26.11.38 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Елена Рерих||26.11.38|Вико, Новосибирск, 1993||}}<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;" style="text-align: right; font-weight: bold;" style='mso-pagination:none'><span
+
{{LetterInfo|Елена Рерих||26.11.38|Вико, Новосибирск, 1993||}}<p style="text-align: right; font-weight: bold;" style='mso-pagination:none' style="text-align: right; font-weight: bold;">26.11.38</p>
-
style='mso-no-proof:yes'>26.11.38</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Очень порадовалась Вашим
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Очень порадовалась Вашим
+
двум последним письмам. Давно уже недоставало мне весточек о Вашей полезной
двум последним письмам. Давно уже недоставало мне весточек о Вашей полезной
деятельности, а также и о Ваших впечатлениях. Вы правы, что повсюду наблюдается
деятельности, а также и о Ваших впечатлениях. Вы правы, что повсюду наблюдается
Строка 9: Строка 7:
о том, где же истинная причина сложившегося положения? Уже давно все
о том, где же истинная причина сложившегося положения? Уже давно все
устремились лишь к благоденствию тела, забыв, что нужно воспитывать и душу и
устремились лишь к благоденствию тела, забыв, что нужно воспитывать и душу и
-
укреплять дух в твердости устремления к общему благу.</span></p>
+
укреплять дух в твердости устремления к общему благу.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Разве не малодушие и страх
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Разве не малодушие и страх
+
телесный продиктовали все поражающие капитуляции, наблюдаемые за последнее
телесный продиктовали все поражающие капитуляции, наблюдаемые за последнее
время, последствия которых, при существующей общемировой зависимости, конечно,
время, последствия которых, при существующей общемировой зависимости, конечно,
Строка 27: Строка 24:
поддаются массовому психологированию, пример тому паника, пережитая в некоторых
поддаются массовому психологированию, пример тому паника, пережитая в некоторых
странах, и кульминация ее в безобразном явлении массового психоза в Америке.
странах, и кульминация ее в безобразном явлении массового психоза в Америке.
-
Именно перед нами яркий пример цивилизации без культуры духа.</span></p>
+
Именно перед нами яркий пример цивилизации без культуры духа.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Относительно Вашего труда
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Относительно Вашего труда
+
могу сказать, что такая работа не может писаться в спешке. Необходимо собрать
могу сказать, что такая работа не может писаться в спешке. Необходимо собрать
достаточный исторический материал и очень обдуманно скомпилировать его. Люди
достаточный исторический материал и очень обдуманно скомпилировать его. Люди
-
посвящают годы на такие труды, потому не спешите.</span></p>
+
посвящают годы на такие труды, потому не спешите.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Правильно, что Вы хотите
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Правильно, что Вы хотите
+
писать о положительной стороне религии, и такая точка зрения, рядом с
писать о положительной стороне религии, и такая точка зрения, рядом с
осуждением всякого изуверства, должна быть явлена. Именно следует показать, что
осуждением всякого изуверства, должна быть явлена. Именно следует показать, что
Строка 45: Строка 40:
верою, началом ведущим, которое всегда будет идти впереди сознаний, к нему
верою, началом ведущим, которое всегда будет идти впереди сознаний, к нему
устремленных. И мы знаем, что устремление есть психическая энергия, которая
устремленных. И мы знаем, что устремление есть психическая энергия, которая
-
является энергией всеначальной – или жизнью.</span></p>
+
является энергией всеначальной – или жизнью.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Религия произошла от слова
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Религия произошла от слова
+
«религаре», что означает связь с Высшим. Потому все, искренне стремящиеся, по
«религаре», что означает связь с Высшим. Потому все, искренне стремящиеся, по
натуре своей религиозны и всегда сумеют создать себе достойный храм, в котором
натуре своей религиозны и всегда сумеют создать себе достойный храм, в котором
-
будет пребывать доступный их пониманию Свет Единой истины.</span></p>
+
будет пребывать доступный их пониманию Свет Единой истины.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Прекрасно, что имеются
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Прекрасно, что имеются
+
либеральные умы среди пасторов Вашей страны. Увы, нельзя того же сказать о
либеральные умы среди пасторов Вашей страны. Увы, нельзя того же сказать о
православном духовенстве. По всем доходящим до нас сведениям из разных стран,
православном духовенстве. По всем доходящим до нас сведениям из разных стран,
Строка 67: Строка 60:
всеми научными достижениями и особенно из области парапсихических исследований.
всеми научными достижениями и особенно из области парапсихических исследований.
Также материал, собранный во всех странах, во всех веках из свидетельств
Также материал, собранный во всех странах, во всех веках из свидетельств
-
достоверных лиц, явился бы ценнейшим трудом.</span></p>
+
достоверных лиц, явился бы ценнейшим трудом.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;"></p>
-
text-autospace:none'></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Да, люди труднее всего
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Да, люди труднее всего
+
воспринимают, что под священными одеждами, под священным кровом может
воспринимают, что под священными одеждами, под священным кровом может
приютиться тьма. Они повторяют: «Крайности соприкасаются», или: «Чем ярче Свет,
приютиться тьма. Они повторяют: «Крайности соприкасаются», или: «Чем ярче Свет,
Строка 88: Строка 79:
несмотря на всю его блестящую цивилизацию. Прочтите также книгу Карреля «Man
несмотря на всю его блестящую цивилизацию. Прочтите также книгу Карреля «Man
the Unknown», в которой он говорит о современной цивилизации, ведущей к
the Unknown», в которой он говорит о современной цивилизации, ведущей к
-
вырождению, она имеется в переводе на лат. язык.</span></p>
+
вырождению, она имеется в переводе на лат. язык.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Конечно, все изложенное
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Конечно, все изложенное
+
Вами в Вашем майском письме о значении начал и семьи вполне правильно. Особенно
Вами в Вашем майском письме о значении начал и семьи вполне правильно. Особенно
по сердцу мне слова, что «жизнь наша должна быть сердечным богослужением».
по сердцу мне слова, что «жизнь наша должна быть сердечным богослужением».
Строка 103: Строка 93:
Много знаков посылается на Землю, но люди или смеются над ними, или преследуют
Много знаков посылается на Землю, но люди или смеются над ними, или преследуют
тех, кто обращает на них внимание или предупреждает о необходимости изменить
тех, кто обращает на них внимание или предупреждает о необходимости изменить
-
мышление и понять, что <i>общее благо – не пустые слова</i>.</span></p>
+
мышление и понять, что <i>общее благо – не пустые слова</i>.</p>
-
<p class=MsoBodyTextIndent style='mso-pagination:none'>Потому приветствую
+
<p>Потому приветствую
каждое Ваше выступление во благо. Темы, на которые Вам приходится говорить,
каждое Ваше выступление во благо. Темы, на которые Вам приходится говорить,
конечно, являются наиболее существенными и животрепещущими, так и продолжайте,
конечно, являются наиболее существенными и животрепещущими, так и продолжайте,
сея доверенные зерна. В час урочный они принесут урожай.</p>
сея доверенные зерна. В час урочный они принесут урожай.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Задержка в регистрации Общ.
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Задержка в регистрации Общ.
+
нас не удивляет, трудно допустить, чтобы оказались правы те, кто утверждает,
нас не удивляет, трудно допустить, чтобы оказались правы те, кто утверждает,
что причину этого нужно искать в русофобстве. В моем сознании такое
что причину этого нужно искать в русофобстве. В моем сознании такое
Строка 128: Строка 117:
художников, разве не устраивало оно культурные вечера, лекции и собрания? Да и
художников, разве не устраивало оно культурные вечера, лекции и собрания? Да и
к слову сказать, прадед и дед Н.К. были жителями города Риги. Дед прожил в Риге
к слову сказать, прадед и дед Н.К. были жителями города Риги. Дед прожил в Риге
-
50 лет. И сестры деда до сих пор живут в Латвии.</span></p>
+
50 лет. И сестры деда до сих пор живут в Латвии.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Радуемся, что первая часть
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Радуемся, что первая часть
+
Монографии близится к концу. Просили Г. Ф. отложить мысли о второй части, пока
Монографии близится к концу. Просили Г. Ф. отложить мысли о второй части, пока
не будет распродана первая. Выслала мои письма в трех пакетах, но также прошу
не будет распродана первая. Выслала мои письма в трех пакетах, но также прошу
печатать их только, если денежные обстоятельства позволят это. Больше всего
печатать их только, если денежные обстоятельства позволят это. Больше всего
-
опасаемся перегрузить Ваши возможности и средства членов общества.</span></p>
+
опасаемся перегрузить Ваши возможности и средства членов общества.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Теперь о Вашем доверительном
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о Вашем доверительном
+
сообщении о Вашем семейном быте. Могу сказать – не горюйте, мужественно
сообщении о Вашем семейном быте. Могу сказать – не горюйте, мужественно
смотрите в глаза действительности. Припомните и евангельские притчи о домашних
смотрите в глаза действительности. Припомните и евангельские притчи о домашних
Строка 153: Строка 140:
чтобы сочетающиеся имели бы общность в самых краеугольных вопросах и
чтобы сочетающиеся имели бы общность в самых краеугольных вопросах и
устремлениях, но именно на это основное условие для согласного брака меньше
устремлениях, но именно на это основное условие для согласного брака меньше
-
всего обращается внимание.</span></p>
+
всего обращается внимание.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">А все-таки и на Земле Вы не
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>А все-таки и на Земле Вы не
+
одиноки. У Вас есть друзья, близкие и дальние, которые Вас любят и дорожат
одиноки. У Вас есть друзья, близкие и дальние, которые Вас любят и дорожат
Вами. А сколько сердец тянутся к Вам во время насаждения благих зерен? Можете
Вами. А сколько сердец тянутся к Вам во время насаждения благих зерен? Можете
Строка 162: Строка 148:
их нет? Помните, что и я очень люблю и дорожу моим корреспондентом, о котором в
их нет? Помните, что и я очень люблю и дорожу моим корреспондентом, о котором в
свое время было сказано – «пусть напишет тебе», вот эти слова и легли в основу
свое время было сказано – «пусть напишет тебе», вот эти слова и легли в основу
-
моего доверия к Вам.</span></p>
+
моего доверия к Вам.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;"></p>
-
text-autospace:none'></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Прошел первый туман,
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Прошел первый туман,
+
наброшенный Мюнхенским позорным соглашением, и уже показались очертания нового
наброшенный Мюнхенским позорным соглашением, и уже показались очертания нового
и еще более грозного призрака, и многие начинают оглядываться и думать – нельзя
и еще более грозного призрака, и многие начинают оглядываться и думать – нельзя
Строка 176: Строка 160:
бросил, с гораздо большей силой. Вы правы относительно Ч[ехословакии]. В какой
бросил, с гораздо большей силой. Вы правы относительно Ч[ехословакии]. В какой
бы то ни было форме допущенное предательство всегда карается, также однажды
бы то ни было форме допущенное предательство всегда карается, также однажды
-
предатель – всегда предатель.</span></p>
+
предатель – всегда предатель.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Привожу Беседу из
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Привожу Беседу из
+
«Надземного».</p>
-
«Надземного».</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">§ 286. «Вы знаете,
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>§ 286. «Вы знаете,
+
насколько каждое познание встречается яростью невежества. Поистине, где больше
насколько каждое познание встречается яростью невежества. Поистине, где больше
свет, там чернее тьма. Но не нужно думать, что там будет лишь противодействие
свет, там чернее тьма. Но не нужно думать, что там будет лишь противодействие
иллюзии, напротив, ярость тьмы возрастает в прогрессии, и тьма не стесняется в
иллюзии, напротив, ярость тьмы возрастает в прогрессии, и тьма не стесняется в
-
средствах».</span></p>
+
средствах».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">«Часто можно наблюдать, как
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>«Часто можно наблюдать, как
+
один член семьи, стремящийся к просвещению, встречает особое издевательство от
один член семьи, стремящийся к просвещению, встречает особое издевательство от
всех прочих. При этом одному нужно собрать все мужество против грубых нападений
всех прочих. При этом одному нужно собрать все мужество против грубых нападений
всех остальных. Не часто окажется, что большинство стремится к Свету и может
всех остальных. Не часто окажется, что большинство стремится к Свету и может
общими усилиями противостать тьме. Конечно, противоборство против тьмы поможет
общими усилиями противостать тьме. Конечно, противоборство против тьмы поможет
-
усовершенствовать силы, но, тем не менее, вопрос семейный будет краеугольным».</span></p>
+
усовершенствовать силы, но, тем не менее, вопрос семейный будет краеугольным».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">«Правильно осуждается
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>«Правильно осуждается
+
поспешность решения семейного положения. Не может быть большего бедствия,
поспешность решения семейного положения. Не может быть большего бедствия,
нежели тьма в семье. Отсюда рождаются и бедствия будущего поколения. Мы
нежели тьма в семье. Отсюда рождаются и бедствия будущего поколения. Мы
Строка 206: Строка 186:
сколько может теряться ценной психической энергии. Люди не дорожат этим даром,
сколько может теряться ценной психической энергии. Люди не дорожат этим даром,
он может разлиться как панацея из разбитого сосуда. Нужно везде, где можно,
он может разлиться как панацея из разбитого сосуда. Нужно везде, где можно,
-
помочь семейному началу».</span></p>
+
помочь семейному началу».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">«У Нас наблюдают за очень
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>«У Нас наблюдают за очень
+
трудными положениями и помогают воздействиями. Но иногда раздоры бывают
трудными положениями и помогают воздействиями. Но иногда раздоры бывают
настолько глубоки, что воздействие может даже воспрепятствовать здоровью, ибо
настолько глубоки, что воздействие может даже воспрепятствовать здоровью, ибо
организм будет сопротивляться подобному наставлению. Тогда лучше временно
организм будет сопротивляться подобному наставлению. Тогда лучше временно
-
отойти, чтобы лекарство не оказалось слишком сильным».</span></p>
+
отойти, чтобы лекарство не оказалось слишком сильным».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">«Мыслитель считал, что врач
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>«Мыслитель считал, что врач
+
должен понимать закон равновесия».</p>
-
должен понимать закон равновесия».</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">§ 242. «Вы знаете, что
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>§ 242. «Вы знаете, что
+
сеятель ветра пожнет бурю. Но когда эта буря разразится и кто ею сметен будет,
сеятель ветра пожнет бурю. Но когда эта буря разразится и кто ею сметен будет,
о том люди не думают. Они твердят о карме и ограничивают ее своими мерами, но
о том люди не думают. Они твердят о карме и ограничивают ее своими мерами, но
Строка 226: Строка 203:
обрушится на сеятеля ветра. Когда же долетит ярое следствие бури? Правильно
обрушится на сеятеля ветра. Когда же долетит ярое следствие бури? Правильно
говорят, что понятие времени относительно. Так не земными часами измеряется
говорят, что понятие времени относительно. Так не земными часами измеряется
-
нападение бури. Одно остается несомненным, что сеятель и пожнет».</span></p>
+
нападение бури. Одно остается несомненным, что сеятель и пожнет».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">«Можно наблюдать за
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>«Можно наблюдать за
+
прогрессом кармы на многих исторических деяниях. Мы советуем читать
прогрессом кармы на многих исторических деяниях. Мы советуем читать
жизнеописания и летописи. Там можно наблюдать, как росла карма и как она
жизнеописания и летописи. Там можно наблюдать, как росла карма и как она
Строка 236: Строка 212:
действует во имя равновесия. Размер нарушения равновесия не может быть
действует во имя равновесия. Размер нарушения равновесия не может быть
определен земными мерами. Только с высших планов можно усмотреть, как
определен земными мерами. Только с высших планов можно усмотреть, как
-
разрастается содеянное».</span></p>
+
разрастается содеянное».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">«Мы говорим о капле яда, но
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>«Мы говорим о капле яда, но
+
одно малое слово может действовать, как сильный яд. Можно пожалеть, что люди не
одно малое слово может действовать, как сильный яд. Можно пожалеть, что люди не
вдумываются в слова, ими произносимые. Процесс эволюции долго совершается, но
вдумываются в слова, ими произносимые. Процесс эволюции долго совершается, но
качество мышления и слова человеческого не изменяется. Вспомним о высоком
качество мышления и слова человеческого не изменяется. Вспомним о высоком
мышлении индийских и греческих философов. Может ли двадцатый век гордиться
мышлении индийских и греческих философов. Может ли двадцатый век гордиться
-
такою же утонченностью мышления?»</span></p>
+
такою же утонченностью мышления?»</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">«Мыслитель говорил:
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>«Мыслитель говорил:
+
“Наверное, ранее нас кто-то размышлял лучше. Не будем надеяться, что мы
“Наверное, ранее нас кто-то размышлял лучше. Не будем надеяться, что мы
-
преуспели. Пусть наши недостатки послужат рычагом к совершенствованию”».</span></p>
+
преуспели. Пусть наши недостатки послужат рычагом к совершенствованию”».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;"></p>
-
text-autospace:none'></p>
+
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|23.11.38 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955|Рерих Е.И. Письма. 1932-1955, Оглавление|31.12.38 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955}}
{{LetterPostEdit|23.11.38 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955|Рерих Е.И. Письма. 1932-1955, Оглавление|31.12.38 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955}}

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Дата : 26.11.38
  • Издание: Вико, Новосибирск, 1993

26.11.38

Очень порадовалась Вашим двум последним письмам. Давно уже недоставало мне весточек о Вашей полезной деятельности, а также и о Ваших впечатлениях. Вы правы, что повсюду наблюдается тревога и многие как бы чего-то ожидают, и в то же время почти никто не думает о том, где же истинная причина сложившегося положения? Уже давно все устремились лишь к благоденствию тела, забыв, что нужно воспитывать и душу и укреплять дух в твердости устремления к общему благу.

Разве не малодушие и страх телесный продиктовали все поражающие капитуляции, наблюдаемые за последнее время, последствия которых, при существующей общемировой зависимости, конечно, не могут разрешиться так просто, как думают некоторые житейские мудрецы. Лжемир ничего, кроме разложения, не принесет. Вопрос только в том, кто воспользуется таким разложением? Сейчас, именно, не столько вооружение, сколько полное единение и здоровая твердость духа решат победу. Договоры потеряли всякое значение, в самое короткое время были нарушены уже шесть таких договоров и обязательств. Не знаю, кто может верить сейчас в какие бы то ни было договоры. Почему новые договоры должны быть крепче, какие к этому основания? Мы видим, что ориентации сменяются, как апрельская погода. Кроме того, мы знаем, что однажды предатель останется таким и при новом случае. Но во всем происходящем видим неумолимый закон кармы: час урочный наступил для многих стран, потому люди так легко поддаются массовому психологированию, пример тому паника, пережитая в некоторых странах, и кульминация ее в безобразном явлении массового психоза в Америке. Именно перед нами яркий пример цивилизации без культуры духа.

Относительно Вашего труда могу сказать, что такая работа не может писаться в спешке. Необходимо собрать достаточный исторический материал и очень обдуманно скомпилировать его. Люди посвящают годы на такие труды, потому не спешите.

Правильно, что Вы хотите писать о положительной стороне религии, и такая точка зрения, рядом с осуждением всякого изуверства, должна быть явлена. Именно следует показать, что есть истинная религия и как в каждой церкви или ответвлении единой мировой истины можно найти своеобразную красоту, очистив ее от позднейших наслоений и изуверств. Лучше какой бы то ни было храм, нежели совсем без храма. Человек, ни во что не верующий, – мертв, ибо жизнь, или эволюция, может слагаться лишь верою, началом ведущим, которое всегда будет идти впереди сознаний, к нему устремленных. И мы знаем, что устремление есть психическая энергия, которая является энергией всеначальной – или жизнью.

Религия произошла от слова «религаре», что означает связь с Высшим. Потому все, искренне стремящиеся, по натуре своей религиозны и всегда сумеют создать себе достойный храм, в котором будет пребывать доступный их пониманию Свет Единой истины.

Прекрасно, что имеются либеральные умы среди пасторов Вашей страны. Увы, нельзя того же сказать о православном духовенстве. По всем доходящим до нас сведениям из разных стран, уровень пастырей слишком упал. Косность старых становится все страшнее в своем оцепенении. Вспоминаем нашего друга Митрополита Платона (в Америке), который очень сетовал, с одной стороны, на нетерпимость и невежество своих коллег, с другой, оплакивал полное неверие, особенно среди молодых служителей. Конечно, нетерпимость и недопущение есть та почва, на которой так успешно выращивается неверие. Нетерпимость и неверие всегда идут рука об руку. Потому для охранения религиозного чувства в народе нужна чуткая, доброжелательная терпимость при несокрушимой вере в ведущее Светлое Начало Добра. Вера должна быть подкреплена всеми научными достижениями и особенно из области парапсихических исследований. Также материал, собранный во всех странах, во всех веках из свидетельств достоверных лиц, явился бы ценнейшим трудом.

Да, люди труднее всего воспринимают, что под священными одеждами, под священным кровом может приютиться тьма. Они повторяют: «Крайности соприкасаются», или: «Чем ярче Свет, тем мрачнее тьма», но смысл этого скользит по их сознанию. Они не видят переплетений света и тьмы в жизни каждого дня, откуда и проистекает сложность жизни. Не допускают, что все темное прежде всего устремляется против самого яркого источника света. История ничему не научила людей, ибо никто не интересуется именно историей роста сознания и мысли. Никто не захочет задуматься, как сложилось современное сознание и, в частности, его собственное, как установились те или иные понятия, которые и являлись основной причиной настоящего положения вещей. Сейчас для поднятия нравственного уровня молодежи необходимо было бы обратить самое большое внимание на изучение гуманитарных наук. Падение интереса к ним ознаменовало возвращение к веку варварства, несмотря на всю его блестящую цивилизацию. Прочтите также книгу Карреля «Man the Unknown», в которой он говорит о современной цивилизации, ведущей к вырождению, она имеется в переводе на лат. язык.

Конечно, все изложенное Вами в Вашем майском письме о значении начал и семьи вполне правильно. Особенно по сердцу мне слова, что «жизнь наша должна быть сердечным богослужением». Именно в труде наша молитва Богу и служение ближнему. Люди должны снова обрести радость в радости своего ближнего, должны понять, что самость, злоба, зависть принесут только бедствия, прежде всего самому носителю подобных чувств. Кто знает, в каких муках, в каких ужасах своего же порождения обретут люди понимание этого основного закона причин и следствий, которым держится и слагается вся Вселенная. Когда никакие земные меры не помогают, вернее, не принимаются, тогда космические силы вступают в действие, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Много знаков посылается на Землю, но люди или смеются над ними, или преследуют тех, кто обращает на них внимание или предупреждает о необходимости изменить мышление и понять, что общее благо – не пустые слова.

Потому приветствую каждое Ваше выступление во благо. Темы, на которые Вам приходится говорить, конечно, являются наиболее существенными и животрепещущими, так и продолжайте, сея доверенные зерна. В час урочный они принесут урожай.

Задержка в регистрации Общ. нас не удивляет, трудно допустить, чтобы оказались правы те, кто утверждает, что причину этого нужно искать в русофобстве. В моем сознании такое некультурное проявление как-то не укладывается, ибо я всегда считала Вашу страну в этом отношении передовой. Если в наш «просвещенный» век каждое научное или даже простое техническое открытие уже не является исключительной собственностью какой-либо страны, то тем более большой человек не может принадлежать одной национальности или одной стране. Что стало бы с современной культурой и цивилизацией, если бы мы наставили такие разграничения и воспрещения? Потому мотивировка, что раз кто-то не является подданным страны, то не может быть дано разрешения на существование общества его имени, кажется мне несовместимой с нашим представлением о Вашей чудесной стране. Кроме того, общество имеет за собою уже стаж десятилетия и может указать на свою полезную культурную деятельность. Разве не издало оно ряд полезнейших книг, разве не собрало оно Музей, в который вошли произведения лат., эст. и лит. художников, разве не устраивало оно культурные вечера, лекции и собрания? Да и к слову сказать, прадед и дед Н.К. были жителями города Риги. Дед прожил в Риге 50 лет. И сестры деда до сих пор живут в Латвии.

Радуемся, что первая часть Монографии близится к концу. Просили Г. Ф. отложить мысли о второй части, пока не будет распродана первая. Выслала мои письма в трех пакетах, но также прошу печатать их только, если денежные обстоятельства позволят это. Больше всего опасаемся перегрузить Ваши возможности и средства членов общества.

Теперь о Вашем доверительном сообщении о Вашем семейном быте. Могу сказать – не горюйте, мужественно смотрите в глаза действительности. Припомните и евангельские притчи о домашних и близких человека. Да и народная мудрость гласит – «У каждого очага есть свой скелет». По мере расширения нашего сознания земное одиночество становится почти неизбежным. Но разве одиночество это не пополняется – и в гораздо большей степени – сознанием радости великому сотрудничеству в Мирах Тонких и служению Вл. Света? Придет час, и жизнь пробудит сердца молчащие. Для каждого приходит его час. Для кого раньше, кому позже, для некоторых даже лишь в будущих жизнях, но пробуждение наступит. Потому терпеливо относитесь к неготовому сознанию. Ведь редчайшее явление, чтобы в семье хотя бы два члена были солидарны во всех своих устремлениях. Даже при одинаковости устремлений часто подходы настолько разнятся, что возникают трения. Вот почему при заключении браков так важно, чтобы сочетающиеся имели бы общность в самых краеугольных вопросах и устремлениях, но именно на это основное условие для согласного брака меньше всего обращается внимание.

А все-таки и на Земле Вы не одиноки. У Вас есть друзья, близкие и дальние, которые Вас любят и дорожат Вами. А сколько сердец тянутся к Вам во время насаждения благих зерен? Можете ли Вы пересчитать их? Потому не грустите и претерпите неизбежные трения, у кого их нет? Помните, что и я очень люблю и дорожу моим корреспондентом, о котором в свое время было сказано – «пусть напишет тебе», вот эти слова и легли в основу моего доверия к Вам.

Прошел первый туман, наброшенный Мюнхенским позорным соглашением, и уже показались очертания нового и еще более грозного призрака, и многие начинают оглядываться и думать – нельзя ли снова заставить кого-то таскать каштаны для себя? Несправедливости, допущенные в разных соглашениях после мировой войны, тяжко сказываются на участвовавших в решениях и проведении их. Бумеранг возвращается к тем, кто его бросил, с гораздо большей силой. Вы правы относительно Ч[ехословакии]. В какой бы то ни было форме допущенное предательство всегда карается, также однажды предатель – всегда предатель.

Привожу Беседу из «Надземного».

§ 286. «Вы знаете, насколько каждое познание встречается яростью невежества. Поистине, где больше свет, там чернее тьма. Но не нужно думать, что там будет лишь противодействие иллюзии, напротив, ярость тьмы возрастает в прогрессии, и тьма не стесняется в средствах».

«Часто можно наблюдать, как один член семьи, стремящийся к просвещению, встречает особое издевательство от всех прочих. При этом одному нужно собрать все мужество против грубых нападений всех остальных. Не часто окажется, что большинство стремится к Свету и может общими усилиями противостать тьме. Конечно, противоборство против тьмы поможет усовершенствовать силы, но, тем не менее, вопрос семейный будет краеугольным».

«Правильно осуждается поспешность решения семейного положения. Не может быть большего бедствия, нежели тьма в семье. Отсюда рождаются и бедствия будущего поколения. Мы печалуемся о семейных противоречиях, они лишают сил даже лучших борцов. Нужно подумать, сколько устремлений пресекаются в самом зачатке. Сколько кощунств и злословия изливается там, где мог бы основаться очаг добра. И сколько может теряться ценной психической энергии. Люди не дорожат этим даром, он может разлиться как панацея из разбитого сосуда. Нужно везде, где можно, помочь семейному началу».

«У Нас наблюдают за очень трудными положениями и помогают воздействиями. Но иногда раздоры бывают настолько глубоки, что воздействие может даже воспрепятствовать здоровью, ибо организм будет сопротивляться подобному наставлению. Тогда лучше временно отойти, чтобы лекарство не оказалось слишком сильным».

«Мыслитель считал, что врач должен понимать закон равновесия».

§ 242. «Вы знаете, что сеятель ветра пожнет бурю. Но когда эта буря разразится и кто ею сметен будет, о том люди не думают. Они твердят о карме и ограничивают ее своими мерами, но карма действует прогрессивно. Указанная буря захватит многих, и такое следствие обрушится на сеятеля ветра. Когда же долетит ярое следствие бури? Правильно говорят, что понятие времени относительно. Так не земными часами измеряется нападение бури. Одно остается несомненным, что сеятель и пожнет».

«Можно наблюдать за прогрессом кармы на многих исторических деяниях. Мы советуем читать жизнеописания и летописи. Там можно наблюдать, как росла карма и как она обрушивалась, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Люди иногда готовы считать карму наказанием, но великий закон не может быть так ограничен. Закон действует во имя равновесия. Размер нарушения равновесия не может быть определен земными мерами. Только с высших планов можно усмотреть, как разрастается содеянное».

«Мы говорим о капле яда, но одно малое слово может действовать, как сильный яд. Можно пожалеть, что люди не вдумываются в слова, ими произносимые. Процесс эволюции долго совершается, но качество мышления и слова человеческого не изменяется. Вспомним о высоком мышлении индийских и греческих философов. Может ли двадцатый век гордиться такою же утонченностью мышления?»

«Мыслитель говорил: “Наверное, ранее нас кто-то размышлял лучше. Не будем надеяться, что мы преуспели. Пусть наши недостатки послужат рычагом к совершенствованию”».



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно