24.05.1938 Елена Рерих Рихарду Рудзитису

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=fromto style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">Елена Рерих Рихарду Рудзитису</p>
+
{{LetterInfo|Елена Рерих |Рихарду Рудзитису|24.05.1938|Лотаць, 2000||}}<p quot; style="quot;text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">Елена Рерих Рихарду Рудзитису</p>
-
<p class=MsoDate align=right><span style='mso-no-proof:yes'>24-5-38</span></p>
+
<p align=right>24-5-38</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Дорогой Рихард
+
<p>Дорогой Рихард
Яковлевич, мы не сомневались, что весь состав правления будет переизбран и что
Яковлевич, мы не сомневались, что весь состав правления будет переизбран и что
члены Общества вполне оценили значение Вашего председательства, утверждённого
члены Общества вполне оценили значение Вашего председательства, утверждённого
Строка 12: Строка 12:
найти помощника в лице деятельного секретаря. Это обстоятельство должно быть
найти помощника в лице деятельного секретаря. Это обстоятельство должно быть
рассмотрено в первую очередь и найдено разумное решение. Совершенно
рассмотрено в первую очередь и найдено разумное решение. Совершенно
-
недопустимо, чтобы Ваша ценная энергия разменивалась на мелочи.</span><span
+
недопустимо, чтобы Ваша ценная энергия разменивалась на мелочи.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Вашу радость и
+
<p>Вашу радость и
боль о любимом труде я так понимаю, ибо и у меня в глубине сердца живёт боль,
боль о любимом труде я так понимаю, ибо и у меня в глубине сердца живёт боль,
что не успею выполнить всего порученного. Но такая боль ещё сильнее обостряет
что не успею выполнить всего порученного. Но такая боль ещё сильнее обостряет
Строка 22: Строка 21:
подходил к этой теме в таком всеоружии, как Вы. Ваша любовь к Великому Облику,
подходил к этой теме в таком всеоружии, как Вы. Ваша любовь к Великому Облику,
понимание даваемого Учения и чистота сердца при тонком поэтическом таланте
понимание даваемого Учения и чистота сердца при тонком поэтическом таланте
-
создадут нечто совершенно неповторяемое.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
создадут нечто совершенно неповторяемое.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Впервые будет
+
<p>Впервые будет
дано правдивое и величавое представление о подвигах, превышающих наше
дано правдивое и величавое представление о подвигах, превышающих наше
воображение, с незапамятных времён самоотверженно несомых Великими Тружениками
воображение, с незапамятных времён самоотверженно несомых Великими Тружениками
на благо человечества, и суровая красота их жизни и сокровища великого знания,
на благо человечества, и суровая красота их жизни и сокровища великого знания,
-
хранимые в этой Твердыне, будут утверждены ярко и убедительно.</span><span
+
хранимые в этой Твердыне, будут утверждены ярко и убедительно.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Несомненно,
+
<p>Несомненно,
легенда о Св. Граале и Парсифале, как и большинство общенародных сказаний,
легенда о Св. Граале и Парсифале, как и большинство общенародных сказаний,
пришла с Востока и напитала собою всю средневековую литературу Запада. Владыка
пришла с Востока и напитала собою всю средневековую литературу Запада. Владыка
Строка 46: Строка 44:
д. В конечном результате все легенды и сказатели и исследователи их помещают
д. В конечном результате все легенды и сказатели и исследователи их помещают
царство Пресвитера Иоанна в Среднюю Азию, в область, называемую на карте «но
царство Пресвитера Иоанна в Среднюю Азию, в область, называемую на карте «но
-
ман'с лэнд»<ref> <span style='color:black'>«no man's land» <i>(англ.) </i>–-
+
ман'с лэнд»<ref> «no man's land» <i>(англ.) </i>–-
никому не принадлежащая земля.</ref>.
никому не принадлежащая земля.</ref>.
Также и сама чаша превращается иногда в священный камень, который, по одному
Также и сама чаша превращается иногда в священный камень, который, по одному
Строка 52: Строка 50:
Люцифер вполне отвечал данному ему имени и, вероятно, весьма скорбит, что столь
Люцифер вполне отвечал данному ему имени и, вероятно, весьма скорбит, что столь
прекрасное имя в позднейшие времена стараниями невежественных
прекрасное имя в позднейшие времена стараниями невежественных
-
священнослужителей было узурпировано ими для Его тени или Антипода.</span><span
+
священнослужителей было узурпировано ими для Его тени или Антипода.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Также отзвуки
+
<p>Также отзвуки
этой Таинственной Обители можно найти в старообрядческих преданиях о славянском
этой Таинственной Обители можно найти в старообрядческих преданиях о славянском
(Индейском) Царстве, Китеж-Граде и Беловодье. В некоторых из них указан и путь
(Индейском) Царстве, Китеж-Граде и Беловодье. В некоторых из них указан и путь
Строка 73: Строка 70:
достигаемых горных пещерах, у входа которых иногда показывались необычного вида
достигаемых горных пещерах, у входа которых иногда показывались необычного вида
люди. Имеется у нас и пророчество, данное одним из таких Азаров странствующим
люди. Имеется у нас и пророчество, данное одним из таких Азаров странствующим
-
буддийским монахам. Постараюсь найти его.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
буддийским монахам. Постараюсь найти его.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Юрий не скоро
+
<p>Юрий не скоро
сможет, если только вообще [сможет], приняться за исследования о Пресвитере
сможет, если только вообще [сможет], приняться за исследования о Пресвитере
Иоанне. Он сейчас поглощён своей <i>Историей Средней Азии </i>и другими
Иоанне. Он сейчас поглощён своей <i>Историей Средней Азии </i>и другими
Строка 85: Строка 82:
Камня, которые, как символы или вехи, появляются перед началом каждой новой
Камня, которые, как символы или вехи, появляются перед началом каждой новой
эпохи, и затем показать, как все эти легенды сплетаются в чудесный венок из
эпохи, и затем показать, как все эти легенды сплетаются в чудесный венок из
-
лучших чаяний всех народов, во всех веках, вокруг единой Твердыни Света.</span><span
+
лучших чаяний всех народов, во всех веках, вокруг единой Твердыни Света.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Ваша догадка об
+
<p>Ваша догадка об
Аполлонии Тианском правильна. Самоотвержение Великого Владыки безгранично, и Он
Аполлонии Тианском правильна. Самоотвержение Великого Владыки безгранично, и Он
не раз перевоплощался в предельный кратчайший срок. Так было и после ухода
не раз перевоплощался в предельный кратчайший срок. Так было и после ухода
Строка 98: Строка 94:
ибо действительно Он много раз бывал Кормчим Царства Египетского. Кроме
ибо действительно Он много раз бывал Кормчим Царства Египетского. Кроме
нескольких жизней как Иерофант, этот Мощный Дух проявлялся и в легендарном Царе
нескольких жизней как Иерофант, этот Мощный Дух проявлялся и в легендарном Царе
-
Миносе, и в величайшем из фараонов Рамзесе II и т. д.</span><span
+
Миносе, и в величайшем из фараонов Рамзесе II и т. д.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Понимаю и
+
<p>Понимаю и
разделяю Вашу любовь к греческой философии. Не вспомнили ли Вы Филоктета –
разделяю Вашу любовь к греческой философии. Не вспомнили ли Вы Филоктета –
-
последователя Платона?</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
последователя Платона?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Вы правильно
+
<p>Вы правильно
недоумеваете, каким образом Анаксагор мог проводить геоцентрическую теорию.
недоумеваете, каким образом Анаксагор мог проводить геоцентрическую теорию.
Анаксагор был посвящён в мистерии и знал учение Пифагора, принесённое из Индии,
Анаксагор был посвящён в мистерии и знал учение Пифагора, принесённое из Индии,
Строка 118: Строка 113:
свои выражения. Кроме того, были так называемые священные знаки, которыми
свои выражения. Кроме того, были так называемые священные знаки, которыми
пользовались жрецы и иерофанты, но отдельные слова проникали в народ и
пользовались жрецы и иерофанты, но отдельные слова проникали в народ и
-
употреблялись без смысла. Впрочем, во всех веках происходила ломка языков...»</span><span
+
употреблялись без смысла. Впрочем, во всех веках происходила ломка языков...»</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Сейчас мы
+
<p>Сейчас мы
наблюдаем поучительное явление, подтверждающее вышесказанное. Недели три тому
наблюдаем поучительное явление, подтверждающее вышесказанное. Недели три тому
назад в Пенджабе скончался весьма известный и уважаемый мусульманский поэт
назад в Пенджабе скончался весьма известный и уважаемый мусульманский поэт
Строка 134: Строка 128:
газетам, имеется уже пять различных толкований. Не то же ли самое происходило и
газетам, имеется уже пять различных толкований. Не то же ли самое происходило и
ещё происходит со всеми учениями, философиями и даже с мыслями обыкновенных
ещё происходит со всеми учениями, философиями и даже с мыслями обыкновенных
-
людей?</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
людей?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Доканчиваю
+
<p>Доканчиваю
-
страницу из новой книги; ибо данный в ней Совет может зазвучать в Вашем сердце.</span><span
+
страницу из новой книги; ибо данный в ней Совет может зазвучать в Вашем сердце.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>«Не будем
+
<p>«Не будем
чрезмерно оправдывать недостойные поступки лишь недоразумением или
чрезмерно оправдывать недостойные поступки лишь недоразумением или
разноязычием. К сожалению, постыдные действия имели в основании злую волю и
разноязычием. К сожалению, постыдные действия имели в основании злую волю и
Строка 159: Строка 152:
разных веков. Мы не сожалеем о таких испытаниях, но бывают нужные раздумия, ибо
разных веков. Мы не сожалеем о таких испытаниях, но бывают нужные раздумия, ибо
при каждом гонении затрудняется спешный план. Но и это Мы обращаем на пользу.
при каждом гонении затрудняется спешный план. Но и это Мы обращаем на пользу.
-
Мыслитель говорил: “Не пойму, гоните меня или подгоняете?”»</span><span
+
Мыслитель говорил: “Не пойму, гоните меня или подгоняете?”»</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Теперь о
+
<p>Теперь о
Сен-Жермене. Конечно, появления и исчезновения Сен-Жермена через закрытые двери
Сен-Жермене. Конечно, появления и исчезновения Сен-Жермена через закрытые двери
производились или посредством психологирования, или гипноза присутствующих, или
производились или посредством психологирования, или гипноза присутствующих, или
же были манифестациями в тонком теле. То же можно сказать и о чудесных
же были манифестациями в тонком теле. То же можно сказать и о чудесных
-
появлениях Аполлония Тианского.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
появлениях Аполлония Тианского.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Камень Белый в
+
<p>Камень Белый в
Откровении, конечно, может относиться к основному телу Камня, находящемуся в
Откровении, конечно, может относиться к основному телу Камня, находящемуся в
Твердыне Света, а также означать и появление осколка, находящегося в миру и
Твердыне Света, а также означать и появление осколка, находящегося в миру и
-
сопровождающего Новое Провозвестие.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
сопровождающего Новое Провозвестие.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Родной наш Рихард
+
<p>Родной наш Рихард
Яковлевич, надеюсь, что Вы будете иметь приятное лето и любящие Вас сердца
Яковлевич, надеюсь, что Вы будете иметь приятное лето и любящие Вас сердца
сумеют так поставить летний общинный быт, чтобы никто не мешал друг другу,
сумеют так поставить летний общинный быт, чтобы никто не мешал друг другу,
-
чтобы никто не посягал на чужое время.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
чтобы никто не посягал на чужое время.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Вы и не знаете,
+
<p>Вы и не знаете,
как мне хочется, чтобы Вы имели заслуженный отдых! От всей души сочувствую
как мне хочется, чтобы Вы имели заслуженный отдых! От всей души сочувствую
Вашему желанию посоветоваться с венским профессором. Во всяком случае, уверена,
Вашему желанию посоветоваться с венским профессором. Во всяком случае, уверена,
Строка 192: Строка 184:
поднялся и в радости стал благодарить Бога; удар вернул ему зрение. Можно
поднялся и в радости стал благодарить Бога; удар вернул ему зрение. Можно
припомнить и удар палкой по голове ламы, страдавшего жестокими головными
припомнить и удар палкой по голове ламы, страдавшего жестокими головными
-
болями, после чего он исцелился.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
болями, после чего он исцелился.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Помните, как в
+
<p>Помните, как в
Учении сказано, что египетские иерофанты для излечивания некоторых нервных
Учении сказано, что египетские иерофанты для излечивания некоторых нервных
заболеваний иногда подвергали своих пациентов потрясениям. Вообще в будущем
заболеваний иногда подвергали своих пациентов потрясениям. Вообще в будущем
медицина научится применять многие утерянные старинные методы и целебные
медицина научится применять многие утерянные старинные методы и целебные
средства. Конечно, сомневаюсь, чтобы в Вашем случае встряска была бы хороша, но
средства. Конечно, сомневаюсь, чтобы в Вашем случае встряска была бы хороша, но
-
сильное внушение было бы крайне полезно.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
сильное внушение было бы крайне полезно.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Дорогой Рихард
+
<p>Дорогой Рихард
Яковлевич, приносим Вам нашу глубокую благодарность за Ваше прекрасное
Яковлевич, приносим Вам нашу глубокую благодарность за Ваше прекрасное
водительство Обществом и просим Вас всячески беречь здоровье. Токи неслыханно
водительство Обществом и просим Вас всячески беречь здоровье. Токи неслыханно
тяжки. Шлём наш самый сердечный привет Элле Рейнгольдовне и желаем всей Вашей
тяжки. Шлём наш самый сердечный привет Элле Рейнгольдовне и желаем всей Вашей
-
семье и близким друзьям всего самого светлого и самого радостного.</span><span
+
семье и близким друзьям всего самого светлого и самого радостного.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Было Сказано:
+
<p>Было Сказано:
«Одобряю книгу Рихарда. Пусть он охранит исторический характер, так получится
«Одобряю книгу Рихарда. Пусть он охранит исторический характер, так получится
полезная книга. Пусть не забудет указать на документы, найденные в Костроме».
полезная книга. Пусть не забудет указать на документы, найденные в Костроме».
Строка 217: Строка 208:
в Шамбалу </i>Грюнведеля. Также разрешено поместить и встречу с Махатмой,
в Шамбалу </i>Грюнведеля. Также разрешено поместить и встречу с Махатмой,
описанную Клодом Брэгдоном (архитектором и писателем) в его книжечке <i>Episodes
описанную Клодом Брэгдоном (архитектором и писателем) в его книжечке <i>Episodes
-
from an Unwritten History</i><ref> <i><span style='color:black'>Эпизоды из незаписанной
+
from an Unwritten History</i><ref>Эпизоды из незаписанной
-
истории (англ.).</ref>,<i>
+
истории (англ.).</ref>, page 37. Брэгдон приводит выдержки из письма одного индуса по имени
-
</i>page 37. Брэгдон приводит выдержки из письма одного индуса по имени
+
Рамасвамир к своему другу, в котором он описывает свою встречу с Гималайским
Рамасвамир к своему другу, в котором он описывает свою встречу с Гималайским
Махатмою. Индус этот решил идти в Тибет и найти Махатму или же погибнуть в
Махатмою. Индус этот решил идти в Тибет и найти Махатму или же погибнуть в
Строка 240: Строка 230:
собою, и Он говорит со мною с добротою и мягкостью. Мог ли я ожидать большего?
собою, и Он говорит со мною с добротою и мягкостью. Мог ли я ожидать большего?
Избыток счастья сделал меня немым, и прошло некоторое время, прежде чем я смог
Избыток счастья сделал меня немым, и прошло некоторое время, прежде чем я смог
-
произнести несколько слов, ободрённый Его благостными словами...»</span><span
+
произнести несколько слов, ободрённый Его благостными словами...»</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>«И теперь, когда
+
<p>«И теперь, когда
я видел Махатму во плоти, – заключает он своё письмо, – и слышал Его голос,
я видел Махатму во плоти, – заключает он своё письмо, – и слышал Его голос,
пусть никто не осмелится сказать мне, что Братья не существуют. Теперь будь что
пусть никто не осмелится сказать мне, что Братья не существуют. Теперь будь что
будет, никакая месть врагов, никакая смерть не могут меня устрашить, ибо я знаю
будет, никакая месть врагов, никакая смерть не могут меня устрашить, ибо я знаю
-
то, что знаю» (стр. 37, 38).</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
то, что знаю» (стр. 37, 38).</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Этот эпизод
+
<p>Этот эпизод
описан в <i>Пять лет теософии, </i>но подробнее. Много раз перечитывала я эту
описан в <i>Пять лет теософии, </i>но подробнее. Много раз перечитывала я эту
страницу и всё ещё не могу не только читать, но даже вспомнить её без
страницу и всё ещё не могу не только читать, но даже вспомнить её без
Строка 255: Строка 244:
моими глазами. Попрошу Владимира Анатольевича списать для Вас эту страницу из <i>Пять
моими глазами. Попрошу Владимира Анатольевича списать для Вас эту страницу из <i>Пять
лет теософии. </i>Книгу эту невозможно уже достать. Если В.А. соберётся скоро
лет теософии. </i>Книгу эту невозможно уже достать. Если В.А. соберётся скоро
-
списать, может быть, некоторые подробности можно будет добавить.</span><span
+
списать, может быть, некоторые подробности можно будет добавить.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Теперь на всякий
+
<p>Теперь на всякий
случай привожу Вам страничку из книги Владимирцова. «Кераиты были народом
случай привожу Вам страничку из книги Владимирцова. «Кераиты были народом
кочевым, говорили на монгольском наречии, но в культурном отношении стояли
кочевым, говорили на монгольском наречии, но в культурном отношении стояли
Строка 270: Строка 258:
христианским народом где-то на отдалённом Востоке; титул «Ван-хан» (царь) дал
христианским народом где-то на отдалённом Востоке; титул «Ван-хан» (царь) дал
повод отождествить легендарного пресвитера Иоанна с кераитским ханом...» (<i>Чингиз-хан
повод отождествить легендарного пресвитера Иоанна с кераитским ханом...» (<i>Чингиз-хан
-
</i>Б.Я. Владимирцова, страницы 33, 34).</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
</i>Б.Я. Владимирцова, страницы 33, 34).</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Так как осталось
+
<p>Так как осталось
-
ещё место, то не могу не привести страничку из новой книги:</span></p>
+
ещё место, то не могу не привести страничку из новой книги:</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>«Можно замечать,
+
<p>«Можно замечать,
как человек, говорящий с чувством, избавляется от природного недостатка. Но как
как человек, говорящий с чувством, избавляется от природного недостатка. Но как
только порыв прекрасной страсти потухает, человек опять подпадает земному
только порыв прекрасной страсти потухает, человек опять подпадает земному
Строка 284: Строка 272:
принадлежит Мыслителю. Он обладал замечательным даром рассеивать уныние. В
принадлежит Мыслителю. Он обладал замечательным даром рассеивать уныние. В
Братстве такое качество нужно как для Земли, так и для Тонкого Мира. Всё, что
Братстве такое качество нужно как для Земли, так и для Тонкого Мира. Всё, что
-
говорим, имеет ближайшее отношение к Братству».</span><span style='mso-no-proof:
+
говорим, имеет ближайшее отношение к Братству».</p>
-
yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Родные наши
+
<p>Родные наши
Рихард Яковлевич и Гаральд Феликсович, именно Ваше горение приносит удачу, и
Рихард Яковлевич и Гаральд Феликсович, именно Ваше горение приносит удачу, и
там, где кто-то усмотрит лишь чудовища, порождённые их же страхом и сомнением,
там, где кто-то усмотрит лишь чудовища, порождённые их же страхом и сомнением,
Строка 293: Строка 280:
Храните этот божественный огонь. Счастливы Вашей новой удачею. Ещё раз сердце
Храните этот божественный огонь. Счастливы Вашей новой удачею. Ещё раз сердце
шлёт Вам радость Вашей работе и прекрасному водительству. Берегите здоровье.
шлёт Вам радость Вашей работе и прекрасному водительству. Берегите здоровье.
-
Напряжение в мире всё усиливается, но суждённое свершится.</span><span
+
Напряжение в мире всё усиливается, но суждённое свершится.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;text-indent:0cm;
+
<p align=center style="text-align:center;text-indent:0cm;">Всем сердцем с
-
background:white'><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Всем сердцем с
+
Вами,</p>
-
Вами,</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;background:white'><i><span
+
<p align=right style="text-align:right;"><i>Е. Рерих</i></p>
-
style='color:black;mso-no-proof:yes'>Е. Рерих</span></i><span style='mso-no-proof:
+
-
yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoBodyTextIndent>Сейчас пришло Ваше письмо к Владимиру Анатольевичу
+
<p>Сейчас пришло Ваше письмо к Владимиру Анатольевичу
со вложением перевода письма Рамасвамира. В переводе пропущена фраза, которую я
со вложением перевода письма Рамасвамира. В переводе пропущена фраза, которую я
подчеркнула в моём. Не думаете ли Вы, что всё же лучше поместить выдержку,
подчеркнула в моём. Не думаете ли Вы, что всё же лучше поместить выдержку,
сделанную Клодом Брэгдоном.</p>
сделанную Клодом Брэгдоном.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Описание
+
<p>Описание
трудностей, перенесённых Рамасвамиром, слишком длинно и не так уж интересно, в
трудностей, перенесённых Рамасвамиром, слишком длинно и не так уж интересно, в
приведённой же Брэгдоном выдержке дана сама сущность. Кроме того, ещё одно
приведённой же Брэгдоном выдержке дана сама сущность. Кроме того, ещё одно
свидетельство или признание известного и ещё живущего лица всегда придаёт
свидетельство или признание известного и ещё живущего лица всегда придаёт
-
большую авторитетность. Скоро выходит автобиография Брэгдона. Он друг Н.К.</span></p>
+
большую авторитетность. Скоро выходит автобиография Брэгдона. Он друг Н.К.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;text-indent:0cm'><span
+
<p align=center style="text-align:center;text-indent:0cm;">_______</p>
-
style='color:black;mso-no-proof:yes'>_______</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;text-indent:0cm'><span
+
<p align=center style="text-align:center;text-indent:0cm;"></p>
-
style='color:black;mso-no-proof:yes'></span></p>
+
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
-
<references/>
 
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
-
{{LetterPostEdit|15.05.1938 Николай Рерих Рихарду Рудзитису и Гаральду Лукину|Письма с Гор т.2, Оглавление|03.06.1938 Рихард Рудзитис Елене и Николаю Рерих}}
 
-
[[Категория:Письма Е.И.]]
+
<references/>{{LetterPostEdit|15.05.1938 Николай Рерих Рихарду Рудзитису и Гаральду Лукину|Письма с Гор т.2, Оглавление|03.06.1938 Рихард Рудзитис Елене и Николаю Рерих}}
 +
 
 +
[[Категория:Источники]]
 +
[[Категория:Письма семьи Рерих]]
 +
[[Категория:1938]]
 +
[[Категория:Письма Е.И.Рерих]]
[[Категория:Письма с Гор т.2]]
[[Категория:Письма с Гор т.2]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : Рихарду Рудзитису
  • Дата : 24.05.1938
  • Издание: Лотаць, 2000

Елена Рерих Рихарду Рудзитису

24-5-38

Дорогой Рихард Яковлевич, мы не сомневались, что весь состав правления будет переизбран и что члены Общества вполне оценили значение Вашего председательства, утверждённого Великим Владыкой. Потому шлём нашу радость и сердечные пожелания к началу нового цикла. Приветствуем от всего сердца и нового члена правления Екатерину Яковлевну Драудзинь. Но так как никакое общество не может процветать без двух лиц – председателя и секретаря, то считаю, что Вам совершенно необходимо будет найти помощника в лице деятельного секретаря. Это обстоятельство должно быть рассмотрено в первую очередь и найдено разумное решение. Совершенно недопустимо, чтобы Ваша ценная энергия разменивалась на мелочи.

Вашу радость и боль о любимом труде я так понимаю, ибо и у меня в глубине сердца живёт боль, что не успею выполнить всего порученного. Но такая боль ещё сильнее обостряет любовь и напрягает все способности к выполнению задания, потому я знаю, что задуманный Вами труд выльется в прекраснейшее произведение искусства. Мало кто подходил к этой теме в таком всеоружии, как Вы. Ваша любовь к Великому Облику, понимание даваемого Учения и чистота сердца при тонком поэтическом таланте создадут нечто совершенно неповторяемое.

Впервые будет дано правдивое и величавое представление о подвигах, превышающих наше воображение, с незапамятных времён самоотверженно несомых Великими Тружениками на благо человечества, и суровая красота их жизни и сокровища великого знания, хранимые в этой Твердыне, будут утверждены ярко и убедительно.

Несомненно, легенда о Св. Граале и Парсифале, как и большинство общенародных сказаний, пришла с Востока и напитала собою всю средневековую литературу Запада. Владыка Твердыни Света, Держатель Колеса Закона преобразился в Парсифаля и в дальнейшем приял имя Пресвитера Иоанна. В 14-ом веке в Монголии имя это было пристёгнуто к одному кераитскому хану из несториан. Такое пристёгивание или заимствование показывает, каким почётом и уважением пользовалось это имя на Востоке (книга Б.Я.Владимирцова Чингиз-хан, стр. 33–34). Думаю, что среди исследований германских учёных о Пресвитере Иоанне Вы найдёте богатый материал. Имеется ещё недурная книга английского автора Артура Уайта (Waite) О Св. Граале, его легендах, и символизме. В этой книге довольно исчерпывающе приведены источники, которыми пользовался автор при своих изысканиях, имеются и упоминания о Пресвитере Иоанне с титулом Царя Царей, Владыки среди Владык и т. д. В конечном результате все легенды и сказатели и исследователи их помещают царство Пресвитера Иоанна в Среднюю Азию, в область, называемую на карте «но ман'с лэнд»[1]. Также и сама чаша превращается иногда в священный камень, который, по одному преданию, находился однажды чуть ли не в венце самого Люцифера. Конечно, тот Люцифер вполне отвечал данному ему имени и, вероятно, весьма скорбит, что столь прекрасное имя в позднейшие времена стараниями невежественных священнослужителей было узурпировано ими для Его тени или Антипода.

Также отзвуки этой Таинственной Обители можно найти в старообрядческих преданиях о славянском (Индейском) Царстве, Китеж-Граде и Беловодье. В некоторых из них указан и путь к нему, причём в слегка искажённых названиях можно легко узнать среднеазиатские горные кряжи. Среди староверов немало было ходоков туда, и если они и не доходили, то всё же некоторые из них приносили много любопытных подробностей, странных встреч и знаний на пути, указующих, несомненно, на таинственность этих мест. (Книга Н.К. Сердце Азии, глава о Шамбале.) Даже в самом конце прошлого столетия в Беловодье была отправлена экспедиция из уральских казаков-староверов, но они пошли неправильным путём и не нашли Беловодского Царства, о чём упоминает Вс.Иванов в своей книге о Н.К. Так, и в Туркестане знают об Обители великих Азаров, и мы, во время нашего путешествия по Средней Азии, слышали немало рассказов о таинственных незнакомцах, появлявшихся на базарах и плативших невиданными старинными золотыми монетами, и также о высоких женщинах, непохожих на местных, внезапно появлявшихся и указывавших путь заблудившимся; говорили нам и о бесконечных подземных ходах и трудно достигаемых горных пещерах, у входа которых иногда показывались необычного вида люди. Имеется у нас и пророчество, данное одним из таких Азаров странствующим буддийским монахам. Постараюсь найти его.

Юрий не скоро сможет, если только вообще [сможет], приняться за исследования о Пресвитере Иоанне. Он сейчас поглощён своей Историей Средней Азии и другими научными работами, потому, родной Рихард Яковлевич, Вам следует использовать найденный Вами материал. В таком труде, как Ваш, нельзя обойти молчанием явление Пресвитера Иоанна. Насколько я помню, одна из задач Вашего труда собрать все сказания, все легенды о таинственном Убежище или о Царстве Праведности и его Царе, а также и о хранимых там талисманах в виде Чаши или Камня, которые, как символы или вехи, появляются перед началом каждой новой эпохи, и затем показать, как все эти легенды сплетаются в чудесный венок из лучших чаяний всех народов, во всех веках, вокруг единой Твердыни Света.

Ваша догадка об Аполлонии Тианском правильна. Самоотвержение Великого Владыки безгранично, и Он не раз перевоплощался в предельный кратчайший срок. Так было и после ухода А.Т., когда Он поспешил принять новую горчайшую чашу как мученик Ориген. Хронология жизни Христа очень неточна. Великие Учителя относят рождение Иисуса на более ранний период, нежели указанный в Евангелиях. Россул М. был уже в летах, когда Христос вышел на проповедь. Упоминание о том, что А. Т. в прежней жизни был кормчим на одном египетском судне, следует понимать аллегорически, ибо действительно Он много раз бывал Кормчим Царства Египетского. Кроме нескольких жизней как Иерофант, этот Мощный Дух проявлялся и в легендарном Царе Миносе, и в величайшем из фараонов Рамзесе II и т. д.

Понимаю и разделяю Вашу любовь к греческой философии. Не вспомнили ли Вы Филоктета – последователя Платона?

Вы правильно недоумеваете, каким образом Анаксагор мог проводить геоцентрическую теорию. Анаксагор был посвящён в мистерии и знал учение Пифагора, принесённое из Индии, о гелиоцентрическом построении Вселенной. Привожу страничку из новой книги: «Вы знаете, как иногда одно слово может извратить целую космогоническую теорию. Философ (Анаксагор) говорил, чтобы устыдить сограждан: «Вы должны чувствовать, что Земля является как бы средоточием Вселенной, тогда вы осознаете весь долг и всю ответственность, лежащие на человеке». Но последователи выпустили одно малое слово, и получилось совершенно иное мировоззрение. Можно привести много примеров, когда люди извращали смысл Учения, ибо в разных наречиях слова имели различное значение. Но наречий было много, иногда соседние роды употребляли свои выражения. Кроме того, были так называемые священные знаки, которыми пользовались жрецы и иерофанты, но отдельные слова проникали в народ и употреблялись без смысла. Впрочем, во всех веках происходила ломка языков...»

Сейчас мы наблюдаем поучительное явление, подтверждающее вышесказанное. Недели три тому назад в Пенджабе скончался весьма известный и уважаемый мусульманский поэт Икбал. Перед самым уходом он написал четверостишие, смысл которого был – «Рай существует для всех». После его смерти в печати сразу появилось несколько толкований этого четверостишия. Правоверные магометане, возмущённые тем, что рай, по словам такого авторитетного лица, оказался доступным для всех, т. е. и для иноверцев, начали утверждать, что слова эти на том наречии, на котором они были написаны, означают как раз обратное, именно – рай не для всех. Также были приведены ещё иные значения этих слов в их сочетаниях, и так до сих пор никто не может установить точного смысла последней мысли поэта. Судя по газетам, имеется уже пять различных толкований. Не то же ли самое происходило и ещё происходит со всеми учениями, философиями и даже с мыслями обыкновенных людей?

Доканчиваю страницу из новой книги; ибо данный в ней Совет может зазвучать в Вашем сердце.

«Не будем чрезмерно оправдывать недостойные поступки лишь недоразумением или разноязычием. К сожалению, постыдные действия имели в основании злую волю и зависть. Проследим, за что были преследуемы лучшие люди всех народов. Можно усмотреть, что ложные обвинения были почти одинаковы и поражали своим неправдоподобием. Сравним, за что изгоняли Пифагора, Анаксагора, Сократа, Платона и других лучших людей. Почти те же обвинения бросались им, но в следующие века последовало признание, как бы и не было поношения! Можно сказать, что такие высокие деятели не умещались в людском сознании, и меч палача готов был снизить слишком высокую голову. Перикл был снова призван, когда люди довели его до слабоумия. Лишь в таком состоянии сограждане могли признать его равным им. Следует написать книгу о причинах гонения на великих людей. Только сопоставлением причин можно выявить путь злой воли. Советую, пусть кто-нибудь составит такую книгу. Можно будет установить, что преследования Конфуция или Сенеки походили по внутреннему смыслу. Наша память хранит много таких событий. Наши Братья и Сестры не однажды прошли через такие гонения. Можно назвать Жанну д'Арк и Аспазию, и целый ряд славных тружениц разных веков. Мы не сожалеем о таких испытаниях, но бывают нужные раздумия, ибо при каждом гонении затрудняется спешный план. Но и это Мы обращаем на пользу. Мыслитель говорил: “Не пойму, гоните меня или подгоняете?”»

Теперь о Сен-Жермене. Конечно, появления и исчезновения Сен-Жермена через закрытые двери производились или посредством психологирования, или гипноза присутствующих, или же были манифестациями в тонком теле. То же можно сказать и о чудесных появлениях Аполлония Тианского.

Камень Белый в Откровении, конечно, может относиться к основному телу Камня, находящемуся в Твердыне Света, а также означать и появление осколка, находящегося в миру и сопровождающего Новое Провозвестие.

Родной наш Рихард Яковлевич, надеюсь, что Вы будете иметь приятное лето и любящие Вас сердца сумеют так поставить летний общинный быт, чтобы никто не мешал друг другу, чтобы никто не посягал на чужое время.

Вы и не знаете, как мне хочется, чтобы Вы имели заслуженный отдых! От всей души сочувствую Вашему желанию посоветоваться с венским профессором. Во всяком случае, уверена, что в самом ближайшем времени будет найден метод излечивания этого нервного недомогания. В недавней газете был описан замечательный случай, как один человек, страдавший в течение десяти дней непрекращающейся икотой, был неожиданно совершенно излечен. В течение десяти дней были использованы без результата всевозможные средства, наконец, решили отвезти страдальца в больницу; по дороге вёзший его автомобиль наскочил на дерево, и больной получил сильное потрясение организма, после которого икота совершенно оставила его. Также здесь в Индии один мальчик с силою упражнялся в бросании мяча и попал случайно в проходившего слепого нищего, тот упал от такого удара, но тотчас же поднялся и в радости стал благодарить Бога; удар вернул ему зрение. Можно припомнить и удар палкой по голове ламы, страдавшего жестокими головными болями, после чего он исцелился.

Помните, как в Учении сказано, что египетские иерофанты для излечивания некоторых нервных заболеваний иногда подвергали своих пациентов потрясениям. Вообще в будущем медицина научится применять многие утерянные старинные методы и целебные средства. Конечно, сомневаюсь, чтобы в Вашем случае встряска была бы хороша, но сильное внушение было бы крайне полезно.

Дорогой Рихард Яковлевич, приносим Вам нашу глубокую благодарность за Ваше прекрасное водительство Обществом и просим Вас всячески беречь здоровье. Токи неслыханно тяжки. Шлём наш самый сердечный привет Элле Рейнгольдовне и желаем всей Вашей семье и близким друзьям всего самого светлого и самого радостного.

Было Сказано: «Одобряю книгу Рихарда. Пусть он охранит исторический характер, так получится полезная книга. Пусть не забудет указать на документы, найденные в Костроме». Документы эти упомянуты Н.К. в Сердце Азии, глава о Шамбале. Об этих документах мы слышали от человека, видевшего их. Имя его сейчас не может быть названо, ибо это было в Швеции. Также указано упомянуть о существовании книги Красный Путь в Шамбалу, написанной одним утайшаньским ламою. Следует не забыть и Путь в Шамбалу Грюнведеля. Также разрешено поместить и встречу с Махатмой, описанную Клодом Брэгдоном (архитектором и писателем) в его книжечке Episodes from an Unwritten History[1], page 37. Брэгдон приводит выдержки из письма одного индуса по имени Рамасвамир к своему другу, в котором он описывает свою встречу с Гималайским Махатмою. Индус этот решил идти в Тибет и найти Махатму или же погибнуть в поисках. Не сказав никому ни слова о своём намерении, имея лишь несколько рупий в кошельке и вместо оружия посох странника, один и пешком, он отправился в это опасное путешествие, ибо Тибет был и есть ещё «запретная страна». Но он преуспел. После многих трудностей и смертельных опасностей, недалеко от тибетской границы, он был встречен одиноким Всадником, который оказался Тем, Кого он искал. Так он описывает эту встречу: «Когда Он приблизился ко мне, Он остановил коня. Я взглянул на Него и тотчас же узнал. Я находился перед ликом Махатмы, моего высокопочитаемого Гуру, которого я раньше видел в Его тонком теле. В тот же миг я простёрся перед Ним. Я поднялся по Его приказу, и, смотря на Него, я совершенно забылся в созерцании Его лика, который я так хорошо знал... Я не мог ничего сказать, радость и благоговение лишили меня языка. Величавость Его Облика, который казался мне олицетворением мощи и мысли, внушала мне восторг и страх. Я находился лицом к лицу с Махатмою Гималаев, и Он не был мифом или же «созданием воображения медиума», как сказали бы скептики. Это не было ночным сновидением, ибо время было между девятью и десятью часами утра. Солнце сияло и было молчаливым свидетелем происходящего. Я вижу Его перед собою, и Он говорит со мною с добротою и мягкостью. Мог ли я ожидать большего? Избыток счастья сделал меня немым, и прошло некоторое время, прежде чем я смог произнести несколько слов, ободрённый Его благостными словами...»

«И теперь, когда я видел Махатму во плоти, – заключает он своё письмо, – и слышал Его голос, пусть никто не осмелится сказать мне, что Братья не существуют. Теперь будь что будет, никакая месть врагов, никакая смерть не могут меня устрашить, ибо я знаю то, что знаю» (стр. 37, 38).

Этот эпизод описан в Пять лет теософии, но подробнее. Много раз перечитывала я эту страницу и всё ещё не могу не только читать, но даже вспомнить её без сердечного трепета, граничащего с болью, ибо Облик Владыки встаёт живым перед моими глазами. Попрошу Владимира Анатольевича списать для Вас эту страницу из Пять лет теософии. Книгу эту невозможно уже достать. Если В.А. соберётся скоро списать, может быть, некоторые подробности можно будет добавить.

Теперь на всякий случай привожу Вам страничку из книги Владимирцова. «Кераиты были народом кочевым, говорили на монгольском наречии, но в культурном отношении стояли несколько выше монгольских племён, вроде татар, тайчуитов и других. Среди них было довольно распространено христианство несторианского толка, имели они сношения и с культурным народом тангутами – Си-ся, которые в ту пору владели северо-западными окраинами Китая, и с разными народами, населявшими Туркестан и Семиречье. Ван-хан совершенно незаслуженно сделался знаменитою личностью, в особенности в Европе, куда проникли и нашли себе горячий отклик легендарные сказания о царе-священнике Иоанне, который будто бы блистательно правит христианским народом где-то на отдалённом Востоке; титул «Ван-хан» (царь) дал повод отождествить легендарного пресвитера Иоанна с кераитским ханом...» (Чингиз-хан Б.Я. Владимирцова, страницы 33, 34).

Так как осталось ещё место, то не могу не привести страничку из новой книги:

«Можно замечать, как человек, говорящий с чувством, избавляется от природного недостатка. Но как только порыв прекрасной страсти потухает, человек опять подпадает земному недостатку. Мысленное горение может не потухать, и такие крылья немедленно донесут до Руководителя. Нам легко работать там, где есть мысленное горение. Потому так предупреждаем против страха, уныния и отчаяния. Такие свойства подобны отсыревшим углям. У такого костра не согреетесь. Последнее сравнение принадлежит Мыслителю. Он обладал замечательным даром рассеивать уныние. В Братстве такое качество нужно как для Земли, так и для Тонкого Мира. Всё, что говорим, имеет ближайшее отношение к Братству».

Родные наши Рихард Яковлевич и Гаральд Феликсович, именно Ваше горение приносит удачу, и там, где кто-то усмотрит лишь чудовища, порождённые их же страхом и сомнением, Вы идёте, прилагая лучшее уменье и огонь великого доверия к Руке Ведущей. Храните этот божественный огонь. Счастливы Вашей новой удачею. Ещё раз сердце шлёт Вам радость Вашей работе и прекрасному водительству. Берегите здоровье. Напряжение в мире всё усиливается, но суждённое свершится.

Всем сердцем с Вами,

Е. Рерих

Сейчас пришло Ваше письмо к Владимиру Анатольевичу со вложением перевода письма Рамасвамира. В переводе пропущена фраза, которую я подчеркнула в моём. Не думаете ли Вы, что всё же лучше поместить выдержку, сделанную Клодом Брэгдоном.

Описание трудностей, перенесённых Рамасвамиром, слишком длинно и не так уж интересно, в приведённой же Брэгдоном выдержке дана сама сущность. Кроме того, ещё одно свидетельство или признание известного и ещё живущего лица всегда придаёт большую авторитетность. Скоро выходит автобиография Брэгдона. Он друг Н.К.

_______


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно