Астральные тела и двойники. АСТРАЛЬНЫЕ ТЕЛА И ДВОЙНИКИ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


АСТРАЛЬНЫЕ ТЕЛА И ДВОЙНИКИ

Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», vol. Ill, № 16, December, 1888, p. 328-333. В течение двух месяцев, а именно, в декабре 1888 г. и январе 1889 г., на страницах «Lucifer» публиковался в двух частях диалог между двумя редакторами. Первая часть напечатана ни­же, т.к. ее текст не имеет аналогов среди прочих сочи­нений Е.П. Блаватской, хотя похожие идеи она неоднок­ратно высказывает и в других своих книгах и статьях.

Со второй частью дело обстоит совершенно иначе. В ней говорится о внутреннем человеке и его строении, и ее текст полностью идентичен содержанию соответст­вующих глав «Ключа к Теософии», за исключением не­скольких коротких фраз, связывающих отдельные аб­зацы. Как хорошо знают ученики, «Ключ к Теософии» был издан в 1889 г., вероятнее всего, во второй полови­не года.

Следует также напомнить, что большая часть матери­ала, использованного Е.П. Блаватской при написании второй части диалога, первоначально публиковалась на русском языке как фрагмент ее повести «Из пещер и дебрей Индостана». Только тогда этот текст был пред­ставлен как беседа, которую вели между собою Такур, Учитель, и еще несколько человек.

Во избежание повторения текста из «Ключа к Теосо­фии» мы публикуем только первую часть «Диалога».

Диалог двух редакторов

М.К.[1] Большое смущение в умах людей вызыва­ют разного рода привидения, двойники, призраки, или духи. Мне кажется, что давно пора внести яс­ность в этот вопрос и раз и навсегда объяснить значение этих терминов. Вы утверждаете, что суще­ствуют «двойники» различного рода. Что они собой представляют?

Е.П.Б. Наша оккультная философия учит, что существует три вида «двойников», если трактовать этот термин в самом широком смысле.

Прежде всего, каждый человек обладает собст­венным «двойником» или, что более точно, тенью, вокруг которой формируется физическое тело ут­робного плода — будущего человека. Воображение матери или какого-либо рода опасность, угрожаю­щая ребенку, влияют также и на его астральное тело. До того как наш ум начинает полноценно действовать и до того как пробуждается Атма, ас­тральное и физическое тела уже существуют. Этот момент наступает в семилетнем возрасте, порождая одновременно и ответственность — непременную принадлежность любого существа, наделенного чувствами и сознанием. «Двойник» рождается одно­временно с человеком и умирает вместе с его фи­зическим телом. На протяжении всей жизни он —принадлежность тела и ни при каких обстоятель­ствах не может отдалиться от него на большое расстояние, и, хотя продолжительность его жизни несколько больше, чем физического тела, он рас­падается, раrri раssи, с трупом. При благоприятных атмосферных условиях его иногда можно наблюдать над могилой в виде светящегося очертания чело­века. В физическом смысле — это прижизненный двойник человека, а после смерти тела — всего лишь газы, испускаемые разлагающимся телом. Но с точки зрения его происхождения и самой сущно­сти он являет собой нечто большее. За этим «двой­ником» закрепилось название лингашарира, хотя я для большего удобства предложила бы называть его протейным, или пластичным телом.

М.К. Почему протейным, или пластичным?

Е.П.Б. Протейным — потому что оно способно принимать любые формы, как «пастухи-чародеи», которых в народе называют — возможно, не без оснований — «оборотнями», или как «комнатные медиумы», чьи собственные «пластические тела» во время спиритических сеансов исполняют роли ма­териализованных бабушек и «Джонов Кингов». А иначе как объяснить неизменную привычку «милых нашему сердцу ушедших ангелов» появляться имен­но на расстоянии вытянутой руки от медиума и не дальше, неважно, находится он при этом в состоя­нии транса или нет. Учтите, я вовсе не отрицаю влияний извне в такого рода феноменах. Но воз­действия извне случаются настолько редко, что я берусь утверждать, что материализованная форма — это всегда астральное, или протейное, тело медиума.

М.К. Каким образом создается это астральное тело?

Е.П.Б. Оно не создается, оно растет, как я вам говорила, вместе с человеком и в зачаточном со­стоянии существует еще до рождения ребенка.

М.К. А что вы скажете о «двойниках» второго рода?

Е.П.Б. Второй вид «двойников» представляет со­бой тело «мысли» или, скорее, тело воображения. Оккультистам оно известно как майави-рупа, или «тело иллюзии». В течение жизни оно является но­сителем как мысли, так и животных страстей и же­ланий, вбирая в себя и низший земной манас (рас­судок), и кому (элемент желания). Этот род «двой­ников» двойствен в своей потенциальности и пос­ле смерти физического тела превращается в то, что на Востоке называют бхуты, или кама-рупа, но что более известно теософам как «привидение».

М.К. И третий вид?

Е.П.Б. Третий — это истинное Эго, именуемое на Востоке «телом причинности», трансгималайская традиция его всегда называла «кармическим телом», что одно и то же. Поскольку карма, или действие, является причиной, вызывающей череду бесконеч­ных перерождений, или «перевоплощений». Это не Монада и даже не сам Манас, однако оно неразрыв­но связано с ними и состоит из Монады и Манаса в дэвакхане.

М.К. Значит, «двойников» три?

Е.П.Б. Если вы называете христианскую и дру­гие Троицы «тремя богами», тогда, значит, три. Но в действительности эти три «двойника» предста­вляют собой три аспекта, или состояния, единого целого: наиболее материальная его часть исчезает вместе со смертью физического тела, средняя — продолжает самостоятельную, хотя и не вечную жизнь в стране теней, третья бессмертна на про­тяжении всей манвантары, пока нирвана не поло­жит конец ее существованию.

М.К. Но нам наверняка зададут вопрос: в чем состоит разница между майяви-рупа и кама-рупа, или, как вы их называете, «телом воображения» и «привидением»?

Е.П.Б. Весьма вероятно, и мы ответим (в до­полнение к сказанному), что «мысль-энергия», или аспект майяви-рупа («тела иллюзии»), после смерти физического тела полностью растворяется в при­чинном теле или сознательном, мыслящем Эго. Жи­вотные элементы, или энергия желания «тела во­ображения», впитав в себя после смерти все то, что было собрано в течение жизни (благодаря ненасыт­ному стремлению жить), т.е. как всю астральную жизнеспособность, так и впечатления от физических действий и мыследеятельности, накопившихся за время обладания бренным телом, формирует «при­видение», или кама-рупу. Нашим теософам доста­точно хорошо известно, что после смерти высший Манас соединяется с Монадой и переходит в дэвакхан, в то время как отбросы низшего манаса, или животного ума, идут на образование этого приви­дения. В нем есть жизнь, но вряд ли — сознание, разве что — чужое, когда оно попадает в поток медиума.

М.К. Это все, что может быть сказано по дан­ному вопросу?

Е.П.Б. Полагаю, что метафизики вполне доста­точно. Давайте рассмотрим «двойника» в его зем­ной фазе. Что вас интересует?

М.К. Во всем мире люди верят — кто больше, кто меньше в «двойника», или доппелгенгера, простейшей формой которого является человече­ский фантом, неожиданно являющийся после смер­ти или в момент смерти человека взору его самого близкого друга. Этот призрак — майави-рупа?

Е.П.Б. Да, ибо он создан мыслью умирающего человека.

М.К. Он обладает сознанием?

Е.П.Б. Он бессознателен, поскольку умирающий, как правило, создает его неосознанно, не подозре­вая о его проявлении. А происходит следующее. Если человек в момент смерти очень напряженно думает о ком-нибудь, кого он очень любит или страстно желал бы увидеть, его образ может по­явиться перед этим человеком. Мысль становится объективной реальностью, появляется «двойник», или тень человека, являющаяся его точным вос­произведением, подобно отражению в зеркале. Эта тень может говорить и делать все, что говорит и делает ее создатель, пусть даже мысленно. Вот по­чему такие фантомы «одеты» в ту же самую одеж­ду, что и умирающий, и даже выражение лица уми­рающего в точности передается фантомом.

Если «двойник» виден как бы сквозь толщу во­ды, значит, человек этот, возможно, тонет, а иногда призрак предстает перед кем-нибудь из своих дру­зей промокшим до нитки. Эти видения могут быть вызваны и прямо противоположной причиной повышенной чувствительностью того, кто видит, образ умирающего, хотя последний в последние мгновения вовсе о нем и не думал. Также возмож­но, что необычайно сильная симпатия или нена­висть способны притянуть призрак умирающего к наблюдателю, но и в этом случае видение создает­ся опять-таки мыслью и зависит от ее интенсивно­сти. В этом случае происходит следующее.

Назовем умирающего человека А, а того, кто ви­дит его «двойника», — Б. Благодаря силе одного из чувств — любви, ненависти или страха, образ А на­столько глубоко запечатлен в психической памяти Б, что между ними существует настоящее магнети­ческое притяжение и отталкивание, при этом не имеет значения, знают они сами об этом, чувству­ют это или нет. Когда А умирает, шестое чувство, или психический духовный интеллект внутреннего человека у Б мгновенно ощутит происходящее с А изменение и, в свою очередь, просигнализирует об этом физическим чувствам, вызвав перед физиче­ским взором Б точный образ А, переживающего состояние великой перемены. То же самое имеет место, когда умирающий очень хочет кого-либо увидеть: его мысль — сознательно или бессозна­тельно — передается этому человеку по каналу сим­патии, становясь объективной. Это как раз то, что «Общество по исследованию "привидений"» пом­пезно, но без ясного понимания называет телепа­тическим воздействием. М.К. Все вами сказанное объясняет простейшие формы появления «двойника». А как объясняются случаи, когда двойник действует вопреки чувствам и желаниям человека?

Е.П.Б. Это невозможно. «Двойник» не может действовать, пока в мозгу его хозяина не прозву­чит ключевая нота этого действия, все равно — жив ли обладатель «двойника» или только что умер, болен или здоров. И если он хоть на секунду за­держал свое внимание на полученной мысли (это­го вполне достаточно для того, чтобы придать ей объективную форму), прежде чем перенести его на другие ментальные образы, этой секунды вполне достаточно для того, чтобы его личность объекти­визировалась на астральных волнах. Точно так же ваш портрет в одно мгновение запечатлевается на чувствительной пластинке фотоаппарата. И уже ничто не может помешать тому, чтобы вашу фор­му подхватили окружающие ее силы, подобно су­хому листу, упавшему с дерева, и использовали по своему усмотрению — исказили или придали ей карикатурный облик.

М.К. Но предположим, что «двойник» начинает говорить и высказывает при этом мысли, нехарактерные для его обладателя; причем делает он это, явившись перед человеком, находящимся довольно далеко от хозяина «двойника», скажем, на другом континенте. Мне известны подобные случаи.

Е.П.Б. Это происходит в тех случаях, когда со­зданный образ подхватывается и используется «обо­лочкой». Точно так же, как и на спиритическом сеансе, где могут появиться «образы» умерших, ко­торые, возможно, бессознательно сохранялись в па­мяти или даже в аурах присутствующих. Будучи подхвачены элементалами или элементариями, эти образы проявляются перед присутствующими и да­же способны на конкретные действия, подчиняясь сильной воле одного из них. В вашем же случае должна существовать совершенно определенная связь между этими двумя людьми, нечто вроде телегра­фа, роль которого и выполняет психическая сим­патия — идеальный проводник для мысли. Без­условно, в каждом подобном случае должна быть очень веская причина для такой мыслепередачи, каковая и была, вероятно, у хозяина «двойника». В противном случае подобные видения были бы обычным и каждодневным явлением.

М.К. В объяснениях все это выглядит понятно и просто. Почему же, в таком случае, подобное, слу­чается лишь с немногими?

Е.П.Б. Потому что способность к созданию пла­стических изображений у всех людей разная. В сво­ем потенциале разум двойствен: он одновременно и физический и метафизический. Высшая часть разума связана с духовной душой, или Буддхи, низ­шая — с животной душой, с камой. Есть люди, которые никогда не используют высших способно­стей своего ума; тех, кто это делает, — меньшин­ство, и потому они стоят как бы особняком (если не сказать — выше) от остальной массы человече­ства. Такие люди даже самые ординарные вопросы будут рассматривать с высшего плана. Особенности характера человека, способности, которыми он об­ладал в предыдущей жизни, а иногда и физическая наследственность определяют, какой именно «прин­цип» разума определяет процесс мышления. Вот почему материалисту, у которого потенциальная способность к метафизическому мышлению полно­стью атрофирована, так сложно мыслить высшими категориями; и наоборот, духовно развитому от природы человеку так тяжело примириться с низ­ким уровнем грубой, вульгарной мысли. В значи­тельной степени этим определяется оптимистиче­ский или пессимистический взгляд человека на жизнь.

М.К. Но ведь можно приучить себя мыслить высшими категориями, иначе для тех, кто хотели бы изменить свою жизнь и повысить качество сво­его мышления, не оставалось бы никакой надежды? Такой возможности просто не может не быть, в противном случае будущее всего мира следует при­знать безнадежным.

Е.П.Б. Безусловно, возможность к развитию такой способности существует, но достичь успеха можно только ценой непоколебимой решимости, твердостью духа и готовностью к огромному са­мопожертвованию. Тем, кто наделен этими спо­собностями от рождения, конечно, намного легче добиться успеха. Ведь один человек способен раз­глядеть поэзию даже в капустной грядке или в свиноматке с поросятами, а другой и в самых воз­вышенных вещах увидит только их низший ма­териальный аспект, будет смеяться над «музыкой сфер» и потешаться над наиболее утонченными идеями и философиями. Это различие обусловле­но врожденной способностью разума мыслить ли­бо на высшем, либо на низшем уровне с помощью астрального (если вкладывать в этот термин тот смысл, которым наделял его Св. Мартин) или фи­зического мозга. Большие интеллектуальные спо­собности зачастую указывают не на наличие, а на отсутствие способностей к духовному и истинному восприятию, примером тому служат подавляющее большинство великих ученых. Не обвинять мы их должны, а пожалеть.

М.К. Но каким же образом человеку, мыслящему на высшем уровне, удается создавать при помощи своего мышления более совершенные и более ус­тойчивые образы и объективные формы?

Е.П.Б. Не обязательно только «такому человеку», но и всем, обладающим достаточно высокой чув­ствительностью. Человек, наделенный способно­стью мыслить даже о самых пустяковых вещах выс­шими категориями, уже имеет, благодаря этому дару, весь необходимый энергопотенциал для со­здания пластических образов, так сказать, в своем собственном воображении. О чем бы такой человек ни думал, интенсивность его мышления будет на­столько превышать напряжение мысли обычного человека, что благодаря именно этому обстоятель­ству он и наделен мощью созидания пластических образов. Наука уже признала как факт, что мысль — это энергия. И эта энергия, будучи приведенной в действие, возбуждает атомы окружающей нас аст­ральной атмосферы. Как я уже говорила, лучи мысли обладают в астральной атмосфере такой же способностью к созданию форм, как и солнечные лучи — в хрусталике глаза. Каждая мысль, энергич­но посланная в пространство мозгом, порождает по1епs  volепs определенную форму.

М.К. И порождаемая форма абсолютно лишена сознания?

Е.П.Б. Совершенно бессознательна, если, конеч­но, ее творцом не является Адепт, намеренно на­деливший эту форму сознанием или, вернее, пославший достаточно своего интеллекта и воли, что­бы она производила впечатление разумной. Это на­кладывает на нас ответственность за наши мысли.

Однако не следует забывать, что существует ог­ромная разница между Адептом и обычным чело­веком. Адепт способен использовать свою майяви-рупа по собственному желанию, что обычному человеку не под силу, разве что — в некоторых исключительных случаях. Эта форма получила на­звание майяви-рупа потому, что является иллюзор­ной формой, созданной исключительно для вы­полнения определенной работы, для этого она об­ладает вполне достаточным сознанием, которым ее наделяет Адепт. Обыкновенный человек с легко­стью создает мыслеобразы, особенности и сила воз­действия которых ему совершенно неведомы.

М.К. То есть можно сказать, что Адепт, появ­ляющийся вдали от собственного тела, как напри­мер Рам Лал в «Mr. Isaacs», это только мыслеформа?

Е.П.Б. Именно. Это высвобожденная мысль.

М.К. В таком случае, Адепт способен появиться почти одновременно в нескольких местах.

Е.П.Б. Может. Как, например, Аполлоний Тианский, которого видели одновременно в двух местах, в то время как сам он в физическом теле находил­ся в Риме. Но тут важно уяснить, что в этих прояв­лениях даже астрально Адепт присутствует не пол­ностью.

М.К. В таком случае, каждому человеку, какой бы интенсивностью воображения и психическими силами он ни обладал, следует быть очень осторож­ным в своих мыслях?

Е.П.Б. Безусловно, поскольку каждая мысль об­разно передает состояние погруженного в размыш­ления человека. В противном случае ясновидящие не могли бы определять по ауре человека его прошлое и настоящее. То, что они видят, представля­ет собой панораму вашей собственной жизни, пред­ставленной рядом последовательных действий как результата ваших мыслей. Вы спрашивали меня, несем ли мы наказания за свои мысли? Не за все, поскольку часть из них совершенно безжизненные; но за прочие, те, что мы называем «безмолвными», но полными энергии, — да. Возьмем, к примеру, крайний случай, когда человек настолько порочен, что желает смерти другому. Если этот зложелатель не дугпа (высокий адепт черной магии), для кото­рого кармическое возмездие отсрочено, такая мыс­ленная посылка непременно бумерангом вернется к своему породителю.

М.К. Но предположим, что у зложелателя, хоть он и не дугпа, очень сильная воля. Может ли в этом случае его мысль вызвать смерть другого че­ловека?

Е.П.Б. Только в том случае, если этот пре­ступный тип обладает «дурным глазом», т.е., проще говоря, обладает громадным потенциалом для со­здания пластических образов, реализующимся бес­контрольно и, таким образом, бессознательно на­правляемым на реализацию черных замыслов. Ведь в чем заключается сила «дурного глаза»? Просто в мощной энергии, создающей пластические образы, настолько мощной, что мышление создает поток, целиком состоящий из всякого рода бед и несчас­тий, которые, как инфекция, легко поражают, при­вязываются к каждому, кто стоит на его пути. Об­ладателю «дурного глаза» даже нет необходимости напрягать все свое воображение или же вынаши­вать какие-то злобные мысли или желания. Тако­вым может быть просто человек, любящий пере­живать сильные ощущения, наблюдая или читая о разного рода кошмарных происшествиях — убий­ствах, казнях, леденящих кровь преступлениях, кровавых катастрофах, авариях и т.д. и т.п. Когда его глаз встречает свою будущую жертву, такой че­ловек может вовсе и не думать обо всех этих жут­ких вещах, но существующий поток, созданный лу­чом его зрения, все равно будет содержать в себе потенциальную активность, всегда готовую вырва­ться наружу и начать действовать, как только бу­дет найдена подходящая для этой цели мишень. Так упавшее в землю семя всегда готово пустить росток при первой же благоприятной возможности.

М. К. А что можно сказать о мыслях, которые Вы назвали «безмолвными»? Они возвращаются к свое­му создателю?

Е.П.Б. Да, как возвращается мяч к бросившему его, натолкнувшись на препятствие, которое не в силах пробить. Это случается даже с некоторыми колдунами, или дугпа, которые либо недостаточно сильны, либо нарушают правила, ибо у них тоже есть свои правила, которым они обязаны подчи­няться; однако с теми, кто регулярно и профес­сионально занимается черной магией, такого не происходит, поскольку они уже обрели способность добиваться желаемой цели.

М.К. Вы упомянули о правилах, и у меня воз­никло желание задать Вам вопрос, ответ на кото­рый, я уверен, хотел бы знать каждый хоть немно­го интересующийся оккультизмом человек. В чем заключается основное или первостепенное, правило для тех, кто обладает такими способностями и хо­тел бы научиться контролировать их, чтобы пра­вильно использовать, — фактически для начинаю­щих изучать оккультизм?

Е.П.Б. Первый и самый важный шаг в оккуль­тизме — это научиться согласовывать свои мысли и представления со способностью создавать плас­тические образы.

         М.К. Почему это так важно?

Е.П.Б. Потому что в противном случае вы со­здаете вещи, за которые придется расплачиваться плохой кармой. Даже приближаться к оккультизму не рекомендуется до тех пор, пока вы не будете иметь ясного представления о своих собственных силах и не научитесь соразмерять их со своими действиями. А достичь этого можно лишь посредством углубленного изучения философии оккуль­тизма, прежде чем перейти к его практическому применению. Иначе, с неотвратимостью рока — неминуемо падение в черную магию.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно