21.01.1936 Е.И.Рерих М.Е.Тарасову

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|М.Е.Тарасову|21.01.1936|МЦР, 2002||}}<p class=a0>Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову</p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|М.Е.Тарасову|21.01.1936|МЦР, 2002||}}<p>Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">21 января 1936 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">21 января 1936 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Георгий Гаврилович<ref><span
+
<p>Дорогой Георгий Гаврилович<ref> Письма к М.Е.Тарасову передавались через
-
style='mso-no-proof:yes'> Письма к М.Е.Тарасову передавались через
+
Г.Г.Шклявера.</ref>,
-
Г.Г.Шклявера.</span></ref>,
+
не откажите передать этот ответ Мирону Емельяновичу. Получила Ваше срочное
не откажите передать этот ответ Мирону Емельяновичу. Получила Ваше срочное
-
письмо от 19 декабря с замечаниями о книге «Основы миропонимания Новой Эпохи»<ref><span style='mso-no-proof:yes'> <i>Клизовский А.И.</i> Основы миропонимания Новой
+
письмо от 19 декабря с замечаниями о книге «Основы миропонимания Новой Эпохи»<ref> <i>Клизовский А.И.</i> Основы миропонимания Новой
-
Эпохи. Рига, 1934–1938. В 3 т.</span></ref>.
+
Эпохи. Рига, 1934–1938. В 3 т.</ref>.
Конечно, я очень одобряю эту книгу. Это ценный вклад в нашу небогатую
Конечно, я очень одобряю эту книгу. Это ценный вклад в нашу небогатую
литературу по этим вопросам. Книгу эту я читала в рукописи и не отказывала в
литературу по этим вопросам. Книгу эту я читала в рукописи и не отказывала в
Строка 24: Строка 23:
случае следует понимать как созвучие в примитивных ощущениях, и, именно, такое
случае следует понимать как созвучие в примитивных ощущениях, и, именно, такое
созвучие может выражаться термином обшей души или духовного созвучия. Ведь и
созвучие может выражаться термином обшей души или духовного созвучия. Ведь и
-
Великие Учителя часто называют Свою Группу – Единое Эго.</span></p>
+
Великие Учителя часто называют Свою Группу – Единое Эго.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так, Вы изумляетесь, что
+
<p>Так, Вы изумляетесь, что
закон Кармы назван «слепым и вместе с тем разумным». Но следует всегда помнить
закон Кармы назван «слепым и вместе с тем разумным». Но следует всегда помнить
о противоположениях в каждом космическом законе. Слепым закон этот назван в
о противоположениях в каждом космическом законе. Слепым закон этот назван в
силу его непреложности, непоколебимости, когда он действует космически <i>непреложно.</i>
силу его непреложности, непоколебимости, когда он действует космически <i>непреложно.</i>
Закон Кармы становится разумным в действиях человека с пробужденным разумом. Но
Закон Кармы становится разумным в действиях человека с пробужденным разумом. Но
-
низшие царства подчинены «слепому» для них закону.</span></p>
+
низшие царства подчинены «слепому» для них закону.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Владыки Кармы, направляя
+
<p>Владыки Кармы, направляя
эволюцию мира, конечно, прежде всего руководствуются космическими законами и
эволюцию мира, конечно, прежде всего руководствуются космическими законами и
направляют или согласуют свою Волю с эволюцией Космоса, или великою
направляют или согласуют свою Волю с эволюцией Космоса, или великою
Строка 48: Строка 47:
через раскрытие высших центров, но уже при вполне развитом и просвещенном
через раскрытие высших центров, но уже при вполне развитом и просвещенном
разуме, то, конечно, оно завершит свою земную карму и улетит с Земли, чтоб
разуме, то, конечно, оно завершит свою земную карму и улетит с Земли, чтоб
-
начать новый цикл существования на иной планете.</span></p>
+
начать новый цикл существования на иной планете.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также на страницах оккультных
+
<p>Также на страницах оккультных
трудов можно найти упоминание, заимствованное из теософических писаний, о
трудов можно найти упоминание, заимствованное из теософических писаний, о
количестве воплощений, допустимых подряд в одном поле, – категоричность этого
количестве воплощений, допустимых подряд в одном поле, – категоричность этого
Строка 56: Строка 55:
стала опровергать его, то мне пришлось бы затронуть нечто, не подлежащее еще
стала опровергать его, то мне пришлось бы затронуть нечто, не подлежащее еще
оглашению. (Но так как недоговоренность эта никакого вреда не принесет, то я ее
оглашению. (Но так как недоговоренность эта никакого вреда не принесет, то я ее
-
и оставила в ее теософическом освещении.)</span></p>
+
и оставила в ее теософическом освещении.)</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Почему кажется Вам
+
<p>Почему кажется Вам
несправедливым утверждение, что «человек может обогнать свою карму и тогда она
несправедливым утверждение, что «человек может обогнать свою карму и тогда она
не достигнет его»? Мне думается – наоборот, ибо если было бы иначе, то мы
не достигнет его»? Мне думается – наоборот, ибо если было бы иначе, то мы
Строка 77: Строка 76:
Ведь завершение кармы на одной планете наступает, когда все элементы или
Ведь завершение кармы на одной планете наступает, когда все элементы или
энергии, входящие в состав нашего существа, достигли совершенства, положенного
энергии, входящие в состав нашего существа, достигли совершенства, положенного
-
для данной планеты.</span></p>
+
для данной планеты.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь что касается до
+
<p>Теперь что касается до
-
Андрогины<ref><span
+
Андрогины<ref> Двуполое существо.</ref>.
-
style='mso-no-proof:yes'> Двуполое существо.</span></ref>.
+
Обратите внимание, что место это поставлено в кавычках и взято оно <i>из моего
Обратите внимание, что место это поставлено в кавычках и взято оно <i>из моего
письма к автору книги. </i>Я уже писала Вам, что третий том «Тайной Доктрины»
письма к автору книги. </i>Я уже писала Вам, что третий том «Тайной Доктрины»
Строка 89: Строка 87:
Потому собираюсь в своем завещании упомянуть, что я не отвечаю ни за какие
Потому собираюсь в своем завещании упомянуть, что я не отвечаю ни за какие
записи, сделанные якобы с моих слов, если в них нет следов моей корректуры и
записи, сделанные якобы с моих слов, если в них нет следов моей корректуры и
-
надлежащей подписи.</span></p>
+
надлежащей подписи.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Не понимаю, почему кажется
+
<p>Не понимаю, почему кажется
Вам невозможным, чтобы Христос называл «Отцом Своим» Непознаваемую
Вам невозможным, чтобы Христос называл «Отцом Своим» Непознаваемую
Первопричину? Как бы ни была трансцендентна Первопричина, истинно, она есть
Первопричину? Как бы ни была трансцендентна Первопричина, истинно, она есть
Отец-Мать всего сущего. Так же точно Христос мог называть Своим Отцом того
Отец-Мать всего сущего. Так же точно Христос мог называть Своим Отцом того
Дхиани-Будду, под Лучом которого зародилась его монада или человеческая особь и
Дхиани-Будду, под Лучом которого зародилась его монада или человеческая особь и
-
к царству или планете которого Он, следовательно, принадлежал.</span></p>
+
к царству или планете которого Он, следовательно, принадлежал.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В заключение напомню Вам, что
+
<p>В заключение напомню Вам, что
критика легка, но искусство трудно. И ученик, прочитавший сердцем книги Живой
критика легка, но искусство трудно. И ученик, прочитавший сердцем книги Живой
Этики, должен понять, как важно являть на своем пути <i>глаз добрый.</i>
Этики, должен понять, как важно являть на своем пути <i>глаз добрый.</i>
-
Критикой никогда ничего не создавалось.</span></p>
+
Критикой никогда ничего не создавалось.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Книга «Основы нового
+
<p>Книга «Основы нового
миропонимания» принесла много радости ищущим сердцам, и я слышала много
миропонимания» принесла много радости ищущим сердцам, и я слышала много
трогательных откликов и превосходных отзывов о ней. Ошибок в ней или, вернее,
трогательных откликов и превосходных отзывов о ней. Ошибок в ней или, вернее,
недоговоренностей не больше, чем во многих других писаниях, к какой бы области
недоговоренностей не больше, чем во многих других писаниях, к какой бы области
-
они ни принадлежали.</span></p>
+
они ни принадлежали.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Прежде чем двигаться дальше,
+
<p>Прежде чем двигаться дальше,
нужно, чтобы сознание человечества вместило то, что уже дано. Ведь сейчас
нужно, чтобы сознание человечества вместило то, что уже дано. Ведь сейчас
человечество стоит перед пропастью – быть или не быть? – и потому гораздо
человечество стоит перед пропастью – быть или не быть? – и потому гораздо
Строка 115: Строка 113:
воплощений, допустимых в одном поле, или же все степени духовных созвучий в
воплощений, допустимых в одном поле, или же все степени духовных созвучий в
низших царствах, или, наконец, будут ли люди Седьмой Расы иметь два позвоночника
низших царствах, или, наконец, будут ли люди Седьмой Расы иметь два позвоночника
-
или три ноздри и т.д.</span></p>
+
или три ноздри и т.д.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так, не критикуйте, но
+
<p>Так, не критикуйте, но
обследуйте каждый вопрос со многих сторон, помня о всем разнообразии и всей
обследуйте каждый вопрос со многих сторон, помня о всем разнообразии и всей
-
сложности Мироздания.</span></p>
+
сложности Мироздания.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В своем последнем письме Вы
+
<p>В своем последнем письме Вы
пишете: «Вы знаете, что <i>что бы Вы мне не сказали, я не обижусь, а только буду
пишете: «Вы знаете, что <i>что бы Вы мне не сказали, я не обижусь, а только буду
благодарен, – </i>это не слова, а действительность. Часто Вам это говорю,
благодарен, – </i>это не слова, а действительность. Часто Вам это говорю,
Строка 128: Строка 126:
посетило Вас, следовательно, этот мой ответ уже не «задует Вашего пламени»,
посетило Вас, следовательно, этот мой ответ уже не «задует Вашего пламени»,
даже если оно «дымящее». «Невелика честь насадить сад обид». Обиженность есть
даже если оно «дымящее». «Невелика честь насадить сад обид». Обиженность есть
-
все та же самость, преграждающая нам путь к Свету.</span></p>
+
все та же самость, преграждающая нам путь к Свету.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Если найдете еще что-либо
+
<p>Если найдете еще что-либо
-
непонятное в труде А.Клизовского, напишите, отвечу насколько возможно.</span></p>
+
непонятное в труде А.Клизовского, напишите, отвечу насколько возможно.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Н.К. уже писал Вам, чтобы Вы
+
<p>Н.К. уже писал Вам, чтобы Вы
-
не пили слишком сильный навар [[Валериан|валериана]].</span></p>
+
не пили слишком сильный навар [[Валериан|валериана]].</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Шлю Вам бодрость и мужество и
+
<p>Шлю Вам бодрость и мужество и
-
всего светлого.</span></p>
+
всего светлого.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Е.Р.</span></p>
+
<p>Е.Р.</p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : М.Е.Тарасову
  • Дата : 21.01.1936
  • Издание: МЦР, 2002

Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову

21 января 1936 г.

Дорогой Георгий Гаврилович[1], не откажите передать этот ответ Мирону Емельяновичу. Получила Ваше срочное письмо от 19 декабря с замечаниями о книге «Основы миропонимания Новой Эпохи»[1]. Конечно, я очень одобряю эту книгу. Это ценный вклад в нашу небогатую литературу по этим вопросам. Книгу эту я читала в рукописи и не отказывала в советах автору ее. Но о Вашей критике этого труда скажу, что Вы поторопились, так же как Вы это сделали и с критикой журнала д-ра Асеева. Следует помнить, вернее, знать, что нет ни одной книги, в которую не вкралось бы несколько ошибок или неясностей или просто опечаток и пропусков. Даже в книгах или письмах Адептов можно найти как бы противоречия, но которые для знающих являются не противоречиями, а просто недоговоренностями. Мироздание очень сложно, и невозможно уместить все великое разнообразие его в несколько формул, приложимых к каждому случаю. Так и в вопросе о созвучной душе много недоговоренности. Нельзя отмерить аптекарскими мерами степень достигнутой индивидуализации в каждом отдельном случае в тех или иных группах низших царств, потому и берется лишь средняя мера их состояния. Общую душу в данном случае следует понимать как созвучие в примитивных ощущениях, и, именно, такое созвучие может выражаться термином обшей души или духовного созвучия. Ведь и Великие Учителя часто называют Свою Группу – Единое Эго.

Так, Вы изумляетесь, что закон Кармы назван «слепым и вместе с тем разумным». Но следует всегда помнить о противоположениях в каждом космическом законе. Слепым закон этот назван в силу его непреложности, непоколебимости, когда он действует космически непреложно. Закон Кармы становится разумным в действиях человека с пробужденным разумом. Но низшие царства подчинены «слепому» для них закону.

Владыки Кармы, направляя эволюцию мира, конечно, прежде всего руководствуются космическими законами и направляют или согласуют свою Волю с эволюцией Космоса, или великою Целесообразностью. Потому Ваш вопрос – «неужели Владыки Кармы слепы?» – просто неуместен. Теперь разъяснение автора, что «карма не действует в течение первой и последней четверти круга эволюционного развития», то и тут нет заблуждения, но просто тоже недоговоренность. Во всех Учениях очень мало сказано о состоянии человека в первых трех Кругах или даже о первых двух Расах нашего Круга. Но все же из намеков можно понять, что в течение первых двух Рас Четвертого Круга состояние это при духовности было лишено того, что мы называем рассудком, и потому можно сказать, что они следовали непреложному или «слепому» закону Кармы. В последней же четверти нашего Круга, когда человечество утончится и достигнет состояния уплотненного астрала и своей первоначальной духовности через раскрытие высших центров, но уже при вполне развитом и просвещенном разуме, то, конечно, оно завершит свою земную карму и улетит с Земли, чтоб начать новый цикл существования на иной планете.

Также на страницах оккультных трудов можно найти упоминание, заимствованное из теософических писаний, о количестве воплощений, допустимых подряд в одном поле, – категоричность этого утверждения при недоговоренности тоже может вводить в заблуждение. Но если бы я стала опровергать его, то мне пришлось бы затронуть нечто, не подлежащее еще оглашению. (Но так как недоговоренность эта никакого вреда не принесет, то я ее и оставила в ее теософическом освещении.)

Почему кажется Вам несправедливым утверждение, что «человек может обогнать свою карму и тогда она не достигнет его»? Мне думается – наоборот, ибо если было бы иначе, то мы никогда не вышли бы из этого заколдованного круга. Теперь Вы спросите: как может человек обогнать свою карму? Отвечу: улучшением своих мыслей и побуждений. Много раз в Учении сказано, что именно наши побуждения и мысли творят нашу карму, поступки – факторы второстепенные. Ведь именно мысли создают нашу внутреннюю сущность. Мысли откладываются энергиями в нашей ауре, и если эти энергии будут очищены и утончены, то ясно, что они могут созвучать или притягивать лишь такое же чистое, и потому все злобное и низкое не сможет уже коснуться нас в полной силе. Так, если Вы встретитесь с человеком, которому в прошлой жизни Вы причинили зло, то, хотя он и почувствует к Вам неприязнь, но, если Ваша аура будет особенно очищена, действия его злобной энергии не смогут задеть Вас в полной мере, и злобная энергия, как бумеранг, обратится на пославшего. Вот почему так практичен совет очищать, улучшать и утончать свои мысли и побуждения. Дух несет в себе свое достижение и свой доспех. Очищение и огненная трансмутация нашего внутреннего существа делают нас владыками кармы. Ведь завершение кармы на одной планете наступает, когда все элементы или энергии, входящие в состав нашего существа, достигли совершенства, положенного для данной планеты.

Теперь что касается до Андрогины[1]. Обратите внимание, что место это поставлено в кавычках и взято оно из моего письма к автору книги. Я уже писала Вам, что третий том «Тайной Доктрины» собран был без корректуры самой Е.П.Блаватской. Кроме того, нельзя относиться с полным доверием к записям учеников, часто не проверенным самой Е.П.Блаватской. Сама на личном опыте знаю, какие сюрпризы можно встретить в подобных записях. Потому собираюсь в своем завещании упомянуть, что я не отвечаю ни за какие записи, сделанные якобы с моих слов, если в них нет следов моей корректуры и надлежащей подписи.

Не понимаю, почему кажется Вам невозможным, чтобы Христос называл «Отцом Своим» Непознаваемую Первопричину? Как бы ни была трансцендентна Первопричина, истинно, она есть Отец-Мать всего сущего. Так же точно Христос мог называть Своим Отцом того Дхиани-Будду, под Лучом которого зародилась его монада или человеческая особь и к царству или планете которого Он, следовательно, принадлежал.

В заключение напомню Вам, что критика легка, но искусство трудно. И ученик, прочитавший сердцем книги Живой Этики, должен понять, как важно являть на своем пути глаз добрый. Критикой никогда ничего не создавалось.

Книга «Основы нового миропонимания» принесла много радости ищущим сердцам, и я слышала много трогательных откликов и превосходных отзывов о ней. Ошибок в ней или, вернее, недоговоренностей не больше, чем во многих других писаниях, к какой бы области они ни принадлежали.

Прежде чем двигаться дальше, нужно, чтобы сознание человечества вместило то, что уже дано. Ведь сейчас человечество стоит перед пропастью – быть или не быть? – и потому гораздо важнее проводить в жизнь начала Живой Этики, нежели знать точный подсчет числа воплощений, допустимых в одном поле, или же все степени духовных созвучий в низших царствах, или, наконец, будут ли люди Седьмой Расы иметь два позвоночника или три ноздри и т.д.

Так, не критикуйте, но обследуйте каждый вопрос со многих сторон, помня о всем разнообразии и всей сложности Мироздания.

В своем последнем письме Вы пишете: «Вы знаете, что что бы Вы мне не сказали, я не обижусь, а только буду благодарен, – это не слова, а действительность. Часто Вам это говорю, потому что заметил, что многие так говорят, но на первое же указание обижаются» – эти строки подчеркнуты Вами. Отвечу – Благо Вам, если это осознание уже посетило Вас, следовательно, этот мой ответ уже не «задует Вашего пламени», даже если оно «дымящее». «Невелика честь насадить сад обид». Обиженность есть все та же самость, преграждающая нам путь к Свету.

Если найдете еще что-либо непонятное в труде А.Клизовского, напишите, отвечу насколько возможно.

Н.К. уже писал Вам, чтобы Вы не пили слишком сильный навар валериана.

Шлю Вам бодрость и мужество и всего светлого.

Е.Р.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно