20.07.1935 ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | |||
{{LetterInfo|Николай Рерих||20.07.1935|Сфера||}}<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:.25pt;text-align:center;"><b> ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ</b></p> | {{LetterInfo|Николай Рерих||20.07.1935|Сфера||}}<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:.25pt;text-align:center;"><b> ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ</b></p> | ||
Строка 6: | Строка 7: | ||
<p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;">В своей книге | <p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;">В своей книге | ||
- | «Страх перед смертью в | + | «Страх перед смертью в первобытной религии» Джордж Фрэзер приводит мудрые слова племени Омаха о смерти: «Никто не |
- | может | + | может избежать смерти, и |
никто не должен бояться смерти, раз она неизбежна». Также и древние Майя спокойно говорили: «Отдыхать иду». Если | никто не должен бояться смерти, раз она неизбежна». Также и древние Майя спокойно говорили: «Отдыхать иду». Если | ||
- | вспомним слова | + | вспомним слова Сократа |
перед отходом его, перед выпитием чаши яда, или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже не говоря о высоком отношении к этому | перед отходом его, перед выпитием чаши яда, или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже не говоря о высоком отношении к этому | ||
- | акту в | + | акту в учениях Индии, мы |
увидим то же осмысленное, мудрое сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим то же сознание о жизни вечной, которая так ясно заповедуется священными Заветами.</p> | увидим то же осмысленное, мудрое сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим то же сознание о жизни вечной, которая так ясно заповедуется священными Заветами.</p> | ||
<p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;">Между тем в | <p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:26.5pt;">Между тем в | ||
- | смещенных умах Запада, в | + | смещенных умах Запада, в особенности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало свой темный путь, мы видим какой-то животный ужас перед естественной сменой бытия. Еще недавно можно было читать о том, как интеллектуальная де Севинье выражалась: «Смерть до того страшна, что я скорее ненавижу жизнь больше потому, что она |
- | ведет к смерти, чем за тернии, которыми | + | ведет к смерти, чем за тернии, которыми усеян |
- | путь в жизни». Идея смерти отравляла жизнь Альфонсу Додэ, Золя, Гонкуру, Мопассану и | + | путь в жизни». Идея смерти отравляла жизнь Альфонсу Додэ, Золя, Гонкуру, Мопассану и другим, казалось бы, смелым и широким мыслителям.</p> |
<p style="margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent: 27.8pt;">В то же время среди людей, живущих в | <p style="margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent: 27.8pt;">В то же время среди людей, живущих в | ||
Строка 23: | Строка 24: | ||
«смерть» не употребляется вообще. Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть скончался для этого выражения бытия. | «смерть» не употребляется вообще. Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть скончался для этого выражения бытия. | ||
Люди, прикоснувшиеся к | Люди, прикоснувшиеся к | ||
- | природе, прикоснувшиеся к | + | природе, прикоснувшиеся к основным учениям истины, люди, сделавшиеся естественными мыслителями, так же естественно |
понимают значение смен | понимают значение смен | ||
- | бытия. Страх смерти, казалось бы, может происходить лишь у каких-то злодеев, | + | бытия. Страх смерти, казалось бы, может происходить лишь у каких-то злодеев, омрачивших свое сознание преступлениями и |
- | + | умышленно несправедливыми поступками. Вполне понятно, что каждый предатель опасается такой | |
разительной смены бытия. | разительной смены бытия. | ||
- | Конечно, внутри себя он вполне | + | Конечно, внутри себя он вполне понимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-то другое бытие. Если в теперешнем |
своем бытии он отяготил | своем бытии он отяготил | ||
- | сердце свое множайшими темными | + | сердце свое множайшими темными намерениями или деяниями, то, конечно, он не знает, легко ли будет ему оказаться в |
каких-то незнакомых для | каких-то незнакомых для | ||
- | него условиях. Человек, вчера натворивший | + | него условиях. Человек, вчера натворивший недостойные дела, старается избежать за них ответственности. Такой ужас перед неизбежным |
переходом в неизвестный | переходом в неизвестный | ||
- | мир вполне понятен у людей, | + | мир вполне понятен у людей, омрачивших свое земное существование гнусными делами – или вещественными, или |
мысленными. Ведь не надо | мысленными. Ведь не надо | ||
же опять повторять, что мысль будет даже многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.</p> | же опять повторять, что мысль будет даже многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.</p> | ||
<p style="margin-right:1.15pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Не | <p style="margin-right:1.15pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Не | ||
- | покажется ли странным, что наряду с | + | покажется ли странным, что наряду с существами преступными и некоторые, казалось бы широкие, |
- | мыслители тоже впадали в животный ужас | + | мыслители тоже впадали в животный ужас перед сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они сменяли и свои земные дома. Может |
- | быть, и на | + | быть, и на Земле |
некоторые из них были нелегки на передвижение. Известно, | некоторые из них были нелегки на передвижение. Известно, | ||
что некоторые люди уверяют, как они могут | что некоторые люди уверяют, как они могут | ||
- | творить и мыслить лишь в своих насиженных домашних условиях. Каждое необычное окружение им уже мешает для выражений их творчества. Но ведь, казалось бы, именно разнообразие | + | творить и мыслить лишь в своих насиженных домашних условиях. Каждое необычное окружение им уже мешает для выражений их творчества. Но ведь, казалось бы, именно разнообразие впечатлений, именно изживание непредвиденностей и опасностей должно обострять мышление, находчивость и |
- | смелость. По мужественности можете судить и | + | смелость. По мужественности можете судить и многие другие качества человека. А ведь мужество испытуется не сидя за печкою, но там, где |
противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем невежеством.</p> | противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем невежеством.</p> | ||
Строка 52: | Строка 53: | ||
трапезою произносили самые смелые речи, но | трапезою произносили самые смелые речи, но | ||
когда оказывались лицом к лицу с теми опасностями, | когда оказывались лицом к лицу с теми опасностями, | ||
- | о которых они только что громко | + | о которых они только что громко говорили, они выказывали себя |
совершенно в ином освещении. Вероятно, если | совершенно в ином освещении. Вероятно, если | ||
- | с этими людьми | + | с этими людьми поговорить о смерти, |
- | то они скажут, зачем вообще | + | то они скажут, зачем вообще говорить |
- | о таких ужасных предметах? Значит, они | + | о таких ужасных предметах? Значит, они сомневаются в целесообразности Мироздания со всеми поразительно вдохновляющими сменами бытия. Казалось бы, они достаточно слышали о том, что |
все находится в движении. Казалось | все находится в движении. Казалось | ||
- | бы, новейшие | + | бы, новейшие открытия достаточно |
- | доказывают наполненность | + | доказывают наполненность пространств, |
и все же они будут ужасаться при таком значительном | и все же они будут ужасаться при таком значительном | ||
и торжественном переходе в новый для | и торжественном переходе в новый для | ||
них мир. Они будут даже при маленьких земных переездах делать духовные завещания, не столько потому, чтобы они исключительно заботились о | них мир. Они будут даже при маленьких земных переездах делать духовные завещания, не столько потому, чтобы они исключительно заботились о | ||
- | ком-то, но также и потому, что этот акт ими | + | ком-то, но также и потому, что этот акт ими мыслится нераздельно со страхом смерти.</p> |
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Люди нерелигиозные при мысли о смерти | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Люди нерелигиозные при мысли о смерти | ||
- | + | поспешают с совершением | |
- | обрядов, когда же, по их | + | обрядов, когда же, по их мнению, опасность |
миновала, то они первые, может быть, | миновала, то они первые, может быть, | ||
- | расскажут кощунственный анекдот. В | + | расскажут кощунственный анекдот. В недавнем выпуске журнала «Двадцатый век» профессор А.Р.Бадья, среди очень интересных суждений об идеях и реальностях двадцатого века, говорит: |
- | «Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем | + | «Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем восстании против окаменелых верований и бессмысленных обрядов он впадает в опасность выбросить ребенка из ванны вместе с водой. В своей подозрительности |
против религий он делается слепым к смыслу | против религий он делается слепым к смыслу | ||
- | и значению Религии». Так правильно | + | и значению Религии». Так правильно рассуждает профессор, много начитанный и |
бережно относящийся к высшим | бережно относящийся к высшим | ||
ценностям. Действительно, по ходячей | ценностям. Действительно, по ходячей | ||
поговорке, уже много детей было вылито вместе | поговорке, уже много детей было вылито вместе | ||
- | с ванной водою. А ведь среди этих | + | с ванной водою. А ведь среди этих опрометчивых выливаний человечество выбрасывало также именно то, что могло бы так укреплять его в |
- | + | творчестве, – и | |
мысленном, и вещественном.</p> | мысленном, и вещественном.</p> | ||
Строка 83: | Строка 84: | ||
и свою радостную | и свою радостную | ||
ответственность за каждое деяние – и мысленное, и мускульное. В молениях | ответственность за каждое деяние – и мысленное, и мускульное. В молениях | ||
- | + | произносится это | |
великое значение слова «жизнь вечная». Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда | великое значение слова «жизнь вечная». Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда | ||
- | многообразна, как в горизонтальном, так и | + | многообразна, как в горизонтальном, так и вертикальном значении. Даже по примитивным физическим законам он понимает, что |
каждоминутно все изменяется | каждоминутно все изменяется | ||
- | и никогда не придет в прежнее | + | и никогда не придет в прежнее состояние. В этом движении заключена величайшая творческая щедрость. И как радостна и |
- | благостна | + | благостна обязанность |
посильно участвовать в этом всемерном творчестве!</p> | посильно участвовать в этом всемерном творчестве!</p> | ||
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Руссо замечает: «Тот, кто утверждает, | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Руссо замечает: «Тот, кто утверждает, | ||
- | что | + | что спокойно, без страха |
встречает смерть, – просто лжец». Почему же большой писатель Руссо берет на себя ответить за все человечество, что оно | встречает смерть, – просто лжец». Почему же большой писатель Руссо берет на себя ответить за все человечество, что оно | ||
- | должно | + | должно бояться смерти? |
Конечно, этот акт выходит за пределы обыденности. Потому он должен быть встречаем в особом сердечном спокойствии. Это | Конечно, этот акт выходит за пределы обыденности. Потому он должен быть встречаем в особом сердечном спокойствии. Это | ||
- | сознание, | + | сознание, конечно, |
- | будет далеко от так называемого спокойствия перед принятием обыденной пищи или любым | + | будет далеко от так называемого спокойствия перед принятием обыденной пищи или любым повседневным |
- | действием. Но именно в особом, | + | действием. Но именно в особом, вдохновенном спокойствии великой смены бытия будет настоящее великодушие, которое всегда |
сопряжено с мужеством.</p> | сопряжено с мужеством.</p> | ||
Строка 105: | Строка 106: | ||
слова <i>Бха</i><i>гавадгиты </i>о неделимости, неизменяемости, о вечности Сущего. Во всех веках, во всех | слова <i>Бха</i><i>гавадгиты </i>о неделимости, неизменяемости, о вечности Сущего. Во всех веках, во всех | ||
концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, нужны были какие-то | концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, нужны были какие-то | ||
- | противоестественные, | + | противоестественные, насильственные |
устрашения, чтобы привести человека в невежественное | устрашения, чтобы привести человека в невежественное | ||
понимание акта смены бытия. В то же | понимание акта смены бытия. В то же | ||
- | время начинают говорить о жизни на других | + | время начинают говорить о жизни на других планетах, о чем еще недавно даже значительные астрономы лишь пожимали плечами. Мы помним, как за эти утверждения Фламмарион был угрожаем лишением научности и переводом в разряд любителей. Но сейчас уже лучшие научные авторитеты относятся |
гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни вечной.</p> | гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни вечной.</p> | ||
<p style="margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Конечно, | <p style="margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Конечно, | ||
- | такое основное понятие может | + | такое основное понятие может осознаваться лишь в утверждении. Каждое невежественное сомнение наносит этому ясному |
- | утверждению | + | утверждению почти |
- | неизлечимые трещины. Печально видеть, если интеллигентные мыслители боятся смерти и тем | + | неизлечимые трещины. Печально видеть, если интеллигентные мыслители боятся смерти и тем самым заражают невежественные массы. |
Почему же им не | Почему же им не | ||
- | проникнуться тем светлым знанием, которое слагало древнейшую мудрость, подтвержденную | + | проникнуться тем светлым знанием, которое слагало древнейшую мудрость, подтвержденную лучшими мыслителями всех веков. По |
- | лучшему и | + | лучшему и придете к |
лучшему.</p> | лучшему.</p> | ||
Текущая версия
Информация о письме |
---|
|
ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ
(Листы дневника)
В своей книге «Страх перед смертью в первобытной религии» Джордж Фрэзер приводит мудрые слова племени Омаха о смерти: «Никто не может избежать смерти, и никто не должен бояться смерти, раз она неизбежна». Также и древние Майя спокойно говорили: «Отдыхать иду». Если вспомним слова Сократа перед отходом его, перед выпитием чаши яда, или мысли Платона о смерти и даже Эпикура, уже не говоря о высоком отношении к этому акту в учениях Индии, мы увидим то же осмысленное, мудрое сознание о смерти, как о перемене бытия. Увидим то же сознание о жизни вечной, которая так ясно заповедуется священными Заветами.
Между тем в смещенных умах Запада, в особенности в 18 и 19 веках, когда отрицание пролагало свой темный путь, мы видим какой-то животный ужас перед естественной сменой бытия. Еще недавно можно было читать о том, как интеллектуальная де Севинье выражалась: «Смерть до того страшна, что я скорее ненавижу жизнь больше потому, что она ведет к смерти, чем за тернии, которыми усеян путь в жизни». Идея смерти отравляла жизнь Альфонсу Додэ, Золя, Гонкуру, Мопассану и другим, казалось бы, смелым и широким мыслителям.
В то же время среди людей, живущих в природе, часто даже слово «смерть» не употребляется вообще. Они скажут: «отошел» или «скончался», то есть скончался для этого выражения бытия. Люди, прикоснувшиеся к природе, прикоснувшиеся к основным учениям истины, люди, сделавшиеся естественными мыслителями, так же естественно понимают значение смен бытия. Страх смерти, казалось бы, может происходить лишь у каких-то злодеев, омрачивших свое сознание преступлениями и умышленно несправедливыми поступками. Вполне понятно, что каждый предатель опасается такой разительной смены бытия. Конечно, внутри себя он вполне понимает, что он погрузится не в небытие, но в какое-то другое бытие. Если в теперешнем своем бытии он отяготил сердце свое множайшими темными намерениями или деяниями, то, конечно, он не знает, легко ли будет ему оказаться в каких-то незнакомых для него условиях. Человек, вчера натворивший недостойные дела, старается избежать за них ответственности. Такой ужас перед неизбежным переходом в неизвестный мир вполне понятен у людей, омрачивших свое земное существование гнусными делами – или вещественными, или мысленными. Ведь не надо же опять повторять, что мысль будет даже многосущественнее, нежели слово или мускульное движение.
Не покажется ли странным, что наряду с существами преступными и некоторые, казалось бы широкие, мыслители тоже впадали в животный ужас перед сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они сменяли и свои земные дома. Может быть, и на Земле некоторые из них были нелегки на передвижение. Известно, что некоторые люди уверяют, как они могут творить и мыслить лишь в своих насиженных домашних условиях. Каждое необычное окружение им уже мешает для выражений их творчества. Но ведь, казалось бы, именно разнообразие впечатлений, именно изживание непредвиденностей и опасностей должно обострять мышление, находчивость и смелость. По мужественности можете судить и многие другие качества человека. А ведь мужество испытуется не сидя за печкою, но там, где противоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем невежеством.
Каждому приходилось видеть людей, которые за спокойною трапезою произносили самые смелые речи, но когда оказывались лицом к лицу с теми опасностями, о которых они только что громко говорили, они выказывали себя совершенно в ином освещении. Вероятно, если с этими людьми поговорить о смерти, то они скажут, зачем вообще говорить о таких ужасных предметах? Значит, они сомневаются в целесообразности Мироздания со всеми поразительно вдохновляющими сменами бытия. Казалось бы, они достаточно слышали о том, что все находится в движении. Казалось бы, новейшие открытия достаточно доказывают наполненность пространств, и все же они будут ужасаться при таком значительном и торжественном переходе в новый для них мир. Они будут даже при маленьких земных переездах делать духовные завещания, не столько потому, чтобы они исключительно заботились о ком-то, но также и потому, что этот акт ими мыслится нераздельно со страхом смерти.
Люди нерелигиозные при мысли о смерти поспешают с совершением обрядов, когда же, по их мнению, опасность миновала, то они первые, может быть, расскажут кощунственный анекдот. В недавнем выпуске журнала «Двадцатый век» профессор А.Р.Бадья, среди очень интересных суждений об идеях и реальностях двадцатого века, говорит: «Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем восстании против окаменелых верований и бессмысленных обрядов он впадает в опасность выбросить ребенка из ванны вместе с водой. В своей подозрительности против религий он делается слепым к смыслу и значению Религии». Так правильно рассуждает профессор, много начитанный и бережно относящийся к высшим ценностям. Действительно, по ходячей поговорке, уже много детей было вылито вместе с ванной водою. А ведь среди этих опрометчивых выливаний человечество выбрасывало также именно то, что могло бы так укреплять его в творчестве, – и мысленном, и вещественном.
Знающий о жизни вечной тем самым знает и свою радостную ответственность за каждое деяние – и мысленное, и мускульное. В молениях произносится это великое значение слова «жизнь вечная». Мыслящий при этом понимает, что жизнь всегда многообразна, как в горизонтальном, так и вертикальном значении. Даже по примитивным физическим законам он понимает, что каждоминутно все изменяется и никогда не придет в прежнее состояние. В этом движении заключена величайшая творческая щедрость. И как радостна и благостна обязанность посильно участвовать в этом всемерном творчестве!
Руссо замечает: «Тот, кто утверждает, что спокойно, без страха встречает смерть, – просто лжец». Почему же большой писатель Руссо берет на себя ответить за все человечество, что оно должно бояться смерти? Конечно, этот акт выходит за пределы обыденности. Потому он должен быть встречаем в особом сердечном спокойствии. Это сознание, конечно, будет далеко от так называемого спокойствия перед принятием обыденной пищи или любым повседневным действием. Но именно в особом, вдохновенном спокойствии великой смены бытия будет настоящее великодушие, которое всегда сопряжено с мужеством.
Апостол сказал ясно и кратко: «Мы не умрем, но изменимся». Вот в четырех словах заключено свидетельство о жизни вечной. А припомните слова Бхагавадгиты о неделимости, неизменяемости, о вечности Сущего. Во всех веках, во всех концах мира торжественно подтверждена жизнь вечная. Значит, нужны были какие-то противоестественные, насильственные устрашения, чтобы привести человека в невежественное понимание акта смены бытия. В то же время начинают говорить о жизни на других планетах, о чем еще недавно даже значительные астрономы лишь пожимали плечами. Мы помним, как за эти утверждения Фламмарион был угрожаем лишением научности и переводом в разряд любителей. Но сейчас уже лучшие научные авторитеты относятся гораздо осторожнее к таким осознаниям жизни вечной.
Конечно, такое основное понятие может осознаваться лишь в утверждении. Каждое невежественное сомнение наносит этому ясному утверждению почти неизлечимые трещины. Печально видеть, если интеллигентные мыслители боятся смерти и тем самым заражают невежественные массы. Почему же им не проникнуться тем светлым знанием, которое слагало древнейшую мудрость, подтвержденную лучшими мыслителями всех веков. По лучшему и придете к лучшему.
Академик Николай Рерих
20 июля 1935
Тимур Хода