Сергий Радонежский
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
Из трудов Е.П.Блаватской
Из других источников
Сергий Радонежский (3.5(?).1314, возле Ростова Великого,-25.9.1392, Сергиев Посад) - воплощение Майтрейи-Мории (см. П/П-12.9.34). "...истинный последователь заветов Христа, великий Основатель Святой Руси, всего духовного просвещения и монашества ее, Строитель Русского Государства..." (П-8.9.34). "...заложивший основание не только государству русскому, но сложивший весь характер народа. Не Его ли трудами, не магнитом ли Его Духа и сподвижников Его заложены и возжжены были очаги духовного света, на протяжении веков напитавшие народное сознание?" (П-6.6.35).
"...русский чудный явленный щит..." (Дн-3.1.34). "Нам, русским,
уготовано спасение под Знаменем нашего Высокого Покровителя и
Заступника... о нем поется в Акафисте - "От Бога данный России
Воевода"" (П/П-23.8.34). "...начинается акафист Преподобному С-ю:
"Избранный от Царя Сил Господа Иисуса, данный России Воеводо..."
(ЛД-1934, "Светочи"). "...именно Преподобный С. есть Хранитель Земли
Русской, именно Ему надлежит спасение России в третий раз. Потому,
когда сознание это окрепнет и загорится в сердцах сородичей, тогда и
начнется великое духовное воскресение и спасение Родины. Потому пора
вспомнить все суровые Заветы мужества, строительства и любви к Родине
этого Наивысочайшего Православного Воина Христова, чтобы объединиться
под Стягом Его" (П/П-30.3.35).
"...во главе нашей родины стоит самый мощный Покровитель, именно ее
Строитель и Воспитатель духа народа, Преподобный С. Р. Семена,
заложенные Им, не умерли и живут в глуби народной. В сужденные сроки
они взойдут чудесными ростками" (П/Н-8.3.38). "...Преподобный С. не от
внешней церковности, но от Духа... Кто-то настаивает, что Преподобный
С. был истинным церковником, ибо Он строил церкви и монастыри,
устанавливал суровые уставы, обрядность и т.д. Но смысл всей
деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его
высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников.
Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того
времени, Он творил характер народа, создавая тем мощь Государства...
Нужна была суровая школа и узда; и средства к тому нужно было брать из
ближайших доступных народу понятий. Нужны были символы, нужна была
обрядность для сознаний, выходивших из младенческого состояния...
История развития Духовности в русской душе и начало собирательства и
строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим Великим
Подвижником" (П/П-25.5.36). Отсюда понятно его право называть Россию
"Моя Страна". С. сотворил народ, которому через 600 лет суждено было
принять Учение Нового Мира. И понятна любовь россиян к этому
Ману-создателю народа. Он был духовным руководителем Куликовской
битвы, ознаменовавшей перерождение Древней Руси в Россию Московскую,
когда собрались вместе исходные народности. "...мысленно С. следил за
битвою и направлял легионы Небесные на осуществление Новой Эры"
(Дн-13.6.33).
"...далек Он был от красноречия, но дал народу надежду на силы духа"
(Дн-7.8.24). "С. не был смиренником в современном смысле слова.
Строитель не может быть смиренником, ибо он знает ответственность"
(Дн-5.8.33).
Кратко о его жизни. Сын ростовских бояр, переселенных в село
Радонежское московским князем, Варфоломей, уже в юности объявил
родителям, что собирается уйти в монастырь, но родители не дали
благословения на это. После их кончины долю наследства он отдал одному
из братьев и вместе с другим, Стефаном, поселился отшельником в лесу,
где они построили избушку-келью и часовню. Через год брат ушел в
московский монастырь (а после стал другом будущего митрополита
Алексея, главы русской церкви, и духовником великого князя Семена
Ивановича). 7.10.1337 Варфоломей был пострижен и принял монашеское имя
Сергий. К нему присоединились другие монахи, и в 1344 г. С. стал
игуменом монастыря, а через 9-10 лет - священником. Это служение не
было гладким, поскольку монахи очень заботились о своем телесном
благополучии и при трудностях теряли веру в С-я. С. был духовником
великого князя Дмитрия Ивановича, крестил его детей. Перед своей
смертью (12.2.1378) митрополит Алексей пытался уговорить С-я занять
пост после него, но тот упорно отказывался "по предположению об
искренней неспособности занять это место" (Дн-18.8.24). С. мирил
русских князей ("...имел обычай использовать все мирные возможности,
прежде чем допустить убийство" - Дн-23.12.31), собирал их вокруг
Москвы, а также закладывал духовный стержень нового народа в
создаваемых им монастырях, которые, кстати, очень способствовали
освоению пустынных северных земель.
Его считают величайшим среди российских святых, хотя он даже не
оставил писаний. С. реально следовал Христу в нестяжании земных благ,
в отказе от земной власти, в силе духа, в терпении, в сострадании и
самоотверженности. И он создал русскую монастырскую общину ("общее
житие", без личного имущества; 1355), тем давая пример для создания и
народной. В рамках церковной жизни его подвиг очень схож и соразмерен
таковому Франциска Ассизского, отличаясь в формах времени и
места. С. оздоровил церковную (и народную духовную) жизнь, особенно
закладывая в русский характер самоотверженную любовь к труду личному
на общее благо и к общинному сотрудничеству. Не было в его общине
показных искусственных самоистязаний плоти монахами, но лишь
созидательный труд, физический и духовный.
За долгие годы своей жизни он воспитывал не только монахов, но и
других представителей народа, знатных и простых: многие приходили в
обитель, и многие встречались в его пеших путешествиях. Он вдохнул
веру в людей, и Россия поднялась.
Сохранились свидетельства участия в его деяниях и сотрудников из
Высшего, Огненного Мира, явлений нефизического света, огненных. Огонь
являлся при молитвах С-я, при изгнании им бесов и т.п. "С. причащался
огненно" (МО1-157). "Преподобный С., приобщенный огню и огненному
крещению, знал и знает природу Божественного Начала. Именно
Преподобный С. не был богословом и догматиком, но вся жизнь Его была
подвигом подражания Христу в Его самоотверженном служении Родине и
Миру" (П-12.9.34). Проявлял огненное явление делимости духа, являясь многим в видениях. "...самая высшая магия ничто
перед ликом Огненного Мира... Вы уважаете Святого С-я, но разве Он
где-нибудь допускал магию? Он даже не разрешал умное делание, но между
тем Он имел пламенные видения. Лишь труд, как возношение сердца,
допускал Он. В этом Он опередил многих духовных путников. Мы говорим о
сердце, но именно Он нашел силу этого источника" (МО2-116). "...не
принимал даже куска хлеба, если не считал его заработанным"
(ЛД-4.5.35).
И после воплощения С-м Великий Владыка всегда опекал Россию, спасал ее
в критических ситуациях. Жизнь и деяния С-я за время воплощения и
прошедшие с тех пор века замечательно изложены Е.И. Рерих в сборнике
"Знамя Преподобного Сергия Радонежского" (1934). В той же книге есть
статья Н.К. Рериха и изображение С-я его работы. "...Вы понимаете,
почему появилась кн[ига] "Знамя Преподобного": близко время, когда
народ вспомнит, Кто был его настоящим духовным Воспитателем и
Строителем его Государства и Кто его Заступник, Хранитель и Водитель"
(П/П-18.6.36). См. также "Криптограммы Востока".
"Святой С. ─ Строитель Русской Духовной Культуры. Каждое упоминание
этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному
светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого С-я
поистине Преподобного для всех веков и народов... ибо культура духа
стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения,
носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда
вы расскажете ему о трудах Его... Преподобный в жизни своей не терялся
в искании, но устремленно восходил и строил. Можно сказать, что далеко
за пределами Богоискателя он был Богоносцем. Буддисты называют его
Боддисатвою, евреи ─ Израилем, а индусы ─ Махатмою. Преподобный
приобщался от пламенной Чаши. Преподобному сослужил Пламенный. В этой
благодатной пламенности, в этом благом огне творящем дошел до нас
облик Святого С-я. И пламенны были видения Ему Владычицы! Познающий
Пламень Сердца навсегда связан с Обликом Преподобного. Это великое
познание, редко сходящая благодать навсегда соединили Имя Преподобного
с представлением о всезнании. "Преподобный знает" ─ так запомнил
народ. "Преподобный знает, когда спасти" ─ "Преподобный знает, когда
явиться" ─ "Преподобный знает, когда помочь" ─ "Преподобный знает, чье
сердце доступно благодати" ─ "Преподобный знает, где нет неверия и
предательства" ─ "Преподобный знает, где искренний дар". Во всех
встречах о имени Преподобного приходим к тому же понятию о
непреложности знания Его, о мудрости подвига Его" (Н.К. Рерих, "Слово
на освящение часовни Св. Преподобного Сергия" - из сб. "Держава
Света").
"Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды,
но имя Святого С-я Р-го всегда останется тем прибежищем, на которое
опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно
в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в
глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига,
строительное и просветительное имя Святого С-я хранится в сердцах как
драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного
сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе
своем Имя Святого С-я... во множестве других имен ─ сокровище души
народной... Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю
своей сущности" (Н.К. Рерих, "Душа народов" - из сб. "Твердыня
пламенная"). "...тернии высокого просветительного пути Св. С-я стоят,
как... памятники человеческого достижения, и зовут, и показывают, что
решительно все, даже самое высокое, возможно здесь, в нашей земной
жизни". (Н.К. Рерих, "Сады прекрасные" - из сб. "Твердыня пламенная").
"Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник
Православия, Воевода за правду и строительство, Преподобный С. Р.
является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины
земли русской... первым этапом служения под знаменем Преподобного
будет ясное осознание в наших сердцах Его как Водителя и Заступника
перед Престолом Всевышнего... Уже есть указания на то, что Преподобный
С. начал новое служение своему народу. Уже идет по Москве и всем весям
нашей Родины народная молва о все чаще и чаще повторяющихся явлениях
Преподобного С-я разным русским лицам" (ЛД-30.12.34).
"Когда нам приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного С-я
Р-го, очень часто приходилось слышать в ответ: "Теперь понимаем,
откуда у вас, русских, стремление даяния и труда"... так[ую] жизнь...
заповедал нам... Святой С... Не в гордыне произносим священное Имя
Строителя Лавр просвещения... основной, высокий смысл этого светлого
служения во благо человечества остается нашей богоданною
собственностью" (ЛД-15.6.35).
Что касается дат рождения и ухода С-я, надо знать, что церковь
неправильно переводит даты старого стиля в новый, прибавляя 13 дней
для любого века, тогда как для 14-го века разница составляет 8 дней.
Таким образом, астрологически правильно в XX и XXI веках отмечать
годовщины 11.5(?) и 3.10, а писать в старом стиле, поскольку новый
тогда еще нигде не ввели.
Ссылки
Яровская Н.(Е.И.Рерих), "Знамя преподобного Сергия Радонежского" [1]