26.10.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Wikipedia python library) |
|||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | <p class=heder style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;"><span lang=EN-US style='mso-ansi-language:EN-US'>26.10.1937</span></p> | ||
- | <p | + | {{LetterInfo|||26.10.1937|Сфера||}}<p style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">26.10.1937</p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;margin-bottom: 6.0pt;margin-left:0cm;">ЛЕГЕНДАРНЫЙ |
- | style= | + | РЕРИХ</p> |
+ | |||
+ | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">На днях в | ||
Париже праздновали пятидесятилетие художественного творчества профессора | Париже праздновали пятидесятилетие художественного творчества профессора | ||
- | Рериха. | + | Рериха.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Рерих – |
- | + | ||
художник мировой. В разных странах Рериху посвящено много изданий – больших | художник мировой. В разных странах Рериху посвящено много изданий – больших | ||
монографий и малых брошюр. Как бы разнородно ни подходили к Мастеру | монографий и малых брошюр. Как бы разнородно ни подходили к Мастеру | ||
Строка 22: | Строка 16: | ||
великих красочных симфониях. Сколько раз сказано и повторено: “облака Рериха”, | великих красочных симфониях. Сколько раз сказано и повторено: “облака Рериха”, | ||
“страна Рериха”, “орлы Рериха”, “вороны Рериха”, “синева Рериха”, “вершины | “страна Рериха”, “орлы Рериха”, “вороны Рериха”, “синева Рериха”, “вершины | ||
- | Рериха”. | + | Рериха”.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Рерих – |
- | + | ||
художник мировой. В целом ряде стран и государств существуют музеи Рериха, | художник мировой. В целом ряде стран и государств существуют музеи Рериха, | ||
картинные галереи Рериха. Миллионам людей во всех частях света известно и | картинные галереи Рериха. Миллионам людей во всех частях света известно и | ||
- | дорого имя Рериха. | + | дорого имя Рериха.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Рерих художник |
- | + | ||
мировой – но мы с гордостью можем сказать: “Рерих прежде всего наш русский | мировой – но мы с гордостью можем сказать: “Рерих прежде всего наш русский | ||
художник. Художник, родившийся и воспитывавшийся в России и глубокими корнями | художник. Художник, родившийся и воспитывавшийся в России и глубокими корнями | ||
- | неразрывно связанный с русской землей. | + | неразрывно связанный с русской землей.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Николай |
- | + | ||
Константинович Рерих родился в Петербурге в 1874 году. Отец Рериха был | Константинович Рерих родился в Петербурге в 1874 году. Отец Рериха был | ||
известным нотариусом и вращался в передовых кругах образованного общества. | известным нотариусом и вращался в передовых кругах образованного общества. | ||
Особенно близок он был с К.Д.Кавелиным, защитником прав человеческой личности, | Особенно близок он был с К.Д.Кавелиным, защитником прав человеческой личности, | ||
сторонником мирного общественного прогресса, принимавшим деятельное участие в | сторонником мирного общественного прогресса, принимавшим деятельное участие в | ||
- | проведении великих реформ 60-х годов прошлого века. | + | проведении великих реформ 60-х годов прошлого века.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Передовые |
- | + | ||
кружки того времени едва ли могли способствовать развитию любви к искусству и | кружки того времени едва ли могли способствовать развитию любви к искусству и | ||
красоте в душе восприимчивого мальчика. Но это сделала русская северная | красоте в душе восприимчивого мальчика. Но это сделала русская северная | ||
природа. Лето мальчик проводил в петербургском имении отца “Извара”, и здесь | природа. Лето мальчик проводил в петербургском имении отца “Извара”, и здесь | ||
влилось навсегда в его душу очарование солнечных закатов, восходов и | влилось навсегда в его душу очарование солнечных закатов, восходов и | ||
- | таинственная прелесть белых ночей. | + | таинственная прелесть белых ночей.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Окруженный, |
- | + | ||
завороженный северной природой, мальчик делается ботаником, энтомологом и, | завороженный северной природой, мальчик делается ботаником, энтомологом и, | ||
наконец, страстным охотником. Воспринимаемые впечатления требуют выявления в | наконец, страстным охотником. Воспринимаемые впечатления требуют выявления в | ||
- | слове и красках, и еще учеником гимназии Мая<ref> <i | + | слове и красках, и еще учеником гимназии Мая<ref> <i>Гимназия Мая </i><span style=" color:black;">–</span> одна из лучших гимназий Петербурга, основанная и руководившаяся К.И.Маем.</ref> |
- | + | Рерих начинает сотрудничать в “Природе и охоте” и других изданиях<ref> <i>...Рерих начинает сотрудничать в «Природе и охоте» и других изданиях</i><i><span style=" color:black;">. – </span></i><span style=" color:black;">В старших классах гимназии Н.К.Рерих | |
- | + | ||
- | color:black; | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | Рерих начинает сотрудничать в “Природе и охоте” и других изданиях<ref> <i | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | color:black; | + | |
- | color:black; | + | |
действительно писал заметки для московской «Охотничьей газеты» и петербургского | действительно писал заметки для московской «Охотничьей газеты» и петербургского | ||
- | «Русского охотника». | + | «Русского охотника».</span></ref>.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">В старших |
- | + | ||
классах гимназии Рерих увлекается наиболее древними периодами русской старины и | классах гимназии Рерих увлекается наиболее древними периодами русской старины и | ||
становится охотником-археологом. Он раскапывает курганы, составляет коллекции, | становится охотником-археологом. Он раскапывает курганы, составляет коллекции, | ||
и красота древнего искусства дает незабываемое направление и неизгладимую | и красота древнего искусства дает незабываемое направление и неизгладимую | ||
- | печать в восприимчивой душе мальчика. | + | печать в восприимчивой душе мальчика.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Окончив |
- | + | ||
гимназию, Рерих поступает на юридический факультет Петербургского университета | гимназию, Рерих поступает на юридический факультет Петербургского университета | ||
и в то же самое время – в Академию Художеств. Первая выставленная им картина – | и в то же самое время – в Академию Художеств. Первая выставленная им картина – | ||
Строка 90: | Строка 65: | ||
под его кистью воскресает русская древняя быль. И вот новая картина – “Гонец” – | под его кистью воскресает русская древняя быль. И вот новая картина – “Гонец” – | ||
выдвигает юного ученика знаменитого Куинджи в первый ряд современных русских | выдвигает юного ученика знаменитого Куинджи в первый ряд современных русских | ||
- | художников. “Гонец” приобретает Третьяковская галерея. | + | художников. “Гонец” приобретает Третьяковская галерея.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">В 1900-м году в |
- | + | ||
Париже Рерих заканчивает свое художественное образование под руководством | Париже Рерих заканчивает свое художественное образование под руководством | ||
- | выдающегося французского художника Кормона. | + | выдающегося французского художника Кормона.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">В краткой |
- | + | ||
газетной заметке нет возможности исчерпать огромную тему о Рерихе. Для этого | газетной заметке нет возможности исчерпать огромную тему о Рерихе. Для этого | ||
- | нужна книга или, вернее, книги. | + | нужна книга или, вернее, книги.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">От древнейшей |
- | + | ||
старины Рерих переходит к русской старине церковной. Он носится по всей России, | старины Рерих переходит к русской старине церковной. Он носится по всей России, | ||
изучая старинные иконы и архитектуру древних церквей. Количество картин растет, | изучая старинные иконы и архитектуру древних церквей. Количество картин растет, | ||
и надо только удивляться, когда успевает их творить неутомимый художник? Как он | и надо только удивляться, когда успевает их творить неутомимый художник? Как он | ||
- | проникает в глубины древнего быта, в глубины русской народной души? | + | проникает в глубины древнего быта, в глубины русской народной души?</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Когда-то в |
- | + | ||
разговоре со мной Лев Николаевич Толстой заметил, что настоящее художественное | разговоре со мной Лев Николаевич Толстой заметил, что настоящее художественное | ||
произведение за внешним первым планом скрывает еще другой, более глубокий план, | произведение за внешним первым планом скрывает еще другой, более глубокий план, | ||
а иногда даже не один, а несколько. В ряде картин Рериха чувствуется скрытая, | а иногда даже не один, а несколько. В ряде картин Рериха чувствуется скрытая, | ||
но ощутимая тайна, загадка, иногда пророчество. Последнее особенно ясно в | но ощутимая тайна, загадка, иногда пророчество. Последнее особенно ясно в | ||
- | картине 1914-го года. | + | картине 1914-го года.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Я давно был |
- | + | ||
знаком с картинами Рериха и считал его только выдающимся художником. Здесь, за | знаком с картинами Рериха и считал его только выдающимся художником. Здесь, за | ||
- | границей, я познакомился с его книгами и увидел, что есть еще Рерих-мыслитель. | + | границей, я познакомился с его книгами и увидел, что есть еще Рерих-мыслитель.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">И оказывается, |
- | + | ||
что и это еще не весь Рерих. Есть еще Рерих – общественный деятель. Есть Рерих – | что и это еще не весь Рерих. Есть еще Рерих – общественный деятель. Есть Рерих – | ||
проповедник Красоты, Добра и Знания. Есть выдающийся борец за мир на Земле и | проповедник Красоты, Добра и Знания. Есть выдающийся борец за мир на Земле и | ||
благоволение в людях, борец за Культуру. Это иностранное слово Рерих называет | благоволение в людях, борец за Культуру. Это иностранное слово Рерих называет | ||
- | служением Свету. | + | служением Свету.</p> |
- | <p | + | <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Да продлит же |
- | + | Господь его годы для этого творческого служения.</p> | |
- | Господь его годы для этого творческого служения. | + | |
- | <p | + | <p align=right style="margin-top:6.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right;"><i>А.Хирьяков</i></p> |
- | margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p align=right style="margin-top:6.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right;"><i>“Русское слово”<br> |
- | margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right | + | Варшава, 26.X.1937</i></p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | Варшава, 26.X.1937 | + | |
== {{PrimText}} == | == {{PrimText}} == | ||
- | == {{PrimText}} == | ||
- | <references/> | ||
{{PerevodStroki}} | {{PerevodStroki}} | ||
- | {{LetterPostEdit|11.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)|Письма Н.К.Рерих в Америку, Оглавление|17.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)}} | + | |
+ | <references/>{{LetterPostEdit|11.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)|Письма Н.К.Рерих в Америку, Оглавление|17.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)}} | ||
[[Категория:Источники]] | [[Категория:Источники]] |
Текущая версия
Информация о письме |
---|
|
26.10.1937
ЛЕГЕНДАРНЫЙ РЕРИХ
На днях в Париже праздновали пятидесятилетие художественного творчества профессора Рериха.
Рерих – художник мировой. В разных странах Рериху посвящено много изданий – больших монографий и малых брошюр. Как бы разнородно ни подходили к Мастеру исследователи его произведений, они всегда признают высокую знаменательность его явления, незабываемость его творчества и убедительность его картин в великих красочных симфониях. Сколько раз сказано и повторено: “облака Рериха”, “страна Рериха”, “орлы Рериха”, “вороны Рериха”, “синева Рериха”, “вершины Рериха”.
Рерих – художник мировой. В целом ряде стран и государств существуют музеи Рериха, картинные галереи Рериха. Миллионам людей во всех частях света известно и дорого имя Рериха.
Рерих художник мировой – но мы с гордостью можем сказать: “Рерих прежде всего наш русский художник. Художник, родившийся и воспитывавшийся в России и глубокими корнями неразрывно связанный с русской землей.
Николай Константинович Рерих родился в Петербурге в 1874 году. Отец Рериха был известным нотариусом и вращался в передовых кругах образованного общества. Особенно близок он был с К.Д.Кавелиным, защитником прав человеческой личности, сторонником мирного общественного прогресса, принимавшим деятельное участие в проведении великих реформ 60-х годов прошлого века.
Передовые кружки того времени едва ли могли способствовать развитию любви к искусству и красоте в душе восприимчивого мальчика. Но это сделала русская северная природа. Лето мальчик проводил в петербургском имении отца “Извара”, и здесь влилось навсегда в его душу очарование солнечных закатов, восходов и таинственная прелесть белых ночей.
Окруженный, завороженный северной природой, мальчик делается ботаником, энтомологом и, наконец, страстным охотником. Воспринимаемые впечатления требуют выявления в слове и красках, и еще учеником гимназии Мая[1] Рерих начинает сотрудничать в “Природе и охоте” и других изданиях[1].
В старших классах гимназии Рерих увлекается наиболее древними периодами русской старины и становится охотником-археологом. Он раскапывает курганы, составляет коллекции, и красота древнего искусства дает незабываемое направление и неизгладимую печать в восприимчивой душе мальчика.
Окончив гимназию, Рерих поступает на юридический факультет Петербургского университета и в то же самое время – в Академию Художеств. Первая выставленная им картина – “Плач Ярославны” – сразу показала выдающиеся способности юного художника. Увлечение русской древностью сказалось, и появляется ряд новых картин: “Иван-царевич”, “Утро и вечер богатырства киевского”, “Ушкуйник” и так далее. Любовь к родной старине не угасает. Рерих изучает летописи, роется в архивах, и под его кистью воскресает русская древняя быль. И вот новая картина – “Гонец” – выдвигает юного ученика знаменитого Куинджи в первый ряд современных русских художников. “Гонец” приобретает Третьяковская галерея.
В 1900-м году в Париже Рерих заканчивает свое художественное образование под руководством выдающегося французского художника Кормона.
В краткой газетной заметке нет возможности исчерпать огромную тему о Рерихе. Для этого нужна книга или, вернее, книги.
От древнейшей старины Рерих переходит к русской старине церковной. Он носится по всей России, изучая старинные иконы и архитектуру древних церквей. Количество картин растет, и надо только удивляться, когда успевает их творить неутомимый художник? Как он проникает в глубины древнего быта, в глубины русской народной души?
Когда-то в разговоре со мной Лев Николаевич Толстой заметил, что настоящее художественное произведение за внешним первым планом скрывает еще другой, более глубокий план, а иногда даже не один, а несколько. В ряде картин Рериха чувствуется скрытая, но ощутимая тайна, загадка, иногда пророчество. Последнее особенно ясно в картине 1914-го года.
Я давно был знаком с картинами Рериха и считал его только выдающимся художником. Здесь, за границей, я познакомился с его книгами и увидел, что есть еще Рерих-мыслитель.
И оказывается, что и это еще не весь Рерих. Есть еще Рерих – общественный деятель. Есть Рерих – проповедник Красоты, Добра и Знания. Есть выдающийся борец за мир на Земле и благоволение в людях, борец за Культуру. Это иностранное слово Рерих называет служением Свету.
Да продлит же Господь его годы для этого творческого служения.
А.Хирьяков
“Русское слово”
Варшава, 26.X.1937
Примечания