29.07.39 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;" style="text-align: right; font-weight: bold;" style='mso-pagination:none'><span
+
{{LetterInfo|Елена Рерих||29.07.39|Вико, Новосибирск, 1993||}}<p style="text-align: right; font-weight: bold;" style='mso-pagination:none' style="text-align: right; font-weight: bold;">29.07.39</p>
-
style='mso-no-proof:yes'>29.07.39</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Хорошо, что Вы правильно
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Хорошо, что Вы правильно
+
понимаете создавшееся положение и что может быть положен неожиданный конец
понимаете создавшееся положение и что может быть положен неожиданный конец
заносчивости и аппетитам. Часто недостаток осведомленности или широты горизонта
заносчивости и аппетитам. Часто недостаток осведомленности или широты горизонта
Строка 9: Строка 7:
Все совершается так стремительно, что можно сказать – и это переживем, ибо
Все совершается так стремительно, что можно сказать – и это переживем, ибо
«пройдут ядовитые времена, но вы, сохраненные, войдете новою дорогою в Новый
«пройдут ядовитые времена, но вы, сохраненные, войдете новою дорогою в Новый
-
Мир». Сейчас очень полезно перечитать первую кн. «Л.С.М.».</span></p>
+
Мир». Сейчас очень полезно перечитать первую кн. «Л.С.М.».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Спасибо большое за
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Спасибо большое за
+
присланные карточки Ваших младших отпрысков. Илария очень походит на своего
присланные карточки Ваших младших отпрысков. Илария очень походит на своего
отца. Какие знания принесла она с собою и как сумеет применить их? Дети очень
отца. Какие знания принесла она с собою и как сумеет применить их? Дети очень
много помнят, особенно в самом раннем возрасте, из своих прежних воплощений.
много помнят, особенно в самом раннем возрасте, из своих прежних воплощений.
Этим объясняются некоторые странности в их поведении и устремлениях, часто не
Этим объясняются некоторые странности в их поведении и устремлениях, часто не
-
отвечающих окружающему укладу.</span></p>
+
отвечающих окружающему укладу.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Получили и фотографии
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Получили и фотографии
+
супруги П.Ф.Б.<ref> П.Ф.Беликов, сотрудник и биограф семьи Рерихов.</ref> Очень
-
супруги П.Ф.Б.<ref><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'> П.Ф.Беликов, сотрудник и биограф семьи Рерихов.</span></ref> Очень
+
понравилась она всем нам. Такой вдумчивый и ясный взор! Думаю, что оба они
понравилась она всем нам. Такой вдумчивый и ясный взор! Думаю, что оба они
могут быть прекрасными работниками на ниве труда просвещения. Мысли,
могут быть прекрасными работниками на ниве труда просвещения. Мысли,
Строка 29: Строка 24:
изобилии, но в проникновенном осознании глубокого смысла и назначения жизни,
изобилии, но в проникновенном осознании глубокого смысла и назначения жизни,
как таковой. Именно тогда всякий труд становится источником радости и
как таковой. Именно тогда всякий труд становится источником радости и
-
восхождения. Шлю им привет сердца.</span></p>
+
восхождения. Шлю им привет сердца.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Думаем о нашем Кл. Ст., так
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Думаем о нашем Кл. Ст., так
+
хотелось бы, чтобы у него все совершилось так, как лучше. Хорошо поддерживать в
хотелось бы, чтобы у него все совершилось так, как лучше. Хорошо поддерживать в
нем бодрое настроение, чтобы не было страха перед возможностью перехода в мир
нем бодрое настроение, чтобы не было страха перед возможностью перехода в мир
Строка 45: Строка 39:
чувствует себя отлично». Вы, должно быть, знаете, что он умер от заражения
чувствует себя отлично». Вы, должно быть, знаете, что он умер от заражения
крови. Всем советую прочесть эту статью, в ней много верных и прекрасных
крови. Всем советую прочесть эту статью, в ней много верных и прекрасных
-
мыслей.</span></p>
+
мыслей.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Тронуты, что Вы так
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Тронуты, что Вы так
+
радуетесь благим отзывам о ближайших сотрудниках, но наряду с благими отзывами
радуетесь благим отзывам о ближайших сотрудниках, но наряду с благими отзывами
приходится иногда проявить и осмотрительность по отношению к некоторым
приходится иногда проявить и осмотрительность по отношению к некоторым
Строка 57: Строка 50:
менее велик Толстого писателя, и на Востоке, именно, его учение нашло себе
менее велик Толстого писателя, и на Востоке, именно, его учение нашло себе
наибольшую оценку. И кто может сказать, что переживет – его ли романы или же
наибольшую оценку. И кто может сказать, что переживет – его ли романы или же
-
его этическое учение?</span></p>
+
его этическое учение?</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Прилагаю Беседу, § 477.
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Прилагаю Беседу, § 477.
+
«Ур. знает, что понятие учительства должно быть развиваемо в людях от ранних
«Ур. знает, что понятие учительства должно быть развиваемо в людях от ранних
лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это
лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это
Строка 67: Строка 59:
должен почуять, как легче подойти к сознанию ученика. Невозможно без упражнения
должен почуять, как легче подойти к сознанию ученика. Невозможно без упражнения
обрести убедительную передачу фактов. Только невежда думает, что достаточно
обрести убедительную передачу фактов. Только невежда думает, что достаточно
-
прочесть сведения, чтобы их внушить ученикам.</span></p>
+
прочесть сведения, чтобы их внушить ученикам.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Можно удивляться, что само
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Можно удивляться, что само
+
искусство учительства не вызывает внимания. Но каждый может припомнить,
искусство учительства не вызывает внимания. Но каждый может припомнить,
насколько различно воспринимались предметы в течение школьных лет. Это зависело
насколько различно воспринимались предметы в течение школьных лет. Это зависело
не только от способностей ученика, но, главным образом, от убедительности
не только от способностей ученика, но, главным образом, от убедительности
-
учителя.</span></p>
+
учителя.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Так пусть учительство
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Так пусть учительство
+
производится среди самых широких слоев. Пусть учитель сам озаботится, чтобы его
производится среди самых широких слоев. Пусть учитель сам озаботится, чтобы его
достоинство стояло высоко. Мысли о Великих Учителях вырастут легче, когда
достоинство стояло высоко. Мысли о Великих Учителях вырастут легче, когда
-
понятие учительства будет накрепко осознано.</span></p>
+
понятие учительства будет накрепко осознано.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Учительство должно быть
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Учительство должно быть
+
освобождено от своекорыстия. Учитель передает познания, им накопленные, но он
освобождено от своекорыстия. Учитель передает познания, им накопленные, но он
не будет выдавать их за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с тою же
не будет выдавать их за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с тою же
Строка 90: Строка 79:
из высших степеней государства. Не учитель, но наставничество всегда откроет
из высших степеней государства. Не учитель, но наставничество всегда откроет
народу высшую культуру. Так пусть не личная корысть ведет к учительству, но
народу высшую культуру. Так пусть не личная корысть ведет к учительству, но
-
служение благу.</span></p>
+
служение благу.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Такое познание служения не
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Такое познание служения не
+
приходит внезапно, это нужно воспитать. Так пусть каждый школьник почует себя
приходит внезапно, это нужно воспитать. Так пусть каждый школьник почует себя
учителем по отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими
учителем по отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими
-
учениками, чтобы каждый мог поделиться своим познанием.</span></p>
+
учениками, чтобы каждый мог поделиться своим познанием.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Не следует смотреть на
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Не следует смотреть на
+
такое служение, как на скучную тягость, наоборот, пусть каждый научится
такое служение, как на скучную тягость, наоборот, пусть каждый научится
-
радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость.</span></p>
+
радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Мыслитель учил: “Каждый
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Мыслитель учил: “Каждый
+
может служить ближнему, каждый может отдавать, если даже у него нет ни единой
может служить ближнему, каждый может отдавать, если даже у него нет ни единой
-
вещи. Как славно даяние, которое не может истощаться”».</span></p>
+
вещи. Как славно даяние, которое не может истощаться”».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;">Очень тронули меня Ваши
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'>Очень тронули меня Ваши
+
строки о том, как Н. иногда плачет над страницами моих писем, где высказывается
строки о том, как Н. иногда плачет над страницами моих писем, где высказывается
осуждение некоторой существующей церковности и т. д. Я так понимаю ее боль. Но
осуждение некоторой существующей церковности и т. д. Я так понимаю ее боль. Но
Строка 120: Строка 105:
оно ни проявлялось, должно быть обнаружено и по возможности искоренено. Я верю
оно ни проявлялось, должно быть обнаружено и по возможности искоренено. Я верю
в новую чудесную Храмину Духа, новую религию, основанную на сердце и
в новую чудесную Храмину Духа, новую религию, основанную на сердце и
-
просветленном им разуме.</span></p>
+
просветленном им разуме.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-pagination:none;mso-layout-grid-align:none;
+
<p style=" text-autospace:none;"></p>
-
text-autospace:none'><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
-
== {{PrimText}} ==
 
-
<references/>
 
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
-
{{LetterPostEdit|14.06.39 2 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955|Рерих Е.И. Письма. 1932-1955, Оглавление|12.08.39 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955}}
+
 
 +
<references/>{{LetterPostEdit|14.06.39 2 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955|Рерих Е.И. Письма. 1932-1955, Оглавление|12.08.39 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955}}
[[Категория:Источники]]
[[Категория:Источники]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Дата : 29.07.39
  • Издание: Вико, Новосибирск, 1993

29.07.39

Хорошо, что Вы правильно понимаете создавшееся положение и что может быть положен неожиданный конец заносчивости и аппетитам. Часто недостаток осведомленности или широты горизонта и даже чаще всего просто соображения самости мешают правильной оценке всего происходящего. Все совершается так стремительно, что можно сказать – и это переживем, ибо «пройдут ядовитые времена, но вы, сохраненные, войдете новою дорогою в Новый Мир». Сейчас очень полезно перечитать первую кн. «Л.С.М.».

Спасибо большое за присланные карточки Ваших младших отпрысков. Илария очень походит на своего отца. Какие знания принесла она с собою и как сумеет применить их? Дети очень много помнят, особенно в самом раннем возрасте, из своих прежних воплощений. Этим объясняются некоторые странности в их поведении и устремлениях, часто не отвечающих окружающему укладу.

Получили и фотографии супруги П.Ф.Б.[1] Очень понравилась она всем нам. Такой вдумчивый и ясный взор! Думаю, что оба они могут быть прекрасными работниками на ниве труда просвещения. Мысли, высказываемые П.Ф. в его последнем письме к Н.К., пришлись мне очень по душе. Бодрость духа есть залог преуспеяния. Именно радость жизни не в роскоши и изобилии, но в проникновенном осознании глубокого смысла и назначения жизни, как таковой. Именно тогда всякий труд становится источником радости и восхождения. Шлю им привет сердца.

Думаем о нашем Кл. Ст., так хотелось бы, чтобы у него все совершилось так, как лучше. Хорошо поддерживать в нем бодрое настроение, чтобы не было страха перед возможностью перехода в мир чудесный, который может предоставить столько возвышенной радости бодрствующему сознанию, устремленному к свету познания. Но, конечно, затрагивать эту тему возможно лишь, когда он сам начнет говорить о том. Сейчас получили очередной бюллетень «Культура» из Шанхая, вероятно, и Р. Як. получает его. Номер весьма удачный, и в прекрасной статье о творчестве Скрябина имеется место, которое должно быть близко каждому последователю Учения Жизни, так автор статьи утверждает: «Больше всего боялся Скрябин мещанского благополучия, удовлетворения и покоя. Умирая, говорил, что страдание необходимо, что чувствует себя отлично». Вы, должно быть, знаете, что он умер от заражения крови. Всем советую прочесть эту статью, в ней много верных и прекрасных мыслей.

Тронуты, что Вы так радуетесь благим отзывам о ближайших сотрудниках, но наряду с благими отзывами приходится иногда проявить и осмотрительность по отношению к некоторым сочленам. Конечно, все мы знаем, что до сих пор еще можно встретить людей, почитающих себя за носителей культуры, которые негодуют на Льва Толстого за то, что он не ограничился писанием повестей и романов, но дерзнул открыто высказать свое мировоззрение, свое учение жизни. Но все же Толстой, как учитель жизни, не менее велик Толстого писателя, и на Востоке, именно, его учение нашло себе наибольшую оценку. И кто может сказать, что переживет – его ли романы или же его этическое учение?

Прилагаю Беседу, § 477. «Ур. знает, что понятие учительства должно быть развиваемо в людях от ранних лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать. Мы одобряем, когда школьники преподают своим младшим собратьям. Не легко избрать лучший способ преподавания, он будет индивидуален, и учитель должен почуять, как легче подойти к сознанию ученика. Невозможно без упражнения обрести убедительную передачу фактов. Только невежда думает, что достаточно прочесть сведения, чтобы их внушить ученикам.

Можно удивляться, что само искусство учительства не вызывает внимания. Но каждый может припомнить, насколько различно воспринимались предметы в течение школьных лет. Это зависело не только от способностей ученика, но, главным образом, от убедительности учителя.

Так пусть учительство производится среди самых широких слоев. Пусть учитель сам озаботится, чтобы его достоинство стояло высоко. Мысли о Великих Учителях вырастут легче, когда понятие учительства будет накрепко осознано.

Учительство должно быть освобождено от своекорыстия. Учитель передает познания, им накопленные, но он не будет выдавать их за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с тою же готовностью передать их грядущему поколению. Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших степеней государства. Не учитель, но наставничество всегда откроет народу высшую культуру. Так пусть не личная корысть ведет к учительству, но служение благу.

Такое познание служения не приходит внезапно, это нужно воспитать. Так пусть каждый школьник почует себя учителем по отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться своим познанием.

Не следует смотреть на такое служение, как на скучную тягость, наоборот, пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость.

Мыслитель учил: “Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, если даже у него нет ни единой вещи. Как славно даяние, которое не может истощаться”».

Очень тронули меня Ваши строки о том, как Н. иногда плачет над страницами моих писем, где высказывается осуждение некоторой существующей церковности и т. д. Я так понимаю ее боль. Но должна ей сказать, что я очень люблю многие наши церковные обряды и празднества и никогда не стала бы их изгонять из жизни народа. Наоборот, они должны быть еще более одухотворены и тем стать еще ближе народному сознанию. Главное – их внутренний глубокий смысл должен быть осознан. Также я храню память о нескольких прекрасных священниках и мечтаю встретить таких и в новой России. Мои слова относятся лишь к закостенелым мышлениям. Всякое невежество, где бы оно ни проявлялось, должно быть обнаружено и по возможности искоренено. Я верю в новую чудесную Храмину Духа, новую религию, основанную на сердце и просветленном им разуме.


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно