Глаз добрый

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Индекс

Зов, Июнь 15, 1921 г. Сумейте, состоя учениками, устоять против раздражения. Мой ученик обязан иметь глаз добрый. Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явление несовершенства, иначе останетесь прежними.

Мир Огненный ч.1, 593 И еще помолимся, чтобы открылся глаз наш на добро. Многие, засоренные глаза не вполне различают добро. Они, вследствие болезни своей, различают лишь грубые формы. Нужно проявить чрезвычайное напряжение, чтобы не растоптать росток блага. Впрочем, сердце, изгнавшее жестокость, поймет все зерна добра и кончит великодушием и любовью.

Мир Огненный ч.2, 269 Нужно брать действительность, как она есть. Не недоверие или усыпленность, но глаз добрый и открытое сердце приведут к пониманию новых проявлений Огненного Мира.

Братство, 41 Злоба и ненависть совершают свои действия в ограниченности. Для неограниченного действия нужно преисполниться доброжелательством и находить причины и следствия глазом добрым.

Братство, 251 ...злой видит злое, а добрый видит доброе. По всем отраслям знания проходит та же истина. Только очень зоркие глаза отличат, где действительность и где мираж настроения.
Когда человек мечтает о Братстве, пусть, прежде всего, очистит глаза от наносного сора.

Надземное, 629 Счастлив кто научился прислушиваться к голосам сознания глубинного. Он найдет новые средства в жизненной борьбе. Он посмотрит вокруг глазом добрым и справедливым. Он найдет правильное определение многим качествам и почерпнет мужество.

Из Писем Е.И.Рерих

13.10.1929 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.1) ...Теперь один общий совет. Следует помнить, что применяя эти советы к себе, нужно явить сугубую суровость, но для брата найти глаз добрый. Завет Владыки – суровость к себе и открытое сердце к брату. Лишь глаз добрый творит. Помните, родные, как Владыка всегда указывал прикладывать Учение прежде всего к себе, иначе останемся на той же ступени. «Плачевно, когда дух назначает себе тот же предел, и порождение, спутник верный, ждать будет у порога». Родные, развивайте чувство справедливости и соизмеримости. Оба эти качества измеряются сердцем. Начните думать о сердце, чтоб помнить о нем, и затем прислушивайтесь к звучанию его. Ведь самый мощный магнит – сердце. Магнит этот притягивает все возможности и растет с искренностью и устремлением. Ничего отвлеченного в этом нет, ибо все тончайшие космические энергии проходят через сердце. Все тончайшие – значит, все самые мощные и все самые творческие. Но чтобы привлечь эти творческие энергии, нужно возжечь огни сердца. Итак, родные, горите всеми огнями! Но не принимайте сентиментальность и слезливую доброту за суровое, мудрое явление сердца. Помните, что Сказано о сострадании и жалении...

11.06.1935 Елена Рерих Рихарду Рудзитису ...Дорого мне, что Вы ярко подчеркнули универсальность личности Н.К. и ввели творчество его в ритм космического строительства. Как правильно, как превосходно Ваше определение: «Из мировой красоты собирает он священную росу духа в своём сердце, чтобы оно постепенно возгорелось Чашей Грааля». Именно, Н.К. «Носитель Чаши Грааля», или сердечного подвига во имя Истины и Красоты. Также тонко отмечены Вами его качества – «приветствовать в каждом человеке положительные творческие стремления, утвердить в нём каждую искру света и оберечь и раздуть её ещё ярче».
Истинно, «глаз добрый» полагается им в основу его отношений к людям в стремлении дать всем надежду на преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю Красоту Творчества Жизни и претворять её в той простоте и ясности, чуждой всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его неисчерпаемым в проявлении своём...

21.01.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...критика легка, но искусство трудно. И ученик, прочитавший сердцем книги Живой Этики, должен понять, как важно являть на своем пути глаз добрый. Одной критикой никогда ничего не создавалось...

20.06.1936 Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису ...Конечно, мы можем утверждать, что не все книги г-на Ледбитера воспринимаются нами, но острого осуждения теософам высказывать не будем. Сообщу об этом Совете и Н.П.Серафининой. У нас много друзей именно среди бывших и настоящих теософов, как в Америке, так и в других странах. Именно их сознание более подготовленное к восприятию основ Учения, потому проявим глаз добрый…

27.04.1937 Николай Рерих Карлу Валковскому ...Во всём мы любим глаз добрый, и только изыскивая все цветы добра можно строить прочно...

30.04.1937 Николай Рерих Рихарду Рудзитису ...Вы знаете, как мы ценим во всём глаз добрый...

19.08.1937 Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису ...Каждое умаление, даже неосознанное, уже приносит свою худую карму. Первое наставление Учителя, данное нам, было: "В десять раз увеличивать все хорошее и в два раза уменьшать все худое"[1], тогда только приблизится более или менее верная оценка. Как часто люди берутся судить лишь по очевидности и тем самым совершают тяжкий проступок против справедливости. Вот почему так прекрасен обычай писать лишь доброе об ушедшем. Хотя бы в этом люди несколько выправляют свою несправедливость...

07.01.1938 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому ...Могу подтвердить, что никогда ни одного слова осуждения моим сородичам не слышала я ни от Рихарда Яковлевича, ни от Валковского, ни от Г.Ф. Описывая положение вещей и дел в Обществе, Рихард Яковлевич находит для каждого члена [не только] доброе слово, но и ясное понимание побудительных причин некоторых действий. Истинно, у него глаз добрый, и потому он назван духовным наследником Ф.Д...

20.05.1949 Е.И.Рерих – В.Л.Дутко ...Ваш очерк, Родная, о Н.К., о великом творце и строителе Новой Эпохи, – содержателен и прекрасен. Спасибо, Родная. Хорошо, что Вы подчеркнули мою любимую черту в нем, именно «Глаз добрый» ко всем и ко всему, или необыкновенную терпимость к воззрениям инакомыслящих людей. Он обладал удивительным уменьем расширять и углублять сознание самых узких и упорных фанатиков. Становясь как бы на их точку зрения, он незаметно расширял и углублял их понимание. Также он сумел сохранить простоту и смирение, несмотря на то, что ни об одном художнике, можно даже сказать, ни об одном творце не писалось столько при их жизни, сколько о нем. Сам Великий Владыка дал ему высшую оценку, назвав его «Лучшим Художником Мира»...

12.07.1949 Е.И.Рерих – И.Э.Муромцеву ...Явите глаз добрый к Стране Лучшей, стране прекрасной, стране великого простора...

09.01.1950 Е.И.Рерих – Т.Загер ...Явите глаз добрый! Страна новая, страна страдающая станет самой прекрасной, и Силы Света покроют ее своим Щитом...

01.02.1950 Е.И.Рерих – М.Стуранс ...передаю Вам Наказ Великого Владыки, уявленный всем сотрудникам: «Никогда не осуждать Россию, но являть глаз добрый и утвердить новое сознание в размахе совершающейся космической справедливости»...

05.03.1953 Е.И.Рерих – И.Э., Г.И. и К.И. Муромцевым ...Отмечаю и Ваш «Глаз Добрый», что, конечно, так важно выработать в себе. Без него нет возможности подвижек и участия в плодотворном труде и строительстве...

10.10.1953 Е.И.Рерих – Б.Н. и Н.И. Абрамовым ...Глаз добрый необходим на пути Учения. Лучше ошибиться, нежели обвинить незаслуженно. Лучше быть преданым, нежели предать...

23.09.1954 Е.И.Рерих – С.Н.Рериху ...«Добрый Глаз» на Лучшую Страну не поощряется среди англосаксов...

29.04.1955 Е.И.Рерих – Н.И. и Б.Н. Абрамовым ...Много будет перемен, потому уявите терпение и, главное, ничего не опасайтесь, но воспитывайте в себе глаз добрый и помните, что дружелюбие – лучшая охрана на всех путях...

Из трудов Николая Рериха

Н.К.Рерих. Глаз добрый. Оглавление

Н.К.Рерих. Адамант. АДАМАНТ ...Откуда же придёт познание сущности вещей? Откуда придут мудрые взаимные отношения? Откуда придёт единение? То единение, которое служит верным залогом наступательных, твёрдых движений. Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства. Только эти проводники могут установить глаз добрый, так необходимый для будущего созидания...

Н.К.Рерих. Врата в будущее. МОНГОЛИЯ ...Нужно найти и доброе мышление, и добрый глаз, и доброе действие...

Н.К.Рерих. Химават. РУССКИЕ ОБЛИКИ ...Добрый глаз редок. Дурной глаз в каждом доме найдется...

...Надо знать, что нашему «я» ничто не может вредить. Останавливаясь перед плохим, мы у себя отнимаем минуту радости. Удерживаем себя вместо шага вперед. Учиться радости, учиться видеть лишь бодрое и красивое! Если мы загрязнили глаза и слова наши, то надо учиться их очистить. Строго удержать себя от общения с тем, что не полюбилось. И у нас жизнь разрастется. И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдет ликование злобы. И у нас откроется глаз добрый. Эти возвышенные мысли пришли мне на ум после встречи со Станиславским. Он был не только магнетической личностью, но и неутомимым сеятелем всего ободряющего и созидательного. Можно сказать, что он действительно имел глаз добрый...

Н.К.Рерих. Берегите старину. СТРОИТЕЛЬСТВО ...В близком будущем на Руси, в обновленном строительстве, возникнут многие вопросы почти такого же значения. Надо к ним приготовляться. Надо к закрытому глазу инженера придать глаз добрый и зрячий. При ведомствах путей сообщения, внутренних дел и землеустройства надо сделать орган, который присмотрит за красотою и историческим значением нарастающего строительства...

Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. МОНГОЛИЯ ...Лишь в добром опознании местных условий, лишь в истинном дружелюбии и в настоящем стремлении к строительству можно найти и взаимность. А вы знаете, что сердце так неопровержимо чует, где живет истинная доброжелательная взаимность... Нужно найти и доброе мышление, и добрый глаз, и доброе действие. Каждый проезжающий должен нести на пути своем посильную помощь. Может быть, он едет с ограниченною целью, но благая помощь его может быть безгранична.

Н.К.Рерих. Листы дневника т.2. НАШЕ ЛАТВИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ...Человек, мыслящий о Культурных преуспеяниях, строит свое продвижение именно на этических основах. Добро, доброжелательность, глаз добрый для Культурного человека не есть неопределенные условные символы. Такой мыслитель знает великие реальности и прилагает их во всех проявлениях жизни...

Н.К.Рерих. Листы дневника т.2. САМОЦВЕТ ...Общественность должна порождать и глаз добрый. Без него не продвинуться. Хорош ли обычай во всем искать доброе начало? Много злых волков. Многие из них под овечьей шкурой. Пусть и укусят иногда. Лучше ошибиться во благе, нежели не рассмотреть добро...

Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Вазари ...Перечитал Вазари. Должны быть ему благодарны. Без него множество ценнейших черт исчезло бы навсегда. И еще мы должны быть ему признательны за непристрастное, доброе суждение. У него был глаз добрый. Так и подобает историку. Культурна основа его заключений...

Из других источников

Учение Храма. Том 1. БЕСКОРЫСТНАЯ ЛЮБОВЬ. НАСТАВЛЕНИЕ 16

...Любовь является единственным проводником, через который наши глаза видят ясно и безошибочно. Ненависть обезображивает, преувеличивает или преуменьшает. Страсть ослепляет. Истинная же любовь широко открывает врата души и позволяет любящему силою распознавания видеть все непривлекательное и некрасивое так же хорошо, как все чистое и прекрасное, чтобы правильно отделить преходящее от вечного в жизни любимого и дать всему правильную оценку. Но – увы! – эта истинная любовь так мало понята, скрываясь под названиями различных так называемых атрибутов. В некоторых умах она представляется сложной картиной – запредельной, блистающей небесной красотой и истиной, но при окончательном рассмотрении оказывается не чем иным, как жертвенным Служением. Тот, кто достиг мощи такой любви, не сделает из нее повода для фамильярных отношений или вторжения в обстоятельства жизни любимого. Такая любовь предписывает смирение истинного Служения, где бы и когда оно ни представилось. Она многострадальна, терпелива и верна. Хотя она и радуется, если знает, что ее оценили и ответили взаимностью, но это признание не является для нее необходимым. Процесс восхождения до высот такой бескорыстной любви не поддается ни осмыслению, ни описанию. Агония души, как непременная часть этих одиноких высот, которую должен пережить каждый неофит великой Мистерии; слепая борьба с демонами, преграждающими ему путь; уничтожение тех своих жалких, неугомонных элементалов себялюбия, что вечно взывают из самых глубин их мучений: «Дай, дай, дай», – все это он должен не только встретить лицом к лицу и не только отречься, но и убить с холодной, бесстрастной расчетливостью, чтобы освободить место для своего высшего бескорыстного «Я», ибо законы пространства неумолимы...

Примечания

Обсуждения на форуме

Личные инструменты
Дополнительно