24.05.1939 Е.И.Рерих А.И.Янушкевичу

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=a0><span style='letter-spacing:-.15pt'>Е.И.Рерих
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|А.И.Янушкевичу|24.05.1939|МЦР, 2006||}}<p>Е.И.Рерих
-
– А.И.Янушкевичу</span></p>
+
– А.И.Янушкевичу</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">24 мая 1939 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">24 мая 1939 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой и родной Антон
+
<p>Дорогой и родной Антон
Иосифович, радовалась Вашим весточкам, но не могла ответить на них тотчас же.
Иосифович, радовалась Вашим весточкам, но не могла ответить на них тотчас же.
Мое недомогание затянулось, и почти месяц пришлось пролежать в постели. Должна
Мое недомогание затянулось, и почти месяц пришлось пролежать в постели. Должна
Строка 11: Строка 11:
но я очень, очень буду просить Вас не торопиться. Нужно еще обождать. Кроме
но я очень, очень буду просить Вас не торопиться. Нужно еще обождать. Кроме
того, Вы творите полезнейшую работу, где находитесь сейчас. Подумайте только,
того, Вы творите полезнейшую работу, где находитесь сейчас. Подумайте только,
-
скольким душам Вы открыли и показали правильное направление!</span></p>
+
скольким душам Вы открыли и показали правильное направление!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Радуемся, что Вы нашли нового
+
<p>Радуемся, что Вы нашли нового
друга. Передайте ему наш сердечный привет. Нет ничего более прекрасного, как
друга. Передайте ему наш сердечный привет. Нет ничего более прекрасного, как
делиться духовными сокровищами с душами созвучными. Сейчас можно наблюдать
делиться духовными сокровищами с душами созвучными. Сейчас можно наблюдать
Строка 24: Строка 24:
последователи разных Учений, пусть каждый избирает себе то Учение, которое
последователи разных Учений, пусть каждый избирает себе то Учение, которое
ближе ему по сознанию. Не будем зазывать на свой двор, но откроем врата
ближе ему по сознанию. Не будем зазывать на свой двор, но откроем врата
-
стучащемуся.</span></p>
+
стучащемуся.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Книги Бо-Ин Ра я не читала,
+
<p>Книги Бо-Ин Ра я не читала,
но друг наш Владимир Анатольевич Шибаев ознакомился с ними в бытность свою в
но друг наш Владимир Анатольевич Шибаев ознакомился с ними в бытность свою в
Риге. Он же сообщил мне, что Бо-Ин Ра – еврей, носящий немецкую фамилию,
Риге. Он же сообщил мне, что Бо-Ин Ра – еврей, носящий немецкую фамилию,
Строка 50: Строка 50:
исходящих от Источника Света. «Явленная космическая битва зовет к распознаванию
исходящих от Источника Света. «Явленная космическая битва зовет к распознаванию
путей, ведущих к Свету и Тьме. При космическом напряжении всех сил это распознавание
путей, ведущих к Свету и Тьме. При космическом напряжении всех сил это распознавание
-
необходимо, ибо пространство насыщено стрелами огненными...»<ref><span
+
необходимо, ибо пространство насыщено стрелами огненными...»<ref> Мир Огненный, III, 378.</ref></p>
-
style='mso-no-proof:yes'> </span><span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
-
mso-no-proof:yes'>Мир Огненный, III, 378.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></ref></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вероятно, скоро выйдут два
+
<p>Вероятно, скоро выйдут два
тома моих писем. Буду просить друзей выслать их Вам. Там встречается много
тома моих писем. Буду просить друзей выслать их Вам. Там встречается много
разъяснений некоторых трудно понимаемых мест в книгах Живой Этики. Теперь
разъяснений некоторых трудно понимаемых мест в книгах Живой Этики. Теперь
-
приложу и Беседы полезные.</span></p>
+
приложу и Беседы полезные.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Вы знаете, что есть
+
<p>«Вы знаете, что есть
посвящение. Около этого понятия много смущения. Одни полагают, что посвящение
посвящение. Около этого понятия много смущения. Одни полагают, что посвящение
заключается в приобретении знания, но это лишь путь. Другие думают, что
заключается в приобретении знания, но это лишь путь. Другие думают, что
преданность уже есть посвящение, но это лишь путь. Третьи утверждают, что
преданность уже есть посвящение, но это лишь путь. Третьи утверждают, что
-
посвящение есть несение тайны, но и это есть лишь путь.</span></p>
+
посвящение есть несение тайны, но и это есть лишь путь.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Посвящение есть дерзание
+
<p>Посвящение есть дерзание
приблизиться к Лику Света и не убояться взглянуть на него. Приобщение к Свету
приблизиться к Лику Света и не убояться взглянуть на него. Приобщение к Свету
-
требует отваги, и в такой степени самоотвержения будет прекрасное посвящение.</span></p>
+
требует отваги, и в такой степени самоотвержения будет прекрасное посвящение.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Учитель может сообщить
+
<p>Учитель может сообщить
-
множество превосходных знаний, но в конце концов Он скажет: &quot;Теперь дойди
+
множество превосходных знаний, но в конце концов Он скажет: "Теперь дойди
-
и докажи безбоязненность&quot;. Особое напряжение сознания потребуется в конце
+
и докажи безбоязненность". Особое напряжение сознания потребуется в конце
пути. Все знание разлетается, и путник остается одиноким на утесах восхождения.
пути. Все знание разлетается, и путник остается одиноким на утесах восхождения.
Одно пламя сердца согревает, когда собранные одежды раздираются вихрем.
Одно пламя сердца согревает, когда собранные одежды раздираются вихрем.
Слышатся голоса, но они не походят на любимый Зов. Нужно заблаговременно
Слышатся голоса, но они не походят на любимый Зов. Нужно заблаговременно
-
приготовиться к Свету и принять его без страха.</span></p>
+
приготовиться к Свету и принять его без страха.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Невозможно рассказать на
+
<p>Невозможно рассказать на
базаре об ощущении Света. Посвященный не расскажет о доверенном чувстве. Ничто
базаре об ощущении Света. Посвященный не расскажет о доверенном чувстве. Ничто
не заставит сказать то, что несказуемо. В этом можно отличить посвященного от
не заставит сказать то, что несказуемо. В этом можно отличить посвященного от
Строка 83: Строка 81:
доступных. Посланные вестники не болтливы. Мыслитель предостерегал учеников,
доступных. Посланные вестники не болтливы. Мыслитель предостерегал учеников,
чтобы умели донести доверенное. Он понимал так же, как и Сократ, о значении
чтобы умели донести доверенное. Он понимал так же, как и Сократ, о значении
-
правды. Он говорил: &quot;Сделайте лучший ларец, ибо правда нуждается в крепком
+
правды. Он говорил: "Сделайте лучший ларец, ибо правда нуждается в крепком
-
хранилище&quot;»<ref><span
+
хранилище"»<ref> Надземное, 232 (опубликовано в другой редакции).</ref>.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'> </span><span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
-
mso-no-proof:yes'>Надземное, 232 (опубликовано в другой редакции).</span><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'></span></ref>.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«240. Вы знаете, что каждый
+
<p>«240. Вы знаете, что каждый
добрый деятель подвергается нападениям темных. Один такой деятель воскликнул:
добрый деятель подвергается нападениям темных. Один такой деятель воскликнул:
-
&quot;Мне кажется, что становлюсь центром хаотического водоворота!&quot; Слова
+
"Мне кажется, что становлюсь центром хаотического водоворота!" Слова
эти не были лишены основания. Можно напомнить некоторые химические опыты, когда
эти не были лишены основания. Можно напомнить некоторые химические опыты, когда
капля сильного вещества производила видимость водоворота и являлась как бы центром
капля сильного вещества производила видимость водоворота и являлась как бы центром
всей массы, совершенно неравноценной по своему значению. Но это будет лишь
всей массы, совершенно неравноценной по своему значению. Но это будет лишь
-
кратким состоянием, скоро ценная капля распространится и улучшит всю массу.</span></p>
+
кратким состоянием, скоро ценная капля распространится и улучшит всю массу.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Совершенно то же происходит и
+
<p>Совершенно то же происходит и
в человеческих отношениях. Массы бросаются на высокую индивидуальность и
в человеческих отношениях. Массы бросаются на высокую индивидуальность и
образуют своего рода водоворот, но придет час, когда влияние личности
образуют своего рода водоворот, но придет час, когда влияние личности
превозможет хаос и получится благодетельное влияние на широкие массы. Можно
превозможет хаос и получится благодетельное влияние на широкие массы. Можно
часто сопоставлять человеческие отношения с химическими реакциями, и выводы
часто сопоставлять человеческие отношения с химическими реакциями, и выводы
-
будут весьма убедительны.</span></p>
+
будут весьма убедительны.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Часто люди впадают в отчаяние
+
<p>Часто люди впадают в отчаяние
от гонений, несправедливостей, пусть они поймут, что их присутствие возмутило
от гонений, несправедливостей, пусть они поймут, что их присутствие возмутило
хаос. Сильный деятель поймет, что лучше оказаться возмутителем хаоса, нежели
хаос. Сильный деятель поймет, что лучше оказаться возмутителем хаоса, нежели
сделаться частью этой массы непроявленной. На жизненных примерах всех веков
сделаться частью этой массы непроявленной. На жизненных примерах всех веков
можно указать на многие столкновения хаоса с великими индивидуальностями и
можно указать на многие столкновения хаоса с великими индивидуальностями и
-
можно наблюдать, какое высокое влияние оставляли эти труженики на массы.</span></p>
+
можно наблюдать, какое высокое влияние оставляли эти труженики на массы.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Мыслитель постоянно
+
<p>Мыслитель постоянно
-
напоминал, что ярость хаоса есть высшее признание деятеля».</span></p>
+
напоминал, что ярость хаоса есть высшее признание деятеля».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«241. Вы знаете, что каждое
+
<p>«241. Вы знаете, что каждое
уклонение от начертаний создает осложнения. Опять обратимся к химическому
уклонение от начертаний создает осложнения. Опять обратимся к химическому
примеру. В готовый сложный состав прибавим одну каплю постороннего вещества, и
примеру. В готовый сложный состав прибавим одну каплю постороннего вещества, и
весь состав будет изменен. Можно усилить первоначальное вещество, можно
весь состав будет изменен. Можно усилить первоначальное вещество, можно
-
потратить много энергии, но тем не менее состав не будет первоначальным.</span></p>
+
потратить много энергии, но тем не менее состав не будет первоначальным.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Если кому-то неубедителен
+
<p>Если кому-то неубедителен
пример одного коня, остановившего караван, то пример из химии будет более
пример одного коня, остановившего караван, то пример из химии будет более
осязаем. Капля, одна капля, одна малая капля может изменить сущность всего
осязаем. Капля, одна капля, одна малая капля может изменить сущность всего
-
полезного состава.</span></p>
+
полезного состава.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Люди мнят себя
+
<p>Люди мнят себя
последователями высших Учений и в то же время безответственно искажают судьбу
последователями высших Учений и в то же время безответственно искажают судьбу
целых народов. Они опять скажут, что Мы угрожаем, но разве угроза в
целых народов. Они опять скажут, что Мы угрожаем, но разве угроза в
предупреждении об опасности? Нельзя воображать себя учеными и в то же время
предупреждении об опасности? Нельзя воображать себя учеными и в то же время
-
нарушать законы Природы.</span></p>
+
нарушать законы Природы.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Когда Мы говорим о единении и
+
<p>Когда Мы говорим о единении и
гармонии, люди считают это отвлеченностью. Они ждут реальных посылок в том
гармонии, люди считают это отвлеченностью. Они ждут реальных посылок в том
смысле, как они понимают реальность. Они не думают, что в Мире Надземном
смысле, как они понимают реальность. Они не думают, что в Мире Надземном
Строка 139: Строка 134:
сотрудники не понимали, что они сделали. Пусть сотрудники попытаются
сотрудники не понимали, что они сделали. Пусть сотрудники попытаются
представить себе всю сложность Нашей работы! Пусть подумают, какие токи должны
представить себе всю сложность Нашей работы! Пусть подумают, какие токи должны
-
быть преодолены!</span></p>
+
быть преодолены!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы знаете, куда направлена
+
<p>Вы знаете, куда направлена
свободная воля человечества. Можете предупредить ее любыми мерами, хотя бы до
свободная воля человечества. Можете предупредить ее любыми мерами, хотя бы до
землетрясений включительно, но свободная воля будет тонуть по своему произволу.
землетрясений включительно, но свободная воля будет тонуть по своему произволу.
Строка 149: Строка 144:
легкомысленно оскорбляемы. Но люди даже в открытиях своих не задумываются о
легкомысленно оскорбляемы. Но люди даже в открытиях своих не задумываются о
вреде вызывания из пространства сил некоординированных. Много труда нужно
вреде вызывания из пространства сил некоординированных. Много труда нужно
-
положить для обуздания такой свободной воли.</span></p>
+
положить для обуздания такой свободной воли.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Мыслитель говорил:
+
<p>Мыслитель говорил:
-
&quot;Разве можем мы усмотреть все препятствия? Печально зрелище закованного
+
"Разве можем мы усмотреть все препятствия? Печально зрелище закованного
человека, который не думает, насколько он связан. Но каждую цепь можно
человека, который не думает, насколько он связан. Но каждую цепь можно
-
распилить&quot;».</span></p>
+
распилить"».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«242. Вы знаете, что сеятель
+
<p>«242. Вы знаете, что сеятель
ветра пожнет бурю. Но когда эта буря разразится и кто ею смятен будет, о том
ветра пожнет бурю. Но когда эта буря разразится и кто ею смятен будет, о том
люди не думают. Они твердят о карме и ограничивают ее своими мерами, но карма
люди не думают. Они твердят о карме и ограничивают ее своими мерами, но карма
действует прогрессивно. Указанная буря захватит многих, и такое следствие
действует прогрессивно. Указанная буря захватит многих, и такое следствие
-
обрушится на сеятеля ветра.</span></p>
+
обрушится на сеятеля ветра.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Когда же долетит ярое
+
<p>Когда же долетит ярое
следствие бури? Правильно говорят, что понятие времени относительно. Так, не
следствие бури? Правильно говорят, что понятие времени относительно. Так, не
земными часами измеряется накопление бури. Одно остается несомненным – это, что
земными часами измеряется накопление бури. Одно остается несомненным – это, что
-
сеятель и пожнет.</span></p>
+
сеятель и пожнет.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Можно наблюдать за прогрессом
+
<p>Можно наблюдать за прогрессом
кармы на многих исторических деяниях. Мы советуем читать жизнеописания и
кармы на многих исторических деяниях. Мы советуем читать жизнеописания и
летописи. Так, можно наблюдать, как росла карма и как она обрушивалась, чтобы
летописи. Так, можно наблюдать, как росла карма и как она обрушивалась, чтобы
Строка 173: Строка 168:
наказанием, но великий закон не может быть так ограничен. Закон действует во
наказанием, но великий закон не может быть так ограничен. Закон действует во
имя равновесия. Размер нарушения равновесия не может быть определен земными
имя равновесия. Размер нарушения равновесия не может быть определен земными
-
мерами. Только с высших планов можно усмотреть, как разрастается содеянное.</span></p>
+
мерами. Только с высших планов можно усмотреть, как разрастается содеянное.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Мы говорили о капле яда, но
+
<p>Мы говорили о капле яда, но
одно малое слово может действовать как сильный яд. Можно пожалеть, что люди не
одно малое слово может действовать как сильный яд. Можно пожалеть, что люди не
вдумываются в слова, ими произносимые. Процесс эволюции долго совершается, но
вдумываются в слова, ими произносимые. Процесс эволюции долго совершается, но
качество мышления и слова человеческого не повышается. Вспомним о высоком
качество мышления и слова человеческого не повышается. Вспомним о высоком
мышлении индийских и греческих философов. Может ли двадцатый век гордиться
мышлении индийских и греческих философов. Может ли двадцатый век гордиться
-
такою же утонченностью мышления?</span></p>
+
такою же утонченностью мышления?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Мыслитель говорил:
+
<p>Мыслитель говорил:
-
&quot;Наверное, ранее нас кто-то размышлял лучше. Не будем надеяться, что мы
+
"Наверное, ранее нас кто-то размышлял лучше. Не будем надеяться, что мы
-
преуспели. Пусть наши недостатки послужат рычагом к совершенствованию&quot;».</span></p>
+
преуспели. Пусть наши недостатки послужат рычагом к совершенствованию"».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«243. Вы знаете о Нашем
+
<p>«243. Вы знаете о Нашем
совете беречь силы. С другой стороны, Мы говорим о напряжении до
совете беречь силы. С другой стороны, Мы говорим о напряжении до
самопожертвования. Для людей это будет противоречием. Но в Нашем понимании оба
самопожертвования. Для людей это будет противоречием. Но в Нашем понимании оба
указания должны быть сгармонизированы. Нужно беречь силы, ибо можно нанести
указания должны быть сгармонизированы. Нужно беречь силы, ибо можно нанести
вред не только себе, но и Высшим Руководителям. Силы нужны для напряжения их в
вред не только себе, но и Высшим Руководителям. Силы нужны для напряжения их в
-
час чрезвычайный.</span></p>
+
час чрезвычайный.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так, Мы весьма заботимся о
+
<p>Так, Мы весьма заботимся о
здоровье Наших учеников. Каждый вождь непременно печется о своих сотрудниках,
здоровье Наших учеников. Каждый вождь непременно печется о своих сотрудниках,
но Мы просим и самих сотрудников помочь Нам в заботе о них. Мы можем усмотреть
но Мы просим и самих сотрудников помочь Нам в заботе о них. Мы можем усмотреть
Строка 199: Строка 194:
предотвратить весь процесс. Ведь все болезни имеют психическую основу. Так
предотвратить весь процесс. Ведь все болезни имеют психическую основу. Так
нужно постепенно приучаться к сохранению сил. Это не будет самостью, если силы
нужно постепенно приучаться к сохранению сил. Это не будет самостью, если силы
-
посвящены служению добра.</span></p>
+
посвящены служению добра.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также не забудем, что силы
+
<p>Также не забудем, что силы
могут мгновенно потребоваться для подвига, и ясно, что невозможно вдруг собрать
могут мгновенно потребоваться для подвига, и ясно, что невозможно вдруг собрать
растраченные силы. Темные противники не упустят мгновения, чтобы
растраченные силы. Темные противники не упустят мгновения, чтобы
Строка 207: Строка 202:
может пробить час, когда все силы могут понадобиться. Нужно иметь священный
может пробить час, когда все силы могут понадобиться. Нужно иметь священный
запас сил, и враги отлично учтут такой запас, посвященный служению. Нужно иметь
запас сил, и враги отлично учтут такой запас, посвященный служению. Нужно иметь
-
немало мудрости, чтобы найти точку равновесия.</span></p>
+
немало мудрости, чтобы найти точку равновесия.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Мыслитель говорил:
+
<p>Мыслитель говорил:
-
&quot;Умейте не расточать порученные силы. Умейте оберечь, но и скупцами не
+
"Умейте не расточать порученные силы. Умейте оберечь, но и скупцами не
-
сделайтесь&quot;».</span></p>
+
сделайтесь"».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«244. Вы знаете, что
+
<p>«244. Вы знаете, что
ханжество основано на бессердечии. Между тем связь с Высшим покоится на сердце,
ханжество основано на бессердечии. Между тем связь с Высшим покоится на сердце,
на сердечности во всем ее объеме. Ярость бессердечия бывает очень велика, при
на сердечности во всем ее объеме. Ярость бессердечия бывает очень велика, при
Строка 219: Строка 214:
время поражают многих. Тяжка карма таких бессердечных безумцев. Уродливо их
время поражают многих. Тяжка карма таких бессердечных безумцев. Уродливо их
бормотание о самом Высшем, когда они своими действиями поносят именно
бормотание о самом Высшем, когда они своими действиями поносят именно
-
Наивысшее.</span></p>
+
Наивысшее.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Мысль бессердечия бывает
+
<p>Мысль бессердечия бывает
самым несносным поруганием рода человеческого. Таких людей не включали древние
самым несносным поруганием рода человеческого. Таких людей не включали древние
-
философы в свои государства. Платон в своей &quot;Республике&quot; и Аристотель
+
философы в свои государства. Платон в своей "Республике" и Аристотель
-
в &quot;Политике&quot; имели в виду сообщества разумных содеятелей. Они не
+
в "Политике" имели в виду сообщества разумных содеятелей. Они не
могли примириться с тиранами, ханжами и обманщиками. Невозможно представить
могли примириться с тиранами, ханжами и обманщиками. Невозможно представить
сильное государство, состоящее из ханжей и обманщиков. Нельзя приложить
сильное государство, состоящее из ханжей и обманщиков. Нельзя приложить
ханжество к высшему верованию и знанию. Ложное основание будет служить и
ханжество к высшему верованию и знанию. Ложное основание будет служить и
-
ложному построению.</span></p>
+
ложному построению.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Мы не одобряем каждое
+
<p>Мы не одобряем каждое
проявление ханжества и полагаем, что такое свойство служит рассадником самых
проявление ханжества и полагаем, что такое свойство служит рассадником самых
недостойных чувств. Мыслитель отвергал каждое проявление ханжества среди
недостойных чувств. Мыслитель отвергал каждое проявление ханжества среди
-
учеников. Он говорил: &quot;В таком случае иди к жрецам и заплати им золотом за
+
учеников. Он говорил: "В таком случае иди к жрецам и заплати им золотом за
-
их молитвы. Они полагают, что Боги могут принимать нанятые молитвы&quot;».</span></p>
+
их молитвы. Они полагают, что Боги могут принимать нанятые молитвы"».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Итак, берегите Ваши силы и
+
<p>Итак, берегите Ваши силы и
здоровье. Сейчас особенно распространяется эпидемия раздражения слизистых
здоровье. Сейчас особенно распространяется эпидемия раздражения слизистых
оболочек. Она имеет много общего с так называемой инфлуэнцей, но скрытое
оболочек. Она имеет много общего с так называемой инфлуэнцей, но скрытое
-
действие может быть серьезнее<ref><span style='mso-no-proof:yes'> </span><span
+
действие может быть серьезнее<ref> В бум. изд. написано «действие не может быть серьезнее». – (Прим. ред. эл.
-
style='font-size:10.0pt;mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:Arial;mso-no-proof:
+
версии).</ref>.
-
yes'>В бум. изд. написано «действие не может быть серьезнее». – </span><span
+
-
style='font-size:10.0pt;font-family:Arial;mso-no-proof:yes'>(Прим. ред. эл.
+
-
версии).</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></ref>.
+
Потому обращайте внимание на малейшее проявление такого раздражения. Оберегайтесь
Потому обращайте внимание на малейшее проявление такого раздражения. Оберегайтесь
-
от простуды.</span></p>
+
от простуды.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>&nbsp;</span></p>
+
<p>&nbsp;</p>
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
-
<references/>
 
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
-
{{LetterPostEdit|22.05.1939 Е.И.Рерих Н.П.Серафининой|Рерих Е.И. Письма. Том VI, Оглавление|Май 1939 Е.И.Рерих Ю.Д.Монтвидене}}
 
-
[[Категория:Письма Е.И.]]
+
<references/>{{LetterPostEdit|22.05.1939 Е.И.Рерих Н.П.Серафининой|Рерих Е.И. Письма. Том VI, Оглавление|Май 1939 Е.И.Рерих Ю.Д.Монтвидене}}
 +
 
 +
[[Категория:Источники]]
 +
[[Категория:Письма семьи Рерих]]
 +
[[Категория:1939]]
 +
[[Категория:Письма Е.И.Рерих]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. Том VI]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. Том VI]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : А.И.Янушкевичу
  • Дата : 24.05.1939
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – А.И.Янушкевичу

24 мая 1939 г.

Дорогой и родной Антон Иосифович, радовалась Вашим весточкам, но не могла ответить на них тотчас же. Мое недомогание затянулось, и почти месяц пришлось пролежать в постели. Должна была запустить всю работу и корреспонденцию, пришлось наверстывать, но сейчас уже справляюсь. В Вашем письме от 7 марта Вы высказываете намерение о поездке, но я очень, очень буду просить Вас не торопиться. Нужно еще обождать. Кроме того, Вы творите полезнейшую работу, где находитесь сейчас. Подумайте только, скольким душам Вы открыли и показали правильное направление!

Радуемся, что Вы нашли нового друга. Передайте ему наш сердечный привет. Нет ничего более прекрасного, как делиться духовными сокровищами с душами созвучными. Сейчас можно наблюдать много исканий в области духа, и это знак превосходный. Невелика беда, если магниты притягивающие разноценны, лишь бы они будили мысль и выводили сознание людей из губительного равнодушия. Сужденный или тот, чье чувствознание проснулось и сердце горит, не будет долго заблуждаться и сам разберется, где суррогат и где Истина. Лишь бы люди научились терпимости и не исключать друг друга. Нужна бережность к стремлениям и суждениям ближних. Пусть существуют последователи разных Учений, пусть каждый избирает себе то Учение, которое ближе ему по сознанию. Не будем зазывать на свой двор, но откроем врата стучащемуся.

Книги Бо-Ин Ра я не читала, но друг наш Владимир Анатольевич Шибаев ознакомился с ними в бытность свою в Риге. Он же сообщил мне, что Бо-Ин Ра – еврей, носящий немецкую фамилию, которую Владимир Анатольевич запамятовал. Учение Бо-Ин Ра выпускалось маленькими брошюрами на всевозможные темы. Владимир Анатольевич учение это не воспринял, особенно потому, что этот «посвященный» умаляет женщину, женское начало вообще. В умалении одного из Начал Бытия сказывается уже огромное недомыслие. Много всяких «посвященных» разгуливает по Земле. Но следует делать большую разницу между Белыми Братьями, или Великими Гималайскими Учителями, и просто белыми братьями (по теософической терминологии), примкнувшими к Учению Света. Кроме того, нужно знать, что сейчас все Великие Учителя собрались в своей главной Твердыне. Все ашрамы в Тибете, укрытые в непроходимых ущельях, тоже закрыты. Отравление земной атмосферы не позволяет Белым Братьям появляться среди землян, слишком много энергии пришлось бы затрачивать на расчищение этих слоев. Притом работа Их не требует сейчас Их телесного выявления. Они могут гораздо продуктивнее работать и направлять спасительные лучи туда, где это неотложно нужно. Так, проявим утонченное распознавание и высшую бережность, не допустим профанацию высших понятий. Не умалим из-за недостатка знания и воображения Облик Великих Учителей. Ведь невозможно даже представить себе все величие Архата Иерархии Света! Оно не умещается в нашем ограниченном земном сознании. Лишь трепет сердца свидетельствует о том духовном восторге, который ощущает преданный ученик при приближении Луча Владыки Света или при чтении книг, исходящих от Источника Света. «Явленная космическая битва зовет к распознаванию путей, ведущих к Свету и Тьме. При космическом напряжении всех сил это распознавание необходимо, ибо пространство насыщено стрелами огненными...»[1]

Вероятно, скоро выйдут два тома моих писем. Буду просить друзей выслать их Вам. Там встречается много разъяснений некоторых трудно понимаемых мест в книгах Живой Этики. Теперь приложу и Беседы полезные.

«Вы знаете, что есть посвящение. Около этого понятия много смущения. Одни полагают, что посвящение заключается в приобретении знания, но это лишь путь. Другие думают, что преданность уже есть посвящение, но это лишь путь. Третьи утверждают, что посвящение есть несение тайны, но и это есть лишь путь.

Посвящение есть дерзание приблизиться к Лику Света и не убояться взглянуть на него. Приобщение к Свету требует отваги, и в такой степени самоотвержения будет прекрасное посвящение.

Учитель может сообщить множество превосходных знаний, но в конце концов Он скажет: "Теперь дойди и докажи безбоязненность". Особое напряжение сознания потребуется в конце пути. Все знание разлетается, и путник остается одиноким на утесах восхождения. Одно пламя сердца согревает, когда собранные одежды раздираются вихрем. Слышатся голоса, но они не походят на любимый Зов. Нужно заблаговременно приготовиться к Свету и принять его без страха.

Невозможно рассказать на базаре об ощущении Света. Посвященный не расскажет о доверенном чувстве. Ничто не заставит сказать то, что несказуемо. В этом можно отличить посвященного от обманщика, который умеет закатить глаза и сладко петь о видениях, только ему доступных. Посланные вестники не болтливы. Мыслитель предостерегал учеников, чтобы умели донести доверенное. Он понимал так же, как и Сократ, о значении правды. Он говорил: "Сделайте лучший ларец, ибо правда нуждается в крепком хранилище"»[1].

«240. Вы знаете, что каждый добрый деятель подвергается нападениям темных. Один такой деятель воскликнул: "Мне кажется, что становлюсь центром хаотического водоворота!" Слова эти не были лишены основания. Можно напомнить некоторые химические опыты, когда капля сильного вещества производила видимость водоворота и являлась как бы центром всей массы, совершенно неравноценной по своему значению. Но это будет лишь кратким состоянием, скоро ценная капля распространится и улучшит всю массу.

Совершенно то же происходит и в человеческих отношениях. Массы бросаются на высокую индивидуальность и образуют своего рода водоворот, но придет час, когда влияние личности превозможет хаос и получится благодетельное влияние на широкие массы. Можно часто сопоставлять человеческие отношения с химическими реакциями, и выводы будут весьма убедительны.

Часто люди впадают в отчаяние от гонений, несправедливостей, пусть они поймут, что их присутствие возмутило хаос. Сильный деятель поймет, что лучше оказаться возмутителем хаоса, нежели сделаться частью этой массы непроявленной. На жизненных примерах всех веков можно указать на многие столкновения хаоса с великими индивидуальностями и можно наблюдать, какое высокое влияние оставляли эти труженики на массы.

Мыслитель постоянно напоминал, что ярость хаоса есть высшее признание деятеля».

«241. Вы знаете, что каждое уклонение от начертаний создает осложнения. Опять обратимся к химическому примеру. В готовый сложный состав прибавим одну каплю постороннего вещества, и весь состав будет изменен. Можно усилить первоначальное вещество, можно потратить много энергии, но тем не менее состав не будет первоначальным.

Если кому-то неубедителен пример одного коня, остановившего караван, то пример из химии будет более осязаем. Капля, одна капля, одна малая капля может изменить сущность всего полезного состава.

Люди мнят себя последователями высших Учений и в то же время безответственно искажают судьбу целых народов. Они опять скажут, что Мы угрожаем, но разве угроза в предупреждении об опасности? Нельзя воображать себя учеными и в то же время нарушать законы Природы.

Когда Мы говорим о единении и гармонии, люди считают это отвлеченностью. Они ждут реальных посылок в том смысле, как они понимают реальность. Они не думают, что в Мире Надземном заготовляются точные начертания, которые могут быть осуществлены только при полном единении сотрудников. Когда-нибудь расскажу, как затруднялись многие исторические события самыми, казалось бы, ничтожными преткновениями, и сотрудники не понимали, что они сделали. Пусть сотрудники попытаются представить себе всю сложность Нашей работы! Пусть подумают, какие токи должны быть преодолены!

Вы знаете, куда направлена свободная воля человечества. Можете предупредить ее любыми мерами, хотя бы до землетрясений включительно, но свободная воля будет тонуть по своему произволу. Люди знают, что взрывы способствуют дождю, и все-таки они будут потрясать атмосферу, хотя бы их ждала судьба Атлантиды. Некоторые ученые пытаются напомнить человечеству о стройности физических законов, которые не должны быть легкомысленно оскорбляемы. Но люди даже в открытиях своих не задумываются о вреде вызывания из пространства сил некоординированных. Много труда нужно положить для обуздания такой свободной воли.

Мыслитель говорил: "Разве можем мы усмотреть все препятствия? Печально зрелище закованного человека, который не думает, насколько он связан. Но каждую цепь можно распилить"».

«242. Вы знаете, что сеятель ветра пожнет бурю. Но когда эта буря разразится и кто ею смятен будет, о том люди не думают. Они твердят о карме и ограничивают ее своими мерами, но карма действует прогрессивно. Указанная буря захватит многих, и такое следствие обрушится на сеятеля ветра.

Когда же долетит ярое следствие бури? Правильно говорят, что понятие времени относительно. Так, не земными часами измеряется накопление бури. Одно остается несомненным – это, что сеятель и пожнет.

Можно наблюдать за прогрессом кармы на многих исторических деяниях. Мы советуем читать жизнеописания и летописи. Так, можно наблюдать, как росла карма и как она обрушивалась, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Люди иногда готовы считать карму наказанием, но великий закон не может быть так ограничен. Закон действует во имя равновесия. Размер нарушения равновесия не может быть определен земными мерами. Только с высших планов можно усмотреть, как разрастается содеянное.

Мы говорили о капле яда, но одно малое слово может действовать как сильный яд. Можно пожалеть, что люди не вдумываются в слова, ими произносимые. Процесс эволюции долго совершается, но качество мышления и слова человеческого не повышается. Вспомним о высоком мышлении индийских и греческих философов. Может ли двадцатый век гордиться такою же утонченностью мышления?

Мыслитель говорил: "Наверное, ранее нас кто-то размышлял лучше. Не будем надеяться, что мы преуспели. Пусть наши недостатки послужат рычагом к совершенствованию"».

«243. Вы знаете о Нашем совете беречь силы. С другой стороны, Мы говорим о напряжении до самопожертвования. Для людей это будет противоречием. Но в Нашем понимании оба указания должны быть сгармонизированы. Нужно беречь силы, ибо можно нанести вред не только себе, но и Высшим Руководителям. Силы нужны для напряжения их в час чрезвычайный.

Так, Мы весьма заботимся о здоровье Наших учеников. Каждый вождь непременно печется о своих сотрудниках, но Мы просим и самих сотрудников помочь Нам в заботе о них. Мы можем усмотреть приближающуюся опасность, но без содействия сотрудника Мы не можем предотвратить весь процесс. Ведь все болезни имеют психическую основу. Так нужно постепенно приучаться к сохранению сил. Это не будет самостью, если силы посвящены служению добра.

Также не забудем, что силы могут мгновенно потребоваться для подвига, и ясно, что невозможно вдруг собрать растраченные силы. Темные противники не упустят мгновения, чтобы воспользоваться расстройством сил, и нанесут удар по слабому месту. Между тем, может пробить час, когда все силы могут понадобиться. Нужно иметь священный запас сил, и враги отлично учтут такой запас, посвященный служению. Нужно иметь немало мудрости, чтобы найти точку равновесия.

Мыслитель говорил: "Умейте не расточать порученные силы. Умейте оберечь, но и скупцами не сделайтесь"».

«244. Вы знаете, что ханжество основано на бессердечии. Между тем связь с Высшим покоится на сердце, на сердечности во всем ее объеме. Ярость бессердечия бывает очень велика, при этом она захватывает широкие круги. Люди думают поразить одного, но в то же время поражают многих. Тяжка карма таких бессердечных безумцев. Уродливо их бормотание о самом Высшем, когда они своими действиями поносят именно Наивысшее.

Мысль бессердечия бывает самым несносным поруганием рода человеческого. Таких людей не включали древние философы в свои государства. Платон в своей "Республике" и Аристотель в "Политике" имели в виду сообщества разумных содеятелей. Они не могли примириться с тиранами, ханжами и обманщиками. Невозможно представить сильное государство, состоящее из ханжей и обманщиков. Нельзя приложить ханжество к высшему верованию и знанию. Ложное основание будет служить и ложному построению.

Мы не одобряем каждое проявление ханжества и полагаем, что такое свойство служит рассадником самых недостойных чувств. Мыслитель отвергал каждое проявление ханжества среди учеников. Он говорил: "В таком случае иди к жрецам и заплати им золотом за их молитвы. Они полагают, что Боги могут принимать нанятые молитвы"».

Итак, берегите Ваши силы и здоровье. Сейчас особенно распространяется эпидемия раздражения слизистых оболочек. Она имеет много общего с так называемой инфлуэнцей, но скрытое действие может быть серьезнее[1]. Потому обращайте внимание на малейшее проявление такого раздражения. Оберегайтесь от простуды.

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно