21.11.1938 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : А.М.Асеев
  • Дата : 21.11.1938
  • Издание: Сфера

21.XI.38

Дорогой Александр Михайлович, очень порадовалась, узнав из Вашего письма от 3-го окт[ября], что Вам удалось перебраться на новое место, где и качество праны, как Вы пишете, много выше. Каждую перемену следует приветствовать, ибо это есть уже подвижка. Ничего нет ужаснее быть прикрепленным к одному месту. Также радовалась, что Ваши мысли устремляются в новую страну. Советую уделить время на основательную проверку своего духовного багажа, главным образом мужества. В новой стране каждая деятельность должна рассматриваться как трудный и суровый подвиг. Много самоотвержения, много силы воли и несломимого терпения, и устремления к Общему Благу нужно найти в своем сердце, чтобы противостать невежеству, грубости и, увы, подчас и подлости. Но, конечно, все это покрывается тем сдвигом, который, несомненно, произошел в сознании масс, и тем стремлением к знанию, которое наблюдается во всех слоях населения. Но всем, кто думает о легкой жизни, лучше оставаться там, где они уже свили себе гнездо. Новая страна нуждается в истинных подвижниках. Больше чем когда-либо она окружена врагами, и самое горькое, что она распинается и предается своими же.

Сейчас уже в шестой раз с потрясающей трагической наглядностью было показано, чего стоят все договоры и принятые на себя обязательства. Две мощные державы капитулировали от призрака занесенного над ними бронированного кулака1. Никогда еще не завершался таким поражающим успехом гигантский психологический блеф! Все это показывает, до какой степени нравственного разложения дошли некоторые лидеры. Да и молодежь в великих странах показала себя далеко не на высоте. За несколько десятков долларов множество людей ежедневно рискует своею жизнью, но при мысли о защите своей Родины всех обуял неописуемый, панический страх!

Сейчас множество думает, что опасность миновала, но на самом деле она лишь увеличилась. Нарыв пошел внутрь. В книге "Надземное" сказано:

"При основных потрясениях могут обнаруживаться чувства самоотвержения или героизма, но при гниении происходит истечение сил бесполезное. Утверждаю, что худшая часть Армагеддона заключается в разложении организмов. При сильных столкновениях и Руководство может быть усилено. Но что же может быть сделано при усилении гангрены? Так люди сами способствуют разложению Планеты. Они предпочитают полумеры, или, вернее, четверть меры, чтобы не изменить сложившегося положения. Но пусть они убедятся, что сложенное ими положение есть гниение. Не следует все приписывать силам тьмы, иначе они покажутся гигантами". Не стал ли Гитл[ер] уже сверхъестественным чудовищем в глазах психологированных им трусов?

Очень счастлива, что все недоразумение между Вами и Р[ихардом] Як[овлевичем] уладились. Р[ихард] Як[овлевич] – ценнейший сотрудник.

Прекрасно, что Вы не любитель всяких личных чествований. И я считаю, что юбилеи должны быть сильно сокращены, иначе при увеличении числа юбиляров большая часть времени будет уходить на подготовления и участие на этих празднествах.

Так же, как и Вы, я противница празднования именин и рождений и посылок поздравлений к принятым праздникам. Но многие очень обижаются, если Вы их не вспомните, и потому иногда приходится подчиняться этим безобидным традициям.

Теперь, что касается до письма инициативной группы, то я имею достаточное количество образчиков писаний Сепл[евенко] и Мих. Н[икитина], чтобы разобраться в стиле этого послания. Я понимаю, что это письмо волнует Мих[аила] Льв[овича]. Могу сказать, что все его письма, адресованные ко мне, должны были бы его волновать, ибо все они содержат критику на Учение и действия В[еликого] Вл[адыки]. Будем надеяться, что это волнение пробудит его сознание и он начнет понимать великое Учение не только с семин[арско]-христ[ианской] точки зрения. Также, вероятно, со временем придет понимание, что за каждым обстоятельством, за каждым действием могут стоять причины, ему еще неизвестные, и потому он станет осторожен в своих суждениях и осуждениях.

Я не читала книги "Иоанн Кронштадтский" и рада буду получить ее. Конечно, отец Иоанн – достойный дух, но зачем же каждого достойного духа возводить сейчас же в высшую степень?! Вел[икие] Уч[ителя] уже два-три века как не воплощаются на Земле, но некоторые из Них еще сохраняют свою последнюю телесную оболочку. Теперь черед за вековыми последователями, верными учениками Махатм доказать на деле свою преданность и готовность на самоотверженный подвиг во имя эволюции человечества. Е.П.Бл[аватская] мученичеством запечатлела свое служение Общему Благу, так и другие, за нею идущие, должны испить чашу яда, иначе как узнать бездну человеческой души, чтобы понять всю трудность и сложность построения эволюции? Причем, чаша яда испивается во многих жизнях, и только когда мы научаемся принимать ее радостным духом, можем мы считать свой земной путь законченным. Есть редкие души, которые неоднократно с радостью испивали полную чашу.

Теперь о цветах. В Индии и вообще на всем Востоке туземцы очень любят цветы. Можно сказать, что цветы – непременная принадлежность их жизни. На улицах городов можно видеть мужчин и женщин, одинаково украшенных цветами. Каждое даже обычное действие украшается ими цветами. Жрецы в храмах во время служения увешаны гирляндами цветов. Вас встречают и провожают цветами. Каждый народный праздник являет целое море цветов. С цветами связано представление о чем-то прекрасном, о каком-то празднестве, потому цветы должны оказывать психо-физиологическое действие, создавая повышенное, торжественное настроение, способствующее истечению психической энергии. Другого объяснения пока не имею.

Кн[ига] "Агни-Йога" переведена испанцем, кажется, он пользовался англ[ийским] и франц[узским] переводами. Судить о его переводе не могу, ибо не знаю исп[анского] яз[ыка]. В Южн[ой] Америке было несколько групп, изучающих кн[иги] Учения. Сношениями со всеми группами заведовала наша сотрудница Франсис Грант. Но она так занята, что заниматься ими не может, потому сейчас мы ничего определенного об этих группах не знаем. Лет семь-восемь тому назад такие группы намечались в 12-ти государствах Южн[ой] Ам[ерики]. Высылаю Вам один экземпляр "Агни-Йоги" на исп[анском] языке, также несколько копий выходящих в Индии журнальчиков, посвященных духовной жизни. Таких журнальчиков здесь выходит очень много, часто жизнь их очень краткая, но посылаемые Вам, за исключением "The Divine Life", имеют за собою стаж в несколько лет. При страшной местной бедности цена подписки даже в две, три рупии в год уже велика. Во многих из них принимает участие Н.К., так и в "Дивайн Лайф", по просьбе редактора, Н.К. послал свою статью. О Свами Шивананде Сарасвати, редакторе этого журнала, сказать ничего не могу. Таких, как он, в Индии немало.

Скажу Вам доверительно, что положение свами и духовного учителя в Индии является своего рода социальным обеспечением. Этим объясняется и такое количество их. Но почти все они из доступных широким массам не превышают определенного среднего уровня; о некоторых из них можно судить по журнальчикам, ими издаваемым. Ведь в Индии найти заработок почти невозможно. Миллионы молодых людей не имеют никакого применения. Духовный же учитель, или свами, всегда найдет какой-то кров и кусок хлеба, а, может быть, и более или менее состоятельного покровителя. Во всяком случае, ему не грозит голодная смерть. Хорошо вспомнить, как нуждалась семья Вивекананды после разорения и смерти его отца и как его любимая сестра умерла от голода, пока он странствовал по Индии.

Также среди всяких свами можно встретить здесь и немцев. Один такой немец очень упорно стремился поселиться около нас, но нам удалось отклонить это соседство.

Вы спрашиваете, является ли ценным опыт К.Лес[юка]?[1] Можно советовать каждому человеку, имеющему психические переживания, записывать их как можно точнее, ибо лишь при сопоставлении записей таких опытов можно будет собрать однородные явления, затем они смогут быть до некоторой степени анализированы и классифицированы.

Но, конечно, главная трудность в том, что очень мало честных людей и таких, которые способны действительно наблюдать и не поддаваться воздействию своего воображения. Знаю случаи, когда шорох бумаги на столе приписывался действию незримых посетителей, на самом деле, это были безобидные жуки или тараканы. Кроме того, многие, прочтя оккультн[ые] и теос[офские] книги, в которых дана программа и вся аптека психических явлений, начинают фантазировать и вышивать свои узоры по предложенной уже канве. Мне кажется, что г-н Л[есюк] искренен, и потому пусть продолжает записывать, но убережется от желания сделать свои записи интересными для читателя. Также нужно иметь в виду, что иногда важное явление в земной оценке будет незначительным и наименее ярким.

Именно яркость явления часто соответствует пышности астрального плана.

Давно не имеем вестей от Ант[она] Иос[ифовича]. Тревожусь, не заболел ли он? Ведь годы его большие. Послала ему одну книгу, но на нее нет ответа.

Имели ли Вы дальнейшие сведения о здоровье Свят[ослава] Горб[ачевского]? Его отец не переварил моего ответа на свое письмо, написанное им в стиле М.Ник[итина]. Да, для многих, очень многих нужна еще "пища молочная", как говорит апостол Павел, хотя мир давно уже вышел из младенческого возраста. Впрочем, большинству и "молочная пища" не нужна, им нужны лишь монеты или получение чудесного избавления от всех тягостей и болезней, иначе Учение и Учитель ничего не стоят.

Так как остается еще место, то добавлю параграфы из кн[ги] "Надземное".

"323. Вы знаете, что человеку можно помочь в пределах его сознания. Можно дать обезьяне драгоценный алмаз, но она лишь позабавится и бросит. Можно дать ей огромное количество ценностей, но они будут разбросаны без пользы. Может быть, случайный прохожий найдет алмаз и выменит его на нож, чтобы убить своего брата. Только в пределах сознания может человек воспринимать советы. Только устремление осознанное приведет к цели. Но люди не желают понять эту истину. Они полагают, что сумеют использовать любые ценности, но на жизни можно видеть, что самые полезные посылки остаются неупотребленными.

Нужно признать, что сознание – как сосуд, вмещающий все меры человека. Сверх наполненного сосуда невозможно налить жизненную влагу. По счастью, сосуд сознания расширяется до беспредельности. Так, самый угнетенный человек может быть необездоленным, лишь бы он понял, что вместилище его сознания беспредельно.

Нужно признать, что люди не признают, что судьба их находится в зависимости от их сознания. Они не любят говорить о сознании, ибо такая беседа может закончиться напоминанием об ответственности. Такое напоминание всегда неприятно, ибо за ним встают забытые тени. Но мужественный человек не боится призраков. Он найдет в разных периодах истории поднимающие советы.

Можно напомнить, как при дворе Франции создавались письма, полные полезных советов, но обстоятельства были трудные, и нужно отдать уважение, как среди дворцовой роскоши мог звучать голос о жизни полезной; много бедствий было отсрочено. Так нужно присматриваться к разным эпохам.

Мыслитель уже знал о пределах сознания, как о мерах человеческих".

229. Вы знаете о движении закона Кармы. Можно наблюдать, как Карма постигает не только прямого преступника, но и всех косвенных соучастников. Не лишено справедливости речение, что за некоторое злодеяние одного человека страдает целый народ. Не учение о мести, но свойство духа связывает много сообщников. Кто может сказать, где кончается сродство крови? Кто может определить, где заключалась главная причина? Кто может судить, кто словесно и кто мысленно больше способствовал преступлению?

Никто не хочет помыслить, как широко двигается Карма, и никто не поищет в "чаше" накоплений, как он явился соучастником преступления. Мы можем лишь напомнить о законе, но свободная воля должна избрать свой путь.

Люди очень полюбили слово "Карма". В разных частях Света они повторяют его, но не желают понять его значения. С легкостью утверждают о творении кармы, но не принимают мер для освобождения от нее. При этом всегда высказывается уверенность, что где-то существуют Владыки Кармы, и Они не поленятся изменить даже самую тяжкую Карму.

Никто не думает, что закон не может быть нарушен без особых усилий с обеих сторон. Человек предпочитает и делом, и помыслом творить Карму, а там, за горами, должны освободить его от самых тяжких последствий.

Люди, когда говорят о Карме, уподобляются детям. Кто-то должен рассчитаться за их прогулки. Рост Кармы не затрудняет людей, но зато они впоследствии умеют жаловаться и негодовать, тем лишь усиливая поток следствий. Среди Наших трудов немалое место занимает сопровождение людей на пути Кармы. Мы не можем сказать против закона, но все же готовы в пределах возможности намекнуть, где лучшая тропа.

Мыслитель, среди своих долгих жизней, не уставал предупреждать людей. Многие ощущали Его заботливые касания, но мало кто старался понять Его призывы. Мыслитель очень грустно улыбался, когда слышал людские рассуждения о Карме. Иногда Он говорил: "Пусть меньше поминают этот закон, но живут чище"".

Книга "Надземное" еще не собрана, потому еще не скоро будет издана. Посылаю Вам страницы опечаток, замеченных мною в "Т[айной] Доктр[ине]". Много недосмотров было допущено и мною. Часто, переписывая исправленные страницы, моя маленькая переписчица умудрялась вносить новые описки. Но и сама я имела слишком мало времени для основательной проверки, корректура же, конечно, держалась в Р[иге]. Прошу Вас оставить эти опечатки для себя и не говорить о них друзьям, ибо много любви и стараний было приложено друзьями, чтобы книга вышла безупречно.

Всего светлого,

Е.Р.


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно