Астральные тела и двойники. «ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ» И «ТАЙНАЯ ДОКТРИНА»

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


«ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ» И «ТАЙНАЯ ДОКТРИНА»

Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», vol. Ill, № 15, November, 1888, p. 247-254.

Возвращаясь ко множественным замечаниям по по­воду «Эзотерического буддизма», встречающимся в тек­сте вашей новой книги «Тайная Доктрина», мне хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые фрагменты, касающиеся той темы, которая уже рассматривалась не­когда в прошлых номерах «Theosophist», изданных в то время, когда вы сами редактировали этот журнал.

В «Тайной Доктрине» вы говорите о том, что назва­ние для моей книги — «Эзотерический буддизм» — было подобрано «крайне неудачно». А по поводу абзаца в пре­дисловии, где подчеркивается новизна излагаемых в книге учений для европейского читателя, добавляете, что в его содержание вкралась ошибка, скорее всего просто по недосмотру.

В прошлом номере «Lucifer» вы еще раз затронули эту тему в примечании к письму одного из ваших коррес­пондентов. Но позвольте мне напомнить вам одно редак­торское примечание, явно принадлежащее вам и напе­чатанное в февральском номере «Theosophist» за 1884 год. Это был ответ на замечание м-ра У.К.Джаджа, по мне­нию которого практически все важнейшие идеи изло­женного в «Эзотерическом буддизме» учения заимство­ваны из «Бхагавадгиты».

Вот что вы пишете:

«Как нам представляется, наш американский брат не всегда точен в своих замечаниях. Мы совершенно уверены в том, что знания, изложенные в "Эзотерическом буддизме", "публикуются впервые", поскольку разбро­санные в священной индусской литературе аллегории ныне впервые были обстоятельно разъяснены непосвящен­ному миру[1].

Со времени рождения Теософского Общества и пуб­ликации "[Разоблаченной] Изиды" мы ежедневно повто­ряем, что эзотерическая мудрость веков скрыта в Ведах, Упанишадах и "Бхагавадгите". Но все же до выхода в свет "Эзотерического буддизма" эти учения на протяже­нии долгих столетий оставались зашифрованными для всех, кроме немногих посвященных браминов, предпочитав­ших никому не раскрывать их истинный дух».

Таким образом, если я и ошибся в своем заявлении относительно того, что изложенные в моей книге учения были ранее неизвестны европейцам, то я не один такой заблуждающийся, ибо у меня есть замечательная компа­ния в вашем собственном лице. В своем примечании вы уверяете нас в том, что учения «Эзотерического буддиз­ма» скрыты в «Бхагавадгите», «но», говорите вы:

 «...что с того? Какая польза У.К. Джаджу или кому бы то ни было еще от бриллианта, спрятанного от всех глу­боко под землей? Разумеется, каждый знает, что всякий бриллиант, сверкающий ныне в витрине ювелирного ма­газина, тоже пролежал немало столетий, со времени сво­его возникновения, в недрах земли. Но все же тот, кто приобрел его у старателя, а затем сам огранил и отпо­лировал его, имеет полное право сказать, что этот брил­лиант "явлен миру впервые"...»[1]

Что касается моего «неудачного названия», которое (как вы, должно быть, знаете) было одобрено в самом начале без всяких оговорок относительно количества букв «д» в слове «буддизм», то в «Тайной Доктрине» вы пишете следующее:

«Это вложило в руки наших врагов разрушительное оружие, которое они обратили против теософии, по­скольку, как нарочито подчеркивает один именитый палийский ученый, в упомянутой книге нет "ни эзотеризма, ни буддизма"». [Том I. Введение.)

Вы возвращаетесь к той же теме в статье, опубликован­ной в «Theosophist» за ноябрь 1883 г. На сей раз вы под­вергли критике статью в «St. James Gazette», которую при­писываете доктору Рис-Дэвидсу. И вот что вы пишете:

«Но прежде чем востоковеды смогут доказать, что учения, изложенные в сочинении м-ра Синнетта, это "не буддизм, эзотерический или экзотерический", им сперва придется что-то предпринять с тысячами брахманических сочинений адвайтистов и других ведантистов, и прежде всего с трудами Шанкарачарьи, в которых, в чем несложно убедиться, изложены абсолютно те же са­мые учения, только эзотерически». [H.P. Blavatsky, СW, V, p. 344.]

В данной статье вы отзываетесь о том же самом за­мечании, которое находите ныне «нарочито подчеркну­тым»[1], как о «слишком злобной и бессмысленной кри­тике», чтобы приписывать ее перу великого палийского ученого.

Обоснованность выбранного мною для своей книги заголовка обсуждалась в статье, напечатанной в журна­ле «Theosophist» за июнь 1884 г. В редакторском приме­чании к данной статье, в частности, сказано:

«Название книги м-ра Синнетта перестанет быть сму­щающим и вызывающим возражения, когда читатель убедится в практически полной тождественности учений, изложенных в этой книге, и доктрин древних индийских Риши»[1].

Данные цитаты указывают на то, что неблагоприят­ный взгляд на «Эзотерический буддизм», предлагаемый ныне читателям «Тайной Доктрины», мог оформиться у вас в голове лишь в сравнительно недавнее время[1]. Успокоенный тем одобрением, которое я получил от достопочтенного Учителя, продиктовавшего мне содержа­ние моей книги (я уже писал об этом в предисловии к шестому изданию), я был уверен, что книга представ­ляет собою достоверное и точное изложение учений в целом (поскольку сам Учитель уверил меня в этом) и мне никогда не придется ни переделывать, ни краснеть за нее[1]. И потому вплоть до недавнего времени я не считал нужным отвечать на критику, вызванную выхо­дом моей книги в свет. Я с самого начала знал, что в ней есть ошибки, очевидные для посвященного. Но ученик к тому времени, когда он смог бы их обнаружить, был бы уже достаточно опытен, чтобы не зависеть в своих суждениях от содержания книги, и потому допущенные мною ошибки уже не смогли бы его смутить[1]. Ныне же я с сожалением замечаю, что «Тайная Доктрина» не только развивает и дополняет прежние учения (с чем, я уверен, никто не смог бы справиться лучше вас), но и открывает дорогу для разного рода критики своими за­мечаниями в адрес «Эзотерического буддизма», посколь­ку замечания эти представляют собой не столько свежие откровения, исправляющие недостатки, которые в нем, конечно же, присутствуют, сколько явные попытки ума­ления [1] значимости ее содержания, за что вы прежде сами, бывало, критиковали других.

Возражая против названия книги, вы говорите, что «эзотерические истины, представленные в книге мисте­ра Синнетта, перестали быть эзотерическими с момента публикации». Должен заметить, что возражение это выг­лядит довольно странно, будучи напечатанным на пер­вой странице книги под названием «Тайная Доктрина». Не должна ли была эта книга утратить право на подоб­ное название сразу же после своего появления на свет?[1]

Впрочем, все эти вопросы не так важны, хотя, при­знаюсь, меня весьма удивило то, что за последние не­сколько лет ваши взгляды диаметрально изменились[1]. Пожалуй, я не стал бы даже писать это письмо, если бы не упоминание «Эзотерического буддизма» на страницах «Тайной Доктрины». Тут вы заявляете, что мои попыт­ки объяснить планетарную эволюцию оказались безре­зультатными, поскольку они не были в достаточной сте­пени метафизичны, и далее цитируете одну мою фразу «Мы пока не обращаемся к чистой метафизике подобного рода», связанную с фрагментом одного из настави­тельных писем, полученных мною во время работы над книгой. «Но в таком случае, — говорите далее вы, — как отмечает в адресованном ему письме сам Учитель: "Для чего проповедовать наши учения, для чего трудиться в поте лица и упрямо плыть in adversum flumen»[1]. Чита­тель может подумать, что процитированный фрагмент связан не с письмом, как это есть на самом деле, а с книгой и имеет отношение к содержанию последней[1]. А ведь это совсем не так. На самом деле мои слова о том, что «в то время» меня пока не интересовала «чистая ме­тафизика», имели очень узкое и частное значение, при­вязанное к конкретному случаю, тем более что уже на следующей странице я веду речь о периоде, предшество­вавшем самым первым проявлениям природы на уровне ощущений, когда движущаяся своим чередом эволюция могла оперировать только «элементальными силами, лежащими в основе феноменов природы — теперь уже ви­димых и доступных ощущениям Человека». [«Эзотери­ческий буддизм».]

В потоке критики в адрес «Эзотерического буддизма», всегда казавшейся мне неправильно нацеленной, я вре­мя от времени сталкивался с обвинением, будто бы я не смог осмыслить переданное мне великое учение метафи­зически и потому материализовал его концепции. Не помню, чтобы я когда-либо брался за перо, дабы выра­зить протест против этого обвинения, хотя оно всегда удивляло меня своей очевидной необоснованностью, но теперь, когда читателю может показаться, что вы под­крепляете его своими собственными словами, я чувствую, что мне пора поведать, по крайней мере, о том, что я сам думаю по этому поводу[1].

Как мне кажется, все обвинения в материализации учения объясняются только лишь тем, что мне в какой-то степени удалось сделать отдельные его фрагменты по­нятными для читателя. Увы, очень многие предрасполо­жены признавать туманность изложения за подлинную духовность мысли; и немало людей склонно с уважени­ем воспринимать только ту фразеологию, в которой они сами не в состоянии ничего понять. Неприученные конкретизировать воспринимаемую мысль напряжением изо­бразительных способностей собственного интеллекта, они полагают, что если мысль высказана четко и не рас­плывчато, то для нее уже нет места в царствах идеализ­ма. Они привыкли считать кирпич вещью совершенно определенной формы и предназначения, но идею рас­сматривают всегда как какую-то аморфную тень. Найдите для идеи конкретный образ в природе, и она покажется им материализованной, даже если она связана с состоя­ниями жизни, далекими от материальности, как напри­мер пребывание в дэвакхане.

Связь между причиной и следствием тоже покажется материалистичной — в той ментальной атмосфере, ко­торую я описал, — если изобразить ее в наиболее инте­ресном аспекте, а именно в процессе перехода с одного уровня природы на другой.

Читателям с подобным складом ума «Эзотерический буддизм» действительно может показаться чересчур ма­териалистичным. Но коль скоро я искренне считаю, что моя книга послужила тем мостом, который многим по­мог (и еще многим поможет) перебраться через про­пасть, отделяющую интересы нашей материалистической жизни от вышестоящих царств духовных устремлений, то не вижу повода для сожалений по поводу той формы, которую я ей придал, пусть даже те, кто некогда отда­вал должное ее простоте и конкретности, теперь прези­рают ее за излишнюю материалистичность[1]. Ваш журнал оказался бы чересчур перегруженным, если бы я проци­тировал все те фрагменты, в которых подчеркиваю нематериальные аспекты этих учений, и потому я ограничусь лишь тем, что обращусь к заключительным фразам главы о «Вселенной», гласящим: «Оно» — учение Эзотериче­ской Мудрости — «частично нисходит в сторону мате­риализма, дабы связать его методы с логикой изучаемой нами системы, но в то же время восходит к высочайшим царствам идеализма, охватывая и истолковывая наибо­лее возвышенные устремления духа».

Истинность этих слов блестяще подтверждает фраза из заключительной части весьма пространной статьи о «Метафизическом базисе "Эзотерического буддизма"», напечатанной в «Theosophist» за май 1884 г. и принад­лежащей, судя по многозначительной подписи внизу, Дамодару К. Маваланкару. Вот эта фраза:

 «Теперь читателю станет понятно, что "Эзотериче­ский буддизм" не материалистическая система. Это — как называет его м-р Синнетт, "трансцендентальный материализм" и, следовательно, уже не материализм, так же как абсолютное сознание — это уже несознание...»[1]

Всякая попытка самооправдания есть дело непригляд­ное. По многим причинам я предпочел бы вообще не затрагивать эту тему, но игнорировать нелестные ком­ментарии, исходящие лично от вас, означало бы отнес­тись к вам с величайшим неуважением, чего никак нельзя сказать о духе и букве данного письма.

И в заключение, коль скоро «Тайная Доктрина» час­то упоминает позицию «Эзотерического буддизма» в от­ношении дарвиновской теории эволюции, то мне хоте­лось бы попытаться изложить свою точку зрения и на этот счет. То учение о человеческой эволюции, которое было мне передано, оказалось до крайности элементар­ным. Оно не было фрагментарным (как это иногда го­ворилось), но просто очень обобщенным — своего рода скелетом, схематично отражающим все основные про­блемы «космогенеза». То есть мне было рассказано толь­ко о ходе космического прогресса, заключающегося в прохождении духовной сущности через различные цар­ства природы, начинающемся (на материальном уровне) минеральным царством и достигающим апогея в чело­веке. Из этого элементарного изложения следует, что на какой-то стадии этого великого эволюционного процесса происходит восходящий переход от животного царства к человеческому[1], независимо от того, в какой именно сфере это случается. В этом плане учение поддерживает дух дарвиновской идеи[1], хотя дальнейшие пояснения на сей счет, изложенные в вашей новой книге, свидетель­ствуют о том, что многие гипотезы дарвинизма невер­ны и что их применение к человеческой эволюции нашего мирового периода может лишь ввести в заблужде­ние. Нет нужды напоминать, что во время работы над «Эзотерическим буддизмом» всех этих дополнительных сведений в моем распоряжении не было, и потому нет ничего удивительного в том, что у меня сложилось впечатление, будто переданное мне учение в общем и це­лом поддерживает дарвиновскую гипотезу. И за все вре­мя написания книги я не слышал в Индии ни одного, даже самого робкого, возражения, которое могло бы вы­вести меня из заблуждения[1].

Впрочем, тогда это было не так уж и важно. Прежде всего мне следовало познакомить читателя с основными принципами кармы, перевоплощения и космического прогресса, направленного к более возвышенным услови­ям существования. И все, что мне было нужно для передачи этих принципов космогенеза, я получил вместе с учениями. Разумеется, многое было оставлено для дальнейшего обучения и восприятия более широких пер­спектив. Так, первая книга Эвклида никак не могла со­держать в себе вторую, третью и четвертую. Я не сомне­ваюсь в том, что в «Тайной Доктрине» изложено эзоте­рическое учение, которое можно назвать аналогичным высшей геометрии. Но читатель вряд ли проникнется большим уважением к этой высшей геометрии, если найдет в ее учебнике предостережение против увлечения такой не заслуживающей внимания мелочью, как треу­гольники.

С огромным уважением, ваш

А. П. Синнетт

                                                  Наше заключительное замечание

Мы от всего сердца благодарим м-ра Синнетта за это письмо. Лучше поздно, чем никогда. На страницах тома I только что опубликованной «Тай­ной Доктрины» мы цитируем отрывок из письма члена Теософского Общества, который пишет: «По­лагаю, вам уже известно, что три четверти теосо­фов и даже многие сторонние наблюдатели увере­ны в том, что в вопросе человеческой эволюции дарвинизм и теософия идут рука об руку», и все благодаря «Эзотерическому буддизму». На той же самой странице мы со всей решительностью опро­вергаем это мнение, но все наши опровержения мало чего стоили без поддержки самого м-ра Син­нетта. Письмо, из которого была заимствована ци­тата, написано более двух с половиной лет назад, и с тех пор, невзирая на все обвинения в дарви­низме и материализме, высказанные в адрес «Эзотерического буддизма», наш протест был поддержан многими коллегами (включая также и самого авто­ра письма). Но ради блага нашего дела нам было необходимо выражение протеста со стороны м-ра Синнетта, скрепленное его личной подписью. И вот теперь наша цель достигнута, ибо автор «Эзо­терического буддизма» ныне торжественно опро­верг все эти домыслы; и мы можем надеяться, что наши философские убеждения никем и никогда бо­лее не будут обвинены в непоследовательности.

И в заключение мы хотели бы еще раз поблаго­дарить нашего уважаемого корреспондента за тот дух снисходительности, с которым он воспринял наши замечания, к нашему глубочайшему сожалению, истолкованные им как результат ничем не обоснованной перемены в нашем отношении к не­му лично. Спешим заявить, что это не так, и на­деемся, что наши объяснения полностью рассеют всякие сомнения на сей счет.

 

Редактор


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно