27.06.1924 Е.И.Рерих – П.А.Чистякову и В.К.Рериху (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;
+
{{LetterInfo|Николай Рерих||27.06.1924|Сфера||}}<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;
margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;mso-layout-grid-align:
margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span class=SpellE></span> Е.И.Рерих
+
none;text-autospace:none'> Е.И.Рерих
– П.А.Чистякову и В.К.Рериху</p>
– П.А.Чистякову и В.К.Рериху</p>
-
<span style='mso-bookmark:Чист'></span>
+
 
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
none;text-autospace:none'>27.<span lang=EN-US style='mso-ansi-language:EN-US'>VI</span>.24
none;text-autospace:none'>27.<span lang=EN-US style='mso-ansi-language:EN-US'>VI</span>.24
-
<span class=SpellE><span lang=EN-US style='mso-ansi-language:EN-US'></span></span></p>
+
</p>
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
Строка 28: Строка 28:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
none;text-autospace:none'>Для начала повторю уже известную Вам формулу –
none;text-autospace:none'>Для начала повторю уже известную Вам формулу –
-
&quot;Оставьте все предрассудки, мыслите свободно&quot; (курсив А.М.А.).
+
"Оставьте все предрассудки, мыслите свободно" (курсив А.М.А.).
Формула эта должна быть не только на устах, но осознана всей сущностью Вашей и
Формула эта должна быть не только на устах, но осознана всей сущностью Вашей и
проведена в жизнь. И помните еще, что религиозный предрассудок – самая горшая
проведена в жизнь. И помните еще, что религиозный предрассудок – самая горшая
-
вульгарность, ибо Христос говорил &quot;не в храме, но в духе будете
+
вульгарность, ибо Христос говорил "не в храме, но в духе будете
-
молиться&quot;.</p>
+
молиться".</p>
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
Строка 39: Строка 39:
понимания, Простота<span style='mso-spacerun:yes'>  </span>– наш ключ от тайных
понимания, Простота<span style='mso-spacerun:yes'>  </span>– наш ключ от тайных
дверей счастья<ref> <span
дверей счастья<ref> <span
-
style='font-size:10.0pt'>Об этих трех заветах для руководства в жизни находим
+
style=''>Об этих трех заветах для руководства в жизни находим
-
следующие важные указания в &quot;Листах Сада М.&quot; (или
+
следующие важные указания в "Листах Сада М." (или
-
&quot;Озарении&quot;):</span></ref>. Не забудьте и о Законе
+
"Озарении"):</span></ref>. Не забудьте и о Законе
Вмещения. Готовьте, закаляйте Ваши сосуды, чтобы вместить, ибо воистину не
Вмещения. Готовьте, закаляйте Ваши сосуды, чтобы вместить, ибо воистину не
видим границ познания!</p>
видим границ познания!</p>
Строка 51: Строка 51:
кривотолки и пересуды могли ему повредить. Теперь обстоятельства изменились, и
кривотолки и пересуды могли ему повредить. Теперь обстоятельства изменились, и
указание о неразглашении потеряло свою силу, ибо книги Учения обнародованы и
указание о неразглашении потеряло свою силу, ибо книги Учения обнародованы и
-
общедоступны (в 1924 году и &quot;Зов&quot;, и &quot;Озарение&quot; не
+
общедоступны (в 1924 году и "Зов", и "Озарение" не
поступили еще в открытую продажу) и, кроме того, в Риге в 1940 году были
поступили еще в открытую продажу) и, кроме того, в Риге в 1940 году были
опубликованы два увесистых тома Писем Елены Ивановны. И сам П.А.Чистяков
опубликованы два увесистых тома Писем Елены Ивановны. И сам П.А.Чистяков
-
написал нам: &quot;После смерти Елены Ивановны этот запрет, по-моему, должен
+
написал нам: "После смерти Елены Ивановны этот запрет, по-моему, должен
-
отпасть&quot;. Вполне согласны с этим мнением и потому помещаем в этом сборнике
+
отпасть". Вполне согласны с этим мнением и потому помещаем в этом сборнике
полностью текст письма Елены Ивановны от 27 июня 1924 года ищущим Знания на
полностью текст письма Елены Ивановны от 27 июня 1924 года ищущим Знания на
радость</ref>, и надеемся, что
радость</ref>, и надеемся, что
-
раздавая &quot;Листья Сада Мории&quot;<ref> Именно так и значится в оригинале
+
раздавая "Листья Сада Мории"<ref> Именно так и значится в оригинале
-
письма: &quot;Листья Сада Мории&quot;, а не &quot;Листы Сада Мории&quot;, как в
+
письма: "Листья Сада Мории", а не "Листы Сада Мории", как в
действительности называется эта первая книга Учения. Это простая описка, но
действительности называется эта первая книга Учения. Это простая описка, но
-
грамматически и &quot;Листья&quot; тоже правильно.</ref>,
+
грамматически и "Листья" тоже правильно.</ref>,
наше имя не связывается с этой книгою, как Н.К. уже указывал<ref> Этими словами Елена Ивановна
наше имя не связывается с этой книгою, как Н.К. уже указывал<ref> Этими словами Елена Ивановна
-
подчеркивает, что &quot;Листы Сада Мории&quot; (и другие книги Учения Живой
+
подчеркивает, что "Листы Сада Мории" (и другие книги Учения Живой
Этики) написаны не ею и не Николаем Константиновичем, а даны из Высшего
Этики) написаны не ею и не Николаем Константиновичем, а даны из Высшего
Источника.</ref>.</p>
Источника.</ref>.</p>
Строка 76: Строка 76:
class=MsoFootnoteReference>8</span> живет. Прочтя их произведения и
class=MsoFootnoteReference>8</span> живет. Прочтя их произведения и
особенно их биографии, Вы будете ее знать. Некоторые сочинения этих Великих
особенно их биографии, Вы будете ее знать. Некоторые сочинения этих Великих
-
Учителей<ref><span style='font-size:10.0pt'> В оригинале оба эти
+
Учителей<ref><span style=''> В оригинале оба эти
слова написаны с большой буквы. Следовательно, Елена Ивановна считала
слова написаны с большой буквы. Следовательно, Елена Ивановна считала
Рамакришну и Вивекананду не просто выдающимися, продвинутыми йогами, но и
Рамакришну и Вивекананду не просто выдающимися, продвинутыми йогами, но и
Строка 85: Строка 85:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
none;text-autospace:none'><i style='mso-bidi-font-style:normal'>10 ч. веч[ера].</i>
none;text-autospace:none'><i style='mso-bidi-font-style:normal'>10 ч. веч[ера].</i>
-
Получили Указ: &quot;Хочу выполнить общие желания, потому пусть каждый, имеющий
+
Получили Указ: "Хочу выполнить общие желания, потому пусть каждый, имеющий
знак или имя<ref> Владыка имеет здесь в виду признанных
знак или имя<ref> Владыка имеет здесь в виду признанных
учеников.</ref>, возьмет два листа
учеников.</ref>, возьмет два листа
Строка 92: Строка 92:
почему нельзя обратиться в духе, – ибо часто мышление неточно. Вместо ясного
почему нельзя обратиться в духе, – ибо часто мышление неточно. Вместо ясного
вопроса посылается хвост мохнатого мышления, забывая, Куда и к Кому обращаются.
вопроса посылается хвост мохнатого мышления, забывая, Куда и к Кому обращаются.
-
Советую, чтобы желания приличествовали плану Владык. Мы увидим и измерим&quot;.</p>
+
Советую, чтобы желания приличествовали плану Владык. Мы увидим и измерим".</p>
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
Строка 109: Строка 109:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>Это письмо написано
+
none;text-autospace:none'><span style=''>Это письмо написано
Еленой Ивановной от руки по старой орфографии с твердыми знаками в конце слов.
Еленой Ивановной от руки по старой орфографии с твердыми знаками в конце слов.
Почерк вполне разборчивый, неторопливый.</span></p>
Почерк вполне разборчивый, неторопливый.</span></p>
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>Письмо было адресовано
+
none;text-autospace:none'><span style=''>Письмо было адресовано
в Харбин (Маньчжурия) Петру Алексеевичу Чистякову и Владимиру Константиновичу
в Харбин (Маньчжурия) Петру Алексеевичу Чистякову и Владимиру Константиновичу
Рериху.</span></p>
Рериху.</span></p>
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>П.А.Чистяков был сыном
+
none;text-autospace:none'><span style=''>П.А.Чистяков был сыном
священника из Смоленской губернии. По своему образованию он был богословом:
священника из Смоленской губернии. По своему образованию он был богословом:
окончил в 1907 году Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Однако он не захотел
окончил в 1907 году Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Однако он не захотел
Строка 131: Строка 131:
кабинетным ученым, теоретиком. Кроме нескольких европейских хорошо знал и
кабинетным ученым, теоретиком. Кроме нескольких европейских хорошо знал и
древние языки: латинский (очень любил читать в подлиннике оды Горация Флакка),
древние языки: латинский (очень любил читать в подлиннике оды Горация Флакка),
-
греческий (охотно читал &quot;Одиссею&quot; Гомера и &quot;Энеиду&quot;) и
+
греческий (охотно читал "Одиссею" Гомера и "Энеиду") и
еврейский (одной из его настольных книг была Библия на древнееврейском языке).
еврейский (одной из его настольных книг была Библия на древнееврейском языке).
Вообще он много читал.</span></p>
Вообще он много читал.</span></p>
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>Елена Ивановна и
+
none;text-autospace:none'><span style=''>Елена Ивановна и
Николай Константинович хорошо знали П.А.Чистякова еще по Санкт-Петербургу, относились
Николай Константинович хорошо знали П.А.Чистякова еще по Санкт-Петербургу, относились
к нему с большой симпатией, и он пользовался полным их доверием. Учитель М.
к нему с большой симпатией, и он пользовался полным их доверием. Учитель М.
-
тоже доверял П.А.Чистякову, а тот называл Владыку &quot;Великим Духом&quot;.
+
тоже доверял П.А.Чистякову, а тот называл Владыку "Великим Духом".
По-видимому, он был связан с Учителем М. и в прежних своих воплощениях.</span></p>
По-видимому, он был связан с Учителем М. и в прежних своих воплощениях.</span></p>
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>В 1922 году
+
none;text-autospace:none'><span style=''>В 1922 году
П.А.Чистяков приезжал из Харбина в США по командировке от китайско-восточной
П.А.Чистяков приезжал из Харбина в США по командировке от китайско-восточной
железной дороги и встретился в Нью-Йорке с Еленой Ивановной, а затем с главою
железной дороги и встретился в Нью-Йорке с Еленой Ивановной, а затем с главою
Строка 149: Строка 149:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>Елена Ивановна
+
none;text-autospace:none'><span style=''>Елена Ивановна
встретила его хорошо и сердечно, как старого друга, и при первом же свидании
встретила его хорошо и сердечно, как старого друга, и при первом же свидании
раскрыла медальон, который постоянно носила на груди, вынула из него портрет
раскрыла медальон, который постоянно носила на груди, вынула из него портрет
-
Учителя М. и передала его Петру Алексеевичу, сказав при этом: &quot;Я со
+
Учителя М. и передала его Петру Алексеевичу, сказав при этом: "Я со
слезами должна исполнить приказ Владыки и отдать Вам Его портрет, который Он
слезами должна исполнить приказ Владыки и отдать Вам Его портрет, который Он
-
мне подарил&quot;. Такой подарок портрета (это был известный многим портрет
+
мне подарил". Такой подарок портрета (это был известный многим портрет
Учителя М. в чалме) – знак великого доверия и признания, иначе расценивать его
Учителя М. в чалме) – знак великого доверия и признания, иначе расценивать его
нельзя.</span></p>
нельзя.</span></p>
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>К сожалению, Петр
+
none;text-autospace:none'><span style=''>К сожалению, Петр
Алексеевич не оценил по достоинству этого дара, и участь его оказалась
Алексеевич не оценил по достоинству этого дара, и участь его оказалась
печальной. Он положил портрет под заднюю крышку своих золотых часов – и так
печальной. Он положил портрет под заднюю крышку своих золотых часов – и так
Строка 167: Строка 167:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>В Америке в 1922 году
+
none;text-autospace:none'><span style=''>В Америке в 1922 году
Петру Алексеевичу удалось добиться аудиенции у главы Ордена розенкрейцеров;
Петру Алексеевичу удалось добиться аудиенции у главы Ордена розенкрейцеров;
доступ к нему оказался очень трудным, но помогло привезенное из Харбина
доступ к нему оказался очень трудным, но помогло привезенное из Харбина
Строка 179: Строка 179:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>В Харбине П.А. состоял
+
none;text-autospace:none'><span style=''>В Харбине П.А. состоял
членом Розенкрейцерского Ордена и даже принимал некоторое участие в его работе –
членом Розенкрейцерского Ордена и даже принимал некоторое участие в его работе –
делал переводы из английских книг и потом читал их на собраниях. Впоследствии
делал переводы из английских книг и потом читал их на собраниях. Впоследствии
-
он покинул Орден или, как сам выражался, &quot;сбежал&quot;.</span></p>
+
он покинул Орден или, как сам выражался, "сбежал".</span></p>
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>Одно время он серьезно
+
none;text-autospace:none'><span style=''>Одно время он серьезно
интересовался тайноведением, но взгляды его были довольно странными. К примеру,
интересовался тайноведением, но взгляды его были довольно странными. К примеру,
он полностью принимал учение о перевоплощении, но категорически отрицал Карму и
он полностью принимал учение о перевоплощении, но категорически отрицал Карму и
Строка 195: Строка 195:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>Владыка М. оказал
+
none;text-autospace:none'><span style=''>Владыка М. оказал
Петру Алексеевичу свое доверие и старался привлечь его к служению, Елена
Петру Алексеевичу свое доверие и старался привлечь его к служению, Елена
Ивановна и Николай Константинович щедро делились с ним знаниями и давали самые
Ивановна и Николай Константинович щедро делились с ним знаниями и давали самые
Строка 212: Строка 212:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>Незадолго до 2-й
+
none;text-autospace:none'><span style=''>Незадолго до 2-й
мировой войны Петр Алексеевич совсем отошел от Учения Живой Этики и прервал
мировой войны Петр Алексеевич совсем отошел от Учения Живой Этики и прервал
переписку с Еленой Ивановной. Отошел потому, что не послушался совета: оставить
переписку с Еленой Ивановной. Отошел потому, что не послушался совета: оставить
Строка 223: Строка 223:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>Таким образом, Петр
+
none;text-autospace:none'><span style=''>Таким образом, Петр
Алексеевич не оправдал оказанного ему доверия. Предателем в буквальном смысле
Алексеевич не оправдал оказанного ему доверия. Предателем в буквальном смысле
этого слова он не был, но отступником – да. Впрочем, граница между этими двумя
этого слова он не был, но отступником – да. Впрочем, граница между этими двумя
Строка 229: Строка 229:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>Мы написали так
+
none;text-autospace:none'><span style=''>Мы написали так
подробно о П.А.Чистякове потому, что случай с ним весьма характерен и
подробно о П.А.Чистякове потому, что случай с ним весьма характерен и
показателен. Так возможно отступничество даже признанных учеников. Контакт с
показателен. Так возможно отступничество даже признанных учеников. Контакт с
Строка 237: Строка 237:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>Да, среди их учеников
+
none;text-autospace:none'><span style=''>Да, среди их учеников
оказалось немало тех, которые не оправдали их доверия. Неоднократно, по слову
оказалось немало тех, которые не оправдали их доверия. Неоднократно, по слову
-
Евангелия, они &quot;метали жемчуг&quot; перед неподходящими, несозвучными
+
Евангелия, они "метали жемчуг" перед неподходящими, несозвучными
Живой Этике людьми, которые потом становились отступниками, изменниками,
Живой Этике людьми, которые потом становились отступниками, изменниками,
предателями. Очевидно, такова участь всех выдающихся носителей Света.</span></p>
предателями. Очевидно, такова участь всех выдающихся носителей Света.</span></p>
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>Несозвучным оказался и
+
none;text-autospace:none'><span style=''>Несозвучным оказался и
Володя – Владимир Константинович Рерих, родной брат Николая Константиновича.
Володя – Владимир Константинович Рерих, родной брат Николая Константиновича.
Братья любили друг друга, отношения между ними были сердечными, Н.К. всемерно
Братья любили друг друга, отношения между ними были сердечными, Н.К. всемерно
Строка 254: Строка 254:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>Николаю
+
none;text-autospace:none'><span style=''>Николаю
Константиновичу не удалось привлечь своего брата к более тесному эзотерическому
Константиновичу не удалось привлечь своего брата к более тесному эзотерическому
сотрудничеству и при личном общении в Харбине в 1934 году. (В 1934 – 1935 гг. Николай
сотрудничеству и при личном общении в Харбине в 1934 году. (В 1934 – 1935 гг. Николай
Строка 272: Строка 272:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>&quot;Некий настоятель
+
none;text-autospace:none'><span style=''>"Некий настоятель
монастыря, когда посылал монахов на странствование, всегда напутствовал их
монастыря, когда посылал монахов на странствование, всегда напутствовал их
-
словами: &quot;Опять наша обитель расширяется&quot;. Он знал, что не может быть
+
словами: "Опять наша обитель расширяется". Он знал, что не может быть
духовного отчуждения, и такие путевые утверждения только укрепляли размеры Обители.
духовного отчуждения, и такие путевые утверждения только укрепляли размеры Обители.
-
Так мыслите, когда часть братьев начинает новое хождение&quot; (Мир Огненный,
+
Так мыслите, когда часть братьев начинает новое хождение" (Мир Огненный,
-
ч. </span><span lang=EN-US style='font-size:11.0pt;mso-ansi-language:EN-US'>II</span><span
+
ч. </span><span lang=EN-US style='mso-ansi-language:EN-US'>II</span><span
-
style='font-size:11.0pt'>, 392).</span></p>
+
style=''>, 392).</span></p>
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
-
none;text-autospace:none'><span style='font-size:11.0pt'>Чрезвычайно ценное и
+
none;text-autospace:none'><span style=''>Чрезвычайно ценное и
содержательное письмо Елены Ивановны от 27 июня 1924 года написано просто и
содержательное письмо Елены Ивановны от 27 июня 1924 года написано просто и
ясно, но все-таки для лучшего понимания нуждается в кратких пояснениях.</span></p>
ясно, но все-таки для лучшего понимания нуждается в кратких пояснениях.</span></p>
Строка 287: Строка 287:
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
-
<references/>
 
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
-
{{LetterPostEdit|ЙОГА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|12.10.1933 Н.К.Рерих – В.А.Дукшта-Дукшинской (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}}
+
 
 +
<references/>{{LetterPostEdit|ЙОГА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|12.10.1933 Н.К.Рерих – В.А.Дукшта-Дукшинской (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}}
[[Категория:Источники]]
[[Категория:Источники]]

Версия 01:27, 15 февраля 2009

Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Дата : 27.06.1924
  • Издание: Сфера

Е.И.Рерих – П.А.Чистякову и В.К.Рериху


27.VI.24

Дорогие Петр Алексеевич и Володя.

Письма Ваши очень тронули меня. Большей радости, нежели делиться сокровищем, которым мы владеем, нет и не может быть[1]. Сделаем все возможное, при разделяющих нас условиях, чтобы если не удовлетворить, то хотя бы поднять еще новые искания в духе Вашем. Но прошу иметь в виду следующие обстоятельства: 1) Мы можем дать лишь то, что будет разрешено. 2) Многое нельзя доверить бумаге, ибо очень уж мучительно выдавать цензорам свое самое святое (письма часто приходят распечатанными). 3) Вы должны ставить четкие вопросы. 4) Я завалена всякого рода писанием. Писать будем по очереди – Н.К. и я.

Для начала повторю уже известную Вам формулу – "Оставьте все предрассудки, мыслите свободно" (курсив А.М.А.). Формула эта должна быть не только на устах, но осознана всей сущностью Вашей и проведена в жизнь. И помните еще, что религиозный предрассудок – самая горшая вульгарность, ибо Христос говорил "не в храме, но в духе будете молиться".

Дам также три завета для руководства – Бесстрашие, Красота и Простота. Поясню: Бесстрашие – наш водитель, Красота – наш луч понимания, Простота  – наш ключ от тайных дверей счастья[1]. Не забудьте и о Законе Вмещения. Готовьте, закаляйте Ваши сосуды, чтобы вместить, ибо воистину не видим границ познания!

Будем ждать вопросов, но просим писем наших никому не показывать[1], и надеемся, что раздавая "Листья Сада Мории"[1], наше имя не связывается с этой книгою, как Н.К. уже указывал[1].

Володя просит написать ему о наших впечатлениях. Думаю, что это лучше всего сделать, переслав Вам книгу, которая готовится к печати[1]. Романтическую, сказочную Индию наших бабушек мы не нашли – она в развалинах, но Индия Рамакришны7 и Вивекананды8 живет. Прочтя их произведения и особенно их биографии, Вы будете ее знать. Некоторые сочинения этих Великих Учителей[1] уже переведены на русск[ий] яз[ык]. Сейчас сравнительно мало соприкасаемся с людьми, ибо все наше время распределено, у каждого есть свой урок.

10 ч. веч[ера]. Получили Указ: "Хочу выполнить общие желания, потому пусть каждый, имеющий знак или имя[1], возьмет два листа бумаги. На одном пусть напишет, что он дает Мне, на другом – что он желает получить от Меня. Пусть запечатает и пришлет ближайшею почтою вам. Спросят, почему нельзя обратиться в духе, – ибо часто мышление неточно. Вместо ясного вопроса посылается хвост мохнатого мышления, забывая, Куда и к Кому обращаются. Советую, чтобы желания приличествовали плану Владык. Мы увидим и измерим".

Радуюсь за Вас, что так удачно пришли письма Ваши. Теперь буду ждать Ваших вопросов, может быть, найду минуту дослать еще несколько слов до получения письма от Вас. Шлем Вам наши самые сердечные пожелания успешной работе в духе. –

Е.Р.

Комментарии А.М.Асеева

Это письмо написано Еленой Ивановной от руки по старой орфографии с твердыми знаками в конце слов. Почерк вполне разборчивый, неторопливый.

Письмо было адресовано в Харбин (Маньчжурия) Петру Алексеевичу Чистякову и Владимиру Константиновичу Рериху.

П.А.Чистяков был сыном священника из Смоленской губернии. По своему образованию он был богословом: окончил в 1907 году Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Однако он не захотел потрудиться на духовном поприще, женился и уехал на Дальний Восток. Поселился в Харбине и поступил на службу в управление китайско-восточной железной дороги на должность младшего чиновника – и постепенно дослужился до заведующего коммерческим отделом. В Харбине он и провел почти всю свою жизнь, до отъезда из Китая в 1957 году. По своему душевному складу он был честным и порядочным, доброжелательным, сердечным, искренним и доверчивым человеком, обладал блестящими интеллектуальными способностями. По своему умственному складу был кабинетным ученым, теоретиком. Кроме нескольких европейских хорошо знал и древние языки: латинский (очень любил читать в подлиннике оды Горация Флакка), греческий (охотно читал "Одиссею" Гомера и "Энеиду") и еврейский (одной из его настольных книг была Библия на древнееврейском языке). Вообще он много читал.

Елена Ивановна и Николай Константинович хорошо знали П.А.Чистякова еще по Санкт-Петербургу, относились к нему с большой симпатией, и он пользовался полным их доверием. Учитель М. тоже доверял П.А.Чистякову, а тот называл Владыку "Великим Духом". По-видимому, он был связан с Учителем М. и в прежних своих воплощениях.

В 1922 году П.А.Чистяков приезжал из Харбина в США по командировке от китайско-восточной железной дороги и встретился в Нью-Йорке с Еленой Ивановной, а затем с главою Ордена розенкрейцеров (Аморк).

Елена Ивановна встретила его хорошо и сердечно, как старого друга, и при первом же свидании раскрыла медальон, который постоянно носила на груди, вынула из него портрет Учителя М. и передала его Петру Алексеевичу, сказав при этом: "Я со слезами должна исполнить приказ Владыки и отдать Вам Его портрет, который Он мне подарил". Такой подарок портрета (это был известный многим портрет Учителя М. в чалме) – знак великого доверия и признания, иначе расценивать его нельзя.

К сожалению, Петр Алексеевич не оценил по достоинству этого дара, и участь его оказалась печальной. Он положил портрет под заднюю крышку своих золотых часов – и так хранил его. А потом в Харбине, нуждаясь в деньгах, в минуту жизни трудную продал свои часы какому-то богатому японцу, забыв о портрете, – так изображение Владыки и ушло от него.

В Америке в 1922 году Петру Алексеевичу удалось добиться аудиенции у главы Ордена розенкрейцеров; доступ к нему оказался очень трудным, но помогло привезенное из Харбина рекомендательное письмо от одного влиятельного члена Ордена. В беседе с главою он настоятельно добивался посвящения и просил, чтобы ему дали текст розенкрейцерского сокровенного Символа Веры. Однако глава Ордена ему отказал, заявив, что для этого необходима предварительная подготовка, и предложил пройти хотя бы краткий элементарный курс учения розенкрейцеров, на что нужно не менее трех месяцев. Петр Алексеевич отказался, хотя для прохождения этого курса ему был предложен в качестве руководителя один продвинутый розенкрейцер.

В Харбине П.А. состоял членом Розенкрейцерского Ордена и даже принимал некоторое участие в его работе – делал переводы из английских книг и потом читал их на собраниях. Впоследствии он покинул Орден или, как сам выражался, "сбежал".

Одно время он серьезно интересовался тайноведением, но взгляды его были довольно странными. К примеру, он полностью принимал учение о перевоплощении, но категорически отрицал Карму и неоднократно заявлял, что никакой Кармы знать не хочет, так как будто бы Христос Своим крестным страданием искупил Карму всего человечества. По его мнению, человек спасается верою во Христа и Его искупительные страдания, которые покрывают всякую Карму. Потому он считал, что никакой Кармы больше нет и быть не должно(??).

Владыка М. оказал Петру Алексеевичу свое доверие и старался привлечь его к служению, Елена Ивановна и Николай Константинович щедро делились с ним знаниями и давали самые подробные указания для внутренней работы, но он не воспользовался ими и не приложил к жизни. Им было получено от Елены Ивановны и Николая Константиновича несколько десятков прекрасных, чрезвычайно ценных по своему содержанию писем, но он их не сохранил, поступив примерно так же легкомысленно, как с портретом Владыки. Эти письма в 1957 году он вывез с собою из Харбина в Гонконг, а оттуда, по просьбе одного из своих друзей, отослал ему в Японию. Письма были отправлены простой (не заказной) почтой и притом по старому адресу – на гостиницу, из которой его друг давно переехал в другое место. В результате пакет с письмами пропал безвозвратно, случайно у него осталось только одно письмо от 27 июня 1924 года, которое нам с большим трудом и после долгой переписки удалось получить. Опубликовываем его теперь полностью на радость ищущим Света.

Незадолго до 2-й мировой войны Петр Алексеевич совсем отошел от Учения Живой Этики и прервал переписку с Еленой Ивановной. Отошел потому, что не послушался совета: оставить все предрассудки, мыслить свободно. Считая себя бескомпромиссным последователем Христа, он пришел к ошибочному заключению, что Учение Живой Этики и розенкрейцерство противоречат христианству. В действительности, конечно, никакого противоречия между этими Учениями нет, но чтобы понять и вместить их первооснову, нужно явить глубину понимания – укоренившиеся предрассудки помешали Петру Алексеевичу достигнуть такой глубины.

Таким образом, Петр Алексеевич не оправдал оказанного ему доверия. Предателем в буквальном смысле этого слова он не был, но отступником – да. Впрочем, граница между этими двумя понятиями едва различима, они соприкасаются.

Мы написали так подробно о П.А.Чистякове потому, что случай с ним весьма характерен и показателен. Так возможно отступничество даже признанных учеников. Контакт с Рерихами и Владыкою М. лишь скользнул по его жизни, но какое огорчение, какой нервный шок вызвало его поведение у Елены Ивановны и Николая Константиновича с их сверхчувствительностью, как тяжело отозвалось на их сердце!

Да, среди их учеников оказалось немало тех, которые не оправдали их доверия. Неоднократно, по слову Евангелия, они "метали жемчуг" перед неподходящими, несозвучными Живой Этике людьми, которые потом становились отступниками, изменниками, предателями. Очевидно, такова участь всех выдающихся носителей Света.

Несозвучным оказался и Володя – Владимир Константинович Рерих, родной брат Николая Константиновича. Братья любили друг друга, отношения между ними были сердечными, Н.К. всемерно старался заинтересовать своего брата Учением Живой Этики, но таковое его не воодушевляло, так как он вообще мало интересовался духовными вопросами. Посылаемые ему книги агни-йогической серии он не изучал и не применял к жизни те ценнейшие указания оккультного характера, которые так щедро и обильно давала ему Елена Ивановна в своих письмах.

Николаю Константиновичу не удалось привлечь своего брата к более тесному эзотерическому сотрудничеству и при личном общении в Харбине в 1934 году. (В 1934 – 1935 гг. Николай Константинович возглавил экспедицию в Монголию, организованную им по поручению Департамента агрикультуры США – для изучения и сбора засухоустойчивых растений. В Харбине в состав этой экспедиции был принят и Владимир Константинович – в качестве заведующего транспортом в Маньчжурии. Во время пребывания Н.К. в Харбине там было основано Содружество имени Н.К.Рериха, но В.К. не состоял в числе его членов и не принимал участия в работе). Это содружество проявило себя в качестве светлого и жизнеспособного оккультного центра, отношения содружников были воистину братскими, сердечными. Собрания назначались один раз в неделю на квартире у кого-нибудь из содружников; с торжественной радостью каждый делился мыслями с другими о том, что было сделано за неделю. Время тогда было нелегкое, грозные события надвигались и обстоятельства так складывались, что многие члены содружества должны были навсегда покинуть Харбин. Но уехавшие сохранили духовный контакт с оставшимися и часто писали в Харбин. Оправдались слова Владыки:

"Некий настоятель монастыря, когда посылал монахов на странствование, всегда напутствовал их словами: "Опять наша обитель расширяется". Он знал, что не может быть духовного отчуждения, и такие путевые утверждения только укрепляли размеры Обители. Так мыслите, когда часть братьев начинает новое хождение" (Мир Огненный, ч. II, 392).

Чрезвычайно ценное и содержательное письмо Елены Ивановны от 27 июня 1924 года написано просто и ясно, но все-таки для лучшего понимания нуждается в кратких пояснениях.


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно