23.06.38 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Елена Рерих||23.06.38|Вико, Новосибирск, 1993||}}<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;" style="text-align: right; font-weight: bold;" style='mso-pagination:none'><span
+
{{LetterInfo|Елена Рерих||23.06.38|Вико, Новосибирск, 1993||}}<p style="text-align: right; font-weight: bold;" style='mso-pagination:none' style="text-align: right; font-weight: bold;">23.06.38</p>
-
style='mso-no-proof:yes'>23.06.38</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Спешу исполнить Вашу
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Спешу исполнить Вашу
+
просьбу высказаться по поводу Вашего Призыва к Женщинам Всего Мира. Лично мне
просьбу высказаться по поводу Вашего Призыва к Женщинам Всего Мира. Лично мне
он очень по сердцу, и думаю, что он не должен вызвать каких-либо острых
он очень по сердцу, и думаю, что он не должен вызвать каких-либо острых
Строка 9: Строка 7:
некоторой гарантией от чрезмерных нападений. Потому не вижу, почему Вам не
некоторой гарантией от чрезмерных нападений. Потому не вижу, почему Вам не
осуществить эту мысль. Каждое напоминание о женском достоинстве и значении
осуществить эту мысль. Каждое напоминание о женском достоинстве и значении
-
женщины в построениях новых форм жизни высоко полезно и своевременно.</span></p>
+
женщины в построениях новых форм жизни высоко полезно и своевременно.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Продвижение женщин в
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Продвижение женщин в
+
правительственные круги и успешное выполнение ими разнообразных общественных
правительственные круги и успешное выполнение ими разнообразных общественных
обязанностей во многих странах уже настолько утвердили за ними признание их
обязанностей во многих странах уже настолько утвердили за ними признание их
равноспособности, что лишь крайне отсталые сознания могут возражать в принципе
равноспособности, что лишь крайне отсталые сознания могут возражать в принципе
-
против такого утверждения и допущения.</span></p>
+
против такого утверждения и допущения.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Латвия, как молодая страна,
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Латвия, как молодая страна,
+
переживающая свою весну и стремящаяся к благосостоянию и процветанию своего
переживающая свою весну и стремящаяся к благосостоянию и процветанию своего
народа, конечно, не может не прислушаться к шагам эволюции и должна радоваться
народа, конечно, не может не прислушаться к шагам эволюции и должна радоваться
возможности усилить свою духовную и интеллектуальную мощь повышением уровня
возможности усилить свою духовную и интеллектуальную мощь повышением уровня
-
сознания и достоинства ее женщин.</span></p>
+
сознания и достоинства ее женщин.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Женская интеллектуальность
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Женская интеллектуальность
+
не меньше мужской, ибо высшие качества этой способности от духа, не имеющего
не меньше мужской, ибо высшие качества этой способности от духа, не имеющего
пола. Интеллектуальность же приобретается образованием и тренировкой, потому
пола. Интеллектуальность же приобретается образованием и тренировкой, потому
Строка 42: Строка 37:
легко проникая всюду и незаметно, он быстро размножается и покрывает собою даже
легко проникая всюду и незаметно, он быстро размножается и покрывает собою даже
здоровую ткань. Честь порождения этого гнуснейшего червя, конечно, принадлежит,
здоровую ткань. Честь порождения этого гнуснейшего червя, конечно, принадлежит,
-
как и во всем, обоим началам.</span></p>
+
как и во всем, обоим началам.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Теперь позволю себе одно
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь позволю себе одно
+
замечание не для того, чтобы изменить нечто в Вашем докладе, который вылился
замечание не для того, чтобы изменить нечто в Вашем докладе, который вылился
уже в определенную форму, но просто, чтобы высказать Вам свое личное мнение.
уже в определенную форму, но просто, чтобы высказать Вам свое личное мнение.
Строка 68: Строка 62:
этих начал. Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощенными
этих начал. Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощенными
существами добра и зла. Так человек становится добычею одних или других.
существами добра и зла. Так человек становится добычею одних или других.
-
Невозможно представить себе ярость темных, пытающихся овладеть человеком.</span></p>
+
Невозможно представить себе ярость темных, пытающихся овладеть человеком.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Третья битва шумит в
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Третья битва шумит в
+
бесконечности в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса.
бесконечности в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса.
Невозможно человеческому воображению охватить такие битвы в Беспредельности. Ум
Невозможно человеческому воображению охватить такие битвы в Беспредельности. Ум
Строка 83: Строка 76:
ключом к будущему. Невозможно принять наполнение всех бесчисленных миров, но к
ключом к будущему. Невозможно принять наполнение всех бесчисленных миров, но к
тому направляет Учитель. Сумейте почтить Его доверием, без этого моста не
тому направляет Учитель. Сумейте почтить Его доверием, без этого моста не
-
пройдете».</span></p>
+
пройдете».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Итак, нет лжи в правильном
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Итак, нет лжи в правильном
+
понимании вышеприведенной Вами формулы. Потому нельзя сопоставлять или
понимании вышеприведенной Вами формулы. Потому нельзя сопоставлять или
приравнивать ее к формуле – «Если хочешь добра, делай зло» и т. д., ибо «Будь
приравнивать ее к формуле – «Если хочешь добра, делай зло» и т. д., ибо «Будь
Строка 93: Строка 85:
зло». Именно, данная мысль проводится красной нитью во всех духовных Учениях.
зло». Именно, данная мысль проводится красной нитью во всех духовных Учениях.
Потому изображения Бодхисаттв и наших Архистратигов снабжены мечами и копьями,
Потому изображения Бодхисаттв и наших Архистратигов снабжены мечами и копьями,
-
как символами Их неустанной Битвы с хаосом и злом.</span></p>
+
как символами Их неустанной Битвы с хаосом и злом.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Также и формула Христа –
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Также и формула Христа –
+
«Поднявший меч, от меча да погибнет» не означает непременно убийство физическое
«Поднявший меч, от меча да погибнет» не означает непременно убийство физическое
или гибель именно от меча, но имеет в виду всякое нанесение ущерба ближнему.
или гибель именно от меча, но имеет в виду всякое нанесение ущерба ближнему.
Строка 104: Строка 95:
должны были бы рассматриваться, как простые убийцы. Не благословил ли
должны были бы рассматриваться, как простые убийцы. Не благословил ли
Преподобный Сергий кн. Дм. против татар и не посылал ли он на помощь своих
Преподобный Сергий кн. Дм. против татар и не посылал ли он на помощь своих
-
иноков? Почему кн. Александр Невский назван Святым?</span></p>
+
иноков? Почему кн. Александр Невский назван Святым?</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Принято изображать Христа
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Принято изображать Христа
+
каким-то всепрощающим непротивленцем, но такое представление, прежде всего,
каким-то всепрощающим непротивленцем, но такое представление, прежде всего,
кощунственно. Не сам ли Христос говорил: «Не мир пришел я принести, но меч» (от
кощунственно. Не сам ли Христос говорил: «Не мир пришел я принести, но меч» (от
Строка 118: Строка 108:
неуклонно стремится к избранной цели. Но для этого нужно избрать цель и понять,
неуклонно стремится к избранной цели. Но для этого нужно избрать цель и понять,
что вне ее нет продвижения, из такого убеждения складывается подвиг... Так
что вне ее нет продвижения, из такого убеждения складывается подвиг... Так
-
всякое непротивление в духовном понимании Учения осуждается.</span></p>
+
всякое непротивление в духовном понимании Учения осуждается.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Не будем ли мы обвинять тех
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Не будем ли мы обвинять тех
+
министров и военачальников, которые, имея по соседству сильного захватчика,
министров и военачальников, которые, имея по соседству сильного захватчика,
начнут срывать <i>свои</i> пограничные укрепления и не озаботятся вовремя о
начнут срывать <i>свои</i> пограничные укрепления и не озаботятся вовремя о
Строка 130: Строка 119:
но совершенно иное действенная защита законных прав. Потому единое средство
но совершенно иное действенная защита законных прав. Потому единое средство
против войн лежит в правильном воспитании и в призыве к участию в решении
против войн лежит в правильном воспитании и в призыве к участию в решении
-
государственных заданий.</span></p>
+
государственных заданий.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Теперь о незаменимости. Мы
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о незаменимости. Мы
+
считаем незаменимым того человека, который при всех условиях и независимо от
считаем незаменимым того человека, который при всех условиях и независимо от
своих способностей всегда готов принести посильную помощь, который не считает
своих способностей всегда готов принести посильную помощь, который не считает
Строка 140: Строка 128:
налицо, обладатель таких способностей, именно, и не обнаруживает их. Потому нам
налицо, обладатель таких способностей, именно, и не обнаруживает их. Потому нам
указано считать незаменимыми тех, кто всегда готов на каждое сотрудничество при
указано считать незаменимыми тех, кто всегда готов на каждое сотрудничество при
-
всех обстоятельствах.</span></p>
+
всех обстоятельствах.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Может быть, время покажет
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Может быть, время покажет
+
правоту моего отношения к Вашей корреспондентке. Следует проявить крайнюю
правоту моего отношения к Вашей корреспондентке. Следует проявить крайнюю
бережность к священным понятиям, легкомысленное к ним отношение недопустимо.
бережность к священным понятиям, легкомысленное к ним отношение недопустимо.
Строка 165: Строка 152:
явление, тем гуще тьма вокруг него. Много самого темного вокруг светлых
явление, тем гуще тьма вокруг него. Много самого темного вокруг светлых
достижений Востока. Итак, по степени проявленной развязности в обращении с
достижений Востока. Итак, по степени проявленной развязности в обращении с
-
высокими понятиями следует судить о духовной нищете.</span></p>
+
высокими понятиями следует судить о духовной нищете.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;"></p>
-
text-autospace:none'></p>
+
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|**.**.** 4 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955|Рерих Е.И. Письма. 1932-1955, Оглавление|02.07.38 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955}}
{{LetterPostEdit|**.**.** 4 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955|Рерих Е.И. Письма. 1932-1955, Оглавление|02.07.38 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955}}

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Дата : 23.06.38
  • Издание: Вико, Новосибирск, 1993

23.06.38

Спешу исполнить Вашу просьбу высказаться по поводу Вашего Призыва к Женщинам Всего Мира. Лично мне он очень по сердцу, и думаю, что он не должен вызвать каких-либо острых недовольств. Кроме того, если он будет принят конгрессом, то это уже будет некоторой гарантией от чрезмерных нападений. Потому не вижу, почему Вам не осуществить эту мысль. Каждое напоминание о женском достоинстве и значении женщины в построениях новых форм жизни высоко полезно и своевременно.

Продвижение женщин в правительственные круги и успешное выполнение ими разнообразных общественных обязанностей во многих странах уже настолько утвердили за ними признание их равноспособности, что лишь крайне отсталые сознания могут возражать в принципе против такого утверждения и допущения.

Латвия, как молодая страна, переживающая свою весну и стремящаяся к благосостоянию и процветанию своего народа, конечно, не может не прислушаться к шагам эволюции и должна радоваться возможности усилить свою духовную и интеллектуальную мощь повышением уровня сознания и достоинства ее женщин.

Женская интеллектуальность не меньше мужской, ибо высшие качества этой способности от духа, не имеющего пола. Интеллектуальность же приобретается образованием и тренировкой, потому поставьте женщину в необходимые для этого условия – и результаты будут налицо. Конечно, главным стимулом к раскрепощению женского сознания и ее подчиненного положения явится новое воспитание. Оно от ранних лет будет закладывать понимание основ бытия, назначения и роли человека в мироздании, и тем даст новое направление всему мышлению, следствием чего явится расширение горизонта во всех областях жизни. И только тогда можно будет ожидать искоренение многих вреднейших привычек, ставших обычаем, и пошлейших устремлений и занятий, являющихся главным злом и причинами происходящего массового разложения и безумия. Считаю самыми страшными явлениями всемирное увлечение роскошью и чудовищный рост ее неотъемлемой спутницы – пошлости, которая уже возложила на себя всякие «королевские» диадемы. Червь пошлости опасен, именно своею ничтожностью, легко проникая всюду и незаметно, он быстро размножается и покрывает собою даже здоровую ткань. Честь порождения этого гнуснейшего червя, конечно, принадлежит, как и во всем, обоим началам.

Теперь позволю себе одно замечание не для того, чтобы изменить нечто в Вашем докладе, который вылился уже в определенную форму, но просто, чтобы высказать Вам свое личное мнение. Так Вы говорите о нелогичности и абсурдности лживой формулы – «Хочешь мира – готовься к войне». Формула эта, между прочим, в большинстве случаев переводилась в слегка измененном виде – «Если хочешь мира, будь готов к войне». Разница не велика, но все же оттенок имеется. Согласна, что понимание этой формулы в ее узком, однобоком житейском приложении, как усиленного изготовления разрушительных военных снарядов и губительных ядов и т. д., конечно, приведет лишь к катастрофе, в той или иной форме, но правильное и духовное понимание ее есть насущная ступень в новом сознании человека своего назначения в мироздании. Именно человек призван и должен воспитывать в себе мужество вечного дозора и участия в космической битве, неустанно происходящей вокруг него. Если он не хочет, чтобы его затопили волны хаоса, он должен быть всегда готов противостоять всякому злу. Мы не можем стать непротивленцами злу, не став, в то же время, предателями всего человечества. Долг каждого духовно развитого сознания всегда быть на страже и по мере сил пресекать зло. Как было сказано одним Великим Учителем: «Каждый человек беспрестанно находится в трех битвах. Человек может воображать себя в полном покое, но на самом деле он будет принимать участие в трех битвах одновременно. Первая будет между свободной волей и кармой. Ничто не может освободить человека от участия в столкновениях этих начал. Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощенными существами добра и зла. Так человек становится добычею одних или других. Невозможно представить себе ярость темных, пытающихся овладеть человеком.

Третья битва шумит в бесконечности в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса. Невозможно человеческому воображению охватить такие битвы в Беспредельности. Ум человеческий понимает земные столкновения, но не может он, глядя в голубое небо, представить, что там бушуют мощные силы и вихри. Только овладев чувствами земными, может человек помыслить о невидимых мирах. Нужно привыкать к таким мыслям. Только они сделают человека сознательным участником сил беспредельных. Помыслите о своем постоянном предстоянии перед ликом Беспредельности. Самые высшие слова не выражают Всевышнее, и лишь краткие мгновения сердце может затрепетать восторгом познания. Умейте запомнить такие мгновения, ибо они будут ключом к будущему. Невозможно принять наполнение всех бесчисленных миров, но к тому направляет Учитель. Сумейте почтить Его доверием, без этого моста не пройдете».

Итак, нет лжи в правильном понимании вышеприведенной Вами формулы. Потому нельзя сопоставлять или приравнивать ее к формуле – «Если хочешь добра, делай зло» и т. д., ибо «Будь готов или готовься к войне» не значит – начинай войну. Для правильного сопоставления следовало бы сказать: «Если хочешь добра, будь готов отразить зло». Именно, данная мысль проводится красной нитью во всех духовных Учениях. Потому изображения Бодхисаттв и наших Архистратигов снабжены мечами и копьями, как символами Их неустанной Битвы с хаосом и злом.

Также и формула Христа – «Поднявший меч, от меча да погибнет» не означает непременно убийство физическое или гибель именно от меча, но имеет в виду всякое нанесение ущерба ближнему. Никто из Вел. Вл. не останавливался перед поднятием меча духа и даже физического действия в защиту справедливости. Иначе величайшие вожди народа, и строители, и собиратели государств, среди которых воплощались и Вел. Уч., должны были бы рассматриваться, как простые убийцы. Не благословил ли Преподобный Сергий кн. Дм. против татар и не посылал ли он на помощь своих иноков? Почему кн. Александр Невский назван Святым?

Принято изображать Христа каким-то всепрощающим непротивленцем, но такое представление, прежде всего, кощунственно. Не сам ли Христос говорил: «Не мир пришел я принести, но меч» (от Луки, 12, 51). Также и исторические слова о битье в левую и правую щеку породили много заблуждений. Действительно, если сказанное принять телесно, то получится бессмыслие. Но Завет был дан в духовном смысле, именно, при равновесии внутреннем не могут вредить попытки зла. Великий Учитель принимал человеческое достоинство и знал, что никто и ничто не может поколебать дух человеческий. У Нас признают за особое достижение, когда в удаче и в неудаче человек неуклонно стремится к избранной цели. Но для этого нужно избрать цель и понять, что вне ее нет продвижения, из такого убеждения складывается подвиг... Так всякое непротивление в духовном понимании Учения осуждается.

Не будем ли мы обвинять тех министров и военачальников, которые, имея по соседству сильного захватчика, начнут срывать свои пограничные укрепления и не озаботятся вовремя о боевой мощи своей страны? Не назовем ли мы их предателями? Где тот здоровый народ, который, стремясь к росту и развитию своей страны, захотел бы представить собою зрелище покорных овечек? Там, где дух героизма отлетел, там нельзя ждать расцвета. И наше Знамя Мира, указующее Высшее понятие, к которому нужно стремиться, в то же время утверждает действенную Защиту. Агрессия одно, но совершенно иное действенная защита законных прав. Потому единое средство против войн лежит в правильном воспитании и в призыве к участию в решении государственных заданий.

Теперь о незаменимости. Мы считаем незаменимым того человека, который при всех условиях и независимо от своих способностей всегда готов принести посильную помощь, который не считает часов, потраченных им на общее дело. Велико заблуждение ожидать благоприятных условий для проявления своих особых способностей. Обычно, когда такие условия налицо, обладатель таких способностей, именно, и не обнаруживает их. Потому нам указано считать незаменимыми тех, кто всегда готов на каждое сотрудничество при всех обстоятельствах.

Может быть, время покажет правоту моего отношения к Вашей корреспондентке. Следует проявить крайнюю бережность к священным понятиям, легкомысленное к ним отношение недопустимо. Можно безошибочно определить степень духовного развития по такому отношению. Самомнительность же или самонадеянность, как Вы знаете, есть наибольший камень преткновения в духовном продвижении. Сейчас больше, чем когда-либо, понимаю я всю замкнутость и нежелание просвещенных восточников обсуждать с европейцами свои сокровенные писания и делиться с ними своими знаниями. Даже мне тяжко читать и наблюдать, с какой развязностью западники толкуют о самом высоком, самом священном и сокровенном. Все тысячелетние накопления Востока сводятся или приравниваются ими к какому-то школьному предмету, который может быть изучен каждым в кратчайший срок, и при этом непременное условие – внутренняя чистота – совершенно не принимается ими в расчет. И так как результаты, при таком отношении, конечно, не могут проявиться, то разочарование наступает с такой же быстротой, и потому все достижения великих йогов древности объявлены или несуществующими или фокусами. Но есть и такие, и, может быть, они самые вредные, которые присваивают себе названия суами, или учеников того или иного йога, и прозрачно намекают о якобы приобретенных ими необыкновенных силах, но которые они не могут демонстрировать, ибо приняли обет, а также из опасения повредить неподготовленные организмы своих последователей. Как всегда, чем ярче явление, тем гуще тьма вокруг него. Много самого темного вокруг светлых достижений Востока. Итак, по степени проявленной развязности в обращении с высокими понятиями следует судить о духовной нищете.



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно