20.07.1935 ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{LetterInfo|Николай Рерих||20.07.1935|Сфера||}}<p | + | {{LetterInfo|Николай Рерих||20.07.1935|Сфера||}}<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:.25pt;text-align:center;"><b> ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ</b></p> |
- | margin-bottom:6.0pt;margin-left:.25pt;text-align:center; | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:2.15pt;text-align:center;"><i> (Листы дневника)</i></p> |
- | margin-bottom:6.0pt;margin-left:2.15pt;text-align:center; | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;">В своей книге |
- | + | «Страх перед смертью в первобытной религии» Джордж Фрэзер приводит мудрые слова племени Омаха о смерти: «Никто не | |
- | «Страх перед смертью в | + | может избежать смерти, и |
- | + | никто не должен бояться смерти, раз она неизбежна». Также и древние Майя спокойно говорили: «Отдыхать иду». Если | |
- | + | вспомним слова Сократа | |
- | может | + | перед отходом его, перед выпитием чаши яда, или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже не говоря о высоком отношении к этому |
- | никто не должен бояться смерти, раз | + | акту в учениях Индии, мы |
- | + | увидим то же осмысленное, мудрое сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим то же сознание о жизни вечной, которая так ясно заповедуется священными Заветами.</p> | |
- | + | ||
- | вспомним слова | + | |
- | перед отходом его, перед выпитием чаши яда, | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | акту в | + | |
- | увидим то же осмысленное, мудрое | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;">Между тем в |
- | + | смещенных умах Запада, в особенности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало свой темный путь, мы видим какой-то животный ужас перед естественной сменой бытия. Еще недавно можно было читать о том, как интеллектуальная де Севинье выражалась: «Смерть до того страшна, что я скорее ненавижу жизнь больше потому, что она | |
- | смещенных умах Запада, в | + | ведет к смерти, чем за тернии, которыми усеян |
- | + | путь в жизни». Идея смерти отравляла жизнь Альфонсу Додэ, Золя, Гонкуру, Мопассану и другим, казалось бы, смелым и широким мыслителям.</p> | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | ведет к смерти, чем за тернии, которыми | + | |
- | путь в жизни». Идея смерти отравляла жизнь | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent: 27.8pt;">В то же время среди людей, живущих в |
- | 27.8pt; | + | природе, часто даже слово |
- | + | «смерть» не употребляется вообще. Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть скончался для этого выражения бытия. | |
- | + | Люди, прикоснувшиеся к | |
- | + | природе, прикоснувшиеся к основным учениям истины, люди, сделавшиеся естественными мыслителями, так же естественно | |
- | + | понимают значение смен | |
- | + | бытия. Страх смерти, казалось бы, может происходить лишь у каких-то злодеев, омрачивших свое сознание преступлениями и | |
- | природе, | + | умышленно несправедливыми поступками. Вполне понятно, что каждый предатель опасается такой |
- | «смерть» не употребляется вообще. | + | разительной смены бытия. |
- | + | Конечно, внутри себя он вполне понимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-то другое бытие. Если в теперешнем | |
- | + | своем бытии он отяготил | |
- | Люди, | + | сердце свое множайшими темными намерениями или деяниями, то, конечно, он не знает, легко ли будет ему оказаться в |
- | природе, прикоснувшиеся к | + | каких-то незнакомых для |
- | + | него условиях. Человек, вчера натворивший недостойные дела, старается избежать за них ответственности. Такой ужас перед неизбежным | |
- | + | переходом в неизвестный | |
- | понимают | + | мир вполне понятен у людей, омрачивших свое земное существование гнусными делами – или вещественными, или |
- | бытия. Страх смерти, казалось бы, | + | мысленными. Ведь не надо |
- | + | же опять повторять, что мысль будет даже многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.</p> | |
- | + | ||
- | умышленно несправедливыми поступками. Вполне понятно, | + | |
- | + | ||
- | разительной | + | |
- | Конечно, внутри себя он вполне | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | своем бытии он | + | |
- | сердце свое множайшими темными | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | каких-то незнакомых | + | |
- | него условиях. Человек, вчера натворивший | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | переходом | + | |
- | мир вполне понятен у людей, | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | мысленными. Ведь | + | |
- | же опять повторять, что мысль будет даже | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-right:1.15pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Не |
- | 1.0cm; | + | покажется ли странным, что наряду с существами преступными и некоторые, казалось бы широкие, |
- | покажется ли странным, что наряду с | + | мыслители тоже впадали в животный ужас перед сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они сменяли и свои земные дома. Может |
- | + | быть, и на Земле | |
- | мыслители тоже впадали в животный ужас | + | некоторые из них были нелегки на передвижение. Известно, |
- | + | что некоторые люди уверяют, как они могут | |
- | + | творить и мыслить лишь в своих насиженных домашних условиях. Каждое необычное окружение им уже мешает для выражений их творчества. Но ведь, казалось бы, именно разнообразие впечатлений, именно изживание непредвиденностей и опасностей должно обострять мышление, находчивость и | |
- | быть, и на | + | смелость. По мужественности можете судить и многие другие качества человека. А ведь мужество испытуется не сидя за печкою, но там, где |
- | некоторые из них были нелегки на передвижение. | + | противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем невежеством.</p> |
- | что некоторые люди уверяют, как они | + | |
- | творить и мыслить лишь в своих насиженных | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | смелость. По мужественности можете судить и | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-top:0cm;margin-right:1.15pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Каждому |
- | 0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: | + | приходилось видеть людей, которые за спокойною |
- | 1.0cm; | + | трапезою произносили самые смелые речи, но |
- | приходилось видеть людей, которые за | + | когда оказывались лицом к лицу с теми опасностями, |
- | трапезою произносили самые смелые | + | о которых они только что громко говорили, они выказывали себя |
- | когда оказывались лицом к лицу с теми | + | совершенно в ином освещении. Вероятно, если |
- | о которых они только что громко | + | с этими людьми поговорить о смерти, |
- | совершенно в ином | + | то они скажут, зачем вообще говорить |
- | с этими людьми | + | о таких ужасных предметах? Значит, они сомневаются в целесообразности Мироздания со всеми поразительно вдохновляющими сменами бытия. Казалось бы, они достаточно слышали о том, что |
- | то они скажут, зачем вообще | + | все находится в движении. Казалось |
- | о таких ужасных предметах? Значит, они | + | бы, новейшие открытия достаточно |
- | + | доказывают наполненность пространств, | |
- | + | и все же они будут ужасаться при таком значительном | |
- | + | и торжественном переходе в новый для | |
- | все | + | них мир. Они будут даже при маленьких земных переездах делать духовные завещания, не столько потому, чтобы они исключительно заботились о |
- | бы, новейшие | + | ком-то, но также и потому, что этот акт ими мыслится нераздельно со страхом смерти.</p> |
- | доказывают наполненность | + | |
- | и все же они будут ужасаться при таком | + | |
- | и торжественном переходе в новый | + | |
- | них мир. Они будут даже при маленьких земных | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | ком-то, но также и потому, что этот акт ими | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Люди нерелигиозные при мысли о смерти |
- | + | поспешают с совершением | |
- | + | обрядов, когда же, по их мнению, опасность | |
- | обрядов, когда же, по их | + | миновала, то они первые, может быть, |
- | миновала, то они первые, может | + | расскажут кощунственный анекдот. В недавнем выпуске журнала «Двадцатый век» профессор А.Р.Бадья, среди очень интересных суждений об идеях и реальностях двадцатого века, говорит: |
- | расскажут кощунственный анекдот. В | + | «Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем восстании против окаменелых верований и бессмысленных обрядов он впадает в опасность выбросить ребенка из ванны вместе с водой. В своей подозрительности |
- | + | против религий он делается слепым к смыслу | |
- | + | ||
- | + | ||
- | «Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | против религий он делается слепым к | + | |
и значению Религии». Так правильно рассуждает профессор, много начитанный и | и значению Религии». Так правильно рассуждает профессор, много начитанный и | ||
- | бережно | + | бережно относящийся к высшим |
- | ценностям. Действительно, | + | ценностям. Действительно, по ходячей |
- | поговорке, уже много детей было вылито | + | поговорке, уже много детей было вылито вместе |
- | с ванной водою. А ведь среди этих | + | с ванной водою. А ведь среди этих опрометчивых выливаний человечество выбрасывало также именно то, что могло бы так укреплять его в |
- | + | творчестве, – и | |
- | + | мысленном, и вещественном.</p> | |
- | + | ||
- | + | ||
- | мысленном, и вещественном. | + | |
- | <p | + | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Знающий о жизни вечной тем самым знает |
- | + | и свою радостную | |
- | и | + | ответственность за каждое деяние – и мысленное, и мускульное. В молениях |
- | ответственность за каждое деяние | + | произносится это |
- | + | великое значение слова «жизнь вечная». Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда | |
- | + | многообразна, как в горизонтальном, так и вертикальном значении. Даже по примитивным физическим законам он понимает, что | |
- | + | каждоминутно все изменяется | |
- | великое значение слова «жизнь вечная». | + | и никогда не придет в прежнее состояние. В этом движении заключена величайшая творческая щедрость. И как радостна и |
- | + | благостна обязанность | |
- | многообразна, как в горизонтальном, так и | + | посильно участвовать в этом всемерном творчестве!</p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | каждоминутно все | + | |
- | и никогда не придет в прежнее | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | благостна | + | |
- | посильно участвовать в этом всемерном | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Руссо замечает: «Тот, кто утверждает, |
- | + | что спокойно, без страха | |
- | что | + | встречает смерть, – просто лжец». Почему же большой писатель Руссо берет на себя ответить за все человечество, что оно |
- | встречает смерть, – просто лжец». | + | должно бояться смерти? |
- | + | Конечно, этот акт выходит за пределы обыденности. Потому он должен быть встречаем в особом сердечном спокойствии. Это | |
- | + | сознание, конечно, | |
- | должно | + | будет далеко от так называемого спокойствия перед принятием обыденной пищи или любым повседневным |
- | Конечно, этот акт выходит за пределы | + | действием. Но именно в особом, вдохновенном спокойствии великой смены бытия будет настоящее великодушие, которое всегда |
- | + | сопряжено с мужеством.</p> | |
- | + | ||
- | сознание, | + | |
- | будет далеко от так называемого спокойствия | + | |
- | + | ||
- | действием. Но именно в особом, | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | сопряжено | + | |
- | <p | + | <p style="margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Апостол |
- | 1.0cm; | + | сказал ясно и кратко: «Мы не умрем, но изменимся». Вот в четырех словах заключено свидетельство о жизни вечной. А припомните |
- | сказал ясно и кратко: «Мы не умрем, но | + | слова <i>Бха</i><i>гавадгиты </i>о неделимости, неизменяемости, о вечности Сущего. Во всех веках, во всех |
- | + | концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, нужны были какие-то | |
- | + | противоестественные, насильственные | |
- | слова <i | + | устрашения, чтобы привести человека в невежественное |
- | + | понимание акта смены бытия. В то же | |
- | + | время начинают говорить о жизни на других планетах, о чем еще недавно даже значительные астрономы лишь пожимали плечами. Мы помним, как за эти утверждения Фламмарион был угрожаем лишением научности и переводом в разряд любителей. Но сейчас уже лучшие научные авторитеты относятся | |
- | + | гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни вечной.</p> | |
- | концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, | + | |
- | + | ||
- | противоестественные, | + | |
- | устрашения, чтобы привести человека в | + | |
- | понимание акта смены бытия. В то | + | |
- | время начинают говорить о жизни на других | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни | + | |
- | <p | + | <p style="margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Конечно, |
- | 1.0cm; | + | такое основное понятие может осознаваться лишь в утверждении. Каждое невежественное сомнение наносит этому ясному |
- | такое основное понятие может | + | утверждению почти |
- | + | неизлечимые трещины. Печально видеть, если интеллигентные мыслители боятся смерти и тем самым заражают невежественные массы. | |
- | + | Почему же им не | |
- | утверждению | + | проникнуться тем светлым знанием, которое слагало древнейшую мудрость, подтвержденную лучшими мыслителями всех веков. По |
- | неизлечимые трещины. Печально видеть, если | + | лучшему и придете к |
- | + | лучшему.</p> | |
- | + | ||
- | Почему же | + | |
- | проникнуться тем светлым знанием, которое | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | лучшему и | + | |
- | лучшему. | + | |
- | <p | + | <p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;"><i>Академик |
- | + | Николай Рерих</i></p> | |
- | Николай Рерих | + | |
- | <p | + | <p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;"><i>20 июля 1935 </i></p> |
- | + | ||
- | <p | + | <p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;"><i>Тимур Хода</i></p> |
- | + | ||
{{PerevodStroki}} | {{PerevodStroki}} | ||
{{LetterPostEdit|01.08.1935 СТАРИННЫЕ ЛЕКАРСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|12.01.1936 СЛЕДЫ МЫСЛИ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}} | {{LetterPostEdit|01.08.1935 СТАРИННЫЕ ЛЕКАРСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|12.01.1936 СЛЕДЫ МЫСЛИ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}} |
Версия 13:53, 3 апреля 2010
Информация о письме |
---|
|
ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ
(Листы дневника)
В своей книге «Страх перед смертью в первобытной религии» Джордж Фрэзер приводит мудрые слова племени Омаха о смерти: «Никто не может избежать смерти, и никто не должен бояться смерти, раз она неизбежна». Также и древние Майя спокойно говорили: «Отдыхать иду». Если вспомним слова Сократа перед отходом его, перед выпитием чаши яда, или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже не говоря о высоком отношении к этому акту в учениях Индии, мы увидим то же осмысленное, мудрое сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим то же сознание о жизни вечной, которая так ясно заповедуется священными Заветами.
Между тем в смещенных умах Запада, в особенности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало свой темный путь, мы видим какой-то животный ужас перед естественной сменой бытия. Еще недавно можно было читать о том, как интеллектуальная де Севинье выражалась: «Смерть до того страшна, что я скорее ненавижу жизнь больше потому, что она ведет к смерти, чем за тернии, которыми усеян путь в жизни». Идея смерти отравляла жизнь Альфонсу Додэ, Золя, Гонкуру, Мопассану и другим, казалось бы, смелым и широким мыслителям.
В то же время среди людей, живущих в природе, часто даже слово «смерть» не употребляется вообще. Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть скончался для этого выражения бытия. Люди, прикоснувшиеся к природе, прикоснувшиеся к основным учениям истины, люди, сделавшиеся естественными мыслителями, так же естественно понимают значение смен бытия. Страх смерти, казалось бы, может происходить лишь у каких-то злодеев, омрачивших свое сознание преступлениями и умышленно несправедливыми поступками. Вполне понятно, что каждый предатель опасается такой разительной смены бытия. Конечно, внутри себя он вполне понимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-то другое бытие. Если в теперешнем своем бытии он отяготил сердце свое множайшими темными намерениями или деяниями, то, конечно, он не знает, легко ли будет ему оказаться в каких-то незнакомых для него условиях. Человек, вчера натворивший недостойные дела, старается избежать за них ответственности. Такой ужас перед неизбежным переходом в неизвестный мир вполне понятен у людей, омрачивших свое земное существование гнусными делами – или вещественными, или мысленными. Ведь не надо же опять повторять, что мысль будет даже многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.
Не покажется ли странным, что наряду с существами преступными и некоторые, казалось бы широкие, мыслители тоже впадали в животный ужас перед сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они сменяли и свои земные дома. Может быть, и на Земле некоторые из них были нелегки на передвижение. Известно, что некоторые люди уверяют, как они могут творить и мыслить лишь в своих насиженных домашних условиях. Каждое необычное окружение им уже мешает для выражений их творчества. Но ведь, казалось бы, именно разнообразие впечатлений, именно изживание непредвиденностей и опасностей должно обострять мышление, находчивость и смелость. По мужественности можете судить и многие другие качества человека. А ведь мужество испытуется не сидя за печкою, но там, где противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем невежеством.
Каждому приходилось видеть людей, которые за спокойною трапезою произносили самые смелые речи, но когда оказывались лицом к лицу с теми опасностями, о которых они только что громко говорили, они выказывали себя совершенно в ином освещении. Вероятно, если с этими людьми поговорить о смерти, то они скажут, зачем вообще говорить о таких ужасных предметах? Значит, они сомневаются в целесообразности Мироздания со всеми поразительно вдохновляющими сменами бытия. Казалось бы, они достаточно слышали о том, что все находится в движении. Казалось бы, новейшие открытия достаточно доказывают наполненность пространств, и все же они будут ужасаться при таком значительном и торжественном переходе в новый для них мир. Они будут даже при маленьких земных переездах делать духовные завещания, не столько потому, чтобы они исключительно заботились о ком-то, но также и потому, что этот акт ими мыслится нераздельно со страхом смерти.
Люди нерелигиозные при мысли о смерти поспешают с совершением обрядов, когда же, по их мнению, опасность миновала, то они первые, может быть, расскажут кощунственный анекдот. В недавнем выпуске журнала «Двадцатый век» профессор А.Р.Бадья, среди очень интересных суждений об идеях и реальностях двадцатого века, говорит: «Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем восстании против окаменелых верований и бессмысленных обрядов он впадает в опасность выбросить ребенка из ванны вместе с водой. В своей подозрительности против религий он делается слепым к смыслу и значению Религии». Так правильно рассуждает профессор, много начитанный и бережно относящийся к высшим ценностям. Действительно, по ходячей поговорке, уже много детей было вылито вместе с ванной водою. А ведь среди этих опрометчивых выливаний человечество выбрасывало также именно то, что могло бы так укреплять его в творчестве, – и мысленном, и вещественном.
Знающий о жизни вечной тем самым знает и свою радостную ответственность за каждое деяние – и мысленное, и мускульное. В молениях произносится это великое значение слова «жизнь вечная». Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда многообразна, как в горизонтальном, так и вертикальном значении. Даже по примитивным физическим законам он понимает, что каждоминутно все изменяется и никогда не придет в прежнее состояние. В этом движении заключена величайшая творческая щедрость. И как радостна и благостна обязанность посильно участвовать в этом всемерном творчестве!
Руссо замечает: «Тот, кто утверждает, что спокойно, без страха встречает смерть, – просто лжец». Почему же большой писатель Руссо берет на себя ответить за все человечество, что оно должно бояться смерти? Конечно, этот акт выходит за пределы обыденности. Потому он должен быть встречаем в особом сердечном спокойствии. Это сознание, конечно, будет далеко от так называемого спокойствия перед принятием обыденной пищи или любым повседневным действием. Но именно в особом, вдохновенном спокойствии великой смены бытия будет настоящее великодушие, которое всегда сопряжено с мужеством.
Апостол сказал ясно и кратко: «Мы не умрем, но изменимся». Вот в четырех словах заключено свидетельство о жизни вечной. А припомните слова Бхагавадгиты о неделимости, неизменяемости, о вечности Сущего. Во всех веках, во всех концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, нужны были какие-то противоестественные, насильственные устрашения, чтобы привести человека в невежественное понимание акта смены бытия. В то же время начинают говорить о жизни на других планетах, о чем еще недавно даже значительные астрономы лишь пожимали плечами. Мы помним, как за эти утверждения Фламмарион был угрожаем лишением научности и переводом в разряд любителей. Но сейчас уже лучшие научные авторитеты относятся гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни вечной.
Конечно, такое основное понятие может осознаваться лишь в утверждении. Каждое невежественное сомнение наносит этому ясному утверждению почти неизлечимые трещины. Печально видеть, если интеллигентные мыслители боятся смерти и тем самым заражают невежественные массы. Почему же им не проникнуться тем светлым знанием, которое слагало древнейшую мудрость, подтвержденную лучшими мыслителями всех веков. По лучшему и придете к лучшему.
Академик Николай Рерих
20 июля 1935
Тимур Хода