Астральные тела и двойники. ПАНИХИДА ПО УМЕРШЕМУ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ПАНИХИДА ПО УМЕРШЕМУ

Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», vol. Ill, № 18, February, 1889, p. 526-528.

Любопытный и в высшей степени поучительный об­разец автоматического письма, напечатанный в декабрь­ском номере «Lucifer», безусловно, замечателен сам по себе; но позволю себе заметить, что предваряющая его теория, с помощью которой вы объясняете его проис­хождение, вряд ли способна удовлетворить пытливые умы[1]. Что же касается текста панихиды, то я сомнева­юсь, что он известен египтологам; его нет ни в «Книге Мертвых», ни среди папирусов Британского Музея; и его обнаружение в бинтах мумии Птолемеевского периода, вероятно, следует признать исключительным случае[1]. Однако меня более всего заинтересовало ваше утверж­дение, будто рассматриваемое сообщение является ре­зультатом воспоминаний о прошлых воплощениях, пред­положительно, высшего Эго самого автора. Эта теория теософов противоречит гипотезе спиритуалистов, утвер­ждающих, что источник подобных сообщений следует искать там, где они его ищут, а именно — в откровени­ях независимого сверхъестественного разума, передава­емых через посредника, имеющего иную организацию. С высоты вашего учения и тех выдающихся знаний, ко­торыми вы, безусловно, располагаете, вам, конечно, вид­нее, но, оставляя в стороне все прочие контраргументы, которые я мог бы привести, я хотел бы сказать вам, что ваше объяснение вряд ли покажется убедительным и правдоподобным рядовому читателю[1]. Напротив, после прочтения редакторской заметки у меня сложилось впе­чатление, что теософская теория была изложена в ней в поддержку предвзятого учения, а не в качестве научно­го вывода, сделанного на основе фактов. Однако перед лицом фактов теософская теория выглядит либо недока­зуемой, либо не до конца объясненной. Трудность при­знания вашей теории воспоминаний о прошлых существованиях ничуть не облегчается той атмосферой таин­ственности, которая окружает учение о перевоплощении. А по словам теософов и по теософской литературе мож­но заключить, что эта теория имеет сильный привкус буддийской школы мышления, у которой она и была по­заимствована.

Влияние первоисточника до сих пор очень заметно, чем, пожалуй, и объясняется факт существова­ния противоречивых с виду теорий, объясняющих суть перевоплощения[1]. Насколько я понимаю, взгляды теосо­фов на перевоплощение предполагают веру в действие закона кармы и в необходимость и обязательность пе­риодического возвращения Эго или астральной монады в материальное существование на этой планете, как ес­тественную и универсальную судьбу всех сыновей и до­черей Адама. Однако в «Разоблаченной Изиде» (с. 383) изложено следующее учение:

«Перевоплощение, т.е. появление одного и того же индивида (или, вернее, его астральной монады) дважды на одной и той же планете[1], не является правилом в природе, это исключение, подобное тератологическому феномену двухголового младенца. Ему предшествует на­рушение законов гармонии в природе, и происходит оно только тогда, когда последние, стремясь к восстановле­нию нарушенного равновесия, безжалостно водворяют обратно в земную жизнь астральную монаду, выброшен­ную из круга необходимости преступлением или несча­стным случаем... Если разум развит настолько, чтобы быть активным и проницательным, то [немедленного] перевоплощения на земле не происходит, поскольку три части триединого человека [1] уже составляют единое це­лое, что позволяет ему продолжить движение».

Как видите, перед нами — самая настоящая теория перевоплощения, вполне правдоподобная, научная и ра­циональная[1]; вполне разумное изобретение Всеведуще­го, позволяющее справиться с любыми исключениями из правил жизни. Но каким образом эту теорию перевоп­лощения можно совместить с последующими теософскими учениями на сей счет? Если признать перевоплощение по «[Разоблаченной] Изиде» за истину, то объяснение феноменов автоматического письма (таких, как «Пани­хида по умершему при жизни») или спиритических уче­ний М.А. Оксона «воспоминаниями о прошлых сущест­вованиях» рассыпается в прах.

Следовательно, необходимо пересмотреть реинкарнационистское объяснение подобного рода феноменов и прислушаться наконец к голосу разума, непрестанно утверждающего, что он — именно то, что он о себе го­ворит.

Дж. Г. Миталмиер

Член Королевской Академии Наук.

Примечание редактора

Перевоплощение по «[Разоблаченной] Изиде» следует признать неверным по причине упомяну­тых выше ошибок, так и не исправленных ни в одном издании. Автор предлагает, как только по­зволит время, предпринять полное переиздание «Разоблаченной Изиды» — исправленное и сокращенное до одного тома.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно