20.07.1935 ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Николай Рерих||20.07.1935|Сфера||}}<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;
 
-
margin-bottom:6.0pt;margin-left:.25pt;text-align:center;'><span style='mso-bookmark:вечная'><b
 
-
style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style=''> ЖИЗНЬ <span
 
-
class=GramE>ВЕЧНАЯ</span></span></b></span></p>
 
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;
+
{{LetterInfo|Николай Рерих||20.07.1935|Сфера||}}<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:.25pt;text-align:center;"><b> ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ</b></p>
-
margin-bottom:6.0pt;margin-left:2.15pt;text-align:center;'><span
+
-
style='mso-bookmark:вечная'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='letter-spacing:-.45pt'><span
+
-
style='mso-spacerun:yes'> </span>(Листы дневника)</span></i></span></p>
+
 +
<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:2.15pt;text-align:center;"><i> (Листы дневника)</i></p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;
 
-
'><span style='letter-spacing:-.3pt'>В своей книге
 
-
«Страх перед смертью в первобыт­</span><span style='letter-spacing:
 
-
-.35pt'>ной религии» Джордж Фрэзер приводит мудрые сло­</span><span
 
-
style='letter-spacing:-.25pt'>ва племени Омаха о смерти: «Никто не
 
-
может избе­</span><span style='letter-spacing:-.3pt'>жать смерти, и
 
-
никто не должен бояться смерти, раз </span><span style='letter-spacing:
 
-
-.05pt'>она неизбежна». Также и древние Майя спокойно </span><span
 
-
style='letter-spacing:-.45pt'>говорили: «Отдыхать иду». Если
 
-
вспомним слова Со­</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>крата
 
-
перед отходом его, перед выпитием чаши яда, </span><span style='
 
-
letter-spacing:-.1pt'>или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже </span><span
 
-
style='letter-spacing:-.2pt'>не говоря о высоком отношении к этому
 
-
акту в уче­</span><span style='letter-spacing:-.3pt'>ниях Индии, мы
 
-
увидим то же осмысленное, мудрое </span><span style='letter-spacing:
 
-
-.05pt'>сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим </span><span
 
-
style=''>то же сознание о жизни вечной, которая так ясно <span
 
-
style='letter-spacing:-.1pt'>заповедуется священными Заветами.</span></span></p>
 
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;
+
<p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;">В своей книге
-
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Между тем в
+
«Страх перед смертью в первобытной религии» Джордж Фрэзер приводит мудрые слова племени Омаха о смерти: «Никто не
-
смещенных умах Запада, в особен­</span><span style='letter-spacing:
+
может избежать смерти, и
-
-.1pt'>ности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало </span><span
+
никто не должен бояться смерти, раз она неизбежна». Также и древние Майя спокойно говорили: «Отдыхать иду». Если
-
style=''>свой темный путь, мы видим какой-то животный <span
+
вспомним слова Сократа
-
style='letter-spacing:-.25pt'>ужас перед естественной сменой бытия. Еще недав­</span><span
+
перед отходом его, перед выпитием чаши яда, или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже не говоря о высоком отношении к этому
-
style='letter-spacing:-.2pt'>но можно было читать о том, как интеллектуальная </span><span
+
акту в учениях Индии, мы
-
style='letter-spacing:-.15pt'>де Севинье выражалась: «Смерть до того страшна, </span><span
+
увидим то же осмысленное, мудрое сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим то же сознание о жизни вечной, которая так ясно заповедуется священными Заветами.</p>
-
style='letter-spacing:-.05pt'>что я скорее ненавижу жизнь больше потому, что </span>она
+
-
ведет к смерти, чем за тернии, которыми усе­<span style='letter-spacing:.05pt'>ян
+
-
путь в жизни». Идея смерти отравляла жизнь </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.1pt'>Альфонсу Додэ, Золя, Гонкуру, Мопассану и дру­</span><span
+
-
style='letter-spacing:.15pt'>гим, казалось бы, смелым и широким мыслите­лям.</span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;">Между тем в
-
27.8pt;'><!--[if gte vml 1]><v:line id="_x0000_s1064" style='position:absolute;
+
смещенных умах Запада, в особенности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало свой темный путь, мы видим какой-то животный ужас перед естественной сменой бытия. Еще недавно можно было читать о том, как интеллектуальная де Севинье выражалась: «Смерть до того страшна, что я скорее ненавижу жизнь больше потому, что она
-
left:0;text-align:left;z-index:29;mso-position-horizontal-relative:margin'
+
ведет к смерти, чем за тернии, которыми усеян
-
from="-64.3pt,452.4pt" to="-64.3pt,461.05pt" o:allowincell="f" strokeweight=".25pt">
+
путь в жизни». Идея смерти отравляла жизнь Альфонсу Додэ, Золя, Гонкуру, Мопассану и другим, казалось бы, смелым и широким мыслителям.</p>
-
<w:wrap anchorx="margin"/>
+
-
</v:line><![endif]--><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>В то же время среди людей, живущих в
+
-
природе, </span><span style='letter-spacing:-.4pt'>часто даже слово
+
-
«смерть» не употребляется вообще. </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.15pt'>Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>скончался для этого выражения бытия.
+
-
Люди, при</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>коснувшиеся к
+
-
природе, прикоснувшиеся к основ­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.35pt'>ным учениям истины, люди, сделавшиеся естествен­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>ными мыслителями, так же естественно
+
-
понимают </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>значение смен
+
-
бытия. Страх смерти, казалось бы, </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.15pt'>может происходить лишь у каких-то злодеев, омра­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>чивших свое сознание преступлениями и
+
-
умышлен­но несправедливыми поступками. Вполне понятно, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>что каждый предатель опасается такой
+
-
разительной </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>смены бытия.
+
-
Конечно, внутри себя он вполне по­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.2pt'>нимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>то другое бытие. Если в теперешнем
+
-
своем бытии он </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>отяготил
+
-
сердце свое множайшими темными наме­</span><span style='letter-spacing:
+
-
.05pt'>рениями или деяниями, то, конечно, он не знает, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>легко ли будет ему оказаться в
+
-
каких-то незнакомых </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>для
+
-
него условиях. Человек, вчера натворивший не­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.15pt'>достойные дела, старается избежать за них ответст­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>венности. Такой ужас перед неизбежным
+
-
переходом </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>в неизвестный
+
-
мир вполне понятен у людей, омра­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.3pt'>чивших свое земное существование гнусными дела­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.15pt'>ми – или вещественными, или
+
-
мысленными. Ведь </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>не надо
+
-
же опять повторять, что мысль будет даже </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.15pt'>многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.15pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent: 27.8pt;">В то же время среди людей, живущих в
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.3pt'>Не
+
природе, часто даже слово
-
покажется ли странным, что наряду с сущест­</span><span style='
+
«смерть» не употребляется вообще. Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть скончался для этого выражения бытия.
-
letter-spacing:-.2pt'>вами преступными и некоторые, казалось бы широ­кие,
+
Люди, прикоснувшиеся к
-
мыслители тоже впадали в животный ужас пе­</span><span style='
+
природе, прикоснувшиеся к основным учениям истины, люди, сделавшиеся естественными мыслителями, так же естественно
-
letter-spacing:-.25pt'>ред сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они </span><span
+
понимают значение смен
-
style='letter-spacing:-.3pt'>сменяли и свои земные дома. Может
+
бытия. Страх смерти, казалось бы, может происходить лишь у каких-то злодеев, омрачивших свое сознание преступлениями и
-
быть, и на Зем­</span><span style='letter-spacing:-.35pt'>ле
+
умышленно несправедливыми поступками. Вполне понятно, что каждый предатель опасается такой
-
некоторые из них были нелегки на передвижение. </span><span style=''>Известно,
+
разительной смены бытия.
-
что некоторые люди уверяют, как они <span style='letter-spacing:-.3pt'>могут
+
Конечно, внутри себя он вполне понимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-то другое бытие. Если в теперешнем
-
творить и мыслить лишь в своих насиженных </span><span style='letter-spacing:
+
своем бытии он отяготил
-
-.2pt'>домашних условиях. Каждое необычное окружение </span><span
+
сердце свое множайшими темными намерениями или деяниями, то, конечно, он не знает, легко ли будет ему оказаться в
-
style='letter-spacing:.05pt'>им уже мешает для выражений их творчества. Но </span><span
+
каких-то незнакомых для
-
style='letter-spacing:-.05pt'>ведь, казалось бы, именно разнообразие впечатле­</span><span
+
него условиях. Человек, вчера натворивший недостойные дела, старается избежать за них ответственности. Такой ужас перед неизбежным
-
style='letter-spacing:-.25pt'>ний, именно изживание непредвиденностей и опас­</span><span
+
переходом в неизвестный
-
style='letter-spacing:-.35pt'>ностей должно обострять мышление, находчивость и
+
мир вполне понятен у людей, омрачивших свое земное существование гнусными делами – или вещественными, или
-
смелость. По мужественности можете судить и мно­</span><span style='letter-spacing:
+
мысленными. Ведь не надо
-
-.45pt'>гие другие качества человека. А ведь мужество испы</span><span
+
же опять повторять, что мысль будет даже многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.</p>
-
style='letter-spacing:-.1pt'>туется не сидя за печкою, но там, где
+
-
противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>невежеством.</span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.15pt;margin-bottom:
+
<p style="margin-right:1.15pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Не
-
0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
+
покажется ли странным, что наряду с существами преступными и некоторые, казалось бы широкие,
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.25pt'>Каждому
+
мыслители тоже впадали в животный ужас перед сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они сменяли и свои земные дома. Может
-
приходилось видеть людей, которые за </span><span style=''>спокойною
+
быть, и на Земле
-
трапезою произносили самые смелые <span style='letter-spacing:-.05pt'>речи, но
+
некоторые из них были нелегки на передвижение. Известно,
-
когда оказывались лицом к лицу с теми </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>опасностями,
+
что некоторые люди уверяют, как они могут
-
о которых они только что громко го­</span>ворили, они выказывали себя
+
творить и мыслить лишь в своих насиженных домашних условиях. Каждое необычное окружение им уже мешает для выражений их творчества. Но ведь, казалось бы, именно разнообразие впечатлений, именно изживание непредвиденностей и опасностей должно обострять мышление, находчивость и
-
совершенно в ином <span style='letter-spacing:-.3pt'>освещении. Вероятно, если
+
смелость. По мужественности можете судить и многие другие качества человека. А ведь мужество испытуется не сидя за печкою, но там, где
-
с этими людьми погово­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>рить о смерти,
+
противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем невежеством.</p>
-
то они скажут, зачем вообще гово­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>рить
+
-
о таких ужасных предметах? Значит, они со­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.15pt'>мневаются в целесообразности Мироздания со все­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>ми поразительно вдохновляющими сменами бытия. </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>Казалось бы, они достаточно слышали о том, что
+
-
все </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>находится в движении. Казалось
+
-
бы, новейшие от­</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>крытия достаточно
+
-
доказывают наполненность про­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>странств,
+
-
и все же они будут ужасаться при таком </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>значительном
+
-
и торжественном переходе в новый </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>для
+
-
них мир. Они будут даже при маленьких земных </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.1pt'>переездах делать духовные завещания, не столько </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>потому, чтобы они исключительно заботились о
+
-
ком-то, но также и потому, что этот акт ими мыс­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.1pt'>лится нераздельно со страхом смерти.</span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:1.15pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Каждому
-
style='letter-spacing:-.3pt'>Люди нерелигиозные при мысли о смерти
+
приходилось видеть людей, которые за спокойною
-
поспе­</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>шают с совершением
+
трапезою произносили самые смелые речи, но
-
обрядов, когда же, по их мне­</span><span style=''>нию, опасность
+
когда оказывались лицом к лицу с теми опасностями,
-
миновала, то они первые, может <span style='letter-spacing:-.15pt'>быть,
+
о которых они только что громко говорили, они выказывали себя
-
расскажут кощунственный анекдот. В недав­</span><span style='letter-spacing:
+
совершенно в ином освещении. Вероятно, если
-
-.1pt'>нем выпуске журнала «Двадцатый век» профессор </span><span
+
с этими людьми поговорить о смерти,
-
style='letter-spacing:-.05pt'>А.Р.Бадья, среди очень интересных суждений об </span><span
+
то они скажут, зачем вообще говорить
-
style='letter-spacing:-.35pt'>идеях и реальностях двадцатого века, говорит:
+
о таких ужасных предметах? Значит, они сомневаются в целесообразности Мироздания со всеми поразительно вдохновляющими сменами бытия. Казалось бы, они достаточно слышали о том, что
-
«Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем вос­</span><span
+
все находится в движении. Казалось
-
style='letter-spacing:.05pt'>стании против окаменелых верований и бессмыс</span><span
+
бы, новейшие открытия достаточно
-
style='letter-spacing:-.1pt'>ленных обрядов он впадает в опасность выбросить </span><span
+
доказывают наполненность пространств,
-
style='letter-spacing:-.2pt'>ребенка из ванны вместе с водой. В своей подозри­</span>тельности
+
и все же они будут ужасаться при таком значительном
-
против религий он делается слепым к <span style='letter-spacing:-.05pt'>смыслу
+
и торжественном переходе в новый для
-
и значению Религии». Так правильно рас­суждает профессор, много начитанный и
+
них мир. Они будут даже при маленьких земных переездах делать духовные завещания, не столько потому, чтобы они исключительно заботились о
-
бережно </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>относящийся к высшим
+
ком-то, но также и потому, что этот акт ими мыслится нераздельно со страхом смерти.</p>
-
ценностям. Действительно, </span><span style='letter-spacing:-.4pt'>по ходячей
+
-
поговорке, уже много детей было вылито </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>вместе
+
-
с ванной водою. А ведь среди этих опромет­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.3pt'>чивых выливаний человечество выбрасывало также </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>именно то, что могло бы так укреплять его в
+
-
творче­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>стве, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>–</span><span style='letter-spacing:-.05pt'> и
+
-
мысленном, и вещественном.</span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Люди нерелигиозные при мысли о смерти
-
style='letter-spacing:.1pt'>Знающий о жизни вечной тем самым знает
+
поспешают с совершением
-
и </span><span style='letter-spacing:-.4pt'>свою радостную
+
обрядов, когда же, по их мнению, опасность
-
ответственность за каждое деяние </span><span style='letter-spacing:
+
миновала, то они первые, может быть,
-
-.2pt'>–</span> <span
+
расскажут кощунственный анекдот. В недавнем выпуске журнала «Двадцатый век» профессор А.Р.Бадья, среди очень интересных суждений об идеях и реальностях двадцатого века, говорит:
-
style='letter-spacing:-.1pt'>и мысленное, и мускульное. В молениях
+
«Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем восстании против окаменелых верований и бессмысленных обрядов он впадает в опасность выбросить ребенка из ванны вместе с водой. В своей подозрительности
-
произно­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>сится это
+
против религий он делается слепым к смыслу
-
великое значение слова «жизнь вечная». </span><span style='
+
и значению Религии». Так правильно рассуждает профессор, много начитанный и
-
letter-spacing:-.1pt'>Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда
+
бережно относящийся к высшим
-
многообразна, как в горизонтальном, так и верти­</span><span style='
+
ценностям. Действительно, по ходячей
-
letter-spacing:-.25pt'>кальном значении. Даже по примитивным физичес­</span><span
+
поговорке, уже много детей было вылито вместе
-
style='letter-spacing:-.1pt'>ким законам он понимает, что
+
с ванной водою. А ведь среди этих опрометчивых выливаний человечество выбрасывало также именно то, что могло бы так укреплять его в
-
каждоминутно все </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>изменяется
+
творчестве, – и
-
и никогда не придет в прежнее состоя­</span><span style='
+
мысленном, и вещественном.</p>
-
letter-spacing:-.2pt'>ние. В этом движении заключена величайшая твор­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.15pt'>ческая щедрость. И как радостна и
+
-
благостна обя­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>занность
+
-
посильно участвовать в этом всемерном </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>творчестве!</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Знающий о жизни вечной тем самым знает
-
style='letter-spacing:-.4pt'>Руссо замечает: «Тот, кто утверждает,
+
и свою радостную
-
что спокой­</span><span style='letter-spacing:-.2pt'>но, без страха
+
ответственность за каждое деяние – и мысленное, и мускульное. В молениях
-
встречает смерть, – просто лжец». </span><span style='letter-spacing:
+
произносится это
-
-.1pt'>Почему же большой писатель Руссо берет на себя </span><span
+
великое значение слова «жизнь вечная». Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда
-
style='letter-spacing:-.3pt'>ответить за все человечество, что оно
+
многообразна, как в горизонтальном, так и вертикальном значении. Даже по примитивным физическим законам он понимает, что
-
должно боять­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>ся смерти?
+
каждоминутно все изменяется
-
Конечно, этот акт выходит за пределы </span><span style='
+
и никогда не придет в прежнее состояние. В этом движении заключена величайшая творческая щедрость. И как радостна и
-
letter-spacing:-.2pt'>обыденности. Потому он должен быть встречаем в </span><span
+
благостна обязанность
-
style='letter-spacing:-.1pt'>особом сердечном спокойствии. Это
+
посильно участвовать в этом всемерном творчестве!</p>
-
сознание, ко­</span><span style='letter-spacing:-.35pt'>нечно,
+
-
будет далеко от так называемого спокойствия </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.15pt'>перед принятием обыденной пищи или любым по­вседневным
+
-
действием. Но именно в особом, вдох­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.2pt'>новенном спокойствии великой смены бытия будет </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.15pt'>настоящее великодушие, которое всегда
+
-
сопряжено </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>с мужеством.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Руссо замечает: «Тот, кто утверждает,
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.3pt'>Апостол
+
что спокойно, без страха
-
сказал ясно и кратко: «Мы не умрем, но </span><span style='
+
встречает смерть, – просто лжец». Почему же большой писатель Руссо берет на себя ответить за все человечество, что оно
-
letter-spacing:-.4pt'>изменимся». Вот в четырех словах заключено свиде</span><span
+
должно бояться смерти?
-
style='letter-spacing:-.2pt'>тельство о жизни вечной. А припомните
+
Конечно, этот акт выходит за пределы обыденности. Потому он должен быть встречаем в особом сердечном спокойствии. Это
-
слова <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Бха</i></span><i style='mso-bidi-font-style:
+
сознание, конечно,
-
normal'><span style='letter-spacing:-.1pt'>гавадгиты </span></i><span
+
будет далеко от так называемого спокойствия перед принятием обыденной пищи или любым повседневным
-
style='letter-spacing:-.1pt'>о неделимости, неизменяемости, о веч</span><span
+
действием. Но именно в особом, вдохновенном спокойствии великой смены бытия будет настоящее великодушие, которое всегда
-
style='letter-spacing:-.2pt'>ности Сущего. Во всех веках, во всех
+
сопряжено с мужеством.</p>
-
концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>нужны были какие-то
+
-
противоестественные, насиль­</span><span style=''>ственные
+
-
устрашения, чтобы привести человека в <span style='letter-spacing:-.2pt'>невежественное
+
-
понимание акта смены бытия. В то </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>же
+
-
время начинают говорить о жизни на других пла­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.3pt'>нетах, о чем еще недавно даже значительные астро­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>номы лишь пожимали плечами. Мы помним, как за </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>эти утверждения Фламмарион был угрожаем лише­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>нием научности и переводом в разряд любителей. </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>Но сейчас уже лучшие научные авторитеты относят­</span>ся
+
-
гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни <span style='letter-spacing:-.2pt'>вечной.</span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Апостол
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.2pt'>Конечно,
+
сказал ясно и кратко: «Мы не умрем, но изменимся». Вот в четырех словах заключено свидетельство о жизни вечной. А припомните
-
такое основное понятие может осозна­</span><span style='letter-spacing:
+
слова <i>Бха</i><i>гавадгиты </i>о неделимости, неизменяемости, о вечности Сущего. Во всех веках, во всех
-
-.35pt'>ваться лишь в утверждении. Каждое невежественное </span><span
+
концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, нужны были какие-то
-
style='letter-spacing:-.2pt'>сомнение наносит этому ясному
+
противоестественные, насильственные
-
утверждению поч­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>ти
+
устрашения, чтобы привести человека в невежественное
-
неизлечимые трещины. Печально видеть, если </span><span style='
+
понимание акта смены бытия. В то же
-
letter-spacing:-.3pt'>интеллигентные мыслители боятся смерти и тем са­</span><span
+
время начинают говорить о жизни на других планетах, о чем еще недавно даже значительные астрономы лишь пожимали плечами. Мы помним, как за эти утверждения Фламмарион был угрожаем лишением научности и переводом в разряд любителей. Но сейчас уже лучшие научные авторитеты относятся
-
style='letter-spacing:-.1pt'>мым заражают невежественные массы.
+
гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни вечной.</p>
-
Почему же </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>им не
+
-
проникнуться тем светлым знанием, которое </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.5pt'>слагало древнейшую мудрость, подтвержденную луч­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>шими мыслителями всех веков. По
+
-
лучшему и при­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>дете к
+
-
лучшему.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
+
<p style="margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Конечно,
-
'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='mso-bidi-font-size:12.0pt;letter-spacing:.1pt'>Академик
+
такое основное понятие может осознаваться лишь в утверждении. Каждое невежественное сомнение наносит этому ясному
-
Николай Рерих</span></i></p>
+
утверждению почти
 +
неизлечимые трещины. Печально видеть, если интеллигентные мыслители боятся смерти и тем самым заражают невежественные массы.
 +
Почему же им не
 +
проникнуться тем светлым знанием, которое слагало древнейшую мудрость, подтвержденную лучшими мыслителями всех веков. По
 +
лучшему и придете к
 +
лучшему.</p>
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
+
<p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;"><i>Академик
-
'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='mso-bidi-font-size:12.0pt;letter-spacing:.1pt'>20 июля 1935 </span></i></p>
+
Николай Рерих</i></p>
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
+
<p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;"><i>20 июля 1935 </i></p>
-
'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='mso-bidi-font-size:12.0pt;letter-spacing:-.15pt'>Тимур Хода</span></i></p>
+
 
 +
<p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;"><i>Тимур Хода</i></p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|01.08.1935 СТАРИННЫЕ ЛЕКАРСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|12.01.1936 СЛЕДЫ МЫСЛИ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}}
{{LetterPostEdit|01.08.1935 СТАРИННЫЕ ЛЕКАРСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|12.01.1936 СЛЕДЫ МЫСЛИ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}}

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Дата : 20.07.1935
  • Издание: Сфера

ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

 (Листы дневника)


В своей книге «Страх перед смертью в первобытной религии» Джордж Фрэзер приводит мудрые слова племени Омаха о смерти: «Никто не может избежать смерти, и никто не должен бояться смерти, раз она неизбежна». Также и древние Майя спокойно говорили: «Отдыхать иду». Если вспомним слова Сократа перед отходом его, перед выпитием чаши яда, или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже не говоря о высоком отношении к этому акту в учениях Индии, мы увидим то же осмысленное, мудрое сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим то же сознание о жизни вечной, которая так ясно заповедуется священными Заветами.

Между тем в смещенных умах Запада, в особенности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало свой темный путь, мы видим какой-то животный ужас перед естественной сменой бытия. Еще недавно можно было читать о том, как интеллектуальная де Севинье выражалась: «Смерть до того страшна, что я скорее ненавижу жизнь больше потому, что она ведет к смерти, чем за тернии, которыми усеян путь в жизни». Идея смерти отравляла жизнь Альфонсу Додэ, Золя, Гонкуру, Мопассану и другим, казалось бы, смелым и широким мыслителям.

В то же время среди людей, живущих в природе, часто даже слово «смерть» не употребляется вообще. Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть скончался для этого выражения бытия. Люди, прикоснувшиеся к природе, прикоснувшиеся к основным учениям истины, люди, сделавшиеся естественными мыслителями, так же естественно понимают значение смен бытия. Страх смерти, казалось бы, может происходить лишь у каких-то злодеев, омрачивших свое сознание преступлениями и умышленно несправедливыми поступками. Вполне понятно, что каждый предатель опасается такой разительной смены бытия. Конечно, внутри себя он вполне понимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-то другое бытие. Если в теперешнем своем бытии он отяготил сердце свое множайшими темными намерениями или деяниями, то, конечно, он не знает, легко ли будет ему оказаться в каких-то незнакомых для него условиях. Человек, вчера натворивший недостойные дела, старается избежать за них ответственности. Такой ужас перед неизбежным переходом в неизвестный мир вполне понятен у людей, омрачивших свое земное существование гнусными делами – или вещественными, или мысленными. Ведь не надо же опять повторять, что мысль будет даже многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.

Не покажется ли странным, что наряду с существами преступными и некоторые, казалось бы широкие, мыслители тоже впадали в животный ужас перед сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они сменяли и свои земные дома. Может быть, и на Земле некоторые из них были нелегки на передвижение. Известно, что некоторые люди уверяют, как они могут творить и мыслить лишь в своих насиженных домашних условиях. Каждое необычное окружение им уже мешает для выражений их творчества. Но ведь, казалось бы, именно разнообразие впечатлений, именно изживание непредвиденностей и опасностей должно обострять мышление, находчивость и смелость. По мужественности можете судить и многие другие качества человека. А ведь мужество испытуется не сидя за печкою, но там, где противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем невежеством.

Каждому приходилось видеть людей, которые за спокойною трапезою произносили самые смелые речи, но когда оказывались лицом к лицу с теми опасностями, о которых они только что громко говорили, они выказывали себя совершенно в ином освещении. Вероятно, если с этими людьми поговорить о смерти, то они скажут, зачем вообще говорить о таких ужасных предметах? Значит, они сомневаются в целесообразности Мироздания со всеми поразительно вдохновляющими сменами бытия. Казалось бы, они достаточно слышали о том, что все находится в движении. Казалось бы, новейшие открытия достаточно доказывают наполненность пространств, и все же они будут ужасаться при таком значительном и торжественном переходе в новый для них мир. Они будут даже при маленьких земных переездах делать духовные завещания, не столько потому, чтобы они исключительно заботились о ком-то, но также и потому, что этот акт ими мыслится нераздельно со страхом смерти.

Люди нерелигиозные при мысли о смерти поспешают с совершением обрядов, когда же, по их мнению, опасность миновала, то они первые, может быть, расскажут кощунственный анекдот. В недавнем выпуске журнала «Двадцатый век» профессор А.Р.Бадья, среди очень интересных суждений об идеях и реальностях двадцатого века, говорит: «Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем восстании против окаменелых верований и бессмысленных обрядов он впадает в опасность выбросить ребенка из ванны вместе с водой. В своей подозрительности против религий он делается слепым к смыслу и значению Религии». Так правильно рассуждает профессор, много начитанный и бережно относящийся к высшим ценностям. Действительно, по ходячей поговорке, уже много детей было вылито вместе с ванной водою. А ведь среди этих опрометчивых выливаний человечество выбрасывало также именно то, что могло бы так укреплять его в творчестве, – и мысленном, и вещественном.

Знающий о жизни вечной тем самым знает и свою радостную ответственность за каждое деяние – и мысленное, и мускульное. В молениях произносится это великое значение слова «жизнь вечная». Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда многообразна, как в горизонтальном, так и вертикальном значении. Даже по примитивным физическим законам он понимает, что каждоминутно все изменяется и никогда не придет в прежнее состояние. В этом движении заключена величайшая творческая щедрость. И как радостна и благостна обязанность посильно участвовать в этом всемерном творчестве!

Руссо замечает: «Тот, кто утверждает, что спокойно, без страха встречает смерть, – просто лжец». Почему же большой писатель Руссо берет на себя ответить за все человечество, что оно должно бояться смерти? Конечно, этот акт выходит за пределы обыденности. Потому он должен быть встречаем в особом сердечном спокойствии. Это сознание, конечно, будет далеко от так называемого спокойствия перед принятием обыденной пищи или любым повседневным действием. Но именно в особом, вдохновенном спокойствии великой смены бытия будет настоящее великодушие, которое всегда сопряжено с мужеством.

Апостол сказал ясно и кратко: «Мы не умрем, но изменимся». Вот в четырех словах заключено свидетельство о жизни вечной. А припомните слова Бхагавадгиты о неделимости, неизменяемости, о вечности Сущего. Во всех веках, во всех концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, нужны были какие-то противоестественные, насильственные устрашения, чтобы привести человека в невежественное понимание акта смены бытия. В то же время начинают говорить о жизни на других планетах, о чем еще недавно даже значительные астрономы лишь пожимали плечами. Мы помним, как за эти утверждения Фламмарион был угрожаем лишением научности и переводом в разряд любителей. Но сейчас уже лучшие научные авторитеты относятся гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни вечной.

Конечно, такое основное понятие может осознаваться лишь в утверждении. Каждое невежественное сомнение наносит этому ясному утверждению почти неизлечимые трещины. Печально видеть, если интеллигентные мыслители боятся смерти и тем самым заражают невежественные массы. Почему же им не проникнуться тем светлым знанием, которое слагало древнейшую мудрость, подтвержденную лучшими мыслителями всех веков. По лучшему и придете к лучшему.

Академик Николай Рерих

20 июля 1935

Тимур Хода



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно