 28:
сердечным огнем, и прошу Эллу Рейнгольдовну передать мой сердечный привет и
сердечным огнем, и прошу Эллу Рейнгольдовну передать мой сердечный привет и
сестринский поцелуй чудесной поэтессе и талантливой художнице, ваза которой
сестринский поцелуй чудесной поэтессе и талантливой художнице, ваза которой
-
украшает мою комнату.</span></p>
+
украшает мою комнату.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Итак, Вас называют самым
+
<p>Итак, Вас называют самым
субъективным писателем в латвийской литературе, причем, как Вы пишете, все
субъективным писателем в латвийской литературе, причем, как Вы пишете, все
мысли о духовном и трансцендентном тоже относятся этою категорией людей к
мысли о духовном и трансцендентном тоже относятся этою категорией людей к
Строка 37: Строка 37:
понятия являются понятиями мнимыми, ибо в сущности они нераздельны. Без
понятия являются понятиями мнимыми, ибо в сущности они нераздельны. Без
субъекта не может быть и объекта, и наоборот. В связи с этим вопросом приложу в
субъекта не может быть и объекта, и наоборот. В связи с этим вопросом приложу в
-
конце письма одну беседу.</span></p>
+
конце письма одну беседу.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь ответы на вопросы.
+
<p>Теперь ответы на вопросы.
Именно, в «Криптограммах» допущена опечатка и следует читать – «когда имя Храма
Именно, в «Криптограммах» допущена опечатка и следует читать – «когда имя Храма
-
произнесено будет...».</span></p>
+
произнесено будет...».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Конечно, версия об уходе
+
<p>Конечно, версия об уходе
Аполлония Тианского, приведенная в «Криптограммах», самая достоверная, ибо дана
Аполлония Тианского, приведенная в «Криптограммах», самая достоверная, ибо дана
из Высокого Источника. Много еще неожиданных открытий ждут очереди. Ведь и в
из Высокого Источника. Много еще неожиданных открытий ждут очереди. Ведь и в
Строка 54: Строка 54:
заключается в возможности перегружения пространства. Нечто подобное произошло и
заключается в возможности перегружения пространства. Нечто подобное произошло и
в Атлантиде. Приложу об этом беседу, хотя она и входит в «Надземное», но еще не
в Атлантиде. Приложу об этом беседу, хотя она и входит в «Надземное», но еще не
-
скоро дойдет до Вас.</span></p>
+
скоро дойдет до Вас.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Сердце», § 128. Корень
+
<p>«Сердце», § 128. Корень
представления следует понять как основу сознания, которое может расти с
представления следует понять как основу сознания, которое может расти с
-
утончением чувств.</span></p>
+
утончением чувств.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Сердце», § 500. Десять
+
<p>«Сердце», § 500. Десять
заповедей в сжатой и удобопонятной и жизненной форме дали массам высокую
заповедей в сжатой и удобопонятной и жизненной форме дали массам высокую
мораль. Кодекс морали в Египте не был достоянием масс, и к тому времени страна
мораль. Кодекс морали в Египте не был достоянием масс, и к тому времени страна
-
эта находилась уже в полном упадке. &lt;...&gt;<ref><span
+
эта находилась уже в полном упадке. <...><ref> Далее неразборчивая фраза от руки.</ref></p>
-
style='mso-no-proof:yes'> </span><span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
-
mso-no-proof:yes'>Далее неразборчивая фраза от руки.</span><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'></span></ref></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Сердце», § 578. [В прошлом]
+
<p>«Сердце», § 578. [В прошлом]
столетии, во времена Е.П.Блаватской Иерархия Света меньше прикасалась
столетии, во времена Е.П.Блаватской Иерархия Света меньше прикасалась
непосредственно к ближайшим земным действиям и событиям, но теперь, когда карма
непосредственно к ближайшим земным действиям и событиям, но теперь, когда карма
Строка 79: Строка 76:
ногами всяких джиннов. Именно они помогают творить Новые Небеса и Новую Землю.
ногами всяких джиннов. Именно они помогают творить Новые Небеса и Новую Землю.
Все шумящее и кричащее помогает убрать то, что подлежит устранению, причем эти
Все шумящее и кричащее помогает убрать то, что подлежит устранению, причем эти
-
скорпионы в конце концов пожрут друг друга.</span></p>
+
скорпионы в конце концов пожрут друг друга.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Мир Огненный, § 369. Слово
+
<p>«Мир Огненный, § 369. Слово
«ур» означает огонь. Помните составное слово Культ-ура. Урукая – частица
«ур» означает огонь. Помните составное слово Культ-ура. Урукая – частица
-
огненной энергии. Огненное наполнение пространства.</span></p>
+
огненной энергии. Огненное наполнение пространства.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Мир Огненный», § 442. По
+
<p>«Мир Огненный», § 442. По
имеющимся историческим данным мы знаем, что Эсхил в своих драмах и трагедиях не
имеющимся историческим данным мы знаем, что Эсхил в своих драмах и трагедиях не
раз в слишком откровенных намеках выдавал тайны, принадлежавшие самым
раз в слишком откровенных намеках выдавал тайны, принадлежавшие самым
Строка 91: Строка 88:
смысла выдаваемого, принимала это за кощунство и в ярости набрасывалась на
смысла выдаваемого, принимала это за кощунство и в ярости набрасывалась на
него, но будто бы каждый раз ему удавалось спастись. По эзотерическим же данным
него, но будто бы каждый раз ему удавалось спастись. По эзотерическим же данным
-
он был побит камнями разъяренной толпой.</span></p>
+
он был побит камнями разъяренной толпой.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Мир Огненный», часть 2-я, §
+
<p>«Мир Огненный», часть 2-я, §
233. Здесь опечатка и следует читать: «Не советую считать знаки тьмы, они лишь
233. Здесь опечатка и следует читать: «Не советую считать знаки тьмы, они лишь
заведут во мрак». Есть люди, которые обращают внимание и пересчитывают только
заведут во мрак». Есть люди, которые обращают внимание и пересчитывают только
Строка 103: Строка 100:
неудачи, теряет правильное суждение, ибо утрачивает знание, что «лишь Свет
неудачи, теряет правильное суждение, ибо утрачивает знание, что «лишь Свет
может быть мерилом и опорою». Следует замечать знаки тьмы, но принимая их лишь
может быть мерилом и опорою». Следует замечать знаки тьмы, но принимая их лишь
-
как предупреждения и уроки.</span></p>
+
как предупреждения и уроки.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Мир Огненный», часть 2-я, §
+
<p>«Мир Огненный», часть 2-я, §
448. В данном случае опечатки нет и следует читать – «планеты говорят», ибо,
448. В данном случае опечатки нет и следует читать – «планеты говорят», ибо,
истинно, лучи планет открывают тайну грядущих сочетаний и событий. И кровавые
истинно, лучи планет открывают тайну грядущих сочетаний и событий. И кровавые
Строка 137: Строка 134:
вести Учителя. Расширение сознания предусматривает и очищение, и дисциплину
вести Учителя. Расширение сознания предусматривает и очищение, и дисциплину
мышления. Именно, малое сознание начинает искажать Учение, потому главная задача
мышления. Именно, малое сознание начинает искажать Учение, потому главная задача
-
каждого учителя и ученика заключается в РАСШИРЕНИИ СОЗНАНИЯ.</span></p>
+
каждого учителя и ученика заключается в РАСШИРЕНИИ СОЗНАНИЯ.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о перечисленных Вами
+
<p>Теперь о перечисленных Вами
сотрудниках Е.П.Блаватской. Олькотт был ее ближайшим сотрудником. Он был
сотрудниках Е.П.Блаватской. Олькотт был ее ближайшим сотрудником. Он был
приближен по кармическим причинам, однажды он спас жизнь Е.П.Блаватской в
приближен по кармическим причинам, однажды он спас жизнь Е.П.Блаватской в
Строка 147: Строка 144:
конечно, не обладая широким умом, он не мог оценить широту сознания
конечно, не обладая широким умом, он не мог оценить широту сознания
Е.П.Блаватской, житейские мелочи закрывали для него внутренний великий облик.
Е.П.Блаватской, житейские мелочи закрывали для него внутренний великий облик.
-
Чтобы оценить правильно великого человека, нужно самому быть не менее великим.</span></p>
+
Чтобы оценить правильно великого человека, нужно самому быть не менее великим.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также из Рамасвамира ничего
+
<p>Также из Рамасвамира ничего
значительного не вышло, среда засосала его. Да он и скоро умер. Явление ему
значительного не вышло, среда засосала его. Да он и скоро умер. Явление ему
Махатмы М. могло быть кармическою платою, а также и для рекорда посещения
Махатмы М. могло быть кармическою платою, а также и для рекорда посещения
-
Е.П.Блаватской Махатмою М. в Его физическом теле.</span></p>
+
Е.П.Блаватской Махатмою М. в Его физическом теле.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Был еще один весьма
+
<p>Был еще один весьма
талантливый ученик Субба Роу который был направлен Махатмой М. к Блаватской,
талантливый ученик Субба Роу который был направлен Махатмой М. к Блаватской,
чтобы помочь ей при работе над «Тайной Доктриной» с санскритскими терминами и в
чтобы помочь ей при работе над «Тайной Доктриной» с санскритскими терминами и в
Строка 171: Строка 168:
возможности даются всем. Никто не отстранен, но редко, очень редко кто может
возможности даются всем. Никто не отстранен, но редко, очень редко кто может
удержаться на пути следования Учению Света. Именно высокая красота в том, что
удержаться на пути следования Учению Света. Именно высокая красота в том, что
-
дается с трудом. Великий труд дает и великое достижение.</span></p>
+
дается с трудом. Великий труд дает и великое достижение.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Синнетт был из теплых, и
+
<p>Синнетт был из теплых, и
вспышка его была не длительна. Человек он был порядочный, но врожденное
вспышка его была не длительна. Человек он был порядочный, но врожденное
англосаксонское самомнение закрыло ему приближение к Свету. Ввиду того что он
англосаксонское самомнение закрыло ему приближение к Свету. Ввиду того что он
Строка 179: Строка 176:
кроме того был образованным человеком, Махатмы приняли его как своего корреспондента,
кроме того был образованным человеком, Махатмы приняли его как своего корреспондента,
чтобы через него протолкнуть новые мысли и понятия в интеллигентную среду
чтобы через него протолкнуть новые мысли и понятия в интеллигентную среду
-
западного мира. Жизнь свою он кончил печально, почти забытый.</span></p>
+
западного мира. Жизнь свою он кончил печально, почти забытый.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дамодар, прекрасной души
+
<p>Дамодар, прекрасной души
индус, очень преданный Великим Учителям и Е.П.Блаватской, и все же не выдержал
индус, очень преданный Великим Учителям и Е.П.Блаватской, и все же не выдержал
последнего испытания. Когда он узнал, что Е.П.Блаватская не вернется в Индию,
последнего испытания. Когда он узнал, что Е.П.Блаватская не вернется в Индию,
Строка 190: Строка 187:
теософического движения. Но он предпочел более легкое для себя решение вопроса,
теософического движения. Но он предпочел более легкое для себя решение вопроса,
и оно привело его к падению. История теософического движения, как и вообще всех
и оно привело его к падению. История теософического движения, как и вообще всех
-
движений, имеет немало грустных и некрасивых страниц.</span></p>
+
движений, имеет немало грустных и некрасивых страниц.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Джадж был лучше многих. Много
+
<p>Джадж был лучше многих. Много
клеветали на него. Но, конечно, и у него были слабости, которые недопустимы в
клеветали на него. Но, конечно, и у него были слабости, которые недопустимы в
признанных учениках. Так, Махатмы не нашли ни одного истинного ученика среди
признанных учениках. Так, Махатмы не нашли ни одного истинного ученика среди
европейцев. Но все эти сведения о перечисленных лицах очень прошу Вас оставить
европейцев. Но все эти сведения о перечисленных лицах очень прошу Вас оставить
для себя только. Если они дойдут до теософов, то много неприятностей и
для себя только. Если они дойдут до теософов, то много неприятностей и
-
осложнений произойдет. Не следует дразнить их.</span></p>
+
осложнений произойдет. Не следует дразнить их.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Во время Блаватской один лишь
+
<p>Во время Блаватской один лишь
индус по имени Джуал Кул, или, как она называла его иногда, «лишенный
индус по имени Джуал Кул, или, как она называла его иногда, «лишенный
наследства», был принят в ученики Махатмой К.Х. и даже находился при Махатме
наследства», был принят в ученики Махатмой К.Х. и даже находился при Махатме
К.Х. и часто сопутствовал Ему в Его разъездах. Итак, никто из европейцев не
К.Х. и часто сопутствовал Ему в Его разъездах. Итак, никто из европейцев не
-
дошел до Башен.</span></p>
+
дошел до Башен.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о Маркове и Либерт.
+
<p>Теперь о Маркове и Либерт.
Происшествие это крайне печальное, но, увы, весьма частое. Потрясающе
Происшествие это крайне печальное, но, увы, весьма частое. Потрясающе
наблюдать, с каким легкомыслием люди подходят к Учению, требующему от них
наблюдать, с каким легкомыслием люди подходят к Учению, требующему от них
Строка 217: Строка 214:
понимают, что строить свое эфемерное счастье на несчастье близких есть
понимают, что строить свое эфемерное счастье на несчастье близких есть
преступление? Все Учения одинаково порицают рушение семьи из-за разнузданности
преступление? Все Учения одинаково порицают рушение семьи из-за разнузданности
-
чувств.</span></p>
+
чувств.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы правы, что письмо г-жи
+
<p>Вы правы, что письмо г-жи
Либерт свидетельствует о совершенно искаженном толковании Учения. Подобные типы
Либерт свидетельствует о совершенно искаженном толковании Учения. Подобные типы
ищут в Учении оправдание своим двусмысленным поступкам и чувствам. Служение
ищут в Учении оправдание своим двусмысленным поступкам и чувствам. Служение
Строка 225: Строка 222:
тьмы гласит – пей, веселися и наслаждайся всеми благами жизни. Но Учение Света
тьмы гласит – пей, веселися и наслаждайся всеми благами жизни. Но Учение Света
сурово говорит – распни свою самость и в самоотверженной любви к Иерархии
сурово говорит – распни свою самость и в самоотверженной любви к Иерархии
-
Света, в познании и в труде на Общее Благо найдешь и высшую радость.</span></p>
+
Света, в познании и в труде на Общее Благо найдешь и высшую радость.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Чистота во всем, честность во
+
<p>Чистота во всем, честность во
всем и самоотверженность – три необходимых качества для продвинувшихся или так
всем и самоотверженность – три необходимых качества для продвинувшихся или так
называемых принятых учеников. И Великий Будда никогда не допускал учеников к
называемых принятых учеников. И Великий Будда никогда не допускал учеников к
следующей ступени познания, пока узда дисциплинированной воли не была наложена
следующей ступени познания, пока узда дисциплинированной воли не была наложена
-
на чувства.</span></p>
+
на чувства.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Родной Рихард Яковлевич, Вы
+
<p>Родной Рихард Яковлевич, Вы
предлагаете мне изложить мои взгляды на брак. Но я уже писала в одном из писем
предлагаете мне изложить мои взгляды на брак. Но я уже писала в одном из писем
к Иогансон, что считаю брак понятием священным, а также что никогда не брошу
к Иогансон, что считаю брак понятием священным, а также что никогда не брошу
Строка 243: Строка 240:
государственном строительстве. И в Живой Этике указано, что семья есть прообраз
государственном строительстве. И в Живой Этике указано, что семья есть прообраз
государства. Благосостояние и благополучие государства покоятся на прочных
государства. Благосостояние и благополучие государства покоятся на прочных
-
устоях семьи.</span></p>
+
устоях семьи.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Если же привести самые
+
<p>Если же привести самые
незыблемые космические истины, устанавливающие нерушимость брака, то
незыблемые космические истины, устанавливающие нерушимость брака, то
большинство именно воспользуется этими возвещенными истинами для оправдания его
большинство именно воспользуется этими возвещенными истинами для оправдания его
нарушения. Так, если подтвердить им, что сокровенность и нерушимость брака
нарушения. Так, если подтвердить им, что сокровенность и нерушимость брака
имеет в основании великую истину о половинчатых душах, они тотчас же с
имеет в основании великую истину о половинчатых душах, они тотчас же с
-
облегченной душой устремятся на поиски принадлежащей им половинки <span
+
облегченной душой устремятся на поиски принадлежащей им половинки и обязательно найдут ее у чужого очага. Уже есть
-
style='letter-spacing:-.05pt'>и обязательно найдут ее у чужого очага. Уже есть
+
такие, которые все свои увлечения объясняют такими космическими
-
такие, которые все свои </span>увлечения объясняют такими космическими
+
влечениями. Разве возможно таким людям пояснить, что именно чистота их брачной
влечениями. Разве возможно таким людям пояснить, что именно чистота их брачной
жизни скорее всего приблизит их к нахождению созвучной души. Если им сказать,
жизни скорее всего приблизит их к нахождению созвучной души. Если им сказать,
что именно при разнузданности нравов половинчатые души испытывают особый острый
что именно при разнузданности нравов половинчатые души испытывают особый острый
антагонизм к друг другу, они не поверят и возмутятся. Между тем лишь при
антагонизм к друг другу, они не поверят и возмутятся. Между тем лишь при
-
чистоте чувств возможны наипрекраснейшие сочетания и лучшие возможности.</span></p>
+
чистоте чувств возможны наипрекраснейшие сочетания и лучшие возможности.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вероятно, и вышеупомянутые
+
<p>Вероятно, и вышеупомянутые
-
лица будут объяснять свои чувства космическим влечением созвучных душ.</span></p>
+
лица будут объяснять свои чувства космическим влечением созвучных душ.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Спасибо за пересылку 10 экземпляров
+
<p>Спасибо за пересылку 10 экземпляров
«Тайной Доктрины» по адресу А.А.Каменской. Сейчас сердце мое болит и за
«Тайной Доктрины» по адресу А.А.Каменской. Сейчас сердце мое болит и за
Е.Ф.Писареву. У нее большое горе, дочь ее с разбега ударилась об острый угол
Е.Ф.Писареву. У нее большое горе, дочь ее с разбега ударилась об острый угол
Строка 271: Строка 267:
последнее письмо Е.Ф., я была глубоко взволнована. Великий Владыка сказал, что
последнее письмо Е.Ф., я была глубоко взволнована. Великий Владыка сказал, что
она сделала свое последнее доброе дело, повлияв благотворно на А.А.Каменскую, и
она сделала свое последнее доброе дело, повлияв благотворно на А.А.Каменскую, и
-
что силы ее сейчас уходят. Вероятно, переход ее в лучший мир близок.</span></p>
+
что силы ее сейчас уходят. Вероятно, переход ее в лучший мир близок.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Горюем очень и о нашем добром
+
<p>Горюем очень и о нашем добром
Клементии Станиславовиче. Мучительно хочется облегчить его страдания. Неужели у
Клементии Станиславовиче. Мучительно хочется облегчить его страдания. Неужели у
него не является мысли о переходе в Тонкий Мир? Впрочем, может быть, к лучшему,
него не является мысли о переходе в Тонкий Мир? Впрочем, может быть, к лучшему,
если он не освободился еще от атавистического страха перед этим неизбежным
если он не освободился еще от атавистического страха перед этим неизбежным
завершением земного пути. Как нужно бы всем приучаться к этой мысли и
завершением земного пути. Как нужно бы всем приучаться к этой мысли и
-
готовиться к смене, когда мы находимся в полном здоровье.</span></p>
+
готовиться к смене, когда мы находимся в полном здоровье.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Получили указатель к книгам
+
<p>Получили указатель к книгам
Живой Этики, составленный г-ном Дергачевым, и его письмо при этом.
Живой Этики, составленный г-ном Дергачевым, и его письмо при этом.
Действительно, в сознании его большая путаница, и не знаю, насколько возможно
Действительно, в сознании его большая путаница, и не знаю, насколько возможно
Строка 290: Строка 286:
вопросы. Но с ответом задержусь, ибо я все еще чувствую последствия инфлуэнцы и
вопросы. Но с ответом задержусь, ибо я все еще чувствую последствия инфлуэнцы и
слух после воспаления среднего уха еще не вернулся вполне. Да и какие-то боли еще
слух после воспаления среднего уха еще не вернулся вполне. Да и какие-то боли еще
-
продолжаются.</span></p>
+
продолжаются.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень, очень признательна
+
<p>Очень, очень признательна
Вам, дорогой Рихард Яковлевич, что Вы так храните Памятные дни. Эти собрания
Вам, дорогой Рихард Яковлевич, что Вы так храните Памятные дни. Эти собрания
-
очень помогают и единению и закрепляют значение несения завещанного Огня Духа.</span></p>
+
очень помогают и единению и закрепляют значение несения завещанного Огня Духа.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Относительно исправления в
+
<p>Относительно исправления в
сборнике писем и всяких технических соображений вполне доверяю Вашему чутью.
сборнике писем и всяких технических соображений вполне доверяю Вашему чутью.
Вчера было Сказано: «Нужно спешить с печатанием писем». Я немного взволновалась
Вчера было Сказано: «Нужно спешить с печатанием писем». Я немного взволновалась
Строка 302: Строка 298:
того, мне так не хотелось Вас обременять спешными корректурами. Вероятно, в
того, мне так не хотелось Вас обременять спешными корректурами. Вероятно, в
связи с ускорением событий много с чем приходится спешить. Местные газеты полны
связи с ускорением событий много с чем приходится спешить. Местные газеты полны
-
интереса к Швеции<ref><span
+
интереса к Швеции<ref> Здесь и далее имеется в виду Россия.</ref>, и как раньше
-
style='mso-no-proof:yes'> </span><span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
-
mso-no-proof:yes'>Здесь и далее имеется в виду Россия.</span><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'></span></ref>, и как раньше
+
ею пренебрегали и унижали, так теперь начинают всячески ухаживать. Но Швеция не
ею пренебрегали и унижали, так теперь начинают всячески ухаживать. Но Швеция не
-
глупа и понимает, куда направлен главный удар.</span></p>
+
глупа и понимает, куда направлен главный удар.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Шлю Вам и Элле Рейнгольдовне
+
<p>Шлю Вам и Элле Рейнгольдовне
самые сердечные мысли и пожелания. Света Щит над Вами. Храните здоровье, токи
самые сердечные мысли и пожелания. Света Щит над Вами. Храните здоровье, токи
очень тяжкие, и мировые события способствуют отягощению атмосферы. Шлю ласку
очень тяжкие, и мировые события способствуют отягощению атмосферы. Шлю ласку
-
Вашим девочкам.</span></p>
+
Вашим девочкам.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Всем сердцем с Вами.</span></p>
+
<p>Всем сердцем с Вами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На днях высылаю Вам «Махатма
+
<p>На днях высылаю Вам «Махатма
-
Леттерс ту А.П.Синнетт»<ref><span
+
Леттерс ту А.П.Синнетт»<ref> The Mahatma Letters to A.P.Sinnett. Transcribed, compiled and
-
style='mso-no-proof:yes'> </span><span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
with an Introduction by A.T.Barker. London, 1923.</ref> на английском
-
mso-no-proof:yes'>The Mahatma Letters to A.P.Sinnett. Transcribed, compiled and
+
-
with an Introduction by A.T.Barker. London, 1923.</span><span style='mso-no-proof:
+
-
yes'></span></ref> на английском
+
языке. Примите их от меня в подарок. По дороге из Америки в Индию книга немного
языке. Примите их от меня в подарок. По дороге из Америки в Индию книга немного
-
[пострадала].</span></p>
+
[пострадала].</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>&nbsp;</span></p>
+
<p>&nbsp;</p>
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
-
<references/>
 
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
-
{{LetterPostEdit|12.04.1939 Е.И.Рерих Г.Ф.Лукину|Рерих Е.И. Письма. Том VI, Оглавление|20.04.1939 Е.И.Рерих Ф.А.Буцену}}
 
-
[[Категория:Письма Е.И.]]
+
<references/>{{LetterPostEdit|12.04.1939 Е.И.Рерих Г.Ф.Лукину|Рерих Е.И. Письма. Том VI, Оглавление|20.04.1939 Е.И.Рерих Ф.А.Буцену}}
 +
 
 +
[[Категория:Источники]]
 +
[[Категория:Письма семьи Рерих]]
 +
[[Категория:1939]]
 +
[[Категория:Письма Е.И.Рерих]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. Том VI]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. Том VI]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Э.Р.Рудзите и Р.Я.Рудзитису
  • Дата : 15.04.1939
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – Э.Р.Рудзите и Р.Я.Рудзитису

15 апреля 1939 г.

Дорогие наши Элла Рейнгольдовна и Рихард Яковлевич, от всего сердца приветствую появление новой воительницы во имя Матери Мира и Общего Блага. Все, что касается Вашей семьи, так близко нам. И Ваши слова, родной Рихард Яковлевич, о маленькой Гунте зазвучали радостью в моем сердце. Все заложенное в первое семилетие дает направление всему последующему развитию, потому так ценны эти Ваши беседы с маленькой слушательницей. И я храню, как лучшее воспоминание моего раннего детства, мудрые изречения моего отца, которые позднее охранили меня от легкомыслии и соблазнов той среды, в которой я росла.

Друзья, Гаральд Феликсович и Иван Георгиевич, писали нам о том возвышенном впечатлении, которое произвел на слушателей Ваш реферат о Граале. Конечно, для меня будет огромною радостью иметь русский перевод этого Вашего труда. Тем более что я надеюсь, что в самом недалеком будущем эта книга будет напечатана и широко разойдется именно на этом языке. Вот уже и Пантеизм начинает признаваться, и такие поэты, как Гёте, так же как и философии Спинозы, Джордано Бруно и еще другие, находят одобрение в правительственных кругах. Храмина Духа утвердится.

Прежде чем ответить на Ваши вопросы в письме от 14 февраля, хочу еще раз выразить Вам и всем друзьям сердечную признательность за все высказанные добрые чувства и мысли ко дню моего рождения. Очень тронута была посвящением мне поэмы, написанной с таким сердечным огнем, и прошу Эллу Рейнгольдовну передать мой сердечный привет и сестринский поцелуй чудесной поэтессе и талантливой художнице, ваза которой украшает мою комнату.

Итак, Вас называют самым субъективным писателем в латвийской литературе, причем, как Вы пишете, все мысли о духовном и трансцендентном тоже относятся этою категорией людей к области чистой субъективности. Но пора бы все эти деления на идеалистическое и материальное, на субъективное и объективное пересмотреть и осознать, что эти понятия являются понятиями мнимыми, ибо в сущности они нераздельны. Без субъекта не может быть и объекта, и наоборот. В связи с этим вопросом приложу в конце письма одну беседу.

Теперь ответы на вопросы. Именно, в «Криптограммах» допущена опечатка и следует читать – «когда имя Храма произнесено будет...».

Конечно, версия об уходе Аполлония Тианского, приведенная в «Криптограммах», самая достоверная, ибо дана из Высокого Источника. Много еще неожиданных открытий ждут очереди. Ведь и в древности было немало клеветы и лжи и еще больше всяких сокрытий. «Беспредельность», § 201 – правильно понять как лучи трех Владык (Будды, Христа и Майтрейи). Да, Чингизхан при сильной воле обладал и качествами, которые позволили ему принимать советы Мудреца Гор. Чингизхан далеко не был тем жестоким дикарем, которым еще недавно старалась представить его малосведущая и пристрастная история. «Сердце», § 105. Опасность пользования электричеством заключается в возможности перегружения пространства. Нечто подобное произошло и в Атлантиде. Приложу об этом беседу, хотя она и входит в «Надземное», но еще не скоро дойдет до Вас.

«Сердце», § 128. Корень представления следует понять как основу сознания, которое может расти с утончением чувств.

«Сердце», § 500. Десять заповедей в сжатой и удобопонятной и жизненной форме дали массам высокую мораль. Кодекс морали в Египте не был достоянием масс, и к тому времени страна эта находилась уже в полном упадке. <...>[1]

«Сердце», § 578. [В прошлом] столетии, во времена Е.П.Блаватской Иерархия Света меньше прикасалась непосредственно к ближайшим земным действиям и событиям, но теперь, когда карма многих стран уже сложилась (самостоятельными действиями их обитателей) и наступило страшное время Армагеддона, грозящее рушением всей планеты, Иерархия Света должна была принять на себя более прямое руководство некоторыми деятелями для удержания равновесия мира. Именно в наше время немало деятелей, которые, часто сами того не ведая, действуют во благо общее под влиянием Иерархии Света. Также в наше время особенно ярко проявление строительства Храма Духа руками и ногами всяких джиннов. Именно они помогают творить Новые Небеса и Новую Землю. Все шумящее и кричащее помогает убрать то, что подлежит устранению, причем эти скорпионы в конце концов пожрут друг друга.

«Мир Огненный, § 369. Слово «ур» означает огонь. Помните составное слово Культ-ура. Урукая – частица огненной энергии. Огненное наполнение пространства.

«Мир Огненный», § 442. По имеющимся историческим данным мы знаем, что Эсхил в своих драмах и трагедиях не раз в слишком откровенных намеках выдавал тайны, принадлежавшие самым сокровенным мистериям, и толпа, не будучи в состоянии понять сокровенного смысла выдаваемого, принимала это за кощунство и в ярости набрасывалась на него, но будто бы каждый раз ему удавалось спастись. По эзотерическим же данным он был побит камнями разъяренной толпой.

«Мир Огненный», часть 2-я, § 233. Здесь опечатка и следует читать: «Не советую считать знаки тьмы, они лишь заведут во мрак». Есть люди, которые обращают внимание и пересчитывают только все знаки тьмы, только неудачи и совершенно упускают из виду все успешные достижения и, таким образом, постепенно начинают следовать и приноравливать свою жизнь по горестным знакам неудачи. Ведь внимание есть своего рода мощный магнит, который не только сам привлекает все соответственное его качеству, но и влечет нас туда, куда это внимание направлено. Человек, пересчитывающий знаки неудачи, теряет правильное суждение, ибо утрачивает знание, что «лишь Свет может быть мерилом и опорою». Следует замечать знаки тьмы, но принимая их лишь как предупреждения и уроки.

«Мир Огненный», часть 2-я, § 448. В данном случае опечатки нет и следует читать – «планеты говорят», ибо, истинно, лучи планет открывают тайну грядущих сочетаний и событий. И кровавые лучи несут грозную весть о самоуничтожении человечества. Теперь об ученичестве. Существуют бесконечные степени или ступени ученичества. И Вы правы, что во времена Е.П.Блаватской, как и теперь, понятие ученика прилагалось и прилагается многими очень широко. Можно встретить в старых письмах и в теософической литературе и такое обозначение, как принятый ученик. Так обозначался ученик, находящийся под особым наблюдением Учителя. Между прочим, в сборнике есть мое письмо о принятых или сужденных учениках. Также было еще одно обозначение уже много продвинувшегося ученика на пути, когда он именовался сыном того или иного Учителя. Но, как было Сказано, «пальцев на одной руке слишком много для числа таких сыновей». Также избрание нами Одного из Махатм своим Гуру еще не означает, что избранный Гуру признает нас тотчас же своими учениками. Если мы будем постоянны в своем устремлении к совершенствованию и сумеем достаточно расширить свое сознание, то, конечно, наступит день, когда такое принятие в ученики и произойдет. Но многие ли постоянны в своем устремлении? В одной восточной притче на вопрос ученика – какую силу устремления нужно иметь, чтобы достичь видения Брамы? – Гуру повел его на реку и погрузил его с головою под воду и держал его так, пока он не стал отчаянно биться в жажде глотка воздуха. Тогда Гуру освободил его и сказал: «Когда ты будешь жаждать увидеть Браму так же, как ты жаждал сейчас глотка воздуха, тогда ты увидишь Его». Ведь многие полагают, что быть принятым в ученики Великими Учителями так же просто и легко, как поступить в любую школу, а достижение озарения и приближение к Башням не труднее получения аттестата об окончании средней школы. Причем такие люди даже не желают положить на это достижение то число лет, которое они затрачивают на свое школьное образование. Потому так приветствую Ваш предположенный реферат об ученичестве, в котором необходимо подчеркнуть трудность духовного пути и какая длительная подготовка нужна для расширения сознания. Можно знать много предметов и все же иметь узкое сознание. Но малое сознание не может вместить вести Учителя. Расширение сознания предусматривает и очищение, и дисциплину мышления. Именно, малое сознание начинает искажать Учение, потому главная задача каждого учителя и ученика заключается в РАСШИРЕНИИ СОЗНАНИЯ.

Теперь о перечисленных Вами сотрудниках Е.П.Блаватской. Олькотт был ее ближайшим сотрудником. Он был приближен по кармическим причинам, однажды он спас жизнь Е.П.Блаватской в [одном] из ее прежних воплощений. Но он не мог считаться учеником в полном смысле этого слова. Иначе он не предавал бы ее так, как он неоднократно это делал, не оставил бы писаний, умаляющих ту, которая столько ему открыла! Но, конечно, не обладая широким умом, он не мог оценить широту сознания Е.П.Блаватской, житейские мелочи закрывали для него внутренний великий облик. Чтобы оценить правильно великого человека, нужно самому быть не менее великим.

Также из Рамасвамира ничего значительного не вышло, среда засосала его. Да он и скоро умер. Явление ему Махатмы М. могло быть кармическою платою, а также и для рекорда посещения Е.П.Блаватской Махатмою М. в Его физическом теле.

Был еще один весьма талантливый ученик Субба Роу который был направлен Махатмой М. к Блаватской, чтобы помочь ей при работе над «Тайной Доктриной» с санскритскими терминами и в толковании некоторых положений в браманических учениях. Но этот «достойный» ученик не смог совладать с исключительностью и фанатизмом, присущим его касте, при виде, как сокровенные знания Востока выдаются людям Запада, да еще через европейку, и преисполнился такой ненависти и зависти к Е.П.Блаватской, что решил дискредитировать ее и ее труд. С этой целью он разослал многочисленные письма к влиятельным лицам, сообщая в них, что Е.П.Блаватская сейчас представляет из себя лишь пустую оболочку, ибо Махатма М. покинул ее и предоставил ее своей судьбе. Конечно, письма эти имели обратный результат, а сам он, будучи совершенно молодым человеком, заболел странною болезнью. Он весь покрылся нарывами и, как говорят, заживо сгнил. А между тем он был из самых многообещающих учеников. Так человеческая природа таит в себе бездны, и никогда не знаешь, когда и какое притаившееся и забытое чудовище подымется с ее дна. Но возможности даются всем. Никто не отстранен, но редко, очень редко кто может удержаться на пути следования Учению Света. Именно высокая красота в том, что дается с трудом. Великий труд дает и великое достижение.

Синнетт был из теплых, и вспышка его была не длительна. Человек он был порядочный, но врожденное англосаксонское самомнение закрыло ему приближение к Свету. Ввиду того что он помог Е.П.Блаватской и искренно, хотя и с прохладцем, интересовался Учением и кроме того был образованным человеком, Махатмы приняли его как своего корреспондента, чтобы через него протолкнуть новые мысли и понятия в интеллигентную среду западного мира. Жизнь свою он кончил печально, почти забытый.

Дамодар, прекрасной души индус, очень преданный Великим Учителям и Е.П.Блаватской, и все же не выдержал последнего испытания. Когда он узнал, что Е.П.Блаватская не вернется в Индию, он бросил доверенное ему ею дело и ушел в Тибет в поисках Махатм. Конечно, до Махатм он не дошел и умер в одном из тибетских монастырей. Махатмы очень скорбели о его проступке, ибо именно он должен был остаться на посту и явиться самым верным свидетелем и защитником Е.П.Блаватской и, следовательно, всего теософического движения. Но он предпочел более легкое для себя решение вопроса, и оно привело его к падению. История теософического движения, как и вообще всех движений, имеет немало грустных и некрасивых страниц.

Джадж был лучше многих. Много клеветали на него. Но, конечно, и у него были слабости, которые недопустимы в признанных учениках. Так, Махатмы не нашли ни одного истинного ученика среди европейцев. Но все эти сведения о перечисленных лицах очень прошу Вас оставить для себя только. Если они дойдут до теософов, то много неприятностей и осложнений произойдет. Не следует дразнить их.

Во время Блаватской один лишь индус по имени Джуал Кул, или, как она называла его иногда, «лишенный наследства», был принят в ученики Махатмой К.Х. и даже находился при Махатме К.Х. и часто сопутствовал Ему в Его разъездах. Итак, никто из европейцев не дошел до Башен.

Теперь о Маркове и Либерт. Происшествие это крайне печальное, но, увы, весьма частое. Потрясающе наблюдать, с каким легкомыслием люди подходят к Учению, требующему от них самого серьезного, самого углубленного отношения ко всем жизненным вопросам при осознании своей полной ответственности не только за каждое действие, но и за каждую мысль. Следовало бы спросить упомянутых лиц, как представляется им и в чем выражается их работа на Общее Благо? Неужели в питании нечистых чувств? Пусть они не грязнят понятие любви, относя к ней вспышки разнузданных чувств. Г-н Марков, вероятно, может припомнить немало таких увлечений, неужели всех их он будет покрывать великим понятием любви? Пусть не лицемерят. Неужели они не понимают, что строить свое эфемерное счастье на несчастье близких есть преступление? Все Учения одинаково порицают рушение семьи из-за разнузданности чувств.

Вы правы, что письмо г-жи Либерт свидетельствует о совершенно искаженном толковании Учения. Подобные типы ищут в Учении оправдание своим двусмысленным поступкам и чувствам. Служение своим чувствам есть признак принадлежности к последователям тьмы. Не учение ли тьмы гласит – пей, веселися и наслаждайся всеми благами жизни. Но Учение Света сурово говорит – распни свою самость и в самоотверженной любви к Иерархии Света, в познании и в труде на Общее Благо найдешь и высшую радость.

Чистота во всем, честность во всем и самоотверженность – три необходимых качества для продвинувшихся или так называемых принятых учеников. И Великий Будда никогда не допускал учеников к следующей ступени познания, пока узда дисциплинированной воли не была наложена на чувства.

Родной Рихард Яковлевич, Вы предлагаете мне изложить мои взгляды на брак. Но я уже писала в одном из писем к Иогансон, что считаю брак понятием священным, а также что никогда не брошу камнем в женщину, ради беззаветной любви пренебрегшую установленными обычаями, но при условии, что она не строит своего счастья на несчастье других. Мне кажется, что сказано достаточно широко, но вдаваться в дальнейшие разъяснения мне не хотелось бы. Ведь каждый благоразумный человек отлично понимает значение нерушимости брака и гармонии семьи для подрастающего поколения и в государственном строительстве. И в Живой Этике указано, что семья есть прообраз государства. Благосостояние и благополучие государства покоятся на прочных устоях семьи.

Если же привести самые незыблемые космические истины, устанавливающие нерушимость брака, то большинство именно воспользуется этими возвещенными истинами для оправдания его нарушения. Так, если подтвердить им, что сокровенность и нерушимость брака имеет в основании великую истину о половинчатых душах, они тотчас же с облегченной душой устремятся на поиски принадлежащей им половинки и обязательно найдут ее у чужого очага. Уже есть такие, которые все свои увлечения объясняют такими космическими влечениями. Разве возможно таким людям пояснить, что именно чистота их брачной жизни скорее всего приблизит их к нахождению созвучной души. Если им сказать, что именно при разнузданности нравов половинчатые души испытывают особый острый антагонизм к друг другу, они не поверят и возмутятся. Между тем лишь при чистоте чувств возможны наипрекраснейшие сочетания и лучшие возможности.

Вероятно, и вышеупомянутые лица будут объяснять свои чувства космическим влечением созвучных душ.

Спасибо за пересылку 10 экземпляров «Тайной Доктрины» по адресу А.А.Каменской. Сейчас сердце мое болит и за Е.Ф.Писареву. У нее большое горе, дочь ее с разбега ударилась об острый угол стола и нанесла сильное повреждение в брюшной полости. Ей была сделана операция с наложением 22-х швов. Вернувшись домой к матери, она снова слегла и, как пишет А.А.Каменская, положение ее крайне опасно и потому А.А.Каменская едет к Е.Ф.Писаревой. Ведь Елене Федоровне уже за 80 лет и она тоже инвалид. Читая последнее письмо Е.Ф., я была глубоко взволнована. Великий Владыка сказал, что она сделала свое последнее доброе дело, повлияв благотворно на А.А.Каменскую, и что силы ее сейчас уходят. Вероятно, переход ее в лучший мир близок.

Горюем очень и о нашем добром Клементии Станиславовиче. Мучительно хочется облегчить его страдания. Неужели у него не является мысли о переходе в Тонкий Мир? Впрочем, может быть, к лучшему, если он не освободился еще от атавистического страха перед этим неизбежным завершением земного пути. Как нужно бы всем приучаться к этой мысли и готовиться к смене, когда мы находимся в полном здоровье.

Получили указатель к книгам Живой Этики, составленный г-ном Дергачевым, и его письмо при этом. Действительно, в сознании его большая путаница, и не знаю, насколько возможно будет расчистить эти заросли. Некоторые церковные понятия пустили глубокие корни, и думается, что выкорчевывать их будет даже опасно. Поразительно наблюдать, что некоторые люди выносят из читаемых ими книг. Почти все понимается ими наоборот или скользит по сознанию, не оставляя ни малейшего следа. Когда отвечу на все его вопросы, перешлю Вам копию моего письма и его вопросы. Но с ответом задержусь, ибо я все еще чувствую последствия инфлуэнцы и слух после воспаления среднего уха еще не вернулся вполне. Да и какие-то боли еще продолжаются.

Очень, очень признательна Вам, дорогой Рихард Яковлевич, что Вы так храните Памятные дни. Эти собрания очень помогают и единению и закрепляют значение несения завещанного Огня Духа.

Относительно исправления в сборнике писем и всяких технических соображений вполне доверяю Вашему чутью. Вчера было Сказано: «Нужно спешить с печатанием писем». Я немного взволновалась этим, ибо не знаю, имеется ли возможность печатать сейчас второй том. Кроме того, мне так не хотелось Вас обременять спешными корректурами. Вероятно, в связи с ускорением событий много с чем приходится спешить. Местные газеты полны интереса к Швеции[1], и как раньше ею пренебрегали и унижали, так теперь начинают всячески ухаживать. Но Швеция не глупа и понимает, куда направлен главный удар.

Шлю Вам и Элле Рейнгольдовне самые сердечные мысли и пожелания. Света Щит над Вами. Храните здоровье, токи очень тяжкие, и мировые события способствуют отягощению атмосферы. Шлю ласку Вашим девочкам.

Всем сердцем с Вами.

На днях высылаю Вам «Махатма Леттерс ту А.П.Синнетт»[1] на английском языке. Примите их от меня в подарок. По дороге из Америки в Индию книга немного [пострадала].

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно