Кэмпбелл-Стиббе Кэтрин

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Изображение:CAMPBELL9.jpg
Кэтрин Кэмпбелл. Не позднее 1945 г.
Изображение:CAMPBELL10_40.jpg
Кэтрин Кэмпбелл, 1940-е гг.
Изображение:CAMPBELL.jpg
С.Н.Рерих "Кэтрин Кэмпбелл", 1950 г.
Изображение:Bogdanovi.jpg
И.М.и Л.М.Богдановы, Д.Р.Рерих,
К.Кэмпбелл, И.Фритчи, Ю.Н.Рерих,
Калимпонг, Индия, 1951 г.
Изображение:Katherine-Moscow-1979_2.jpg
Кэтрин Кэмпбелл, Москва, 1979 г.
Изображение:CAMPBELL13.jpg
С.Н.Рерих «Портрет
Кэтрин Кэмпбелл», 1926 г.
Изображение:CAMPBELL2.jpg
С.Н.Рерих «Портрет госпожи
Кэтрин Кэмпбелл», 1929? г.

Кэмпбелл-Стиббе Кэтрин / Katherine S. Campbell (18.04.1898-10.8.1996) - сотрудница Рерихов, меценат проектов семьи Рерихов, вице-президент Музея Рериха и Общества Агни-Йоги, почетный президент Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке, член консультативного совета Комитета Пакта Рериха, вице-президент Американского Отделения Всемирной Лиги Культуры, директор Американо-Русской Культурной Ассоциации (АРКА), руководитель Женевского рериховского общества «Корона Мунди», основатель Общества Рериха в Германии (совместно с Г.И. Фриччи). В некоторых источниках наследия семьи Рерихов так же упоминается как "Амрида".


Содержание

Вехи биографии

К сожалению, о Кэтрин Кэмпбелл сохранилось немного сведений. После себя она не оставила ни мемуаров, ни воспоминаний о своей жизни и о своих Учителях, ибо считала, что сокровенные чувства невозможно передать на бумаге. Архивные фотографии запечатлели женщину удивительной красоты, чей облик исполнен одухотворенности и внутренней глубины. Ее прекрасные портреты кисти Святослава Николаевича Рериха невольно завораживают. Достоверно можно говорить, что кардинальной вехой в ее жизни стало знакомство с семьей Рерихов в 20-30 годах 20-го столетия.

Родилась Кэтрин Кэмпбелл (в девичестве - Смит /Smith/) 18 апреля 1898 года. В юности подавала надежды как киноактриса. В 1921(?) году вышла замуж за Генри Кэмпбелла, который был старше ее на 23 года. В 1922 году у них родился сын - Спенсер. Генри Кэмпбелл посещал Теософскую ложу. Вероятно, через него Кэтрин впервые познакомилась с теософскими идеями.

В восемнадцать лет Кэтрин познакомилась с Ингеборг Фритчи, которая оставалась ее подругой и компаньонкой до глубокой старости (ушли из жизни в один и тот же год с разницей в несколько месяцев).

Далеко не все в жизни Кэтрин складывалось легко и гладко, и материальное благополучие не всегда было постоянным: «… средства Амр[иды] кончаются. Ведь муж ее не может давать ей даже достаточно на домашние расходы и образование сына. Он должен был занять порядочную сумму денег» (из письма Е.Рерих).

20 ноября 1944 года Кэтрин постигло страшное горе - она потеряла своего единственного сына Спенсера (в возрасте 22-х лет), ушедшего добровольцем на фронт. Потеряв единственного сына, Кэтрин стоически продолжала работать на общее Благо. «Радуюсь Кэтрин, может, она чует, как живет ее облик в сердце моем и как ценю все ее заботы о делах. Истинно, сердце мое полно признательности...», – писала Елена Ивановна Рерих.

Сотрудница верная, до последнего дня принимавшая самое активное участие в международном рериховском движении, Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе покинула земной план в 98 - летнем возрасте 10 августа 1996 года.

Знакомство и сотрудничество с Рерихами

9 декабря 1924 года в балетной студии "Мастер Иститута" Кэтрин познакомилась со Святославом Николаевичем Рерихом, позировала ему для портретов и подружилась с ним. В 1929 году Кэтрин познакомится с Николаем Константиновичем Рерихом. С начала 30-х годов знакомится с Живой Этикой и начинает деятельно сотрудничать с остальными членами семьи Рерихов. В письме от 8 декабря 1931 г. Елена Ивановна Рерих обращается к Кэтрин как к «новому члену нашей общины» и отвечает на ее вопрос о том, какого направления деятельности лучше придерживаться.

До 1934 г. отношение Рерихов к Кэтрин было настороженное. Но с 1935 года отношение к ней кардинально меняется. «Родная, милая Катрин, как она помогает! - пишет Елена Ивановна Рерих в Америку 10 декабря 1935 года. - Владыка шлет ей Луч». «Наша Амридочка помогает всем, чем только может, потому самая большая признательность пусть живет в сердцах всех ближайших сотрудников». «Лишь в бою и в час нужды проявляем мы свою истинную сущность», и в случае с Кэтрин было именно так. Много нам помогла Амридочка. Если бы не она, то мы не смогли бы содержать ни Центра в Париже, ни платить нашей полит[ической] нянюшке здесь (британскому полковнику А.Е. Махону)...».

В начале сотрудничества в 1931 году Кэтрин Кэмпбелл вела делопроизводство Всемирной Лиги Культуры и вскоре становится вице-президентом Американского Отделения этой организации. После отвечала за Книгу Друзей Музея Н.К.Рериха, входила в Комитет по изданию книг Живой Этики ("Агни Йога Публикейшнс"), Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира, налаживала контакты с влиятельными людьми. С начала 30-х годов жертвовала деньги на издание книг и другие мероприятия. С 1932 г. покупала и получала в дар картины Николая Константиновича. Для поддержки рериховских учреждений Кэтрин урезает расходы своей семьи, вносит порядка 30000 долларов на поддержку Музея Н.К.Рериха. Вплоть до 1938 года регулярно отсылает небольшие суммы (200-300 долларов) на поддержку Европейского Центра при музее Рериха (Париж), мелкие суммы на поддержку института "Урусвати" (Кулу, Индия). Даже ее сын из своих денег, выданных на личные траты, выделяет 25 долларов до поддержки института.

С 1935 года, с начала конфликта и судебной тяжбы Рерихов с финансистом Л.Хоршем, Кэтрин активно участвует в защите интересов Рерихов и рериховских учреждений. Совместно с другими сотрудниками Рерихов организует Комитет защиты Музея, вносит средства для поддержания работы учреждений, координирует работу с юристами и помощниками, организует мероприятия по защите Рериховского наследия. Будучи совладельцем Картинной Корпорации, Кэтрин участвовала в судебном процессе против Л.Хорша, подала против него несколько исков. В результате ей удается выручить десятки картин Н.К.Рериха.

С 1935 года Е.И.Рерих и другие сотрудники Рерихов доверяли Кэтрин на хранение картины. Ей же Е.И.Рерих отдала на хранение записи своего дневника с 1935 г. (позднее были переданы в Нью-Йоркский Музей Рериха). Кэтрин хранила на своей ферме рериховские издания, занималась их рассылкой. В 1946 году Кэтрин участвовала в подготовке к изданию брошюры «Знамя Мира», позже - в издании перевода "Живой Этики" (Агни-Йоги) и двухтомника "Писем Елены Рерих" на английском языке (1954 год).

В начале 1949 года, после многолетней борьбы, Кэтрин Кэмпбелл добивается передачи ей 106-ти картин Н.К.Рериха, арестованных юридическими службами США во время судебной тяжбы с Л.Хоршем.

В 1949 году Кэтрин Кэмпбелл стала вице-президентом Музея Рериха и Общества Агни-Йоги, а также была главным попечителем Музея Рериха в Нью-Йорке (почетным президентом), членом консультативного совета Комитета Пакта Рериха и одним из директоров АРКА (Американо-Русской Культурной Ассоциации).

В этом же, 1949-м году, промышленник и коллекционер Б. Боллинг покупает в Нью-Йорке здание для нового Музея Рериха (319 West 107th Street). Позднее Боллинг уступает здание супругу Кэтрин Кэмпбелл. В 1975 году, после смерти мужа, Кэтрин передает здание в полную собственность музея.

Кэтрин Кэмпбелл посещала Елену Ивановну Рерих в Индии в декабре 1949 - феврале 1950, феврале-апреле 1951 и в марте-апреле 1952 гг. "...близкая нам по прежним жизням сотрудница..." ("Письма в Америку", 8.12.1931), "...чуткая душа. Я даже изумлена ее наблюдательностью и чуткостью" ("Письма в Америку", 17.12.1949), "...сотрудница верная" ("Письма в Америку", 2.4.1950), "Много в ней великодушия и незлобивости" ("Письма в Америку", 22.9.1950).

В начале 60-х годов музей начал выпускать открытки и репродукции работ Н.К.Рериха. Начало этого проекта было профинансировано Кэтрин Кэмпбелл. Она же оплачи­вала издание переводов некоторых книг Агни-Йоги (Живой Этики) на английский язык.

В конце 60-х годов, Кэтрин Кэмпбелл приобретает Архитектурную серию картин Н.К.Рериха (42 этюда), находящуюся в Художественном музее города Окленда (Калифорния).

В конце 70-х годов Кэтрин Кэмпбелл совместно с Г.И.Фричи в Женеве создает объединение "Корона Мунди", занимавшееся координацией изданий рериховской литературы и изопродукции в Европе.

В конце 80-х Кэтрин Кэмпбелл так же совместно с Г.И.Фричи организовывает Общество Рериха в Германии (Roerich Gesellschaft Deutschland), построив для него дом, спонсирует переводы и публикации книг Агни Йоги и издание журнала "Рериховский Форум".

В 1977, 1978, 1979, 1986 и 1991 гг. Кэтрин Кэмпбелл посещает СССР. Во время визита в 1979 году Кэтрин Кэмпбелл на один день (23 июля 1979 г.) посетила Новосибирск, где в Доме Ученых Академгородка передала Обществу охраны памятников и культурных ценностей предназначавшееся для Сибири "Знамя Мира", изготовленное по эскизам Н.К.Рериха. В этот же день "Знамя Мира" было передано восходителям на вершину Урусвати (Алтай). Сейчас это знамя хранится в Музее Н.К.Рериха в Новосибирске.

В 1974 году, по совету С.Н. Рериха и деятельном участии Г.П.Попова (директора Государственного музея Востока), во время юбилейных торжеств в Москве по случаю столетия со дня рождения Н.К.Рериха, Кэтрин оформляет дарственную в пользу СССР на 42 архитектурных этюда Н.К.Рериха 1903-4 гг (Архитектурную серию). В 1977 году Кэтрин передает в дар СССР картины Н.К.Рериха русской серии и картины гималайского цикла, коллекцию восточной бронзы, некоторые личные вещи Рерихов, а в 1978 году - дополнительную коллекцию картин Н.К.Рериха (22-е большие картины) и картины С.Н.Рериха (в том числе портрет Н.К.Рериха) и большой архивный фонд (книги, фотографии, письма Н.К. и Ю.Н.Рерихов 1934-5 гг., дневники Рерихов и Л. Хорша, личные вещи Н.К.Рериха, привезенные Рерихами из Азии произведения искусства). Всего Кэтрин Кэмпбелл было передано в дар СССР 42 этюда и 80 картин Н.К.Рериха.

Эти дары стали основой постоянной экспозиции и Мемориального кабинета Н.К.Рериха (специализированного комплексного хранилища, созданного для научной работы с наследием художника) и архивного фонда "Наследие Рерихов" в Государственном музее Востока. Архив, согласно завещанию, открыт в 2003 г.

С 1925 года и вплоть до 1993 года Кэтрин Кэмпбелл состояла в переписке с С.Н.Рерихом (отрывки опубликованы "Вестник Ариаварты" 2008 г. (вып.10), наиболее полно в 4-х томах Международным Центром Рерихов /Москва/ в 2013 году).

Портреты, выполненные С.Н.Рерихом

Все портреты Кэтрин Кэмпбелл чрезвычайно романтичны. Два её больших портрета, написанных С.Н.Рерихом в Париже в 1926 и 1927 годах, изображают элегантную светскую даму в модных туалетах. Портрет Кэтрин в полосатом платье и тюрбане необыкновенно декоративен, весь построен на контрастах белого, чёрного, серого, смягчённых нежно-розовыми тонами. Фон почти чёрный, вся фигура словно высвечена, выхвачена из мрака, как на сцене. На втором большом портрете художник представил Кэтрин Кэмпбелл на фоне панно с изображением дракона и птицы феникс: китайская символика свидетельствует о её огромном интересе к восточной философии. В небольшом портрете 1950 года художник подчёркивает необычайно печальные глаза: Кэтрин глубоко переживала потерю сына во время войны. Портрет написан в Индии, в Калимпонге, куда она приехала навестить Рерихов и обсудить дела, связанные с Музеем Н.Рериха в Нью-Йорке и другими организациями, в работе которых она участвовала с тех пор, как судьба свела её с семьёй Рерихов и дала ей великое счастье быть для них близким другом.

В «Портрете госпожи Кэтрин Кэмпбелл» (1929 ?) С.Н.Рерих деликатно и тонко передал красоту и цельность ее натуры. Мягкая тень ложится на лицо молодой дамы в кокетливо надетой соломенной шляпке. Сквозь ее широкие поля легкими и звонкими мазками пробивается солнечный свет. Он переливается всеми оттенками оранжевого и голубого лета, тревожит локоны и открывает взгляд прекрасных глаз, в которых пытливая мысль отражает сложное движение души, одухотворяя лицо. Весь облик дышит спокойствием и задушевностью, особой теплотой, оставляя у зрителя неизгладимое впечатление от соприкосновения с прекрасным. Надо отметить, что именно этот портрет «в соломенной шляпе, сделанный в Швейцарии» очень любила Елена Ивановна Рерих (Письмо Е.И.Рерих З.Г.Лихтман и К.Кэмпбелл от 24 июня 1937 г). Святослав Николаевич Рерих воспевал Красоту во всех ее проявлениях. Ему была абсолютно чужда эстетика безобразного: «Меня часто спрашивали, почему я не передаю отрицательных сторон жизни. Мой ответ – они есть, и мы должны все знать, но в искусстве они уже фиксируются! Если в жизни мы можем отойти от этого, то переданное в картине это отрицательное начинает жить своей жизнью и, конечно, становится началом, которое мы уже не можем избегнуть, – оно зафиксировано. Вся жизнь стремится к красоте…».

Ссылки

Интервью с Кэтрин Кэмпбелл

Издание переписки Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл

«Рерих научил нас любить Россию»

«Письма из Индии». Из переписки Святослава Рериха и Кэтрин Кэмпбелл

Портреты Кэтрин Кэмпбелл, выполненные С.Н.Рерихом

Обсуждения на форуме

Личные инструменты
Дополнительно