25.01.1938 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=a0>Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу</p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|Е.А.Зильберсдорфу|25.01.1938|МЦР, 2006||}}<p>Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">25 января 1938 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">25 января 1938 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Евгений
+
<p>Дорогой Евгений
Александрович, спешу вернуть Вам присланные рукописи. С большим интересом
Александрович, спешу вернуть Вам присланные рукописи. С большим интересом
прочла реферат Ф.Баруна. Между прочим, не откажите сообщить мне его отчество.
прочла реферат Ф.Баруна. Между прочим, не откажите сообщить мне его отчество.
Строка 9: Строка 9:
Вашего друга и провидение Антония Великого из книг «Добротолюбия». Оно говорит
Вашего друга и провидение Антония Великого из книг «Добротолюбия». Оно говорит
само за себя и не нуждается в комментариях. Весьма возможно, что он читал эти
само за себя и не нуждается в комментариях. Весьма возможно, что он читал эти
-
книги, но всегда полезно напомнить.</span></p>
+
книги, но всегда полезно напомнить.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о главе «Спиритизм и
+
<p>Теперь о главе «Спиритизм и
Оккультизм». Вы, вероятно, слышали от Александра Ивановича, как я не люблю
Оккультизм». Вы, вероятно, слышали от Александра Ивановича, как я не люблю
слово «оккультизм». Слово это заклеймено обывательским к нему отношением и, так
слово «оккультизм». Слово это заклеймено обывательским к нему отношением и, так
Строка 24: Строка 24:
царств. Это познание неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю
царств. Это познание неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю
жизни, ко всему бытию. И заветы всех Учений Жизни, или Живой Этики, обретут
жизни, ко всему бытию. И заветы всех Учений Жизни, или Живой Этики, обретут
-
свою нерушимую ценность.</span></p>
+
свою нерушимую ценность.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Затем, не лучше ли где
+
<p>Затем, не лучше ли где
возможно вносить более обобщающее понимание Божественного Начала? Потому я
возможно вносить более обобщающее понимание Божественного Начала? Потому я
избегала бы таких церковных выражений, как Воля Всевышнего или Заветы Его,
избегала бы таких церковных выражений, как Воля Всевышнего или Заветы Его,
Строка 32: Строка 32:
с личностью, и потому они не вяжутся с представлением Всеобъемлющего Начала.
с личностью, и потому они не вяжутся с представлением Всеобъемлющего Начала.
Мне кажется, что удачнее будет заменить эти оба понятия – Законом. Я позволила
Мне кажется, что удачнее будет заменить эти оба понятия – Законом. Я позволила
-
себе сделать пометки на самой рукописи.</span></p>
+
себе сделать пометки на самой рукописи.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Имейте в виду, что Восток
+
<p>Имейте в виду, что Восток
-
говорит о раскрытии центров, ибо центры не развиваются, но раскрываются.</span></p>
+
говорит о раскрытии центров, ибо центры не развиваются, но раскрываются.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В Вашем новом оглавлении
+
<p>В Вашем новом оглавлении
-
книги<ref><span
+
книги<ref> <i>Зильберсдорф Е.А. </i>В поисках правды. Рига, 1939.</ref>, может быть,
-
style='mso-no-proof:yes'> </span><i><span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
-
mso-no-proof:yes'>Зильберсдорф Е.А. </span></i><span style='mso-bidi-font-size:
+
-
9.0pt;mso-no-proof:yes'>В поисках правды. Рига, 1939.</span><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'></span></ref>, может быть,
+
лучше поставить местоимение «их» после слова «исправление», чтобы избежать трех
лучше поставить местоимение «их» после слова «исправление», чтобы избежать трех
-
«и» подряд.</span></p>
+
«и» подряд.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Продолжение главы о Соборах
+
<p>Продолжение главы о Соборах
читается легко. Но, вероятно, я очень глупа, ибо не могу понять, почему слово
читается легко. Но, вероятно, я очень глупа, ибо не могу понять, почему слово
«единосущный» оказалось менее приемлемым, нежели «единородный». Возможно,
«единосущный» оказалось менее приемлемым, нежели «единородный». Возможно,
Строка 53: Строка 49:
разбираться во всех тонкостях и головоломках богословов. Думается, что это было
разбираться во всех тонкостях и головоломках богословов. Думается, что это было
бы бесполезной тратой времени. Заветы Христа имеют гораздо больше значения,
бы бесполезной тратой времени. Заветы Христа имеют гораздо больше значения,
-
нежели Его происхождение.</span></p>
+
нежели Его происхождение.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Достали ли Вы книгу Уайта
+
<p>Достали ли Вы книгу Уайта
«Борьба Религий с Наукой»? Очень советую Вам выписать ее из Дома Книги в
«Борьба Религий с Наукой»? Очень советую Вам выписать ее из Дома Книги в
Париже. Хотя она издана в сильно сокращенном виде, все же в ней имеется
Париже. Хотя она издана в сильно сокращенном виде, все же в ней имеется
-
ценнейший материал, который убедительнее богословских прений.</span></p>
+
ценнейший материал, который убедительнее богословских прений.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Привожу Вам перевод
+
<p>Привожу Вам перевод
любопытного документа. Напечатана эта заметка была в местной «Лагорской газете»
любопытного документа. Напечатана эта заметка была в местной «Лагорской газете»
-
15 января 38 года. Прилагаю и английскую копию ее.</span></p>
+
15 января 38 года. Прилагаю и английскую копию ее.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«На днях опубликован отчет
+
<p>«На днях опубликован отчет
Комиссии, назначенной Архиепископами Кентерберийским и Йоркским в 1922 году для
Комиссии, назначенной Архиепископами Кентерберийским и Йоркским в 1922 году для
обсуждения христианской доктрины с целью установления существующей
обсуждения христианской доктрины с целью установления существующей
согласованности среди представителей Англиканской церкви и также для
согласованности среди представителей Англиканской церкви и также для
-
исследования, насколько эти различия могут быть изъяты или уменьшены.</span></p>
+
исследования, насколько эти различия могут быть изъяты или уменьшены.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Комиссия протестует в
+
<p>Комиссия протестует в
нескольких пунктах против традиционных верований и отвергает непогрешимость
нескольких пунктах против традиционных верований и отвергает непогрешимость
Библии, говоря, что авторитет ее не должен предрешать исследование в любой
Библии, говоря, что авторитет ее не должен предрешать исследование в любой
-
области.</span></p>
+
области.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Комиссия считает историческое
+
<p>Комиссия считает историческое
свидетельство о беспорочном зачатии не убедительным и заявляет, что вера в
свидетельство о беспорочном зачатии не убедительным и заявляет, что вера в
физическое воскрешение мертвых должна быть отброшена. С другой стороны, Комиссия
физическое воскрешение мертвых должна быть отброшена. С другой стороны, Комиссия
утверждает, что воскрешение Христа было событием столь же реальным и
утверждает, что воскрешение Христа было событием столь же реальным и
-
конкретным, как и распятие.</span></p>
+
конкретным, как и распятие.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Комиссия разделилась во
+
<p>Комиссия разделилась во
мнении, что касается до возможности чудес, но она согласна, что Бог может
мнении, что касается до возможности чудес, но она согласна, что Бог может
-
творить чудеса, если это Ему угодно.</span></p>
+
творить чудеса, если это Ему угодно.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также она утверждает, что не
+
<p>Также она утверждает, что не
может быть возражений против теории эволюции, которая может быть выведена на
может быть возражений против теории эволюции, которая может быть выведена на
основании изложения Творения Мира в Книге Бытия. Все образованные христиане
основании изложения Творения Мира в Книге Бытия. Все образованные христиане
согласны, что эти изложения должны рассматриваться как мифологические в своем
согласны, что эти изложения должны рассматриваться как мифологические в своем
происхождении и потому их значение для нас скорее символично, нежели
происхождении и потому их значение для нас скорее символично, нежели
-
исторично».</span></p>
+
исторично».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Интересно<span
+
<p>Интересно<ref> Сверху от руки написано: <i>Все же было.</i></ref> отметить, что
-
class=MsoFootnoteReference><span style='mso-special-character:footnote'><span
+
-
class=MsoFootnoteReference><span style='font-size:12.0pt;mso-bidi-font-size:
+
-
10.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
+
-
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA;
+
-
mso-no-proof:yes'><ref><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'> </span><span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
-
mso-no-proof:yes'>Сверху от руки написано: <i>Все же было.</i></span><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'><o:p></o:p></span></ref></span></span></span></span> отметить, что
+
вопрос об исключительном сыновстве Христа, видимо, не был затронут. Конечно,
вопрос об исключительном сыновстве Христа, видимо, не был затронут. Конечно,
подобное обсуждение могло привести к страшному расколу и рушению всей церкви,
подобное обсуждение могло привести к страшному расколу и рушению всей церкви,
-
основанной на лжи.</span></p>
+
основанной на лжи.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Следовало бы прочесть полный
+
<p>Следовало бы прочесть полный
отчет. Поразительно наблюдать изворотливость мышления духовных представителей!
отчет. Поразительно наблюдать изворотливость мышления духовных представителей!
(Право, она даже превосходит казуистику отцов, заседавших на соборах.)
(Право, она даже превосходит казуистику отцов, заседавших на соборах.)
Строка 112: Строка 100:
телах), в другом же, точно таком же случае, они поддерживают именно реальность
телах), в другом же, точно таком же случае, они поддерживают именно реальность
и конкретность такого воскрешения. Неужели они считают, что вся паства их
и конкретность такого воскрешения. Неужели они считают, что вся паства их
-
состоит из ослов, или же они... впрочем, пусть каждый творит свое заключение.</span></p>
+
состоит из ослов, или же они... впрочем, пусть каждый творит свое заключение.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь из «Добротолюбия», том
+
<p>Теперь из «Добротолюбия», том
-
первый.</span></p>
+
первый.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«26. В другой раз св. Антоний
+
<p>«26. В другой раз св. Антоний
открыл своим ученикам, как от умаления ревности расслабеет иночество и
открыл своим ученикам, как от умаления ревности расслабеет иночество и
померкнет слава его. Некоторые ученики его, видя бесчисленное множество иноков
померкнет слава его. Некоторые ученики его, видя бесчисленное множество иноков
в пустыне, украшенных такими добродетелями и с таким жаром ревнующих о
в пустыне, украшенных такими добродетелями и с таким жаром ревнующих о
-
преуспеянии в святом житии отшельническом, спросили авву Антония: &quot;Отче!
+
преуспеянии в святом житии отшельническом, спросили авву Антония: "Отче!
Долго ли пребудет этот жар ревности и эта любовь к уединению, нищете, смирению,
Долго ли пребудет этот жар ревности и эта любовь к уединению, нищете, смирению,
воздержанию и всем прочим добродетелям, к которым ныне так усердно прилежит все
воздержанию и всем прочим добродетелям, к которым ныне так усердно прилежит все
-
множество монахов?&quot; – Человек Божий с воздыханием и слезами ответил им:
+
множество монахов?" – Человек Божий с воздыханием и слезами ответил им:
-
&quot;Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и
+
"Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и
потекут вместо их в богатые города, где, вместо этих пустынных пещер и тесных
потекут вместо их в богатые города, где, вместо этих пустынных пещер и тесных
келий, воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо
келий, воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо
Строка 134: Строка 122:
монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и,
монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и,
несмотря на то что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками
несмотря на то что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками
-
(монах – собственно уединенник).</span></p>
+
(монах – собственно уединенник).</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Притом они будут величаться,
+
<p>Притом они будут величаться,
говоря: я Павлов, я Аполлосов (1 Кор.1, 12), как бы вся сила их монашества
говоря: я Павлов, я Аполлосов (1 Кор.1, 12), как бы вся сила их монашества
состояла в достоинстве их предшественников; они будут величаться отцами своими,
состояла в достоинстве их предшественников; они будут величаться отцами своими,
-
как иудеи – отцом своим Авраамом [(Мф. 3, 9)].</span></p>
+
как иудеи – отцом своим [[Авраам|Авраамом]] [(Мф. 3, 9)].</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Но будут в то время и такие,
+
<p>Но будут в то время и такие,
которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог
которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог
преступить, и не преступил, и зло сотворить, и не сотворил (Сир. 31, 11),
преступить, и не преступил, и зло сотворить, и не сотворил (Сир. 31, 11),
нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему
нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему
-
Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо
+
Ной, [[Авраам|Авраам]] и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо
-
так много прославляются в Писании&quot;».</span></p>
+
так много прославляются в Писании"».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Да, самое трудное – это омыть
+
<p>Да, самое трудное – это омыть
тело Христа. И самое страшное явление заключается в признании некоторых
тело Христа. И самое страшное явление заключается в признании некоторых
представителей церкви – что им не страшны отрицатели, атеисты, но именно
представителей церкви – что им не страшны отрицатели, атеисты, но именно
теософы и всякие оккультисты, которые хотят по-своему представить Христа. И с
теософы и всякие оккультисты, которые хотят по-своему представить Христа. И с
ними они будут бороться всеми [мерами]. Вы чуете, что скрыто под таким
ними они будут бороться всеми [мерами]. Вы чуете, что скрыто под таким
-
признанием.</span></p>
+
признанием.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>А в то же время мы читаем в
+
<p>А в то же время мы читаем в
газетах американских: «По случаю Рождества, по распоряжению американских
газетах американских: «По случаю Рождества, по распоряжению американских
судебных властей, 40 пасторов, содержавшихся в заключении по различным делам,
судебных властей, 40 пасторов, содержавшихся в заключении по различным делам,
были отпущены домой на сутки провести праздник в кругу семьи. Такое разрешение
были отпущены домой на сутки провести праздник в кругу семьи. Такое разрешение
не было дано одному лишь пастору Мартину Минеллеру, обвиняемому в тяжком
не было дано одному лишь пастору Мартину Минеллеру, обвиняемому в тяжком
-
преступлении».</span></p>
+
преступлении».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>По всему миру сейчас немало
+
<p>По всему миру сейчас немало
-
преступников среди представителей церкви. Немало слышно и из Югославии.</span></p>
+
преступников среди представителей церкви. Немало слышно и из Югославии.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Нужно кончать, уходит почта.</span></p>
+
<p>Нужно кончать, уходит почта.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Шлю Вам и Вашим ближайшим
+
<p>Шлю Вам и Вашим ближайшим
друзьям самые бодрые мысли. Мужество сейчас необходимо всем, ибо, истинно,
друзьям самые бодрые мысли. Мужество сейчас необходимо всем, ибо, истинно,
безумие мира достигло апогея. Разложение некоторых стран идет с сокрушающей
безумие мира достигло апогея. Разложение некоторых стран идет с сокрушающей
Строка 173: Строка 161:
Александра Ивановича на мое разъяснительное письмо. Так хотелось бы, чтобы он
Александра Ивановича на мое разъяснительное письмо. Так хотелось бы, чтобы он
принял его правильно и сердце подсказало бы ему, как близко [принимаю все]
принял его правильно и сердце подсказало бы ему, как близко [принимаю все]
-
относящееся до него и до всех вступивших на путь служения.</span></p>
+
относящееся до него и до всех вступивших на путь служения.</p>
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Пусть будет Вам светло.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>&nbsp;</span></p>
+
-
 
+
 +
<p>Пусть будет Вам светло.</p>
 +
{{PerevodStroki}}
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
-
<references/>
+
<references/>{{LetterPostEdit|18.01.1938 Е.И.Рерих Е.Ф.Писаревой|Рерих Е.И. Письма. Том VI, Оглавление|29.01.1938 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому}}
-
{{PerevodStroki}}
+
-
{{LetterPostEdit|18.01.1938 Е.И.Рерих Е.Ф.Писаревой|Рерих Е.И. Письма. Том VI, Оглавление|29.01.1938 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому}}
+
-
[[Категория:Письма Е.И.]]
+
[[Категория:Источники]]
 +
[[Категория:Письма семьи Рерих]]
 +
[[Категория:1938]]
 +
[[Категория:Письма Е.И.Рерих]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. Том VI]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. Том VI]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Е.А.Зильберсдорфу
  • Дата : 25.01.1938
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу

25 января 1938 г.

Дорогой Евгений Александрович, спешу вернуть Вам присланные рукописи. С большим интересом прочла реферат Ф.Баруна. Между прочим, не откажите сообщить мне его отчество. Вполне согласна с его точкой зрения на проявление антихриста. Прилагаю для Вашего друга и провидение Антония Великого из книг «Добротолюбия». Оно говорит само за себя и не нуждается в комментариях. Весьма возможно, что он читал эти книги, но всегда полезно напомнить.

Теперь о главе «Спиритизм и Оккультизм». Вы, вероятно, слышали от Александра Ивановича, как я не люблю слово «оккультизм». Слово это заклеймено обывательским к нему отношением и, так сказать, набило оскомину. Понимаю, что трудно везде избежать его, но где возможно я старалась бы избегать этого термина вчерашнего дня. Сокровенное Учение, Сокровенное Знание или даже Тайноведение звучит уже лучше. Ведь сейчас задача в том, чтобы устремить сознание людей к новым подходам, к новому горизонту, к будущему с его новыми открытиями, требующими и новых определительных. Потому хотелось бы еще сильнее подчеркнуть, что путь самоотверженного жизненного подвига и будет приобщением к познанию тайн природы, которые, прежде всего, заключены в самом человеке, как синтезе всех ее царств. Это познание неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю жизни, ко всему бытию. И заветы всех Учений Жизни, или Живой Этики, обретут свою нерушимую ценность.

Затем, не лучше ли где возможно вносить более обобщающее понимание Божественного Начала? Потому я избегала бы таких церковных выражений, как Воля Всевышнего или Заветы Его, когда Вы имеете в виду Великий Принцип. Ведь понятия воли и заветов уже связаны с личностью, и потому они не вяжутся с представлением Всеобъемлющего Начала. Мне кажется, что удачнее будет заменить эти оба понятия – Законом. Я позволила себе сделать пометки на самой рукописи.

Имейте в виду, что Восток говорит о раскрытии центров, ибо центры не развиваются, но раскрываются.

В Вашем новом оглавлении книги[1], может быть, лучше поставить местоимение «их» после слова «исправление», чтобы избежать трех «и» подряд.

Продолжение главы о Соборах читается легко. Но, вероятно, я очень глупа, ибо не могу понять, почему слово «единосущный» оказалось менее приемлемым, нежели «единородный». Возможно, конечно, что греческий эквивалент этого слова имеет еще какое-то особое значение. Но, конечно, я не считаю себя достаточно компетентной, чтобы разбираться во всех тонкостях и головоломках богословов. Думается, что это было бы бесполезной тратой времени. Заветы Христа имеют гораздо больше значения, нежели Его происхождение.

Достали ли Вы книгу Уайта «Борьба Религий с Наукой»? Очень советую Вам выписать ее из Дома Книги в Париже. Хотя она издана в сильно сокращенном виде, все же в ней имеется ценнейший материал, который убедительнее богословских прений.

Привожу Вам перевод любопытного документа. Напечатана эта заметка была в местной «Лагорской газете» 15 января 38 года. Прилагаю и английскую копию ее.

«На днях опубликован отчет Комиссии, назначенной Архиепископами Кентерберийским и Йоркским в 1922 году для обсуждения христианской доктрины с целью установления существующей согласованности среди представителей Англиканской церкви и также для исследования, насколько эти различия могут быть изъяты или уменьшены.

Комиссия протестует в нескольких пунктах против традиционных верований и отвергает непогрешимость Библии, говоря, что авторитет ее не должен предрешать исследование в любой области.

Комиссия считает историческое свидетельство о беспорочном зачатии не убедительным и заявляет, что вера в физическое воскрешение мертвых должна быть отброшена. С другой стороны, Комиссия утверждает, что воскрешение Христа было событием столь же реальным и конкретным, как и распятие.

Комиссия разделилась во мнении, что касается до возможности чудес, но она согласна, что Бог может творить чудеса, если это Ему угодно.

Также она утверждает, что не может быть возражений против теории эволюции, которая может быть выведена на основании изложения Творения Мира в Книге Бытия. Все образованные христиане согласны, что эти изложения должны рассматриваться как мифологические в своем происхождении и потому их значение для нас скорее символично, нежели исторично».

Интересно[1] отметить, что вопрос об исключительном сыновстве Христа, видимо, не был затронут. Конечно, подобное обсуждение могло привести к страшному расколу и рушению всей церкви, основанной на лжи.

Следовало бы прочесть полный отчет. Поразительно наблюдать изворотливость мышления духовных представителей! (Право, она даже превосходит казуистику отцов, заседавших на соборах.) Курьезно, что в одном случае они отрицают возможность нарушения законов физического плана (беспорочное зачатие и воскрешение мертвых в физических телах), в другом же, точно таком же случае, они поддерживают именно реальность и конкретность такого воскрешения. Неужели они считают, что вся паства их состоит из ослов, или же они... впрочем, пусть каждый творит свое заключение.

Теперь из «Добротолюбия», том первый.

«26. В другой раз св. Антоний открыл своим ученикам, как от умаления ревности расслабеет иночество и померкнет слава его. Некоторые ученики его, видя бесчисленное множество иноков в пустыне, украшенных такими добродетелями и с таким жаром ревнующих о преуспеянии в святом житии отшельническом, спросили авву Антония: "Отче! Долго ли пребудет этот жар ревности и эта любовь к уединению, нищете, смирению, воздержанию и всем прочим добродетелям, к которым ныне так усердно прилежит все множество монахов?" – Человек Божий с воздыханием и слезами ответил им: "Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо их в богатые города, где, вместо этих пустынных пещер и тесных келий, воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие будут заботиться о роскошных яствах не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и, несмотря на то что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками (монах – собственно уединенник).

Притом они будут величаться, говоря: я Павлов, я Аполлосов (1 Кор.1, 12), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников; они будут величаться отцами своими, как иудеи – отцом своим Авраамом [(Мф. 3, 9)].

Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить, и не преступил, и зло сотворить, и не сотворил (Сир. 31, 11), нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании"».

Да, самое трудное – это омыть тело Христа. И самое страшное явление заключается в признании некоторых представителей церкви – что им не страшны отрицатели, атеисты, но именно теософы и всякие оккультисты, которые хотят по-своему представить Христа. И с ними они будут бороться всеми [мерами]. Вы чуете, что скрыто под таким признанием.

А в то же время мы читаем в газетах американских: «По случаю Рождества, по распоряжению американских судебных властей, 40 пасторов, содержавшихся в заключении по различным делам, были отпущены домой на сутки провести праздник в кругу семьи. Такое разрешение не было дано одному лишь пастору Мартину Минеллеру, обвиняемому в тяжком преступлении».

По всему миру сейчас немало преступников среди представителей церкви. Немало слышно и из Югославии.

Нужно кончать, уходит почта.

Шлю Вам и Вашим ближайшим друзьям самые бодрые мысли. Мужество сейчас необходимо всем, ибо, истинно, безумие мира достигло апогея. Разложение некоторых стран идет с сокрушающей быстротой. Будем устремлять все надежды наши в Новую Страну. Не имею еще ответа Александра Ивановича на мое разъяснительное письмо. Так хотелось бы, чтобы он принял его правильно и сердце подсказало бы ему, как близко [принимаю все] относящееся до него и до всех вступивших на путь служения.

Пусть будет Вам светло.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно