30.07.1935 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|А.И.Клизовскому|30.07.1935|МЦР, 2001||}}<p class=a0>Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому</p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|А.И.Клизовскому|30.07.1935|МЦР, 2001||}}<p>Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">30 июля 1935 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">30 июля 1935 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Многоуважаемый и дорогой
+
<p>Многоуважаемый и дорогой
Александр Иванович, спешу ответить на Ваше последнее письмо от 20.VI. Вы уже
Александр Иванович, спешу ответить на Ваше последнее письмо от 20.VI. Вы уже
получили мое беглое возражение на необдуманную критику Вашего ясного и
получили мое беглое возражение на необдуманную критику Вашего ясного и
Строка 21: Строка 21:
личности остается в ней через Манас, если последний достаточно совершенен,
личности остается в ней через Манас, если последний достаточно совершенен,
чтобы ассимилировать Буддхи...» Так постепенно слагается индивидуальность,
чтобы ассимилировать Буддхи...» Так постепенно слагается индивидуальность,
-
которая лишь частично может проявляться на Земле.</span></p>
+
которая лишь частично может проявляться на Земле.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Еще из «Тайной Доктрины»:
+
<p>Еще из «Тайной Доктрины»:
«Говоря метафизически, конечно, нелепо говорить о "развитии" Монады
«Говоря метафизически, конечно, нелепо говорить о "развитии" Монады
или сказать, что она становится "человеком". Конечно, Монада не может
или сказать, что она становится "человеком". Конечно, Монада не может
Строка 34: Строка 34:
Оставленная сама по себе, Монада не прикрепится ни к одной личности и, подобно
Оставленная сама по себе, Монада не прикрепится ни к одной личности и, подобно
доске, будет унесена к другому воплощению неустанным течением эволюции...»
доске, будет унесена к другому воплощению неустанным течением эволюции...»
-
Хорошо перечесть § 275 в «Агни Йоге».</span></p>
+
Хорошо перечесть § 275 в «Агни Йоге».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь, что есть Божественная
+
<p>Теперь, что есть Божественная
любовь, как не великий принцип или начало притяжения или сродства, или тот же
любовь, как не великий принцип или начало притяжения или сродства, или тот же
Фохат в его качестве Божественной любви (Эроса), электрической мощи сродства и
Фохат в его качестве Божественной любви (Эроса), электрической мощи сродства и
Строка 42: Строка 42:
неделимый от Единого, или Абсолюта, с Душою. Эти два составляют в человеке
неделимый от Единого, или Абсолюта, с Душою. Эти два составляют в человеке
Монаду, а в Природе – первую связь между <i>вечно безусловным </i>и
Монаду, а в Природе – первую связь между <i>вечно безусловным </i>и
-
проявленным.</span></p>
+
проявленным.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Радуюсь передать Вам, что
+
<p>Радуюсь передать Вам, что
слышу самые прекрасные отзывы о Вашей книге. Так, Зинаида Григорьевна поместила
слышу самые прекрасные отзывы о Вашей книге. Так, Зинаида Григорьевна поместила
еще одну превосходную рецензию о Вашей книге в русско-американских газетах.
еще одну превосходную рецензию о Вашей книге в русско-американских газетах.
Строка 51: Строка 51:
за выраженное Вами желание помочь мне. Конечно, сейчас это очень трудно, но кто
за выраженное Вами желание помочь мне. Конечно, сейчас это очень трудно, но кто
знает, может быть, со временем и явится возможность воспользоваться этой Вашей
знает, может быть, со временем и явится возможность воспользоваться этой Вашей
-
готовностью.</span></p>
+
готовностью.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Не следует посылать Евлогию
+
<p>Не следует посылать Евлогию
Вашей книги, он станет Вашим врагом. Не верю я всем этим отцам церкви. В
Вашей книги, он станет Вашим врагом. Не верю я всем этим отцам церкви. В
бытность Н.К. в Харбине они выказали себя с такой лицемерной и, я сказала бы,
бытность Н.К. в Харбине они выказали себя с такой лицемерной и, я сказала бы,
Строка 73: Строка 73:
здесь нужно искать особые пути, если Вы хотите, чтобы книга Ваша действительно
здесь нужно искать особые пути, если Вы хотите, чтобы книга Ваша действительно
достигла своего назначения, а не осталась бы лежать в складах
достигла своего назначения, а не осталась бы лежать в складах
-
представительства.</span></p>
+
представительства.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Конечно, наш незабвенный
+
<p>Конечно, наш незабвенный
Феликс Денисович еще отдыхает. Он ведь был утомлен и измучен, и его тонкое тело
Феликс Денисович еще отдыхает. Он ведь был утомлен и измучен, и его тонкое тело
нуждается в отдыхе, в укреплении. Он вполне заслужил свой отдых, и не будем
нуждается в отдыхе, в укреплении. Он вполне заслужил свой отдых, и не будем
призывать его в нашу тяжкую и разлагающуюся земную атмосферу. Пусть после
призывать его в нашу тяжкую и разлагающуюся земную атмосферу. Пусть после
отдыха приступит он к своим любимым занятиям в Мире, где нет наших трудностей.
отдыха приступит он к своим любимым занятиям в Мире, где нет наших трудностей.
-
Пусть радостно творит и набирается сил для нового Служения.</span></p>
+
Пусть радостно творит и набирается сил для нового Служения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Я очень устала за последние
+
<p>Я очень устала за последние
месяцы, а работа все прибавляется. Кроме того, жара и тяжесть монсуна
месяцы, а работа все прибавляется. Кроме того, жара и тяжесть монсуна
сказываются на моем сердце. Но все же надеюсь в конце будущей недели приступить
сказываются на моем сердце. Но все же надеюсь в конце будущей недели приступить
Строка 88: Строка 88:
экземпляр Вашей книги по адресу нашего друга, княгини Екатерины Константиновны
экземпляр Вашей книги по адресу нашего друга, княгини Екатерины Константиновны
Святополк-Четвертинской, в Париж. Также сама хотела бы иметь еще два экземпляра
Святополк-Четвертинской, в Париж. Также сама хотела бы иметь еще два экземпляра
-
ее. Прилагаю точный адрес и перевод стоимости<b> </b>за три экземпляра.</span></p>
+
ее. Прилагаю точный адрес и перевод стоимости<b> </b>за три экземпляра.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так, дорогой Александр
+
<p>Так, дорогой Александр
-
Иванович, радостно трудитесь и несите свет ищущим душам.</span></p>
+
Иванович, радостно трудитесь и несите свет ищущим душам.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Духом с Вами.</span></p>
+
<p>Духом с Вами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>За три экземпляра перевожу 15
+
<p>За три экземпляра перевожу 15
шиллингов, что включает, вероятно, и стоимость пересылки. Перевод посылается на
шиллингов, что включает, вероятно, и стоимость пересылки. Перевод посылается на
этой неделе в пятницу, через почту, но, вероятно, придет много позже сего
этой неделе в пятницу, через почту, но, вероятно, придет много позже сего
-
письма, так как воздушной почтой денежные переводы не принимаются.</span></p>
+
письма, так как воздушной почтой денежные переводы не принимаются.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Александр Иванович,
+
<p>Дорогой Александр Иванович,
сейчас получила Ваше письмо от 3.VII с протестом души Вашей. Мне больно, что Вы
сейчас получила Ваше письмо от 3.VII с протестом души Вашей. Мне больно, что Вы
так огорчились, спешу, насколько могу, успокоить Вас. Нужно и следует указывать
так огорчились, спешу, насколько могу, успокоить Вас. Нужно и следует указывать
Строка 115: Строка 115:
когда все тонкие тела их настолько трансмутировались чистым огнем, что всякое
когда все тонкие тела их настолько трансмутировались чистым огнем, что всякое
притяжение к земным сферам утратилось, они могут пребывать в духовном единении
притяжение к земным сферам утратилось, они могут пребывать в духовном единении
-
на долгие века.</span></p>
+
на долгие века.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>О Космическом Венце вообще
+
<p>О Космическом Венце вообще
лучше не говорить, ибо понятие это настолько отдалено сейчас от нашего земного
лучше не говорить, ибо понятие это настолько отдалено сейчас от нашего земного
плана, что совершенно недоступно среднему человеческому мышлению. Кроме того,
плана, что совершенно недоступно среднему человеческому мышлению. Кроме того,
-
оно уже касается Космического Построения.</span></p>
+
оно уже касается Космического Построения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Я протестовала против Вашей
+
<p>Я протестовала против Вашей
фразы «Каждый Архат имеет свою Тару», ибо кроме того, что она будет истолкована
фразы «Каждый Архат имеет свою Тару», ибо кроме того, что она будет истолкована
в самом пошлом понимании земного брака, на Вас обрушатся все буддисты, все теософы,
в самом пошлом понимании земного брака, на Вас обрушатся все буддисты, все теософы,
Строка 131: Строка 131:
лишь о Богах Индии, имеющих своих Супруг, которые являются символами их энергии
лишь о Богах Индии, имеющих своих Супруг, которые являются символами их энергии
(Шакти), но, переводя на земной план, символы их указывают, что в основу Бытия
(Шакти), но, переводя на земной план, символы их указывают, что в основу Бытия
-
положен великий Закон Единения Начал.</span></p>
+
положен великий Закон Единения Начал.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Великое же Братство, истинно,
+
<p>Великое же Братство, истинно,
живет законом Самоотвержения. Появляясь на Земле в человеческих обликах,
живет законом Самоотвержения. Появляясь на Земле в человеческих обликах,
некоторые из них, конечно, встречались с родственными душами. Все зависит от
некоторые из них, конечно, встречались с родственными душами. Все зависит от
Строка 145: Строка 145:
упомянут закон – «Чем ближе, тем дальше». Истинно, чем ближе по Космическому
упомянут закон – «Чем ближе, тем дальше». Истинно, чем ближе по Космическому
Праву нам Высокий Дух, тем опаснее Его приближение при нашей земной оболочке.
Праву нам Высокий Дух, тем опаснее Его приближение при нашей земной оболочке.
-
Часто сердце не может выдержать трепета радости такого Приближения.</span></p>
+
Часто сердце не может выдержать трепета радости такого Приближения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так не вижу причины Вашему
+
<p>Так не вижу причины Вашему
огорчению. Могу засвидетельствовать, что в земной сфере при особо благоприятных
огорчению. Могу засвидетельствовать, что в земной сфере при особо благоприятных
космических условиях, при особом состоянии духа, иногда даются проблески такого
космических условиях, при особом состоянии духа, иногда даются проблески такого
Строка 158: Строка 158:
никогда не сможет сравниться с Красотою действительности Мира Духовного.
никогда не сможет сравниться с Красотою действительности Мира Духовного.
Истинно, душа наша получает исполнение наших самых заветных желаний, но нужно
Истинно, душа наша получает исполнение наших самых заветных желаний, но нужно
-
уметь желать, и притом желать красиво.</span></p>
+
уметь желать, и притом желать красиво.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Помните притчу о Дгулноре в
+
<p>Помните притчу о Дгулноре в
«Агни Йоге»? Итак, преисполнитесь радости и облеките Ваше писание в слова
«Агни Йоге»? Итак, преисполнитесь радости и облеките Ваше писание в слова
-
Высшей Красоты.</span></p>
+
Высшей Красоты.</p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|30.07.1935 Е.И.Рерих А.М.Асееву|Рерих Е.И. Письма. Том III, Оглавление|30.07.1935 Е.И.Рерих К.Кэмпбелл}}
{{LetterPostEdit|30.07.1935 Е.И.Рерих А.М.Асееву|Рерих Е.И. Письма. Том III, Оглавление|30.07.1935 Е.И.Рерих К.Кэмпбелл}}

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : А.И.Клизовскому
  • Дата : 30.07.1935
  • Издание: МЦР, 2001

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

30 июля 1935 г.

Многоуважаемый и дорогой Александр Иванович, спешу ответить на Ваше последнее письмо от 20.VI. Вы уже получили мое беглое возражение на необдуманную критику Вашего ясного и правильного изложения понятия Неизреченного «ТО». Теперь скажу, что и определение Монады правильно. Так, в «Тайной Доктрине» сказано, что «Монада или Джива даже не может быть названа Духом, ибо она есть Луч, Дыхание Абсолюта или скорее сама Абсолютность. А Абсолютность, не имея отношения к условной относительной законченности, бессознательна на нашем плане бытия. Потому, кроме материала, который ей потребуется для ее будущей человеческой формы, Монада нуждается в а) духовном прообразе для оформления этого материала и в б) разумном сознании, чтобы направить ее эволюцию и продвижение; но ни тем, ни другим не обладает ни однородная Монада, ни бесчувственная, хотя и живая материя. Так, Адам из праха нуждается, чтобы Душа Жизни была вдунута в него; или, иначе говоря, в двух срединных принципах, которые суть Чувствующая Жизнь неразумного животного и Человеческая Душа, ибо первая неразумна без последней... Так Монада становится личным Эго, когда она воплощается, и нечто от этой воплощенной личности остается в ней через Манас, если последний достаточно совершенен, чтобы ассимилировать Буддхи...» Так постепенно слагается индивидуальность, которая лишь частично может проявляться на Земле.

Еще из «Тайной Доктрины»: «Говоря метафизически, конечно, нелепо говорить о "развитии" Монады или сказать, что она становится "человеком". Конечно, Монада не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Ибо она не принадлежит этому миру или плану и может быть сравниваема лишь с неразрушимой звездой божественного света и огня, низвергнутого на нашу Землю как доска спасения для личностей, в которых она обитает. Именно эти последние должны уцепиться за нее и, таким образом, путем соучастия или приобщения к ее божественной природе достичь бессмертия. Оставленная сама по себе, Монада не прикрепится ни к одной личности и, подобно доске, будет унесена к другому воплощению неустанным течением эволюции...» Хорошо перечесть § 275 в «Агни Йоге».

Теперь, что есть Божественная любовь, как не великий принцип или начало притяжения или сродства, или тот же Фохат в его качестве Божественной любви (Эроса), электрической мощи сродства и симпатии, аллегорически явленный как пытающийся сочетать чистый Дух – Луч, неделимый от Единого, или Абсолюта, с Душою. Эти два составляют в человеке Монаду, а в Природе – первую связь между вечно безусловным и проявленным.

Радуюсь передать Вам, что слышу самые прекрасные отзывы о Вашей книге. Так, Зинаида Григорьевна поместила еще одну превосходную рецензию о Вашей книге в русско-американских газетах. Вероятно, она переслала Вам ее. Также отрадно слышать, что молодые души, прочтя Ваш труд, тянутся к Вам за водительством. Это нужно поощрять. Большое спасибо за выраженное Вами желание помочь мне. Конечно, сейчас это очень трудно, но кто знает, может быть, со временем и явится возможность воспользоваться этой Вашей готовностью.

Не следует посылать Евлогию Вашей книги, он станет Вашим врагом. Не верю я всем этим отцам церкви. В бытность Н.К. в Харбине они выказали себя с такой лицемерной и, я сказала бы, предательской стороны. При встрече они лобызали его, и называли своим другом, и расписывались в письмах в дружественных чувствах, а за спиною всячески натравливали на него своих клевретов и грозили анафемой учрежденным им Содружествам во имя Преподобного Сергия Радонежского! Так даже на книжечку «Знамя Преподобного Сергия», которую Вы знаете, пытаются наложить запрет из-за изображения в ней Преподобного Сергия в трактовке Н.К. Они считают, что на этом изображении умален Христос! Ибо он помещен ниже Преподобного! Спрашивается: возможно ли поместить Знамя с Ликом Спаса, несомое войском, идущим под горою, выше Преподобного, стоящего на этой горе и держащего храм в руках? Вот до чего доходят изуверы в своем толковании! Нет, дорогой Александр Иванович, все эти устарелые сознания нам не попутчики, нужны новые, освободившиеся от векового Миража непогрешимости церкви, потому лучше не трогать их. Но, конечно, очень желательно было бы перебросить Вашу книгу за рубеж, в страну Безбожия. Именно там подобные книги неоценимы по полезности своей. Но не знаю, насколько Вы будете успешны, прибегнув открыто к помощи их представителя. Думается, что и здесь нужно искать особые пути, если Вы хотите, чтобы книга Ваша действительно достигла своего назначения, а не осталась бы лежать в складах представительства.

Конечно, наш незабвенный Феликс Денисович еще отдыхает. Он ведь был утомлен и измучен, и его тонкое тело нуждается в отдыхе, в укреплении. Он вполне заслужил свой отдых, и не будем призывать его в нашу тяжкую и разлагающуюся земную атмосферу. Пусть после отдыха приступит он к своим любимым занятиям в Мире, где нет наших трудностей. Пусть радостно творит и набирается сил для нового Служения.

Я очень устала за последние месяцы, а работа все прибавляется. Кроме того, жара и тяжесть монсуна сказываются на моем сердце. Но все же надеюсь в конце будущей недели приступить к чтению глав Вашего нового труда. Между прочим, очень прошу Вас послать один экземпляр Вашей книги по адресу нашего друга, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, в Париж. Также сама хотела бы иметь еще два экземпляра ее. Прилагаю точный адрес и перевод стоимости за три экземпляра.

Так, дорогой Александр Иванович, радостно трудитесь и несите свет ищущим душам.

Духом с Вами.

За три экземпляра перевожу 15 шиллингов, что включает, вероятно, и стоимость пересылки. Перевод посылается на этой неделе в пятницу, через почту, но, вероятно, придет много позже сего письма, так как воздушной почтой денежные переводы не принимаются.

Дорогой Александр Иванович, сейчас получила Ваше письмо от 3.VII с протестом души Вашей. Мне больно, что Вы так огорчились, спешу, насколько могу, успокоить Вас. Нужно и следует указывать о космическом законе родственных душ, по которому каждый человек должен стремиться к гармоническому сочетанию. Ибо лишь такое правильное сочетание дает полное развитие нашего духовного и творческого потенциала и здоровое потомство. Также неминуема встреча с родственной душой в Тонком Мире при условии их сгармонизированных вибраций. Более того, если даже вибрации эти и не вполне соответствуют друг другу, все же возможны встречи и свидания, которые могут участиться, ибо от сил духа зависит и подъем вибраций. В состоянии же Девачана мы всегда окружены любимыми нами образами, и ничто не омрачает нашей духовной радости. Так, Александр Иванович, не огорчайтесь напрасно. Истинно, можете сказать: когда две родственные души достигли завершения своего земного пути, когда все тонкие тела их настолько трансмутировались чистым огнем, что всякое притяжение к земным сферам утратилось, они могут пребывать в духовном единении на долгие века.

О Космическом Венце вообще лучше не говорить, ибо понятие это настолько отдалено сейчас от нашего земного плана, что совершенно недоступно среднему человеческому мышлению. Кроме того, оно уже касается Космического Построения.

Я протестовала против Вашей фразы «Каждый Архат имеет свою Тару», ибо кроме того, что она будет истолкована в самом пошлом понимании земного брака, на Вас обрушатся все буддисты, все теософы, все индусы и обвинят Вас в ужасном кощунстве и профанации Великого Братства и в самом ужасном Тантрическом культе (сексуальном) и т.д. Хотя Сестер в Братстве называют Тарами, но в понятии экзотерической буддистской религии Махаяны Тара означает Божество Женского Начала, тогда как Архат есть Посвященный. Упомяните лишь о Богах Индии, имеющих своих Супруг, которые являются символами их энергии (Шакти), но, переводя на земной план, символы их указывают, что в основу Бытия положен великий Закон Единения Начал.

Великое же Братство, истинно, живет законом Самоотвержения. Появляясь на Земле в человеческих обликах, некоторые из них, конечно, встречались с родственными душами. Все зависит от принятой на себя миссии. Бывают миссии, при которых одна душа работает на Земле, другая же в Тонком Мире, но оставаясь при этом объединенными в духе, тем образуя как бы духовный мост общения между двумя мирами. Истинно, если любовь соединяет родственные души, то духовное единение это неразрывно, несмотря на то что души эти могут быть временно телесно разобщены из-за разницы в оболочках. Конечно, тяжелая земная оболочка часто препятствует ощущать это единение, и тогда создается ощущение часто нестерпимо острого одиночества. В Учении упомянут закон – «Чем ближе, тем дальше». Истинно, чем ближе по Космическому Праву нам Высокий Дух, тем опаснее Его приближение при нашей земной оболочке. Часто сердце не может выдержать трепета радости такого Приближения.

Так не вижу причины Вашему огорчению. Могу засвидетельствовать, что в земной сфере при особо благоприятных космических условиях, при особом состоянии духа, иногда даются проблески такого духовного единения и приближения, и могу уверить Вас, что нет слов для описания этого восторга и восхищения духа. Итак, не огорчайтесь, ничего не отнято от Вас, но лишь есть желание прикрыть Сокровенное от профанации и уберечь Вашу книгу от жестоких нападок. Работайте радостно над этой главой. Возможно, что у Вас явятся новые мысли. И я поищу какие-либо добавления в моей памяти. Одно могу сказать, дорогой Александр Иванович, что воображение всего человечества никогда не сможет сравниться с Красотою действительности Мира Духовного. Истинно, душа наша получает исполнение наших самых заветных желаний, но нужно уметь желать, и притом желать красиво.

Помните притчу о Дгулноре в «Агни Йоге»? Итак, преисполнитесь радости и облеките Ваше писание в слова Высшей Красоты.



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно