20.07.1935 ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;
+
{{LetterInfo|Николай Рерих||20.07.1935|Сфера||}}<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;
-
margin-bottom:6.0pt;margin-left:.25pt;text-align:center;background:white'><span class=SpellE><span style='mso-bookmark:вечная'><i
+
margin-bottom:6.0pt;margin-left:.25pt;text-align:center;'><span style='mso-bookmark:вечная'><b
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='color:black;letter-spacing:
+
style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style=''> ЖИЗНЬ <span
-
-.45pt'></span></i></span></span><span style='mso-bookmark:вечная'><b
+
class=GramE>ВЕЧНАЯ</span></span></b></span></p>
-
style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style='color:black'> ЖИЗНЬ <span
+
-
class=GramE>ВЕЧНАЯ</span></span></b></span><span style='mso-bookmark:вечная'><span
+
-
class=SpellE><span lang=EN-US style='mso-ansi-language:EN-US'></span></span></span></p>
+
<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;
<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;
-
margin-bottom:6.0pt;margin-left:2.15pt;text-align:center;background:white'><span
+
margin-bottom:6.0pt;margin-left:2.15pt;text-align:center;'><span
style='mso-bookmark:вечная'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
style='mso-bookmark:вечная'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.45pt'><span
+
style='letter-spacing:-.45pt'><span
style='mso-spacerun:yes'> </span>(Листы дневника)</span></i></span></p>
style='mso-spacerun:yes'> </span>(Листы дневника)</span></i></span></p>
-
<span style='mso-bookmark:вечная'></span>
+
 
<p class=MsoNormal style='margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;
<p class=MsoNormal style='margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;
-
background:white'><span style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>В своей книге
+
'><span style='letter-spacing:-.3pt'>В своей книге
-
«Страх перед смертью в первобыт­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
«Страх перед смертью в первобыт­</span><span style='letter-spacing:
-.35pt'>ной религии» Джордж Фрэзер приводит мудрые сло­</span><span
-.35pt'>ной религии» Джордж Фрэзер приводит мудрые сло­</span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>ва племени Омаха о смерти: «Никто не
+
style='letter-spacing:-.25pt'>ва племени Омаха о смерти: «Никто не
-
может избе­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>жать смерти, и
+
может избе­</span><span style='letter-spacing:-.3pt'>жать смерти, и
-
никто не должен бояться смерти, раз </span><span style='color:black;letter-spacing:
+
никто не должен бояться смерти, раз </span><span style='letter-spacing:
-.05pt'>она неизбежна». Также и древние Майя спокойно </span><span
-.05pt'>она неизбежна». Также и древние Майя спокойно </span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.45pt'>говорили: «Отдыхать иду». Если
+
style='letter-spacing:-.45pt'>говорили: «Отдыхать иду». Если
-
вспомним слова Со­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>крата
+
вспомним слова Со­</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>крата
-
перед отходом его, перед выпитием чаши яда, </span><span style='color:black;
+
перед отходом его, перед выпитием чаши яда, </span><span style='
letter-spacing:-.1pt'>или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже </span><span
letter-spacing:-.1pt'>или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже </span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>не говоря о высоком отношении к этому
+
style='letter-spacing:-.2pt'>не говоря о высоком отношении к этому
-
акту в уче­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>ниях Индии, мы
+
акту в уче­</span><span style='letter-spacing:-.3pt'>ниях Индии, мы
-
увидим то же осмысленное, мудрое </span><span style='color:black;letter-spacing:
+
увидим то же осмысленное, мудрое </span><span style='letter-spacing:
-.05pt'>сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим </span><span
-.05pt'>сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим </span><span
-
style='color:black'>то же сознание о жизни вечной, которая так ясно <span
+
style=''>то же сознание о жизни вечной, которая так ясно <span
style='letter-spacing:-.1pt'>заповедуется священными Заветами.</span></span></p>
style='letter-spacing:-.1pt'>заповедуется священными Заветами.</span></span></p>
<p class=MsoNormal style='margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;
<p class=MsoNormal style='margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;
-
background:white'><span style='color:black;letter-spacing:-.15pt'>Между тем в
+
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Между тем в
-
смещенных умах Запада, в особен­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
смещенных умах Запада, в особен­</span><span style='letter-spacing:
-.1pt'>ности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало </span><span
-.1pt'>ности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало </span><span
-
style='color:black'>свой темный путь, мы видим какой-то животный <span
+
style=''>свой темный путь, мы видим какой-то животный <span
style='letter-spacing:-.25pt'>ужас перед естественной сменой бытия. Еще недав­</span><span
style='letter-spacing:-.25pt'>ужас перед естественной сменой бытия. Еще недав­</span><span
style='letter-spacing:-.2pt'>но можно было читать о том, как интеллектуальная </span><span
style='letter-spacing:-.2pt'>но можно было читать о том, как интеллектуальная </span><span
Строка 49: Строка 46:
<p class=MsoNormal style='margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent:
<p class=MsoNormal style='margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent:
-
27.8pt;background:white'><!--[if gte vml 1]><v:line id="_x0000_s1064" style='position:absolute;
+
27.8pt;'><!--[if gte vml 1]><v:line id="_x0000_s1064" style='position:absolute;
left:0;text-align:left;z-index:29;mso-position-horizontal-relative:margin'
left:0;text-align:left;z-index:29;mso-position-horizontal-relative:margin'
from="-64.3pt,452.4pt" to="-64.3pt,461.05pt" o:allowincell="f" strokeweight=".25pt">
from="-64.3pt,452.4pt" to="-64.3pt,461.05pt" o:allowincell="f" strokeweight=".25pt">
<w:wrap anchorx="margin"/>
<w:wrap anchorx="margin"/>
-
</v:line><![endif]--><span style='mso-ignore:vglayout;position:
+
</v:line><![endif]--><span
-
absolute;z-index:29;left:0px;margin-left:-87px;margin-top:602px;width:2px;
+
style='letter-spacing:-.2pt'>В то же время среди людей, живущих в
-
height:14px'></span><span
+
природе, </span><span style='letter-spacing:-.4pt'>часто даже слово
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>В то же время среди людей, живущих в
+
«смерть» не употребляется вообще. </span><span style='letter-spacing:
-
природе, </span><span style='color:black;letter-spacing:-.4pt'>часто даже слово
+
-
«смерть» не употребляется вообще. </span><span style='color:black;letter-spacing:
+
-.15pt'>Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть </span><span
-.15pt'>Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть </span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>скончался для этого выражения бытия.
+
style='letter-spacing:-.1pt'>скончался для этого выражения бытия.
-
Люди, при</span><span style='color:black;letter-spacing:-.05pt'>коснувшиеся к
+
Люди, при</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>коснувшиеся к
-
природе, прикоснувшиеся к основ­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
природе, прикоснувшиеся к основ­</span><span style='letter-spacing:
-.35pt'>ным учениям истины, люди, сделавшиеся естествен­</span><span
-.35pt'>ным учениям истины, люди, сделавшиеся естествен­</span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>ными мыслителями, так же естественно
+
style='letter-spacing:-.1pt'>ными мыслителями, так же естественно
-
понимают </span><span style='color:black;letter-spacing:-.05pt'>значение смен
+
понимают </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>значение смен
-
бытия. Страх смерти, казалось бы, </span><span style='color:black;letter-spacing:
+
бытия. Страх смерти, казалось бы, </span><span style='letter-spacing:
-.15pt'>может происходить лишь у каких-то злодеев, омра­</span><span
-.15pt'>может происходить лишь у каких-то злодеев, омра­</span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>чивших свое сознание преступлениями и
+
style='letter-spacing:-.2pt'>чивших свое сознание преступлениями и
умышлен­но несправедливыми поступками. Вполне понятно, </span><span
умышлен­но несправедливыми поступками. Вполне понятно, </span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>что каждый предатель опасается такой
+
style='letter-spacing:-.25pt'>что каждый предатель опасается такой
-
разительной </span><span style='color:black;letter-spacing:-.05pt'>смены бытия.
+
разительной </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>смены бытия.
-
Конечно, внутри себя он вполне по­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
Конечно, внутри себя он вполне по­</span><span style='letter-spacing:
-.2pt'>нимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-</span><span
-.2pt'>нимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-</span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.35pt'>то другое бытие. Если в теперешнем
+
style='letter-spacing:-.35pt'>то другое бытие. Если в теперешнем
-
своем бытии он </span><span style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>отяготил
+
своем бытии он </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>отяготил
-
сердце свое множайшими темными наме­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
сердце свое множайшими темными наме­</span><span style='letter-spacing:
.05pt'>рениями или деяниями, то, конечно, он не знает, </span><span
.05pt'>рениями или деяниями, то, конечно, он не знает, </span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>легко ли будет ему оказаться в
+
style='letter-spacing:-.3pt'>легко ли будет ему оказаться в
-
каких-то незнакомых </span><span style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>для
+
каких-то незнакомых </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>для
-
него условиях. Человек, вчера натворивший не­</span><span style='color:black;
+
него условиях. Человек, вчера натворивший не­</span><span style='
letter-spacing:-.15pt'>достойные дела, старается избежать за них ответст­</span><span
letter-spacing:-.15pt'>достойные дела, старается избежать за них ответст­</span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>венности. Такой ужас перед неизбежным
+
style='letter-spacing:-.25pt'>венности. Такой ужас перед неизбежным
-
переходом </span><span style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>в неизвестный
+
переходом </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>в неизвестный
-
мир вполне понятен у людей, омра­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
мир вполне понятен у людей, омра­</span><span style='letter-spacing:
-.3pt'>чивших свое земное существование гнусными дела­</span><span
-.3pt'>чивших свое земное существование гнусными дела­</span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.15pt'>ми – или вещественными, или
+
style='letter-spacing:-.15pt'>ми – или вещественными, или
-
мысленными. Ведь </span><span style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>не надо
+
мысленными. Ведь </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>не надо
-
же опять повторять, что мысль будет даже </span><span style='color:black;
+
же опять повторять, что мысль будет даже </span><span style='
letter-spacing:-.15pt'>многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.</span></p>
letter-spacing:-.15pt'>многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.</span></p>
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.15pt;text-align:justify;text-indent:
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.15pt;text-align:justify;text-indent:
-
1.0cm;background:white'><span style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>Не
+
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.3pt'>Не
-
покажется ли странным, что наряду с сущест­</span><span style='color:black;
+
покажется ли странным, что наряду с сущест­</span><span style='
letter-spacing:-.2pt'>вами преступными и некоторые, казалось бы широ­кие,
letter-spacing:-.2pt'>вами преступными и некоторые, казалось бы широ­кие,
-
мыслители тоже впадали в животный ужас пе­</span><span style='color:black;
+
мыслители тоже впадали в животный ужас пе­</span><span style='
letter-spacing:-.25pt'>ред сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они </span><span
letter-spacing:-.25pt'>ред сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они </span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>сменяли и свои земные дома. Может
+
style='letter-spacing:-.3pt'>сменяли и свои земные дома. Может
-
быть, и на Зем­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.35pt'>ле
+
быть, и на Зем­</span><span style='letter-spacing:-.35pt'>ле
-
некоторые из них были нелегки на передвижение. </span><span style='color:black'>Известно,
+
некоторые из них были нелегки на передвижение. </span><span style=''>Известно,
что некоторые люди уверяют, как они <span style='letter-spacing:-.3pt'>могут
что некоторые люди уверяют, как они <span style='letter-spacing:-.3pt'>могут
творить и мыслить лишь в своих насиженных </span><span style='letter-spacing:
творить и мыслить лишь в своих насиженных </span><span style='letter-spacing:
Строка 115: Строка 110:
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.15pt;margin-bottom:
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.15pt;margin-bottom:
0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
-
1.0cm;background:white'><span style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>Каждому
+
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.25pt'>Каждому
-
приходилось видеть людей, которые за </span><span style='color:black'>спокойною
+
приходилось видеть людей, которые за </span><span style=''>спокойною
трапезою произносили самые смелые <span style='letter-spacing:-.05pt'>речи, но
трапезою произносили самые смелые <span style='letter-spacing:-.05pt'>речи, но
когда оказывались лицом к лицу с теми </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>опасностями,
когда оказывались лицом к лицу с теми </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>опасностями,
Строка 138: Строка 133:
-.1pt'>лится нераздельно со страхом смерти.</span></span></p>
-.1pt'>лится нераздельно со страхом смерти.</span></span></p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;background:white'><span
+
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>Люди нерелигиозные при мысли о смерти
+
style='letter-spacing:-.3pt'>Люди нерелигиозные при мысли о смерти
-
поспе­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>шают с совершением
+
поспе­</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>шают с совершением
-
обрядов, когда же, по их мне­</span><span style='color:black'>нию, опасность
+
обрядов, когда же, по их мне­</span><span style=''>нию, опасность
миновала, то они первые, может <span style='letter-spacing:-.15pt'>быть,
миновала, то они первые, может <span style='letter-spacing:-.15pt'>быть,
расскажут кощунственный анекдот. В недав­</span><span style='letter-spacing:
расскажут кощунственный анекдот. В недав­</span><span style='letter-spacing:
Строка 163: Строка 158:
мысленном, и вещественном.</span></span></p>
мысленном, и вещественном.</span></span></p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;background:white'><span
+
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
-
style='color:black;letter-spacing:.1pt'>Знающий о жизни вечной тем самым знает
+
style='letter-spacing:.1pt'>Знающий о жизни вечной тем самым знает
-
и </span><span style='color:black;letter-spacing:-.4pt'>свою радостную
+
и </span><span style='letter-spacing:-.4pt'>свою радостную
-
ответственность за каждое деяние </span><span style='color:black;letter-spacing:
+
ответственность за каждое деяние </span><span style='letter-spacing:
-
-.2pt'>–</span><span style='color:black;letter-spacing:-.4pt'> </span><span
+
-.2pt'>–</span> <span
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>и мысленное, и мускульное. В молениях
+
style='letter-spacing:-.1pt'>и мысленное, и мускульное. В молениях
-
произно­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.05pt'>сится это
+
произно­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>сится это
-
великое значение слова «жизнь вечная». </span><span style='color:black;
+
великое значение слова «жизнь вечная». </span><span style='
letter-spacing:-.1pt'>Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда
letter-spacing:-.1pt'>Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда
-
многообразна, как в горизонтальном, так и верти­</span><span style='color:black;
+
многообразна, как в горизонтальном, так и верти­</span><span style='
letter-spacing:-.25pt'>кальном значении. Даже по примитивным физичес­</span><span
letter-spacing:-.25pt'>кальном значении. Даже по примитивным физичес­</span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>ким законам он понимает, что
+
style='letter-spacing:-.1pt'>ким законам он понимает, что
-
каждоминутно все </span><span style='color:black;letter-spacing:-.15pt'>изменяется
+
каждоминутно все </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>изменяется
-
и никогда не придет в прежнее состоя­</span><span style='color:black;
+
и никогда не придет в прежнее состоя­</span><span style='
letter-spacing:-.2pt'>ние. В этом движении заключена величайшая твор­</span><span
letter-spacing:-.2pt'>ние. В этом движении заключена величайшая твор­</span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.15pt'>ческая щедрость. И как радостна и
+
style='letter-spacing:-.15pt'>ческая щедрость. И как радостна и
-
благостна обя­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.05pt'>занность
+
благостна обя­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>занность
-
посильно участвовать в этом всемерном </span><span style='color:black;
+
посильно участвовать в этом всемерном </span><span style='
letter-spacing:-.35pt'>творчестве!</span></p>
letter-spacing:-.35pt'>творчестве!</span></p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;background:white'><span
+
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.4pt'>Руссо замечает: «Тот, кто утверждает,
+
style='letter-spacing:-.4pt'>Руссо замечает: «Тот, кто утверждает,
-
что спокой­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>но, без страха
+
что спокой­</span><span style='letter-spacing:-.2pt'>но, без страха
-
встречает смерть, – просто лжец». </span><span style='color:black;letter-spacing:
+
встречает смерть, – просто лжец». </span><span style='letter-spacing:
-.1pt'>Почему же большой писатель Руссо берет на себя </span><span
-.1pt'>Почему же большой писатель Руссо берет на себя </span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>ответить за все человечество, что оно
+
style='letter-spacing:-.3pt'>ответить за все человечество, что оно
-
должно боять­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>ся смерти?
+
должно боять­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>ся смерти?
-
Конечно, этот акт выходит за пределы </span><span style='color:black;
+
Конечно, этот акт выходит за пределы </span><span style='
letter-spacing:-.2pt'>обыденности. Потому он должен быть встречаем в </span><span
letter-spacing:-.2pt'>обыденности. Потому он должен быть встречаем в </span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>особом сердечном спокойствии. Это
+
style='letter-spacing:-.1pt'>особом сердечном спокойствии. Это
-
сознание, ко­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.35pt'>нечно,
+
сознание, ко­</span><span style='letter-spacing:-.35pt'>нечно,
-
будет далеко от так называемого спокойствия </span><span style='color:black;
+
будет далеко от так называемого спокойствия </span><span style='
letter-spacing:-.15pt'>перед принятием обыденной пищи или любым по­вседневным
letter-spacing:-.15pt'>перед принятием обыденной пищи или любым по­вседневным
-
действием. Но именно в особом, вдох­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
действием. Но именно в особом, вдох­</span><span style='letter-spacing:
-.2pt'>новенном спокойствии великой смены бытия будет </span><span
-.2pt'>новенном спокойствии великой смены бытия будет </span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.15pt'>настоящее великодушие, которое всегда
+
style='letter-spacing:-.15pt'>настоящее великодушие, которое всегда
-
сопряжено </span><span style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>с мужеством.</span></p>
+
сопряжено </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>с мужеством.</span></p>
<p class=MsoNormal style='margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent:
<p class=MsoNormal style='margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent:
-
1.0cm;background:white'><span style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>Апостол
+
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.3pt'>Апостол
-
сказал ясно и кратко: «Мы не умрем, но </span><span style='color:black;
+
сказал ясно и кратко: «Мы не умрем, но </span><span style='
letter-spacing:-.4pt'>изменимся». Вот в четырех словах заключено свиде</span><span
letter-spacing:-.4pt'>изменимся». Вот в четырех словах заключено свиде</span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>тельство о жизни вечной. А припомните
+
style='letter-spacing:-.2pt'>тельство о жизни вечной. А припомните
слова <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Бха</i></span><i style='mso-bidi-font-style:
слова <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Бха</i></span><i style='mso-bidi-font-style:
-
normal'><span style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>гавадгиты </span></i><span
+
normal'><span style='letter-spacing:-.1pt'>гавадгиты </span></i><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>о неделимости, неизменяемости, о веч</span><span
+
style='letter-spacing:-.1pt'>о неделимости, неизменяемости, о веч</span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>ности Сущего. Во всех веках, во всех
+
style='letter-spacing:-.2pt'>ности Сущего. Во всех веках, во всех
концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, </span><span
концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, </span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.35pt'>нужны были какие-то
+
style='letter-spacing:-.35pt'>нужны были какие-то
-
противоестественные, насиль­</span><span style='color:black'>ственные
+
противоестественные, насиль­</span><span style=''>ственные
устрашения, чтобы привести человека в <span style='letter-spacing:-.2pt'>невежественное
устрашения, чтобы привести человека в <span style='letter-spacing:-.2pt'>невежественное
понимание акта смены бытия. В то </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>же
понимание акта смены бытия. В то </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>же
Строка 224: Строка 219:
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent:
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent:
-
1.0cm;background:white'><span style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>Конечно,
+
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.2pt'>Конечно,
-
такое основное понятие может осозна­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
такое основное понятие может осозна­</span><span style='letter-spacing:
-.35pt'>ваться лишь в утверждении. Каждое невежественное </span><span
-.35pt'>ваться лишь в утверждении. Каждое невежественное </span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>сомнение наносит этому ясному
+
style='letter-spacing:-.2pt'>сомнение наносит этому ясному
-
утверждению поч­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.05pt'>ти
+
утверждению поч­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>ти
-
неизлечимые трещины. Печально видеть, если </span><span style='color:black;
+
неизлечимые трещины. Печально видеть, если </span><span style='
letter-spacing:-.3pt'>интеллигентные мыслители боятся смерти и тем са­</span><span
letter-spacing:-.3pt'>интеллигентные мыслители боятся смерти и тем са­</span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>мым заражают невежественные массы.
+
style='letter-spacing:-.1pt'>мым заражают невежественные массы.
-
Почему же </span><span style='color:black;letter-spacing:-.15pt'>им не
+
Почему же </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>им не
-
проникнуться тем светлым знанием, которое </span><span style='color:black;
+
проникнуться тем светлым знанием, которое </span><span style='
letter-spacing:-.5pt'>слагало древнейшую мудрость, подтвержденную луч­</span><span
letter-spacing:-.5pt'>слагало древнейшую мудрость, подтвержденную луч­</span><span
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>шими мыслителями всех веков. По
+
style='letter-spacing:-.2pt'>шими мыслителями всех веков. По
-
лучшему и при­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>дете к
+
лучшему и при­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>дете к
лучшему.</span></p>
лучшему.</span></p>
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
-
background:white'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='font-size:
+
'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='mso-bidi-font-size:12.0pt;letter-spacing:.1pt'>Академик
-
11.0pt;mso-bidi-font-size:12.0pt;color:black;letter-spacing:.1pt'>Академик
+
Николай Рерих</span></i></p>
Николай Рерих</span></i></p>
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
-
background:white'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='font-size:
+
'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='mso-bidi-font-size:12.0pt;letter-spacing:.1pt'>20 июля 1935 </span></i></p>
-
11.0pt;mso-bidi-font-size:12.0pt;color:black;letter-spacing:.1pt'>20 июля 1935 </span></i></p>
+
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
-
background:white'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='font-size:
+
'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='mso-bidi-font-size:12.0pt;letter-spacing:-.15pt'>Тимур Хода</span></i></p>
-
11.0pt;mso-bidi-font-size:12.0pt;color:black;letter-spacing:-.15pt'>Тимур Хода</span></i></p>
+
-
 
+
-
 
+
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|01.08.1935 СТАРИННЫЕ ЛЕКАРСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|12.01.1936 СЛЕДЫ МЫСЛИ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}}
{{LetterPostEdit|01.08.1935 СТАРИННЫЕ ЛЕКАРСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|12.01.1936 СЛЕДЫ МЫСЛИ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}}

Версия 01:25, 15 февраля 2009

Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Дата : 20.07.1935
  • Издание: Сфера

ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

 (Листы дневника)


В своей книге «Страх перед смертью в первобыт­ной религии» Джордж Фрэзер приводит мудрые сло­ва племени Омаха о смерти: «Никто не может избе­жать смерти, и никто не должен бояться смерти, раз она неизбежна». Также и древние Майя спокойно говорили: «Отдыхать иду». Если вспомним слова Со­крата перед отходом его, перед выпитием чаши яда, или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже не говоря о высоком отношении к этому акту в уче­ниях Индии, мы увидим то же осмысленное, мудрое сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим то же сознание о жизни вечной, которая так ясно заповедуется священными Заветами.

Между тем в смещенных умах Запада, в особен­ности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало свой темный путь, мы видим какой-то животный ужас перед естественной сменой бытия. Еще недав­но можно было читать о том, как интеллектуальная де Севинье выражалась: «Смерть до того страшна, что я скорее ненавижу жизнь больше потому, что она ведет к смерти, чем за тернии, которыми усе­ян путь в жизни». Идея смерти отравляла жизнь Альфонсу Додэ, Золя, Гонкуру, Мопассану и дру­гим, казалось бы, смелым и широким мыслите­лям.

В то же время среди людей, живущих в природе, часто даже слово «смерть» не употребляется вообще. Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть скончался для этого выражения бытия. Люди, прикоснувшиеся к природе, прикоснувшиеся к основ­ным учениям истины, люди, сделавшиеся естествен­ными мыслителями, так же естественно понимают значение смен бытия. Страх смерти, казалось бы, может происходить лишь у каких-то злодеев, омра­чивших свое сознание преступлениями и умышлен­но несправедливыми поступками. Вполне понятно, что каждый предатель опасается такой разительной смены бытия. Конечно, внутри себя он вполне по­нимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-то другое бытие. Если в теперешнем своем бытии он отяготил сердце свое множайшими темными наме­рениями или деяниями, то, конечно, он не знает, легко ли будет ему оказаться в каких-то незнакомых для него условиях. Человек, вчера натворивший не­достойные дела, старается избежать за них ответст­венности. Такой ужас перед неизбежным переходом в неизвестный мир вполне понятен у людей, омра­чивших свое земное существование гнусными дела­ми – или вещественными, или мысленными. Ведь не надо же опять повторять, что мысль будет даже многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.

Не покажется ли странным, что наряду с сущест­вами преступными и некоторые, казалось бы широ­кие, мыслители тоже впадали в животный ужас пе­ред сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они сменяли и свои земные дома. Может быть, и на Зем­ле некоторые из них были нелегки на передвижение. Известно, что некоторые люди уверяют, как они могут творить и мыслить лишь в своих насиженных домашних условиях. Каждое необычное окружение им уже мешает для выражений их творчества. Но ведь, казалось бы, именно разнообразие впечатле­ний, именно изживание непредвиденностей и опас­ностей должно обострять мышление, находчивость и смелость. По мужественности можете судить и мно­гие другие качества человека. А ведь мужество испытуется не сидя за печкою, но там, где противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем невежеством.

Каждому приходилось видеть людей, которые за спокойною трапезою произносили самые смелые речи, но когда оказывались лицом к лицу с теми опасностями, о которых они только что громко го­ворили, они выказывали себя совершенно в ином освещении. Вероятно, если с этими людьми погово­рить о смерти, то они скажут, зачем вообще гово­рить о таких ужасных предметах? Значит, они со­мневаются в целесообразности Мироздания со все­ми поразительно вдохновляющими сменами бытия. Казалось бы, они достаточно слышали о том, что все находится в движении. Казалось бы, новейшие от­крытия достаточно доказывают наполненность про­странств, и все же они будут ужасаться при таком значительном и торжественном переходе в новый для них мир. Они будут даже при маленьких земных переездах делать духовные завещания, не столько потому, чтобы они исключительно заботились о ком-то, но также и потому, что этот акт ими мыс­лится нераздельно со страхом смерти.

Люди нерелигиозные при мысли о смерти поспе­шают с совершением обрядов, когда же, по их мне­нию, опасность миновала, то они первые, может быть, расскажут кощунственный анекдот. В недав­нем выпуске журнала «Двадцатый век» профессор А.Р.Бадья, среди очень интересных суждений об идеях и реальностях двадцатого века, говорит: «Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем вос­стании против окаменелых верований и бессмысленных обрядов он впадает в опасность выбросить ребенка из ванны вместе с водой. В своей подозри­тельности против религий он делается слепым к смыслу и значению Религии». Так правильно рас­суждает профессор, много начитанный и бережно относящийся к высшим ценностям. Действительно, по ходячей поговорке, уже много детей было вылито вместе с ванной водою. А ведь среди этих опромет­чивых выливаний человечество выбрасывало также именно то, что могло бы так укреплять его в творче­стве, и мысленном, и вещественном.

Знающий о жизни вечной тем самым знает и свою радостную ответственность за каждое деяние и мысленное, и мускульное. В молениях произно­сится это великое значение слова «жизнь вечная». Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда многообразна, как в горизонтальном, так и верти­кальном значении. Даже по примитивным физичес­ким законам он понимает, что каждоминутно все изменяется и никогда не придет в прежнее состоя­ние. В этом движении заключена величайшая твор­ческая щедрость. И как радостна и благостна обя­занность посильно участвовать в этом всемерном творчестве!

Руссо замечает: «Тот, кто утверждает, что спокой­но, без страха встречает смерть, – просто лжец». Почему же большой писатель Руссо берет на себя ответить за все человечество, что оно должно боять­ся смерти? Конечно, этот акт выходит за пределы обыденности. Потому он должен быть встречаем в особом сердечном спокойствии. Это сознание, ко­нечно, будет далеко от так называемого спокойствия перед принятием обыденной пищи или любым по­вседневным действием. Но именно в особом, вдох­новенном спокойствии великой смены бытия будет настоящее великодушие, которое всегда сопряжено с мужеством.

Апостол сказал ясно и кратко: «Мы не умрем, но изменимся». Вот в четырех словах заключено свидетельство о жизни вечной. А припомните слова Бхагавадгиты о неделимости, неизменяемости, о вечности Сущего. Во всех веках, во всех концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, нужны были какие-то противоестественные, насиль­ственные устрашения, чтобы привести человека в невежественное понимание акта смены бытия. В то же время начинают говорить о жизни на других пла­нетах, о чем еще недавно даже значительные астро­номы лишь пожимали плечами. Мы помним, как за эти утверждения Фламмарион был угрожаем лише­нием научности и переводом в разряд любителей. Но сейчас уже лучшие научные авторитеты относят­ся гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни вечной.

Конечно, такое основное понятие может осозна­ваться лишь в утверждении. Каждое невежественное сомнение наносит этому ясному утверждению поч­ти неизлечимые трещины. Печально видеть, если интеллигентные мыслители боятся смерти и тем са­мым заражают невежественные массы. Почему же им не проникнуться тем светлым знанием, которое слагало древнейшую мудрость, подтвержденную луч­шими мыслителями всех веков. По лучшему и при­дете к лучшему.

Академик Николай Рерих

20 июля 1935

Тимур Хода



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно