18.10.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{LetterInfo|||18.10.1937|Сфера||}}<p | + | {{LetterInfo|||18.10.1937|Сфера||}}<p style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">18.10.1937</p> |
- | <p | + | <p align=center style="text-align:center;"><span style="font-style:normal;">СЛУЖЕНИЕ КРАСОТЕ</span></p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | КРАСОТЕ | + | |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;"> </p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">10-го октября |
- | + | ||
этого года исполнилось 50 лет научного и 40 лет художественного труда одного из | этого года исполнилось 50 лет научного и 40 лет художественного труда одного из | ||
величайших неутомимых творителей красоты и всемирно признанного вождя культуры, | величайших неутомимых творителей красоты и всемирно признанного вождя культуры, | ||
- | гениального русского художника, мыслителя и ученого Н.К.Рериха. | + | гениального русского художника, мыслителя и ученого Н.К.Рериха.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">День этот будет |
- | + | ||
отмечен всем культурным человечеством как праздник искусства и красоты. И если | отмечен всем культурным человечеством как праздник искусства и красоты. И если | ||
русское сознание отмечает сейчас “день русской культуры”, приурочивая его к | русское сознание отмечает сейчас “день русской культуры”, приурочивая его к | ||
рождению Пушкина, то недалек тот день, когда дата рождения Н.К.Рериха будет | рождению Пушкина, то недалек тот день, когда дата рождения Н.К.Рериха будет | ||
- | сроком помыслить о культуре во вселенском масштабе. | + | сроком помыслить о культуре во вселенском масштабе.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Сейчас во всех |
- | + | ||
мировых центрах, в городах Индии, Тибета, Монголии, Южной Америки организованы | мировых центрах, в городах Индии, Тибета, Монголии, Южной Америки организованы | ||
многочисленные общества имени Рериха. В Нью-Йорке открыт в 1924 году Музей | многочисленные общества имени Рериха. В Нью-Йорке открыт в 1924 году Музей | ||
Строка 36: | Строка 30: | ||
“Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится | “Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится | ||
уже ясновидением. Бесплодной будет всякая попытка передать словами ее | уже ясновидением. Бесплодной будет всякая попытка передать словами ее | ||
- | очарование и красоту”. | + | очарование и красоту”.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">О Рерихе пишут |
- | + | ||
сотни людей, и среди них такие мыслители, как Рабиндранат Тагор, Клод Брэгдон, | сотни людей, и среди них такие мыслители, как Рабиндранат Тагор, Клод Брэгдон, | ||
- | Бенуа и др[угие]. | + | Бенуа и др[угие].</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Тот же Леонид |
- | + | ||
Андреев говорит: “Путь Рериха – путь славы. Лувр и Музей Сан-Франциско, Москва | Андреев говорит: “Путь Рериха – путь славы. Лувр и Музей Сан-Франциско, Москва | ||
и вечный Рим уже стали надежным хранилищем его творческих откровений, и вся | и вечный Рим уже стали надежным хранилищем его творческих откровений, и вся | ||
Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому | Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому | ||
- | русскому художнику...” | + | русскому художнику...”</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">И если |
- | + | ||
Достоевский предвидел, что России надлежит сказать миру новое слово, то сейчас, | Достоевский предвидел, что России надлежит сказать миру новое слово, то сейчас, | ||
когда судьбы многих народов, и в первую очередь народов Европы, положены на | когда судьбы многих народов, и в первую очередь народов Европы, положены на | ||
Строка 74: | Строка 65: | ||
добровольцев-санитаров на местах массовой катастрофы, вытаскивая из-под | добровольцев-санитаров на местах массовой катастрофы, вытаскивая из-под | ||
обломков рухнувших зданий раненых и убитых? Кто сохранил максимум спокойствия в | обломков рухнувших зданий раненых и убитых? Кто сохранил максимум спокойствия в | ||
- | дни тревоги и общей паники, работая и спасая людей? | + | дни тревоги и общей паники, работая и спасая людей?</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Совершенно прав |
- | + | ||
В.А., автор статьи “Н.Рерих”, указывающий, что в значительно большей степени | В.А., автор статьи “Н.Рерих”, указывающий, что в значительно большей степени | ||
свойства “даяния относятся к самому автору, который так потрудился и продолжает | свойства “даяния относятся к самому автору, который так потрудился и продолжает | ||
- | трудиться во славу русского народа”. | + | трудиться во славу русского народа”.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">И тот же автор |
- | + | ||
указывает, что искусство Рериха есть русское искусство, ибо никто не | указывает, что искусство Рериха есть русское искусство, ибо никто не | ||
сомневается в том, что Рерих, даже затрагивая иностранные сюжеты, все же всегда | сомневается в том, что Рерих, даже затрагивая иностранные сюжеты, все же всегда | ||
оставался русским и неутомимо нес по миру понятия русскости в самом широком | оставался русским и неутомимо нес по миру понятия русскости в самом широком | ||
значении. И с такой оценкой основного направления рериховского творчества | значении. И с такой оценкой основного направления рериховского творчества | ||
- | нельзя не согласиться. | + | нельзя не согласиться.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Рерих знакомит |
- | + | ||
мир с источником русского народного духа, начиная с языческой Руси и кончая | мир с источником русского народного духа, начиная с языческой Руси и кончая | ||
величественными образами строителей Святой Руси – и в особенности, как | величественными образами строителей Святой Руси – и в особенности, как | ||
славословит Православная Церковь “Солнца России” – святого Сергия Радонежского, | славословит Православная Церковь “Солнца России” – святого Сергия Радонежского, | ||
- | этой основы русского народа. | + | этой основы русского народа.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Как трогательно |
- | + | ||
любит Рерих Россию, называя ее “неотпитой чашей”... “Мы не хотели знать | любит Рерих Россию, называя ее “неотпитой чашей”... “Мы не хотели знать | ||
возможностей своей земли и народа... Припадая к земле, мы слышим. Земля | возможностей своей земли и народа... Припадая к земле, мы слышим. Земля | ||
Строка 105: | Строка 92: | ||
воды, наберется сил. Найдет клады подземные. Точно неотпитая чаша стоит Русь. | воды, наберется сил. Найдет клады подземные. Точно неотпитая чаша стоит Русь. | ||
Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга – притаилась | Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга – притаилась | ||
- | сказка...” | + | сказка...”</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Об этой сказке |
- | + | Рерих твердит миру.</p> | |
- | Рерих твердит миру. | + | |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">И мы знаем, что |
- | + | ||
много человеческих сердец тянется сейчас к гималайскому мудрецу Николаю | много человеческих сердец тянется сейчас к гималайскому мудрецу Николаю | ||
Константиновичу и его верной спутнице жизни Елене Ивановне, и ни одно | Константиновичу и его верной спутнице жизни Елене Ивановне, и ни одно | ||
человеческое сердце не осталось не согретым теплотой их прозорливой мудрости, | человеческое сердце не осталось не согретым теплотой их прозорливой мудрости, | ||
- | дающей уважение даже “самому малому”. | + | дающей уважение даже “самому малому”.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Под шум |
- | + | ||
пропеллеров, под свистящий и хрюкающий полет аэропланных бомб и снарядов, перед | пропеллеров, под свистящий и хрюкающий полет аэропланных бомб и снарядов, перед | ||
зловещей картиной зарева пожаров нужно и полезно подумать сейчас об неувядаемой | зловещей картиной зарева пожаров нужно и полезно подумать сейчас об неувядаемой | ||
Строка 126: | Строка 110: | ||
здравствовать во славу подвижнического служения искусством и красотой нашей | здравствовать во славу подвижнического служения искусством и красотой нашей | ||
“неотпитой чаше” – Родине и всему человечеству. И пусть [[Знамя Мира|Знамя Мира]] Рериха, принятое для охраны произведений искусства и культуры, развевается над всеми | “неотпитой чаше” – Родине и всему человечеству. И пусть [[Знамя Мира|Знамя Мира]] Рериха, принятое для охраны произведений искусства и культуры, развевается над всеми | ||
- | творениями человечества, охраняя их от разрушения и гибели. | + | творениями человечества, охраняя их от разрушения и гибели.</p> |
- | <p | + | <p align=right style="margin-top:6.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right;"><b><i>С.З.</i></b></p> |
- | margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p align=right style="margin-top:6.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right;"><b><i>“</i></b><i>Слово”, 18.X.37</i></p> |
- | margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p align=right style="margin-top:6.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right;"><i>(Шанхай)</i></p> |
- | margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;margin-bottom: 6.0pt;margin-left:0cm;">РУССКИЙ |
- | 6.0pt;margin-left:0cm | + | СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ</p> |
- | СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p align=center style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt; text-align:center;text-indent:0cm;"><i>Зал академика Н.К.Рериха</i></p> |
- | text-align:center;text-indent:0cm | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p align=center style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt; text-align:center;text-indent:0cm;"><i>в Русском Музее в Праге</i></p> |
- | text-align:center;text-indent:0cm | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;"> </p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">В Русском |
- | + | ||
Культурно-историческом Музее при Университете только что получены давно уже | Культурно-историческом Музее при Университете только что получены давно уже | ||
ожидавшиеся тринадцать картин академика Н.К.Рериха: “Преподобный Сергий”, “Храм | ожидавшиеся тринадцать картин академика Н.К.Рериха: “Преподобный Сергий”, “Храм | ||
Строка 166: | Строка 133: | ||
крепость”, “Ченрези”, “Ашрам”, “Мать Чингиз-Хана” и др[угие]. Все это по | крепость”, “Ченрези”, “Ашрам”, “Мать Чингиз-Хана” и др[угие]. Все это по | ||
преимуществу темпера, часто весьма значительных размеров и совершенно | преимуществу темпера, часто весьма значительных размеров и совершенно | ||
- | исключительной красоты и ценности. | + | исключительной красоты и ценности.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Ранее эти |
- | + | ||
картины были временно выставлены в Музее Принца-Регента Павла в Белграде, | картины были временно выставлены в Музее Принца-Регента Павла в Белграде, | ||
дирекцией которого, по распоряжению акад[емика] Н.К.Рериха из Индии, и были | дирекцией которого, по распоряжению акад[емика] Н.К.Рериха из Индии, и были | ||
Строка 176: | Строка 142: | ||
знаменитого русского художника. По постановлению Музейной Комиссии Р.С.У. | знаменитого русского художника. По постановлению Музейной Комиссии Р.С.У. | ||
решено создать в Музее особый Зал академика Н.К.Рериха, где и будут выставлены | решено создать в Музее особый Зал академика Н.К.Рериха, где и будут выставлены | ||
- | все эти картины. | + | все эти картины.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Таким образом, |
- | + | ||
Музей по справедливости может гордиться исключительно ценной, редкой в Западной | Музей по справедливости может гордиться исключительно ценной, редкой в Западной | ||
Европе коллекцией картин одного из величайших представителей современной | Европе коллекцией картин одного из величайших представителей современной | ||
- | русской живописи. | + | русской живописи.</p> |
- | <p | + | <p> </p> |
{{PerevodStroki}} | {{PerevodStroki}} | ||
{{LetterPostEdit|04.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)|Письма Н.К.Рерих в Америку, Оглавление|09.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)}} | {{LetterPostEdit|04.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)|Письма Н.К.Рерих в Америку, Оглавление|09.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)}} |
Текущая версия
Информация о письме |
---|
|
18.10.1937
СЛУЖЕНИЕ КРАСОТЕ
10-го октября этого года исполнилось 50 лет научного и 40 лет художественного труда одного из величайших неутомимых творителей красоты и всемирно признанного вождя культуры, гениального русского художника, мыслителя и ученого Н.К.Рериха.
День этот будет отмечен всем культурным человечеством как праздник искусства и красоты. И если русское сознание отмечает сейчас “день русской культуры”, приурочивая его к рождению Пушкина, то недалек тот день, когда дата рождения Н.К.Рериха будет сроком помыслить о культуре во вселенском масштабе.
Сейчас во всех мировых центрах, в городах Индии, Тибета, Монголии, Южной Америки организованы многочисленные общества имени Рериха. В Нью-Йорке открыт в 1924 году Музей имени Рериха. И все эти общества организованы не для замкнутой “академической” деятельности, но для утверждения красоты и искусства в жизни. Сам мастер неустанно призывает: “Сейчас надо мыслить об искусстве”, открывая тем великую космическую правду, что искусство спасает человечество... Совершенно немыслимо охватить даже бегло и поверхностно всю многостороннюю деятельность Н.К.Рериха как в областях науки, так и искусства. О Рерихе и его трудах существует сейчас в мире громаднейшая литература на всех языках мира, включая тибетский, монгольский, индусский и др[угие]. О творчестве самого Н.К.Рериха верное слово сказал еще в своей пламенной статье “Держава Рериха” Леонид Андреев. “Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится уже ясновидением. Бесплодной будет всякая попытка передать словами ее очарование и красоту”.
О Рерихе пишут сотни людей, и среди них такие мыслители, как Рабиндранат Тагор, Клод Брэгдон, Бенуа и др[угие].
Тот же Леонид Андреев говорит: “Путь Рериха – путь славы. Лувр и Музей Сан-Франциско, Москва и вечный Рим уже стали надежным хранилищем его творческих откровений, и вся Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому русскому художнику...”
И если Достоевский предвидел, что России надлежит сказать миру новое слово, то сейчас, когда судьбы многих народов, и в первую очередь народов Европы, положены на весы, это новое слово пришел сказать миру современный гималайский мудрец в лице русского художника и мыслителя Н.К.Рериха языком своих гениальных творений кисти, пера и исследований вековой мудрости таинственного и зовущего Востока. Это новое слово, сказанное Рерихом миру, не есть отвлеченная философия, но есть мудрый совет жизни, выношенный им из тайн русской природы, русского сознания и русской всеобъемлющей любви к человечеству, и о которой он в своей статье “По лицу земли” пишет, указывая на характерное свойство русского человека постоянного чаяния... “Есть, – пишет Н.К.Рерих, – какая-то благородная, самоутвержденная щедрость в этом всемирном деянии. Вовсе не хотим сказать, что, мол, какие мы русские; совсем другое хочется отметить как факт непреложный, исторический. В будущих летописях будет отмечено это русское всемирное даяние. Происходит оно, поистине, в планетарных пределах. И тут не может быть случайных, мелких делений. Вырастает соображение творческого блага, в котором каждый может и должен приобщиться в качестве неустанного трудника...” И даже на наших глазах, в эти тревожные и напряженные дни мы каждый день находим подтверждение в этом и можем убедиться в этом основном качестве русского человека. Кто первый сейчас бежит на место трагической гибели от бомб сотен людей? Кто, забывая о собственной безопасности и усталости, работает в качестве добровольцев-санитаров на местах массовой катастрофы, вытаскивая из-под обломков рухнувших зданий раненых и убитых? Кто сохранил максимум спокойствия в дни тревоги и общей паники, работая и спасая людей?
Совершенно прав В.А., автор статьи “Н.Рерих”, указывающий, что в значительно большей степени свойства “даяния относятся к самому автору, который так потрудился и продолжает трудиться во славу русского народа”.
И тот же автор указывает, что искусство Рериха есть русское искусство, ибо никто не сомневается в том, что Рерих, даже затрагивая иностранные сюжеты, все же всегда оставался русским и неутомимо нес по миру понятия русскости в самом широком значении. И с такой оценкой основного направления рериховского творчества нельзя не согласиться.
Рерих знакомит мир с источником русского народного духа, начиная с языческой Руси и кончая величественными образами строителей Святой Руси – и в особенности, как славословит Православная Церковь “Солнца России” – святого Сергия Радонежского, этой основы русского народа.
Как трогательно любит Рерих Россию, называя ее “неотпитой чашей”... “Мы не хотели знать возможностей своей земли и народа... Припадая к земле, мы слышим. Земля говорит: все пройдет, потом хорошо будет. Пройдут испытания, всенародная, всетрудовая, крепкая делом Русь стряхнет пыль и труху. Сумеет напиться живой воды, наберется сил. Найдет клады подземные. Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга – притаилась сказка...”
Об этой сказке Рерих твердит миру.
И мы знаем, что много человеческих сердец тянется сейчас к гималайскому мудрецу Николаю Константиновичу и его верной спутнице жизни Елене Ивановне, и ни одно человеческое сердце не осталось не согретым теплотой их прозорливой мудрости, дающей уважение даже “самому малому”.
Под шум пропеллеров, под свистящий и хрюкающий полет аэропланных бомб и снарядов, перед зловещей картиной зарева пожаров нужно и полезно подумать сейчас об неувядаемой бодрости служения красоте и добру великого русского человека, давшего миру так много прекрасного, и пожелать как ему, так и его верной спутнице, еще много лет здравствовать во славу подвижнического служения искусством и красотой нашей “неотпитой чаше” – Родине и всему человечеству. И пусть Знамя Мира Рериха, принятое для охраны произведений искусства и культуры, развевается над всеми творениями человечества, охраняя их от разрушения и гибели.
С.З.
“Слово”, 18.X.37
(Шанхай)
РУССКИЙ СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Зал академика Н.К.Рериха
в Русском Музее в Праге
В Русском Культурно-историческом Музее при Университете только что получены давно уже ожидавшиеся тринадцать картин академика Н.К.Рериха: “Преподобный Сергий”, “Храм преподобного Сергия в Америке”, “Лагул”, “Монастырь в Тибете”, “Тибетская крепость”, “Ченрези”, “Ашрам”, “Мать Чингиз-Хана” и др[угие]. Все это по преимуществу темпера, часто весьма значительных размеров и совершенно исключительной красоты и ценности.
Ранее эти картины были временно выставлены в Музее Принца-Регента Павла в Белграде, дирекцией которого, по распоряжению акад[емика] Н.К.Рериха из Индии, и были ныне высланы в Прагу, в Русский Музей. В общей сложности, с двумя уже имеющимися в Музее картинами Н.К.Рериха, Музей обладает теперь 15-ю работами знаменитого русского художника. По постановлению Музейной Комиссии Р.С.У. решено создать в Музее особый Зал академика Н.К.Рериха, где и будут выставлены все эти картины.
Таким образом, Музей по справедливости может гордиться исключительно ценной, редкой в Западной Европе коллекцией картин одного из величайших представителей современной русской живописи.