28.05.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;"><span style='mso-no-proof:yes'>28.05.37</span></p>
+
{{LetterInfo|Елена Рерих||28.05.37|ПРАМЕБ, 1992||}}<p style="text-align: right; font-weight: bold;">28.05.37</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Не сомневаюсь, что Ваша новая книга будет так же
-
style='mso-no-proof:yes'>Не сомневаюсь, что Ваша новая книга будет так же
+
удачна, как и первая. Но приступая к такому труду, следует соблюсти некоторую
удачна, как и первая. Но приступая к такому труду, следует соблюсти некоторую
бережность и поставить перед собою завет Учения Новой Жизни – «На пути к
бережность и поставить перед собою завет Учения Новой Жизни – «На пути к
Братству нужно отучиться от всякого умаления. Пусть не произойдет вреда, хотя
Братству нужно отучиться от всякого умаления. Пусть не произойдет вреда, хотя
бы по неведению». Исторические факты, собранные вместе, будут достаточно ярко
бы по неведению». Исторические факты, собранные вместе, будут достаточно ярко
-
говорить сами за себя.</span></p>
+
говорить сами за себя.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">От последователей Учения новой Жизни должно исходить
-
style='mso-no-proof:yes'>От последователей Учения новой Жизни должно исходить
+
лишь все возвышающее и утверждающее. Из дальнейшего изложения будет ясна Ваша
лишь все возвышающее и утверждающее. Из дальнейшего изложения будет ясна Ваша
точка зрения, отнюдь не умаляющая. Говоря о Лицах Троицы в философском смысле,
точка зрения, отнюдь не умаляющая. Говоря о Лицах Троицы в философском смысле,
Строка 17: Строка 15:
троицу, ибо как иначе понять триаду Атма, Буддхи и Манас в нем? Потому можно ли
троицу, ибо как иначе понять триаду Атма, Буддхи и Манас в нем? Потому можно ли
ограничивать Сына Вечности одним Лицом Троицы? Именно большое недомыслие в
ограничивать Сына Вечности одним Лицом Троицы? Именно большое недомыслие в
-
таком делении Неделимого.</span></p>
+
таком делении Неделимого.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">В Вашем новом труде следует в широких набросках
-
style='mso-no-proof:yes'>В Вашем новом труде следует в широких набросках
+
показать разноголосицу и невежественность, существовавшие среди большинства
показать разноголосицу и невежественность, существовавшие среди большинства
самоутвержденных авторитетов и водителей человеческого сознания, и затем на
самоутвержденных авторитетов и водителей человеческого сознания, и затем на
основании всех древних Учений и новейших достижений в области мысли и науки
основании всех древних Учений и новейших достижений в области мысли и науки
доказать единство всех религий, всех философий или учений и величие всех
доказать единство всех религий, всех философий или учений и величие всех
-
Провозвестников или Основателей их.</span></p>
+
Провозвестников или Основателей их.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:
+
-
none'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Конечно, Божественное Начало разлито во всем сущем, и
-
style='mso-no-proof:yes'>Конечно, Божественное Начало разлито во всем сущем, и
+
мощь Его может как создавать, так и разрушать целые миры. Потому человеческое
мощь Его может как создавать, так и разрушать целые миры. Потому человеческое
сознание должно настолько поднять свое духовное восприятие, чтобы в полном
сознание должно настолько поднять свое духовное восприятие, чтобы в полном
согласии с этою Мощью творить благие причины. Каждое нарушение благих законов
согласии с этою Мощью творить благие причины. Каждое нарушение благих законов
вызывает тяжкие последствия. Да, все имеет значение, и ценность не во внешнем
вызывает тяжкие последствия. Да, все имеет значение, и ценность не во внешнем
-
проявлении или приложении, но лишь когда оно воспринято сознанием.</span></p>
+
проявлении или приложении, но лишь когда оно воспринято сознанием.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Согласна, что слова Христа – «Если кто приходит ко Мне
-
style='mso-no-proof:yes'>Согласна, что слова Христа – «Если кто приходит ко Мне
+
и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей и т. д.», звучат
и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей и т. д.», звучат
жестоко (не следует ли эту фразеологию отнести на счет записывавших или, может
жестоко (не следует ли эту фразеологию отнести на счет записывавших или, может
Строка 52: Строка 45:
земного есть родство духовное, и благо, когда оба родства, духовное и кровное,
земного есть родство духовное, и благо, когда оба родства, духовное и кровное,
сочетаются здесь, но это явление редчайшее. В одной семье нередко собираются
сочетаются здесь, но это явление редчайшее. В одной семье нередко собираются
-
духи с совершенно различными прошлыми накоплениями.</span></p>
+
духи с совершенно различными прошлыми накоплениями.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:
+
-
none'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Если слова Хр. – «Небо и Земля прейдут, но слова Мои
-
style='mso-no-proof:yes'>Если слова Хр. – «Небо и Земля прейдут, но слова Мои
+
не прейдут», указывают прежде всего на истину Его Учения, ибо Истина и Вечность
не прейдут», указывают прежде всего на истину Его Учения, ибо Истина и Вечность
синонимы, то другое Его речение – «что вы свяжете на земле, то будет связано и
синонимы, то другое Его речение – «что вы свяжете на земле, то будет связано и
Строка 70: Строка 60:
этом изречении, как мы знаем, утвердила свою власть церковь. Но если мы прочтем
этом изречении, как мы знаем, утвердила свою власть церковь. Но если мы прочтем
эту притчу целиком, то многое уяснится, ибо невозможно понять ее иначе, как
эту притчу целиком, то многое уяснится, ибо невозможно понять ее иначе, как
-
пояснение закона причины и следствия или кармы.</span></p>
+
пояснение закона причины и следствия или кармы.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:
+
-
none'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Об искуплении. Лишь в земном смысле можем мы явиться
-
style='mso-no-proof:yes'>Об искуплении. Лишь в земном смысле можем мы явиться
+
жертвой искупительной, т. е. принять на себя следствия, порожденные другим
жертвой искупительной, т. е. принять на себя следствия, порожденные другим
лицом. Но в духовном смысле это невозможно. Ведь порожденные нами причины прежде
лицом. Но в духовном смысле это невозможно. Ведь порожденные нами причины прежде
Строка 85: Строка 72:
перерождении при условии, что дух этого человека устремлен в твердом решении
перерождении при условии, что дух этого человека устремлен в твердом решении
искупить все, содеянное им. Но никакие молитвы матери не помогут ему, если дух
искупить все, содеянное им. Но никакие молитвы матери не помогут ему, если дух
-
его не ощутит высокого порыва к очищению.</span></p>
+
его не ощутит высокого порыва к очищению.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">По поводу прощения и искупления грехов я уже не раз
-
style='mso-no-proof:yes'>По поводу прощения и искупления грехов я уже не раз
+
писала, потому привожу выдержку для Вас: «Именно, как один ингредиент может
писала, потому привожу выдержку для Вас: «Именно, как один ингредиент может
изменить весь смысл субстанции, составленной из нескольких других химических
изменить весь смысл субстанции, составленной из нескольких других химических
Строка 98: Строка 84:
является творцом и живым рекордом каждого побуждения, каждой мысли и каждого
является творцом и живым рекордом каждого побуждения, каждой мысли и каждого
поступка своего, потому кто может что-либо изменить в его существе без его
поступка своего, потому кто может что-либо изменить в его существе без его
-
личного и непосредственного участия?</span></p>
+
личного и непосредственного участия?</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:
+
-
none'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">О воплощении. При каждом новом воплощении мы получаем
-
style='mso-no-proof:yes'>О воплощении. При каждом новом воплощении мы получаем
+
организм ограниченный, как по причине общего уровня человеческого развития, так
организм ограниченный, как по причине общего уровня человеческого развития, так
и в силу наследственности предков, кроме того, еще обусловленный нашей кармою.
и в силу наследственности предков, кроме того, еще обусловленный нашей кармою.
Строка 113: Строка 96:
музыкальный виртуоз в своем новом теле, в котором нет необходимой координации
музыкальный виртуоз в своем новом теле, в котором нет необходимой координации
центров для особых музыкальных способностей, сохранит понимание и большее или
центров для особых музыкальных способностей, сохранит понимание и большее или
-
меньшее влечение к этому искусству, но виртуозом он уже не будет.</span></p>
+
меньшее влечение к этому искусству, но виртуозом он уже не будет.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Прекрасно приведенное Вами место из Матвея. Именно,
-
style='mso-no-proof:yes'>Прекрасно приведенное Вами место из Матвея. Именно,
+
подчеркните терпимость и вместимость в Учении Хр. Можно найти еще подобные по
подчеркните терпимость и вместимость в Учении Хр. Можно найти еще подобные по
-
смыслу изречения.</span></p>
+
смыслу изречения.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Читая в «Истории соборов» приведенные концепции и
-
style='mso-no-proof:yes'>Читая в «Истории соборов» приведенные концепции и
+
доводы отцов церкви, не всегда легко понять их точку зрения. Ведь для этого
доводы отцов церкви, не всегда легко понять их точку зрения. Ведь для этого
нужно перенестись духом в ту эпоху и прочувствовать всю сложность переходного
нужно перенестись духом в ту эпоху и прочувствовать всю сложность переходного
Строка 127: Строка 108:
представление того, что они хотели выразить. Язык или символ понятий так
представление того, что они хотели выразить. Язык или символ понятий так
изменяются уже на протяжении нескольких десятилетий, потому желательна
изменяются уже на протяжении нескольких десятилетий, потому желательна
-
осторожность в толковании их.</span></p>
+
осторожность в толковании их.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Приведенные слова Афанасия В. прежде всего исполнены
-
style='mso-no-proof:yes'>Приведенные слова Афанасия В. прежде всего исполнены
+
красоты, а там, где есть красота, там и истина. Так его утверждение: «Бог
красоты, а там, где есть красота, там и истина. Так его утверждение: «Бог
вочеловечился, чтобы мы обожились» отвечает оккультной истине, ибо Дух Иис. Хр.
вочеловечился, чтобы мы обожились» отвечает оккультной истине, ибо Дух Иис. Хр.
Строка 141: Строка 121:
становимся мы общниками божеского естества» и достигаем обожения... Говоря
становимся мы общниками божеского естества» и достигаем обожения... Говоря
современным языком, разве не сказано в Учении, что лишь принятие в сознание
современным языком, разве не сказано в Учении, что лишь принятие в сознание
-
высших энергий дает нам доступ к ним и овладение ими...</span></p>
+
высших энергий дает нам доступ к ним и овладение ими...</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:
+
-
none'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Также правильно, что, отвергая дух, мы открываем
-
style='mso-no-proof:yes'>Также правильно, что, отвергая дух, мы открываем
+
доступ темным силам, одержанию и т. д. «Крещающийся совлекает с себя ветхого
доступ темным силам, одержанию и т. д. «Крещающийся совлекает с себя ветхого
человека, рожденный свыше обновляется благодатью духа»... Не забудем, что в
человека, рожденный свыше обновляется благодатью духа»... Не забудем, что в
Строка 170: Строка 147:
<i>утратило всякий смысл</i>. И особенно невежественно выкидывание некрещеных
<i>утратило всякий смысл</i>. И особенно невежественно выкидывание некрещеных
младенцев за ограду кладбища. Кладбища вообще должны быть уничтожены, как
младенцев за ограду кладбища. Кладбища вообще должны быть уничтожены, как
-
рассадники всяких эпидемий.</span></p>
+
рассадники всяких эпидемий.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Мало, очень мало людей, которые не утратят всякого
-
style='mso-no-proof:yes'>Мало, очень мало людей, которые не утратят всякого
+
воспоминания о вознесении духа, если нечто видимое и осязаемое не будет
воспоминания о вознесении духа, если нечто видимое и осязаемое не будет
напоминать им об этом. Потому ближайшая задача – не разрушение храма, но
напоминать им об этом. Потому ближайшая задача – не разрушение храма, но
Строка 179: Строка 155:
нужно утвердить в сознании людей, что без духовного порыва в нас никакой обряд <i>не</i>
нужно утвердить в сознании людей, что без духовного порыва в нас никакой обряд <i>не</i>
имеет значения. Нужно постоянно напоминать, что Благодать Божия может быть
имеет значения. Нужно постоянно напоминать, что Благодать Божия может быть
-
воспринята лишь сознательно и добровольно.</span></p>
+
воспринята лишь сознательно и добровольно.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:
+
-
none'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">По древним Учениям все высшие космические
-
style='mso-no-proof:yes'>По древним Учениям все высшие космические
+
Представления получают свою форму, или олицетворяются, в подобии Божьем, в
Представления получают свою форму, или олицетворяются, в подобии Божьем, в
человеке. Потому, конечно, Высочайшие Духи и являются Олицетворениями высших
человеке. Потому, конечно, Высочайшие Духи и являются Олицетворениями высших
Строка 192: Строка 165:
Разума, Семь Сынов Брамы или Сынов Божьих, все Они являются такими Высочайшими
Разума, Семь Сынов Брамы или Сынов Божьих, все Они являются такими Высочайшими
Духами, которые (как Аватары) принимали земную оболочку для поднятия сознания
Духами, которые (как Аватары) принимали земную оболочку для поднятия сознания
-
человека и приобщения его к божественному естеству его.</span></p>
+
человека и приобщения его к божественному естеству его.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Не совсем правильно утверждать, что раньше люди, в
-
style='mso-no-proof:yes'>Не совсем правильно утверждать, что раньше люди, в
+
данном случае евреи, не знали о своем сыновстве, не знали о законе перевоплощения
данном случае евреи, не знали о своем сыновстве, не знали о законе перевоплощения
и лишь Христос открыл иудеям, что и как нужно понимать сказанное в Библии.
и лишь Христос открыл иудеям, что и как нужно понимать сказанное в Библии.
Строка 202: Строка 174:
затемняться ревностными толкователями с корыстными целями. Ведь фарисеи
затемняться ревностными толкователями с корыстными целями. Ведь фарисеи
признавали и Воскрешенье, и Ангелов, и Дух, это мы видим из Деяний Апостолов
признавали и Воскрешенье, и Ангелов, и Дух, это мы видим из Деяний Апостолов
-
(гл. 23, ст. 6, 7, 8).</span></p>
+
(гл. 23, ст. 6, 7, 8).</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:
+
-
none'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Кто-то говорит – «творить можно из чего-либо, а не из
-
style='mso-no-proof:yes'>Кто-то говорит – «творить можно из чего-либо, а не из
+
самого себя, и что Бог везде и всюду, и ничего кроме него нет, а потому творить
самого себя, и что Бог везде и всюду, и ничего кроме него нет, а потому творить
из самого себя тоже не вполне правильно». Хочу спросить, почему? Во-первых,
из самого себя тоже не вполне правильно». Хочу спросить, почему? Во-первых,
Строка 218: Строка 187:
окружен самыми изысканными материалами, но если огонь творчества в нем слаб, он
окружен самыми изысканными материалами, но если огонь творчества в нем слаб, он
ничего не создаст. Именно мысль и мыслительная энергия творят... Припомните
ничего не создаст. Именно мысль и мыслительная энергия творят... Припомните
-
восточное учение о силе мыслетворчества.</span></p>
+
восточное учение о силе мыслетворчества.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:
+
-
none'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Настал час указать, что Величайший Бог всех народов
-
style='mso-no-proof:yes'>Настал час указать, что Величайший Бог всех народов
+
есть Единый Живой Бог в Природе, Единое Вселенское Божество – Бог Непреложного
есть Единый Живой Бог в Природе, Единое Вселенское Божество – Бог Непреложного
Закона, Бог Справедливого Воздаяния, но не произвола в Милосердии, ибо, именно,
Закона, Бог Справедливого Воздаяния, но не произвола в Милосердии, ибо, именно,
эта надежда на незаслуженное Высшее Милосердие является, может быть, самым
эта надежда на незаслуженное Высшее Милосердие является, может быть, самым
-
сильным поводом к повторным злодеяниям.</span></p>
+
сильным поводом к повторным злодеяниям.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:
+
-
none'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Ответ Христа ученикам: «Разрушьте храм, и Я в три дня
-
style='mso-no-proof:yes'>Ответ Христа ученикам: «Разрушьте храм, и Я в три дня
+
воздвигну его», правильнее отнести к его воскресенью в тонком теле и появлению
воздвигну его», правильнее отнести к его воскресенью в тонком теле и появлению
в нем ученикам. Почти во всех древних учениях человеческое тело уподобляется
в нем ученикам. Почти во всех древних учениях человеческое тело уподобляется
храму Божьему. И вряд ли Хр. мог думать о чудесном построении каменного храма в
храму Божьему. И вряд ли Хр. мог думать о чудесном построении каменного храма в
-
доказательство своей мощи. Это не соответствовало бы всему духу Его Учения...</span></p>
+
доказательство своей мощи. Это не соответствовало бы всему духу Его Учения...</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:
+
-
none'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Озарение озарению рознь. <i>Размеры нашего сознания
-
style='mso-no-proof:yes'>Озарение озарению рознь. <i>Размеры нашего сознания
+
определяют и размеры истины наших видений и чувствований</i>. Мы можем получить
определяют и размеры истины наших видений и чувствований</i>. Мы можем получить
запечатление озарения лишь в тех символах и чувствах, которые нам присущи, не
запечатление озарения лишь в тех символах и чувствах, которые нам присущи, не
Строка 257: Строка 217:
космического характера посылаются или открываются глазу ясновидца лишь при его
космического характера посылаются или открываются глазу ясновидца лишь при его
внутренней честности. И отличительное качество таких видений будет Красота и
внутренней честности. И отличительное качество таких видений будет Красота и
-
Величие в Простоте.</span></p>
+
Величие в Простоте.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Вы мне скажете, что нравственный и умственный кругозор
-
style='mso-no-proof:yes'>Вы мне скажете, что нравственный и умственный кругозор
+
приводимого Вами Паскаля был высоким. Но все же он мог не обладать духовным
приводимого Вами Паскаля был высоким. Но все же он мог не обладать духовным
синтезом, и вот это обстоятельство является камнем преткновения. Много ли
синтезом, и вот это обстоятельство является камнем преткновения. Много ли
людей, обладающих этим достижением? Большие умы часто были лишены его. Можно
людей, обладающих этим достижением? Большие умы часто были лишены его. Можно
-
быть гигантом интеллекта и не обладать синтезом.</span></p>
+
быть гигантом интеллекта и не обладать синтезом.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:
+
-
none'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Почему стих из Послан. к Коринф. (гл. 11, ст. 10)
-
style='mso-no-proof:yes'>Почему стих из Послан. к Коринф. (гл. 11, ст. 10)
+
кажется Вам так отвечающим духу учения Павла? Если на основании многочисленных
кажется Вам так отвечающим духу учения Павла? Если на основании многочисленных
свидетельств мы должны признать неоднократные искажения текстов писаний, то
свидетельств мы должны признать неоднократные искажения текстов писаний, то
Строка 282: Строка 238:
условиям эпохи. Всю Истину нельзя открыть людям, ибо она не будет принята ими и
условиям эпохи. Всю Истину нельзя открыть людям, ибо она не будет принята ими и
принесет больше вреда, нежели пользы. Нельзя слишком возбуждать озлобление
принесет больше вреда, нежели пользы. Нельзя слишком возбуждать озлобление
-
невежественных масс, которые в ярости своей могут погубить самое ценное.</span></p>
+
невежественных масс, которые в ярости своей могут погубить самое ценное.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Мне казалось, что следовало бы привести постановления
-
style='mso-no-proof:yes'>Мне казалось, что следовало бы привести постановления
+
Вселенских Соборов, собранные в последовательности, они обнаружат поражающие
Вселенских Соборов, собранные в последовательности, они обнаружат поражающие
противоречия и недомыслия, которые будут все возрастать. Постановления
противоречия и недомыслия, которые будут все возрастать. Постановления
Строка 293: Строка 248:
все светлые умы среди почитаемых ныне богословов, такие, как Василий Великий, Афанасий
все светлые умы среди почитаемых ныне богословов, такие, как Василий Великий, Афанасий
Великий, Иоанн Богослов, были гонимы своими же иереями за то, что не
Великий, Иоанн Богослов, были гонимы своими же иереями за то, что не
-
соглашались с их постановлениями.</span></p>
+
соглашались с их постановлениями.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Также совершенно необходимо включить постановление
-
style='mso-no-proof:yes'>Также совершенно необходимо включить постановление
+
Второго Константинопольского Собора, отменившего Учение о Перевоплощении и
Второго Константинопольского Собора, отменившего Учение о Перевоплощении и
Предсуществовании Души. Интересны также и движение иконоборчества и все прения
Предсуществовании Души. Интересны также и движение иконоборчества и все прения
вокруг коленопреклонения и прочей обрядности. Почему не включить из Евангелий
вокруг коленопреклонения и прочей обрядности. Почему не включить из Евангелий
-
места, явно указующие о перевоплощениях?</span></p>
+
места, явно указующие о перевоплощениях?</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Очень по сердцу мне Ваше объяснение заповеди –
-
style='mso-no-proof:yes'>Очень по сердцу мне Ваше объяснение заповеди –
+
«Блаженны нищие духом, ибо...» Это одна из самых глубоких по смыслу. Именно, в
«Блаженны нищие духом, ибо...» Это одна из самых глубоких по смыслу. Именно, в
этом завете указуется необходимость смирения в самоотверженном подвиге или
этом завете указуется необходимость смирения в самоотверженном подвиге или
Строка 311: Строка 264:
Учителя древности. Помните пример двух учеников, приведенный в книгах «Живой
Учителя древности. Помните пример двух учеников, приведенный в книгах «Живой
Этики»? Один не имел вещей, но Учитель упрекал его постоянно за привязанность к
Этики»? Один не имел вещей, но Учитель упрекал его постоянно за привязанность к
-
вещам, другой жил в окружении вещей, но не заслужил порицания Учителя.</span></p>
+
вещам, другой жил в окружении вещей, но не заслужил порицания Учителя.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:
+
-
none'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Может быть, кто-то любопытствующий скажет – поясните
-
style='mso-no-proof:yes'>Может быть, кто-то любопытствующий скажет – поясните
+
нам Облик Христа. Ответьте словами Учения: «Невозможно измерить дальние миры,
нам Облик Христа. Ответьте словами Учения: «Невозможно измерить дальние миры,
можем лишь восхищаться ими». Тайны духа так прекрасны, что можно лишь сказать –
можем лишь восхищаться ими». Тайны духа так прекрасны, что можно лишь сказать –
нельзя говорить о Несказуемом. Лишь сердце может трепетать от восторга,
нельзя говорить о Несказуемом. Лишь сердце может трепетать от восторга,
-
прикасаясь духом к Красоте Высшей.</span></p>
+
прикасаясь духом к Красоте Высшей.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Также Вы совершенно правы, что нельзя привлекать
-
style='mso-no-proof:yes'>Также Вы совершенно правы, что нельзя привлекать
+
пугливые элементы, много вреда могут они посеять. Недаром во всех древних
пугливые элементы, много вреда могут они посеять. Недаром во всех древних
дисциплинах указывалось прежде всего побороть всякий страх. Лишь бесстрашием
дисциплинах указывалось прежде всего побороть всякий страх. Лишь бесстрашием
-
можно приблизиться к Свету и вместить сужденную нам Истину. Каждая [[Манвантара|Манвантара]] или Цикл Жизни открывает новую грань Алмаза Красоты Космоса.</span></p>
+
можно приблизиться к Свету и вместить сужденную нам Истину. Каждая [[Манвантара|Манвантара]] или Цикл Жизни открывает новую грань Алмаза Красоты Космоса.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Итак, со всею бережностью и мудростью продолжайте Вашу
-
style='mso-no-proof:yes'>Итак, со всею бережностью и мудростью продолжайте Вашу
+
полезную деятельность. Не смущайтесь отдельными выкриками тьмы.</p>
-
полезную деятельность. Не смущайтесь отдельными выкриками тьмы.</span></p>
+
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|17.05.37 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2, Оглавление|04.06.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2}}
{{LetterPostEdit|17.05.37 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2, Оглавление|04.06.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2}}

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Дата : 28.05.37
  • Издание: ПРАМЕБ, 1992

28.05.37

Не сомневаюсь, что Ваша новая книга будет так же удачна, как и первая. Но приступая к такому труду, следует соблюсти некоторую бережность и поставить перед собою завет Учения Новой Жизни – «На пути к Братству нужно отучиться от всякого умаления. Пусть не произойдет вреда, хотя бы по неведению». Исторические факты, собранные вместе, будут достаточно ярко говорить сами за себя.

От последователей Учения новой Жизни должно исходить лишь все возвышающее и утверждающее. Из дальнейшего изложения будет ясна Ваша точка зрения, отнюдь не умаляющая. Говоря о Лицах Троицы в философском смысле, раз Макрокосм и микрокосм едины, то каждый человек представляет собою не только первое, второе или третье лицо троицы, но, именно, он заключает в себе всю троицу, ибо как иначе понять триаду Атма, Буддхи и Манас в нем? Потому можно ли ограничивать Сына Вечности одним Лицом Троицы? Именно большое недомыслие в таком делении Неделимого.

В Вашем новом труде следует в широких набросках показать разноголосицу и невежественность, существовавшие среди большинства самоутвержденных авторитетов и водителей человеческого сознания, и затем на основании всех древних Учений и новейших достижений в области мысли и науки доказать единство всех религий, всех философий или учений и величие всех Провозвестников или Основателей их.

__________

Конечно, Божественное Начало разлито во всем сущем, и мощь Его может как создавать, так и разрушать целые миры. Потому человеческое сознание должно настолько поднять свое духовное восприятие, чтобы в полном согласии с этою Мощью творить благие причины. Каждое нарушение благих законов вызывает тяжкие последствия. Да, все имеет значение, и ценность не во внешнем проявлении или приложении, но лишь когда оно воспринято сознанием.

Согласна, что слова Христа – «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей и т. д.», звучат жестоко (не следует ли эту фразеологию отнести на счет записывавших или, может быть, переводчиков?), но тем не менее, внутренний смысл их ясен. Если человек будет больше служить домашним своим, нежели духу и учению блага, то кому какая польза получится от того? В Учении Живой Этики указано о родстве кровном и родстве духовном. Назовите, когда и где приносящий свет в любую область был принят своими домашними или современниками? В жизни разве не самые близкие чаще всего не понимают и умаляют нас? По своей телесной и кровной близости они накладывают на нас какие-то свои права. Люди не хотят понять, что поверх всякого родства земного есть родство духовное, и благо, когда оба родства, духовное и кровное, сочетаются здесь, но это явление редчайшее. В одной семье нередко собираются духи с совершенно различными прошлыми накоплениями.

__________

Если слова Хр. – «Небо и Земля прейдут, но слова Мои не прейдут», указывают прежде всего на истину Его Учения, ибо Истина и Вечность синонимы, то другое Его речение – «что вы свяжете на земле, то будет связано и на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе», относится к закону кармы. Как яснее пояснить, что если на Земле мы не разрешим и не уладим наши распри с ближними, то не разрешатся они и в тонком мире или на небе. То, что мы сеем здесь, пожинается нами там. Конечно, это изречение толкуется иначе, именно, как означающее передачу Христом апостолам власти и права связывать и разрешать или, другими словами, карать и прощать чуть ли не во веки веков. На этом изречении, как мы знаем, утвердила свою власть церковь. Но если мы прочтем эту притчу целиком, то многое уяснится, ибо невозможно понять ее иначе, как пояснение закона причины и следствия или кармы.

__________

Об искуплении. Лишь в земном смысле можем мы явиться жертвой искупительной, т. е. принять на себя следствия, порожденные другим лицом. Но в духовном смысле это невозможно. Ведь порожденные нами причины прежде всего отражаются на нашем внутреннем или духовном существе, потому только духовное перерождение может изменить или, вернее, ослабить реакцию на нас порожденных нами следствий. Высокий дух может помочь человеку в этом духовном перерождении при условии, что дух этого человека устремлен в твердом решении искупить все, содеянное им. Но никакие молитвы матери не помогут ему, если дух его не ощутит высокого порыва к очищению.

По поводу прощения и искупления грехов я уже не раз писала, потому привожу выдержку для Вас: «Именно, как один ингредиент может изменить весь смысл субстанции, составленной из нескольких других химических ингредиентов, так и действие высокого порыва или качества может нейтрализовать или парализовать и превозмочь следствия низших качеств в природе человека и, таким образом, изменить весь характер человека, как бы перерождая его». И как Вы знаете, перерождение внутренней сущности есть изменение излучений, которые, будучи очищены, иначе воспримут и следствия ранее порожденных причин. Лишь сам человек является творцом и живым рекордом каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего, потому кто может что-либо изменить в его существе без его личного и непосредственного участия?

__________

О воплощении. При каждом новом воплощении мы получаем организм ограниченный, как по причине общего уровня человеческого развития, так и в силу наследственности предков, кроме того, еще обусловленный нашей кармою. Мы привлекаемся в ту среду, которая доступна нам, именно, по карме. Потому зерно духа нашего, несмотря на его многие накопления, может лишь частично проявляться в каждой новой земной оболочке. Можно наблюдать, как бывший музыкальный виртуоз в своем новом теле, в котором нет необходимой координации центров для особых музыкальных способностей, сохранит понимание и большее или меньшее влечение к этому искусству, но виртуозом он уже не будет.

Прекрасно приведенное Вами место из Матвея. Именно, подчеркните терпимость и вместимость в Учении Хр. Можно найти еще подобные по смыслу изречения.

Читая в «Истории соборов» приведенные концепции и доводы отцов церкви, не всегда легко понять их точку зрения. Ведь для этого нужно перенестись духом в ту эпоху и прочувствовать всю сложность переходного времени, создавшего ее. Трудно по некоторым отрывкам составить ясное представление того, что они хотели выразить. Язык или символ понятий так изменяются уже на протяжении нескольких десятилетий, потому желательна осторожность в толковании их.

Приведенные слова Афанасия В. прежде всего исполнены красоты, а там, где есть красота, там и истина. Так его утверждение: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились» отвечает оккультной истине, ибо Дух Иис. Хр. в своей очищенной огненной Божественной Сущности, конечно, для нас есть олицетворение Божественного Начала. Приняв земную оболочку в тяжкую эпоху вырождения и разложения духовных ценностей, чтобы дать новый импульс духу человеческому и тем приобщить человека к божественному естеству, в нем заключенному, Он, истинно, обожил его. Мы приобщаемся к Божественному Началу в нас, поскольку мы можем принять это в сознание наше. Именно, «причастием духа становимся мы общниками божеского естества» и достигаем обожения... Говоря современным языком, разве не сказано в Учении, что лишь принятие в сознание высших энергий дает нам доступ к ним и овладение ими...

__________

Также правильно, что, отвергая дух, мы открываем доступ темным силам, одержанию и т. д. «Крещающийся совлекает с себя ветхого человека, рожденный свыше обновляется благодатью духа»... Не забудем, что в первые века христианства в такие обряды, как крещение и причастие, вкладывалось большое внутреннее духовное значение, и лишь позднее они выродились в государственные установления, неисполнение которых грозит лишением прав и т. д. Крещение и причастие первоначально были символами приобщения к духовной жизни. Ведь и мистерии древности были обрядами, полными глубокого внутреннего значения, и большинство наших христианских обрядов было заимствовано, именно, из ритуалов и символов языческого мира. Но все имеет значение лишь в духе и, конечно, никакие механические манипуляции не могут дать нам духовного перерождения или же приобщить к чему-либо без участия духа нашего. Но обряды эти помогали создавать известные условия и настроения, при которых дух наш мог легче воспрянуть и вознестись. Ведь и сейчас нельзя лишить человека храма и всей обрядности. Нужно лишь внести новое очищение и духовное понимание обрядов и, главное, не делать их обязательными. Пусть дух избирает сам свой путь. Не забудем, что обряд крещения в первые века христианства, в большинстве случаев, совершался над взрослыми, которые хотели запечатлеть этим символом свой отрыв от старого и приобщение к новому пониманию. Но, конечно, когда оно стало обязательным и совершается теперь над бессознательными младенцами, то оно утратило всякий смысл. И особенно невежественно выкидывание некрещеных младенцев за ограду кладбища. Кладбища вообще должны быть уничтожены, как рассадники всяких эпидемий.

Мало, очень мало людей, которые не утратят всякого воспоминания о вознесении духа, если нечто видимое и осязаемое не будет напоминать им об этом. Потому ближайшая задача – не разрушение храма, но очищение и новое объяснение как обрядов, так и основ великих Учений. Именно, нужно утвердить в сознании людей, что без духовного порыва в нас никакой обряд не имеет значения. Нужно постоянно напоминать, что Благодать Божия может быть воспринята лишь сознательно и добровольно.

__________

По древним Учениям все высшие космические Представления получают свою форму, или олицетворяются, в подобии Божьем, в человеке. Потому, конечно, Высочайшие Духи и являются Олицетворениями высших Представлений. Семь Кумар, Семь Логосов, Семь Огней или Пламен, Семь Сынов Разума, Семь Сынов Брамы или Сынов Божьих, все Они являются такими Высочайшими Духами, которые (как Аватары) принимали земную оболочку для поднятия сознания человека и приобщения его к божественному естеству его.

Не совсем правильно утверждать, что раньше люди, в данном случае евреи, не знали о своем сыновстве, не знали о законе перевоплощения и лишь Христос открыл иудеям, что и как нужно понимать сказанное в Библии. Именно, многое было известно древним учителям народа иудейского и, м. б., гораздо лучше, нежели теперь, но, конечно, и тогда многие понятия уже начинали затемняться ревностными толкователями с корыстными целями. Ведь фарисеи признавали и Воскрешенье, и Ангелов, и Дух, это мы видим из Деяний Апостолов (гл. 23, ст. 6, 7, 8).

__________

Кто-то говорит – «творить можно из чего-либо, а не из самого себя, и что Бог везде и всюду, и ничего кроме него нет, а потому творить из самого себя тоже не вполне правильно». Хочу спросить, почему? Во-первых, если Бог вездесущ и ничего вне Его нет, т. е. Он – и творец, и материал, то мне кажется, что совершенно безразлично сказать, что Он творит, создает или рождает, ибо все эти понятия есть лишь Его выявления. Но каждый даже земной творец творит или создает, именно, духом из самого себя. Человек может быть окружен самыми изысканными материалами, но если огонь творчества в нем слаб, он ничего не создаст. Именно мысль и мыслительная энергия творят... Припомните восточное учение о силе мыслетворчества.

__________

Настал час указать, что Величайший Бог всех народов есть Единый Живой Бог в Природе, Единое Вселенское Божество – Бог Непреложного Закона, Бог Справедливого Воздаяния, но не произвола в Милосердии, ибо, именно, эта надежда на незаслуженное Высшее Милосердие является, может быть, самым сильным поводом к повторным злодеяниям.

__________

Ответ Христа ученикам: «Разрушьте храм, и Я в три дня воздвигну его», правильнее отнести к его воскресенью в тонком теле и появлению в нем ученикам. Почти во всех древних учениях человеческое тело уподобляется храму Божьему. И вряд ли Хр. мог думать о чудесном построении каменного храма в доказательство своей мощи. Это не соответствовало бы всему духу Его Учения...

__________

Озарение озарению рознь. Размеры нашего сознания определяют и размеры истины наших видений и чувствований. Мы можем получить запечатление озарения лишь в тех символах и чувствах, которые нам присущи, не больше. Проследите видения святых, как они точно отвечали характеру и требованиям их эпохи. Также можно сказать, что, именно, видения лучше всего характеризуют нравственный и умственный облик человека. Но, конечно, нельзя упускать из виду, что часто люди лишены необходимого качества – честности, и многое сочиняется ими на основании слышанного или читанного. Видения космического характера посылаются или открываются глазу ясновидца лишь при его внутренней честности. И отличительное качество таких видений будет Красота и Величие в Простоте.

Вы мне скажете, что нравственный и умственный кругозор приводимого Вами Паскаля был высоким. Но все же он мог не обладать духовным синтезом, и вот это обстоятельство является камнем преткновения. Много ли людей, обладающих этим достижением? Большие умы часто были лишены его. Можно быть гигантом интеллекта и не обладать синтезом.

__________

Почему стих из Послан. к Коринф. (гл. 11, ст. 10) кажется Вам так отвечающим духу учения Павла? Если на основании многочисленных свидетельств мы должны признать неоднократные искажения текстов писаний, то почему не допустить и в этом Послании такого же искажения или даже позднейшей вставки? Ведь подчинение женщины и рабовладельчество настолько вкоренились на протяжении упадочных веков и, особенно, в ту эпоху надвигавшейся умственной темноты, что отказаться от этих прерогативов было труднее трудного. Конечно, апостол Павел был очень высок духом, и в своих сокровенных поучениях он не мог допустить такой дикости. Но Вы сами знаете, как приходится делать уступки условиям эпохи. Всю Истину нельзя открыть людям, ибо она не будет принята ими и принесет больше вреда, нежели пользы. Нельзя слишком возбуждать озлобление невежественных масс, которые в ярости своей могут погубить самое ценное.

Мне казалось, что следовало бы привести постановления Вселенских Соборов, собранные в последовательности, они обнаружат поражающие противоречия и недомыслия, которые будут все возрастать. Постановления выносились не отдельными светлыми умами, но представителями невежественного большинства, и вот это обстоятельство и следовало бы всячески подчеркнуть, ибо, именно, эти постановления и сделались впоследствии догмами нашей церкви. Ведь все светлые умы среди почитаемых ныне богословов, такие, как Василий Великий, Афанасий Великий, Иоанн Богослов, были гонимы своими же иереями за то, что не соглашались с их постановлениями.

Также совершенно необходимо включить постановление Второго Константинопольского Собора, отменившего Учение о Перевоплощении и Предсуществовании Души. Интересны также и движение иконоборчества и все прения вокруг коленопреклонения и прочей обрядности. Почему не включить из Евангелий места, явно указующие о перевоплощениях?

Очень по сердцу мне Ваше объяснение заповеди – «Блаженны нищие духом, ибо...» Это одна из самых глубоких по смыслу. Именно, в этом завете указуется необходимость смирения в самоотверженном подвиге или отсутствие всякого самомнения и самодовольства, так же как и отказ в сознании или в духе от всякого стяжательства, собственности и привязанности к преходящим вещам. Именно, на этом отказе в сознании так настаивали все Великие Учителя древности. Помните пример двух учеников, приведенный в книгах «Живой Этики»? Один не имел вещей, но Учитель упрекал его постоянно за привязанность к вещам, другой жил в окружении вещей, но не заслужил порицания Учителя.

__________

Может быть, кто-то любопытствующий скажет – поясните нам Облик Христа. Ответьте словами Учения: «Невозможно измерить дальние миры, можем лишь восхищаться ими». Тайны духа так прекрасны, что можно лишь сказать – нельзя говорить о Несказуемом. Лишь сердце может трепетать от восторга, прикасаясь духом к Красоте Высшей.

Также Вы совершенно правы, что нельзя привлекать пугливые элементы, много вреда могут они посеять. Недаром во всех древних дисциплинах указывалось прежде всего побороть всякий страх. Лишь бесстрашием можно приблизиться к Свету и вместить сужденную нам Истину. Каждая Манвантара или Цикл Жизни открывает новую грань Алмаза Красоты Космоса.

Итак, со всею бережностью и мудростью продолжайте Вашу полезную деятельность. Не смущайтесь отдельными выкриками тьмы.



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно