25.01.1938 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Е.А.Зильберсдорфу
  • Дата : 25.01.1938
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу

25 января 1938 г.

Дорогой Евгений Александрович, спешу вернуть Вам присланные рукописи. С большим интересом прочла реферат Ф.Баруна. Между прочим, не откажите сообщить мне его отчество. Вполне согласна с его точкой зрения на проявление антихриста. Прилагаю для Вашего друга и провидение Антония Великого из книг «Добротолюбия». Оно говорит само за себя и не нуждается в комментариях. Весьма возможно, что он читал эти книги, но всегда полезно напомнить.

Теперь о главе «Спиритизм и Оккультизм». Вы, вероятно, слышали от Александра Ивановича, как я не люблю слово «оккультизм». Слово это заклеймено обывательским к нему отношением и, так сказать, набило оскомину. Понимаю, что трудно везде избежать его, но где возможно я старалась бы избегать этого термина вчерашнего дня. Сокровенное Учение, Сокровенное Знание или даже Тайноведение звучит уже лучше. Ведь сейчас задача в том, чтобы устремить сознание людей к новым подходам, к новому горизонту, к будущему с его новыми открытиями, требующими и новых определительных. Потому хотелось бы еще сильнее подчеркнуть, что путь самоотверженного жизненного подвига и будет приобщением к познанию тайн природы, которые, прежде всего, заключены в самом человеке, как синтезе всех ее царств. Это познание неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю жизни, ко всему бытию. И заветы всех Учений Жизни, или Живой Этики, обретут свою нерушимую ценность.

Затем, не лучше ли где возможно вносить более обобщающее понимание Божественного Начала? Потому я избегала бы таких церковных выражений, как Воля Всевышнего или Заветы Его, когда Вы имеете в виду Великий Принцип. Ведь понятия воли и заветов уже связаны с личностью, и потому они не вяжутся с представлением Всеобъемлющего Начала. Мне кажется, что удачнее будет заменить эти оба понятия – Законом. Я позволила себе сделать пометки на самой рукописи.

Имейте в виду, что Восток говорит о раскрытии центров, ибо центры не развиваются, но раскрываются.

В Вашем новом оглавлении книги[1], может быть, лучше поставить местоимение «их» после слова «исправление», чтобы избежать трех «и» подряд.

Продолжение главы о Соборах читается легко. Но, вероятно, я очень глупа, ибо не могу понять, почему слово «единосущный» оказалось менее приемлемым, нежели «единородный». Возможно, конечно, что греческий эквивалент этого слова имеет еще какое-то особое значение. Но, конечно, я не считаю себя достаточно компетентной, чтобы разбираться во всех тонкостях и головоломках богословов. Думается, что это было бы бесполезной тратой времени. Заветы Христа имеют гораздо больше значения, нежели Его происхождение.

Достали ли Вы книгу Уайта «Борьба Религий с Наукой»? Очень советую Вам выписать ее из Дома Книги в Париже. Хотя она издана в сильно сокращенном виде, все же в ней имеется ценнейший материал, который убедительнее богословских прений.

Привожу Вам перевод любопытного документа. Напечатана эта заметка была в местной «Лагорской газете» 15 января 38 года. Прилагаю и английскую копию ее.

«На днях опубликован отчет Комиссии, назначенной Архиепископами Кентерберийским и Йоркским в 1922 году для обсуждения христианской доктрины с целью установления существующей согласованности среди представителей Англиканской церкви и также для исследования, насколько эти различия могут быть изъяты или уменьшены.

Комиссия протестует в нескольких пунктах против традиционных верований и отвергает непогрешимость Библии, говоря, что авторитет ее не должен предрешать исследование в любой области.

Комиссия считает историческое свидетельство о беспорочном зачатии не убедительным и заявляет, что вера в физическое воскрешение мертвых должна быть отброшена. С другой стороны, Комиссия утверждает, что воскрешение Христа было событием столь же реальным и конкретным, как и распятие.

Комиссия разделилась во мнении, что касается до возможности чудес, но она согласна, что Бог может творить чудеса, если это Ему угодно.

Также она утверждает, что не может быть возражений против теории эволюции, которая может быть выведена на основании изложения Творения Мира в Книге Бытия. Все образованные христиане согласны, что эти изложения должны рассматриваться как мифологические в своем происхождении и потому их значение для нас скорее символично, нежели исторично».

Интересно[1] отметить, что вопрос об исключительном сыновстве Христа, видимо, не был затронут. Конечно, подобное обсуждение могло привести к страшному расколу и рушению всей церкви, основанной на лжи.

Следовало бы прочесть полный отчет. Поразительно наблюдать изворотливость мышления духовных представителей! (Право, она даже превосходит казуистику отцов, заседавших на соборах.) Курьезно, что в одном случае они отрицают возможность нарушения законов физического плана (беспорочное зачатие и воскрешение мертвых в физических телах), в другом же, точно таком же случае, они поддерживают именно реальность и конкретность такого воскрешения. Неужели они считают, что вся паства их состоит из ослов, или же они... впрочем, пусть каждый творит свое заключение.

Теперь из «Добротолюбия», том первый.

«26. В другой раз св. Антоний открыл своим ученикам, как от умаления ревности расслабеет иночество и померкнет слава его. Некоторые ученики его, видя бесчисленное множество иноков в пустыне, украшенных такими добродетелями и с таким жаром ревнующих о преуспеянии в святом житии отшельническом, спросили авву Антония: "Отче! Долго ли пребудет этот жар ревности и эта любовь к уединению, нищете, смирению, воздержанию и всем прочим добродетелям, к которым ныне так усердно прилежит все множество монахов?" – Человек Божий с воздыханием и слезами ответил им: "Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо их в богатые города, где, вместо этих пустынных пещер и тесных келий, воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие будут заботиться о роскошных яствах не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и, несмотря на то что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками (монах – собственно уединенник).

Притом они будут величаться, говоря: я Павлов, я Аполлосов (1 Кор.1, 12), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников; они будут величаться отцами своими, как иудеи – отцом своим Авраамом [(Мф. 3, 9)].

Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить, и не преступил, и зло сотворить, и не сотворил (Сир. 31, 11), нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании"».

Да, самое трудное – это омыть тело Христа. И самое страшное явление заключается в признании некоторых представителей церкви – что им не страшны отрицатели, атеисты, но именно теософы и всякие оккультисты, которые хотят по-своему представить Христа. И с ними они будут бороться всеми [мерами]. Вы чуете, что скрыто под таким признанием.

А в то же время мы читаем в газетах американских: «По случаю Рождества, по распоряжению американских судебных властей, 40 пасторов, содержавшихся в заключении по различным делам, были отпущены домой на сутки провести праздник в кругу семьи. Такое разрешение не было дано одному лишь пастору Мартину Минеллеру, обвиняемому в тяжком преступлении».

По всему миру сейчас немало преступников среди представителей церкви. Немало слышно и из Югославии.

Нужно кончать, уходит почта.

Шлю Вам и Вашим ближайшим друзьям самые бодрые мысли. Мужество сейчас необходимо всем, ибо, истинно, безумие мира достигло апогея. Разложение некоторых стран идет с сокрушающей быстротой. Будем устремлять все надежды наши в Новую Страну. Не имею еще ответа Александра Ивановича на мое разъяснительное письмо. Так хотелось бы, чтобы он принял его правильно и сердце подсказало бы ему, как близко [принимаю все] относящееся до него и до всех вступивших на путь служения.

Пусть будет Вам светло.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно