26.10.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=heder style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;"><span lang=EN-US style='mso-ansi-language:EN-US'>26.10.1937</span></p>
 
-
<p class=Aiiacaaieae style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;margin-bottom:
+
{{LetterInfo|||26.10.1937|Сфера||}}<p style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">26.10.1937</p>
-
6.0pt;margin-left:0cm'><span style='font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"'>ЛЕГЕНДАРНЫЙ
+
-
РЕРИХ</span><!--[if supportFields]><span style='font-size:12.0pt;font-family:
+
-
"Times New Roman"'><span style='mso-element:field-begin'></span>tc &quot;ЛЕГЕНДАРНЫЙ
+
-
РЕРИХ&quot;</span><![endif]--><!--[if supportFields]><span style='font-size:
+
-
12.0pt;font-family:"Times New Roman"'><span style='mso-element:field-end'></span></span><![endif]--><span
+
-
style='font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"'></span></p>
+
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;margin-bottom: 6.0pt;margin-left:0cm;">ЛЕГЕНДАРНЫЙ
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>На днях в
+
РЕРИХ</p>
 +
 
 +
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">На днях в
Париже праздновали пятидесятилетие художественного творчества профессора
Париже праздновали пятидесятилетие художественного творчества профессора
-
Рериха.</span></p>
+
Рериха.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Рерих –
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Рерих –
+
художник мировой. В разных странах Рериху посвящено много изданий – больших
художник мировой. В разных странах Рериху посвящено много изданий – больших
монографий и малых брошюр. Как бы разнородно ни подходили к Мастеру
монографий и малых брошюр. Как бы разнородно ни подходили к Мастеру
Строка 22: Строка 16:
великих красочных симфониях. Сколько раз сказано и повторено: “облака Рериха”,
великих красочных симфониях. Сколько раз сказано и повторено: “облака Рериха”,
“страна Рериха”, “орлы Рериха”, “вороны Рериха”, “синева Рериха”, “вершины
“страна Рериха”, “орлы Рериха”, “вороны Рериха”, “синева Рериха”, “вершины
-
Рериха”.</span></p>
+
Рериха”.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Рерих –
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Рерих –
+
художник мировой. В целом ряде стран и государств существуют музеи Рериха,
художник мировой. В целом ряде стран и государств существуют музеи Рериха,
картинные галереи Рериха. Миллионам людей во всех частях света известно и
картинные галереи Рериха. Миллионам людей во всех частях света известно и
-
дорого имя Рериха.</span></p>
+
дорого имя Рериха.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Рерих художник
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Рерих художник
+
мировой – но мы с гордостью можем сказать: “Рерих прежде всего наш русский
мировой – но мы с гордостью можем сказать: “Рерих прежде всего наш русский
художник. Художник, родившийся и воспитывавшийся в России и глубокими корнями
художник. Художник, родившийся и воспитывавшийся в России и глубокими корнями
-
неразрывно связанный с русской землей.</span></p>
+
неразрывно связанный с русской землей.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Николай
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Николай
+
Константинович Рерих родился в Петербурге в 1874 году. Отец Рериха был
Константинович Рерих родился в Петербурге в 1874 году. Отец Рериха был
известным нотариусом и вращался в передовых кругах образованного общества.
известным нотариусом и вращался в передовых кругах образованного общества.
Особенно близок он был с К.Д.Кавелиным, защитником прав человеческой личности,
Особенно близок он был с К.Д.Кавелиным, защитником прав человеческой личности,
сторонником мирного общественного прогресса, принимавшим деятельное участие в
сторонником мирного общественного прогресса, принимавшим деятельное участие в
-
проведении великих реформ 60-х годов прошлого века.</span></p>
+
проведении великих реформ 60-х годов прошлого века.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Передовые
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Передовые
+
кружки того времени едва ли могли способствовать развитию любви к искусству и
кружки того времени едва ли могли способствовать развитию любви к искусству и
красоте в душе восприимчивого мальчика. Но это сделала русская северная
красоте в душе восприимчивого мальчика. Но это сделала русская северная
природа. Лето мальчик проводил в петербургском имении отца “Извара”, и здесь
природа. Лето мальчик проводил в петербургском имении отца “Извара”, и здесь
влилось навсегда в его душу очарование солнечных закатов, восходов и
влилось навсегда в его душу очарование солнечных закатов, восходов и
-
таинственная прелесть белых ночей.</span></p>
+
таинственная прелесть белых ночей.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Окруженный,
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Окруженный,
+
завороженный северной природой, мальчик делается ботаником, энтомологом и,
завороженный северной природой, мальчик делается ботаником, энтомологом и,
наконец, страстным охотником. Воспринимаемые впечатления требуют выявления в
наконец, страстным охотником. Воспринимаемые впечатления требуют выявления в
-
слове и красках, и еще учеником гимназии Мая<ref> <i
+
слове и красках, и еще учеником гимназии Мая<ref> <i>Гимназия Мая </i><span style=" color:black;">–</span> одна из лучших гимназий Петербурга, основанная и руководившаяся К.И.Маем.</ref>
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='color:black;letter-spacing:
+
Рерих начинает сотрудничать в “Природе и охоте” и других изданиях<ref> <i>...Рерих начинает сотрудничать в «Природе и охоте» и других изданиях</i><i><span style=" color:black;">. – </span></i><span style=" color:black;">В старших классах гимназии Н.К.Рерих
-
.35pt'>Гимназия Мая </span></i><span style='font-family:"Times New Roman";
+
-
color:black;letter-spacing:.35pt'>–</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
-
.35pt'> одна из лучших гимназий Пе­</span><span style='color:black;letter-spacing:
+
-
.4pt'>тербурга, основанная и руководившаяся К.И.Маем.</span><span
+
-
style='font-family:"Times New Roman"'></span></ref>
+
-
Рерих начинает сотрудничать в “Природе и охоте” и других изданиях<ref> <i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='color:black;letter-spacing:
+
-
.2pt'>...Рерих начинает сотрудничать в «Природе и охо­</span><span
+
-
style='color:black;letter-spacing:.35pt'>те» и других изданиях</span></i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='font-family:"Times New Roman";
+
-
color:black;letter-spacing:.35pt'>. – </span></i><span style='font-family:"Times New Roman";
+
-
color:black;letter-spacing:.35pt'>В старших классах гимназии Н.К.Рерих
+
действительно писал заметки для московской «Охотничьей газеты» и петербургского
действительно писал заметки для московской «Охотничьей газеты» и петербургского
-
«Русского охотника».</span><span style='font-family:"Times New Roman"'></span></ref>.</span></p>
+
«Русского охотника».</span></ref>.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">В старших
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>В старших
+
классах гимназии Рерих увлекается наиболее древними периодами русской старины и
классах гимназии Рерих увлекается наиболее древними периодами русской старины и
становится охотником-археологом. Он раскапывает курганы, составляет коллекции,
становится охотником-археологом. Он раскапывает курганы, составляет коллекции,
и красота древнего искусства дает незабываемое направление и неизгладимую
и красота древнего искусства дает незабываемое направление и неизгладимую
-
печать в восприимчивой душе мальчика.</span></p>
+
печать в восприимчивой душе мальчика.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Окончив
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Окончив
+
гимназию, Рерих поступает на юридический факультет Петербургского университета
гимназию, Рерих поступает на юридический факультет Петербургского университета
и в то же самое время – в Академию Художеств. Первая выставленная им картина –
и в то же самое время – в Академию Художеств. Первая выставленная им картина –
Строка 90: Строка 65:
под его кистью воскресает русская древняя быль. И вот новая картина – “Гонец” –
под его кистью воскресает русская древняя быль. И вот новая картина – “Гонец” –
выдвигает юного ученика знаменитого Куинджи в первый ряд современных русских
выдвигает юного ученика знаменитого Куинджи в первый ряд современных русских
-
художников. “Гонец” приобретает Третьяковская галерея.</span></p>
+
художников. “Гонец” приобретает Третьяковская галерея.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">В 1900-м году в
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>В 1900-м году в
+
Париже Рерих заканчивает свое художественное образование под руководством
Париже Рерих заканчивает свое художественное образование под руководством
-
выдающегося французского художника Кормона.</span></p>
+
выдающегося французского художника Кормона.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">В краткой
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>В краткой
+
газетной заметке нет возможности исчерпать огромную тему о Рерихе. Для этого
газетной заметке нет возможности исчерпать огромную тему о Рерихе. Для этого
-
нужна книга или, вернее, книги.</span></p>
+
нужна книга или, вернее, книги.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">От древнейшей
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>От древнейшей
+
старины Рерих переходит к русской старине церковной. Он носится по всей России,
старины Рерих переходит к русской старине церковной. Он носится по всей России,
изучая старинные иконы и архитектуру древних церквей. Количество картин растет,
изучая старинные иконы и архитектуру древних церквей. Количество картин растет,
и надо только удивляться, когда успевает их творить неутомимый художник? Как он
и надо только удивляться, когда успевает их творить неутомимый художник? Как он
-
проникает в глубины древнего быта, в глубины русской народной души?</span></p>
+
проникает в глубины древнего быта, в глубины русской народной души?</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Когда-то в
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Когда-то в
+
разговоре со мной Лев Николаевич Толстой заметил, что настоящее художественное
разговоре со мной Лев Николаевич Толстой заметил, что настоящее художественное
произведение за внешним первым планом скрывает еще другой, более глубокий план,
произведение за внешним первым планом скрывает еще другой, более глубокий план,
а иногда даже не один, а несколько. В ряде картин Рериха чувствуется скрытая,
а иногда даже не один, а несколько. В ряде картин Рериха чувствуется скрытая,
но ощутимая тайна, загадка, иногда пророчество. Последнее особенно ясно в
но ощутимая тайна, загадка, иногда пророчество. Последнее особенно ясно в
-
картине 1914-го года.</span></p>
+
картине 1914-го года.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Я давно был
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Я давно был
+
знаком с картинами Рериха и считал его только выдающимся художником. Здесь, за
знаком с картинами Рериха и считал его только выдающимся художником. Здесь, за
-
границей, я познакомился с его книгами и увидел, что есть еще Рерих-мыслитель.</span></p>
+
границей, я познакомился с его книгами и увидел, что есть еще Рерих-мыслитель.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">И оказывается,
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>И оказывается,
+
что и это еще не весь Рерих. Есть еще Рерих – общественный деятель. Есть Рерих –
что и это еще не весь Рерих. Есть еще Рерих – общественный деятель. Есть Рерих –
проповедник Красоты, Добра и Знания. Есть выдающийся борец за мир на Земле и
проповедник Красоты, Добра и Знания. Есть выдающийся борец за мир на Земле и
благоволение в людях, борец за Культуру. Это иностранное слово Рерих называет
благоволение в людях, борец за Культуру. Это иностранное слово Рерих называет
-
служением Свету.</span></p>
+
служением Свету.</p>
-
<p class=Aanoaaea style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm'><span
+
<p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-indent:1.0cm;">Да продлит же
-
style='mso-bidi-font-size:11.0pt;font-family:"Times New Roman"'>Да продлит же
+
Господь его годы для этого творческого служения.</p>
-
Господь его годы для этого творческого служения.</span></p>
+
-
<p class=Aanoaaea align=right style='margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;
+
<p align=right style="margin-top:6.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right;"><i>А.Хирьяков</i></p>
-
margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right'><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='mso-bidi-font-size:11.0pt;
+
-
font-family:"Times New Roman"'>А.Хирьяков</span></i></p>
+
-
<p class=Aanoaaea align=right style='margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;
+
<p align=right style="margin-top:6.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right;"><i>“Русское слово”<br>
-
margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:right'><i
+
Варшава, 26.X.1937</i></p>
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='mso-bidi-font-size:11.0pt;
+
-
font-family:"Times New Roman"'>“Русское слово”<br>
+
-
Варшава, 26.X.1937</span></i></p>
+
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
-
<references/>
 
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
-
{{LetterPostEdit|11.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)|Письма Н.К.Рерих в Америку, Оглавление|17.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)}}
+
 
 +
<references/>{{LetterPostEdit|11.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)|Письма Н.К.Рерих в Америку, Оглавление|17.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку)}}
[[Категория:Источники]]
[[Категория:Источники]]

Текущая версия

Информация о письме
  • Дата : 26.10.1937
  • Издание: Сфера

26.10.1937

ЛЕГЕНДАРНЫЙ РЕРИХ

На днях в Париже праздновали пятидесятилетие художественного творчества профессора Рериха.

Рерих – художник мировой. В разных странах Рериху посвящено много изданий – больших монографий и малых брошюр. Как бы разнородно ни подходили к Мастеру исследователи его произведений, они всегда признают высокую знаменательность его явления, незабываемость его творчества и убедительность его картин в великих красочных симфониях. Сколько раз сказано и повторено: “облака Рериха”, “страна Рериха”, “орлы Рериха”, “вороны Рериха”, “синева Рериха”, “вершины Рериха”.

Рерих – художник мировой. В целом ряде стран и государств существуют музеи Рериха, картинные галереи Рериха. Миллионам людей во всех частях света известно и дорого имя Рериха.

Рерих художник мировой – но мы с гордостью можем сказать: “Рерих прежде всего наш русский художник. Художник, родившийся и воспитывавшийся в России и глубокими корнями неразрывно связанный с русской землей.

Николай Константинович Рерих родился в Петербурге в 1874 году. Отец Рериха был известным нотариусом и вращался в передовых кругах образованного общества. Особенно близок он был с К.Д.Кавелиным, защитником прав человеческой личности, сторонником мирного общественного прогресса, принимавшим деятельное участие в проведении великих реформ 60-х годов прошлого века.

Передовые кружки того времени едва ли могли способствовать развитию любви к искусству и красоте в душе восприимчивого мальчика. Но это сделала русская северная природа. Лето мальчик проводил в петербургском имении отца “Извара”, и здесь влилось навсегда в его душу очарование солнечных закатов, восходов и таинственная прелесть белых ночей.

Окруженный, завороженный северной природой, мальчик делается ботаником, энтомологом и, наконец, страстным охотником. Воспринимаемые впечатления требуют выявления в слове и красках, и еще учеником гимназии Мая[1] Рерих начинает сотрудничать в “Природе и охоте” и других изданиях[1].

В старших классах гимназии Рерих увлекается наиболее древними периодами русской старины и становится охотником-археологом. Он раскапывает курганы, составляет коллекции, и красота древнего искусства дает незабываемое направление и неизгладимую печать в восприимчивой душе мальчика.

Окончив гимназию, Рерих поступает на юридический факультет Петербургского университета и в то же самое время – в Академию Художеств. Первая выставленная им картина – “Плач Ярославны” – сразу показала выдающиеся способности юного художника. Увлечение русской древностью сказалось, и появляется ряд новых картин: “Иван-царевич”, “Утро и вечер богатырства киевского”, “Ушкуйник” и так далее. Любовь к родной старине не угасает. Рерих изучает летописи, роется в архивах, и под его кистью воскресает русская древняя быль. И вот новая картина – “Гонец” – выдвигает юного ученика знаменитого Куинджи в первый ряд современных русских художников. “Гонец” приобретает Третьяковская галерея.

В 1900-м году в Париже Рерих заканчивает свое художественное образование под руководством выдающегося французского художника Кормона.

В краткой газетной заметке нет возможности исчерпать огромную тему о Рерихе. Для этого нужна книга или, вернее, книги.

От древнейшей старины Рерих переходит к русской старине церковной. Он носится по всей России, изучая старинные иконы и архитектуру древних церквей. Количество картин растет, и надо только удивляться, когда успевает их творить неутомимый художник? Как он проникает в глубины древнего быта, в глубины русской народной души?

Когда-то в разговоре со мной Лев Николаевич Толстой заметил, что настоящее художественное произведение за внешним первым планом скрывает еще другой, более глубокий план, а иногда даже не один, а несколько. В ряде картин Рериха чувствуется скрытая, но ощутимая тайна, загадка, иногда пророчество. Последнее особенно ясно в картине 1914-го года.

Я давно был знаком с картинами Рериха и считал его только выдающимся художником. Здесь, за границей, я познакомился с его книгами и увидел, что есть еще Рерих-мыслитель.

И оказывается, что и это еще не весь Рерих. Есть еще Рерих – общественный деятель. Есть Рерих – проповедник Красоты, Добра и Знания. Есть выдающийся борец за мир на Земле и благоволение в людях, борец за Культуру. Это иностранное слово Рерих называет служением Свету.

Да продлит же Господь его годы для этого творческого служения.

А.Хирьяков

“Русское слово”
Варшава, 26.X.1937


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно