21.11.1938 Е.И.Рерих А.М.Асееву

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|А.М.Асееву|21.11.1938|МЦР, 2006||}}<p class=a0>Е.И.Рерих – А.М.Асееву</p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|А.М.Асееву|21.11.1938|МЦР, 2006||}}<p>Е.И.Рерих – А.М.Асееву</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">21 ноября 1938 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">21 ноября 1938 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Александр Михайлович,
+
<p>Дорогой Александр Михайлович,
очень порадовалась, узнав из Вашего письма от 3 октября, что Вам удалось
очень порадовалась, узнав из Вашего письма от 3 октября, что Вам удалось
перебраться на новое место, где и качество праны, как Вы пишете, много выше.
перебраться на новое место, где и качество праны, как Вы пишете, много выше.
Строка 18: Строка 18:
где они уже свили себе гнездо. Новая Страна нуждается в истинных подвижниках.
где они уже свили себе гнездо. Новая Страна нуждается в истинных подвижниках.
Больше чем когда-либо она окружена врагами, и самое горькое, что она распинается
Больше чем когда-либо она окружена врагами, и самое горькое, что она распинается
-
и предается своими же.</span></p>
+
и предается своими же.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Сейчас уже в шестой раз с
+
<p>Сейчас уже в шестой раз с
потрясающей трагической наглядностью было показано, чего стоят все договоры и
потрясающей трагической наглядностью было показано, чего стоят все договоры и
принятые на себя обязательства. Две мощные державы капитулировали от призрака
принятые на себя обязательства. Две мощные державы капитулировали от призрака
Строка 28: Строка 28:
великих странах показала себя далеко не на высоте. За несколько десятков
великих странах показала себя далеко не на высоте. За несколько десятков
долларов множество людей ежедневно рискуют своею жизнью, но при мысли о защите
долларов множество людей ежедневно рискуют своею жизнью, но при мысли о защите
-
своей родины всех обуял неописуемый, панический страх!</span></p>
+
своей родины всех обуял неописуемый, панический страх!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Сейчас множества думают, что
+
<p>Сейчас множества думают, что
опасность миновала, но на самом деле она лишь увеличилась. Нарыв пошел внутрь.
опасность миновала, но на самом деле она лишь увеличилась. Нарыв пошел внутрь.
-
В книге «Надземное» сказано:</span></p>
+
В книге «Надземное» сказано:</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«При основных потрясениях
+
<p>«При основных потрясениях
могут обнаруживаться чувства самоотвержения или героизма, но при гниении
могут обнаруживаться чувства самоотвержения или героизма, но при гниении
происходит истечение сил бесполезное. Утверждаю, что худшая часть Армагеддона
происходит истечение сил бесполезное. Утверждаю, что худшая часть Армагеддона
Строка 42: Строка 42:
вернее, четверть меры, чтобы не изменить сложившегося положения. Но пусть они
вернее, четверть меры, чтобы не изменить сложившегося положения. Но пусть они
убедятся, что сложенное ими положение есть гниение. Не следует все приписывать
убедятся, что сложенное ими положение есть гниение. Не следует все приписывать
-
силам тьмы, иначе они покажутся гигантами»<ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
силам тьмы, иначе они покажутся гигантами»<ref> Надземное, 288.</ref>. Не стал ли
-
mso-no-proof:yes'>Надземное, 288.</span></ref>. Не стал ли
+
Хитлер уже сверхъестественным чудовищем в глазах психологированных им трусов?</p>
-
Хитлер уже сверхъестественным чудовищем в глазах психологированных им трусов?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень счастлива, что все
+
<p>Очень счастлива, что все
недоразумения между Вами и Рихардом Яковлевичем уладились. Рихард Яковлевич
недоразумения между Вами и Рихардом Яковлевичем уладились. Рихард Яковлевич
-
ценнейший сотрудник.</span></p>
+
ценнейший сотрудник.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Прекрасно, что Вы не любитель
+
<p>Прекрасно, что Вы не любитель
всяких личных чествований. И я считаю, что юбилеи должны быть сильно сокращены,
всяких личных чествований. И я считаю, что юбилеи должны быть сильно сокращены,
иначе при увеличении числа юбиляров большая часть времени будет уходить на подготовления
иначе при увеличении числа юбиляров большая часть времени будет уходить на подготовления
-
и участие на этих празднествах.</span></p>
+
и участие на этих празднествах.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так же как и Вы, я противница
+
<p>Так же как и Вы, я противница
празднования именин и рождений и посылок поздравлений к принятым праздникам. Но
празднования именин и рождений и посылок поздравлений к принятым праздникам. Но
многие очень обижаются, если Вы их не вспомните, и потому иногда приходится
многие очень обижаются, если Вы их не вспомните, и потому иногда приходится
-
подчиняться этим безобидным традициям.</span></p>
+
подчиняться этим безобидным традициям.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь что касается до письма
+
<p>Теперь что касается до письма
инициативной группы, то я имею достаточное количество образчиков писаний
инициативной группы, то я имею достаточное количество образчиков писаний
Сеплевенко и Михаила Никитина, чтобы разобраться в стиле этого послания. Я
Сеплевенко и Михаила Никитина, чтобы разобраться в стиле этого послания. Я
Строка 69: Строка 68:
семинаристско-христианской точки зрения. Также, вероятно, со временем придет
семинаристско-христианской точки зрения. Также, вероятно, со временем придет
понимание, что за каждым обстоятельством, за каждым действием могут стоять
понимание, что за каждым обстоятельством, за каждым действием могут стоять
-
причины, ему еще неизвестные, и потому он станет осторожен в своих суждениях и <i>осуждениях.</i></span></p>
+
причины, ему еще неизвестные, и потому он станет осторожен в своих суждениях и <i>осуждениях.</i></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Я не читала книги «Иоанн Кронштадтский»
+
<p>Я не читала книги «Иоанн Кронштадтский»
и рада буду получить ее. Конечно, отец Иоанн достойный дух, но зачем же каждого
и рада буду получить ее. Конечно, отец Иоанн достойный дух, но зачем же каждого
достойного духа возводить сейчас же в высшую степень?! Великие Учителя уже
достойного духа возводить сейчас же в высшую степень?! Великие Учителя уже
Строка 77: Строка 76:
свою последнюю телесную оболочку. Теперь черед за вековыми последователями,
свою последнюю телесную оболочку. Теперь черед за вековыми последователями,
верными учениками Махатм, доказать на деле свою преданность и готовность на
верными учениками Махатм, доказать на деле свою преданность и готовность на
-
самоотверженный подвиг во имя эволюции <span style='letter-spacing:-.05pt'>человечества.
+
самоотверженный подвиг во имя эволюции человечества.
-
Е.П.Блаватская мученичеством запечатлела свое служение </span>общему благу, так
+
Е.П.Блаватская мученичеством запечатлела свое служение общему благу, так
и другие, за нею идущие, должны испить чашу яда, иначе как узнать бездну
и другие, за нею идущие, должны испить чашу яда, иначе как узнать бездну
человеческой души, чтобы понять всю трудность и сложность построения эволюции?
человеческой души, чтобы понять всю трудность и сложность построения эволюции?
Причем чаша яда испивается во многих жизнях, и только когда мы научаемся
Причем чаша яда испивается во многих жизнях, и только когда мы научаемся
принимать ее радостным духом, можем мы считать свой земной путь законченным.
принимать ее радостным духом, можем мы считать свой земной путь законченным.
-
Есть редкие души, которые неоднократно с радостью испивали полную чашу.</span></p>
+
Есть редкие души, которые неоднократно с радостью испивали полную чашу.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о цветах. В Индии и
+
<p>Теперь о цветах. В Индии и
вообще на всем Востоке туземцы очень любят цветы. Можно сказать, что цветы –
вообще на всем Востоке туземцы очень любят цветы. Можно сказать, что цветы –
непременная принадлежность их жизни. На улицах городов можно видеть мужчин и
непременная принадлежность их жизни. На улицах городов можно видеть мужчин и
Строка 94: Строка 93:
празднестве, потому цветы должны оказывать психофизиологическое действие,
празднестве, потому цветы должны оказывать психофизиологическое действие,
создавая повышенное, торжественное настроение, способствующее истечению
создавая повышенное, торжественное настроение, способствующее истечению
-
психической энергии. Другого объяснения пока не имею.</span></p>
+
психической энергии. Другого объяснения пока не имею.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Книга «Агни Йога» переведена
+
<p>Книга «Агни Йога» переведена
испанцем, кажется, он пользовался английским и французским переводами. Судить о
испанцем, кажется, он пользовался английским и французским переводами. Судить о
его переводе не могу, ибо не знаю испанского языка. В Южной Америке было
его переводе не могу, ибо не знаю испанского языка. В Южной Америке было
Строка 111: Строка 110:
Лайф» по просьбе редактора Н.К. послал свою статью. О свами Шивананде
Лайф» по просьбе редактора Н.К. послал свою статью. О свами Шивананде
Сарасвати, редакторе этого журнала, сказать ничего не могу. Таких, как он, в
Сарасвати, редакторе этого журнала, сказать ничего не могу. Таких, как он, в
-
Индии немало.</span></p>
+
Индии немало.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Скажу Вам доверительно, что
+
<p>Скажу Вам доверительно, что
положение свами, или духовного учителя, в Индии является своего рода социальным
положение свами, или духовного учителя, в Индии является своего рода социальным
обеспечением. Этим объясняется и такое количество их. Но почти все они из
обеспечением. Этим объясняется и такое количество их. Но почти все они из
Строка 123: Строка 122:
случае, ему не грозит голодная смерть. Хорошо вспомнить, как нуждалась семья
случае, ему не грозит голодная смерть. Хорошо вспомнить, как нуждалась семья
Вивекананды после разорения и смерти его отца и как его любимая сестра умерла
Вивекананды после разорения и смерти его отца и как его любимая сестра умерла
-
от голода, пока он странствовал по Индии.</span></p>
+
от голода, пока он странствовал по Индии.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также среди всяких свами
+
<p>Также среди всяких свами
можно встретить здесь и немцев. Один такой немец очень упорно стремился
можно встретить здесь и немцев. Один такой немец очень упорно стремился
-
поселиться около нас, но нам удалось отклонить это соседство.</span></p>
+
поселиться около нас, но нам удалось отклонить это соседство.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы спрашиваете, является ли
+
<p>Вы спрашиваете, является ли
ценным опыт К.Лесюка? Можно советовать каждому человеку, имеющему психические
ценным опыт К.Лесюка? Можно советовать каждому человеку, имеющему психические
переживания, записывать их как можно точнее, ибо лишь при сопоставлении записей
переживания, записывать их как можно точнее, ибо лишь при сопоставлении записей
Строка 143: Строка 142:
убережется от желания сделать свои записи интересными для читателя. Также нужно
убережется от желания сделать свои записи интересными для читателя. Также нужно
иметь в виду, что иногда важное явление в земной оценке будет незначительным и
иметь в виду, что иногда важное явление в земной оценке будет незначительным и
-
наименее ярким.</span></p>
+
наименее ярким.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Именно яркость явления часто
+
<p>Именно яркость явления часто
-
соответствует пышности астрального плана.</span></p>
+
соответствует пышности астрального плана.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Давно не имеем вестей от
+
<p>Давно не имеем вестей от
Антона Иосифовича. Тревожусь, не заболел ли он? Ведь годы его большие. Послала
Антона Иосифовича. Тревожусь, не заболел ли он? Ведь годы его большие. Послала
-
ему одну книгу, но на нее нет ответа.</span></p>
+
ему одну книгу, но на нее нет ответа.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Имели ли Вы дальнейшие
+
<p>Имели ли Вы дальнейшие
сведения о здоровье Святослава Горбачевского? Его отец не переварил моего
сведения о здоровье Святослава Горбачевского? Его отец не переварил моего
ответа на свое письмо, написанное им в стиле Михаила Никитина. Да, для многих,
ответа на свое письмо, написанное им в стиле Михаила Никитина. Да, для многих,
Строка 158: Строка 157:
давно уже вышел из младенческого возраста. Впрочем, большинству и «молочная
давно уже вышел из младенческого возраста. Впрочем, большинству и «молочная
пища» не нужна, им нужны лишь монеты или получение чудесного избавления от всех
пища» не нужна, им нужны лишь монеты или получение чудесного избавления от всех
-
тягостей и болезней, иначе Учение и Учитель ничего не стоят.</span></p>
+
тягостей и болезней, иначе Учение и Учитель ничего не стоят.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так как остается еще место,
+
<p>Так как остается еще место,
-
то добавлю параграфы из книги «Надземное».</span></p>
+
то добавлю параграфы из книги «Надземное».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«323. Вы знаете, что человеку
+
<p>«323. Вы знаете, что человеку
можно помочь в пределах его сознания. Можно дать обезьяне драгоценный алмаз, но
можно помочь в пределах его сознания. Можно дать обезьяне драгоценный алмаз, но
она лишь позабавится и бросит. Можно дать ей огромное количество ценностей, но
она лишь позабавится и бросит. Можно дать ей огромное количество ценностей, но
Строка 175: Строка 174:
сосуд сознания расширяется до беспредельности. Так самый угнетенный человек
сосуд сознания расширяется до беспредельности. Так самый угнетенный человек
может быть не обездоленным, лишь бы он понял, что вместилище его сознания
может быть не обездоленным, лишь бы он понял, что вместилище его сознания
-
беспредельно.</span></p>
+
беспредельно.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Нужно признать, что люди не
+
<p>Нужно признать, что люди не
признают, что судьба их находится в зависимости от их сознания. Они не любят
признают, что судьба их находится в зависимости от их сознания. Они не любят
говорить о сознании, ибо такая беседа может закончиться напоминанием об
говорить о сознании, ибо такая беседа может закончиться напоминанием об
ответственности. Такое напоминание всегда неприятно, ибо за ним встают забытые
ответственности. Такое напоминание всегда неприятно, ибо за ним встают забытые
тени. Но мужественный человек не боится призраков. Он найдет в разных периодах
тени. Но мужественный человек не боится призраков. Он найдет в разных периодах
-
истории поднимающие советы.</span></p>
+
истории поднимающие советы.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Можно напомнить, как при
+
<p>Можно напомнить, как при
дворе Франции создавались письма, полные полезных советов, но обстоятельства
дворе Франции создавались письма, полные полезных советов, но обстоятельства
были трудные, и нужно отдать уважение, как среди дворцовской роскоши мог
были трудные, и нужно отдать уважение, как среди дворцовской роскоши мог
звучать голос о жизни полезной; много бедствий было отсрочено. Так нужно
звучать голос о жизни полезной; много бедствий было отсрочено. Так нужно
-
присматриваться к разным эпохам.</span></p>
+
присматриваться к разным эпохам.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Мыслитель уже знал о пределах
+
<p>Мыслитель уже знал о пределах
сознания, как о мерах человеческих». «229. Вы знаете о движении закона кармы.
сознания, как о мерах человеческих». «229. Вы знаете о движении закона кармы.
Можно наблюдать, как карма постигает не только прямого преступника, но и всех
Можно наблюдать, как карма постигает не только прямого преступника, но и всех
Строка 197: Строка 196:
духа связывает много сообщников. Кто может сказать, где кончается сродство
духа связывает много сообщников. Кто может сказать, где кончается сродство
крови? Кто может определить, где заключалась главная причина? Кто может судить,
крови? Кто может определить, где заключалась главная причина? Кто может судить,
-
кто словесно и кто мысленно больше способствовал преступлению?</span></p>
+
кто словесно и кто мысленно больше способствовал преступлению?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Никто не хочет помыслить, как
+
<p>Никто не хочет помыслить, как
широко двигается карма, и никто не поищет в чаше накоплений, как он явился
широко двигается карма, и никто не поищет в чаше накоплений, как он явился
соучастником преступления. Мы можем лишь напомнить о законе, но свободная воля
соучастником преступления. Мы можем лишь напомнить о законе, но свободная воля
-
должна избрать свой путь.</span></p>
+
должна избрать свой путь.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Люди очень полюбили слово
+
<p>Люди очень полюбили слово
"карма". В разных частях Света они повторяют его, но не желают понять
"карма". В разных частях Света они повторяют его, но не желают понять
его значения. С легкостью утверждают о творении кармы, но не принимают мер для
его значения. С легкостью утверждают о творении кармы, но не принимают мер для
Строка 211: Строка 210:
Никто не думает, что закон не может быть нарушен без особых усилий с обеих
Никто не думает, что закон не может быть нарушен без особых усилий с обеих
сторон. Человек предпочитает и делом, и помыслом творить карму, а там за горами
сторон. Человек предпочитает и делом, и помыслом творить карму, а там за горами
-
должны освободить его от самых тяжких последствий.</span></p>
+
должны освободить его от самых тяжких последствий.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Люди, когда говорят о карме,
+
<p>Люди, когда говорят о карме,
уподобляются детям. Кто-то должен рассчитаться за их прогулки. Рост кармы не
уподобляются детям. Кто-то должен рассчитаться за их прогулки. Рост кармы не
затрудняет людей, но зато они впоследствии умеют жаловаться и негодовать, тем
затрудняет людей, но зато они впоследствии умеют жаловаться и негодовать, тем
лишь усиливая поток следствий. Среди Наших трудов немалое место занимает
лишь усиливая поток следствий. Среди Наших трудов немалое место занимает
сопровождение людей на пути кармы. Мы не можем сказать против закона, но все же
сопровождение людей на пути кармы. Мы не можем сказать против закона, но все же
-
готовы в пределах возможности намекнуть, где лучшая тропа.</span></p>
+
готовы в пределах возможности намекнуть, где лучшая тропа.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Мыслитель, среди своих долгих
+
<p>Мыслитель, среди своих долгих
жизней, не уставал предупреждать людей. Многие ощущали Его заботливые касания,
жизней, не уставал предупреждать людей. Многие ощущали Его заботливые касания,
но мало кто старался понять Его призывы. Мыслитель очень грустно улыбался,
но мало кто старался понять Его призывы. Мыслитель очень грустно улыбался,
когда слышал людские рассуждения о карме. Иногда Он говорил: "Пусть меньше
когда слышал людские рассуждения о карме. Иногда Он говорил: "Пусть меньше
-
поминают этот закон, но живут чище"».</span></p>
+
поминают этот закон, но живут чище"».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Книга «Надземное» еще не
+
<p>Книга «Надземное» еще не
собрана, потому еще не скоро будет издана. Посылаю Вам страницы опечаток,
собрана, потому еще не скоро будет издана. Посылаю Вам страницы опечаток,
замеченных мною в «Тайной Доктрине». Много недосмотров было допущено и мною.
замеченных мною в «Тайной Доктрине». Много недосмотров было допущено и мною.
Строка 233: Строка 232:
проверки, корректура же, конечно, держалась в Риге. Прошу Вас оставить эти
проверки, корректура же, конечно, держалась в Риге. Прошу Вас оставить эти
опечатки для себя и не говорить [о них друзьям, ибо много любви и стараний было
опечатки для себя и не говорить [о них друзьям, ибо много любви и стараний было
-
приложено друзьями, чтобы книга вышла безупречно.</span></p>
+
приложено друзьями, чтобы книга вышла безупречно.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Всего светлого,</span></p>
+
<p>Всего светлого,</p>
-
<p class=MsoSignature style='margin-top:0cm'>Е.Р.]</p>
+
<p style="margin-top:0cm;">Е.Р.]</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>&nbsp;</span></p>
+
<p>&nbsp;</p>

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : А.М.Асееву
  • Дата : 21.11.1938
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – А.М.Асееву

21 ноября 1938 г.

Дорогой Александр Михайлович, очень порадовалась, узнав из Вашего письма от 3 октября, что Вам удалось перебраться на новое место, где и качество праны, как Вы пишете, много выше. Каждую перемену следует приветствовать, ибо это есть уже подвижка. Ничего нет ужаснее быть прикрепленным к одному месту. Также радовалась, что Ваши мысли устремляются в Новую Страну. Советую уделить время на основательную проверку своего духовного багажа, главным образом мужества. В Новой Стране каждая деятельность должна рассматриваться как трудный и суровый подвиг. Много самоотвержения, много силы воли и несломимого терпения и устремления к общему благу нужно найти в своем сердце, чтобы противостать невежеству, грубости и, увы, подчас и подлости. Но, конечно, все это покрывается тем сдвигом, который несомненно произошел в сознании масс, и тем стремлением к знанию, которое наблюдается во всех слоях населения. Но всем, кто думает о легкой жизни, лучше оставаться там, где они уже свили себе гнездо. Новая Страна нуждается в истинных подвижниках. Больше чем когда-либо она окружена врагами, и самое горькое, что она распинается и предается своими же.

Сейчас уже в шестой раз с потрясающей трагической наглядностью было показано, чего стоят все договоры и принятые на себя обязательства. Две мощные державы капитулировали от призрака занесенного над ними бронированного кулака. Никогда еще не завершался таким поражающим успехом гигантский психологический блеф! Все это показывает, до какой степени нравственного разложения дошли некоторые лидеры. Да и молодежь в великих странах показала себя далеко не на высоте. За несколько десятков долларов множество людей ежедневно рискуют своею жизнью, но при мысли о защите своей родины всех обуял неописуемый, панический страх!

Сейчас множества думают, что опасность миновала, но на самом деле она лишь увеличилась. Нарыв пошел внутрь. В книге «Надземное» сказано:

«При основных потрясениях могут обнаруживаться чувства самоотвержения или героизма, но при гниении происходит истечение сил бесполезное. Утверждаю, что худшая часть Армагеддона заключается в разложении организмов. При сильных столкновениях и Руководство может быть усилено. Но что же может быть сделано при усилении гангрены? Так люди сами способствуют разложению планеты. Они предпочитают полумеры или, вернее, четверть меры, чтобы не изменить сложившегося положения. Но пусть они убедятся, что сложенное ими положение есть гниение. Не следует все приписывать силам тьмы, иначе они покажутся гигантами»[1]. Не стал ли Хитлер уже сверхъестественным чудовищем в глазах психологированных им трусов?

Очень счастлива, что все недоразумения между Вами и Рихардом Яковлевичем уладились. Рихард Яковлевич ценнейший сотрудник.

Прекрасно, что Вы не любитель всяких личных чествований. И я считаю, что юбилеи должны быть сильно сокращены, иначе при увеличении числа юбиляров большая часть времени будет уходить на подготовления и участие на этих празднествах.

Так же как и Вы, я противница празднования именин и рождений и посылок поздравлений к принятым праздникам. Но многие очень обижаются, если Вы их не вспомните, и потому иногда приходится подчиняться этим безобидным традициям.

Теперь что касается до письма инициативной группы, то я имею достаточное количество образчиков писаний Сеплевенко и Михаила Никитина, чтобы разобраться в стиле этого послания. Я понимаю, что это письмо волнует Михаила Львовича. Могу сказать, что все его письма, адресованные ко мне, должны были бы его волновать, ибо все они содержат критику на Учение и действия Великого Владыки. Будем надеяться, что это волнение пробудит его сознание и он начнет понимать великое Учение не только с семинаристско-христианской точки зрения. Также, вероятно, со временем придет понимание, что за каждым обстоятельством, за каждым действием могут стоять причины, ему еще неизвестные, и потому он станет осторожен в своих суждениях и осуждениях.

Я не читала книги «Иоанн Кронштадтский» и рада буду получить ее. Конечно, отец Иоанн достойный дух, но зачем же каждого достойного духа возводить сейчас же в высшую степень?! Великие Учителя уже два-три века как не воплощаются на Земле, но некоторые из Них еще сохраняют свою последнюю телесную оболочку. Теперь черед за вековыми последователями, верными учениками Махатм, доказать на деле свою преданность и готовность на самоотверженный подвиг во имя эволюции человечества. Е.П.Блаватская мученичеством запечатлела свое служение общему благу, так и другие, за нею идущие, должны испить чашу яда, иначе как узнать бездну человеческой души, чтобы понять всю трудность и сложность построения эволюции? Причем чаша яда испивается во многих жизнях, и только когда мы научаемся принимать ее радостным духом, можем мы считать свой земной путь законченным. Есть редкие души, которые неоднократно с радостью испивали полную чашу.

Теперь о цветах. В Индии и вообще на всем Востоке туземцы очень любят цветы. Можно сказать, что цветы – непременная принадлежность их жизни. На улицах городов можно видеть мужчин и женщин одинаково украшенных цветами. Каждое даже обычное действие украшается ими цветами. Жрецы в храмах во время служения увешаны гирляндами цветов. Вас встречают и провожают цветами. Каждый народный праздник являет целое море цветов. С цветами связано представление о чем-то прекрасном, о каком-то празднестве, потому цветы должны оказывать психофизиологическое действие, создавая повышенное, торжественное настроение, способствующее истечению психической энергии. Другого объяснения пока не имею.

Книга «Агни Йога» переведена испанцем, кажется, он пользовался английским и французским переводами. Судить о его переводе не могу, ибо не знаю испанского языка. В Южной Америке было несколько групп, изучающих книги Учения. Сношениями со всеми группами заведовала наша сотрудница Франсис Грант. Но она так занята, что заниматься ими не может, потому сейчас мы ничего определенного об этих группах не знаем. Лет семь-восемь тому назад такие группы намечались в 12-ти государствах Южной Америки. Высылаю Вам один экземпляр «Агни Йоги» на испанском языке, также несколько копий выходящих в Индии журнальчиков, посвященных духовной жизни. Таких журнальчиков здесь выходит очень много, часто жизнь их очень краткая, но посылаемые Вам, за исключением «The Divine Life», имеют за собою стаж в несколько лет. При страшной местной бедности цена подписки даже в две-три рупии в год уже велика. Во многих из них принимает участие Н.К., так и в «Дивайн Лайф» по просьбе редактора Н.К. послал свою статью. О свами Шивананде Сарасвати, редакторе этого журнала, сказать ничего не могу. Таких, как он, в Индии немало.

Скажу Вам доверительно, что положение свами, или духовного учителя, в Индии является своего рода социальным обеспечением. Этим объясняется и такое количество их. Но почти все они из доступных широким массам, не превышают определенного среднего уровня, о некоторых из них можно судить по журнальчикам, ими издаваемым. Ведь в Индии найти заработок почти невозможно. Миллионы молодых людей не имеют никакого применения. Духовный учитель, или свами, всегда найдет какой-то кров и кусок хлеба, а может быть, и более или менее состоятельного покровителя. Во всяком случае, ему не грозит голодная смерть. Хорошо вспомнить, как нуждалась семья Вивекананды после разорения и смерти его отца и как его любимая сестра умерла от голода, пока он странствовал по Индии.

Также среди всяких свами можно встретить здесь и немцев. Один такой немец очень упорно стремился поселиться около нас, но нам удалось отклонить это соседство.

Вы спрашиваете, является ли ценным опыт К.Лесюка? Можно советовать каждому человеку, имеющему психические переживания, записывать их как можно точнее, ибо лишь при сопоставлении записей таких опытов можно будет собрать однородные явления и затем они смогут быть до некоторой степени анализированы и классифицированы. Но, конечно, главная трудность в том, что очень мало честных людей и таких, которые способны действительно наблюдать и не поддаваться воздействию своего воображения. Знаю случаи, когда шорох бумаги на столе приписывался действию незримых посетителей, на самом деле это были безобидные жуки или тараканы. Кроме того, многие, прочтя оккультные и теософические книги, в которых дана программа и вся аптека психических явлений, начинают фантазировать и вышивать свои узоры по предложенной уже канве. Мне кажется, что г-н Лесюк искренен, и потому пусть продолжает записывать, но убережется от желания сделать свои записи интересными для читателя. Также нужно иметь в виду, что иногда важное явление в земной оценке будет незначительным и наименее ярким.

Именно яркость явления часто соответствует пышности астрального плана.

Давно не имеем вестей от Антона Иосифовича. Тревожусь, не заболел ли он? Ведь годы его большие. Послала ему одну книгу, но на нее нет ответа.

Имели ли Вы дальнейшие сведения о здоровье Святослава Горбачевского? Его отец не переварил моего ответа на свое письмо, написанное им в стиле Михаила Никитина. Да, для многих, очень многих нужна еще «пища молочная», как говорит Апостол Павел, хотя мир давно уже вышел из младенческого возраста. Впрочем, большинству и «молочная пища» не нужна, им нужны лишь монеты или получение чудесного избавления от всех тягостей и болезней, иначе Учение и Учитель ничего не стоят.

Так как остается еще место, то добавлю параграфы из книги «Надземное».

«323. Вы знаете, что человеку можно помочь в пределах его сознания. Можно дать обезьяне драгоценный алмаз, но она лишь позабавится и бросит. Можно дать ей огромное количество ценностей, но они будут разбросаны без пользы. Может быть, случайный прохожий найдет алмаз и выменяет его на нож, чтобы убить своего брата. Только в пределах сознания может человек воспринимать советы. Только устремление осознанное приведет к цели. Но люди не желают понять эту истину. Они полагают, что сумеют использовать любые ценности, но на жизни можно видеть, что самые полезные посылки остаются не употребленными. Нужно признать, что сознание как сосуд, вмещающий все меры человека. Сверх наполненного сосуда невозможно налить жизненную влагу. По счастью, сосуд сознания расширяется до беспредельности. Так самый угнетенный человек может быть не обездоленным, лишь бы он понял, что вместилище его сознания беспредельно.

Нужно признать, что люди не признают, что судьба их находится в зависимости от их сознания. Они не любят говорить о сознании, ибо такая беседа может закончиться напоминанием об ответственности. Такое напоминание всегда неприятно, ибо за ним встают забытые тени. Но мужественный человек не боится призраков. Он найдет в разных периодах истории поднимающие советы.

Можно напомнить, как при дворе Франции создавались письма, полные полезных советов, но обстоятельства были трудные, и нужно отдать уважение, как среди дворцовской роскоши мог звучать голос о жизни полезной; много бедствий было отсрочено. Так нужно присматриваться к разным эпохам.

Мыслитель уже знал о пределах сознания, как о мерах человеческих». «229. Вы знаете о движении закона кармы. Можно наблюдать, как карма постигает не только прямого преступника, но и всех косвенных соучастников. Не лишено справедливости речение, что за некоторое злодеяние одного человека страдает целый народ. Не учение о мести, но свойство духа связывает много сообщников. Кто может сказать, где кончается сродство крови? Кто может определить, где заключалась главная причина? Кто может судить, кто словесно и кто мысленно больше способствовал преступлению?

Никто не хочет помыслить, как широко двигается карма, и никто не поищет в чаше накоплений, как он явился соучастником преступления. Мы можем лишь напомнить о законе, но свободная воля должна избрать свой путь.

Люди очень полюбили слово "карма". В разных частях Света они повторяют его, но не желают понять его значения. С легкостью утверждают о творении кармы, но не принимают мер для освобождения от нее. При этом всегда высказывается уверенность, что где-то существуют Владыки Кармы, и Они не поленятся изменить даже самую тяжкую карму. Никто не думает, что закон не может быть нарушен без особых усилий с обеих сторон. Человек предпочитает и делом, и помыслом творить карму, а там за горами должны освободить его от самых тяжких последствий.

Люди, когда говорят о карме, уподобляются детям. Кто-то должен рассчитаться за их прогулки. Рост кармы не затрудняет людей, но зато они впоследствии умеют жаловаться и негодовать, тем лишь усиливая поток следствий. Среди Наших трудов немалое место занимает сопровождение людей на пути кармы. Мы не можем сказать против закона, но все же готовы в пределах возможности намекнуть, где лучшая тропа.

Мыслитель, среди своих долгих жизней, не уставал предупреждать людей. Многие ощущали Его заботливые касания, но мало кто старался понять Его призывы. Мыслитель очень грустно улыбался, когда слышал людские рассуждения о карме. Иногда Он говорил: "Пусть меньше поминают этот закон, но живут чище"».

Книга «Надземное» еще не собрана, потому еще не скоро будет издана. Посылаю Вам страницы опечаток, замеченных мною в «Тайной Доктрине». Много недосмотров было допущено и мною. Часто, переписывая исправленные страницы, моя маленькая переписчица умудрялась вносить новые описки. Но и сама я имела слишком мало времени для основательной проверки, корректура же, конечно, держалась в Риге. Прошу Вас оставить эти опечатки для себя и не говорить [о них друзьям, ибо много любви и стараний было приложено друзьями, чтобы книга вышла безупречно.

Всего светлого,

Е.Р.]

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно