Хатха Йога

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Индекс

Агни Йога, 28 Хатха-Йога не должна рассматриваться, как самостоятельная. Рост духа обращает ее в Раджа-Йогу. Нельзя назвать ни одного достигшего посредством Хатха-Йоги. К тому же в мире темных пережитков достижения Хатха-Йоги могут принести даже вред, своеобразно укрепляя астральное тело. Факиры могут приспособиться к миру темных пережитков и незаметно ослабить восхождение мышления. Даже недвижимый созерцатель может достичь больше, ибо мысль есть Раджа сущего. Красота рождается молнией мысли. Так, конечно, пламенеющий бхакти зажжет мыслью новые миры и ступень жнани будет лишь улыбкою раджа-бхакти. Потому Хатха и Жнана несамостоятельны.

Агни Йога, 193 Искусный стрелок из лука даже при огнестрельном оружии будет считаться искусным стрелком. Также и в Йогах, кроме Хатха Йоги, все Йоги в своем достижении прекрасны.

Агни Йога, 404 Сильная воля, работающая на усиление ветхих предрассудков, не есть ли истинный ужас? Сколько напряжения потрачено будет на этих неооккультистов, чтобы уничтожить вред их духовного разврата! Имитаторы Хатха Йоги еще будут наименьшими по вреду.

Агни Йога, 564 Вы знаете, как при напряжении некоторых центров наблюдается сокращение мускулов и, наоборот, сокращение мускулов может вызвать сильное ощущение в центрах. Если придти к этому путем рассудка, может получиться Хатха Йога, но благородное чувствознание всегда направлено к восхождению.

Сердце, 448 Люди легче признают научность низшей Хатха Йоги, но высшие знаки они даже не пытаются ввести в круг научных наблюдений. Но что же стоят механические сиддхи по сравнению с явлениями высшего сердца? Сиддхи тела не могут быть применяемы часто, между тем, как сердечная деятельность протекает беспрерывно.

Мир Огненный ч.1, 13 Хатха Йога усугубляет отдельные центры и можно лишь пожалеть, что эти частичные усилия не приводят к Раджа Йоге и к Агни Йоге. Так физические и огненные упражнения лишь вредны, нарушая окружающее равновесие. Огонь есть высшая стихия и приближение к ней должно быть путем высшего сознания.

Мир Огненный ч.1, 380 Спросят — если для Хатха Йоги нужны упражнения тела, то для других Йог нужны ли эти движения? Не имели их Архаты и подвижники. Действительно, они имеют испытание духа, который не только подчиняет тело, но заменяет для него упражнение плоти. Только признание духа может заменить остальное.

Мир Огненный ч.1, 542 Не говорю о Хатха Йоге, где физическое упражнение, прежде всего, утверждается. В других Йогах физическое упражнение не имеет такого значения, но духовное развитие сообщает мускулам особую крепость.

Мир Огненный ч.2, 166 Ведь Хатха Йога не ведет к Миру Огненному.

Аум, 527 Люди могут двигать мускулами посредством воли, значит, эта энергия является физическим рычагом. То же самое можно видеть при сравнении физических упражнений атлетов и хатха-йогов, которые в значительной степени достигают приказом воли различных достижений мускульных.

Аум, 540 Теперь вы можете тем более понять, почему Хатха Йога не указана Нами. Она менее других устремляет человека к всеначальной энергии. Правда, она через совершенство мускульное и приказа воли медленно подвигает человека, но оставляет в небрежении самое основное, с чего нужно начать. Зачем идти только снизу, когда лучшие дары Сверху. Разве не будет скорейшим продвижением познание самой основной энергии? Не хатха-йог сказал — «Мир есть мысль».

Из Писем Е.И.Рерих

06.05.1934 Елена Рерих Александру Асееву Ваши личные статьи существенны и полезны, с одним лишь я не согласна, Вы слишком преувеличиваете достижения Хатха-Йоги, говоря, что «адепты её подобно раджа-йогам пробуждают кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства и освобождения от оков физической материи...». Это не совсем так. Степень блаженства, достигаемого подобными адептами, очень относительна, но никакого освобождения от оков физической материи, в том смысле, как это понимается Учителями Оккультизма, посредством Хатха-Йоги не достигается. Как сказано в Учении: «Мы не знаем никого, достигшего путём Хатха-Йоги». Даже то развитие низших сиддх, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половины этих ужасов), непрочно, и в следующих своих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены; и при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в Хатха-йоге, именно, только самая лёгкая пранаяма, производимая с большою осторожностью, могут укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так называемому сумасшествию. Совершенно справедливо индусы высокого духовного развития с большим неодобрением взирают на Хатха-йогу и говорят, что в лучшем случае Хатха-Йога годится лишь «для тучных и для больных». Также и часто упоминаемый и цитируемый в Вашем сборнике Свами Вивекананда был очень против погони за так называемыми сиддхами и чудесами и приводил в пример, как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом. Потому главный пробный камень для всех духовных учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в их оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого требуются не низшие сиддхи хатха-йога, но огненный синтетический луч, присущий открытым центрам. Никакая пранаяма не даст Вам необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы Йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме, каждый средний индус ежедневно проделывает её, но как далеки они от духовных достижений! Потому не полагайтесь на одну пранаяму. Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангмы, и это не есть то, что мы называем ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в «чаше». Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый некнижный оккультист. Также неправильно Ваше утверждение, что «тайноведение никогда не обладало бы точным знанием астрального плана, которое стало ему доступно благодаря самоотверженным трудам хатха-йогов...». Это утверждение равносильно высказыванию, что основы физики и химии стали известны Румкорфу и Круксу благодаря трудам студентов первого курса, изучающих эти основы; или что почвовед знает меньше о земле, нежели простой землепашец. Затем, разница между Хатха-Йогой и Раджа-Йогой именно качественная, а не количественная, как Вы пишете. Хатха-Йога далее низших психических явлений никогда подняться не может. И никогда ещё не было случая, чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их совершенно различны, и «полновесные Жемчужины», которыми, по Вашему мнению, может наградить нас хатха-йог, относятся к Жемчужинам Раджа-, Жнана-, Бхакти- и Агни-Йога так, как искусственные изготовления этих перлов к живым жемчужинам. На этой же странице, в этих же строках, мне не ясна Ваша мысль, привожу её: «Но тем не менее и Хатха-йога дарит своим адептам полновесные Жемчужины Высшей Жизни, и поэтому каждый оккультист должен рассматривать агни-йогические достижения как огромную победу духа над материей...» Здесь Вы как будто ставите Агни-Йогу на одну доску с Хатха-йогой, тогда как именно эти две Йоги диаметрально противоположны друг другу. Как Сказано: «Именно Агни-Йога не имеет ничего общего с хатха-йогой – это нужно очень понять». Агни-Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого Учителя. Высокие степени её доступны лишь духу, имеющему многовековые духовные отложения в центре «чаши». Тогда как для хатха-йога последнее условие не является непременным. Кроме того, Агни-Йога отличается ещё тем, что подвиг её должен явиться в жизни, тогда как прочие Йоги (кроме Карма-Йоги) слишком отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию. Также нельзя каждого вступившего на стезю одной из Йог сразу называть йогом. Йога, или связь, достигается упорным непрестанным духовным трудом, и путь её ускорен лишь, как сказано уже, кармическими накоплениями. Потому, когда Вы пишете, что «раджа-йог становится порой изувером, и жнана-йог увлекается умственными спекуляциями, и бхакти-йог упивается смертными муками еретиков...», правильнее было бы сказать – «имеющий в себе задатки стать в следующих своих жизнях раджа-, или жнана-, или бхакти-йогом, может проявляться сначала как изувер, умственный спекулянт, ханжа»... Раз достигнута высокая ступень истинного йога – раджа, жнана или бхакти, не может быть таких страшных уклонений. Царь Духа не может стать «изувером», и Жнана – Мудрец, обладающий Глазом Дангмы, не может вдаться в невежественные умствования, так же как Бхакти – Владыка Космического Магнита, всевмещающего сердца, не может «упиваться смертными муками». В Учении, когда говорится, что в несносном атлете можно усмотреть будущего хатха-йога или в ханже – будущего бхакти и в изувере – раджа-йога и т. д., именно, имеются в виду характерные задатки, которые, будучи трансмутированы огнём духовности, могут дать определённые формы Йоги. Но нельзя это брать в обратном построении. Также для Вашего сведения добавлю, что Хатха-Йога ещё тем опасна, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. Также при храмах Индии держали и ещё держат иногда хатха-йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими для некоторых низших нужд, но никогда ни один хатха-йог не мог быть истинно Посвящённым. И раз такой хатха-йог покидал храм, больше вернуться в него он не мог, ибо, имея лёгкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишённый высшего контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и даже орудием самых тёмных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с медиумической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным Агаи-йогом. Владыки очень опечалены развитием низших степеней психизма в ущерб истинной духовности.

01.06.1939 Елена Рерих Рихарду Рудзитису В июльском номере журнала Дивайн Лайф (Божественная Жизнь) Дикман разразился вовсе не божественной, а грубой статьёй, нападая на Живую Этику, на «Рерихиан» и затрагивая имя Е.И., что будто бы Е.И. «бросает грязью в высокое учение Хатха-Йоги». Можно только удивляться, что этот лахорский журнал, будто бы служащий йоге, допускает столь грубые, невежественные и лживые статьи, ибо всё сказанное есть не что иное, как передержка и злобная выдумка. Казалось бы, во всех учениях очень ясно сказано, что Хатха-Йога является самой низшей формой йог, и в этом никто не сомневается.

01.08.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 Хатха йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние Раджа Йоги понимали его как дыхание ментальное, именно, только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и к восстановлению функции третьего глаза и к истинным достижениям Раджа Йоги.

08.09.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 «Истинно, то, что называется пранаямой или смертью дыхания, всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда – и физической часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям Хатха Йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и еще один покончил самоубийством, и другой развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме». Потому не преувеличивайте значения пранаямы. Наука о дыхании, которой занимаются истинные Раджа Йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние Раджа Йоги понимали это как дыхание ментальное, ибо только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и к восстановлению функции третьего глаза и к истинным достижениям Раджа Йоги. Вы знаете, как Вел. Учителя не одобряют развития психизма, потому во второй части «Мира Огнен.» сказано: «В то время, когда один полагает душу за мир, другой сидит на воде. Когда один посылает сердце свое во спасение ближних, другой утопает в явлениях тонкого мира. Подвижники великого служения не имеют психизма, ибо они устремлены духом к Иерархии, и сердце их звучит на боль мира».

12.03.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 Конечно, многие, прочитав «Раджа Йогу» Вивекананды, считают, что практикование Раджа Йоги вполне возможно. Но все они упускают из виду, что, выдавая способы раздражения центров, посредством удержания дыхания, Вивекананда прежде всего настаивал на полном очищении мышления и сердца, то есть, иначе говоря, на перерождении внутреннего человека, и только тогда допускал эти механические упражнения. Но кто из приступающих к таким, в конце концов, хатха-йогическим упражнениям, задумался над этим основным условием? Раджа Йога без внутреннего перерождения немыслима. Кроме того, наука о дыхании, которой занимаются истинные Раджа Йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха Йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние Раджа Йоги понимали его как дыхание ментальное, именно только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и восстановлению функции третьего глаза и к достижениям Раджа Йоги.

05.09.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 Также несомненно, что простое ритмическое дыхание само по себе очень полезно. Люди разучились не только пользоваться свежим воздухом, но, именно, правильно дышать, что является основою нашего здоровья. Но пранаяма Хатхи Йоги не имеет ничего общего с таким ритмическим дыханием. Ведь пранаяма, которой занимаются Хатха йоги, имеет целью, путем задерживания дыхания, вращения и других гимнастик, раздражить и вызвать прилив крови к некоторым центрам и тем вызвать их усиленную деятельность. Но можно легко представить себе, какой вред получится, если человек начнет раздражать центры, находящиеся в органах, почему-либо ослабленных или даже больных. Конечно, он только усилит их болезненное состояние. Вот почему столько несчастных случаев среди занимающихся пранаямой с невежественными и безответственными учителями. Открытие центров может происходить без вреда лишь под руководством Великого Учителя, видящего истинное состояние нашего организма во всей сложности его и знающего, что и когда возможно применить или допустить. Не забудем, что, именно, при трансмутации центров происходит страшное напряжение их и приливы крови к ним. Учитель должен уметь перенести иногда эти напряжения в более безопасное место или же удалить лишнюю кровь, чтобы избежать общего воспламенения и огненной смерти. Если ученик готов к такой трансмутации, то, поверьте, Учитель не упустит ни минуты и даст все доступное по организму и по условиям его жизни.

24.09.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 Много вреда принесли книги о всяких хатха-йогических упражнениях. Какое невежество думать, что высшее и тончайшее может быть достигнуто чисто механическим путем! Вполне справедливо пишете Вы, что люди, стремясь к духовному развитию (причем они часто понимают это, именно, как достижение психических проявлений), совершенно упускают из виду, что без действенного служения общему благу развитие это будет однобоким и непрочным.

24.05.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 Долгие упражнения в Пранаяме или в Хатха Йоге делают невозможным занятия Раджа Йогой. Все психические силы, развитые путем пранаямы, путем искусственного возбуждения физического и астрального тела, ограничиваются планом психическим и далеко не высоким, о чем свидетельствуют все видения психиков и медиумов. Нужно понять, что психизм не есть духовность.

19.08.1939 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1) Точно так же ополчились на нас г-да Аров и Дикман, последний произведен уже в Шри Харри Дикмана. Очень не по вкусу пришлось им мое письмо к Вам по поводу хатха-йоги, помещенное в Вашем сборнике. Так, г-н Дикман провещался статьей "Слава хатха-йоги" в журнале "Дивайн Лайф", издаваемом в Индии. Статью г-н Дикман начинает сообщением о том, что президент болгарского отделения Общ[ества] "Дивайн Лайф" обратился к нему с просьбою написать нечто в защиту хатха-йоги, ибо этот путь так дискредитирован европейскими оккультистами, теософами и рерихианами(?) и, как говорит г-н Аров, президент берлинского отдела Общества "Дивайн Лайф": "Удивляюсь, какое право имеет г-жа Рерих бросать грязью в эту чудесную систему хатха-йоги? И действительно, если послушать речи этих теософистов, рерихианов и т.д., то можно просто изумиться, не утратили ли эти люди все свои распознавательные способности, или же они имеют какую-то иную цель, вводя читателя в заблуждение?.." Также в этой статье указывается, что "рерихиане так же, как и теософы, верят в мистических Махатм М. и К.Х. Можно лишь сожалеть, что в наши дни, когда преграды между Востоком и Западом устранены, когда учителя высшего порядка стали доступны во плоти, и когда сам Парамахамса Свами с Гималаев (я подразумеваю Свами Шивананда Сарасвати) протягивает руку помощи, именно можно пожалеть, что кто-то может еще верить в учителей, которых никто не видал и местопребывание которых иногда на Земле, иногда же где-то на астральном плане, смотря по тому, насколько это отвечает различным целям писателя..." Затем г-н Дикман пишет, что тот метод, к которому прибегают последователи Агни-йоги, не может пробудить действие кундалини шакти (!), но не сообщает, в чем же этот метод состоит. И далее: "Обязанность каждого истинного любителя йогической культуры предупредить каждого неспециалиста, каждого начинающего против тайной подделки йогической литературы, как "Агни-Йога", "Листы С[ада] М[ории]" и пр.". Так на каждой строке своего писания г-н Дикман обнаруживает свою поверхностность, вернее, невежество, и затаенную злобу, которая, конечно, есть лишь замаскированная зависть. Он, видимо, не знает или умышленно избегает упомянуть, что буддизм, давший целый ряд замечательных учителей и провидцев, всегда преподавал срединный путь, определенно запрещающий предаваться всяким физическим или телесным истязаниям. Их упражнения состояли в очищении мышления, в высоконравственном образе жизни и в воспитании и дисциплинировании мысли, что гораздо труднее всяких физических напряжений. Умение долгого и полного сосредоточения на каком-либо одном предмете и строго последовательная медитация даются с большим трудом, и мало, очень мало охотников подвергнуть себя такой дисциплине. Механические отсчитывания при выдыханиях или же кувыркание и подвешивание вниз головою на шесте гораздо проще и легче. Путь Срединный, Путь Золотой, Путь Огненный и есть Путь Агни-йоги. В доказательство необходимости физических упражнений г-н Дикм[ан] приводит слова Йогананды, индуса, уже несколько лет как устроившегося в Америке, его мы тоже знаем. Так этот Йогананда говорит: "Как нельзя пройти туннель посредством воображения, так же точно ученик не может поднять кундалини шакти только лишь воображением". Совершенно правильно, что ни одно великое достижение не может быть достигнуто одним лишь способом, нужна совокупность многих условий. Сравнение Йогананды неудачно, ибо высокое поднятие кундалини шакти возможно именно при наличии психического устремления, которое очень близко стоит к воображению. Но, вероятно, то воображение, которое имеет в виду Йогананда, ничего общего не имеет с истинным воображением, близким к крияшакти, которое так развивается при психических упражнениях. Так, раздражение центра кундалини, вызываемое при физических упражнениях и при отсутствии высоких психических и нравственных достижений, никогда не приведет к высокой йоге. Факиры (прирожденные медиумы) и представители хатха-йоги, обладающие разными сиддхами, не редкость в наших краях. Вы можете увидеть здесь самые невероятные, самые чудовищные выявления подобных сиддхи. Так, к нам приходил один такой хатха-йог, имевший большое число последователей, он предложил демонстрировать перед нами свое достижение, оно состояло в том, что он мог поднять один паунд, или 82 англ[ийских] фунта, на своем membrum virilis membrum virilis (лат.) – мужской член.!!! Сами судите, нужны ли подобные достижения грядущей эволюции.

ПИСЬМО ИЗ ГИМАЛАЕВ (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1) Во второй книге "Оккультизма и Йоги" особенного внимания заслуживает статья д-ра А.М.Асеева о "Фармакодинамике Оккультизма"; она существенна и полезна, но, по моему мнению, автор слишком преувеличивает достижения хатха-йоги, говоря, что "адепты ее подобно раджа-йогам пробуждают кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства (вhoga) и освобождения от оков физической материи..." Это не совсем так. Степень блаженства, достигаемого адептами хатха-йоги, очень относительна, и освобождения от оков физической материи в том смысле, как это понимается Учителями Оккультизма, они не достигают. В Учении сказано: "Мы не знаем никого, достигшего путем хатха-йоги". Даже то развитие низших сиддхи, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половины этих ужасов), не прочно, в следующих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены; при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в хатха-йоге, именно только самая легкая пранаяма, производимая с большой осторожностью, могут укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так наз[ываемому] сумасшествию. Совершенно справедливо индусы высокого духовного развития с большим недоверием взирают на хатха-йогу и считают, что в лучшем случае она годится лишь "для тучных и больных". И Свами Вивекананда был очень против погони за так наз[ываемыми] сиддхи и чудесами и приводил в пример, как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом. Поэтому главный пробный камень для всех духовных Учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого требуется не низшая сиддхи хатха-йога, но огненный синтетический луч, присущий открытым центрам. Никакая пранаяма не даст ученику необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме; каждый средний индус ежедневно проделывает ее, но как далеки они от духовных достижений. Потому нельзя полагаться на одну пранаяму. Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангма, и это не есть то, что принято называть ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в "чаше". Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый не книжный оккультист. Также не вполне правильно утверждение д-ра Асеева, что "тайноведение никогда не обладало бы точным знанием астрального плана, которое стало ему доступным благодаря самоотверженным трудам хатха-йогов" (стр. 64). Разве почвовед знает меньше о земле, нежели простой землепашец? Затем, по моему мнению, разница между хатха-йогой и раджа-йогой именно качественная, а не количественная, как утверждает д-р Асеев. Хатха-йога далее низших психических явлений никогда подняться не может. И никогда еще не было случая, чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их совершенно различны. Далее, хатха-йога диаметрально противоположна Агни-Йоге. В Учении сказано: "Именно Агни-Йога не имеет ничего общего с хатха-йогой – это нужно очень понять". Агни-Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого Учителя. Высокие степени ее доступны лишь духу, имеющему мгновенные духовные отложения в центре "чаши". Тогда как для хатха-йога последнее условие не является непременным. Кроме того, Агни-Йога отличается еще тем, что подвиг ее должен явиться в жизни, тогда как прочие йоги (кроме карма-йоги) слишком отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию. Также нельзя каждого вступившего на стезю одной из йог сразу называть йогом. Йога, или связь, достигается упорным, непрестанным духовным трудом, и путь ее ускорен, как сказано уже, лишь кармическими накоплениями. Поэтому, когда д-р Асеев пишет, что раджа-йог становится порой изувером, и жнана-йог увлекается умственными спекуляциями, и бхакти-йог упивается смертными муками еретиков... – правильнее было бы сказать, что имеющий в себе задатки стать в следующих своих жизнях раджа, или жнана, или бхакти-йогом может проявляться сначала как изувер, умственный спекулянт, ханжа... Раз достигнута высокая ступень истинного йога раджа, жнана или бхакти, не может быть таких страшных уклонений. Царь духа не может стать "изувером", и жнана – Мудрец, обладающий Глазом Дангма, не может вдаваться в невежественные умствования, так же как бхакти – Владыка Космического Магнита, всевмещающего сердца, не может упиваться "смертными муками". В Учении, когда говорится, что в несносном атлете можно усмотреть будущего хатха-йога, или в ханже – будущего бхакти и в изувере – раджа-йога и т.д., именно имеются в виду характерные задатки, которые, будучи трансмутированы огнем духовности, могут дать определенные формы йоги. Но нельзя это брать в обратном построении. Хатха-йога опасна еще и тем, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. При храмах Индии держали и еще держат иногда хатха-йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими для некоторых низших нужд, но никогда ни один хатха-йог не мог быть истинно Посвященным. И раз такой хатха-йог покидал храм, больше вернуться в него он не мог, ибо имея легкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишенный высшего контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и даже орудием самых темных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с медиумической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным Агни-йогом. Владыки Знания очень опечалены развитием низших степеней психизма в ущерб истинной духовности. Без понимания и приложения в жизни Живой Этики и духовного понимания, лишенные равновесия, эти явления часто приводят к печальным результатам. Чтобы действительно стать оккультным учеником, следует, прежде всего, работать над нравственной духовной стороной жизни путем применения Учения в жизни, что даст неминуемо расширение сознания и необходимое равновесие. Учение, прежде всего, прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному Ученичеству. Чтобы наполнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные вибрации. Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению. Велика миссия зажигать сознание людей подвигом, который преобразит их сущность. Может быть, никогда так не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас! Итак, будем помнить, что связь с Учителем устанавливается в сердце через очищенное мышление и долгим упорным трудом над собою.

11.07.1934 2 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.1) Так, в этом журнале г-н Ас[еев] делает полную мешанину из всех йог и, возвеличивая достижения хатха-йоги, приравнивает ее к Агни-Йоге!!! Он запросил моего мнения о своей статье уже после выхода журнала. Я указала ему все его заблуждения, но вред уже сделан.

12.07.1951 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.3) Конечно, Хьюстон должен знать, что механическими упражнениями ничего достичь нельзя. Хатха-йога никому не нужна и никого удивить сейчас не может. Только развитие внутреннего человека имеет действительное значение для истинного продвижения на плане духовном.

23.08.1951 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.3) Если бы она знала, к каким страшным методам для очищения желудка и кишечника прибегают хатха-йоги, чтобы сохранить силы и молодость свою (клизма - одно из самых слабых средств). Но очищение кишечника и желудка практикуется всеми йогами, на всех путях йоги.

12.07.1953 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.3) Скажите сотрудникам, что упражнения в хатха-йоге укрепляют наши низшие тонкие тела и тем задерживают дальнейшую эволюцию, ибо хатха-йог может долго пребывать в мире темных пережитков, иногда многие столетия, и становится черным магом, именно черным магом, ибо для Белой магии нужно прежде всего открытие высших центров при жизни на земном плане, но не усиление низших половых центров. Такие черные маги очень опасны и для земного плана, и для потустороннего мира, и губительны для эволюции человечества.

21.05.1937 Е.И.Рерих неустановленному корреспонденту Многие полагают, что ритмическое дыхание, вернее, усиленное дыхание и задержка его на известных центрах является главным основанием всех йог. Но это большая ошибка. Конечно, простое ритмическое дыхание всегда полезно, и, к сожалению, люди не только разучились сознательно пользоваться воздухом, но и правильно дышать. Но пранаяма хатха йоги, рекомендуемая многими безответственными писателями, имеет целью путем задерживания дыхания, вращения и другой гимнастики раздражить и нагнести прилив крови к некоторым центрам и тем вызвать их усиленную деятельность. Но легко можно представить себе, какой вред получится, если человек начнет раздражать центры, находящиеся в органах, почему-либо ослабленных или даже больных. Конечно, он только усилит их болезненное состояние.

24.07.1939 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому Также знаем, как некоторые русские «оккультисты» в Берлине и Риге негодуют на параграф в Учении Живой Этики, в котором сказано: «Мы не знаем ни одного достигшего посредством хатха-йоги...» Агни Йога, 28 (опубликовано в другой редакции)., также и на мое письмо к Асееву о том же, помещенное им в его сборнике. Свое негодование они перенесли и на страницы местных индусских журналов. Причем, передавая своими словами сказанное мною, искажают смысл.

Из трудов Е.П.Блаватской

«Истинно, то, что называется пранаямой или смертью дыхания, всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда – и физической часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям Хатха Йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и еще один покончил самоубийством, и другой развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме». "Тайная Доктрина" Т.3

Из других источников

"...Вы сами увидите, что невозможно думать об очень высоких предметах, находясь в положении, при котором грудь стеснена. Эта часть йоги несколько похожа на хатха-йогу, которая занимается исключительно физическим телом; цель последней сделать тело очень крепким. Мы здесь не будем совсем касаться ее, так как ее упражнения очень трудны и с ними нельзя ознакомиться скоро, а главное - они не ведут ни к какому духовному усовершенствованию. Многие из ее упражнений, вроде придания телу разных положений, вы найдете у Дельсарта и других учителей, но цель их физическая, а не психологическая. В человеческом теле нет ни одного мускула, которого бы человек не мог вполне подчинить себе: сердце может биться по желанию; подобным же образом, каждую часть организма можно заставить действовать так или иначе. Результат этой части йоги есть продление человеческой жизни; здоровье составляет главную идею, единственную цель хатха-йога. Хатха-йог решил не болеть, и никогда не бывает болен. Он живет долго; сто лет для него ничего не значит; в 150 лет он совсем молод и свеж и не имеет ни одного седого волоса. Но это и все. Баньян живет иногда 5000 лет, но он все же только дерево. Если человек живет долго, он тоже только здоровое животное". Вивекананда "Раджа-йога".

См. также

Обсуждения на форуме

Личные инструменты
Дополнительно