29.01.1938 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=a0><span style='letter-spacing:-.1pt'>Е.И.Рерих
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|А.И.Клизовскому|29.01.1938|МЦР, 2006||}}<p>Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому</p>
-
– А.И.Клизовскому</span></p>
+
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">29 января 1938 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">29 января 1938 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Александр Иванович,
+
<p>Дорогой Александр Иванович,
-
приступаю к просмотру Вашей главы «Монада, или Зерно Духа»<span
+
приступаю к просмотру Вашей главы «Монада, или Зерно Духа»<ref> Глава из третьего тома книги А.И.Клизовского «Основы
-
class=MsoFootnoteReference><span style='mso-special-character:footnote'><span
+
миропонимания Новой Эпохи» (Рига, 1938).</ref>.</p>
-
class=MsoFootnoteReference><span style='font-size:12.0pt;mso-bidi-font-size:
+
-
10.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
+
-
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA;
+
-
mso-no-proof:yes'><ref><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'> </span><span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
-
mso-no-proof:yes'>Глава из третьего тома книги А.И.Клизовского «Основы
+
-
миропонимания Новой Эпохи» (Рига, 1938).</span><span style='mso-no-proof:yes'><o:p></o:p></span></ref></span></span></span></span>.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Пытаясь изложить основы
+
<p>Пытаясь изложить основы
Мироздания, мы должны помнить о беспредельности познавания и, следовательно, о
Мироздания, мы должны помнить о беспредельности познавания и, следовательно, о
тайне, которой мир держится. Потому, как Вы уже, вероятно, заметили, я всегда
тайне, которой мир держится. Потому, как Вы уже, вероятно, заметили, я всегда
Строка 29: Строка 21:
состоит из различных сочетаний-дифференциаций Единого Элемента Духо-Материи.
состоит из различных сочетаний-дифференциаций Единого Элемента Духо-Материи.
Так, дух будет вверху, а под ним – все степени материи. Именно дух есть
Так, дух будет вверху, а под ним – все степени материи. Именно дух есть
-
завершение материи.</span></p>
+
завершение материи.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также следует иметь в виду,
+
<p>Также следует иметь в виду,
что нет материи, которая не обладала бы наличностью в ней в той или иной
что нет материи, которая не обладала бы наличностью в ней в той или иной
степени духа. Ибо, где только есть проявление или жизнь, там есть и дух. Знаю,
степени духа. Ибо, где только есть проявление или жизнь, там есть и дух. Знаю,
Строка 40: Строка 32:
приобретают качество хаотичности. Материя Люцида, одна из следующих более или
приобретают качество хаотичности. Материя Люцида, одна из следующих более или
менее известных нам стадий материи, сияюще прекрасна и обладает в высокой
менее известных нам стадий материи, сияюще прекрасна и обладает в высокой
-
степени свойством пластичности.</span></p>
+
степени свойством пластичности.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также нельзя назвать дух
+
<p>Также нельзя назвать дух
Абсолютным Разумом, полагая его как противоположение материи, ибо, именно лишь
Абсолютным Разумом, полагая его как противоположение материи, ибо, именно лишь
кристаллизуясь в материю или вливаясь в нее, дух раскрывает свой потенциал и
кристаллизуясь в материю или вливаясь в нее, дух раскрывает свой потенциал и
Строка 48: Строка 40:
Космическим Разумом можно назвать коллективный разум всей проявленной
Космическим Разумом можно назвать коллективный разум всей проявленной
Вселенной. Венец Космического Разума мы имеем в Иерархии Света или же в
Вселенной. Венец Космического Разума мы имеем в Иерархии Света или же в
-
Логосах.</span></p>
+
Логосах.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Элемент Духо-Материи,
+
<p>Элемент Духо-Материи,
конечно, содержит в себе всю Вселенную, потому нельзя говорить, что на одной
конечно, содержит в себе всю Вселенную, потому нельзя говорить, что на одной
стороне находится дух, а на другой – первичная материя. Истинно, они едины, и
стороне находится дух, а на другой – первичная материя. Истинно, они едины, и
Строка 60: Строка 52:
так безмерно далеко отстоят от своих первоначал. Кроме того, именно на сопоставлении
так безмерно далеко отстоят от своих первоначал. Кроме того, именно на сопоставлении
пар противоположений мы закладываем первые ступени познавания и на последующих
пар противоположений мы закладываем первые ступени познавания и на последующих
-
уже научаемся совмещать эти противоположения.</span></p>
+
уже научаемся совмещать эти противоположения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также хотелось бы избегать
+
<p>Также хотелось бы избегать
слишком церковного определения Творца, которое следовало бы заменить, где
слишком церковного определения Творца, которое следовало бы заменить, где
возможно, Божественным Разумом или Космическим Разумом Логосов. Ведь термин
возможно, Божественным Разумом или Космическим Разумом Логосов. Ведь термин
-
Логоса получил право гражданства в церковных кругах.</span></p>
+
Логоса получил право гражданства в церковных кругах.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На странице 5. Если мы не
+
<p>На странице 5. Если мы не
можем представить себе человека первых трех Кругов нашей планеты, то все же мы
можем представить себе человека первых трех Кругов нашей планеты, то все же мы
-
знаем, что человек появился уже в конце первого Круга.</span></p>
+
знаем, что человек появился уже в конце первого Круга.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 6. Следует писать
+
<p>Страница 6. Следует писать
«Дхиан Коган» или даже «Дхиан-Каган», но ни в коем случае – «Чохан», как это
«Дхиан Коган» или даже «Дхиан-Каган», но ни в коем случае – «Чохан», как это
-
встречается в русских переводах.</span></p>
+
встречается в русских переводах.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вас удивляет выражение –
+
<p>Вас удивляет выражение –
«отрицательная абстракция»? Но если мы вспомним, что Махатмы называли дух без
«отрицательная абстракция»? Но если мы вспомним, что Махатмы называли дух без
-
покрова материи – nihil<ref><span
+
покрова материи – nihil<ref> Nihil <i>(лат.) – </i>ничто.</ref>, или же что
-
style='mso-no-proof:yes'> </span><span style='mso-bidi-font-size:8.0pt;
+
-
mso-no-proof:yes'>Nihil <i>(лат.) – </i>ничто.</span><span style='mso-no-proof:
+
-
yes'></span></ref>, или же что
+
ведантисты для определения Первичной Причины сущего не находили ничего, кроме
ведантисты для определения Первичной Причины сущего не находили ничего, кроме
отрицания, и называли ее Беспричинной Причиной, или же Бескорним Корнем, или же
отрицания, и называли ее Беспричинной Причиной, или же Бескорним Корнем, или же
просто Нети, Нети (не То, не То), то и термин «отрицательная абстракция»
просто Нети, Нети (не То, не То), то и термин «отрицательная абстракция»
-
окажется приемлемым.</span></p>
+
окажется приемлемым.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На странице 9. Нет Божества,
+
<p>На странице 9. Нет Божества,
находящегося вне Вселенной. Потому выражение – «аспект Божества и Вселенной»
находящегося вне Вселенной. Потому выражение – «аспект Божества и Вселенной»
-
может ввести читателя в заблуждение.</span></p>
+
может ввести читателя в заблуждение.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На странице 12 лучше сказать
+
<p>На странице 12 лучше сказать
– Семь великих Сынов Света называются Правителями Звезд или Планет. Ведь только
– Семь великих Сынов Света называются Правителями Звезд или Планет. Ведь только
грубое представление отождествляло их с самими звездами. Опасаюсь также, как бы
грубое представление отождествляло их с самими звездами. Опасаюсь также, как бы
эта страница о разных Отцах Небесных не навлекла на Вас диких нападений. Может
эта страница о разных Отцах Небесных не навлекла на Вас диких нападений. Может
-
быть, ее лучше выпустить? Как думаете? Решите сами.</span></p>
+
быть, ее лучше выпустить? Как думаете? Решите сами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В приведенной Вами выдержке
+
<p>В приведенной Вами выдержке
одной лекции из «Тайной Доктрины» имеется неточность. Лектор, конечно, мог ее и
одной лекции из «Тайной Доктрины» имеется неточность. Лектор, конечно, мог ее и
не знать. Так, он говорит, что «атомы качественно одинаковы и не имеют
не знать. Так, он говорит, что «атомы качественно одинаковы и не имеют
Строка 104: Строка 93:
вибрацию, то, значит, они уже обладают зачаточной индивидуальностью. Что бы
вибрацию, то, значит, они уже обладают зачаточной индивидуальностью. Что бы
сказали ученые, если бы я сказала им, что я видела таблицу атомов, показанную
сказали ученые, если бы я сказала им, что я видела таблицу атомов, показанную
-
мне Учителем? Но это только для Вас, но не для опубликования.</span></p>
+
мне Учителем? Но это только для Вас, но не для опубликования.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 13. Наша Солнечная
+
<p>Страница 13. Наша Солнечная
система состоит из большего числа планет, нежели сейчас известно науке. Даны
система состоит из большего числа планет, нежели сейчас известно науке. Даны
наименования четырнадцати. Правда, некоторые из них находятся еще в процессе
наименования четырнадцати. Правда, некоторые из них находятся еще в процессе
оформления. Хотя Уран и Нептун принадлежат уже к высшим притяжениям, все же
оформления. Хотя Уран и Нептун принадлежат уже к высшим притяжениям, все же
следует их считать членами нашей Солнечной системы, и эти две планеты имеют
следует их считать членами нашей Солнечной системы, и эти две планеты имеют
-
огромное влияние на нашу планету и всю Солнечную систему.</span></p>
+
огромное влияние на нашу планету и всю Солнечную систему.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На странице 19. Там, где Вы
+
<p>На странице 19. Там, где Вы
говорите о достижении монадой величайшей и совершенной формы, какая существует
говорите о достижении монадой величайшей и совершенной формы, какая существует
на нашей Земле, я бы изъяла слова «на нашей Земле» и сказала бы – «в
на нашей Земле, я бы изъяла слова «на нашей Земле» и сказала бы – «в
Строка 119: Строка 108:
может...», я вычеркнула бы «земного». Человеческая эволюция считается Венцом
может...», я вычеркнула бы «земного». Человеческая эволюция считается Венцом
Мироздания, но мы знаем, что земной человек еще очень груб в своей форме и
Мироздания, но мы знаем, что земной человек еще очень груб в своей форме и
-
тканях по сравнению с обитателями, скажем, Юпитера и Венеры.</span></p>
+
тканях по сравнению с обитателями, скажем, Юпитера и Венеры.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 23. Возможно лишь
+
<p>Страница 23. Возможно лишь
полное уничтожение личности, но не индивидуальности. При завершении одной из
полное уничтожение личности, но не индивидуальности. При завершении одной из
-
Манвантар, при просмотре Книги Жизни каждой индивидуальности в некоторых таких
+
[[Манвантара|Манвантар]], при просмотре Книги Жизни каждой индивидуальности в некоторых таких книгах будут отсутствовать целые страницы (земные воплощения), в которых
-
книгах будут отсутствовать целые страницы (земные воплощения), в которых
+
индивидуальность не могла через свое частичное проявление в личности вобрать жатву
индивидуальность не могла через свое частичное проявление в личности вобрать жатву
-
<i>высших энергий, питающих ее.</i></span></p>
+
<i>высших энергий, питающих ее.</i></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Советую Вам перечесть Пролог
+
<p>Советую Вам перечесть Пролог
к «Тайной Доктрине», страницы 49–50, 51. Конечно, в общем Вы хорошо подобрали
к «Тайной Доктрине», страницы 49–50, 51. Конечно, в общем Вы хорошо подобрали
материал, и маленькие уступки читателю вполне допустимы. Не легко излагать
материал, и маленькие уступки читателю вполне допустимы. Не легко излагать
Несказуемое. Все попытки приводят нас к созерцанию величия вечной фантасмагории
Несказуемое. Все попытки приводят нас к созерцанию величия вечной фантасмагории
-
Мироздания.</span></p>
+
Мироздания.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь понимаю Ваше отчаяние
+
<p>Теперь понимаю Ваше отчаяние
при чтении «Тайной Доктрины». Но ступень отчаяния перед Величием Космоса так
при чтении «Тайной Доктрины». Но ступень отчаяния перед Величием Космоса так
понятна. Придет время, когда отчаяние сменится радостью перед нескончаемостью
понятна. Придет время, когда отчаяние сменится радостью перед нескончаемостью
Строка 140: Строка 128:
только те места, которые содержат оккультное, или сокровенное, Учение. Увидите,
только те места, которые содержат оккультное, или сокровенное, Учение. Увидите,
как многое станет яснее. Обилие разнообразного материала иногда затемняет
как многое станет яснее. Обилие разнообразного материала иногда затемняет
-
основную мысль. Попробуйте сначала лишь подчеркивать такие места.</span></p>
+
основную мысль. Попробуйте сначала лишь подчеркивать такие места.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также нужно понимать, что
+
<p>Также нужно понимать, что
Пространство представляет собою океан огня и огненные искры его образуют
Пространство представляет собою океан огня и огненные искры его образуют
-
бесчисленные монады.</span></p>
+
бесчисленные монады.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Между прочим, я просмотрела
+
<p>Между прочим, я просмотрела
то место из моего письма к Федору Антоновичу, которое Вы хотите заимствовать
то место из моего письма к Федору Антоновичу, которое Вы хотите заимствовать
для Вашей книги, и, к огорчению своему, в оставшейся у меня копии я нашла
для Вашей книги, и, к огорчению своему, в оставшейся у меня копии я нашла
ужасную описку: вместо «в каждой физической <i>клетке </i>имеется зародыш и
ужасную описку: вместо «в каждой физической <i>клетке </i>имеется зародыш и
ядро» в копии стоит – «в каждой физической клевете». Не помню, исправила ли я
ядро» в копии стоит – «в каждой физической клевете». Не помню, исправила ли я
-
эту описку в оригинале, – пожалуйста, проверьте.</span></p>
+
эту описку в оригинале, – пожалуйста, проверьте.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Александр Иванович,
+
<p>Дорогой Александр Иванович,
мы обязаны охранить Общество от нежелательных типов, и потому скажите мне
мы обязаны охранить Общество от нежелательных типов, и потому скажите мне
откровенно – можете ли Вы принять на себя ответственность за названную Вами
откровенно – можете ли Вы принять на себя ответственность за названную Вами
особу? Вспоминаются мне письма Карла Ивановича, в которых он излагал мне прискорбные
особу? Вспоминаются мне письма Карла Ивановича, в которых он излагал мне прискорбные
случаи с несколькими неуравновешенными членами. Таких эпизодов нужно всеми
случаи с несколькими неуравновешенными членами. Таких эпизодов нужно всеми
-
мерами избегать.</span></p>
+
мерами избегать.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Конечно, следует помочь
+
<p>Конечно, следует помочь
людям, но помощь эта должна быть благоразумно поставлена. Мне кажется, что для
людям, но помощь эта должна быть благоразумно поставлена. Мне кажется, что для
избежания печальных инцидентов с удалением из Общества и т.д. хорошо было бы
избежания печальных инцидентов с удалением из Общества и т.д. хорошо было бы
Строка 166: Строка 154:
поручителей из членов того же Общества. Таким образом, каждый поручитель
поручителей из членов того же Общества. Таким образом, каждый поручитель
постарается лучше ознакомиться со своим кандидатом, прежде чем принять ответственность
постарается лучше ознакомиться со своим кандидатом, прежде чем принять ответственность
-
за него. Как думаете?</span></p>
+
за него. Как думаете?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы правы, что «Тайная
+
<p>Вы правы, что «Тайная
Доктрина» гораздо опаснее «Чаши Востока». Но пришло время, и люди должны
Доктрина» гораздо опаснее «Чаши Востока». Но пришло время, и люди должны
научиться «принимать пищу твердую, а не молочную», как говорил Апостол Павел.
научиться «принимать пищу твердую, а не молочную», как говорил Апостол Павел.
«Тайная Доктрина» широко читается в англосаксонских и прочих европейских
«Тайная Доктрина» широко читается в англосаксонских и прочих европейских
-
странах, и там она <i>никого<span style='text-transform:uppercase'> </span></i>не
+
странах, и там она <i>никого </i>не
пугает. <i>В обеих Америках «Тайная Доктрина» </i>в разных редакциях выдержала
пугает. <i>В обеих Америках «Тайная Доктрина» </i>в разных редакциях выдержала
значительное количество изданий. Пора и нашим соотечественникам приобщаться к <i>свободе
значительное количество изданий. Пора и нашим соотечественникам приобщаться к <i>свободе
Строка 178: Строка 166:
большой спрос на «Тайную Доктрину», и Адиар приступает к особо дешевому
большой спрос на «Тайную Доктрину», и Адиар приступает к особо дешевому
английскому изданию, чтобы именно индусы могли иметь эту книгу, которая им так
английскому изданию, чтобы именно индусы могли иметь эту книгу, которая им так
-
близка.</span></p>
+
близка.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Между прочим, в первом томе я
+
<p>Между прочим, в первом томе я
-
заметила много опечаток, но некоторая доля их падает и на мой недосмотр.</span></p>
+
заметила много опечаток, но некоторая доля их падает и на мой недосмотр.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Книгу Аристарха Пономарева мы
+
<p>Книгу Аристарха Пономарева мы
имеем – она отвратительна. Среди местных обывателей ему была дана кличка
имеем – она отвратительна. Среди местных обывателей ему была дана кличка
Арестант Пономарев, как видите, не без основания. Правильно, что не возражали
Арестант Пономарев, как видите, не без основания. Правильно, что не возражали
-
этому типу.</span></p>
+
этому типу.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь скажите мне, кто
+
<p>Теперь скажите мне, кто
именно из членов сумели стать действительно незаменимыми работниками в
именно из членов сумели стать действительно незаменимыми работниками в
Обществе? Степень полезности определяется именно незаменимостью. Нам было
Обществе? Степень полезности определяется именно незаменимостью. Нам было
-
указано в каждом деле суметь стать незаменимыми.</span></p>
+
указано в каждом деле суметь стать незаменимыми.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Не раз слышала похвалы
+
<p>Не раз слышала похвалы
Стребейко и еще некоторым членам и должна сказать, что мои наблюдения совпадали
Стребейко и еще некоторым членам и должна сказать, что мои наблюдения совпадали
-
с отзывами.</span></p>
+
с отзывами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Что же касается до женской
+
<p>Что же касается до женской
секции, то еще Феликс Денисович огорчался, что никто из членов не загорался
секции, то еще Феликс Денисович огорчался, что никто из членов не загорался
по-настоящему идеей женского единения. А там, где нет к тому яркого желания,
по-настоящему идеей женского единения. А там, где нет к тому яркого желания,
-
там трудно создать нечто живое и прочное.</span></p>
+
там трудно создать нечто живое и прочное.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В этом году Общество подняло
+
<p>В этом году Общество подняло
огромное дело, и Вы сами знаете, как немногочисленны истинные деятели и как
огромное дело, и Вы сами знаете, как немногочисленны истинные деятели и как
трудно людям занятым, состоящим на службе уделять время на любимую ими работу.
трудно людям занятым, состоящим на службе уделять время на любимую ими работу.
-
Остаются лишь поздний вечер и часть ночи.</span></p>
+
Остаются лишь поздний вечер и часть ночи.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также и о журнале «Оккультизм
+
<p>Также и о журнале «Оккультизм
-
и Йога» Вы уже имеете полное освещение.</span></p>
+
и Йога» Вы уже имеете полное освещение.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>О подарке Рихарду Яковлевичу
+
<p>О подарке Рихарду Яковлевичу
мы знали именно от Валковского. Нас очень тронуло это внимание членов к своему
мы знали именно от Валковского. Нас очень тронуло это внимание членов к своему
председателю. Истинно, и подарки должны быть особенные. Что может быть
председателю. Истинно, и подарки должны быть особенные. Что может быть
Строка 225: Строка 213:
сотрудничать приближает нас к Великому Братству, мы сейчас должны показать, что
сотрудничать приближает нас к Великому Братству, мы сейчас должны показать, что
русские умеют жить в согласии и прилагать свою работу в общественном деле.
русские умеют жить в согласии и прилагать свою работу в общественном деле.
-
Кооперация во всем и всегда – ключ к новой эпохе.</span></p>
+
Кооперация во всем и всегда – ключ к новой эпохе.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о Вашей
+
<p>Теперь о Вашей
корреспондентке из Ш. и Вашем ответе на ее письмо. Очень тягостное впечатление
корреспондентке из Ш. и Вашем ответе на ее письмо. Очень тягостное впечатление
произвели на меня как ее письмо, так и фотография. Могу сказать, что решительно
произвели на меня как ее письмо, так и фотография. Могу сказать, что решительно
Строка 233: Строка 221:
держать ее письма в своей студии и хочу отослать Вам и письмо и фотографию в
держать ее письма в своей студии и хочу отослать Вам и письмо и фотографию в
особом пакете. Вы хорошо разобрались в ее письме, и ответ Ваш очень правилен,
особом пакете. Вы хорошо разобрались в ее письме, и ответ Ваш очень правилен,
-
но советую Вам быть очень осторожным. Кажется, ответила на все.</span></p>
+
но советую Вам быть очень осторожным. Кажется, ответила на все.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Итак, родной Александр
+
<p>Итак, родной Александр
Иванович, найдем в себе силу духа проявить высшую меру великодушия и поможем
Иванович, найдем в себе силу духа проявить высшую меру великодушия и поможем
-
строительству.</span></p>
+
строительству.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В Америке именно разъединение
+
<p>В Америке именно разъединение
-
среди сотрудников допустило возможность предательства со стороны четы Хорш.</span></p>
+
среди сотрудников допустило возможность предательства со стороны четы Хорш.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень внимательно читайте
+
<p>Очень внимательно читайте
-
книгу «Братство».</span></p>
+
книгу «Братство».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Шлю Вам самые сердечные
+
<p>Шлю Вам самые сердечные
пожелания найти равновесие и мужественно стремиться к лучшему и обоюдному
пожелания найти равновесие и мужественно стремиться к лучшему и обоюдному
-
пониманию среди сотрудников. Будьте миротворцем.</span></p>
+
пониманию среди сотрудников. Будьте миротворцем.</p>
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Всего светлого. Сердцем с
+
-
Вами.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoSignature>Е.Р.</p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>&nbsp;</span></p>
+
 +
<p>Всего светлого. Сердцем с
 +
Вами.</p>
 +
<p>Е.Р.</p>
 +
{{PerevodStroki}}
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
-
<references/>
+
<references/>{{LetterPostEdit|25.01.1938 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу|Рерих Е.И. Письма. Том VI, Оглавление|08.02.1938 Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису}}
-
{{PerevodStroki}}
+
-
{{LetterPostEdit|25.01.1938 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу|Рерих Е.И. Письма. Том VI, Оглавление|08.02.1938 Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису}}
+
[[Категория:Источники]]
[[Категория:Источники]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : А.И.Клизовскому
  • Дата : 29.01.1938
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

29 января 1938 г.

Дорогой Александр Иванович, приступаю к просмотру Вашей главы «Монада, или Зерно Духа»[1].

Пытаясь изложить основы Мироздания, мы должны помнить о беспредельности познавания и, следовательно, о тайне, которой мир держится. Потому, как Вы уже, вероятно, заметили, я всегда стараюсь несколько смягчить слишком категорические утверждения, когда они касаются самых сокровенных, глубинных основ Бытия. Говоря о Мироздании, принято противополагать материи дух как таковой. Но в основе своей такие противоположения неправильны и тоже являются своего рода майей, или иллюзией. Мы знаем о Едином Элементе, называемом Духо-Материей. Восточная философия утверждает, что Парабраман не имеет проявления вне покрова Мулапракрити, или что дух без материи – ничто. Пример куска льда (плотная материя), растворяющегося в воду (тонкое состояние ее), и, наконец, обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа к материи. Потому я сказала бы, что все сущее состоит из различных сочетаний-дифференциаций Единого Элемента Духо-Материи. Так, дух будет вверху, а под ним – все степени материи. Именно дух есть завершение материи.

Также следует иметь в виду, что нет материи, которая не обладала бы наличностью в ней в той или иной степени духа. Ибо, где только есть проявление или жизнь, там есть и дух. Знаю, что принято называть материю вообще пассивной, хаотичной и неодушевленной, но все эти определительные не точны. Первичная материя, или Материя Матрикс, лежащая в основании Вселенной, будучи первоначальным проводником или носителем духа, не может быть хаотичной или неодушевленной, лишь низшие степени ее приобретают качество хаотичности. Материя Люцида, одна из следующих более или менее известных нам стадий материи, сияюще прекрасна и обладает в высокой степени свойством пластичности.

Также нельзя назвать дух Абсолютным Разумом, полагая его как противоположение материи, ибо, именно лишь кристаллизуясь в материю или вливаясь в нее, дух раскрывает свой потенциал и накопляет разум через соприкасание с миром форм. Дух есть сознание, но Космическим Разумом можно назвать коллективный разум всей проявленной Вселенной. Венец Космического Разума мы имеем в Иерархии Света или же в Логосах.

Элемент Духо-Материи, конечно, содержит в себе всю Вселенную, потому нельзя говорить, что на одной стороне находится дух, а на другой – первичная материя. Истинно, они едины, и лишь различные степени дифференциации этого элемента при своих сочетаниях могут [дать] и дают все разнообразие проявленного и видимого Космоса. Может быть, мое объяснение только еще больше запутает Вас, тогда отбросьте его и придерживайтесь принятого противоположения. Понимаю, что невозможно всюду избежать противоположения, ибо, действительно, грубые проявления духа и материи так безмерно далеко отстоят от своих первоначал. Кроме того, именно на сопоставлении пар противоположений мы закладываем первые ступени познавания и на последующих уже научаемся совмещать эти противоположения.

Также хотелось бы избегать слишком церковного определения Творца, которое следовало бы заменить, где возможно, Божественным Разумом или Космическим Разумом Логосов. Ведь термин Логоса получил право гражданства в церковных кругах.

На странице 5. Если мы не можем представить себе человека первых трех Кругов нашей планеты, то все же мы знаем, что человек появился уже в конце первого Круга.

Страница 6. Следует писать «Дхиан Коган» или даже «Дхиан-Каган», но ни в коем случае – «Чохан», как это встречается в русских переводах.

Вас удивляет выражение – «отрицательная абстракция»? Но если мы вспомним, что Махатмы называли дух без покрова материи – nihil[1], или же что ведантисты для определения Первичной Причины сущего не находили ничего, кроме отрицания, и называли ее Беспричинной Причиной, или же Бескорним Корнем, или же просто Нети, Нети (не То, не То), то и термин «отрицательная абстракция» окажется приемлемым.

На странице 9. Нет Божества, находящегося вне Вселенной. Потому выражение – «аспект Божества и Вселенной» может ввести читателя в заблуждение.

На странице 12 лучше сказать – Семь великих Сынов Света называются Правителями Звезд или Планет. Ведь только грубое представление отождествляло их с самими звездами. Опасаюсь также, как бы эта страница о разных Отцах Небесных не навлекла на Вас диких нападений. Может быть, ее лучше выпустить? Как думаете? Решите сами.

В приведенной Вами выдержке одной лекции из «Тайной Доктрины» имеется неточность. Лектор, конечно, мог ее и не знать. Так, он говорит, что «атомы качественно одинаковы и не имеют индивидуальности», это не совсем так, ибо хотя сущность атомов одна, но качественно они все же различаются. Различие это можно усмотреть в их вибрациях. Каждый атом отвечает на присущую ему вибрацию. Раз они имеют определенную свою вибрацию, то, значит, они уже обладают зачаточной индивидуальностью. Что бы сказали ученые, если бы я сказала им, что я видела таблицу атомов, показанную мне Учителем? Но это только для Вас, но не для опубликования.

Страница 13. Наша Солнечная система состоит из большего числа планет, нежели сейчас известно науке. Даны наименования четырнадцати. Правда, некоторые из них находятся еще в процессе оформления. Хотя Уран и Нептун принадлежат уже к высшим притяжениям, все же следует их считать членами нашей Солнечной системы, и эти две планеты имеют огромное влияние на нашу планету и всю Солнечную систему.

На странице 19. Там, где Вы говорите о достижении монадой величайшей и совершенной формы, какая существует на нашей Земле, я бы изъяла слова «на нашей Земле» и сказала бы – «в Мироздании», и далее, «ибо лишь достигнув состояния земного человека монада может...», я вычеркнула бы «земного». Человеческая эволюция считается Венцом Мироздания, но мы знаем, что земной человек еще очень груб в своей форме и тканях по сравнению с обитателями, скажем, Юпитера и Венеры.

Страница 23. Возможно лишь полное уничтожение личности, но не индивидуальности. При завершении одной из Манвантар, при просмотре Книги Жизни каждой индивидуальности в некоторых таких книгах будут отсутствовать целые страницы (земные воплощения), в которых индивидуальность не могла через свое частичное проявление в личности вобрать жатву высших энергий, питающих ее.

Советую Вам перечесть Пролог к «Тайной Доктрине», страницы 49–50, 51. Конечно, в общем Вы хорошо подобрали материал, и маленькие уступки читателю вполне допустимы. Не легко излагать Несказуемое. Все попытки приводят нас к созерцанию величия вечной фантасмагории Мироздания.

Теперь понимаю Ваше отчаяние при чтении «Тайной Доктрины». Но ступень отчаяния перед Величием Космоса так понятна. Придет время, когда отчаяние сменится радостью перед нескончаемостью Познания. Для облегчения очень советовала бы выписать из «Тайной Доктрины» только те места, которые содержат оккультное, или сокровенное, Учение. Увидите, как многое станет яснее. Обилие разнообразного материала иногда затемняет основную мысль. Попробуйте сначала лишь подчеркивать такие места.

Также нужно понимать, что Пространство представляет собою океан огня и огненные искры его образуют бесчисленные монады.

Между прочим, я просмотрела то место из моего письма к Федору Антоновичу, которое Вы хотите заимствовать для Вашей книги, и, к огорчению своему, в оставшейся у меня копии я нашла ужасную описку: вместо «в каждой физической клетке имеется зародыш и ядро» в копии стоит – «в каждой физической клевете». Не помню, исправила ли я эту описку в оригинале, – пожалуйста, проверьте.

Дорогой Александр Иванович, мы обязаны охранить Общество от нежелательных типов, и потому скажите мне откровенно – можете ли Вы принять на себя ответственность за названную Вами особу? Вспоминаются мне письма Карла Ивановича, в которых он излагал мне прискорбные случаи с несколькими неуравновешенными членами. Таких эпизодов нужно всеми мерами избегать.

Конечно, следует помочь людям, но помощь эта должна быть благоразумно поставлена. Мне кажется, что для избежания печальных инцидентов с удалением из Общества и т.д. хорошо было бы ввести правило, чтобы каждый желающий вступить в Общество имел хотя бы двух поручителей из членов того же Общества. Таким образом, каждый поручитель постарается лучше ознакомиться со своим кандидатом, прежде чем принять ответственность за него. Как думаете?

Вы правы, что «Тайная Доктрина» гораздо опаснее «Чаши Востока». Но пришло время, и люди должны научиться «принимать пищу твердую, а не молочную», как говорил Апостол Павел. «Тайная Доктрина» широко читается в англосаксонских и прочих европейских странах, и там она никого не пугает. В обеих Америках «Тайная Доктрина» в разных редакциях выдержала значительное количество изданий. Пора и нашим соотечественникам приобщаться к свободе мысли. Бояться всего – значит осудить себя на жизнь улитки. Сейчас в Индии большой спрос на «Тайную Доктрину», и Адиар приступает к особо дешевому английскому изданию, чтобы именно индусы могли иметь эту книгу, которая им так близка.

Между прочим, в первом томе я заметила много опечаток, но некоторая доля их падает и на мой недосмотр.

Книгу Аристарха Пономарева мы имеем – она отвратительна. Среди местных обывателей ему была дана кличка Арестант Пономарев, как видите, не без основания. Правильно, что не возражали этому типу.

Теперь скажите мне, кто именно из членов сумели стать действительно незаменимыми работниками в Обществе? Степень полезности определяется именно незаменимостью. Нам было указано в каждом деле суметь стать незаменимыми.

Не раз слышала похвалы Стребейко и еще некоторым членам и должна сказать, что мои наблюдения совпадали с отзывами.

Что же касается до женской секции, то еще Феликс Денисович огорчался, что никто из членов не загорался по-настоящему идеей женского единения. А там, где нет к тому яркого желания, там трудно создать нечто живое и прочное.

В этом году Общество подняло огромное дело, и Вы сами знаете, как немногочисленны истинные деятели и как трудно людям занятым, состоящим на службе уделять время на любимую ими работу. Остаются лишь поздний вечер и часть ночи.

Также и о журнале «Оккультизм и Йога» Вы уже имеете полное освещение.

О подарке Рихарду Яковлевичу мы знали именно от Валковского. Нас очень тронуло это внимание членов к своему председателю. Истинно, и подарки должны быть особенные. Что может быть прекраснее мысли о почитании Учителя? Пусть у каждого найдется место для кресла Великого Учителя. Вы знаете, родной Александр Иванович, что мы радуемся каждому единению, каждому возвеличению сотрудника. Знаю, что сотрудничество вещь не легкая, и нам часто приходится бороться с разъединением среди даже ближайших сотрудников, и знаем, как пагубно это отражается на строительстве. Потому мы так радуемся, когда видим хотя бы трех согласных между собою людей. Потому буду признательна Вам, если сможете сохранить хотя бы признаки внешнего единения. Конечно, не может быть препятствий, если кто хочет иметь группу у себя на дому. Но если бы Вы смогли помочь наладить лучшие отношения между членами Общества, моя признательность была бы велика. Не говоря уже о том, что именно умение сотрудничать приближает нас к Великому Братству, мы сейчас должны показать, что русские умеют жить в согласии и прилагать свою работу в общественном деле. Кооперация во всем и всегда – ключ к новой эпохе.

Теперь о Вашей корреспондентке из Ш. и Вашем ответе на ее письмо. Очень тягостное впечатление произвели на меня как ее письмо, так и фотография. Могу сказать, что решительно все отталкивает меня в ней. И настолько чувство это сильно, что я не могла даже держать ее письма в своей студии и хочу отослать Вам и письмо и фотографию в особом пакете. Вы хорошо разобрались в ее письме, и ответ Ваш очень правилен, но советую Вам быть очень осторожным. Кажется, ответила на все.

Итак, родной Александр Иванович, найдем в себе силу духа проявить высшую меру великодушия и поможем строительству.

В Америке именно разъединение среди сотрудников допустило возможность предательства со стороны четы Хорш.

Очень внимательно читайте книгу «Братство».

Шлю Вам самые сердечные пожелания найти равновесие и мужественно стремиться к лучшему и обоюдному пониманию среди сотрудников. Будьте миротворцем.

Всего светлого. Сердцем с Вами.

Е.Р.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно