19.06.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Дата : 19.06.37
  • Издание: ПРАМЕБ, 1992

19.06.37

Порадовалась, что Вы собираетесь уделить внимание психической энергии и силе мысли. Этот вопрос сейчас наиболее существенный. Необходимо будить сознания людей к правильной оценке значения мысли. На основе кооперации и значения мысли зиждется грядущая эволюция. Потому собирайте как можно больше материала практических достижений в области передачи мысли.

Какие замечательные испытания распознавания ликов посылаются Вам! Но я уверена, что Вы выйдете из них победителем.

Итак, будем черпать мудрость через сравнение разных ликов. Припомним, какие лики уже раскрылись в течение короткого времени. Проявим соизмеримость. В Учении сказано: человек, не знающий, что есть соизмеримость, не может считаться духовным. Соизмеримость есть золотое равновесие.

Вивекананда, говоря о Вл. Будде, сказал – «Сердце Великих Духов мягко, как масло, но Они умеют дисциплинировать его», иначе говоря, знают соизмеримость. Истинно, соизмеримость руководит Ими. Соизмеримость граничит с целесообразностью, которая царствует во всем Космосе.

Прочла приложенное письмо и захотелось помочь автору его разобраться в сложном комплексе человеческого существа. Но прежде всего должна сказать, что буддисты не утверждают, что человек есть «То», или же Бог, совершенный и вечный. Это утверждение принадлежит последователям Веданты. Кроме того, не следует думать, что присутствие в нас или же наша приобщенность к совершенному Божественному Началу делает всякую эволюцию бессмысленной. Наоборот, только наличность в нас этого вечного Начала и делает возможным эволюцию, ибо вся Вселенная, все Бытие имеют существование лишь благодаря этому жизнедательному Началу. Именно совершенство и вечность этого Божественного Начала в его потенциале является залогом того, что и человек, носитель его, может вечно совершенствоваться. Признавая неизменность и совершенство Божественного Начала, ведантисты признают и всю сложность человеческого существа как отражения Вселенной, этого комплекса комплексов. Макрокосм находится в непрестанном процессе разворачивания или становления, так и человек-микрокосм неустанно раскрывает и накопляет новые возможности, именно, благодаря присутствию в нем совершенного, вечного Божественного Потенциала.

Буддисты отрицают существование неизменной души в человеке и во всем бытии, ибо в человеке и во всей проявленной Вселенной они видят непостоянство и преходящее или, говоря современным языком, эволюцию всего сущего. Но ни один просвещенный буддист, онтологические представления которого ближе всего к современному энергетическому мировоззрению, не будет отрицать существования Божественной энергии в человеке, которая в основе своей вечна и неизменна. Потому безразлично, назовем ли мы эту энергию Богом, Духом, или вечным Свидетелем, или даже Божественным Огнем, величественное, трансцендентальное значение ее от этого не изменится.

Полезно вспомнить, что сказано в Агни Йоге, § 275. «Веданта правильно указывает, что дух остается неприкосновенным. Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманации зерна изменяются в зависимости от роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание. Значит, Веданта имела в виду зерно, а Буддизм говорит о совершенствовании оболочек. Так вполне сочетается подвижное с неподвижным.

Вполне понятно, что Будда, устремлявший человечество к эволюции, указывал на свойства подвижности, тогда как Веданта имела суждение об основе. Можно прибавить к пламени огня любой химический состав и тем изменить цвет и размеры его, но стихийная сущность огня останется неизменной. Не вижу противоречия основ Веданты с Буддизмом».

Так ведантисты любят сравнивать эволюцию человеческого существа с ожерельем, каждая буса которого есть одно из физических проявлений, нанизанное на нить духа. Но, с точки зрения буддистов, ближе представить себе эту эволюцию как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.

Кто-то протестует против деления человека на дух и материю. Конечно, в своей ультимативности дух и материя едины (материя есть кристаллизованный дух), но на плане проявления или дифференциации все меняется, и чем ближе к плотным слоям, тем дифференциация или разъединение становится резче. Так если в Мире Огненном дифференциация между духом и материей почти неощутима, ибо материя принимает уже видимость света, то, увы, на нашем земном плане она достигает чудовищного огрубения. Потому, имея в виду всю сложность организации человека, приходится во многих случаях для того, чтобы быть понятым, прибегать к делению на дух и материю.

Так как, в течение своей земной жизни, умственно развитой человек живет и действует на двух и даже трех планах и каждому плану соответствует своя оболочка, то естественно, что та оболочка, в которой человек действует на плане высшем, получает и соответствующие восприятия, но, в силу тонкости тех вибраций, восприятия эти лишь в редких случаях могут быть запечатлены на грубом физическом мозгу, ибо иначе мозг не выдержал бы. Потому, при бедности терминов в нашем языке для таких понятий, принято говорить о человеке в его тончайшей оболочке как о духе, и о его физическом футляре как о материи.

Кроме того, не знаем ли мы о «чаше» накоплений, которая при каждом воплощении проявляется лишь частично. И не будут ли такие накопления «чаши», именно, знанием или отложением энергий вокруг огненного зерна духа? Потому нет противоречий, если мы скажем, что человек представляет собою несовершенное духовное существо, или же если, при разборе некоторых аспектов человеческого комплекса, мы прибегнем к делению на высшее и низшее проявление этого комплекса.

Мы знаем, что дух без материи не имеет существования. Там, где Бытие, там и материя, как бы ни была она незрима для нас. И человек есть лишь комплекс бесконечных градаций в дифференциации единого элемента ДУХО-МАТЕРИИ.

Следует всегда помнить два основных положения тайноведения, а именно: 1) Неотделимость и Неотъемлемость Бога или Божественного Начала от Вселенной и 2) Единство основного Элемента Духо-Материя. От неосознания и неприятия этих коренных оккультных тезисов проистекают все непонимания и заблуждения.

При новом понимании учеными материи и проявляемом интересе к силе мысли, Учение Будды займет должное место в грядущей эпохе. Ведь, именно, буддизм не делает различия между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.

Будьте воином на дозоре и помните о неизбежных испытаниях.



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно