24.05.1938 Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|Р.Я.Рудзитису|24.05.1938|МЦР, 2006||}}<p class=a0>Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису</p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|Р.Я.Рудзитису|24.05.1938|МЦР, 2006||}}<p>Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">24 мая 1938 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">24 мая 1938 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Рихард Яковлевич, мы
+
<p>Дорогой Рихард Яковлевич, мы
не сомневались, что весь состав Правления будет переизбран и что члены Общества
не сомневались, что весь состав Правления будет переизбран и что члены Общества
вполне оценили значение Вашего председательства, утвержденного Великим
вполне оценили значение Вашего председательства, утвержденного Великим
Строка 12: Строка 12:
помощника в лице деятельного секретаря. Это обстоятельство должно быть
помощника в лице деятельного секретаря. Это обстоятельство должно быть
рассмотрено в первую очередь и найдено разумное решение. Совершенно
рассмотрено в первую очередь и найдено разумное решение. Совершенно
-
недопустимо, чтобы Ваша ценная энергия разменивалась на мелочи.</span></p>
+
недопустимо, чтобы Ваша ценная энергия разменивалась на мелочи.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вашу радость и боль о любимом
+
<p>Вашу радость и боль о любимом
труде я так понимаю, ибо и у меня в глубине сердца живет боль, что не успею
труде я так понимаю, ибо и у меня в глубине сердца живет боль, что не успею
выполнить всего порученного. Но такая боль еще сильнее обостряет любовь и
выполнить всего порученного. Но такая боль еще сильнее обостряет любовь и
напрягает все способности к выполнению задания, потому я знаю, что задуманный
напрягает все способности к выполнению задания, потому я знаю, что задуманный
-
Вами труд<ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
Вами труд<ref> Речь идет о книге Р.Я.Рудзитиса «Братство Грааля».</ref>
-
mso-no-proof:yes'>Речь идет о книге Р.Я.Рудзитиса «Братство Грааля».</span></ref>
+
выльется в прекраснейшее произведение искусства. Мало кто подходил к этой теме
выльется в прекраснейшее произведение искусства. Мало кто подходил к этой теме
в таком всеоружии, как Вы. Ваша любовь к Великому Облику, понимание даваемого
в таком всеоружии, как Вы. Ваша любовь к Великому Облику, понимание даваемого
Учения и чистота сердца при тонком поэтическом таланте создадут нечто
Учения и чистота сердца при тонком поэтическом таланте создадут нечто
-
совершенно неповторяемое.</span></p>
+
совершенно неповторяемое.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Впервые будет дано правдивое
+
<p>Впервые будет дано правдивое
и величавое представление о подвигах, превышающих наше воображение, с
и величавое представление о подвигах, превышающих наше воображение, с
незапамятных времен самоотверженно несомых Великими Тружениками на благо
незапамятных времен самоотверженно несомых Великими Тружениками на благо
человечества, и суровая красота их жизни и сокровища великого знания, хранимые
человечества, и суровая красота их жизни и сокровища великого знания, хранимые
-
в этой Твердыне, будут утверждены ярко и убедительно.</span></p>
+
в этой Твердыне, будут утверждены ярко и убедительно.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Несомненно, легенда о Святом
+
<p>Несомненно, легенда о Святом
Граале и Парсифале, как и большинство общенародных сказаний, пришла с Востока и
Граале и Парсифале, как и большинство общенародных сказаний, пришла с Востока и
напитала собою всю средневековую литературу Запада. Владыка Твердыни Света,
напитала собою всю средневековую литературу Запада. Владыка Твердыни Света,
Строка 37: Строка 36:
Пресвитера Иоанна. В XIV веке в Монголии имя это было пристегнуто к одному
Пресвитера Иоанна. В XIV веке в Монголии имя это было пристегнуто к одному
кереитскому хану из несториан. Такое пристегивание или заимствование
кереитскому хану из несториан. Такое пристегивание или заимствование
-
показывает, каким почетом и уважением пользовалось это имя на Востоке<ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
показывает, каким почетом и уважением пользовалось это имя на Востоке<ref> Книга Б.Я.Владимирцова «Чингис-хан», стр. 33–34. <i>(Примеч.
-
mso-no-proof:yes'>Книга Б.Я.Владимирцова «Чингис-хан», стр. 33–34. <i>(Примеч.
+
Е.И.Рерих.)</i></ref>. Думаю, что
-
Е.И.Рерих.)</i></span></ref>. Думаю, что
+
среди исследований германских ученых о Пресвитере Иоанне Вы найдете богатый
среди исследований германских ученых о Пресвитере Иоанне Вы найдете богатый
материал. Имеется еще недурная книга английского автора Артура Байта «О Святом
материал. Имеется еще недурная книга английского автора Артура Байта «О Святом
Строка 47: Строка 45:
т.д. В конечном результате все легенды и сказатели и исследователи их помещают
т.д. В конечном результате все легенды и сказатели и исследователи их помещают
царство Пресвитера Иоанна в Среднюю Азию, в область, называемую на карте «но
царство Пресвитера Иоанна в Среднюю Азию, в область, называемую на карте «но
-
ман'с лэнд»<ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
ман'с лэнд»<ref> «No-man's Land» <i>(англ.) – </i>«заповедная страна».</ref>.
-
mso-no-proof:yes'>«No-man's Land» <i>(англ.) – </i>«заповедная страна».</span></ref>.
+
Также и сама чаша превращается иногда в священный камень, который, по одному
Также и сама чаша превращается иногда в священный камень, который, по одному
преданию, находился однажды чуть ли не в венце самого Люцифера. Конечно, тот
преданию, находился однажды чуть ли не в венце самого Люцифера. Конечно, тот
Люцифер вполне отвечал данному ему имени и, вероятно, весьма скорбит, что столь
Люцифер вполне отвечал данному ему имени и, вероятно, весьма скорбит, что столь
прекрасное имя в позднейшие времена стараниями невежественных
прекрасное имя в позднейшие времена стараниями невежественных
-
священнослужителей было узурпировано ими для Его тени, или Антипода.</span></p>
+
священнослужителей было узурпировано ими для Его тени, или Антипода.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также отзвуки этой
+
<p>Также отзвуки этой
Таинственной Обители можно найти в старообрядческих преданиях о славянском
Таинственной Обители можно найти в старообрядческих преданиях о славянском
Царстве, Китеж-Граде и Беловодье. В некоторых из них указан и путь к нему,
Царстве, Китеж-Граде и Беловодье. В некоторых из них указан и путь к нему,
Строка 73: Строка 70:
достигаемых горных пещерах, у входа которых иногда показывались необычного вида
достигаемых горных пещерах, у входа которых иногда показывались необычного вида
люди. Имеется у нас и пророчество, данное одним из таких Азаров странствующим
люди. Имеется у нас и пророчество, данное одним из таких Азаров странствующим
-
буддийским монахам. Постараюсь найти его.</span></p>
+
буддийским монахам. Постараюсь найти его.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Юрий не скоро сможет, если
+
<p>Юрий не скоро сможет, если
только вообще [сможет], приняться за исследование о Пресвитере Иоанне. Он сейчас
только вообще [сможет], приняться за исследование о Пресвитере Иоанне. Он сейчас
поглощен своей «Историей Средней Азии» и другими научными работами. Потому,
поглощен своей «Историей Средней Азии» и другими научными работами. Потому,
Строка 85: Строка 82:
появляются перед началом каждой новой эпохи, и затем показать, как все эти
появляются перед началом каждой новой эпохи, и затем показать, как все эти
легенды сплетаются в чудесный венок из лучших чаяний всех народов во всех веках
легенды сплетаются в чудесный венок из лучших чаяний всех народов во всех веках
-
вокруг единой Твердыни Света.</span></p>
+
вокруг единой Твердыни Света.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Ваша догадка об Аполлонии
+
<p>Ваша догадка об Аполлонии
Тианском правильна. Самоотвержение Великого Владыки безгранично, и Он не раз
Тианском правильна. Самоотвержение Великого Владыки безгранично, и Он не раз
перевоплощался в предельно кратчайший срок. Так было и после ухода Аполлония
перевоплощался в предельно кратчайший срок. Так было и после ухода Аполлония
Строка 97: Строка 94:
понимать аллегорически, ибо действительно Он много раз бывал Кормчим Царства
понимать аллегорически, ибо действительно Он много раз бывал Кормчим Царства
Египетского. Кроме нескольких жизней как Иерофант, этот Мощный Дух проявлялся и
Египетского. Кроме нескольких жизней как Иерофант, этот Мощный Дух проявлялся и
-
в легендарном Царе Менесе, и в величайшем из фараонов Рамзесе II и т.д.</span></p>
+
в легендарном Царе Менесе, и в величайшем из фараонов Рамзесе II и т.д.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Понимаю и разделяю Вашу
+
<p>Понимаю и разделяю Вашу
-
любовь к греческой философии. Не вспомнили ли Вы Филоктета – последователя Платона?</span></p>
+
любовь к греческой философии. Не вспомнили ли Вы Филоктета – последователя Платона?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы правильно недоумеваете,
+
<p>Вы правильно недоумеваете,
каким образом Анаксагор мог проводить геоцентрическую теорию. Анаксагор был
каким образом Анаксагор мог проводить геоцентрическую теорию. Анаксагор был
посвящен в мистерии и знал учение Пифагора, принесенное из Индии, о
посвящен в мистерии и знал учение Пифагора, принесенное из Индии, о
Строка 115: Строка 112:
свои выражения. Кроме того, были так называемые священные знаки, которыми
свои выражения. Кроме того, были так называемые священные знаки, которыми
пользовались жрецы и иерофанты, но отдельные слова проникали в народ и
пользовались жрецы и иерофанты, но отдельные слова проникали в народ и
-
употреблялись без смысла. Впрочем, во всех веках происходила ломка языков»<ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
употреблялись без смысла. Впрочем, во всех веках происходила ломка языков»<ref> Надземное, 222 (опубликовано в другой редакции).</ref>. Сейчас мы
-
mso-no-proof:yes'>Надземное, 222 (опубликовано в другой редакции).</span></ref>. Сейчас мы
+
наблюдаем поучительное явление, подтверждающее вышесказанное. Недели три тому
наблюдаем поучительное явление, подтверждающее вышесказанное. Недели три тому
назад в Пенджабе скончался весьма известный и уважаемый мусульманский поэт
назад в Пенджабе скончался весьма известный и уважаемый мусульманский поэт
Строка 128: Строка 124:
не может установить точного смысла последней мысли поэта. Судя по газетам,
не может установить точного смысла последней мысли поэта. Судя по газетам,
имеется уже пять различных толкований. Не то же ли самое происходило и еще
имеется уже пять различных толкований. Не то же ли самое происходило и еще
-
происходит со всеми учениями, философиями и даже с мыслями обыкновенных людей?</span></p>
+
происходит со всеми учениями, философиями и даже с мыслями обыкновенных людей?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Доканчиваю страницу из новой
+
<p>Доканчиваю страницу из новой
-
книги, ибо данный в ней Совет может зазвучать в Вашем сердце.</span></p>
+
книги, ибо данный в ней Совет может зазвучать в Вашем сердце.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Не будем чрезмерно
+
<p>«Не будем чрезмерно
оправдывать недостойные поступки лишь недоразумением или разноязычием. К
оправдывать недостойные поступки лишь недоразумением или разноязычием. К
сожалению, постыдные действия имели в основании злую волю и зависть. Проследим,
сожалению, постыдные действия имели в основании злую волю и зависть. Проследим,
Строка 152: Строка 148:
раздумия, ибо при каждом гонении затрудняется спешный план. Но и это Мы
раздумия, ибо при каждом гонении затрудняется спешный план. Но и это Мы
обращаем на пользу. Мыслитель говорил: "Не пойму, гоните Меня или
обращаем на пользу. Мыслитель говорил: "Не пойму, гоните Меня или
-
подгоняете"»<ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
подгоняете"»<ref> Надземное, 222 (опубликовано в другой редакции).</ref>.</p>
-
mso-no-proof:yes'>Надземное, 222 (опубликовано в другой редакции).</span></ref>.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о Сен-Жермене.
+
<p>Теперь о Сен-Жермене.
Конечно, появления и исчезновения Сен-Жермена через закрытые двери
Конечно, появления и исчезновения Сен-Жермена через закрытые двери
производились или посредством психологирования, или гипноза присутствующих, или
производились или посредством психологирования, или гипноза присутствующих, или
же были манифестациями в тонком теле. То же можно сказать и о чудесных
же были манифестациями в тонком теле. То же можно сказать и о чудесных
-
появлениях Аполлония Тианского.</span></p>
+
появлениях Аполлония Тианского.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Камень Белый в «Откровении»,
+
<p>Камень Белый в «Откровении»,
конечно, может относиться к основному телу Камня, находящемуся в Твердыне
конечно, может относиться к основному телу Камня, находящемуся в Твердыне
Света, а также означать и появление осколка, находящегося в миру и
Света, а также означать и появление осколка, находящегося в миру и
-
сопровождающегося Новым Провозвестием.</span></p>
+
сопровождающегося Новым Провозвестием.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Родной наш Рихард Яковлевич,
+
<p>Родной наш Рихард Яковлевич,
надеюсь, что Вы будете иметь приятное лето и любящие Вас сердца сумеют так
надеюсь, что Вы будете иметь приятное лето и любящие Вас сердца сумеют так
поставить летний общинный быт, чтобы никто не мешал друг другу, чтобы никто не
поставить летний общинный быт, чтобы никто не мешал друг другу, чтобы никто не
-
посягал на чужое время.</span></p>
+
посягал на чужое время.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы и не знаете, как мне
+
<p>Вы и не знаете, как мне
хочется, чтобы Вы имели заслуженный отдых. От всей души сочувствую Вашему
хочется, чтобы Вы имели заслуженный отдых. От всей души сочувствую Вашему
желанию посоветоваться с венским профессором. Во всяком случае, уверена, что в
желанию посоветоваться с венским профессором. Во всяком случае, уверена, что в
Строка 185: Строка 180:
стал благодарить Бога, удар вернул ему зрение. Можно припомнить и удар палкой
стал благодарить Бога, удар вернул ему зрение. Можно припомнить и удар палкой
по голове ламы, страдавшего жестокими головными болями, после чего он
по голове ламы, страдавшего жестокими головными болями, после чего он
-
исцелился.</span></p>
+
исцелился.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Помните, как в Учении
+
<p>Помните, как в Учении
сказано, что египетские иерофанты для излечивания некоторых нервных заболеваний
сказано, что египетские иерофанты для излечивания некоторых нервных заболеваний
иногда подвергали своих пациентов потрясениям. Вообще, в будущем медицина
иногда подвергали своих пациентов потрясениям. Вообще, в будущем медицина
научится применять многие утерянные старинные методы и целебные средства.
научится применять многие утерянные старинные методы и целебные средства.
Конечно, сомневаюсь, чтобы в Вашем случае встряска была бы хороша, но сильное
Конечно, сомневаюсь, чтобы в Вашем случае встряска была бы хороша, но сильное
-
внушение было бы крайне полезно.</span></p>
+
внушение было бы крайне полезно.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Рихард Яковлевич,
+
<p>Дорогой Рихард Яковлевич,
приносим Вам нашу глубокую благодарность за Ваше прекрасное водительство Обществом
приносим Вам нашу глубокую благодарность за Ваше прекрасное водительство Обществом
и просим Вас всячески беречь здоровье. Токи неслыханно тяжки. Шлем наш самый
и просим Вас всячески беречь здоровье. Токи неслыханно тяжки. Шлем наш самый
сердечный привет Элле Рейнгольдовне и желаем всей Вашей семье и близким друзьям
сердечный привет Элле Рейнгольдовне и желаем всей Вашей семье и близким друзьям
-
всего самого светлого и самого радостного.</span></p>
+
всего самого светлого и самого радостного.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Было Сказано: «Одобряю книгу
+
<p>Было Сказано: «Одобряю книгу
Рихарда. Пусть он охранит исторический характер, так получится полезная книга.
Рихарда. Пусть он охранит исторический характер, так получится полезная книга.
Пусть не забудет указать на документы, найденные в Костроме». Документы эти
Пусть не забудет указать на документы, найденные в Костроме». Документы эти
упомянуты Н.К. в «Сердце Азии», глава о Шамбале. Об этих документах мы слышали
упомянуты Н.К. в «Сердце Азии», глава о Шамбале. Об этих документах мы слышали
от очевидца, человека, видевшего их. Имя его сейчас не может быть названо, ибо
от очевидца, человека, видевшего их. Имя его сейчас не может быть названо, ибо
-
это было в Швеции<ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
это было в Швеции<ref> Условное название России.</ref>. Также
-
mso-no-proof:yes'>Условное название России.</span></ref>. Также
+
Указано упомянуть о существовании книги «Красный Путь в Шамбалу», написанной
Указано упомянуть о существовании книги «Красный Путь в Шамбалу», написанной
одним утайшаньским ламою. Следует не забыть и «Путь в Шамбалу» Грюнведеля.
одним утайшаньским ламою. Следует не забыть и «Путь в Шамбалу» Грюнведеля.
Строка 232: Строка 226:
мною с добротою и мягкостью. Мог ли я ожидать большего? Избыток счастья сделал
мною с добротою и мягкостью. Мог ли я ожидать большего? Избыток счастья сделал
меня немым, и прошло некоторое время, прежде чем я смог произнести несколько
меня немым, и прошло некоторое время, прежде чем я смог произнести несколько
-
слов, будучи ободренным Его благостными словами...»</span></p>
+
слов, будучи ободренным Его благостными словами...»</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«И теперь, когда я видел
+
<p>«И теперь, когда я видел
Махатму во плоти, – заключает он свое письмо, – и слышал Его голос, пусть никто
Махатму во плоти, – заключает он свое письмо, – и слышал Его голос, пусть никто
не осмелится сказать мне, что Братья не существуют. Теперь будь что будет, но
не осмелится сказать мне, что Братья не существуют. Теперь будь что будет, но
никакая месть врагов, никакая смерть не могут меня устрашить, ибо я знаю то,
никакая месть врагов, никакая смерть не могут меня устрашить, ибо я знаю то,
-
что знаю» (страницы 37, 38).</span></p>
+
что знаю» (страницы 37, 38).</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Этот эпизод описан в «Пять
+
<p>Этот эпизод описан в «Пять
лет теософии», но гораздо подробнее. Много раз перечитывала эту страницу и все
лет теософии», но гораздо подробнее. Много раз перечитывала эту страницу и все
еще не могу вспомнить ее или же читать без сердечного трепета, граничащего с
еще не могу вспомнить ее или же читать без сердечного трепета, граничащего с
Строка 246: Строка 240:
Владимира Анатольевича списать для Вас эту страницу из «Пять лет теософии».
Владимира Анатольевича списать для Вас эту страницу из «Пять лет теософии».
Книгу эту невозможно уже достать. Если Владимир Анатольевич соберется скоро ее
Книгу эту невозможно уже достать. Если Владимир Анатольевич соберется скоро ее
-
списать, может быть, некоторые подробности можно будет добавить.</span></p>
+
списать, может быть, некоторые подробности можно будет добавить.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь, на всякий случай,
+
<p>Теперь, на всякий случай,
привожу Вам страничку из книги Владимирцова. «Кереиты были народом кочевым,
привожу Вам страничку из книги Владимирцова. «Кереиты были народом кочевым,
говорили на монгольском наречии, но в культурном отношении стояли несколько
говорили на монгольском наречии, но в культурном отношении стояли несколько
Строка 260: Строка 254:
христианским народом где-то на отдаленном Востоке; титул "Ван-хан" (царь)
христианским народом где-то на отдаленном Востоке; титул "Ван-хан" (царь)
дал повод отождествить легендарного пресвитера Иоанна с кереитским ханом...»
дал повод отождествить легендарного пресвитера Иоанна с кереитским ханом...»
-
(«Чингис-хан» Б.Я.Владимирцова, страницы 33, 34.)</span></p>
+
(«Чингис-хан» Б.Я.Владимирцова, страницы 33, 34.)</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так как осталось еще место,
+
<p>Так как осталось еще место,
то не могу не привести страничку из новой книги: «Можно замечать, как человек,
то не могу не привести страничку из новой книги: «Можно замечать, как человек,
говорящий с чувством, избавляется от природного недостатка. Но как только порыв
говорящий с чувством, избавляется от природного недостатка. Но как только порыв
Строка 272: Строка 266:
принадлежит Мыслителю. Он обладал замечательным даром рассеивать уныние. В
принадлежит Мыслителю. Он обладал замечательным даром рассеивать уныние. В
Братстве такое качество нужно как для Земли, так и для Тонкого Мира. Все, что
Братстве такое качество нужно как для Земли, так и для Тонкого Мира. Все, что
-
говорим, имеет ближайшее отношение к Братству»<ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
говорим, имеет ближайшее отношение к Братству»<ref> Надземное, 223.</ref>.</p>
-
mso-no-proof:yes'>Надземное, 223.</span></ref>.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Родные наши Рихард Яковлевич
+
<p>Родные наши Рихард Яковлевич
и Гаральд Феликсович, именно Ваше горение приносит удачу там, где другие видят
и Гаральд Феликсович, именно Ваше горение приносит удачу там, где другие видят
лишь чудовища, порожденные страхом и сомнением. Храните этот божественный
лишь чудовища, порожденные страхом и сомнением. Храните этот божественный
-
огонь.</span></p>
+
огонь.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Счастливы Вашей новой удаче.
+
<p>Счастливы Вашей новой удаче.
Еще раз сердце мое шлет Вам радость Вашей работе и прекрасному водительству.
Еще раз сердце мое шлет Вам радость Вашей работе и прекрасному водительству.
-
Храните здоровье. Напряжение все усиливается.</span></p>
+
Храните здоровье. Напряжение все усиливается.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Но сужденное свершится.</span></p>
+
<p>Но сужденное свершится.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Всем сердцем с Вами,</span></p>
+
<p>Всем сердцем с Вами,</p>
-
<p class=MsoSignature style='margin-top:0cm'>Ел. Рерих</p>
+
<p style="margin-top:0cm;">Ел. Рерих</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>&nbsp;</span></p>
+
<p>&nbsp;</p>

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Р.Я.Рудзитису
  • Дата : 24.05.1938
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

24 мая 1938 г.

Дорогой Рихард Яковлевич, мы не сомневались, что весь состав Правления будет переизбран и что члены Общества вполне оценили значение Вашего председательства, утвержденного Великим Владыкой. Потому шлем нашу радость и сердечные пожелания к началу нового цикла. Приветствуем от всего сердца и нового члена Правления Екатерину Яковлевну Драудзинь. Но так как никакое общество не может процветать без двух лиц – Председателя и секретаря, то считаю, что Вам совершенно необходимо будет найти помощника в лице деятельного секретаря. Это обстоятельство должно быть рассмотрено в первую очередь и найдено разумное решение. Совершенно недопустимо, чтобы Ваша ценная энергия разменивалась на мелочи.

Вашу радость и боль о любимом труде я так понимаю, ибо и у меня в глубине сердца живет боль, что не успею выполнить всего порученного. Но такая боль еще сильнее обостряет любовь и напрягает все способности к выполнению задания, потому я знаю, что задуманный Вами труд[1] выльется в прекраснейшее произведение искусства. Мало кто подходил к этой теме в таком всеоружии, как Вы. Ваша любовь к Великому Облику, понимание даваемого Учения и чистота сердца при тонком поэтическом таланте создадут нечто совершенно неповторяемое.

Впервые будет дано правдивое и величавое представление о подвигах, превышающих наше воображение, с незапамятных времен самоотверженно несомых Великими Тружениками на благо человечества, и суровая красота их жизни и сокровища великого знания, хранимые в этой Твердыне, будут утверждены ярко и убедительно.

Несомненно, легенда о Святом Граале и Парсифале, как и большинство общенародных сказаний, пришла с Востока и напитала собою всю средневековую литературу Запада. Владыка Твердыни Света, Держатель Колеса Закона преобразился в Парсифаля и в дальнейшем принял имя Пресвитера Иоанна. В XIV веке в Монголии имя это было пристегнуто к одному кереитскому хану из несториан. Такое пристегивание или заимствование показывает, каким почетом и уважением пользовалось это имя на Востоке[1]. Думаю, что среди исследований германских ученых о Пресвитере Иоанне Вы найдете богатый материал. Имеется еще недурная книга английского автора Артура Байта «О Святом Граале, его легендах и символизме». В этой книге довольно исчерпывающе приведены источники, которыми пользовался автор при своих изысканиях, имеются и упоминания о Пресвитере Иоанне с титулом Царя Царей, Владыки среди Владык и т.д. В конечном результате все легенды и сказатели и исследователи их помещают царство Пресвитера Иоанна в Среднюю Азию, в область, называемую на карте «но ман'с лэнд»[1]. Также и сама чаша превращается иногда в священный камень, который, по одному преданию, находился однажды чуть ли не в венце самого Люцифера. Конечно, тот Люцифер вполне отвечал данному ему имени и, вероятно, весьма скорбит, что столь прекрасное имя в позднейшие времена стараниями невежественных священнослужителей было узурпировано ими для Его тени, или Антипода.

Также отзвуки этой Таинственной Обители можно найти в старообрядческих преданиях о славянском Царстве, Китеж-Граде и Беловодье. В некоторых из них указан и путь к нему, причем в слегка искаженных названиях можно легко узнать среднеазиатские горные кряжи. Среди староверов немало было ходоков туда, и если они и не доходили, то все же некоторые из них приносили много любопытных подробностей, странных встреч и знаний на пути, указующих, несомненно, на таинственность этих мест (книга Н.К. «Сердце [Азии]», глава о Шамбале). Даже в самом конце прошлого столетия в Беловодье была отправлена экспедиция из уральских казаков-староверов, но они пошли неправильным путем и не нашли Беловодского Царства, о чем упоминает Вс. Иванов в своей книге о Н.К. Так и в Туркестане знают об Обители великих Азаров, и мы во время нашего путешествия по Средней Азии слышали немало рассказов о таинственных незнакомцах, появлявшихся на базарах и плативших невиданными старинными золотыми монетами, и также о высоких женщинах, непохожих на местных, внезапно появлявшихся и указывавших путь заблудившимся; говорили нам и о бесконечных подземных ходах и трудно достигаемых горных пещерах, у входа которых иногда показывались необычного вида люди. Имеется у нас и пророчество, данное одним из таких Азаров странствующим буддийским монахам. Постараюсь найти его.

Юрий не скоро сможет, если только вообще [сможет], приняться за исследование о Пресвитере Иоанне. Он сейчас поглощен своей «Историей Средней Азии» и другими научными работами. Потому, родной Рихард Яковлевич, Вам следует использовать найденный Вами материал. В таком труде, как Ваш, нельзя обойти молчанием явление Пресвитера Иоанна. Насколько я помню, одна из задач Вашего труда – собрать все сказания, все легенды о таинственном Убежище, или о Царстве Праведности и его Царе, а также и о хранимых там талисманах в виде Чаши или Камня, которые, как символы или вехи, появляются перед началом каждой новой эпохи, и затем показать, как все эти легенды сплетаются в чудесный венок из лучших чаяний всех народов во всех веках вокруг единой Твердыни Света.

Ваша догадка об Аполлонии Тианском правильна. Самоотвержение Великого Владыки безгранично, и Он не раз перевоплощался в предельно кратчайший срок. Так было и после ухода Аполлония Тианского, когда Он поспешил принять новую горьчайшую чашу как мученик Ориген. Хронология жизни Христа очень неточна. Великие Учителя относят рождение Иисуса на более ранний период, нежели указанный в Евангелиях. Россул М. был уже в летах, когда Христос вышел на проповедь. Упоминание о том, что Аполлоний Тианский в прежней жизни был кормчим на одном египетском судне, следует понимать аллегорически, ибо действительно Он много раз бывал Кормчим Царства Египетского. Кроме нескольких жизней как Иерофант, этот Мощный Дух проявлялся и в легендарном Царе Менесе, и в величайшем из фараонов Рамзесе II и т.д.

Понимаю и разделяю Вашу любовь к греческой философии. Не вспомнили ли Вы Филоктета – последователя Платона?

Вы правильно недоумеваете, каким образом Анаксагор мог проводить геоцентрическую теорию. Анаксагор был посвящен в мистерии и знал учение Пифагора, принесенное из Индии, о гелиоцентрическом построении Вселенной. Привожу страничку из новой книги: «Вы знаете, как иногда одно слово может извратить целую космогоническую теорию. Философ (Анаксагор) говорил, чтобы устыдить сограждан: "Вы должны чувствовать, что Земля является как бы средоточием Вселенной, тогда вы осознаете весь долг и всю ответственность, лежащие на человеке". Но последователи выпустили одно малое слово, и получилось совершенно иное мировоззрение. Можно привести много примеров, когда люди извращали смысл Учения, ибо в разных наречиях слова имели различное значение. Но наречий было много, иногда соседние роды употребляли свои выражения. Кроме того, были так называемые священные знаки, которыми пользовались жрецы и иерофанты, но отдельные слова проникали в народ и употреблялись без смысла. Впрочем, во всех веках происходила ломка языков»[1]. Сейчас мы наблюдаем поучительное явление, подтверждающее вышесказанное. Недели три тому назад в Пенджабе скончался весьма известный и уважаемый мусульманский поэт Икбал. Перед самым уходом он напевал четверостишие, смысл которого был – «Рай существует для всех». После его смерти в печати сразу появилось несколько толкований этого четверостишия. Правоверные магометане, возмущенные тем, что рай, по словам такого авторитетного лица, оказался доступным для всех, т.е. и для иноверцев, начали утверждать, что слова эти на том наречии, на котором они были написаны, означают как раз обратное, именно – рай не для всех. Также были приведены еще иные значения этих слов в их сочетаниях, и так до сих пор никто не может установить точного смысла последней мысли поэта. Судя по газетам, имеется уже пять различных толкований. Не то же ли самое происходило и еще происходит со всеми учениями, философиями и даже с мыслями обыкновенных людей?

Доканчиваю страницу из новой книги, ибо данный в ней Совет может зазвучать в Вашем сердце.

«Не будем чрезмерно оправдывать недостойные поступки лишь недоразумением или разноязычием. К сожалению, постыдные действия имели в основании злую волю и зависть. Проследим, за что были преследуемы лучшие люди всех народов. Можно усмотреть, что ложные обвинения были почти одинаковы и поражали своим неправдоподобием. Сравним, за что изгоняли Пифагора, Анаксагора, Сократа, Платона и других лучших людей. Почти те же обвинения бросались им, но в следующие века последовало признание, как бы и не было поношения! Можно сказать, что такие высокие деятели не умещались в людском сознании, и меч палача готов был снизить слишком высокую голову. Перикл был снова признан, когда люди довели его до слабоумия. Лишь в таком состоянии сограждане могли признать его равным им. Следует написать книгу о причинах гонения на великих людей. Только сопоставлением причин можно выявить путь злой воли. Советую, пусть кто-нибудь составит такую книгу. Можно будет установить, что преследования Конфуция или Сенеки походили по внутреннему смыслу. Наша память хранит много таких событий. Наши Братья и Сестры не однажды прошли через такие гонения. Можно назвать Жанну Д'Арк и Аспазию и целый ряд славных тружениц разных веков. Мы не сожалеем о таких испытаниях, но бывают нужные раздумия, ибо при каждом гонении затрудняется спешный план. Но и это Мы обращаем на пользу. Мыслитель говорил: "Не пойму, гоните Меня или подгоняете"»[1].

Теперь о Сен-Жермене. Конечно, появления и исчезновения Сен-Жермена через закрытые двери производились или посредством психологирования, или гипноза присутствующих, или же были манифестациями в тонком теле. То же можно сказать и о чудесных появлениях Аполлония Тианского.

Камень Белый в «Откровении», конечно, может относиться к основному телу Камня, находящемуся в Твердыне Света, а также означать и появление осколка, находящегося в миру и сопровождающегося Новым Провозвестием.

Родной наш Рихард Яковлевич, надеюсь, что Вы будете иметь приятное лето и любящие Вас сердца сумеют так поставить летний общинный быт, чтобы никто не мешал друг другу, чтобы никто не посягал на чужое время.

Вы и не знаете, как мне хочется, чтобы Вы имели заслуженный отдых. От всей души сочувствую Вашему желанию посоветоваться с венским профессором. Во всяком случае, уверена, что в самом ближайшем времени будет найден метод излечивания этого нервного недомогания. В недавней газете был описан замечательный случай, как один человек, страдавший в течение десяти дней непрекращающейся икотой, был неожиданно совершенно излечен. В течение десяти дней были использованы безрезультатно всевозможные средства, наконец решили отвезти страдальца в больницу; по дороге везший его автомобиль наскочил на дерево, и больной получил сильное потрясение организма, после которого икота совершенно оставила его. Также здесь в Индии один мальчик с силою упражнялся в бросании мяча и попал случайно в проходившего слепого нищего, тот упал от такого удара, но тотчас же поднялся и в радости стал благодарить Бога, удар вернул ему зрение. Можно припомнить и удар палкой по голове ламы, страдавшего жестокими головными болями, после чего он исцелился.

Помните, как в Учении сказано, что египетские иерофанты для излечивания некоторых нервных заболеваний иногда подвергали своих пациентов потрясениям. Вообще, в будущем медицина научится применять многие утерянные старинные методы и целебные средства. Конечно, сомневаюсь, чтобы в Вашем случае встряска была бы хороша, но сильное внушение было бы крайне полезно.

Дорогой Рихард Яковлевич, приносим Вам нашу глубокую благодарность за Ваше прекрасное водительство Обществом и просим Вас всячески беречь здоровье. Токи неслыханно тяжки. Шлем наш самый сердечный привет Элле Рейнгольдовне и желаем всей Вашей семье и близким друзьям всего самого светлого и самого радостного.

Было Сказано: «Одобряю книгу Рихарда. Пусть он охранит исторический характер, так получится полезная книга. Пусть не забудет указать на документы, найденные в Костроме». Документы эти упомянуты Н.К. в «Сердце Азии», глава о Шамбале. Об этих документах мы слышали от очевидца, человека, видевшего их. Имя его сейчас не может быть названо, ибо это было в Швеции[1]. Также Указано упомянуть о существовании книги «Красный Путь в Шамбалу», написанной одним утайшаньским ламою. Следует не забыть и «Путь в Шамбалу» Грюнведеля. Также разрешено поместить и встречу с Махатмой, описанную Клодом Брэгдоном (архитектором и писателем) в его книжечке «Episodes from an Unwritten History»: Брэгдон приводит выдержки из письма одного индуса по имени Рамасвамир к своему другу, в котором он описывает свою встречу с Гималайским Махатмою. Индус этот решил идти в Тибет и найти Махатму или же погибнуть в поисках. Не сказав никому ни слова о своем намерении, имея лишь несколько рупий в кошельке и вместо оружия – посох странника, один и пешком, он отправился в это опасное путешествие, ибо Тибет был и есть еще «запретная страна». Но он преуспел. После многих трудностей и смертельных опасностей недалеко от тибетской границы он был встречен одиноким Всадником, который оказался Тем, Кого он искал. Так он описывает эту встречу: «Когда Он приблизился ко мне, Он остановил коня. Я взглянул на него и тотчас же узнал. Я находился перед ликом Махатмы, моего высокочтимого Гуру, которого я раньше видел в Его тонком теле. В тот же миг я простерся перед Ним. Я поднялся по Его приказу, и, смотря на Него, я совершенно забылся в созерцании Его лика, который я так хорошо знал... Я не мог ничего сказать, радость и почитание лишили меня языка. Величавость Его Облика, который казался мне олицетворением мощи и мысли, внушала мне восторг и страх. Я находился лицом к лицу с Махатмою Гималаев, и Он не был мифом или же созданием воображения медиума, как сказали бы скептики. Это не было ночным сновидением, ибо время было между девятью и десятью часами утра. Солнце сияло и было молчаливым свидетелем происходящего. Я вижу Его перед собою, и Он говорит со мною с добротою и мягкостью. Мог ли я ожидать большего? Избыток счастья сделал меня немым, и прошло некоторое время, прежде чем я смог произнести несколько слов, будучи ободренным Его благостными словами...»

«И теперь, когда я видел Махатму во плоти, – заключает он свое письмо, – и слышал Его голос, пусть никто не осмелится сказать мне, что Братья не существуют. Теперь будь что будет, но никакая месть врагов, никакая смерть не могут меня устрашить, ибо я знаю то, что знаю» (страницы 37, 38).

Этот эпизод описан в «Пять лет теософии», но гораздо подробнее. Много раз перечитывала эту страницу и все еще не могу вспомнить ее или же читать без сердечного трепета, граничащего с болью, ибо Облик Великого Владыки встает живым перед моими глазами. Попрошу Владимира Анатольевича списать для Вас эту страницу из «Пять лет теософии». Книгу эту невозможно уже достать. Если Владимир Анатольевич соберется скоро ее списать, может быть, некоторые подробности можно будет добавить.

Теперь, на всякий случай, привожу Вам страничку из книги Владимирцова. «Кереиты были народом кочевым, говорили на монгольском наречии, но в культурном отношении стояли несколько выше монгольских племен, вроде татар, тайчуитов и других. Среди них было довольно распространено христианство несторианского толка, имели они сношения и с культурным народом тангутами – Си-Ся, которые в ту пору владели северо-западными окраинами Китая, и с разными народами, населявшими Туркестан и Семиречье. Ван-хан совершенно незаслуженно сделался знаменитою личностью, в особенности в Европе, куда проникли и нашли себе горячий отклик легендарные сказания о царе-священнике Иоанне, который будто бы блистательно правит христианским народом где-то на отдаленном Востоке; титул "Ван-хан" (царь) дал повод отождествить легендарного пресвитера Иоанна с кереитским ханом...» («Чингис-хан» Б.Я.Владимирцова, страницы 33, 34.)

Так как осталось еще место, то не могу не привести страничку из новой книги: «Можно замечать, как человек, говорящий с чувством, избавляется от природного недостатка. Но как только порыв прекрасной страсти потухает, человек опять подпадает земному недостатку. Мысленное горение может не потухать, и такие крылья немедленно донесут до Руководителя. Нам легко работать там, где есть мысленное горение. Потому так предупреждаем против страха, уныния и отчаяния. Такие свойства подобны отсыревшим углям. У такого костра не согреетесь. Последнее сравнение принадлежит Мыслителю. Он обладал замечательным даром рассеивать уныние. В Братстве такое качество нужно как для Земли, так и для Тонкого Мира. Все, что говорим, имеет ближайшее отношение к Братству»[1].

Родные наши Рихард Яковлевич и Гаральд Феликсович, именно Ваше горение приносит удачу там, где другие видят лишь чудовища, порожденные страхом и сомнением. Храните этот божественный огонь.

Счастливы Вашей новой удаче. Еще раз сердце мое шлет Вам радость Вашей работе и прекрасному водительству. Храните здоровье. Напряжение все усиливается.

Но сужденное свершится.

Всем сердцем с Вами,

Ел. Рерих

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно