18.10.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=heder style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;"><span lang=EN-US style='mso-ansi-language:EN-US'>18.10.1937</span></p>
+
{{LetterInfo|||18.10.1937|Сфера||}}<p style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">18.10.1937</p>
-
<p class=Aaaoa align=center style='text-align:center'><span style='font-family:
+
<p align=center style="text-align:center;"><span style="font-style:normal;">СЛУЖЕНИЕ КРАСОТЕ</span></p>
-
"Times New Roman";mso-bidi-font-weight:bold;font-style:normal;mso-bidi-font-style:
+
-
italic'>СЛУЖЕНИЕ КРАСОТЕ</span><!--[if supportFields]><span style='font-family:
+
-
"Times New Roman";mso-bidi-font-weight:bold;font-style:normal;mso-bidi-font-style:
+
-
italic'><span style='mso-element:field-begin'></span>tc "СЛУЖЕНИЕ
+
-
КРАСОТЕ"</span><![endif]--><!--[if supportFields]><span style='font-family:
+
-
"Times New Roman";mso-bidi-font-weight:bold;font-style:normal;mso-bidi-font-style:
+
-
italic'><span style='mso-element:field-end'></span></span><![endif]--><span
+
-
style='font-family:"Times New Roman";mso-bidi-font-weight:bold;font-style:normal;
+
-
mso-bidi-font-style:italic'></span></p>
+
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;"> </p>
-
style='font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"'> </span></p>
+
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">10-го октября
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>10-го октября
+
этого года исполнилось 50 лет научного и 40 лет художественного труда одного из
этого года исполнилось 50 лет научного и 40 лет художественного труда одного из
величайших неутомимых творителей красоты и всемирно признанного вождя культуры,
величайших неутомимых творителей красоты и всемирно признанного вождя культуры,
-
гениального русского художника, мыслителя и ученого Н.К.Рериха.</span></p>
+
гениального русского художника, мыслителя и ученого Н.К.Рериха.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">День этот будет
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>День этот будет
+
отмечен всем культурным человечеством как праздник искусства и красоты. И если
отмечен всем культурным человечеством как праздник искусства и красоты. И если
русское сознание отмечает сейчас “день русской культуры”, приурочивая его к
русское сознание отмечает сейчас “день русской культуры”, приурочивая его к
рождению Пушкина, то недалек тот день, когда дата рождения Н.К.Рериха будет
рождению Пушкина, то недалек тот день, когда дата рождения Н.К.Рериха будет
-
сроком помыслить о культуре во вселенском масштабе.</span></p>
+
сроком помыслить о культуре во вселенском масштабе.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Сейчас во всех
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Сейчас во всех
+
мировых центрах, в городах Индии, Тибета, Монголии, Южной Америки организованы
мировых центрах, в городах Индии, Тибета, Монголии, Южной Америки организованы
многочисленные общества имени Рериха. В Нью-Йорке открыт в 1924 году Музей
многочисленные общества имени Рериха. В Нью-Йорке открыт в 1924 году Музей
Строка 43: Строка 30:
“Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится
“Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится
уже ясновидением. Бесплодной будет всякая попытка передать словами ее
уже ясновидением. Бесплодной будет всякая попытка передать словами ее
-
очарование и красоту”.</span></p>
+
очарование и красоту”.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">О Рерихе пишут
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>О Рерихе пишут
+
сотни людей, и среди них такие мыслители, как Рабиндранат Тагор, Клод Брэгдон,
сотни людей, и среди них такие мыслители, как Рабиндранат Тагор, Клод Брэгдон,
-
Бенуа и др[угие].</span></p>
+
Бенуа и др[угие].</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Тот же Леонид
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Тот же Леонид
+
Андреев говорит: “Путь Рериха – путь славы. Лувр и Музей Сан-Франциско, Москва
Андреев говорит: “Путь Рериха – путь славы. Лувр и Музей Сан-Франциско, Москва
и вечный Рим уже стали надежным хранилищем его творческих откровений, и вся
и вечный Рим уже стали надежным хранилищем его творческих откровений, и вся
Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому
Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому
-
русскому художнику...”</span></p>
+
русскому художнику...”</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">И если
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>И если
+
Достоевский предвидел, что России надлежит сказать миру новое слово, то сейчас,
Достоевский предвидел, что России надлежит сказать миру новое слово, то сейчас,
когда судьбы многих народов, и в первую очередь народов Европы, положены на
когда судьбы многих народов, и в первую очередь народов Европы, положены на
Строка 81: Строка 65:
добровольцев-санитаров на местах массовой катастрофы, вытаскивая из-под
добровольцев-санитаров на местах массовой катастрофы, вытаскивая из-под
обломков рухнувших зданий раненых и убитых? Кто сохранил максимум спокойствия в
обломков рухнувших зданий раненых и убитых? Кто сохранил максимум спокойствия в
-
дни тревоги и общей паники, работая и спасая людей?</span></p>
+
дни тревоги и общей паники, работая и спасая людей?</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Совершенно прав
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Совершенно прав
+
В.А., автор статьи “Н.Рерих”, указывающий, что в значительно большей степени
В.А., автор статьи “Н.Рерих”, указывающий, что в значительно большей степени
свойства “даяния относятся к самому автору, который так потрудился и продолжает
свойства “даяния относятся к самому автору, который так потрудился и продолжает
-
трудиться во славу русского народа”.</span></p>
+
трудиться во славу русского народа”.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">И тот же автор
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>И тот же автор
+
указывает, что искусство Рериха есть русское искусство, ибо никто не
указывает, что искусство Рериха есть русское искусство, ибо никто не
сомневается в том, что Рерих, даже затрагивая иностранные сюжеты, все же всегда
сомневается в том, что Рерих, даже затрагивая иностранные сюжеты, все же всегда
оставался русским и неутомимо нес по миру понятия русскости в самом широком
оставался русским и неутомимо нес по миру понятия русскости в самом широком
значении. И с такой оценкой основного направления рериховского творчества
значении. И с такой оценкой основного направления рериховского творчества
-
нельзя не согласиться.</span></p>
+
нельзя не согласиться.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Рерих знакомит
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Рерих знакомит
+
мир с источником русского народного духа, начиная с языческой Руси и кончая
мир с источником русского народного духа, начиная с языческой Руси и кончая
величественными образами строителей Святой Руси – и в особенности, как
величественными образами строителей Святой Руси – и в особенности, как
славословит Православная Церковь “Солнца России” – святого Сергия Радонежского,
славословит Православная Церковь “Солнца России” – святого Сергия Радонежского,
-
этой основы русского народа.</span></p>
+
этой основы русского народа.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Как трогательно
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Как трогательно
+
любит Рерих Россию, называя ее “неотпитой чашей”... “Мы не хотели знать
любит Рерих Россию, называя ее “неотпитой чашей”... “Мы не хотели знать
возможностей своей земли и народа... Припадая к земле, мы слышим. Земля
возможностей своей земли и народа... Припадая к земле, мы слышим. Земля
Строка 112: Строка 92:
воды, наберется сил. Найдет клады подземные. Точно неотпитая чаша стоит Русь.
воды, наберется сил. Найдет клады подземные. Точно неотпитая чаша стоит Русь.
Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга – притаилась
Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга – притаилась
-
сказка...”</span></p>
+
сказка...”</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Об этой сказке
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Об этой сказке
+
Рерих твердит миру.</p>
-
Рерих твердит миру.</span></p>
+
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">И мы знаем, что
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>И мы знаем, что
+
много человеческих сердец тянется сейчас к гималайскому мудрецу Николаю
много человеческих сердец тянется сейчас к гималайскому мудрецу Николаю
Константиновичу и его верной спутнице жизни Елене Ивановне, и ни одно
Константиновичу и его верной спутнице жизни Елене Ивановне, и ни одно
человеческое сердце не осталось не согретым теплотой их прозорливой мудрости,
человеческое сердце не осталось не согретым теплотой их прозорливой мудрости,
-
дающей уважение даже “самому малому”.</span></p>
+
дающей уважение даже “самому малому”.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Под шум
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Под шум
+
пропеллеров, под свистящий и хрюкающий полет аэропланных бомб и снарядов, перед
пропеллеров, под свистящий и хрюкающий полет аэропланных бомб и снарядов, перед
зловещей картиной зарева пожаров нужно и полезно подумать сейчас об неувядаемой
зловещей картиной зарева пожаров нужно и полезно подумать сейчас об неувядаемой
Строка 133: Строка 110:
здравствовать во славу подвижнического служения искусством и красотой нашей
здравствовать во славу подвижнического служения искусством и красотой нашей
“неотпитой чаше” – Родине и всему человечеству. И пусть [[Знамя Мира|Знамя Мира]] Рериха, принятое для охраны произведений искусства и культуры, развевается над всеми
“неотпитой чаше” – Родине и всему человечеству. И пусть [[Знамя Мира|Знамя Мира]] Рериха, принятое для охраны произведений искусства и культуры, развевается над всеми
-
творениями человечества, охраняя их от разрушения и гибели.</span></p>
+
творениями человечества, охраняя их от разрушения и гибели.</p>
-
<p class=Aanoaaea align=right style='margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;
+
<p align=right style="margin-top:6.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right;"><b><i>С.З.</i></b></p>
-
margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right'><b
+
-
style='mso-bidi-font-weight:normal'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>С.З.</span></i></b></p>
+
-
<p class=Aanoaaea align=right style='margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;
+
<p align=right style="margin-top:6.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right;"><b><i>“</i></b><i>Слово”, 18.X.37</i></p>
-
margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right'><b
+
-
style='mso-bidi-font-weight:normal'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"'>“</span></i></b><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='font-size:12.0pt;font-family:
+
-
"Times New Roman"'>Слово”, 18.X.37</span></i></p>
+
-
<p class=Aanoaaea align=right style='margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;
+
<p align=right style="margin-top:6.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right;"><i>(Шанхай)</i></p>
-
margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right'><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='font-size:12.0pt;font-family:
+
-
"Times New Roman"'>(Шанхай)</span></i></p>
+
-
<p class=Aiiacaaieae style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;margin-bottom:
+
<p style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;margin-bottom: 6.0pt;margin-left:0cm;">РУССКИЙ
-
6.0pt;margin-left:0cm'><span style='font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"'>РУССКИЙ
+
СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ</p>
-
СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ</span><!--[if supportFields]><span style='font-size:12.0pt;
+
-
font-family:"Times New Roman"'><span style='mso-element:field-begin'></span>tc
+
-
"РУССКИЙ СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"</span><![endif]--><!--[if supportFields]><span
+
-
style='font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"'><span style='mso-element:
+
-
field-end'></span></span><![endif]--><span style='font-size:12.0pt;font-family:
+
-
"Times New Roman"'></span></p>
+
-
<p class=Aanoaaea align=center style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;
+
<p align=center style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt; text-align:center;text-indent:0cm;"><i>Зал академика Н.К.Рериха</i></p>
-
text-align:center;text-indent:0cm'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Зал академика Н.К.Рериха</span></i></p>
+
-
<p class=Aanoaaea align=center style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;
+
<p align=center style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt; text-align:center;text-indent:0cm;"><i>в Русском Музее в Праге</i></p>
-
text-align:center;text-indent:0cm'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"'>в Русском Музее в Праге</span></i></p>
+
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;"> </p>
-
style='font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"'> </span></p>
+
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">В Русском
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>В Русском
+
Культурно-историческом Музее при Университете только что получены давно уже
Культурно-историческом Музее при Университете только что получены давно уже
ожидавшиеся тринадцать картин академика Н.К.Рериха: “Преподобный Сергий”, “Храм
ожидавшиеся тринадцать картин академика Н.К.Рериха: “Преподобный Сергий”, “Храм
Строка 179: Строка 133:
крепость”, “Ченрези”, “Ашрам”, “Мать Чингиз-Хана” и др[угие]. Все это по
крепость”, “Ченрези”, “Ашрам”, “Мать Чингиз-Хана” и др[угие]. Все это по
преимуществу темпера, часто весьма значительных размеров и совершенно
преимуществу темпера, часто весьма значительных размеров и совершенно
-
исключительной красоты и ценности.</span></p>
+
исключительной красоты и ценности.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Ранее эти
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Ранее эти
+
картины были временно выставлены в Музее Принца-Регента Павла в Белграде,
картины были временно выставлены в Музее Принца-Регента Павла в Белграде,
дирекцией которого, по распоряжению акад[емика] Н.К.Рериха из Индии, и были
дирекцией которого, по распоряжению акад[емика] Н.К.Рериха из Индии, и были
Строка 189: Строка 142:
знаменитого русского художника. По постановлению Музейной Комиссии Р.С.У.
знаменитого русского художника. По постановлению Музейной Комиссии Р.С.У.
решено создать в Музее особый Зал академика Н.К.Рериха, где и будут выставлены
решено создать в Музее особый Зал академика Н.К.Рериха, где и будут выставлены
-
все эти картины.</span></p>
+
все эти картины.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Таким образом,
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Таким образом,
+
Музей по справедливости может гордиться исключительно ценной, редкой в Западной
Музей по справедливости может гордиться исключительно ценной, редкой в Западной
Европе коллекцией картин одного из величайших представителей современной
Европе коллекцией картин одного из величайших представителей современной
-
русской живописи.</span></p>
+
русской живописи.</p>
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-bidi-font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"'> </span></p>
+
 +
<p> </p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|04.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)|Письма Н.К.Рерих в Америку, Оглавление|09.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)}}
{{LetterPostEdit|04.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)|Письма Н.К.Рерих в Америку, Оглавление|09.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)}}

Текущая версия

Информация о письме
  • Дата : 18.10.1937
  • Издание: Сфера

18.10.1937

СЛУЖЕНИЕ КРАСОТЕ

10-го октября этого года исполнилось 50 лет научного и 40 лет художественного труда одного из величайших неутомимых творителей красоты и всемирно признанного вождя культуры, гениального русского художника, мыслителя и ученого Н.К.Рериха.

День этот будет отмечен всем культурным человечеством как праздник искусства и красоты. И если русское сознание отмечает сейчас “день русской культуры”, приурочивая его к рождению Пушкина, то недалек тот день, когда дата рождения Н.К.Рериха будет сроком помыслить о культуре во вселенском масштабе.

Сейчас во всех мировых центрах, в городах Индии, Тибета, Монголии, Южной Америки организованы многочисленные общества имени Рериха. В Нью-Йорке открыт в 1924 году Музей имени Рериха. И все эти общества организованы не для замкнутой “академической” деятельности, но для утверждения красоты и искусства в жизни. Сам мастер неустанно призывает: “Сейчас надо мыслить об искусстве”, открывая тем великую космическую правду, что искусство спасает человечество... Совершенно немыслимо охватить даже бегло и поверхностно всю многостороннюю деятельность Н.К.Рериха как в областях науки, так и искусства. О Рерихе и его трудах существует сейчас в мире громаднейшая литература на всех языках мира, включая тибетский, монгольский, индусский и др[угие]. О творчестве самого Н.К.Рериха верное слово сказал еще в своей пламенной статье “Держава Рериха” Леонид Андреев. “Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится уже ясновидением. Бесплодной будет всякая попытка передать словами ее очарование и красоту”.

О Рерихе пишут сотни людей, и среди них такие мыслители, как Рабиндранат Тагор, Клод Брэгдон, Бенуа и др[угие].

Тот же Леонид Андреев говорит: “Путь Рериха – путь славы. Лувр и Музей Сан-Франциско, Москва и вечный Рим уже стали надежным хранилищем его творческих откровений, и вся Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому русскому художнику...”

И если Достоевский предвидел, что России надлежит сказать миру новое слово, то сейчас, когда судьбы многих народов, и в первую очередь народов Европы, положены на весы, это новое слово пришел сказать миру современный гималайский мудрец в лице русского художника и мыслителя Н.К.Рериха языком своих гениальных творений кисти, пера и исследований вековой мудрости таинственного и зовущего Востока. Это новое слово, сказанное Рерихом миру, не есть отвлеченная философия, но есть мудрый совет жизни, выношенный им из тайн русской природы, русского сознания и русской всеобъемлющей любви к человечеству, и о которой он в своей статье “По лицу земли” пишет, указывая на характерное свойство русского человека постоянного чаяния... “Есть, – пишет Н.К.Рерих, – какая-то благородная, самоутвержденная щедрость в этом всемирном деянии. Вовсе не хотим сказать, что, мол, какие мы русские; совсем другое хочется отметить как факт непреложный, исторический. В будущих летописях будет отмечено это русское всемирное даяние. Происходит оно, поистине, в планетарных пределах. И тут не может быть случайных, мелких делений. Вырастает соображение творческого блага, в котором каждый может и должен приобщиться в качестве неустанного трудника...” И даже на наших глазах, в эти тревожные и напряженные дни мы каждый день находим подтверждение в этом и можем убедиться в этом основном качестве русского человека. Кто первый сейчас бежит на место трагической гибели от бомб сотен людей? Кто, забывая о собственной безопасности и усталости, работает в качестве добровольцев-санитаров на местах массовой катастрофы, вытаскивая из-под обломков рухнувших зданий раненых и убитых? Кто сохранил максимум спокойствия в дни тревоги и общей паники, работая и спасая людей?

Совершенно прав В.А., автор статьи “Н.Рерих”, указывающий, что в значительно большей степени свойства “даяния относятся к самому автору, который так потрудился и продолжает трудиться во славу русского народа”.

И тот же автор указывает, что искусство Рериха есть русское искусство, ибо никто не сомневается в том, что Рерих, даже затрагивая иностранные сюжеты, все же всегда оставался русским и неутомимо нес по миру понятия русскости в самом широком значении. И с такой оценкой основного направления рериховского творчества нельзя не согласиться.

Рерих знакомит мир с источником русского народного духа, начиная с языческой Руси и кончая величественными образами строителей Святой Руси – и в особенности, как славословит Православная Церковь “Солнца России” – святого Сергия Радонежского, этой основы русского народа.

Как трогательно любит Рерих Россию, называя ее “неотпитой чашей”... “Мы не хотели знать возможностей своей земли и народа... Припадая к земле, мы слышим. Земля говорит: все пройдет, потом хорошо будет. Пройдут испытания, всенародная, всетрудовая, крепкая делом Русь стряхнет пыль и труху. Сумеет напиться живой воды, наберется сил. Найдет клады подземные. Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга – притаилась сказка...”

Об этой сказке Рерих твердит миру.

И мы знаем, что много человеческих сердец тянется сейчас к гималайскому мудрецу Николаю Константиновичу и его верной спутнице жизни Елене Ивановне, и ни одно человеческое сердце не осталось не согретым теплотой их прозорливой мудрости, дающей уважение даже “самому малому”.

Под шум пропеллеров, под свистящий и хрюкающий полет аэропланных бомб и снарядов, перед зловещей картиной зарева пожаров нужно и полезно подумать сейчас об неувядаемой бодрости служения красоте и добру великого русского человека, давшего миру так много прекрасного, и пожелать как ему, так и его верной спутнице, еще много лет здравствовать во славу подвижнического служения искусством и красотой нашей “неотпитой чаше” – Родине и всему человечеству. И пусть Знамя Мира Рериха, принятое для охраны произведений искусства и культуры, развевается над всеми творениями человечества, охраняя их от разрушения и гибели.

С.З.

Слово”, 18.X.37

(Шанхай)

РУССКИЙ СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Зал академика Н.К.Рериха

в Русском Музее в Праге

В Русском Культурно-историческом Музее при Университете только что получены давно уже ожидавшиеся тринадцать картин академика Н.К.Рериха: “Преподобный Сергий”, “Храм преподобного Сергия в Америке”, “Лагул”, “Монастырь в Тибете”, “Тибетская крепость”, “Ченрези”, “Ашрам”, “Мать Чингиз-Хана” и др[угие]. Все это по преимуществу темпера, часто весьма значительных размеров и совершенно исключительной красоты и ценности.

Ранее эти картины были временно выставлены в Музее Принца-Регента Павла в Белграде, дирекцией которого, по распоряжению акад[емика] Н.К.Рериха из Индии, и были ныне высланы в Прагу, в Русский Музей. В общей сложности, с двумя уже имеющимися в Музее картинами Н.К.Рериха, Музей обладает теперь 15-ю работами знаменитого русского художника. По постановлению Музейной Комиссии Р.С.У. решено создать в Музее особый Зал академика Н.К.Рериха, где и будут выставлены все эти картины.

Таким образом, Музей по справедливости может гордиться исключительно ценной, редкой в Западной Европе коллекцией картин одного из величайших представителей современной русской живописи.



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно