21.07.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Елена Рерих||21.07.34|ПРАМЕБ, 1992||}}<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;"><span style='mso-no-proof:yes'>21.07.34</span></p>
+
{{LetterInfo|Елена Рерих||21.07.34|ПРАМЕБ, 1992||}}<p style="text-align: right; font-weight: bold;">21.07.34</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Ваше устремление к Учителю
+
<p>Ваше устремление к Учителю
прекрасно, и, если оно будет расти в своем напряжении и понимании Великого
прекрасно, и, если оно будет расти в своем напряжении и понимании Великого
Образа, многое может быть достигнуто. Только не нужно задаваться никакими
Образа, многое может быть достигнуто. Только не нужно задаваться никакими
Строка 7: Строка 7:
Высшей, и все сложится так, как нужно, <i>так, как лучше для Вас. </i>Иногда
Высшей, и все сложится так, как нужно, <i>так, как лучше для Вас. </i>Иногда
именно самое страшное, самое, казалось бы, неприемлемое становится отправной
именно самое страшное, самое, казалось бы, неприемлемое становится отправной
-
точкой нашего счастья.</span></p>
+
точкой нашего счастья.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы пишете, что Вам ясно, что
+
<p>Вы пишете, что Вам ясно, что
«не ученик ждет Учителя, но Учитель ждет ученика», но я внесу поправку в это
«не ученик ждет Учителя, но Учитель ждет ученика», но я внесу поправку в это
слишком категорическое утверждение. Для каждого творческого действия, для
слишком категорическое утверждение. Для каждого творческого действия, для
каждого проявления необходима взаимность и соответствие. Потому, если нет
каждого проявления необходима взаимность и соответствие. Потому, если нет
ожидания, не может быть и ответа. Там, где нет ожидания, там нет и устремления,
ожидания, не может быть и ответа. Там, где нет ожидания, там нет и устремления,
-
но нам заповедана зоркая напряженность устремления.</span></p>
+
но нам заповедана зоркая напряженность устремления.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также великий Завет – «когда
+
<p>Также великий Завет – «когда
ученик готов, является и Учитель», мало кем понят. Немного тех, кто
ученик готов, является и Учитель», мало кем понят. Немного тех, кто
задумываются, что, в действительности, есть эта готовность? Не должна ли эта
задумываются, что, в действительности, есть эта готовность? Не должна ли эта
Строка 37: Строка 37:
им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и
им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и
присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указанная в
присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указанная в
-
эзотерической философии, изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов.</span></p>
+
эзотерической философии, изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также и молитва, произносимая
+
<p>Также и молитва, произносимая
учеником, есть именно это непрестанное сердечное устремление и предстояние
учеником, есть именно это непрестанное сердечное устремление и предстояние
перед Обликом избранным. По этому поводу вспоминается мне рассказ, как однажды
перед Обликом избранным. По этому поводу вспоминается мне рассказ, как однажды
Строка 46: Строка 46:
Мудрец улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась уже давно». И действительно,
Мудрец улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась уже давно». И действительно,
не была ли вся его жизнь таким непрестанным предстоянием перед Великим Идеалом,
не была ли вся его жизнь таким непрестанным предстоянием перед Великим Идеалом,
-
этой истинной молитвой перед Наивысшим?</span></p>
+
этой истинной молитвой перед Наивысшим?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вот, когда такое предстояние
+
<p>Вот, когда такое предстояние
налицо, когда наблюдаемый дух настолько твердо установился на избранном им
налицо, когда наблюдаемый дух настолько твердо установился на избранном им
Образе, что не может быть никакого уклонения, тогда и явлена готовность,
Образе, что не может быть никакого уклонения, тогда и явлена готовность,
Строка 60: Строка 60:
сомневаются, кто прошел через многие огненные испытания и доказал свою
сомневаются, кто прошел через многие огненные испытания и доказал свою
готовность и преданность не в условиях благополучия, <i>но на краю пропасти; </i>отсюда
готовность и преданность не в условиях благополучия, <i>но на краю пропасти; </i>отсюда
-
такое ничтожное число принятых учеников.</span></p>
+
такое ничтожное число принятых учеников.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Приняв ученика, Учитель
+
<p>Приняв ученика, Учитель
устанавливает с ним незримую связь и принимает его в свое сознание, то есть с
устанавливает с ним незримую связь и принимает его в свое сознание, то есть с
этого момента Учитель знает все, что происходит с учеником, может знать каждую
этого момента Учитель знает все, что происходит с учеником, может знать каждую
Строка 77: Строка 77:
лучи могут быть восприняты лишь при высшем устремлении ученика. Во всем нужны
лучи могут быть восприняты лишь при высшем устремлении ученика. Во всем нужны
взаимность, соответствие или согласованность. Потому без ожидания нет
взаимность, соответствие или согласованность. Потому без ожидания нет
-
получения.</span></p>
+
получения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Может быть, Вы все же
+
<p>Может быть, Вы все же
скажете, что я не совсем поняла Вашу мысль, что «не ученик ждет Учителя, но
скажете, что я не совсем поняла Вашу мысль, что «не ученик ждет Учителя, но
Учитель ждет ученика», это будет неверно. Сердцем я поняла ее, но
Учитель ждет ученика», это будет неверно. Сердцем я поняла ее, но
Строка 93: Строка 93:
может надеяться обратить на себя внимание Учителя. Ибо, истинно, было бы
может надеяться обратить на себя внимание Учителя. Ибо, истинно, было бы
непроизводительной тратой времени и, следовательно, великой несоизмеримостью
непроизводительной тратой времени и, следовательно, великой несоизмеримостью
-
наблюдать за прыжками неустановившихся путников духа.</span></p>
+
наблюдать за прыжками неустановившихся путников духа.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также сужденными учениками
+
<p>Также сужденными учениками
называются те, кто были уже учениками во многих предыдущих жизнях. В этом
называются те, кто были уже учениками во многих предыдущих жизнях. В этом
настоящем своем воплощении такой ученик уже с самого рождения находится под
настоящем своем воплощении такой ученик уже с самого рождения находится под
высшим наблюдением Учителя. Условия рождения его определяются Учителем, и от
высшим наблюдением Учителя. Условия рождения его определяются Учителем, и от
ранних лет он уже знает Учителя, потому такие духи не могут уже отклониться, и
ранних лет он уже знает Учителя, потому такие духи не могут уже отклониться, и
-
события жизни их, как неудержимый поток, несут их к назначенным берегам.</span></p>
+
события жизни их, как неудержимый поток, несут их к назначенным берегам.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Привожу страницу из Учения:
+
<p>Привожу страницу из Учения:
«Истинно, нужно принять символ вершины как восхождение духа. Каждый ученик
«Истинно, нужно принять символ вершины как восхождение духа. Каждый ученик
должен помнить, что уклонение от вершины уводит путника от пути. Каждый лишний
должен помнить, что уклонение от вершины уводит путника от пути. Каждый лишний
Строка 109: Строка 109:
будем помнить о вершине восхождения. Трудно достичь вершины, если дух не
будем помнить о вершине восхождения. Трудно достичь вершины, если дух не
понимает основ Иерархии». Да, нужно помнить, что склоны отвесны и лишь подножие
понимает основ Иерархии». Да, нужно помнить, что склоны отвесны и лишь подножие
-
вершины широко.</span></p>
+
вершины широко.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В ответ на мое предложение
+
<p>В ответ на мое предложение
помочь Вам разобраться в некоторых затуманенных вопросах Учения, Вы пишете, что
помочь Вам разобраться в некоторых затуманенных вопросах Учения, Вы пишете, что
«не хотите затруднять меня вопросами личного характера, и что для меня это было
«не хотите затруднять меня вопросами личного характера, и что для меня это было
-
бы непроизводительной тратой времени».</span></p>
+
бы непроизводительной тратой времени».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Отвечу: Вы заблуждаетесь,
+
<p>Отвечу: Вы заблуждаетесь,
полагая, что это будет чем-то личным или непроизводительной тратой времени, ибо
полагая, что это будет чем-то личным или непроизводительной тратой времени, ибо
ничто так не нужно сейчас, как именно очищение Учения от злотолкования. Вы не
ничто так не нужно сейчас, как именно очищение Учения от злотолкования. Вы не
Строка 122: Строка 122:
Учений. Именно Великие Учителя настаивают на этом очищении. Потому тот, кто
Учений. Именно Великие Учителя настаивают на этом очищении. Потому тот, кто
может понять, кто хочет серьезно вступить на путь ученичества, должен искать
может понять, кто хочет серьезно вступить на путь ученичества, должен искать
-
углубления своего понимания.</span></p>
+
углубления своего понимания.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В Учении разбросано много
+
<p>В Учении разбросано много
намеков, и пытливый ум серьезного читателя может заинтересоваться и вступить на
намеков, и пытливый ум серьезного читателя может заинтересоваться и вступить на
путь подготовительного ученичества, и тогда я готова буду отвечать, и это не
путь подготовительного ученичества, и тогда я готова буду отвечать, и это не
Строка 134: Строка 134:
порошок йогов? Что есть вода Л.? Сколько морковок в день употреблять в пищу, и
порошок йогов? Что есть вода Л.? Сколько морковок в день употреблять в пищу, и
т. д., и это тогда, когда книги Учения изобилуют и затрагивают глубочайшие
т. д., и это тогда, когда книги Учения изобилуют и затрагивают глубочайшие
-
тайны и основы Бытия? Но мало кто запросил меня о них.</span></p>
+
тайны и основы Бытия? Но мало кто запросил меня о них.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Перейдем теперь к Вашим
+
<p>Перейдем теперь к Вашим
вопросам, что означает махаван и чотаван? Буквально это значит большой ритм и
вопросам, что означает махаван и чотаван? Буквально это значит большой ритм и
-
малый ритм.</span></p>
+
малый ритм.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Махаван и чотаван ритмы
+
<p>Махаван и чотаван ритмы
космические, ритмы пространственного огня, и в известные периоды ритмы эти
космические, ритмы пространственного огня, и в известные периоды ритмы эти
ощущаются идущими по пути Агни Йоги. Ощущаются они кратковременно, ибо иначе
ощущаются идущими по пути Агни Йоги. Ощущаются они кратковременно, ибо иначе
Строка 147: Строка 147:
Скажу только, что каждая клеточка организма трепещет этим ритмом, причем
Скажу только, что каждая клеточка организма трепещет этим ритмом, причем
интересно отметить, что сердце продолжает свой обычный, лишь особо углубленный
интересно отметить, что сердце продолжает свой обычный, лишь особо углубленный
-
пульс.</span></p>
+
пульс.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Думаете ли Вы, что это
+
<p>Думаете ли Вы, что это
сведение очень поможет на первых ступенях? Ведь все эти огненные опыты и ритмы
сведение очень поможет на первых ступенях? Ведь все эти огненные опыты и ритмы
приходят на ступенях овладения пространственным огнем. Если же люди, услышав об
приходят на ступенях овладения пространственным огнем. Если же люди, услышав об
этих ритмах, начнут отбивать их механически, то, как сказано в Учении, они
этих ритмах, начнут отбивать их механически, то, как сказано в Учении, они
-
уподобятся барабанщику. Потому перечтите внимательно § 401 в книге «Агни Йога».</span></p>
+
уподобятся барабанщику. Потому перечтите внимательно § 401 в книге «Агни Йога».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь следующий вопрос – как
+
<p>Теперь следующий вопрос – как
понимать замену Агни Йогом кровного родства духовным? Мне кажется, это
понимать замену Агни Йогом кровного родства духовным? Мне кажется, это
утверждение так очевидно, так ясно! Ведь в жизни на каждом шагу нам приходится
утверждение так очевидно, так ясно! Ведь в жизни на каждом шагу нам приходится
Строка 161: Строка 161:
развитию нам ближе родственников по крови. Причин этому много, иногда это
развитию нам ближе родственников по крови. Причин этому много, иногда это
объясняется кармическим законом, иногда принадлежностью к тождественной стихии
объясняется кармическим законом, иногда принадлежностью к тождественной стихии
-
или тождественным потенциалом энергий, заложенных в зерне духа.</span></p>
+
или тождественным потенциалом энергий, заложенных в зерне духа.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Но даже исходя из самых
+
<p>Но даже исходя из самых
простых жизненных примеров, разве можно требовать, чтобы разумный человек,
простых жизненных примеров, разве можно требовать, чтобы разумный человек,
стремящийся к преуспеянию своих дел, стал сотрудничать не с теми, кто знакомы с
стремящийся к преуспеянию своих дел, стал сотрудничать не с теми, кто знакомы с
этим делом и, следовательно, могут помочь развитию его, но только с
этим делом и, следовательно, могут помочь развитию его, но только с
родственниками, и даже несмотря на всю неспособность и неприложимость их к
родственниками, и даже несмотря на всю неспособность и неприложимость их к
-
этому делу, и порой даже враждебность ему.</span></p>
+
этому делу, и порой даже враждебность ему.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Каждый из нас имеет свои
+
<p>Каждый из нас имеет свои
прямые обязанности по отношению к своей семье, но не следует преувеличивать их.
прямые обязанности по отношению к своей семье, но не следует преувеличивать их.
Ведь часто семьи являют зрелище полного разъединения, антагонизма и служат
Ведь часто семьи являют зрелище полного разъединения, антагонизма и служат
Строка 180: Строка 180:
незаконных браков, происходят все страшные преступления, вырождение целых
незаконных браков, происходят все страшные преступления, вырождение целых
народов и гибель нашей цивилизации. Вопрос законности семьи очень глубок, он
народов и гибель нашей цивилизации. Вопрос законности семьи очень глубок, он
-
затрагивает само Бытие.</span></p>
+
затрагивает само Бытие.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Установление законных
+
<p>Установление законных
сочетаний есть великая наука будущего. И она будет строиться на непреложных
сочетаний есть великая наука будущего. И она будет строиться на непреложных
-
космических законах.</span></p>
+
космических законах.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Много говорилось о сродстве
+
<p>Много говорилось о сродстве
душ, но кто знает и понимает эту истину, во всем величии непреложного
душ, но кто знает и понимает эту истину, во всем величии непреложного
космического закона? В Учении сказано, что люди должны сочетаться даже по
космического закона? В Учении сказано, что люди должны сочетаться даже по
Строка 196: Строка 196:
человечества должны строиться в соответствии с космическими законами, если
человечества должны строиться в соответствии с космическими законами, если
человечество хочет продолжать свое существование и развитие на этой планете, в
человечество хочет продолжать свое существование и развитие на этой планете, в
-
противном случае нам грозит судьба Атлантиды.</span></p>
+
противном случае нам грозит судьба Атлантиды.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Тем же лицемерам, которые,
+
<p>Тем же лицемерам, которые,
прочтя о замене кровного родства духовным, возмутятся и начнут клеветать на Учение,
прочтя о замене кровного родства духовным, возмутятся и начнут клеветать на Учение,
якобы указующее пренебрежение к семейным обязанностям, можно привести из ими же
якобы указующее пренебрежение к семейным обязанностям, можно привести из ими же
Строка 216: Строка 216:
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына
или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня...» (От Матвея гл. 10, стих
или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня...» (От Матвея гл. 10, стих
-
34–38).</span></p>
+
34–38).</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Мне кажется, что после этих
+
<p>Мне кажется, что после этих
слов утверждение о замене кровного родства духовным звучит скромно. Нет
слов утверждение о замене кровного родства духовным звучит скромно. Нет
большего греха, как насилие над духом человека, а как часто мы видим, что
большего греха, как насилие над духом человека, а как часто мы видим, что
именно ближайшие налагают на нас это бремя. Дух не терпит насилия, и горе
именно ближайшие налагают на нас это бремя. Дух не терпит насилия, и горе
-
соблазнившим.</span></p>
+
соблазнившим.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Будете ли Вы объяснять и обсуждать
+
<p>Будете ли Вы объяснять и обсуждать
Учение с ненавидящими его или же будете искать единомышленников, следуя мудрому
Учение с ненавидящими его или же будете искать единомышленников, следуя мудрому
изречению: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед
изречению: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед
свиньями, чтобы они не попрали его ногами и, обратившись, не растерзали вас»
свиньями, чтобы они не попрали его ногами и, обратившись, не растерзали вас»
(от Матвея гл. 7 – ст. 6). Так тоже можно понять замену кровного родства
(от Матвея гл. 7 – ст. 6). Так тоже можно понять замену кровного родства
-
духовным.</span></p>
+
духовным.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>И благо, если семья состоит
+
<p>И благо, если семья состоит
из духовно родственных членов, в противном случае никто не имеет права осудить,
из духовно родственных членов, в противном случае никто не имеет права осудить,
если кто-либо из членов ее станет искать себе единомышленников на стороне. Ведь
если кто-либо из членов ее станет искать себе единомышленников на стороне. Ведь
Строка 237: Строка 237:
тысячелетия, кровные же узы могут быть и явлением привхождения, и частичною
тысячелетия, кровные же узы могут быть и явлением привхождения, и частичною
кармической платою. Сколько отцов не знают своих сыновей и дочерей!!! Потому не
кармической платою. Сколько отцов не знают своих сыновей и дочерей!!! Потому не
-
будем лицемерами.</span></p>
+
будем лицемерами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так в этом вопросе не будем
+
<p>Так в этом вопросе не будем
сентиментальными, но поймем, в чем состоит истинный долг семьянина. Когда мы
сентиментальными, но поймем, в чем состоит истинный долг семьянина. Когда мы
дорастем до <i>осознания законных </i>браков, то вопрос кровного и духовного
дорастем до <i>осознания законных </i>браков, то вопрос кровного и духовного
родства разрешится сам собою. А пока будем настаивать на самоусовершенствовании
родства разрешится сам собою. А пока будем настаивать на самоусовершенствовании
внутреннего человека, ибо именно это самоусовершенствование поможет нам
внутреннего человека, ибо именно это самоусовершенствование поможет нам
-
правильно решать многие проблемы жизни, столь различные по сочетаниям условий.</span></p>
+
правильно решать многие проблемы жизни, столь различные по сочетаниям условий.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь, что есть семь чувств
+
<p>Теперь, что есть семь чувств
астральных? Именно, соответствия пяти чувств, определенно ощущаемых в земной
астральных? Именно, соответствия пяти чувств, определенно ощущаемых в земной
оболочке, плюс шестое, еще редко проявляющееся чувствознание, или так
оболочке, плюс шестое, еще редко проявляющееся чувствознание, или так
Строка 256: Строка 255:
рассматривать их отдельно, единство являет свою согласованность. Существует
рассматривать их отдельно, единство являет свою согласованность. Существует
полное соответствие между тонким телом и земным. Потому аксиому – «как вверху,
полное соответствие между тонким телом и земным. Потому аксиому – «как вверху,
-
так и внизу», нужно всегда иметь в виду.</span></p>
+
так и внизу», нужно всегда иметь в виду.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Но, конечно, как внешние
+
<p>Но, конечно, как внешние
чувствования или энергии проявляются лишь когда определенные к тому условия налицо,
чувствования или энергии проявляются лишь когда определенные к тому условия налицо,
так и внутренние духовные силы проявляются, когда внутренние астральные или
так и внутренние духовные силы проявляются, когда внутренние астральные или
духовные условия созданы на внутреннем плане. Мир внешний есть лишь отражение
духовные условия созданы на внутреннем плане. Мир внешний есть лишь отражение
-
внутреннего.</span></p>
+
внутреннего.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь об одиночестве. При
+
<p>Теперь об одиночестве. При
развитии сознания, при расширении горизонта мысли, человек неизбежно будет
развитии сознания, при расширении горизонта мысли, человек неизбежно будет
ощущать свое одиночество. Каждому образованному и культурному человеку,
ощущать свое одиночество. Каждому образованному и культурному человеку,
Строка 278: Строка 277:
должен ли он, дабы не вызвать недружелюбия и не причинить вреда, схоронить в
должен ли он, дабы не вызвать недружелюбия и не причинить вреда, схоронить в
себе свое знание и являть лишь тот облик, который приемлем сознанию его
себе свое знание и являть лишь тот облик, который приемлем сознанию его
-
собеседников, принимающих куриную очевидность за действительность?</span></p>
+
собеседников, принимающих куриную очевидность за действительность?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Сказано – «Открывший драгоценную
+
<p>Сказано – «Открывший драгоценную
формулу не может прокричать ее в окно, ибо вред покроет самую большую пользу».
формулу не может прокричать ее в окно, ибо вред покроет самую большую пользу».
Тяжко, очень тяжко сотрудничать и говорить по сознанию собеседников, ибо это
Тяжко, очень тяжко сотрудничать и говорить по сознанию собеседников, ибо это
Строка 288: Строка 287:
дух такого человека должен молчать или приноравливаться к сознанию окружающих и
дух такого человека должен молчать или приноравливаться к сознанию окружающих и
приходящих к нему, чтобы быть понятым и допущенным ими к сотрудничеству,
приходящих к нему, чтобы быть понятым и допущенным ими к сотрудничеству,
-
имеющему в виду лишь их благо, – это и есть великое ОДИНОЧЕСТВО.</span></p>
+
имеющему в виду лишь их благо, – это и есть великое ОДИНОЧЕСТВО.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Истинно, Агни Йог есть
+
<p>Истинно, Агни Йог есть
-
«Лампада Пустыни» и «Пустынный Лев»!</span></p>
+
«Лампада Пустыни» и «Пустынный Лев»!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В заключение скажу, несмотря
+
<p>В заключение скажу, несмотря
на это одиночество, все же можно поздравить каждого, достигшего расширения
на это одиночество, все же можно поздравить каждого, достигшего расширения
сознания. Ничто и никакая лаборатория не может дать ощущения продолжения
сознания. Ничто и никакая лаборатория не может дать ощущения продолжения
безграничных возможностей. Именно, лишь знание духа дает человеку место среди
безграничных возможностей. Именно, лишь знание духа дает человеку место среди
Безграничности, где нет одиночества, но лишь великое притяжение к красотам Мира
Безграничности, где нет одиночества, но лишь великое притяжение к красотам Мира
-
Огненного.</span></p>
+
Огненного.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Нам дан пробный камень судить
+
<p>Нам дан пробный камень судить
о степени приближения к Иерархии Света, и камень этот и есть тот священный
о степени приближения к Иерархии Света, и камень этот и есть тот священный
сердечный трепет высшего почитания и любви к Иерархии Света, который должен
сердечный трепет высшего почитания и любви к Иерархии Света, который должен
проявляться и выражаться во всех действиях и во всех произносимых и запечатленных
проявляться и выражаться во всех действиях и во всех произносимых и запечатленных
-
словах, относящихся к этому величайшему Понятию.</span></p>
+
словах, относящихся к этому величайшему Понятию.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Имейте в виду, что никогда не
+
<p>Имейте в виду, что никогда не
может быть выдано ни точное географическое местонахождение, ни даже точная
может быть выдано ни точное географическое местонахождение, ни даже точная
видимость не только главной Твердыни, но даже отдельных Ашрамов. Точно так же и
видимость не только главной Твердыни, но даже отдельных Ашрамов. Точно так же и
все имеющиеся портреты Великих Учителей имеют лишь приблизительное сходство или
все имеющиеся портреты Великих Учителей имеют лишь приблизительное сходство или
же никакого с истинным Обликом Владык. Много недомыслия около величайшего
же никакого с истинным Обликом Владык. Много недомыслия около величайшего
-
понятия Братства.</span></p>
+
понятия Братства.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Получаю и частые сведения о
+
<p>Получаю и частые сведения о
воплотившейся Е. П. Бл. Сейчас несколько англ. теософов признали ее в одной
воплотившейся Е. П. Бл. Сейчас несколько англ. теософов признали ее в одной
девочке, англичанке, родившейся в Индии. Но, помимо этого, сама я получаю
девочке, англичанке, родившейся в Индии. Но, помимо этого, сама я получаю
Строка 322: Строка 320:
приехать! Но уверяю Вас, что я <i>не </i>воплощение Е. П. Бл. И ожидаемая ими
приехать! Но уверяю Вас, что я <i>не </i>воплощение Е. П. Бл. И ожидаемая ими
Е. П. Бл. около сорока лет тому назад воплотилась и в 1924 году благополучно
Е. П. Бл. около сорока лет тому назад воплотилась и в 1924 году благополучно
-
прибыла в физическом теле в главную Твердыню.</span></p>
+
прибыла в физическом теле в главную Твердыню.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Меня очень трогает Ваше
+
<p>Меня очень трогает Ваше
почитание Е. П. Бл. Прекрасно, если Вы напишете статью об этом «Львином»
почитание Е. П. Бл. Прекрасно, если Вы напишете статью об этом «Львином»
сердце. Благо, если кто может уже положить первый камень в основание этого
сердце. Благо, если кто может уже положить первый камень в основание этого
-
почитания.</span></p>
+
почитания.</p>
-
<p class=MsoNormal></p>
+
<p></p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|06.07.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1, Оглавление|01.08.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1}}
{{LetterPostEdit|06.07.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1, Оглавление|01.08.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1}}

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Дата : 21.07.34
  • Издание: ПРАМЕБ, 1992

21.07.34

Ваше устремление к Учителю прекрасно, и, если оно будет расти в своем напряжении и понимании Великого Образа, многое может быть достигнуто. Только не нужно задаваться никакими сроками или же предпосылать свои условия; всем сердцем доверьтесь Мудрости Высшей, и все сложится так, как нужно, так, как лучше для Вас. Иногда именно самое страшное, самое, казалось бы, неприемлемое становится отправной точкой нашего счастья.

Вы пишете, что Вам ясно, что «не ученик ждет Учителя, но Учитель ждет ученика», но я внесу поправку в это слишком категорическое утверждение. Для каждого творческого действия, для каждого проявления необходима взаимность и соответствие. Потому, если нет ожидания, не может быть и ответа. Там, где нет ожидания, там нет и устремления, но нам заповедана зоркая напряженность устремления.

Также великий Завет – «когда ученик готов, является и Учитель», мало кем понят. Немного тех, кто задумываются, что, в действительности, есть эта готовность? Не должна ли эта готовность заключать в себе определенные качества? Вся беда в том, что люди не хотят понять, что в основе этой готовности и всех достижений лежит следование высшему идеалу и огненная трансмутация наших чувств, всего нашего характера. Людям гораздо легче отказаться от всяких излишеств и, не отягощая своего мышления, механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения на пути к духовному достижению. Но, как сказано, все механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого и есть единая цель всех истинных Учений. Потому очень и очень нужно запомнить, что все Великие Учителя заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире побуждений и мысли. Потому ни один высокий Раджа или Агни Йог не нуждается ни в каких механических приемах, ни в каких физических упражнениях. И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог или ученик, мысль его неотступно держится около его Идеала, все совершается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указанная в эзотерической философии, изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов.

Также и молитва, произносимая учеником, есть именно это непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом избранным. По этому поводу вспоминается мне рассказ, как однажды великий Конфуций был тяжко болен и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что Мудрец улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась уже давно». И действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным предстоянием перед Великим Идеалом, этой истинной молитвой перед Наивысшим?

Вот, когда такое предстояние налицо, когда наблюдаемый дух настолько твердо установился на избранном им Образе, что не может быть никакого уклонения, тогда и явлена готовность, Учитель появляется, и наблюдаемый дух становится принятым учеником. Но, конечно, могут быть отдельные сообщения и даже могут даваться чудесные книжечки с основами Учения через каналы чистых психиков, но истинное ученичество есть нечто совсем другое. Почти никто не осознает, какую страшную тяготу возлагает на себя Учитель принятием ученика. Потому Великие Учителя, стоящие на дозоре Мира, направляющие все мировые процессы к благому разрешению и ведущие гигантские космические битвы, могут приближать лишь тех, в ком Они уже не сомневаются, кто прошел через многие огненные испытания и доказал свою готовность и преданность не в условиях благополучия, но на краю пропасти; отсюда такое ничтожное число принятых учеников.

Приняв ученика, Учитель устанавливает с ним незримую связь и принимает его в свое сознание, то есть с этого момента Учитель знает все, что происходит с учеником, может знать каждую его, хотя бы мимолетную, мысль и чувство, и соответственно направляет его. Для ученика же с момента принятия начинается совершенно новая жизнь. Пробуждаются все его спящие энергии, наступает ускоренное развитие и трансмутация их. На него направляется целая батарея незримых, но мощных лучей, которые, по мере роста устремления и расширения сознания ученика и утончения его организма, становятся все более и более ощутимыми, и все они направлены к единой цели, именно, к преображению внутреннего человека и к утончению и разъединению его трех тел для самостоятельной деятельности на соответствующих планах. Велико напряжение ученика, физические силы его, временно, слабеют, и он должен придерживаться известного образа жизни, не выходя из жизни. Конечно, все эти лучи могут быть восприняты лишь при высшем устремлении ученика. Во всем нужны взаимность, соответствие или согласованность. Потому без ожидания нет получения.

Может быть, Вы все же скажете, что я не совсем поняла Вашу мысль, что «не ученик ждет Учителя, но Учитель ждет ученика», это будет неверно. Сердцем я поняла ее, но неподготовленным сознаниям, которым Вам придется, может быть, говорить об ученичестве и Учителе, необходимо твердо указывать, что без устремления и при остановках и уклонах пути ничего не может быть достигнуто. О губительности половинчатости и полумер достаточно сказано. Учитель ждет лишь того, кто идет твердо, неуклонно, в своем всепоглощающем устремлении к единой цели, чтобы протянуть ему руку, когда он пройдет последнее препятствие, отделяющее его от Учителя. Много толпящихся у основания и идущих по пути, но, конечно, Учителя не ждут их, ибо вершина высока и узка, и многие устрашатся крутого подъема и уклонятся, не дойдя и до половины пути. Лишь перейдя известную черту, ученик может надеяться обратить на себя внимание Учителя. Ибо, истинно, было бы непроизводительной тратой времени и, следовательно, великой несоизмеримостью наблюдать за прыжками неустановившихся путников духа.

Также сужденными учениками называются те, кто были уже учениками во многих предыдущих жизнях. В этом настоящем своем воплощении такой ученик уже с самого рождения находится под высшим наблюдением Учителя. Условия рождения его определяются Учителем, и от ранних лет он уже знает Учителя, потому такие духи не могут уже отклониться, и события жизни их, как неудержимый поток, несут их к назначенным берегам.

Привожу страницу из Учения: «Истинно, нужно принять символ вершины как восхождение духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от вершины уводит путника от пути. Каждый лишний груз не поможет путнику. Явление вершины остро. И каждая лишняя привязанность к миру земному останавливает путника. Но трудно остановиться на склоне, потому будем помнить о вершине восхождения. Трудно достичь вершины, если дух не понимает основ Иерархии». Да, нужно помнить, что склоны отвесны и лишь подножие вершины широко.

В ответ на мое предложение помочь Вам разобраться в некоторых затуманенных вопросах Учения, Вы пишете, что «не хотите затруднять меня вопросами личного характера, и что для меня это было бы непроизводительной тратой времени».

Отвечу: Вы заблуждаетесь, полагая, что это будет чем-то личным или непроизводительной тратой времени, ибо ничто так не нужно сейчас, как именно очищение Учения от злотолкования. Вы не можете представить себе, сколько извращений и нагромождений накопилось вокруг Учений. Именно Великие Учителя настаивают на этом очищении. Потому тот, кто может понять, кто хочет серьезно вступить на путь ученичества, должен искать углубления своего понимания.

В Учении разбросано много намеков, и пытливый ум серьезного читателя может заинтересоваться и вступить на путь подготовительного ученичества, и тогда я готова буду отвечать, и это не будет непроизводительной тратой времени, но давать ответы на вопросы просто любопытствующих у меня, действительно, нет времени. Кроме того, зачем давать неподготовленным умам знание того, что пользы им не принесет и лишь еще больше запутает? Знаете ли вы те вопросы, которые чаще всего мне задают – именно, из каких семи ингредиентов состоит эмульсия йогов? Из каких ингредиентов состоит порошок йогов? Что есть вода Л.? Сколько морковок в день употреблять в пищу, и т. д., и это тогда, когда книги Учения изобилуют и затрагивают глубочайшие тайны и основы Бытия? Но мало кто запросил меня о них.

Перейдем теперь к Вашим вопросам, что означает махаван и чотаван? Буквально это значит большой ритм и малый ритм.

Махаван и чотаван ритмы космические, ритмы пространственного огня, и в известные периоды ритмы эти ощущаются идущими по пути Агни Йоги. Ощущаются они кратковременно, ибо иначе трудно было бы выдержать, следуют с большой быстротой и стремительностью. Все эти ритмы и ритм двойного додекаэдрона я испытала, но описать их очень трудно. Скажу только, что каждая клеточка организма трепещет этим ритмом, причем интересно отметить, что сердце продолжает свой обычный, лишь особо углубленный пульс.

Думаете ли Вы, что это сведение очень поможет на первых ступенях? Ведь все эти огненные опыты и ритмы приходят на ступенях овладения пространственным огнем. Если же люди, услышав об этих ритмах, начнут отбивать их механически, то, как сказано в Учении, они уподобятся барабанщику. Потому перечтите внимательно § 401 в книге «Агни Йога».

Теперь следующий вопрос – как понимать замену Агни Йогом кровного родства духовным? Мне кажется, это утверждение так очевидно, так ясно! Ведь в жизни на каждом шагу нам приходится убеждаться, как часто люди, даже чуждой нам национальности, по своему духовному развитию нам ближе родственников по крови. Причин этому много, иногда это объясняется кармическим законом, иногда принадлежностью к тождественной стихии или тождественным потенциалом энергий, заложенных в зерне духа.

Но даже исходя из самых простых жизненных примеров, разве можно требовать, чтобы разумный человек, стремящийся к преуспеянию своих дел, стал сотрудничать не с теми, кто знакомы с этим делом и, следовательно, могут помочь развитию его, но только с родственниками, и даже несмотря на всю неспособность и неприложимость их к этому делу, и порой даже враждебность ему.

Каждый из нас имеет свои прямые обязанности по отношению к своей семье, но не следует преувеличивать их. Ведь часто семьи являют зрелище полного разъединения, антагонизма и служат очагами духовного разврата. Неужели было бы справедливо и целесообразно растрачивать свои силы и жертвовать высокими идеалами для искусственного поддержания, в большинстве случаев, незаконных уз? Именно незаконных, ибо на Земле многие союзы, скрепленные всеми людскими законами, с точки зрения космического права должны рассматриваться как незаконные. Именно, в силу таких незаконных браков, происходят все страшные преступления, вырождение целых народов и гибель нашей цивилизации. Вопрос законности семьи очень глубок, он затрагивает само Бытие.

Установление законных сочетаний есть великая наука будущего. И она будет строиться на непреложных космических законах.

Много говорилось о сродстве душ, но кто знает и понимает эту истину, во всем величии непреложного космического закона? В Учении сказано, что люди должны сочетаться даже по стихиям. Лишь родители, принадлежащие к одной стихии, могут дать уравновешенное потомство. В жизни же мы видим, как часто огонь сочетается с водою или воздух с землею. Именно, бесплодие и вырождение целых народов имеют в основе своей подобное смешение. Придет время, и эта истина встанет перед людьми, придерживаться которой станет насущной необходимостью. Формы жизни, все функции человечества должны строиться в соответствии с космическими законами, если человечество хочет продолжать свое существование и развитие на этой планете, в противном случае нам грозит судьба Атлантиды.

Тем же лицемерам, которые, прочтя о замене кровного родства духовным, возмутятся и начнут клеветать на Учение, якобы указующее пренебрежение к семейным обязанностям, можно привести из ими же принятого Учения-Евангелия слова Христа: «Истинно, говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во стократ более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной...» (от Марка гл. 10, ст. 29, 30). Между прочим, какое ясное утверждение закона перевоплощения в этих словах! И те же слова в Евангелии от Луки (Гл. 18, стих 29). Также знаменательно утверждение: «Преданы так же будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за Имя Мое» (Ев. от Луки, 21 гл., стих 16–17). Пусть вопрошатели объяснят и следующие слова Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее; и враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня...» (От Матвея гл. 10, стих 34–38).

Мне кажется, что после этих слов утверждение о замене кровного родства духовным звучит скромно. Нет большего греха, как насилие над духом человека, а как часто мы видим, что именно ближайшие налагают на нас это бремя. Дух не терпит насилия, и горе соблазнившим.

Будете ли Вы объяснять и обсуждать Учение с ненавидящими его или же будете искать единомышленников, следуя мудрому изречению: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами и, обратившись, не растерзали вас» (от Матвея гл. 7 – ст. 6). Так тоже можно понять замену кровного родства духовным.

И благо, если семья состоит из духовно родственных членов, в противном случае никто не имеет права осудить, если кто-либо из членов ее станет искать себе единомышленников на стороне. Ведь только духовные узы, узы сердца имеют значение и сплетают жизни наши на тысячелетия, кровные же узы могут быть и явлением привхождения, и частичною кармической платою. Сколько отцов не знают своих сыновей и дочерей!!! Потому не будем лицемерами.

Так в этом вопросе не будем сентиментальными, но поймем, в чем состоит истинный долг семьянина. Когда мы дорастем до осознания законных браков, то вопрос кровного и духовного родства разрешится сам собою. А пока будем настаивать на самоусовершенствовании внутреннего человека, ибо именно это самоусовершенствование поможет нам правильно решать многие проблемы жизни, столь различные по сочетаниям условий.

__________

Теперь, что есть семь чувств астральных? Именно, соответствия пяти чувств, определенно ощущаемых в земной оболочке, плюс шестое, еще редко проявляющееся чувствознание, или так называемая интуиция, и седьмое, синтетическое, или духовность. Астральные чувства живут так же, как и физические, но в своих тонких излучениях. Нельзя рассматривать их отдельно, единство являет свою согласованность. Существует полное соответствие между тонким телом и земным. Потому аксиому – «как вверху, так и внизу», нужно всегда иметь в виду.

Но, конечно, как внешние чувствования или энергии проявляются лишь когда определенные к тому условия налицо, так и внутренние духовные силы проявляются, когда внутренние астральные или духовные условия созданы на внутреннем плане. Мир внешний есть лишь отражение внутреннего.

Теперь об одиночестве. При развитии сознания, при расширении горизонта мысли, человек неизбежно будет ощущать свое одиночество. Каждому образованному и культурному человеку, подымаясь над общим уровнем, становится все труднее и труднее приноравливаться к мышлению людскому. Что же нужно сказать о тех, кто раздвинули свой умственный горизонт до пределов дальних миров? Кто научился не судить и не принимать очевидность за действительность? Кто, видя следствия, которыми поглощено и опутано человечество, знает истинные причины происходящего? Кто понимает и знает, что так называемая незримость таит в себе все истинные причины, все мощные факторы нашего существования, и кто знает всю красоту высших миров? Какими мыслями, какими размерами замыслов, какими красотами творчества может он делиться с людьми, не подымавшимися выше земного плана? Кто поймет его? И не должен ли он, дабы не вызвать недружелюбия и не причинить вреда, схоронить в себе свое знание и являть лишь тот облик, который приемлем сознанию его собеседников, принимающих куриную очевидность за действительность?

Сказано – «Открывший драгоценную формулу не может прокричать ее в окно, ибо вред покроет самую большую пользу». Тяжко, очень тяжко сотрудничать и говорить по сознанию собеседников, ибо это часто требует страшного напряжения. «Если трудно вложить малый меч в большие ножны, то насколько же труднее вложить большой меч в малые ножны!» Итак, всем существом своим стремясь дать людям радость и счастье светом великого Учения, дух такого человека должен молчать или приноравливаться к сознанию окружающих и приходящих к нему, чтобы быть понятым и допущенным ими к сотрудничеству, имеющему в виду лишь их благо, – это и есть великое ОДИНОЧЕСТВО.

Истинно, Агни Йог есть «Лампада Пустыни» и «Пустынный Лев»!

В заключение скажу, несмотря на это одиночество, все же можно поздравить каждого, достигшего расширения сознания. Ничто и никакая лаборатория не может дать ощущения продолжения безграничных возможностей. Именно, лишь знание духа дает человеку место среди Безграничности, где нет одиночества, но лишь великое притяжение к красотам Мира Огненного.

Нам дан пробный камень судить о степени приближения к Иерархии Света, и камень этот и есть тот священный сердечный трепет высшего почитания и любви к Иерархии Света, который должен проявляться и выражаться во всех действиях и во всех произносимых и запечатленных словах, относящихся к этому величайшему Понятию.

Имейте в виду, что никогда не может быть выдано ни точное географическое местонахождение, ни даже точная видимость не только главной Твердыни, но даже отдельных Ашрамов. Точно так же и все имеющиеся портреты Великих Учителей имеют лишь приблизительное сходство или же никакого с истинным Обликом Владык. Много недомыслия около величайшего понятия Братства.

__________

Получаю и частые сведения о воплотившейся Е. П. Бл. Сейчас несколько англ. теософов признали ее в одной девочке, англичанке, родившейся в Индии. Но, помимо этого, сама я получаю письма, в которых ко мне обращаются как к Е. П. Бл. и просят меня разрешить им приехать! Но уверяю Вас, что я не воплощение Е. П. Бл. И ожидаемая ими Е. П. Бл. около сорока лет тому назад воплотилась и в 1924 году благополучно прибыла в физическом теле в главную Твердыню.

Меня очень трогает Ваше почитание Е. П. Бл. Прекрасно, если Вы напишете статью об этом «Львином» сердце. Благо, если кто может уже положить первый камень в основание этого почитания.



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно