20.07.1935 ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;
 
-
margin-bottom:6.0pt;margin-left:.25pt;text-align:center;background:white'><span class=SpellE><span style='mso-bookmark:вечная'><i
 
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='color:black;letter-spacing:
 
-
-.45pt'></span></i></span></span><span style='mso-bookmark:вечная'><b
 
-
style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style='color:black'> ЖИЗНЬ <span
 
-
class=GramE>ВЕЧНАЯ</span></span></b></span><span style='mso-bookmark:вечная'><span
 
-
class=SpellE><span lang=EN-US style='mso-ansi-language:EN-US'></span></span></span></p>
 
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;
+
{{LetterInfo|Николай Рерих||20.07.1935|Сфера||}}<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:.25pt;text-align:center;"><b> ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ</b></p>
-
margin-bottom:6.0pt;margin-left:2.15pt;text-align:center;background:white'><span
+
-
style='mso-bookmark:вечная'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='color:black;letter-spacing:-.45pt'><span
+
-
style='mso-spacerun:yes'> </span>(Листы дневника)</span></i></span></p>
+
-
<span style='mso-bookmark:вечная'></span>
+
<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:2.15pt;text-align:center;"><i> (Листы дневника)</i></p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;
 
-
background:white'><span style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>В своей книге
 
-
«Страх перед смертью в первобыт­</span><span style='color:black;letter-spacing:
 
-
-.35pt'>ной религии» Джордж Фрэзер приводит мудрые сло­</span><span
 
-
style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>ва племени Омаха о смерти: «Никто не
 
-
может избе­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>жать смерти, и
 
-
никто не должен бояться смерти, раз </span><span style='color:black;letter-spacing:
 
-
-.05pt'>она неизбежна». Также и древние Майя спокойно </span><span
 
-
style='color:black;letter-spacing:-.45pt'>говорили: «Отдыхать иду». Если
 
-
вспомним слова Со­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>крата
 
-
перед отходом его, перед выпитием чаши яда, </span><span style='color:black;
 
-
letter-spacing:-.1pt'>или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже </span><span
 
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>не говоря о высоком отношении к этому
 
-
акту в уче­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>ниях Индии, мы
 
-
увидим то же осмысленное, мудрое </span><span style='color:black;letter-spacing:
 
-
-.05pt'>сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим </span><span
 
-
style='color:black'>то же сознание о жизни вечной, которая так ясно <span
 
-
style='letter-spacing:-.1pt'>заповедуется священными Заветами.</span></span></p>
 
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;
 
-
background:white'><span style='color:black;letter-spacing:-.15pt'>Между тем в
 
-
смещенных умах Запада, в особен­</span><span style='color:black;letter-spacing:
 
-
-.1pt'>ности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало </span><span
 
-
style='color:black'>свой темный путь, мы видим какой-то животный <span
 
-
style='letter-spacing:-.25pt'>ужас перед естественной сменой бытия. Еще недав­</span><span
 
-
style='letter-spacing:-.2pt'>но можно было читать о том, как интеллектуальная </span><span
 
-
style='letter-spacing:-.15pt'>де Севинье выражалась: «Смерть до того страшна, </span><span
 
-
style='letter-spacing:-.05pt'>что я скорее ненавижу жизнь больше потому, что </span>она
 
-
ведет к смерти, чем за тернии, которыми усе­<span style='letter-spacing:.05pt'>ян
 
-
путь в жизни». Идея смерти отравляла жизнь </span><span style='letter-spacing:
 
-
-.1pt'>Альфонсу Додэ, Золя, Гонкуру, Мопассану и дру­</span><span
 
-
style='letter-spacing:.15pt'>гим, казалось бы, смелым и широким мыслите­лям.</span></span></p>
 
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;">В своей книге
-
27.8pt;background:white'><!--[if gte vml 1]><v:line id="_x0000_s1064" style='position:absolute;
+
«Страх перед смертью в первобытной религии» Джордж Фрэзер приводит мудрые слова племени Омаха о смерти: «Никто не
-
left:0;text-align:left;z-index:29;mso-position-horizontal-relative:margin'
+
может избежать смерти, и
-
from="-64.3pt,452.4pt" to="-64.3pt,461.05pt" o:allowincell="f" strokeweight=".25pt">
+
никто не должен бояться смерти, раз она неизбежна». Также и древние Майя спокойно говорили: «Отдыхать иду». Если
-
<w:wrap anchorx="margin"/>
+
вспомним слова Сократа
-
</v:line><![endif]--><span style='mso-ignore:vglayout;position:
+
перед отходом его, перед выпитием чаши яда, или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже не говоря о высоком отношении к этому
-
absolute;z-index:29;left:0px;margin-left:-87px;margin-top:602px;width:2px;
+
акту в учениях Индии, мы
-
height:14px'></span><span
+
увидим то же осмысленное, мудрое сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим то же сознание о жизни вечной, которая так ясно заповедуется священными Заветами.</p>
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>В то же время среди людей, живущих в
+
-
природе, </span><span style='color:black;letter-spacing:-.4pt'>часто даже слово
+
-
«смерть» не употребляется вообще. </span><span style='color:black;letter-spacing:
+
-
-.15pt'>Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть </span><span
+
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>скончался для этого выражения бытия.
+
-
Люди, при</span><span style='color:black;letter-spacing:-.05pt'>коснувшиеся к
+
-
природе, прикоснувшиеся к основ­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
-
-.35pt'>ным учениям истины, люди, сделавшиеся естествен­</span><span
+
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>ными мыслителями, так же естественно
+
-
понимают </span><span style='color:black;letter-spacing:-.05pt'>значение смен
+
-
бытия. Страх смерти, казалось бы, </span><span style='color:black;letter-spacing:
+
-
-.15pt'>может происходить лишь у каких-то злодеев, омра­</span><span
+
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>чивших свое сознание преступлениями и
+
-
умышлен­но несправедливыми поступками. Вполне понятно, </span><span
+
-
style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>что каждый предатель опасается такой
+
-
разительной </span><span style='color:black;letter-spacing:-.05pt'>смены бытия.
+
-
Конечно, внутри себя он вполне по­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
-
-.2pt'>нимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-</span><span
+
-
style='color:black;letter-spacing:-.35pt'>то другое бытие. Если в теперешнем
+
-
своем бытии он </span><span style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>отяготил
+
-
сердце свое множайшими темными наме­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
-
.05pt'>рениями или деяниями, то, конечно, он не знает, </span><span
+
-
style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>легко ли будет ему оказаться в
+
-
каких-то незнакомых </span><span style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>для
+
-
него условиях. Человек, вчера натворивший не­</span><span style='color:black;
+
-
letter-spacing:-.15pt'>достойные дела, старается избежать за них ответст­</span><span
+
-
style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>венности. Такой ужас перед неизбежным
+
-
переходом </span><span style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>в неизвестный
+
-
мир вполне понятен у людей, омра­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
-
-.3pt'>чивших свое земное существование гнусными дела­</span><span
+
-
style='color:black;letter-spacing:-.15pt'>ми – или вещественными, или
+
-
мысленными. Ведь </span><span style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>не надо
+
-
же опять повторять, что мысль будет даже </span><span style='color:black;
+
-
letter-spacing:-.15pt'>многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.15pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;">Между тем в
-
1.0cm;background:white'><span style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>Не
+
смещенных умах Запада, в особенности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало свой темный путь, мы видим какой-то животный ужас перед естественной сменой бытия. Еще недавно можно было читать о том, как интеллектуальная де Севинье выражалась: «Смерть до того страшна, что я скорее ненавижу жизнь больше потому, что она
-
покажется ли странным, что наряду с сущест­</span><span style='color:black;
+
ведет к смерти, чем за тернии, которыми усеян
-
letter-spacing:-.2pt'>вами преступными и некоторые, казалось бы широ­кие,
+
путь в жизни». Идея смерти отравляла жизнь Альфонсу Додэ, Золя, Гонкуру, Мопассану и другим, казалось бы, смелым и широким мыслителям.</p>
-
мыслители тоже впадали в животный ужас пе­</span><span style='color:black;
+
-
letter-spacing:-.25pt'>ред сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они </span><span
+
-
style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>сменяли и свои земные дома. Может
+
-
быть, и на Зем­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.35pt'>ле
+
-
некоторые из них были нелегки на передвижение. </span><span style='color:black'>Известно,
+
-
что некоторые люди уверяют, как они <span style='letter-spacing:-.3pt'>могут
+
-
творить и мыслить лишь в своих насиженных </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.2pt'>домашних условиях. Каждое необычное окружение </span><span
+
-
style='letter-spacing:.05pt'>им уже мешает для выражений их творчества. Но </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>ведь, казалось бы, именно разнообразие впечатле­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>ний, именно изживание непредвиденностей и опас­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>ностей должно обострять мышление, находчивость и
+
-
смелость. По мужественности можете судить и мно­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.45pt'>гие другие качества человека. А ведь мужество испы</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>туется не сидя за печкою, но там, где
+
-
противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>невежеством.</span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.15pt;margin-bottom:
+
<p style="margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent: 27.8pt;">В то же время среди людей, живущих в
-
0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
+
природе, часто даже слово
-
1.0cm;background:white'><span style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>Каждому
+
«смерть» не употребляется вообще. Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть скончался для этого выражения бытия.
-
приходилось видеть людей, которые за </span><span style='color:black'>спокойною
+
Люди, прикоснувшиеся к
-
трапезою произносили самые смелые <span style='letter-spacing:-.05pt'>речи, но
+
природе, прикоснувшиеся к основным учениям истины, люди, сделавшиеся естественными мыслителями, так же естественно
-
когда оказывались лицом к лицу с теми </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>опасностями,
+
понимают значение смен
-
о которых они только что громко го­</span>ворили, они выказывали себя
+
бытия. Страх смерти, казалось бы, может происходить лишь у каких-то злодеев, омрачивших свое сознание преступлениями и
-
совершенно в ином <span style='letter-spacing:-.3pt'>освещении. Вероятно, если
+
умышленно несправедливыми поступками. Вполне понятно, что каждый предатель опасается такой
-
с этими людьми погово­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>рить о смерти,
+
разительной смены бытия.
-
то они скажут, зачем вообще гово­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>рить
+
Конечно, внутри себя он вполне понимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-то другое бытие. Если в теперешнем
-
о таких ужасных предметах? Значит, они со­</span><span style='letter-spacing:
+
своем бытии он отяготил
-
-.15pt'>мневаются в целесообразности Мироздания со все­</span><span
+
сердце свое множайшими темными намерениями или деяниями, то, конечно, он не знает, легко ли будет ему оказаться в
-
style='letter-spacing:-.25pt'>ми поразительно вдохновляющими сменами бытия. </span><span
+
каких-то незнакомых для
-
style='letter-spacing:-.35pt'>Казалось бы, они достаточно слышали о том, что
+
него условиях. Человек, вчера натворивший недостойные дела, старается избежать за них ответственности. Такой ужас перед неизбежным
-
все </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>находится в движении. Казалось
+
переходом в неизвестный
-
бы, новейшие от­</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>крытия достаточно
+
мир вполне понятен у людей, омрачивших свое земное существование гнусными делами – или вещественными, или
-
доказывают наполненность про­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>странств,
+
мысленными. Ведь не надо
-
и все же они будут ужасаться при таком </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>значительном
+
же опять повторять, что мысль будет даже многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.</p>
-
и торжественном переходе в новый </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>для
+
-
них мир. Они будут даже при маленьких земных </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.1pt'>переездах делать духовные завещания, не столько </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>потому, чтобы они исключительно заботились о
+
-
ком-то, но также и потому, что этот акт ими мыс­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.1pt'>лится нераздельно со страхом смерти.</span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;background:white'><span
+
<p style="margin-right:1.15pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Не
-
style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>Люди нерелигиозные при мысли о смерти
+
покажется ли странным, что наряду с существами преступными и некоторые, казалось бы широкие,
-
поспе­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>шают с совершением
+
мыслители тоже впадали в животный ужас перед сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они сменяли и свои земные дома. Может
-
обрядов, когда же, по их мне­</span><span style='color:black'>нию, опасность
+
быть, и на Земле
-
миновала, то они первые, может <span style='letter-spacing:-.15pt'>быть,
+
некоторые из них были нелегки на передвижение. Известно,
-
расскажут кощунственный анекдот. В недав­</span><span style='letter-spacing:
+
что некоторые люди уверяют, как они могут
-
-.1pt'>нем выпуске журнала «Двадцатый век» профессор </span><span
+
творить и мыслить лишь в своих насиженных домашних условиях. Каждое необычное окружение им уже мешает для выражений их творчества. Но ведь, казалось бы, именно разнообразие впечатлений, именно изживание непредвиденностей и опасностей должно обострять мышление, находчивость и
-
style='letter-spacing:-.05pt'>А.Р.Бадья, среди очень интересных суждений об </span><span
+
смелость. По мужественности можете судить и многие другие качества человека. А ведь мужество испытуется не сидя за печкою, но там, где
-
style='letter-spacing:-.35pt'>идеях и реальностях двадцатого века, говорит:
+
противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем невежеством.</p>
-
«Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем вос­</span><span
+
-
style='letter-spacing:.05pt'>стании против окаменелых верований и бессмыс</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>ленных обрядов он впадает в опасность выбросить </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>ребенка из ванны вместе с водой. В своей подозри­</span>тельности
+
-
против религий он делается слепым к <span style='letter-spacing:-.05pt'>смыслу
+
-
и значению Религии». Так правильно рас­суждает профессор, много начитанный и
+
-
бережно </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>относящийся к высшим
+
-
ценностям. Действительно, </span><span style='letter-spacing:-.4pt'>по ходячей
+
-
поговорке, уже много детей было вылито </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>вместе
+
-
с ванной водою. А ведь среди этих опромет­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.3pt'>чивых выливаний человечество выбрасывало также </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>именно то, что могло бы так укреплять его в
+
-
творче­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>стве, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>–</span><span style='letter-spacing:-.05pt'> и
+
-
мысленном, и вещественном.</span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;background:white'><span
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:1.15pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Каждому
-
style='color:black;letter-spacing:.1pt'>Знающий о жизни вечной тем самым знает
+
приходилось видеть людей, которые за спокойною
-
и </span><span style='color:black;letter-spacing:-.4pt'>свою радостную
+
трапезою произносили самые смелые речи, но
-
ответственность за каждое деяние </span><span style='color:black;letter-spacing:
+
когда оказывались лицом к лицу с теми опасностями,
-
-.2pt'>–</span><span style='color:black;letter-spacing:-.4pt'> </span><span
+
о которых они только что громко говорили, они выказывали себя
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>и мысленное, и мускульное. В молениях
+
совершенно в ином освещении. Вероятно, если
-
произно­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.05pt'>сится это
+
с этими людьми поговорить о смерти,
-
великое значение слова «жизнь вечная». </span><span style='color:black;
+
то они скажут, зачем вообще говорить
-
letter-spacing:-.1pt'>Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда
+
о таких ужасных предметах? Значит, они сомневаются в целесообразности Мироздания со всеми поразительно вдохновляющими сменами бытия. Казалось бы, они достаточно слышали о том, что
-
многообразна, как в горизонтальном, так и верти­</span><span style='color:black;
+
все находится в движении. Казалось
-
letter-spacing:-.25pt'>кальном значении. Даже по примитивным физичес­</span><span
+
бы, новейшие открытия достаточно
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>ким законам он понимает, что
+
доказывают наполненность пространств,
-
каждоминутно все </span><span style='color:black;letter-spacing:-.15pt'>изменяется
+
и все же они будут ужасаться при таком значительном
-
и никогда не придет в прежнее состоя­</span><span style='color:black;
+
и торжественном переходе в новый для
-
letter-spacing:-.2pt'>ние. В этом движении заключена величайшая твор­</span><span
+
них мир. Они будут даже при маленьких земных переездах делать духовные завещания, не столько потому, чтобы они исключительно заботились о
-
style='color:black;letter-spacing:-.15pt'>ческая щедрость. И как радостна и
+
ком-то, но также и потому, что этот акт ими мыслится нераздельно со страхом смерти.</p>
-
благостна обя­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.05pt'>занность
+
-
посильно участвовать в этом всемерном </span><span style='color:black;
+
-
letter-spacing:-.35pt'>творчестве!</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;background:white'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Люди нерелигиозные при мысли о смерти
-
style='color:black;letter-spacing:-.4pt'>Руссо замечает: «Тот, кто утверждает,
+
поспешают с совершением
-
что спокой­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>но, без страха
+
обрядов, когда же, по их мнению, опасность
-
встречает смерть, – просто лжец». </span><span style='color:black;letter-spacing:
+
миновала, то они первые, может быть,
-
-.1pt'>Почему же большой писатель Руссо берет на себя </span><span
+
расскажут кощунственный анекдот. В недавнем выпуске журнала «Двадцатый век» профессор А.Р.Бадья, среди очень интересных суждений об идеях и реальностях двадцатого века, говорит:
-
style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>ответить за все человечество, что оно
+
«Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем восстании против окаменелых верований и бессмысленных обрядов он впадает в опасность выбросить ребенка из ванны вместе с водой. В своей подозрительности
-
должно боять­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>ся смерти?
+
против религий он делается слепым к смыслу
-
Конечно, этот акт выходит за пределы </span><span style='color:black;
+
и значению Религии». Так правильно рассуждает профессор, много начитанный и
-
letter-spacing:-.2pt'>обыденности. Потому он должен быть встречаем в </span><span
+
бережно относящийся к высшим
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>особом сердечном спокойствии. Это
+
ценностям. Действительно, по ходячей
-
сознание, ко­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.35pt'>нечно,
+
поговорке, уже много детей было вылито вместе
-
будет далеко от так называемого спокойствия </span><span style='color:black;
+
с ванной водою. А ведь среди этих опрометчивых выливаний человечество выбрасывало также именно то, что могло бы так укреплять его в
-
letter-spacing:-.15pt'>перед принятием обыденной пищи или любым по­вседневным
+
творчестве, – и
-
действием. Но именно в особом, вдох­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
мысленном, и вещественном.</p>
-
-.2pt'>новенном спокойствии великой смены бытия будет </span><span
+
-
style='color:black;letter-spacing:-.15pt'>настоящее великодушие, которое всегда
+
-
сопряжено </span><span style='color:black;letter-spacing:-.25pt'>с мужеством.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Знающий о жизни вечной тем самым знает
-
1.0cm;background:white'><span style='color:black;letter-spacing:-.3pt'>Апостол
+
и свою радостную
-
сказал ясно и кратко: «Мы не умрем, но </span><span style='color:black;
+
ответственность за каждое деяние – и мысленное, и мускульное. В молениях
-
letter-spacing:-.4pt'>изменимся». Вот в четырех словах заключено свиде</span><span
+
произносится это
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>тельство о жизни вечной. А припомните
+
великое значение слова «жизнь вечная». Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда
-
слова <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Бха</i></span><i style='mso-bidi-font-style:
+
многообразна, как в горизонтальном, так и вертикальном значении. Даже по примитивным физическим законам он понимает, что
-
normal'><span style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>гавадгиты </span></i><span
+
каждоминутно все изменяется
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>о неделимости, неизменяемости, о веч</span><span
+
и никогда не придет в прежнее состояние. В этом движении заключена величайшая творческая щедрость. И как радостна и
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>ности Сущего. Во всех веках, во всех
+
благостна обязанность
-
концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, </span><span
+
посильно участвовать в этом всемерном творчестве!</p>
-
style='color:black;letter-spacing:-.35pt'>нужны были какие-то
+
-
противоестественные, насиль­</span><span style='color:black'>ственные
+
-
устрашения, чтобы привести человека в <span style='letter-spacing:-.2pt'>невежественное
+
-
понимание акта смены бытия. В то </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>же
+
-
время начинают говорить о жизни на других пла­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.3pt'>нетах, о чем еще недавно даже значительные астро­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>номы лишь пожимали плечами. Мы помним, как за </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>эти утверждения Фламмарион был угрожаем лише­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>нием научности и переводом в разряд любителей. </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>Но сейчас уже лучшие научные авторитеты относят­</span>ся
+
-
гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни <span style='letter-spacing:-.2pt'>вечной.</span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Руссо замечает: «Тот, кто утверждает,
-
1.0cm;background:white'><span style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>Конечно,
+
что спокойно, без страха
-
такое основное понятие может осозна­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
встречает смерть, – просто лжец». Почему же большой писатель Руссо берет на себя ответить за все человечество, что оно
-
-.35pt'>ваться лишь в утверждении. Каждое невежественное </span><span
+
должно бояться смерти?
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>сомнение наносит этому ясному
+
Конечно, этот акт выходит за пределы обыденности. Потому он должен быть встречаем в особом сердечном спокойствии. Это
-
утверждению поч­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.05pt'>ти
+
сознание, конечно,
-
неизлечимые трещины. Печально видеть, если </span><span style='color:black;
+
будет далеко от так называемого спокойствия перед принятием обыденной пищи или любым повседневным
-
letter-spacing:-.3pt'>интеллигентные мыслители боятся смерти и тем са­</span><span
+
действием. Но именно в особом, вдохновенном спокойствии великой смены бытия будет настоящее великодушие, которое всегда
-
style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>мым заражают невежественные массы.
+
сопряжено с мужеством.</p>
-
Почему же </span><span style='color:black;letter-spacing:-.15pt'>им не
+
-
проникнуться тем светлым знанием, которое </span><span style='color:black;
+
-
letter-spacing:-.5pt'>слагало древнейшую мудрость, подтвержденную луч­</span><span
+
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>шими мыслителями всех веков. По
+
-
лучшему и при­</span><span style='color:black;letter-spacing:-.1pt'>дете к
+
-
лучшему.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
+
<p style="margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Апостол
-
background:white'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='font-size:
+
сказал ясно и кратко: «Мы не умрем, но изменимся». Вот в четырех словах заключено свидетельство о жизни вечной. А припомните
-
11.0pt;mso-bidi-font-size:12.0pt;color:black;letter-spacing:.1pt'>Академик
+
слова <i>Бха</i><i>гавадгиты </i>о неделимости, неизменяемости, о вечности Сущего. Во всех веках, во всех
-
Николай Рерих</span></i></p>
+
концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, нужны были какие-то
 +
противоестественные, насильственные
 +
устрашения, чтобы привести человека в невежественное
 +
понимание акта смены бытия. В то же
 +
время начинают говорить о жизни на других планетах, о чем еще недавно даже значительные астрономы лишь пожимали плечами. Мы помним, как за эти утверждения Фламмарион был угрожаем лишением научности и переводом в разряд любителей. Но сейчас уже лучшие научные авторитеты относятся
 +
гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни вечной.</p>
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
+
<p style="margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Конечно,
-
background:white'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='font-size:
+
такое основное понятие может осознаваться лишь в утверждении. Каждое невежественное сомнение наносит этому ясному
-
11.0pt;mso-bidi-font-size:12.0pt;color:black;letter-spacing:.1pt'>20 июля 1935 </span></i></p>
+
утверждению почти
 +
неизлечимые трещины. Печально видеть, если интеллигентные мыслители боятся смерти и тем самым заражают невежественные массы.
 +
Почему же им не
 +
проникнуться тем светлым знанием, которое слагало древнейшую мудрость, подтвержденную лучшими мыслителями всех веков. По
 +
лучшему и придете к
 +
лучшему.</p>
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
+
<p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;"><i>Академик
-
background:white'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='font-size:
+
Николай Рерих</i></p>
-
11.0pt;mso-bidi-font-size:12.0pt;color:black;letter-spacing:-.15pt'>Тимур Хода</span></i></p>
+
 +
<p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;"><i>20 июля 1935 </i></p>
 +
<p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;"><i>Тимур Хода</i></p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|01.08.1935 СТАРИННЫЕ ЛЕКАРСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|12.01.1936 СЛЕДЫ МЫСЛИ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}}
{{LetterPostEdit|01.08.1935 СТАРИННЫЕ ЛЕКАРСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|12.01.1936 СЛЕДЫ МЫСЛИ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}}

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Дата : 20.07.1935
  • Издание: Сфера

ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

 (Листы дневника)


В своей книге «Страх перед смертью в первобытной религии» Джордж Фрэзер приводит мудрые слова племени Омаха о смерти: «Никто не может избежать смерти, и никто не должен бояться смерти, раз она неизбежна». Также и древние Майя спокойно говорили: «Отдыхать иду». Если вспомним слова Сократа перед отходом его, перед выпитием чаши яда, или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже не говоря о высоком отношении к этому акту в учениях Индии, мы увидим то же осмысленное, мудрое сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим то же сознание о жизни вечной, которая так ясно заповедуется священными Заветами.

Между тем в смещенных умах Запада, в особенности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало свой темный путь, мы видим какой-то животный ужас перед естественной сменой бытия. Еще недавно можно было читать о том, как интеллектуальная де Севинье выражалась: «Смерть до того страшна, что я скорее ненавижу жизнь больше потому, что она ведет к смерти, чем за тернии, которыми усеян путь в жизни». Идея смерти отравляла жизнь Альфонсу Додэ, Золя, Гонкуру, Мопассану и другим, казалось бы, смелым и широким мыслителям.

В то же время среди людей, живущих в природе, часто даже слово «смерть» не употребляется вообще. Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть скончался для этого выражения бытия. Люди, прикоснувшиеся к природе, прикоснувшиеся к основным учениям истины, люди, сделавшиеся естественными мыслителями, так же естественно понимают значение смен бытия. Страх смерти, казалось бы, может происходить лишь у каких-то злодеев, омрачивших свое сознание преступлениями и умышленно несправедливыми поступками. Вполне понятно, что каждый предатель опасается такой разительной смены бытия. Конечно, внутри себя он вполне понимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-то другое бытие. Если в теперешнем своем бытии он отяготил сердце свое множайшими темными намерениями или деяниями, то, конечно, он не знает, легко ли будет ему оказаться в каких-то незнакомых для него условиях. Человек, вчера натворивший недостойные дела, старается избежать за них ответственности. Такой ужас перед неизбежным переходом в неизвестный мир вполне понятен у людей, омрачивших свое земное существование гнусными делами – или вещественными, или мысленными. Ведь не надо же опять повторять, что мысль будет даже многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.

Не покажется ли странным, что наряду с существами преступными и некоторые, казалось бы широкие, мыслители тоже впадали в животный ужас перед сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они сменяли и свои земные дома. Может быть, и на Земле некоторые из них были нелегки на передвижение. Известно, что некоторые люди уверяют, как они могут творить и мыслить лишь в своих насиженных домашних условиях. Каждое необычное окружение им уже мешает для выражений их творчества. Но ведь, казалось бы, именно разнообразие впечатлений, именно изживание непредвиденностей и опасностей должно обострять мышление, находчивость и смелость. По мужественности можете судить и многие другие качества человека. А ведь мужество испытуется не сидя за печкою, но там, где противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем невежеством.

Каждому приходилось видеть людей, которые за спокойною трапезою произносили самые смелые речи, но когда оказывались лицом к лицу с теми опасностями, о которых они только что громко говорили, они выказывали себя совершенно в ином освещении. Вероятно, если с этими людьми поговорить о смерти, то они скажут, зачем вообще говорить о таких ужасных предметах? Значит, они сомневаются в целесообразности Мироздания со всеми поразительно вдохновляющими сменами бытия. Казалось бы, они достаточно слышали о том, что все находится в движении. Казалось бы, новейшие открытия достаточно доказывают наполненность пространств, и все же они будут ужасаться при таком значительном и торжественном переходе в новый для них мир. Они будут даже при маленьких земных переездах делать духовные завещания, не столько потому, чтобы они исключительно заботились о ком-то, но также и потому, что этот акт ими мыслится нераздельно со страхом смерти.

Люди нерелигиозные при мысли о смерти поспешают с совершением обрядов, когда же, по их мнению, опасность миновала, то они первые, может быть, расскажут кощунственный анекдот. В недавнем выпуске журнала «Двадцатый век» профессор А.Р.Бадья, среди очень интересных суждений об идеях и реальностях двадцатого века, говорит: «Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем восстании против окаменелых верований и бессмысленных обрядов он впадает в опасность выбросить ребенка из ванны вместе с водой. В своей подозрительности против религий он делается слепым к смыслу и значению Религии». Так правильно рассуждает профессор, много начитанный и бережно относящийся к высшим ценностям. Действительно, по ходячей поговорке, уже много детей было вылито вместе с ванной водою. А ведь среди этих опрометчивых выливаний человечество выбрасывало также именно то, что могло бы так укреплять его в творчестве, – и мысленном, и вещественном.

Знающий о жизни вечной тем самым знает и свою радостную ответственность за каждое деяние – и мысленное, и мускульное. В молениях произносится это великое значение слова «жизнь вечная». Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда многообразна, как в горизонтальном, так и вертикальном значении. Даже по примитивным физическим законам он понимает, что каждоминутно все изменяется и никогда не придет в прежнее состояние. В этом движении заключена величайшая творческая щедрость. И как радостна и благостна обязанность посильно участвовать в этом всемерном творчестве!

Руссо замечает: «Тот, кто утверждает, что спокойно, без страха встречает смерть, – просто лжец». Почему же большой писатель Руссо берет на себя ответить за все человечество, что оно должно бояться смерти? Конечно, этот акт выходит за пределы обыденности. Потому он должен быть встречаем в особом сердечном спокойствии. Это сознание, конечно, будет далеко от так называемого спокойствия перед принятием обыденной пищи или любым повседневным действием. Но именно в особом, вдохновенном спокойствии великой смены бытия будет настоящее великодушие, которое всегда сопряжено с мужеством.

Апостол сказал ясно и кратко: «Мы не умрем, но изменимся». Вот в четырех словах заключено свидетельство о жизни вечной. А припомните слова Бхагавадгиты о неделимости, неизменяемости, о вечности Сущего. Во всех веках, во всех концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, нужны были какие-то противоестественные, насильственные устрашения, чтобы привести человека в невежественное понимание акта смены бытия. В то же время начинают говорить о жизни на других планетах, о чем еще недавно даже значительные астрономы лишь пожимали плечами. Мы помним, как за эти утверждения Фламмарион был угрожаем лишением научности и переводом в разряд любителей. Но сейчас уже лучшие научные авторитеты относятся гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни вечной.

Конечно, такое основное понятие может осознаваться лишь в утверждении. Каждое невежественное сомнение наносит этому ясному утверждению почти неизлечимые трещины. Печально видеть, если интеллигентные мыслители боятся смерти и тем самым заражают невежественные массы. Почему же им не проникнуться тем светлым знанием, которое слагало древнейшую мудрость, подтвержденную лучшими мыслителями всех веков. По лучшему и придете к лучшему.

Академик Николай Рерих

20 июля 1935

Тимур Хода



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно